какое свойство воды позволяет рыбам успешно зимовать в водоемах покрытых льдом
Урок химии в 8 классе «Вода»
Цель урока: учащиеся придут к заключению о свойствах воды, ее особенностях, нахождении в природе.
Активизировать все знания о воде, полученные при изучении свойств воды,
продолжить формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: кислотах и основаниях.
Записывать уравнения реакций воды с активными металлами, оксидами металлов и неметаллов.
Создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, находить существенные признаки понятий.
Содействовать развитию представлений учащихся о типах химических реакций, умения применять знания полученные ранее.
Основные понятия: Гидроксид металла, основание, гидроксильная группа, кислоты.
Планируемые результаты обучения: Уметь составлять уравнения реакций воды с некоторыми металлами и оксидами металлов и неметаллов.
Демонстрации: Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора(V), оксида кремния
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация слайдов, опытов), практический (групповая работа).
Оборудование: интерактивная доска, слайды, карточки с заданием, оборудование для выполнения опытов.
2.Обобщение знаний: Целью данного этапа является приведение к системе знаний учащихся о нахождении воды в природе, физических и химических свойствах, значении воды в природе и жизни человека. Здесь использованы словесные, наглядные методы, дополнительные материалы – сообщения учащихся.
Учитель: Как алфавит начинается с буквы А так и жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении. Жизнь не возможна без воды.
Учитель: Обратимся к слайдам. Рассчитайте сколько воды в вашем теле?
Ученики считают, выборочно спросить учащихся ответы
Учитель: О составе воды написал Ефим Ефимовский
Из атомов мир создавала природа
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льдины…
А что же представляет собой вода?
Ученик: При нормальных условиях вода – жидкость. Не имеет запаха, цвета, вкуса, прозрачна, неядовитая. При +100 0 С кипит, при 0 0 С – замерзает. При охлаждении плотность воды увеличивается, пока температура не достигнет +4 0 С, затем плотность снова становится меньше. Поэтому в больших водоемах вода с температурой +4 опускается на дно, а более холодная находится ближе к поверхности. Это свойство воды позволяет рыбе зимовать в замерзших водоемах. Лед имеет меньшую плотность, чем жидкая вода, т.к. его кристаллическая решетка содержит пустоты. Поэтому зимой лед находится на поверхности воды, что очень важно для обитателей водоемов зимой. Так же вода обладает большой теплоемкостью, поэтому она медленно нагревается и медленно остывает. Благодаря этому водные бассейны регулируют температуру на нашей планете.
Учитель: Обратимся к слайдам. Вспомним физические свойства воды. Ученик комментирует слайды.
Учитель: Для подтверждения свойств воды, я предлагаю вам выполнить лабораторные опыты. Для выполнения опытов вспомним технику безопасности.
3. Выполнение опытов: (в группах).
Деление на группы. Разделить по способу «Дерево» (выбрать по одному, а потом каждый себе в группу)
Какова прозрачность воды?
Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определи цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок).
Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды?
Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
А можно ли очистить воду с примесями песка и глины?
Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны).
Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон).
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.
Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
В конце лабораторных опытов каждая группа рассказывает о результатах проделанных опытов.
Учитель: Посмотрим видеопыты взаимодействия воды с натрием и оксидами неметаллов.
Каждая группа записывает химические реакции в тетрадь, затем каждая группа проводит растворение оксида кальция в воде
После этого записывает ученик у доски. Делает вывод о химических свойствах воды.
4.Закрепление: Задание – игра «Удивительная цифра». Обвести верные ответы кружком (у учащихся карточки)
1. Формула воды – Н2О.
2. Относительная молекулярная масса воды равна 18
3. Тип химической реакции образования воды из простых веществ – реакция соединения.
4. Речной песок хорошо растворяется в воде.
5. Соль можно выделить из раствора фильтрованием.
6. Вода – хороший растворитель.
7. Чтобы выделить соль из раствора, его необходимо выпарить.
8. Вода – летучая жидкость
9. Вода взаимодействует с активными металлами.
10. В воде растворяется железный гвоздь.
11. Вода имеет вкус и запах.
12. Вода не имеет вкуса и запаха.
13. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
14. Процесс растворения – это физическое явление.
15. Взаимодействие активного металла натрия с водой – это химическое явление.
4. Закрепление: Изготовление кластеров.
Каждая группа на листе в форме капли пишет, рисует свои мысли на тему бережного отношения к питьевой воде.
2. Понравился ли тебе сегодняшний урок? Чем?
3. Насколько трудным был сегодняшний урок?
Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «аномалии воды»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Почему рыбы не замерзают в холодной воде?
Практически все рыбы являются холоднокровными животными
Рыбы Антарктиды
Как правило, в антарктических водах плавают так называемые нототениевидные рыбы. Если верить расчетам ученых, на сегодняшний день их насчитывается около 156 видов. Многие из них употребляются в пищу и даже импортируются в Россию. Например, в продаже вполне можно найти морского судака (Patagonotothen ramsayi) или ледяную рыбу (Champsocephalus gunnari). Люди времен СССР также могут припомнить, что на рынке можно было встретить мраморную нототению (Notothenia rossii) и еще пару-тройку рыб, выловленных из холодных вод Антарктиды.
Ледяная рыба (Champsocephalus gunnari)
Как и говорилось выше, нототениевидные рыбы живут в водах, температура которых практически не поднимается выше 4 градусов Цельсия. Хотя, в последнее время погода в самом холодном регионе нашей планеты прямо-таки чудит. В начале 2020 года я публиковал новость о том, что в Антарктиде была зафиксирована рекордно высокая температура воздуха — 18,3 градуса Цельсия. Она наверняка повлияла на состояние воды и обитающие в ней рыбы, видимо, чувствовали себя замечательно.
Удивительные способности рыб
Но, давайте вернемся к тому, что большую часть времени рыбы проводят в холодной воде, на глубине около 1500 метров. В ходе изучения организмов рыб, ученые выяснили, что превращению их тел в глыбы льда препятствуют специальные белки, именуемые как гликопротеины. Еще в середине XX века ученые выяснили, что эти вещества тормозят процесс замерзания жидкостей в 200–300 лучше, чем соль, которой зимой покрывают дороги городов нашей страны. Это своего рода антифриз, который и позволяет рыбам выдерживать экстремально низкие температуры.
Нототениевидных рыб насчитывается около 156 видов
Спасающие жизни рыб белки действуют не только внутри их организма, но оказывают на воду внешнее влияние. В ходе научной работы исследователи выяснили, что при наличии гликопротеинов в крови рыб, окружающие их тела молекулы воды начинают двигаться медленнее, что предотвращает образование кристалликов льда. То есть, рыбы не имеют риска превратиться в глыбы льда — это просто невозможно.
Взаимодействие рыб и воды — гораздо более сложный процесс, чем предполагалось ранее
Теплокровные рыбы
Но стойкостью к холодным водам обладают далеко не все рыбы. Одна из них — единственная в своем роде теплокровная рыба красноперый опах (Lampris guttatus). В начале статьи я упомянул, что все рыбы являются холоднокровными и температура их тела напрямую зависит от температуры воды. Так вот, красноперый опах — исключение из этого правила. В 2015 году американским ученым удалось выяснить, что температура их тела обычно на 5 градусов выше температуры воды. А все потому, что эта рыба непрерывно подогревает себя, активно двигая своими плавниками. А сохранению тепла внутри тела способствует их толстый жировой слой.
Длина тела красноперого опаха может достигать двух метров
На тему необычных обитателей мирового океана также советую почитать материал о самых страшных рыбах нашей планеты. О некоторых из них вы уже хорошо знаете — например, вы наверняка видели фотографии рыбы-капли. Посмотрев на нее можно подумать, что это самое грустное создание в мире. Но вы еще вряд ли знаете о существовании рыбы-луны, морского тряпичника и других созданий, так что приступайте к чтению прямо сейчас!
Тест по теме «Свойства льда»
1. Что НЕ является водой в твердом состоянии?
а) град б) лёд в) иней г) дождь
2. При какой температуре вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лед?
3. Выбери свойство, которым лёд НЕ обладает.
а) текучий б) хрупкий в) скользкий г) твёрдый
4. Какое явление природы, опасное для здоровья людей, наблюдается зимой?
а) дождь б) ветер в) снегопад г) гололёд
5. Почему лёд легче воды?
а) при нагревании вода закипает в) при замерзании вода расширяется
б) при испарении вода лопается г) при расширении вода сжимается
6. Если бы лёд был тяжелее воды, то…
а) погибли бы только рыбы в) погибли бы только растения
б) всему живому в водоеме грозила бы гибель г) никто бы не погиб
7. Какое свойство льда и снега похожи?
а) хрупкий б) не тонет в) скользкий г) прозрачный
8. Почему зимой лопаются водопроводные трубы?
а) вода, превращаясь в лёд, расширяется
б) вода, превращаясь в лёд, сжимается от мороза
в) повреждение труб с водой не связано
9. Через тонкую пластинку льда видно цветной карандаш. Это говорит о том, что лёд…
а) холодный б) хрупкий в) прозрачный г) твёрдый
10. Выбери свойство, которым водяной пар НЕ обладает.
а) невидим б) имеет запах в) бесцветный г) прозрачный
11. Переход воды из жидкого состояния в водяной пар называется _______________
12. При каких условиях вода превращается в лёд. А лёд становится водой?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-881275
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Когда дети начинают шутить
Время чтения: 2 минуты
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Способы и особенности зимовки хищных и мирных рыб
В зимний период резкое похолодание приводит к изменениям жизни в водоёмах, и особенно они сказываются на рыбах. У подводных обитателей снижается активность и замедляется обмен веществ.
Варианты зимовки
Существует несколько способов, которыми пресноводная рыба приспосабливается к зимним холодам. Они зависят от глубины водоёма, течения или его отсутствия, температуры окружающей среды и вида рыб.
Зимовальные ямы
Похолодание и замерзание воды по-разному сказывается на каждом виде рыб. Некоторые из них относятся к теплолюбивым:
Они с октября стаями плывут на большую глубину. Такие глубоководные участки называют зимовальными ямами. Особенности такой зимовки:
Полная пассивность
Такой вид зимовки чаще всего выбирает карась. Он просто замирает близко ко дну водоёма, совсем перестаёт двигаться и питаться и в таком положении ждёт весны. Обменные процессы в организме сильно замедляются, что позволяет рыбе выжить в холодную и голодную пору.
Зарывание в ил
Это своеобразный вариант полной пассивности. Он подходит не только для карася, но и для многих других видов.
Рыбы уходят на дно, зарываются поглубже в слой ила и замирают. Неподвижность помогает не тратить энергию (а значит, нет необходимости в её пополнении), ил служит подушкой, защищающей от промерзания.
Миграция
Некоторые рыбы, например, лососевые, на зиму отправляются в южные регионы. За лето они накапливают достаточно жира, подрастают, и с приближением холодов перебираются к тёплым морям, где зимуют ближе ко дну. Этот процесс называется «миграция».
После окончания зимы откормившиеся в морской воде рыбы возвращаются в реки, чтобы отнереститься и продолжить род.
Сохранение активности
Некоторые виды рыб, чаще всего крупные, не теряют активности при похолодании. Постоянное движение обеспечивает их телам энергию и согревание, а питанием становится мелочь, которая не впала в спячку: плотва, уклейка, ёрши. Пищей могут послужить даже собственные мальки.
Нерест
Вид зимовки, который обычно используют налимы. В тёплой воде рыба чувствует себя угнетённо, в спячку впадает, как только температура поднимается выше 15-16° C. Зато зима – самое благоприятное время года.
С наступлением осенних холодов налим активно откармливается, а зимой приступает к размножению. В холодной воде под толстым слоем льда он нерестится, откладывая икру на каменистом дне водоёма.
Замораживание
Небольшие водоёмы со стоячей водой в суровые зимы промерзают до самого дна. Иногда леденеет даже ил, в который зарылись рыбы. Обитатели прудов, озёр и болот, в которых отсутствует течение, приспособились и к этому.
Рыбы, которые спокойно переносят зимовку в полной пассивности (например, карась и далия), вмерзают в слой льда, впадая в полную спячку. Когда лёд оттаивает, и вода постепенно прогревается, рыбы просыпаются и начинают активную жизнь.
Только если сильно промёрзнут жабры и жидкость в организме подводного обитателя, он умирает. Такое случается редко.
Как помочь перезимовать рыбам в пруду?
Многие рыбаки принимают непосредственное участие в организации зимовки для рыб. Особенно, если дело касается небольших прудов со стоячей водой или самодельных водоёмов, зарыбленных своими силами.
Обеспечить жителям пруда комфортную зимовку можно такими способами:
Как зимуют мирные рыбы?
Отличие мирных рыб от хищников состоит в большей теплолюбивости первых. Обычное их состояние в зимний период – уход на глубину и почти полная пассивность.
Особенности зимовки хищных рыб
Хищники, отличающиеся крупными размерами, замедляют жизнедеятельность только при самых сильных морозах, а в остальное время они активны. Дело в том, что такие виды рыб предпочитают сумрак, а лёд на поверхности воды как раз создаёт такую полутьму.
Крупной хищной рыбе хватает корма в виде ещё не ушедшей на дно мелочи. Поэтому рыбаки знают: самая удачная рыбалка приходится на начало и конец зимы. Только окунь хорошо ловится в течение всего холодного сезона – он держится за счёт накопленного в больших количествах жира.
В отличие от остальных хищников, сомы предпочитают зимовать пассивно, залегая чуть выше глубинных ям. Для этого они собираются группами, хотя в другое время года предпочитают обитать в уединённых местах.
Рыбы сумели приспособиться к проживанию в любых климатических условиях, в том числе и к холодным зимам. Начинающим рыбакам пригодятся знания о том, как зимуют подводные жители, чтобы улов был удачным даже в холодное время года.
Без кислорода и подо льдом. Почему зимой происходят заморы рыбы?
Затяжная холодная зима почти всегда сопровождается замором рыбы. Однако не все подводные жители в одинаковой мере чувствительны к низкой концентрации кислорода. Самыми стойкими являются линь, карась, ротан и вьюн. При неблагоприятных условиях они зарываются в ил, впадают в спячку и пережидают негативный период до начала весны. Наиболее чувствительными к кислороду рыбами считаются: лососевые, судак, щука, окунь, жерех, голавль.
Замор рыбы зимой – крайне негативное явление. Поначалу подводные жители начинают испытывать кислородное голодание. Они становятся вялыми, мало двигаются, перестают питаться. Рыболовы, которые вылавливали обессиленных особей, отмечают следующие внешние признаки: учащенное дыхание, мутные глаза, бледность жабр и слизистой оболочки рта.
Своевременно выявить замор поможет зимняя рыбалка. Истинные рыбаки, не теряют времени и в любое время года – они стремятся на водоем в оттепель и даже в стужу. Но ловля рыбы в замор может негативно отразиться на улове, поэтому лучше своевременно выявить трагедию и предотвратить ее.
Просим Вас не оставаться равнодушными и вместе направить наши усилия на защиту природы Республики Беларусь.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
М.Ю. Горбач, заместитель начальника отдела государственного контроля