как заглянуть внутрь себя и понять что ты можешь
Заглянуть внутрь: понять себя, чтобы понять мир
Почему люди поступают по-разному в одних и тех же ситуациях? Как понять, какое решение будет правильным, принесет пользу? Наконец, как формируется наше мнение относительно каких-либо явлений? Наше отношение к социальной реальности обусловлено индивидуальными особенностями взаимодействия с окружающим миром. Самонаблюдение, самоанализ, исследование своих психических процессов позволяет понимать мотивы собственных поступков, а еще узнать, что управляет нами — разум или эмоции.
На базе самоанализа строится принцип критического мышления — когда мы принимаем решения беспристрастно, опираясь не на эмоции, а на логику и потенциальную пользу. Один из способов такого самопознания — интроспекция.
Термин «интроспекция» происходит от латинского introspecto, это слово означает буквально «смотреть внутрь». Сначала мы наблюдаем за явлениями внешнего мира, а потом проводим рефлексию (это часть интроспекции) — анализируем свое отношение к этим явлениям, собственное участие в них, отражение последствий этого участия на нас самих. Этим методом пользовались психологи еще в XIX веке, исходя из убеждения, что невозможно познать мир вокруг себя, не познав самого себя изнутри. Это был экспериментальный способ оценить возможности человека к самонаблюдению.
Интроспекция бывает нескольких видов
Различия обусловлены способами проведения самоанализа.
Как любой метод исследования психики, интроспекция имеет свои плюсы и минусы. Среди недостатков можно выделить его субъективность. Несмотря на то, что он направлен на понимание нашего субъективного отношения к миру, сам анализ тоже может быть субъективен. То есть мы неправильно определяем мотивы наших решений. Но среди преимуществ метода — повышение самоконтроля при регулярной практике. Чем больше мы рефлексируем, тем более глубоко понимаем себя. Так, рано или поздно научимся правильно оценивать свое состояние и, как следствие, мотивы действий.
Как правильно проводить самоанализ? Современная психология использует несколько измененный вариант интроспекции, который имеет отличия от первоначальной практики. Главная ошибка, которую мы допускаем в стремлении преодолеть субъективность — это осуждение себя. В результате рефлексия превращается в самобичевание, это не приносит никакой пользы. Необходимо отстраниться от угрызений совести, только беспристрастно наблюдать.
Возьмем пример: мы повздорили с другом, вели себя довольно агрессивно, а теперь плохо себя чувствуем из-за этого. При анализе этой ситуации нужно по очереди рассматривать все факторы — внешние и внутренние. Допустим, мы были в плохом настроении, поэтому нервничали, что спровоцировало ссору. Из-за чего у нас испортилось настроение? Допустим, мы не выспались. Наблюдаем дальше: друг сказал какую-то фразу, которую мы интерпретировали определенным образом, соответствующе отреагировали на нее. Далее последовала ответная реакция. Все это сопровождалось яркими эмоциями. Теперь мы остыли и понимаем, что не было необходимости так остро реагировать, что мы могли обидеть товарища резкой фразой. Из-за этого мы чувствуем себя плохо.
Систематическая практика такого анализа позволяет нам принимать правильные решения при возникновении похожих ситуаций, оглядываться назад, чтобы не повторять прошлых ошибок. Она помогает буквально запрограммировать себя на принятие объективных решений, выработать привычку ориентироваться на внутренние ощущения. Чтобы научиться этому приему, нужно научиться прислушиваться к себе, на этом основана практика критического мышления. Освоить такой тип мышления, а также все сопутствующие способы интроспекции вы можете на специальном курсе «Критическое мышление» от Викиум. Для него были специально разработаны тренажеры, которые учат отслеживать, считывать, правильно интерпретировать отклики нашего тела. Кроме того, вы узнаете, как внешние помехи влияют на наше сознание, что с ними делать и как всегда оставаться беспристрастным. Познайте себя вместе с Викиум!
Как заглянуть внутрь себя и понять что ты можешь
В каждом из нас есть теневая сторона — та, которая проявляется в минуты кризиса или счастья. Та, которая делит окружение на категории: вот этот человек мне нравится, а этот «раздражает и бесит». Ваша теневая сторона иногда помогает, а иногда мешает добиваться целей. Но главное — она совершенно не осознается нами.
В книге «Интегральный коучинг» есть упражнения, с помощью которых можно буквально «заглянуть» в собственную душу. Эта книга не только для преподавателей. Вы сможете стать коучем для самого себя, если интересуетесь психологией, и получить представление, как сделать жизнь целостной и наполненной.
Интегральный коучинг
О чем говорит ваша тень
В древности тень человека считалась его душой, двойником; в некоторых языках эти понятия обозначаются одним словом. Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым «я» человека, его жизненно важной частью. Ее потеря была равносильна утрате души. Человек без тени якобы продал душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени). Иными словами, наличие Тени делает нас живыми людьми.
В психологии Тень — это скрытые или бессознательные аспекты психологической структуры личности, ее негативная сторона, обычно отвергаемая сознательным эго. Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг утверждал, что каждый имеет свою Тень (она есть везде, где есть свет). В каждом живут ангел и дьявол; тиран и мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище (в разных долях).
Тень может управлять своим «хозяином», поэтому важно разобраться, что она из себя представляет. Источник
Проблема в том, что эти части скрыты от человека или не признаются им, и именно поэтому часто им управляют, особенно в сложных ситуациях.
Упражнения из книги «Интегральный коучинг» помогут обнаружить вытесненные теневые аспекты личности и интегрировать их. В книге предполагается, что упражнения выполняются в паре, но мы адаптировали их, чтобы вы смогли сделать их самостоятельно, без посторонней помощи. Обратите внимание, какие вопросы стоит задать самому себе, чтобы «картинка» получилась более объективной.
Постоянно напоминайте себе, что нужно сосредоточиваться в большей степени на своем внутреннем мире, чем на выявлении и обсуждении внешних факторов. Если мысли все равно поворачиваются в эту сторону, то важно отметить и связать их с тем состоянием, которое проявляется в момент их появления. Например, можно спросить: «Как обстоятельства (например, хорошая погода, вкусная еда, добрые слова руководителя) влияют на мое состояние? Что со мной происходит в этот момент?»
Упражнение «Процесс 3-2-1»
Вы обнаружите отчужденные чувства, эмоции, личные качества, проработаете и освободите их. Найдете полезное применение своей Тени в той области жизни, где отвергаемое качество может быть полезно.
Этап 1
Вспомните человека, который вызывает у вас либо очень приятные, либо очень неприятные эмоции; это может быть человек, с которым вы сейчас в конфликте, либо персонаж из сна. Опишите его внешний вид, поведение, черты характера как можно подробнее, в ярких красках. Затем из всего перечисленного выделите то, что сильнее всего вас задевает, — его чувства, качества, эмоции.
Этап 2
Вступите в диалог с персонажем, который вас раздражает. Представьте, что вы сидите (или стоите) рядом и говорите с этой фигурой, рассказываете о том, что вас раздражает или восхищает.
После этого попытайтесь встать на место этой фигуры и ответьте самому себе. Затем вернитесь на собственное место и задайте персонажу любые вопросы, например:
— Почему ты такой?
— Что хорошего в том, что ты такой?
— Почему ты таким стал?
— Что ты хочешь сказать мне этим?
Персонажи никогда не приходят просто так. Источник
Далее опять встаньте на место этой фигуры и ответьте себе от ее имени. Последний вопрос, который вы зададите ей: «Чему ты меня учишь?» (Такие персонажи никогда не приходят просто так!)
Этап 3
Станьте этой фигурой на некоторое время. Прочувствуйте этого человека! Что значит быть им: одеваться так, вести себя так, иметь такие черты характера? Позвольте себе посмотреть на этот мир так, будто это вы. Полностью перевоплотитесь.
Побудьте в этом теле и позвольте себе найти в новом мироощущении положительные стороны, выгоды. Побудьте в этом состоянии 2–3 минуты. Затем возвращайтесь.
Задайте себе два вопроса:
1. Что хорошего в этом состоянии для вас?
2. Где в жизни это может быть вам полезно?
Упражнение «Работа с внутренними ресурсами»
Упражнение помогает обнаружить и присвоить внутренние ресурсы, необходимые для поддержания дееспособности в стрессовых ситуациях, а также вернуть веру в себя, в собственные силы.
1. Вспомните, в какой ситуации вам удалось достичь цели развития.
2. Опишите, что (какие ваши особенности, таланты, навыки, знания, отношения с другими людьми и тому подобное) помогло вам это сделать?
3. Как вы себя чувствовали, достигнув цели?
4. Вспомните эту историю еще раз и заметьте что-то еще, что помогло вам в тот момент.
5. Опишите актуальную цель развития.
6. Как ваши таланты, ресурсы, особенности, перечисленные в пунктах 2 и 4, могут помочь вам в достижении этих целей? Как это будет выглядеть?
7. Какие шаги можно предпринять в ближайшее время?
Упражнение «Золотая тень»
Упражнение помогает обнаружить свою «золотую тень» и осознать ее влияние, интегрировать «золотую тень» в жизнь, чтобы опираться на нее при выполнении сложных задач.
1. Вспомните человека, которым вы восхищаетесь, чьи качества, навыки (умения) хотели бы иметь. Перечислите и опишите их.
2. Вспомните как можно больше ситуаций (а не одну), когда у вас получалось нечто подобное. Как вы себя чувствовали, обладая этим качеством или навыком (умением) и реализуя его?
3. Что вам помогло проявлять это качество или навык (умение)? Что такое произошло внутри вас, что вы быстро вызвали к жизни эти качества или навыки (умения)?
4. Что может помочь вам чаще проявлять их? Как прийти к такому состоянию? Что можно сделать в ближайшее время?
В каждом человеке живет образ — внутренний родитель, внутренний спасатель и другие персонажи. Эти фигуры вступают во взаимодействие. Они живут внутри нас, а проецируются вовне, проявляются в отношениях. Упражнения, которые мы привели выше, помогают увидеть в себе эти образы и работать с ними, чтобы они не мешали нам реализовать потенциал.
В книге «Интегральный коучинг» вы найдете еще больше упражнений и других инструментов работы над собой.
Как пустить глубокие корни внутрь себя и через внутреннее тело выйти к Сущему
Как пустить глубокие корни внутрь себя и через внутреннее тело выйти к Сущему
Постарайтесь не терять контакта с чистым Бытием и в своей повседневной жизни. Конечно, когда мы занимаемся своими обычными делами, мы не можем полностью пребывать внутри себя. Но надо стремиться, чтобы ни в какой ситуации внешнему миру не было отдано все 100 % нашего внимания. Какая-то часть внимания всегда должна удерживаться внутри. Таким образом вы всегда будете держать открытым ваш канал связи с внутренним телом, а значит, со своим подлинным Я, с самим Сущим.
Чем бы вы ни занимались, что бы ни делали – следите, чтобы внутри у вас сохранялось это ощущение прикосновения к источнику, открытого канала с ним. Вы почувствуете, что эта сосредоточенность на внутреннем не только не мешает восприятию того, что происходит вовне, но помогает ему. Вы все видите будто ярче, четче, мыслите более ясно, понимаете происходящее более глубоко.
И еще одна важная вещь произойдет с вами: вы почувствуете глубокую внутреннюю свободу. Контакт с чистым Бытием, с миром непроявленного, с миром, где нет форм, освобождает нас – и освобождает прежде всего от страхов.
Почему это происходит? Потому что страхи возникают лишь тогда, когда мы отождествляем себя с какими бы то ни было внешними формами. Ведь любые внешние формы нестабильны, и мы ежедневно наблюдаем это: все внешнее меняется, перетекает из одной формы в другую, что-то разрушается, что-то создается.
Отождествляясь с формами, мы начинаем бояться этих перемен. Но когда мы погружаемся внутрь, в мир чистого Бытия, мы перестаем отождествляться с формами, мы отождествляемся с самим Сущим, с Непроявленным, с Бытием, которому никто и ничто не может повредить, ведь оно вечно и бесконечно.
Чем больше мы укореняемся внутри себя, в своем внутреннем теле, и через него – в Сущем, тем меньше власти имеет над нами ум.
Вместо власти ума, вызывающей лишь боль и страдания, мы испытываем радость бытия, что бы ни происходило вокруг. Вы можете заметить, что на самом деле жить – это приятное занятие. Все, что раньше раздражало, начинает казаться сущими мелочами. Даже автомобильная пробка может доставлять удовольствие – как способ приятного созерцательного времяпрепровождения. Мы переживаем, когда проецируем все свое внимание вовне. Мы радуемся всему, когда хотя бы часть своего внимания удерживаем внутри.
Искусство пребывания во внутреннем теле постепенно перерастет для вас в совершенно новый образ жизни. Вы освободитесь и от болезненных реакций, и от непродуктивных, ошибочных моделей поведения.
Когда мы не укоренены внутри себя, нашим поведением руководит внешний мир. Наши действия, поступки, решения идут не изнутри, не от самого Сущего, не из нашей сути – они являются лишь поверхностными реакциями на нечто внешнее. А потому приносят лишь новые проблемы.
Когда мы укоренены в Сущем, все наши решения, поступки, действия имеют очень глубокие корни – они продиктованы глубинной внутренней мудростью, почерпнутой непосредственно из вечного бесконечного источника истины, каким является Сущее.
Экхарт Толле приводит притчу Иисуса о двух людях, которые строят дом. Один строит на песке, без фундамента, и во время бури этот дом смывает потоком воды. Второй же, прежде чем строить, копает глубоко, до скального грунта, и на мощном фундаменте строит свой дом, которому удается устоять во время бури и не быть смытым потоком. Смысл этой притчи в том, что успех всех наших дел, которые мы предпринимаем во внешней жизни, зависит от того, насколько глубоко мы укоренены внутри себя, в Сущем, в своем подлинном Я.
Как пустить глубокие корни внутрь себя? Погружаться вниманием все глубже и глубже во внутреннее тело, пока не появится ощущения выхода за пределы тела – как будто вы, пройдя сквозь него, ушли в еще большую глубину, глубину самого Сущего. Чтобы легче найти эти ощущения, можно воспользоваться восточной практикой сосредоточения внимания на даньтяне. Даньтянь – это принятое в даосских духовных практиках обозначение особых областей энергетического тела, полей энергии, являющихся источниками духовной силы.
Сосредоточение внимания на нижнем даньтяне – области, соответствующей нижней части живота, позволяет получить доступ к источнику внутренней силы и глубоко укорениться во внутреннем теле. Это равносильно тому, что Экхарт Толле называет «пустить глубокие корни внутрь себя».
Останьтесь ненадолго наедине с собой, позаботьтесь о том, чтобы вам никто не помешал, выключите телефоны и источники звука.
Примите любую удобную позу – сидя с прямой спиной или лежа на спине. Закройте глаза, расслабьтесь. Направьте внимание внутрь тела, почувствуйте его живым, ощутите движение энергии.
Почувствуйте все тело как единое поле энергии. Если вам легче почувствовать внутреннее тело как поле светимости – представьте себе свет, тело света, которым вы являетесь. Но не привязывайтесь к этому образу и не создавайте его искусственно, если вам он не близок.
Дышите нижней частью живота, чувствуя, как движутся мышцы. Перенесите все внимание в область нижней части живота, ниже пупка. Представьте эту область как поле концентрированной энергии. Представьте, что погружаетесь в эту область глубже и глубже – как будто ваше тело в самом деле бездонно, не имеет границ.
Представьте, что ваше тело обладает безмерной глубиной, и вам надо пустить корни в эту глубину, укорениться в ней. Представьте, что вы через область нижней части живота укореняетесь очень глубоко, пускаете энергетические корни, и очень прочно удерживаетесь в самой глубине своего внутреннего тела.
Когда почувствуете, что укоренились достаточно прочно и глубоко, представьте, что ваше тело растворяется – остается только чувство удержания себя в глубине при помощи корней. Растворяется также окружающий мир, теряет форму. Но ваше сознание продолжает все очень ярко и четко осознавать – безо всяких мыслей и эмоций, вы просто чувствуете себя глубоко присутствующим в самой сути бытия.
Сохраните ощущение глубокого укоренения внутри себя, снова сосредоточьтесь на дыхании и ощущениях в теле, и открывайте глаза. Направьте часть внимания вовне, продолжая другую часть внимания удерживать внутри, в чувстве укорененности в самом Сущем.
В дальнейшем это упражнение можно выполнять, даже не закрывая глаза, в любом месте и в любое время – например, в той же автомобильной пробке. Вместо того чтобы нервничать или скучать, практикуйте укоренение в самом себе. Эта практика мгновенно трансформирует ваше восприятие и меняет картину мира.
У большинства людей внимание удерживается не в теле, а вне тела, или, в лучшем случае, в области головы. Такое распределение внимания не только не дает нам сил, но лишает их. Мы словно разбрасываем сами себя, идя на поводу у внешних раздражителей, и в буквальном смысле слова «выходим из себя».
Укоренившись в себе, мы меняем картину прямо противоположным образом: теперь не мир руководит нами, а мы руководим и самими собой, и миром. Мы получаем шанс настолько сконцентрировать эту силу, что по сути дела перестаем быть смертными людьми, а обретаем свою истинную бессмертную суть, продолжая при этом жить на Земле обычной человеческой жизнью, – которая, впрочем, обретает совершенно новый смысл.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГЛЯДЯ ВНУТРЬ
ГЛЯДЯ ВНУТРЬ Эти техники медитации связаны с практикой созерцания. Но прежде чем осваивать их, нужно кое-что понять о глазах, ибо эти техники непосредственно с ними связаны. Первое: глаза — самая нетелесная часть человека, наименее телесная его часть. Если материя
Как чувствовать внутреннее тело
Как чувствовать внутреннее тело Несмотря на то, что отождествление с телом является одной из главных форм существования эго, тут есть и хорошая новость — ты можешь легко выйти за его пределы. Это делается не попытками убедить себя, что ты — не тело, а путем переноса
Как тело боли обновляет себя
Как тело боли обновляет себя Тело боли — это псевдоавтономная энергетическая форма, живущая внутри большинства людей, некая сплетенная из эмоций сущность. У нее есть свой собственный примитивный разум, мало отличающийся от разума хитрого и ловкого животного,
ГЛАВА ШЕСТАЯ: ВНУТРЕННЕЕ ТЕЛО
ГЛАВА ШЕСТАЯ: ВНУТРЕННЕЕ ТЕЛО СУЩЕЕ – ЭТО ТВОЕ ГЛУБОЧАЙШЕЕ “Я”Раньше вы говорили о важности того, чтобы иметь глубокие корни, уходящие внутрь себя, – то есть поселиться в своем теле и обитать в нем. Могли бы вы объяснить, что вы под этим подразумеваете? Тело может стать
22. Я вижу себя молодой красавицей и через 100 лет и дальше (экспресс-настрой для переписывания)
22. Я вижу себя молодой красавицей и через 100 лет и дальше (экспресс-настрой для переписывания) Бог сказал мне: «Ты – моя любимая доченька. Я создал тебя веселой-счастливой красавицей. Ты должна стараться как можно более ярко видеть себя юной веселой-счастливой красавицей и
Надоело страдать? Загляни внутрь себя… Точка доступа к счастью – там!
Надоело страдать? Загляни внутрь себя… Точка доступа к счастью – там! А ведь эта дверь существует. И искать ее надо не где-то там, за тридевять земель, и не в каком-то неопределенном будущем. Она существует прямо здесь и сейчас. И она совсем рядом, ближе не бывает – она
Прикосновение к Сущему. Первый шаг на пути возвращения к себе
Прикосновение к Сущему. Первый шаг на пути возвращения к себе Представьте себе, что весь видимый мир – это словно бы поверхность огромного, неизмеримой глубины океана. Люди, события, все вещи и явления – это словно волны, или брызги, фонтанчики воды, отдельные течения на
Шаг 4. Работа с телом. Точка доступа к Сущему
Шаг 4. Работа с телом. Точка доступа к Сущему Чтобы укорениться в Сущем, необходимо соединить сознание и тело Научившись хотя бы иногда растождествляться с умом, разоблачив его стратегии, уводящие нас от реальности, осознав, что подлинное Я – это вовсе не та ложная
О погружении внутрь себя
Меня всегда впечатлял тот факт, что существует удивительное число людей, которые никогда не применяют свой мозг к делу, если этого можно избежать.
Карл Густав Юнг «Человек и его символы»
Йоги часто практикуют очистительные процедуры. Шанк Пракшалана, например, предполагает довольно подробное изучение работы кишечника, что очень радует. Однако мало кто направляет столь же значимые усилия на изучение анатомии и функций собственного мозга. Это что же получается? Кишечник нам интереснее, чем собственный мозг? Да ну бросьте, быть того не может.
Я часто слышу о том, что во время медитации не должно быть ни внутреннего диалога, ни всплывающих картинок и воспоминаний, ни желания почесаться. Я глубоко убеждена в том, что достичь такого состояния можно только сначала позволив всему этому происходить. Сила действия равна силе противодействия, поэтому, чем активнее мы подавляем внутренние психологические процессы, тем настойчивее они становятся. Путём упорных сражений можно, конечно, добиться желанной «внутренней тишины». Но насильственный путь будет означать — отрезать себе доступ к колоссальному хранилищу информации о себе самих.
В статье Карла Густава Юнга «Йога и Запад» читаем: «Посредством подавления и контроля над бессознательным никакого видения не добьёшься — и тем менее путём имитации методов, взращённых совсем иными психологическими условиями». На мой взгляд, мы вполне можем заниматься йогой, оставляя за собой право на естественные реакции и процессы — пусть даже они не соответствуют ведическому регламенту.
Обычно словосочетание «погружение внутрь» используется вместе со словом «медитация». Я изучала этот «маневр» иначе и привыкла называть его вхождением в лёгкий, относительно поверхностный транс. Впервые я узнала это состояние на семинаре по восстановительной практике Елены Матвеевой, когда мы улеглись в айенгаровский вариант Сету Бандха Сарвангасаны. Во время очередного выдоха я испытала такое чувство, как будто резко скатилась с высокой горки. Ощущение было невероятно ярким и интенсивным — как будто меня (мои мысли и ощущения) резко сбросило куда-то в живот.
Можно подходить к обнаружению новых навыков как к волшебству и расплывчатым закономерностям духовного развития, а можно поинтересоваться тем, как устроена наша психика и вполне себе осознанно направить усилие на обнаружение и применение нужных и актуальных способностей.
Разумеется, мне захотелось понять, чего это такое со мной произошло, и как и зачем я могу это осознанно применять, а не просто баловаться. Сначала я стала практиковать такой «нырок», когда понимала, что под кого-то или подо что-то подстроилась и подзабыла, чего я хочу. Рациональная функция психики не всегда позволяет понять, с чем связаны внутренние противоречия, ведь её задача структурировать и упорядочивать нашу жизнь, а их характер часто иррационален. Поэтому мне нужно было дать слово интуитивной составляющей собственной психики.
Я ложилась в восстановительную позу и с очередным освобождающим выдохом погружалась внутрь. Затем мысленно задавала себе вопрос: «Чего я хочу?», а потом просто наблюдала возникающие перед глазами картинки, которые, как правило, содержали исчерпывающий ответ. Часто мы не сразу начинаем их замечать, но это просто вопрос времени.
Мысленная болтовня во время такого погружения никуда не девается (по крайней мере, у меня), просто я сосредотачиваюсь на другом. Это похоже на упражнение, когда предлагают научиться слышать среди звуков оркестра виолончель. Независимо от того, насколько громко звучат другие инструменты, мы можем с лёгкостью сосредоточиться на том, что для нас интереснее в настоящий момент. Так же во время погружения можно сконцентрироваться не на звуках, а на картинках, которые могут многое поведать о том, что происходит в нашем внутреннем мире.
Пока мы считаем такие навыки божественным вмешательством или мистическими результатами практики, мы мало можем это использовать. Одним из показателей овладения таким великолепным и ресурсным инструментом, как «нырок» внутрь себя является свободный выход «на поверхность». То есть это происходит не по принципу случайности, когда нас кидает на границу с бессознательным и так же спонтанно выбрасывает назад в сознание. Овладение навыком погружения означает, что мы спокойно углубляемся внутрь своего существа и возвращаемся тогда, когда хотим. Вероятность научиться делать это, не вдумываясь и не интересуясь тем, что конкретно с нами происходит, довольно мала.
Гораздо проще и быстрее проявить любопытство в отношении строения нашего мозга и/или механизмов работы психики. В процессе такого изучения можно обнаружить удивительные способности, которые идут «в комплекте» у каждого из нас. Тогда пропадает необходимость дожидаться, пока они проявятся спонтанно или, наоборот, согласно ведическому графику — только, когда начнёшь изучать пранаяму, например. Позволив себе любопытство по отношению к самим себе, мы можем обнаружить, что практика йоги становится продуктивнее и вдумчивее, а сама жизнь — увлекательнее и содержательнее.