как вспомнить все что было за день
Как вспоминать забытое и находить потерянное
Илья Колмановский рассказал об исследовании нейробиолога Шарана Ранганата из университета Калифорнии, который выяснил, при каких обстоятельствах мы вспоминаем, где лежат потерянные нами вещи. Профессор Ранганат выдвигает гипотезу, что мозг вспоминает лучше, когда ожидает «награду»
Поделиться:
Нейробиолог из Университета Калифорнии (UC Davis), молодой подтянутый профессор Шаран Ранганат объяснил мне суть своей работы, опубликованной недавно в Proceedings of National Academy of Sciences одной фразой: «Я часто теряю в доме разные предметы, ключи например; начинаю лихорадочно искать и мучить домашних расспросами — но жена говорит мне: сделай паузу, потом легче сам найдешь. И действительно, так и происходит».
«Теперь мы знаем, как это работает, — продолжил мой собеседник, удовлетворенно откинувшись в своем кресле в окошке видеочата, на другом конце земли. — Время от времени мозг спонтанно входит в состояния, когда наша способность вспомнить забытое резко повышается. Мы научились отличать эти состояния на экране энцефалографа, знаем из какой зоны мозга исходят особые электромагнитые волны, так называемые тета-взрывы в префронтальной коре, свидетельствующие: пора задавать вопрос. И тогда доброволец вспомнит нужную информацию легче, чем в любое другое время».
Я как раз третий день не могу найти свой загранпаспорт, поэтому сказал с энтузиазмом: «Вот бы научиться вызывать такие состояния произвольно!» «Мы бы тоже очень хотели этого. Первое направление, в котором хотим попробовать — это стимулировать префронтальную кору слабым магнитным полем, прикладывая к голове в нужном месте электроды от девятивольтной батарейки. Такие опыты уже приносили результаты при обучении новым навыкам — и в случае успеха могут быть перенесены на бытовой уровень, человек сможет повспоминать то, что ему нужно, просто за вечерней чашкой чая».
А можно ли научить человека самостоятельно порождать тета-взрывы? «Это как раз второе возможное направление нашего поиска. Если человеку показывать эти волны на экране, он может поймать субъективные ощущения, связанные с ними, и научиться входить в это состояние». Такой подход называется нейробиологической обратной связью, нейроБОС, мы писали об этом (тут и тут). Этим способом людей обучают спасаться от приступов эпилепсии.
«Активность в префронтальной коре, насколько я понимаю, не имеет непосредственной связи с памятью; дофаминовые каскады, которые там крутятся, как-то связаны с поиском, предсказанием и ожиданием награды, насколько я помню. Что же там такое происходит, отчего мы лучше вспоминаем?» — спросил я. По реакции профессора я понял, что попал в десятку: он засмеялся, оживленно заерзал в кресле и стал с горячностью развивать эту мысль: «Действительно, дофамин играет какую-то, пока что загадочную роль в общении между сознанием (префронтальной корой) и памятью (гиппокампом). Была французская работа, которая показала: если вводить дофамин в зону префронтальной коры, это резко улучшает у крыс способность вспомнить детали лабиринта».
Я почувствовал, что нахожусь в шаге от цели: «Что же может увеличивать выделение дофамина в префронтальной коре?»
«Ожидание награды. У нас есть неопубликованные пока данные: если пообещать человеку награду за крепкую память, и дать запомнить пробные куски информации, то, чем больше обещаешь награду, тем активнее происходит спонтанное тета-излучение в префронтальной коре».
Профессор Ранганат рассмеялся, и сказал, по-моему, не совсем в шутку: «Если вы в редакции проведете такой эксперимент, дайте знать!»
А что, чем черт не шутит?
Владимир Кайгородов думает, что стимулировать память можно обещаниемвкусной еды или выпивки, Степан Пачиков предлагает рассчитывать натехнологии, а Надежде Рогожиной помогают поговорки
Как взломать свой мозг и вспомнить все, что вам нужно
Наша память – ещё та загадка природы. Мы почему-то помним самую ненужную информацию о тётках-скандалистках или мудаках из прошлого. Но забываем действительно важные и жизнеопределяющие вещи.
Было бы неплохо переустановить программу своей памяти. Например, студентам – чтобы быстрее запоминать выученное и не забывать в самый неожиданный момент, во время экзамена. Офисным и другим работниками – чтобы не восклицать в конце рабочего дня: «О, я же должен был это сделать именно сегодня! Как я мог забыть!» Короче говоря, мы все хотим улучшить свою «оперативную память», которая поможет преуспеть в жизни и чувствовать себя уверенными и спокойными.
Прежде, чем рассмотрим способы, с помощью которых можно взломать свой мозг, чтобы лучше запоминать и вспоминать, поговорим о том, что такое память, и как она работает.
Существует два типа памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память является временным инструментом и служит для того, чтобы запоминать то, что следует сделать в определённый момент. Например, для того, чтобы запомнить номер телефона, который предстоит набрать. Зачастую, как только вы наберёте по памяти номер и позвоните – немедленно забудете эту комбинацию цифр.
Другое дело, долговременная память. Для того, чтобы информация (например, та же комбинация цифр) запомнилась надолго, её необходимо повторить, обработать или поместить в мозг, используя определённые приемы. Итак, как вы можете взломать свой мозг, чтобы легче запоминать информацию? А главное – без труда доставать её и использовать?
Условные рефлексы воспроизведения
Каждую секунду наш мозг достаёт со своего «архива» бесчисленное количество различной информации – под влиянием того, что мы собираемся делать и чувствуем. Мозг, как огромный софит в театре освещает воспоминания так, как будто мы эти события только что пережили. Буквально 15 минут назад.
Например, когда вы, сидя в кафе, вдруг услышали знакомую песню, и это вызвало у вас очень сильные эмоции (например, вспомнили свою первую любовь), то активизируются два участка мозга. Сначала тот, который реагирует на знакомую мелодию, а потом тот, что заставляет вспомнить человека, с которым вы встречались много лет назад. Даже если вы о нём и не вспоминали годами. Так это работает.
А вот в следующий раз, когда вы услышите знакомую мелодию – эти две области в мозге активизируются одновременно. Таким образом, мозг будет заставлять вас переживать моменты из прошлого вновь и вновь. Какая-то песня будет напоминать вам о любимом человеке, какая-то – о родителях, которых вы давно потеряли и скучаете, какая-то – о раннем утре, когда вы собирались в школу много лет назад…
Вот вам и ключ к тому, чтобы лучше запоминать информацию! Как говорят: «условный рефлекс воспроизведения» вам в помощь. Вы легко можете взять его на вооружение и тренировать свой мозг. Ведь наверняка читали об опытах над мышами, которые ассоциировали приём пищи со звучанием колокольчиков?
Итак, если вы готовитесь к экзамену и чувствуете, что от обилия информации в голове образовалась настоящая каша, сделайте следующее.
Позанимайтесь перед сном, а потом возьмите духи, которые непонятно каким образом очутились в доме, и вы ими никогда ранее не пользовались (то есть с ними не связаны абсолютно никакие воспоминания или ассоциации). Распылите их на себя, потом примите душ и отправляйтесь спать.
В следующий раз, когда вам опять придётся запомнить какую-то информацию для учёбы, опять нанесите на себя этот парфюм. Но, что особо важно: никогда не используйте эти духи в других ситуациях, кроме учёбы!
Теперь достаточно будет нанести на себя эти духи или одеколон перед экзаменом – и мозг «вспомнит всё».
Кстати, духи не единственный способ. Вы можете использовать жевательную резинку с определённым вкусом во время запоминания информации или растирать между пальцами гальку – это дело вкуса. Главное, чтобы этими мозговыми стимулами вы пользовались лишь для запоминания определённой информации.
Улучшение восприятия
Иногда условно-рефлекторная память не очень помогает. Тут всё индивидуально и зависит от многих вещей, даже от нашего настроя и веры в то, сработает ли данный метод.
И вот тогда на помощь приходит другой метод – работа над вашим восприятием. Она обязательно улучшит память!
Итак, как же работать над улучшением восприятия информации?
Начните с того, что обращайте внимание буквально на каждую, самую незначительную деталь, которая открывается вашему восприятию. Например, на какие-то знаки (даже если вы не можете их понять и расшифровать), цвета, запахи, звуки. Абсолютно всё, что можете заметить!
Затем спросите себя, что видели, попробуйте перебрать в памяти мельчайшие подробности, вспомнить каждую деталь, даже самую незначительную.
Не ленитесь: практикуйте подобные упражнения как можно чаще. Постарайтесь, чтобы это вошло у вас в привычку. Но одних только воспоминаний о том, что увидели недостаточно. Памяти это не поможешь. Так что эти занятия – лишь первый шаг.
Далее вам нужно учиться анализировать свои знания. Начинайте соединять в голове полученную информацию в поисках точек соприкосновения. Как всё выглядит в общей картинке, как связаны один вещи и явления с другими? Вам нужно научиться анализировать каждую информацию с точки зрения уже существующей карты происходящего. Искать связи, ассоциации, делать выводы…
Секрет эффективного запоминания очень простой: вещи, которые можно сгруппировать, намного легче достать из памяти. Поэтому ваше задание – подключать одну информацию к другой.
В конце концов, эта техника поможет вам вспомнить так много, что даже почувствуете себя ошеломлёнными. Ведь даже не подозревали, что так много всего обо всём знаете!
Применяйте знания на практике и передавайте другим
Обмен знаниями полезен не только для других людей, но и для вас в первую очередь. Согласно исследованиям учёных, лучше всего мы запоминаем ту информацию, которой поделились с другими.
Это как в анекдоте о молодом и неопытном учителе: «Объяснял классу новый материал трижды. В конце концов, даже сам всё понял!» Так что учителя так много знают о своих предметах не потому, что они все гении, а потому, что передают знания каждый день – из года в год.
Поэтому, что бы вы ни изучали, старайтесь всегда делиться приобретёнными знаниями с кем-то, кому это может быть интересно. Обсудите какие-то особо интересные или спорные моменты, убедитесь, что ваш собеседник понял, о чём вы говорите.
Это самый важный маркер: если вы можете передать свои знания кому-то другому – значит сами всё понимаете. А если вы всё понимаете, то помните и никогда не забудете.
Лучшие друзья памяти и заклятые враги
Какой из методов запоминания вы бы ни выбрали, как самый эффективный и оптимальный, не следует забывать о том, что существуют определённые обстоятельства, которые помогают запоминать, и такие, которые являются первыми врагами памяти.
Ваш самый верный помощник – это здоровый и полноценный сон. Дело в том, что самый большой объём информации передаётся из кратковременной памяти в долговременную именно во время сна. Таким образом, если хотите, чтобы вся информация, полученная за день, записалась – старайтесь спать не менее 7 часов в сутки. И, естественно, не пользоваться снотворными и не смотреть «ужастики» на ночь. Лучше выпить чашку ромашкового чая с мёдом – это и уснуть поможет, и успокоит.
Также следите за тем, чем питаетесь. Существует ряд продуктов, которые улучшают память. Это, в первую очередь, какао. Так что чашка горячего какао с молоком, шоколадка (в разумных пределах, конечно) или даже ложка какао-порошка – это то, что надо. Так что не забывайте пополнять запасы какао, если хотите иметь хорошую память!
А вот самый заклятый враг памяти – это стресс. Жизнь без стрессов, конечно, невозможна. Но убедитесь в том, что вы хотя бы боретесь с ними. Тут вам помогут спорт, медитация, встречи с друзьями, любимые книги и фильмы.
Учёба и работа – это очень важно, но старайтесь отдыхать при первой малейшей возможности и наслаждаться жизнью!
Новое видео:
Как вспомнить то, что забыл? Несколько советов, как вспомнить все
Случалось ли так, что вы забывали что-то? Не могли вспомнить чье-то имя, пароль, какое-либо событие или даже слово? Наверняка, да. Но как вы поступали в такой ситуации? Что делали? Давайте же поговорим о том, как вспомнить то, что забыл.
Мы предложим вам несколько не только простых, но и действенных способов решения данной проблемы, а также расскажем о том, почему с нами случаются такие досадные недоразумения. Также коснемся и того, как развить свою память и даже внимание.
Почему мы забываем те или иные вещи
Для того чтобы запоминать как можно больше информации и не забывать ее, нужно постоянно тренировать свою память. О том, как это делать, мы поговорим с вами позже.
Кроме того, бывает так, что мы сами хотим забыть то или иное происшествие, слова, имена, знания.
Вспоминаем забытую информацию
Как вспомнить забытую информацию? К примеру, вы учили материал на протяжении года, затем повторяли перед сдачей экзамена, но вот когда пришел момент отвечать – напрочь забыли все. Что же делать в такой ситуации? Постараться вспомнить. Для этого следует выполнить следующее.
В первую очередь вспомните, как именно вы учили данный материал – сидя за книгой, составляя конспект, слушая учителя. Постарайтесь как можно точнее воспроизвести этот момент в голове. В большинстве случаев этот прием помогает вспомнить забытое.
Кроме того, советуем вам расслабиться, подумать о чем-то другом. Довольно часто важная информация вылетает из головы именно из-за волнения, страха, неуверенности в своих силах.
Ищем пропавшую вещь
В первую очередь постарайтесь вспомнить, куда обычно вы кладете данный предмет, где оставляете его. Например, если это ключи, постарайтесь воспроизвести в памяти, что вы делали после того, как открыли дверь квартиры и вошли внутрь. Если же это телефон – вспомните, с кем и о чем вы разговаривали по нему, где именно, и вполне возможно, что вскоре вы поймете, куда положили его.
Также рекомендуем вам обойти комнату так, как вы обычно это делаете. Вполне возможно, что вскоре вы вспомните, куда положили данную вещь, и найдете свою потерю.
Вспоминаем пароли
Что делать, если вы забыли пароль? Например, у нас случилось такое несчастье, что мы не знаем, как вспомнить пароль от WiFi. Что делать?
В таком случае нужно также хорошенько поднапрячь свою память. В первую очередь вспомнить, что именно вы ставите на пароли – цифры, буквы или же слова. Далее пытаемся вспомнить о том, какие шифры вы зачастую используете. Попробуйте перебрать наиболее вероятные варианты. К тому же довольно эффективный способ – вспомнить, о чем вы думали в тот момент, когда регистрировались, что делали. Если вы восстановите в памяти те минуты, то вполне вероятно, что вспомните его.
А что, если вы забыли и не знаете, как вспомнить логин? В таком случае вам просто нужно вспомнить, что вам нравится, с чем или кем вы себя ассоциируете. Ведь зачастую логин – это наши ники, клички, то, чем мы называем себя.
«Где же мы с вами встречались?»
В первую очередь нужно напрячь память и постараться вспомнить, где именно вы его видели. Какие места ассоциируются с ним? Это даст возможность вспомнить, где именно вы его встречали.
Далее пытаемся определить, какие ассоциации у вас возникают с именем данного человека. Бывает так, что оно ассоциируется с тем или иным действием, событием, цветом и т. д. Кроме того, можно перебрать все буквы алфавита. Вполне возможно, что так вы вспомните, с какой именно из них начинается имя человека, а затем уже и вспомните его полностью.
Вспоминаем прошлое
Наиболее нужное, но сложное умение – вспомнить прошлое. Довольно часто бывает так, что хочется восстановить в памяти какой-то момент в жизни – детство или юность, воскресить в памяти то или иное событие, торжество, встречу. Как же поступить в таком случае, как вспомнить прошлое?
Тут же стоит отметить, что далеко не всегда таким способом можно вспомнить прошлое, в особенности то, что происходило в детстве. В таком случае нужно обратиться к помощи психолога и пройти сеанс гипноза. В данной ситуации это наиболее эффективный способ достоверно воспроизвести в памяти произошедшие события.
Вспоминаем забытое слово
Бывает в нашей жизни и такое, что мы забываем то или иное слово. Вот еще пару минут назад оно вертелось у нас на языке, а теперь мы не можем произнести его. Что же делать в такой ситуации? Естественно, постараться вспомнить, хотя есть и другие варианты решения этой проблемы. Итак, давайте же поговорим о том, как вспомнить слово.
В первую очередь его можно заменить на синоним. Конечно же, если данное слово – термин или имя, название, то такой вариант вам не подойдет. В таком случае пытаемся собраться с мыслями и постараться вспомнить хотя бы его часть, звуковые ассоциации, которые у вас вызывает данное понятие.
Еще один вариант – просто забыть о данном слове, не зацикливаться на его вспоминании, и через пару минут оно обязательно возникнет у вас в голове.
Тренируем память
Конечно же, самое главное, чтобы не возникало проблем с вспоминанием тех или иных вещей, следует обязательно тренировать свою память. Для этого рекомендуем вашему вниманию несколько простых, но довольно эффективных упражнений.
Наверняка вы слышали о том, что ничто так хорошо не тренирует память, как заучивание стихов или даже отрывков текста. Обязательно постарайтесь ежедневно заучивать хотя бы пару строчек из разнообразных книг. При этом желательно уделить внимание большим текстам, полностью заучивая их. Так, взяв любую повесть, каждый день учите по абзацу, при этом не забывайте повторять уже выученное.
Второе простое упражнение состоит в том, чтобы ежедневно на ночь прокручивать в голове события прошедшего дня. Так, ложась спать, вспоминайте, с чего начался ваш день, затем шаг за шагом приближайтесь к ночи. Как вариант, можно отматывать события в обратной последовательности. Это также будет неплохой зарядкой для мозга.
И напоследок еще одно упражнение для развития памяти и внимания. Наверняка вы часто бываете на улице – ездите на учебу, работу, просто гуляете. При таком времяпрепровождении можно также развить кое-какие качества. Для этого достаточно просто запоминать номера проезжающих машин и проводить над ними различные математические операции. В таком случае у вас никогда не возникнет вопроса о том, как вспомнить пароль от WiFi или свой логин.
Выводы
Все мы сталкиваемся с такой проблемой, как провалы в памяти. Это вполне объяснимо, ведь далеко не всегда мы сосредоточены на получении той или иной информации, не всегда наш мозг может быстро вспомнить то или иное слово, фразу, действие, а некоторые вещи мы и вовсе не хотим помнить.
Как быстро вспомнить то, что вам нужно?
Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.
Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.
Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)
Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.
Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти
На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.
Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).
Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.
Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).
Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».
Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.
Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.
Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.
Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.
Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».
Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.
В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.
Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.
Советы школьникам
1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.
2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.
3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.
Советы студентам
1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.
2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: «Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?»
3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.
Советы работающим горожанам
1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.
2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.
Советы пенсионерам
1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.
2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.
Советы всем
1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.
2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.
3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.
4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.