как уговорить маму не есть суп
«Не выйдешь из-за стола, пока не доешь!», «тут одна ложка всего осталась» — все эти (знакомые до боли) фразы и любая другая настойчивость родителей в вопросах питания ребенка и есть не что иное, как проявление пищевого насилия. Проще говоря, насильное закармливание детей из-за сформированных предрассудков у взрослых.
Почему вообще у родителей появляется желание насильно кормить детей?
Психологи выделяют несколько типичных установок, которые формируются в сознании родителей. Именно они и побуждают взрослых кормить своих детей во что бы то ни стало. Первая — отношение к ребенку, как к неразумному существу, когда родители считают, что знают лучше сколько, как часто и что ему есть, ведь у них больше жизненного опыта и знания. Вторая установка — это мнение, что если ребенок плохо есть, значит, он не слушается и делает наперекор родительским просьбам. Третий вариант — малыш не ест, значит, что он болеет. В этом есть некоторая логика: действительно, недомогание может снизить аппетит ребенка, поэтому он отказывается от еды. Но даже в этом случае стоит прислушаться к маленькому организму и не заставлять есть насильно.
«В норме организм — это саморегулирующаяся система, способная хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций — снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты — значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации», — считает психолог, травма-терапевт Лара Покровская.
Почему же тогда ребенок не ест?
В действительности причин может быть масса. Ребенок банально может быть не голоден или он может не любить какое-то конкретное блюдо (при этом совершенно не важно, кто его приготовил) или продукт. Бывает так, что малыш просто не в настроении — он сам до конца не понимает, чего он хочет, поэтому капризничает или привлекает ваше внимание. Отказ от еды — это не красноречивое заявление о том, что вы плохой родитель.
Хорошо. А если трехлетка придирается к еде? Ест, но очень избирательно. Он это специально, чтобы позлить меня?
Дети могут выбрать для себя ограниченный набор продуктов и есть только их, категорически отказываясь от всего остального. Это их генетические и возрастные особенности, тактильное восприятие еды, иногда проблемы с жеванием или ЖКТ. К слову, после первого года жизни ребенка проблемы с кормлением возникают практически у всех. Есть даже такое понятие пищевая неофобия – нежелание пробовать новую еду.
А что будет, если все-таки проявлять настойчивость в вопросах еды? Всех ведь так воспитывали и ничего.
Физиологически это может привести к ожирению или к расстройствам пищевого поведения как в раннем возрасте, так и впоследствии. Согласно статистике американской Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения, в мире свыше 70 миллионов человек страдают расстройствами пищевого поведения, такими как нервная анорексия, нервная булимия и так далее. Количество госпитализаций детей в возрасте до 12 лет из-за разного вида расстройств увеличилось на 119 процентов с 1999 по 2006 год.
Что же делать? Как правильно себя вести?
Здоровые дети могут самостоятельно контролировать, какое количество еды им нужно, опираясь на внутренние сигналы голода и насыщения. Самое главное — не расстраивайтесь из-за поведения малыша. Просто предоставьте ему большой выбор здоровой пищи. Со временем его аппетит и предпочтения выровняются. Детям полезно научиться слушать свое тело и пользоваться такими сигналами, как голод и насыщение.
Можете придерживаться шести «нет» для родителей, которые рекомендуют специалисты:
Психологи также советуют «закармливающим» родителям разобраться с самими собой — задуматься, какие чувства они хотят выразить желанием насильно накормить, и научиться выражать их иными способами.
«В некоторых случаях потребность покормить, закормить может маскировать другие, более глубокие и нереализованные потребности человека — например, быть значимым для другого, — комментирует семейный терапевт Светлана Тимофеева. — Иногда на закармливающего действуют социальные или семейные установки, которые были актуальны в прошлом, в эпоху дефицита или голода, когда ценность еды имела решающее значение».
Какие еще приемы помогут сформировать здоровые привычки?
Как же я пойму, что ребенок голодный, если он еще не может говорить? Перекармливать не хочется, но и морить голодом тоже.
Обычно малыши сами сигнализируют о голоде. Специалисты выделяют общий (не универсальный) список таких сигналов.
Если вы кормите грудью или смесью, обратите внимание, когда ребенок:
Если ребенок постарше и уже ест твердую еду, он может указать на голод так:
Уже осваивающего речь ребенка обязательно нужно спрашивать, голоден ли он (и что он хотел бы съесть), наелся ли, хочется ли ему еще. Помогайте ребенку описывать вкус продуктов, их цвета, запахи и текстуры. Задавайте вопросы о еде: что ему нравится больше всего, какая еда кажется ему невкусной, что бы ему хотелось попробовать, приготовить вместе с родителями или друзьями. Еда не должна становиться разменной монетой в ваших отношениях с ребенком. Никогда не используйте еду как наказание, а угощение — как поощрение (например, если десерт предполагается после обеда, ребенок должен его получить даже в том случае, если съел две ложки супа и едва притронулся ко второму, а не только в том случае, если обед был съеден полностью).
Что еще почитать о питании ребенка?
Вот тут вы можете найти подборку лекций о детском здоровье, среди которых есть и материалы, посвященные теме интуитивного питания в детском возрасте. А здесь вас ждет отрывок книги о пищевом воспитании «Самые здоровые дети в мире живут в Японии». Также у нас есть интервью о сахаре в рационе ребенка и интересные факты о прикорме.
Детский лайфхак: как съесть суп.
Тут это повторялось неоднократно. И я вижу, что Вы хороший отец.
Хочу прояснить ситуацию.
Есть два примера. Я и моя жена.
Моя жена очень сильно не любит печень. Как у некоторых людей рефлекс на марганец, у неё рефлекс на печень. Абсолютно в любом её виде.
так было с детства.
Мама её, теща моя, видела в печени одну лишь пользу, поэтому заставляла свою дочь есть жареную печёнку. До момента, когда она просто не позеленела и тошнила до самого позднего вечера. После этого она её больше не заставляла есть печенку.
Вам удачи с ребенком.
Мастер экономии
Был у меня какое-то время напарник, вместе работали в командировках.
Каждый раз в столовой он заказывал солянку(как на фото).
Так вот, употребив с аппетитом суп, он доставал со дна тарелки кусочек лимона и аккуратно перекладывал его. в чай.
Первоклашка. Чтение или компьютер
Дочке 7 лет, первоклашка, умеет читать лет с 4, прокачивали навык через «нехочу», но без напряга, так как уверен в том, что ребенок потом только спасибо скажет. Я сам такой и очень благодарен своим родителям.
В общем, комп и отношение дочки к нему. Ну, она как бы без истерик, по первому требованию вылезает из-за клавы, как только попросишь, с этим проблем нет. Всевозможные наказания «убери игрушки, а то компа лишу на несколько дней» особой роли не играет, для нее комп не центр вселенной. Да хоть месяц без него. Но может залипнуть, если родители заняты. При этом читать любит, но очень ленится. А сидя перед компом все время параллельно рисует, лепит из пластилина, какие-то конструкции сочиняет, этим и отмазывается.
Чтобы совместить приятное с полезным и была мотивация, придумал схему.
Доча уже на протяжении нескольких дней «покупает» время сидения за компом своим чтением.
Шарашит десятками страниц с самого утра, как проснется, ведет таблицы подсчета, все разлиновано в листках детским почерком, суммирует, прикидывает желаемое время и тд.
«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей
Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.
Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм
Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.
Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.
— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.
Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.
— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.
Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.
— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.
Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз
Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.
Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.
— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.
— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?
— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.
Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.
— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.
Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.
Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.
— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.
Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.
— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.
Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.
О неофобии и детском здоровье в целом
Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.
— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.
Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.
— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?
— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.
— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.