как родная меня мать провожала история песни
Войдите в ОК
ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ПРОВОДЫ»
(«Как родная меня мать провожала», «Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты»)
Слова: Демьян Бедный. Музыка: Дмитрий Васильев-Буглай
Текст одной из самых первых советских песен «Проводы» был написан в 1918 году известным пролетарским поэтом Демьяном Бедным и напечатан
в газете «Беднота» в декабре того же года.
В годы гражданской войны поэт активно сотрудничал с газетами «Известия» и «Правда», вёл агитационную работу в рядах Красной Армии. Его стихи, басни и фельетоны массово печатались на агитационных листовках и плакатах, были максимально просты и доходчивы для невзыскательного вкуса простого солдата.
После одной из поездок на фронт Демьян Бедный встретился с В.И.Лениным, который живо интересовался бытом и настроением бойцов: что говорят, что думают, какие песни поют. И когда поэт с горечью посетовал, что поют в основном старые солдатские песни, Ленин заключил:
«Старой песне надо противопоставить новую. В привычной своей, народной форме – новое содержание. Вам следует в своих агитационных обращениях постоянно, упорно, систематически, не боясь повторений, указывать на то, что вот прежде была, дескать, «распроклятая злодейка служба царская», а теперь служба рабоче-крестьянскому, Советскому государству, – раньше из-под кнута, из-под палки, а теперь сознательно, выполняя революционно-народный долг, – прежде шли воевать черт знает за что, а теперь за своё. »
Встреча с Лениным вдохновила поэта на написание куплетов, размер которых идеально соответствовал старой солдатской песни, особенно популярной среди красноармейцев. Не удивительно, что, когда «Проводы» сложились в песню, её запели именно на этот знакомый мотив.
В 1921 году композитор Дмитрий Васильев-Буглай переложил готовый мотив на ноты, после чего песня вошла в репертуар многих советских исполнителей и музыкальных коллективов.
Позднее Демьян Бедный вспоминал: «Он мне рассказывает, а я смотрю и думаю, что вот такие Иваны и едут мировую контрреволюцию душить, землю для народа завоёвывать».
Журнал «Музыкальная новь» в 1924 году писал, что песня «Проводы», «в отношении популярности сейчас побила рекорд. Её знают почти во всех уголках СССР». И в этих словах не было ни капли преувеличения.
Несколько десятилетий спустя известный советский поэт Евгений Долматовский напишет в своей книге «50 твоих песен» (М.: «Детская литература», 1967 год):
«. Первой советской песней с полным основанием называют «Проводы» Демьяна Бедного. Подобно многим другим песням тех времён, она была написана так, что её можно было напевать на народную мелодию. Наши деды пели её по-разному, но всегда имея в запасе плясовой ритм и частушечные обороты. Лишь четыре года после появления песни, когда она была известная буквально каждому, композитор Дмитрий Васильев-Буглай опубликовал музыку. Это было не столько сочинение композитора, сколько запись, обработка песни, в небывало короткие сроки ставшей народной. »
ПРОВОДЫ
Демьян Бедный, 1918
Как родная мать меня
Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:
«А куда ж ты, паренёк?
А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек,
Да в солдаты!
В Красной Армии штыки,
Чай, найдутся.
Без тебя большевики
Обойдутся.
Поневоле ты идёшь?
Аль с охоты?
Ваня, Ваня, пропадёшь
Ни за что ты.
Мать, страдая по тебе,
Поседела.
Эвон в поле и в избе
Сколько дела!
Как дела теперь пошли:
Любо-мило!
Сколько сразу нам земли
Привалило!
Утеснений прежних нет
И в помине.
Лучше б ты женился, свет,
На Арине.
С молодой бы жил женой.
Не ленился!»
Тут я матери родной
Поклонился.
Поклонился всей родне
У порога:
«Не скулите вы по мне.
Ради бога.
Будь такие все, как вы,
Ротозеи,
Что б осталось от Москвы,
От Расеи?
Все пошло б на старый лад,
На недолю.
Взяли б вновь от вас назад
Землю, волю;
Сел бы барин на земле
Злым Малютой.
Мы б завыли в кабале
Самой лютой.
С Красной Армией пойду
Я походом,
Смертный бой я поведу
С барским сбродом,
Не сдаёшься? Помирай,
Шут с тобою!
Будет нам милее рай,
Взятый с бою,-
Не кровавый пьяный рай
Мироедский,-
Русь родная, вольный край,
Край советский!»
Как родная меня мать провожала…
Весенний призыв в армию никакие коронавирус с самоизоляцией не подвинут. А если так, то не грех вспомнить, как провожали своих сыночков ненаглядных на защиту рубежей русских в мирные и военные дни советского прошлого и российского настоящего.
Обычно рекрутский набор объявляли в ноябре. С 1831 года Россия была поделена на две части: восточную и западную. Из каждой раз в два года брали от тысячи мужчин по 5 человек, а в неспокойное время набирали до 70 рекрутов. Им, будущим безымянным и известным на весь мир героям, после жатвы и до ноябрьского набора разрешали делать все. Гуляли с душой нараспашку, чтобы деревня на долгие годы запомнила, как уходил на службу крестьянский сын. Мать в эти дни ничего не жалела, старалась приодеть сынка попригляднее, во все новое, не такое, как у других. Шли в ход отцовские кушаки, расшитые рубашки, сапоги, которые надевались раньше только раз–два в году.
И днем, и ночью колобродили будущие солдаты по родным селам, девкам сердца разбивали, устраивали потехи, катались с песнями на лошадях. Потом, в безотрадные дни походов, полные зуботычин и окриков унтер-офицеров, вспоминали с тоской в груди отчаянное веселье новобранца.
Вы прощайте, девки, бабы,
Нам теперя не до вас.
Нам подходит горький час –
Нам в солдатушки сейчас.
Меня в солдатушки сдадут,
Милашку замуж отдадут.
В каждом селе провожали со своими приметами и условностями. Где-то из ворот рекрут должен был выходить первым, кое-где вперед отправлялась мать и старшие родственники, чтобы обмануть, запутать судьбу солдатскую, подставить под ее неласковые очи другого, свое отжившего человека. В иных деревнях не разрешали рекруту выезжать на телеге или на лошади, должен был до места сбора или тракта проезжего дойти на своих ногах. Если село большое и есть церковь, то, разумеется, на проводы приглашали батюшку и сами в церковь шли обязательно. И молитва, и напутствие священника выслушивались с благоговением и тайной надеждой на лучшую армейскую долю.
Во времена повсеместного православия все рекруты были крещеные, с младенчества носили крест, но перед отправкой в армию многим мать, отец ли вешали на шею ладанку, небольшое металлическое изображение святого, покровителя уходящего в армию, или изображение Пресвятой богородицы. До сих пор во многих семьях вспоминают о том, как во время боя ладанка сохранила солдата: пуля не смогла ее пробить или штык скользнул и лишь поранил. Надеясь на покровительство святого, заботились и о крепости, твердости ладанки.
Интересно, как изменялись правила по поводу одежды новобранцев. Вплоть до середины 19 века рекрута одевали во все новое, ненадеванное или старались одеть хотя бы в новую рубашку. Не чаяли в живых увидеть, знали, что не придется проводить в последний путь и отправляли в новом белье. Хотя тут есть еще одно объяснение: в 18 веке солдату казенное белье выдавалось крайне нерегулярно, военные интенданты заботились только о верхней одежде, так что крепкие рубашки домашнего полотна носились многие годы. Потом, когда срок службы стал ограниченным и появилась надежда когда-нибудь увидеть сына, рубашку надевали пусть и не старую, но поношенную, а лучше отцовскую, т.к. издревле считалось, что одежда родительская дает защиту собственному дитя, и греет она сильнее, и сохраняет любовь и ласку. Даже если рекруту выдавалось полное обмундирование, в котомке у него всегда лежала рубашка, сшитая и украшенная руками матери или жены. Сейчас мы невольно отчасти соблюдаем этот обычай, одевая своих ребят в поношенные отцовские свитера, потрепанные куртки и лыжные шапочки. Мол, все равно на выброс.
А сколько было в котомках памятных мелочей, вышитых рушников и платочков! О солдатских женах — особый разговор. В сельских общинах устанавливали очередь — кому в набор идти, но что толку, если богатей деревенский сунет старосте взятку за своего сына, и забреют лоб бедняку, у которого жена и куча ребятишек. Никто не вступится, все старосте должны, за себя боятся. Хорошо, если есть младший брат, уговорить его можно, чтобы пожалел семью и пошел в рекруты вместо старшего, а если нет, то предстоит семье без хозяина жизнь нищая, полная унижений. Станет его жена солдаткой — все равно что вдовой. Будет мыкаться с ребятишками на худой земле, которую выделят ей на сельском сходе, в голодные годы побираться по соседним селам. Бывало, заберут мужа сразу после свадьбы, останется молодая жена в доме свекра, бездетная, лишняя, едят ее поедом все кому не лень. Вдове-то хоть можно было второй раз замуж выйти, а солдатка — и не вдова, и не замужняя баба. Правда, частенько не считалось грехом большим, если она сожителя найдет, ведь какая-никакая опора должна быть, но что это за жизнь среди косых взглядов и сплетен.
Ах, как голосили мать и жена, провожая в армию сына и мужа. Причитали, словно по мертвому, призывали судьбу быть милостивой к солдату, не дать врагу погубить милого. Жалели себя, пророча жизнь горькую, нужду беспросветную.
Канула в Лету царская армия, позабылись рекрутские обычаи. В недавнем прошлом новобранцев провожали во Дворцах культуры и деревенских клубах под напутственные речи военкома и председателя колхоза. Уже отслужившие наказывали своей смене служить, не позоря родное село и фамилию. Письма из армии читали каждому односельчанину, а если благодарность от командования придет, так гордости не было предела.
И это тоже осталось в прошлом. Ныне срок службы сократился до одного года. В Российской армии все больше тех, кто служит по контракту, то есть работает, а это уже совсем другая история. Однако армия, пожалуй, вечна. И пусть нет уже шумных проводов с гармошкой и походами гурьбой к околице, но военкоматы по-прежнему пытаются вместе со всевозможными центрами досуга устроить какие-то торжественные мероприятия с речами и родительскими слезами. А как без них! Ибо заранее не узнаешь, когда придет черед защищать Родину не в учебном бою. И дай Бог нашим долговязым, суетливым, глупым и дорогим сердцу мальчишкам силы выдержать свою армейскую долю и вернуться обратно здоровыми, с неискорёженной и доброй душой, а нам — силы на ожидание и веру в их счастливое возвращение домой.
Как родная меня мать провожала
Хор русской песни
Владимир Девятов
Из фильма «Любовь и голуби»
Стихотворение. Полный текст
Как родная меня мать
Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:
«А куда ж ты, паренек?
А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек,
Да в солдаты!
В Красной Армии штыки,
Чай, найдутся.
Без тебя большевики
Обойдутся.
Поневоле ты идешь?
Аль с охоты?
Ваня, Ваня, пропадешь
Ни за что ты!
Мать, страдая по тебе,
Поседела,
Эвон в поле и в избе
Сколько дела!
А дела теперь пошли:
Любо-мило!
Сколько сразу нам земли
Привалило!
Утеснений прежних нет
И в помине.
Лучше б ты женился, свет,
На Арине.
С молодой бы жил женой,
Не ленился!»
Тут я матери родной
Поклонился.
Поклонился всей родне
У порога:
«Не скулите вы по мне,
Ради бога.
Будь такие все, как вы
Ротозеи,
Что б осталось от Москвы,
От Расеи?
Все пошло б на старый лад,
На недолю,
Взяли б вновь от нас назад
Землю, волю;
Сел бы барин на земле
Злым Малютой,
Мы б завыли в кабале
Самой лютой.
С Красной Армией пойду
Я походом,
Смертный бой я поведу
С барским сбродом,
Не сдаешься! Помирай,
Шут с тобою!
Будет нам милее рай,
Взятый с бою.
strana_sssr
ДОРОГИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Музыка народная
Слова Демьяна Бедного
Как родная меня мать
Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:
«А куда ж ты, паренек?
А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек,
Да в солдаты!
В Красной Армии штыки,
Чай, найдутся.
Без тебя большевики
Обойдутся.
Поневоле ты идешь?
Аль с охоты?
Ваня, Ваня, пропадешь
Ни за что ты!
Мать, страдая по тебе,
Поседела,
Эвон в поле и в избе
Сколько дела!
А дела теперь пошли:
Любо-мило!
Сколько сразу нам земли
Привалило!
Утеснений прежних нет
И в помине.
Лучше б ты женился, свет,
На Арине.
С молодой бы жил женой,
Не ленился!»
Тут я матери родной
Поклонился.
Поклонился всей родне
У порога:
«Не скулите вы по мне,
Ради бога.
Будь такие все, как вы
Ротозеи,
Что б осталось от Москвы,
От Расеи?
Все пошло б на старый лад,
На недолю,
Взяли б вновь от нас назад
Землю, волю;
Сел бы барин на земле
Злым Малютой,
Мы б завыли в кабале
Самой лютой.
С Красной Армией пойду
Я походом,
Смертный бой я поведу
С барским сбродом,
Не сдаешься! Помирай,
Шут с тобою!
Будет нам милее рай,
Взятый с бою.
Откройте свой Мир!
История песни » Как родная меня мать провожала»
Уважаемый Роман!
Спасибо, что зашли и начали такую интересную тему.
Я долго искала что-нибудь об истории создания этой замечательной песни и только вот что могу вам предложить.
Но мне кажется, что во многих деревнях найдутся прототипы героя песни, потому что Демьян Бедный сам вырос в бедной крестьянской семье, о чём красноречиво говорит его псевдоним и видел такие проводы, я думаю, не однократно. Но это моё сугубо личное мнение.
Ноты и перевод цыганского «Комарика»:
Как-то прилетел комарик
На лужок зеленый,
И уселся тот комарик
На дубе кудрявом.
И уселся тот комарик
На дубе кудрявом,
Но задули, разыгрались
Буйны ветерочки.
Но задули, разыгрались
Буйны ветерочки,
Раскачали, расшатали
Ветки на дубочке.
Раскачали, расшатали
Ветки на дубочке
И стряхнули комарика
На лужок зеленый.
И стряхнули комарика
На лужок зеленый
И разбили комарику
Все-то губы-зубы.
И разбили комарику
Все-то губы-зубы,
Да на помощь прилетели
Две подружки-мушки.
Да на помощь прилетели
Две подружки-мушки,
Подхватили комарика
Под белые ручки.
Подхватили комарика
Под белые ручки,
Утащили комарика
В зеленый лесочек.
Песня записана в Томске с напева семьи Бузылевых
К сожалению, я не нашла то, что хотела найти.
Поэтому поставлю то, чем располагаю: