как родная меня мать провожала история песни

Войдите в ОК

ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ПРОВОДЫ»
(«Как родная меня мать провожала», «Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты»)
Слова: Демьян Бедный. Музыка: Дмитрий Васильев-Буглай

Текст одной из самых первых советских песен «Проводы» был написан в 1918 году известным пролетарским поэтом Демьяном Бедным и напечатан
в газете «Беднота» в декабре того же года.

В годы гражданской войны поэт активно сотрудничал с газетами «Известия» и «Правда», вёл агитационную работу в рядах Красной Армии. Его стихи, басни и фельетоны массово печатались на агитационных листовках и плакатах, были максимально просты и доходчивы для невзыскательного вкуса простого солдата.

После одной из поездок на фронт Демьян Бедный встретился с В.И.Лениным, который живо интересовался бытом и настроением бойцов: что говорят, что думают, какие песни поют. И когда поэт с горечью посетовал, что поют в основном старые солдатские песни, Ленин заключил:

«Старой песне надо противопоставить новую. В привычной своей, народной форме – новое содержание. Вам следует в своих агитационных обращениях постоянно, упорно, систематически, не боясь повторений, указывать на то, что вот прежде была, дескать, «распроклятая злодейка служба царская», а теперь служба рабоче-крестьянскому, Советскому государству, – раньше из-под кнута, из-под палки, а теперь сознательно, выполняя революционно-народный долг, – прежде шли воевать черт знает за что, а теперь за своё. »

Встреча с Лениным вдохновила поэта на написание куплетов, размер которых идеально соответствовал старой солдатской песни, особенно популярной среди красноармейцев. Не удивительно, что, когда «Проводы» сложились в песню, её запели именно на этот знакомый мотив.

В 1921 году композитор Дмитрий Васильев-Буглай переложил готовый мотив на ноты, после чего песня вошла в репертуар многих советских исполнителей и музыкальных коллективов.

Позднее Демьян Бедный вспоминал: «Он мне рассказывает, а я смотрю и думаю, что вот такие Иваны и едут мировую контрреволюцию душить, землю для народа завоёвывать».

Журнал «Музыкальная новь» в 1924 году писал, что песня «Проводы», «в отношении популярности сейчас побила рекорд. Её знают почти во всех уголках СССР». И в этих словах не было ни капли преувеличения.

Несколько десятилетий спустя известный советский поэт Евгений Долматовский напишет в своей книге «50 твоих песен» (М.: «Детская литература», 1967 год):

«. Первой советской песней с полным основанием называют «Проводы» Демьяна Бедного. Подобно многим другим песням тех времён, она была написана так, что её можно было напевать на народную мелодию. Наши деды пели её по-разному, но всегда имея в запасе плясовой ритм и частушечные обороты. Лишь четыре года после появления песни, когда она была известная буквально каждому, композитор Дмитрий Васильев-Буглай опубликовал музыку. Это было не столько сочинение композитора, сколько запись, обработка песни, в небывало короткие сроки ставшей народной. »

ПРОВОДЫ
Демьян Бедный, 1918

Как родная мать меня
Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:

«А куда ж ты, паренёк?
А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек,
Да в солдаты!

В Красной Армии штыки,
Чай, найдутся.
Без тебя большевики
Обойдутся.

Поневоле ты идёшь?
Аль с охоты?
Ваня, Ваня, пропадёшь
Ни за что ты.

Мать, страдая по тебе,
Поседела.
Эвон в поле и в избе
Сколько дела!

Как дела теперь пошли:
Любо-мило!
Сколько сразу нам земли
Привалило!

Утеснений прежних нет
И в помине.
Лучше б ты женился, свет,
На Арине.

С молодой бы жил женой.
Не ленился!»
Тут я матери родной
Поклонился.

Поклонился всей родне
У порога:
«Не скулите вы по мне.
Ради бога.

Будь такие все, как вы,
Ротозеи,
Что б осталось от Москвы,
От Расеи?

Все пошло б на старый лад,
На недолю.
Взяли б вновь от вас назад
Землю, волю;

Сел бы барин на земле
Злым Малютой.
Мы б завыли в кабале
Самой лютой.

С Красной Армией пойду
Я походом,
Смертный бой я поведу
С барским сбродом,

Не сдаёшься? Помирай,
Шут с тобою!
Будет нам милее рай,
Взятый с бою,-

Не кровавый пьяный рай
Мироедский,-
Русь родная, вольный край,
Край советский!»

Источник

Как родная меня мать провожала…

как родная меня мать провожала история песни. Смотреть фото как родная меня мать провожала история песни. Смотреть картинку как родная меня мать провожала история песни. Картинка про как родная меня мать провожала история песни. Фото как родная меня мать провожала история песни

Весенний призыв в армию никакие коронавирус с самоизоляцией не подвинут. А если так, то не грех вспомнить, как провожали своих сыночков ненаглядных на защиту рубежей русских в мирные и военные дни советского прошлого и российского настоящего.

Обычно рекрутский набор объявляли в ноябре. С 1831 года Россия была поделена на две части: восточную и западную. Из каждой раз в два года брали от тысячи мужчин по 5 человек, а в неспокойное время набирали до 70 рекрутов. Им, будущим безымянным и известным на весь мир героям, после жатвы и до ноябрьского набора разрешали делать все. Гуляли с душой нараспашку, чтобы деревня на долгие годы запомнила, как уходил на службу крестьянский сын. Мать в эти дни ничего не жалела, старалась приодеть сынка попригляднее, во все новое, не такое, как у других. Шли в ход отцовские кушаки, расшитые рубашки, сапоги, которые надевались раньше только раз–два в году.

И днем, и ночью колобродили будущие солдаты по родным селам, девкам сердца разбивали, устраивали потехи, катались с песнями на лошадях. Потом, в безотрадные дни походов, полные зуботычин и окриков унтер-офицеров, вспоминали с тоской в груди отчаянное веселье новобранца.

Вы прощайте, девки, бабы,
Нам теперя не до вас.
Нам подходит горький час –
Нам в солдатушки сейчас.
Меня в солдатушки сдадут,
Милашку замуж отдадут.

В каждом селе провожали со своими приметами и условностями. Где-то из ворот рекрут должен был выходить первым, кое-где вперед отправлялась мать и старшие родственники, чтобы обмануть, запутать судьбу солдатскую, подставить под ее неласковые очи другого, свое отжившего человека. В иных деревнях не разрешали рекруту выезжать на телеге или на лошади, должен был до места сбора или тракта проезжего дойти на своих ногах. Если село большое и есть церковь, то, разумеется, на проводы приглашали батюшку и сами в церковь шли обязательно. И молитва, и напутствие священника выслушивались с благоговением и тайной надеждой на лучшую армейскую долю.

Во времена повсеместного православия все рекруты были крещеные, с младенчества носили крест, но перед отправкой в армию многим мать, отец ли вешали на шею ладанку, небольшое металлическое изображение святого, покровителя уходящего в армию, или изображение Пресвятой богородицы. До сих пор во многих семьях вспоминают о том, как во время боя ладанка сохранила солдата: пуля не смогла ее пробить или штык скользнул и лишь поранил. Надеясь на покровительство святого, заботились и о крепости, твердости ладанки.

Интересно, как изменялись правила по поводу одежды новобранцев. Вплоть до середины 19 века рекрута одевали во все новое, ненадеванное или старались одеть хотя бы в новую рубашку. Не чаяли в живых увидеть, знали, что не придется проводить в последний путь и отправляли в новом белье. Хотя тут есть еще одно объяснение: в 18 веке солдату казенное белье выдавалось крайне нерегулярно, военные интенданты заботились только о верхней одежде, так что крепкие рубашки домашнего полотна носились многие годы. Потом, когда срок службы стал ограниченным и появилась надежда когда-нибудь увидеть сына, рубашку надевали пусть и не старую, но поношенную, а лучше отцовскую, т.к. издревле считалось, что одежда родительская дает защиту собственному дитя, и греет она сильнее, и сохраняет любовь и ласку. Даже если рекруту выдавалось полное обмундирование, в котомке у него всегда лежала рубашка, сшитая и украшенная руками матери или жены. Сейчас мы невольно отчасти соблюдаем этот обычай, одевая своих ребят в поношенные отцовские свитера, потрепанные куртки и лыжные шапочки. Мол, все равно на выброс.

А сколько было в котомках памятных мелочей, вышитых рушников и платочков! О солдатских женах — особый разговор. В сельских общинах устанавливали очередь — кому в набор идти, но что толку, если богатей деревенский сунет старосте взятку за своего сына, и забреют лоб бедняку, у которого жена и куча ребятишек. Никто не вступится, все старосте должны, за себя боятся. Хорошо, если есть младший брат, уговорить его можно, чтобы пожалел семью и пошел в рекруты вместо старшего, а если нет, то предстоит семье без хозяина жизнь нищая, полная унижений. Станет его жена солдаткой — все равно что вдовой. Будет мыкаться с ребятишками на худой земле, которую выделят ей на сельском сходе, в голодные годы побираться по соседним селам. Бывало, заберут мужа сразу после свадьбы, останется молодая жена в доме свекра, бездетная, лишняя, едят ее поедом все кому не лень. Вдове-то хоть можно было второй раз замуж выйти, а солдатка — и не вдова, и не замужняя баба. Правда, частенько не считалось грехом большим, если она сожителя найдет, ведь какая-никакая опора должна быть, но что это за жизнь среди косых взглядов и сплетен.

Ах, как голосили мать и жена, провожая в армию сына и мужа. Причитали, словно по мертвому, призывали судьбу быть милостивой к солдату, не дать врагу погубить милого. Жалели себя, пророча жизнь горькую, нужду беспросветную.

Канула в Лету царская армия, позабылись рекрутские обычаи. В недавнем прошлом новобранцев провожали во Дворцах культуры и деревенских клубах под напутственные речи военкома и председателя колхоза. Уже отслужившие наказывали своей смене служить, не позоря родное село и фамилию. Письма из армии читали каждому односельчанину, а если благодарность от командования придет, так гордости не было предела.

И это тоже осталось в прошлом. Ныне срок службы сократился до одного года. В Российской армии все больше тех, кто служит по контракту, то есть работает, а это уже совсем другая история. Однако армия, пожалуй, вечна. И пусть нет уже шумных проводов с гармошкой и походами гурьбой к околице, но военкоматы по-прежнему пытаются вместе со всевозможными центрами досуга устроить какие-то торжественные мероприятия с речами и родительскими слезами. А как без них! Ибо заранее не узнаешь, когда придет черед защищать Родину не в учебном бою. И дай Бог нашим долговязым, суетливым, глупым и дорогим сердцу мальчишкам силы выдержать свою армейскую долю и вернуться обратно здоровыми, с неискорёженной и доброй душой, а нам — силы на ожидание и веру в их счастливое возвращение домой.

Источник

Как родная меня мать провожала

Хор русской песни

Владимир Девятов

Из фильма «Любовь и голуби»

Стихотворение. Полный текст

Как родная меня мать
Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:

«А куда ж ты, паренек?
А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек,
Да в солдаты!

В Красной Армии штыки,
Чай, найдутся.
Без тебя большевики
Обойдутся.

Поневоле ты идешь?
Аль с охоты?
Ваня, Ваня, пропадешь
Ни за что ты!

Мать, страдая по тебе,
Поседела,
Эвон в поле и в избе
Сколько дела!

А дела теперь пошли:
Любо-мило!
Сколько сразу нам земли
Привалило!

Утеснений прежних нет
И в помине.
Лучше б ты женился, свет,
На Арине.

С молодой бы жил женой,
Не ленился!»
Тут я матери родной
Поклонился.

Поклонился всей родне
У порога:
«Не скулите вы по мне,
Ради бога.

Будь такие все, как вы
Ротозеи,
Что б осталось от Москвы,
От Расеи?

Все пошло б на старый лад,
На недолю,
Взяли б вновь от нас назад
Землю, волю;

Сел бы барин на земле
Злым Малютой,
Мы б завыли в кабале
Самой лютой.

С Красной Армией пойду
Я походом,
Смертный бой я поведу
С барским сбродом,

Не сдаешься! Помирай,
Шут с тобою!
Будет нам милее рай,
Взятый с бою.

Источник

как родная меня мать провожала история песни. Смотреть фото как родная меня мать провожала история песни. Смотреть картинку как родная меня мать провожала история песни. Картинка про как родная меня мать провожала история песни. Фото как родная меня мать провожала история песниstrana_sssr

ДОРОГИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Музыка народная
Слова Демьяна Бедного

Как родная меня мать
Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:

«А куда ж ты, паренек?
А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек,
Да в солдаты!

В Красной Армии штыки,
Чай, найдутся.
Без тебя большевики
Обойдутся.

Поневоле ты идешь?
Аль с охоты?
Ваня, Ваня, пропадешь
Ни за что ты!

Мать, страдая по тебе,
Поседела,
Эвон в поле и в избе
Сколько дела!

А дела теперь пошли:
Любо-мило!
Сколько сразу нам земли
Привалило!

Утеснений прежних нет
И в помине.
Лучше б ты женился, свет,
На Арине.

С молодой бы жил женой,
Не ленился!»
Тут я матери родной
Поклонился.

Поклонился всей родне
У порога:
«Не скулите вы по мне,
Ради бога.

Будь такие все, как вы
Ротозеи,
Что б осталось от Москвы,
От Расеи?

Все пошло б на старый лад,
На недолю,
Взяли б вновь от нас назад
Землю, волю;

Сел бы барин на земле
Злым Малютой,
Мы б завыли в кабале
Самой лютой.

С Красной Армией пойду
Я походом,
Смертный бой я поведу
С барским сбродом,

Не сдаешься! Помирай,
Шут с тобою!
Будет нам милее рай,
Взятый с бою.

Источник

Откройте свой Мир!

как родная меня мать провожала история песни. Смотреть фото как родная меня мать провожала история песни. Смотреть картинку как родная меня мать провожала история песни. Картинка про как родная меня мать провожала история песни. Фото как родная меня мать провожала история песникак родная меня мать провожала история песни. Смотреть фото как родная меня мать провожала история песни. Смотреть картинку как родная меня мать провожала история песни. Картинка про как родная меня мать провожала история песни. Фото как родная меня мать провожала история песни

как родная меня мать провожала история песни. Смотреть фото как родная меня мать провожала история песни. Смотреть картинку как родная меня мать провожала история песни. Картинка про как родная меня мать провожала история песни. Фото как родная меня мать провожала история песникак родная меня мать провожала история песни. Смотреть фото как родная меня мать провожала история песни. Смотреть картинку как родная меня мать провожала история песни. Картинка про как родная меня мать провожала история песни. Фото как родная меня мать провожала история песни

История песни » Как родная меня мать провожала»

Уважаемый Роман!
Спасибо, что зашли и начали такую интересную тему.
Я долго искала что-нибудь об истории создания этой замечательной песни и только вот что могу вам предложить.
Но мне кажется, что во многих деревнях найдутся прототипы героя песни, потому что Демьян Бедный сам вырос в бедной крестьянской семье, о чём красноречиво говорит его псевдоним и видел такие проводы, я думаю, не однократно. Но это моё сугубо личное мнение.

Ноты и перевод цыганского «Комарика»:

Как-то прилетел комарик
На лужок зеленый,
И уселся тот комарик
На дубе кудрявом.

И уселся тот комарик
На дубе кудрявом,
Но задули, разыгрались
Буйны ветерочки.

Но задули, разыгрались
Буйны ветерочки,
Раскачали, расшатали
Ветки на дубочке.

Раскачали, расшатали
Ветки на дубочке
И стряхнули комарика
На лужок зеленый.

И стряхнули комарика
На лужок зеленый
И разбили комарику
Все-то губы-зубы.

И разбили комарику
Все-то губы-зубы,
Да на помощь прилетели
Две подружки-мушки.

Да на помощь прилетели
Две подружки-мушки,
Подхватили комарика
Под белые ручки.

Подхватили комарика
Под белые ручки,
Утащили комарика
В зеленый лесочек.

Песня записана в Томске с напева семьи Бузылевых

К сожалению, я не нашла то, что хотела найти.
Поэтому поставлю то, чем располагаю:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *