как работает система доставки еды
Бизнес: доставка здоровой еды в Ярославле
Как открыть и разорить бизнес, а потом вывести его в плюс
Друзья из Ярославля запустили сервис по доставке еды, но через 10 месяцев проект оказался на грани развала.
Влад вышел из бизнеса, а потом перезапустил его с новым партнером. Сейчас сервис приносит им 120 тысяч рублей в месяц.
Почему доставка еды
В конце 2016 года Влад с другом Николаем решили запустить бизнес по доставке готовых обедов ресторанного уровня. Они видели такие сервисы в Москве.
В Ярославле на рынке доставки тогда работали только две местные компании. Владу и Коле не нравились их услуги: еду предлагали невкусную и популярностью сервис не пользовался.
Влад пытался похудеть и знает, как сложно питаться правильно самостоятельно: надо рассчитать соотношение белков, жиров и углеводов, закупить продукты и приготовить. Поэтому он предложил решать боли таких же клиентов, как он, и доставлять здоровые обеды ресторанного уровня.
Ребята ориентировались на людей, которым некогда или лень высчитывать калории, а потом готовить. Во всех блюдах рассчитана калорийность и соотношение белков, жиров и углеводов. В меню нет жареного и жирного: все готовится на пару, запекается или варится, без сахара и с минимумом соли.
Влад продвигал разные компании в социальных сетях и не хотел бросать работу. Николай взял на себя большую часть задач: его доля составила 70%, Влада — 30%.
Первый запуск за 240 000 Р
За несколько дней Влад и Коля нашли на «Авито» помещение в 40 м² с кухней за 25 тысяч рублей в месяц. В нем были все необходимые коммуникации и мебель. Не хватало только оборудования. На него потратили 85 тысяч рублей.
Одновременно сделали сайт и наняли повара с диетологом, которых тоже нашли через «Авито». За 2 вечера Влад и Коля придумали меню из 70 блюд: смотрели на опыт других сервисов, учитывали себестоимость и слушали советы диетолога и повара. Тестировали рецепты дома на кухне.
потратили Влад и Коля на онлайн-кассу
Первые 2 недели еду готовили в собственной посуде, потом купили новую на 15 тысяч рублей из оборота. Остальное докупали постепенно: мясорубки, блендер, терки, вырезатель сердцевины для яблок, вафельницу, аэрогриль, соковыжималку, открывашки, удалитель косточек, форму для укладки еды и запекания, кофемолку — чтобы измельчать в ней орехи.
Предприниматели вложили 5000 рублей в таргетированную рекламу и за 30 тысяч подключили онлайн-кассу. Влад и Коля не думали, что люди будут активно заказывать еду у неизвестного сервиса, но за две недели они собрали 200 тысяч рублей. Суммы хватило на закупку продуктов, посуду, часть оборудования и первые зарплаты команде.
Чтобы стартовать, нужно уведомить об открытии Роспотребнадзор. Заведение должно подготовить документы и разрешения, соблюсти санитарные и противопожарные правила. В течение 3 лет в любой момент могут прийти проверяющие и потребовать документы. За 2 года работы до предпринимателей никто не дошел. В уголке покупателя находится книга отзывов и предложений, тексты законов «О защите прав потребителей», «О защите юридических лиц», правила торговли и оказания услуг и санитарно-эпидемиологические требования.
Помещение, которое арендовали парни, уже было готово ко всем проверкам: противопожарная сигнализация, огнетушители и таблички «Выход» установлены, есть мойка, черный вход и вытяжка.
Сотрудникам, которые контактируют с продуктами, нужны санитарные книжки. Предприниматели нанимали опытных поваров, у которых они уже были.
Доставка заработала через 3 недели после старта.
Как работает система доставки готовой еды: от заказа до двери клиента
Сложно утверждать наверняка, что белорусам не хватает доставки продуктов. Для многих людей поход в магазин остается чем-то вроде выхода в свет (посетите вечером «Корону», чтобы убедиться в этом). Доставка готовой еды — другой сегмент, когда лень, плохая погода или просто «не хочется», — напротив, набирает популярность. Onliner.by изучил, как работает сервис курьерской доставки на примере популярного среди как доброжелателей, так и критиков сервиса Eda.by.
Доставка еды — относительно новый и, скорее, перспективный сегмент бизнеса. Несмотря на кажущуюся простоту и потенциал доставки, белорусская реальность успела снять с нее первые скальпы. Кто помнит непродолжительную историю магазина «До дивана»? Он был открыт как аналог российского «Утконоса» — независимой от существующих магазинов и конкретного кулинарного производства службы доставки еды. Возможно, не повезло со временем и валютными кредитами, но факт остается фактом: магазин до дивана не дополз.
Служба Eda.by работает по иной схеме, хотя еще полгода назад оператору тоже можно было надиктовать набор продуктов из магазина и ожидать курьера. Теперь здесь возят преимущественно еду из меню собственной сети кафе «Гараж». Хочешь пакет молока из магазина? Привезут, но только вместе с заказом по меню.
Итак, вы голодны и, открыв меню на сайте, звоните оператору. Все звонки поступают в кол-центр, где в зависимости от времени суток работают 3—4 девушки. Когда вы кликаете на заказ еды для доставки, операторы получают информацию на свои мониторы и перезванивают вам для ее уточнения.
— Стараемся, чтобы время ожидания составило не более 10—15 секунд. Конечно, надо улыбаться, излучая радость, — смеется Татьяна, один из операторов компании.
Девушки здесь примерно такие, какими большинству хотелось бы их себе представлять. В бигудях или халате замечены не были, хотя мы заходили не ночью.
— Насколько важно красиво выглядеть? Это зависит от человека. Вроде никто не заставляет, — говорит Татьяна.
Каждый день девушки принимают заказы от сотен клиентов.
— Есть клиенты, которых мы узнаем по голосу: каждый день они заказывают одно и то же, — рассказывает Татьяна. — Есть доброжелательные и вежливые люди, есть резкие. Есть клиенты, которые звонят ночью и, уже с трудом подбирая слова и формулируя мысль, пытаются что-то сказать. У нас был случай, когда клиент оператора замуж звал, вот так [смеется].
Конечно, есть место и грубости. Анонимные звонки по телефону в этом случае — зеркало нашего общества, которое не всегда совершенно. Операторы говорят, что научились абстрагироваться от таких и легко забывать их услышанное за смену.
— Это иммунитет, который и вне работы помогает проще относиться к неадекватным людям и ситуациям, — говорит Татьяна и уточняет: — Грубиянов совсем немного.
Львиную долю заказов составляют пицца и суши. Последний вал одинаковых заказов отмечен в День святого Валентина, когда случился суши-бум.
На приготовление еды и доставку по стандартам компании дается час. Может быть больше, но в таком случае оператор должен предупредить клиента: очень много заказов суши, например, придется подождать чуть дольше.
Заказ от оператора поступает на кухню. Готовится, собирается в пакеты или термосумку и вручается курьеру. По правилам, курьер выезжает, приняв к доставке два заказа. В редких случаях берется третий, если клиенты живут в соседних домах. Доставка здесь бесплатна при заказе от 100 тыс. рублей. Иначе нужно платить — чуть менее 25 тыс.
Садимся в Peugeot 207 к Дмитрию. Он работает курьером без малого два года. Сейчас он студент-заочник пятого курса БНТУ.
— Два года назад решил подзаработать, потому что работа по специальности для студента малооплачиваемая, — говорит наш курьер; по его словам, курьерский доход составляет 6—7 млн рублей в месяц, не считая чаевых. — Зарплата зависит от количества заказов. Был бы один оклад — не было бы у нас задора в глазах.
Дмитрий работает без навигатора, который у него украли в самом начале работы, когда он относил заказ в квартиру. Теперь знает свой район лучше таксиста.
В руках у него сумка с двумя заказами и табели с информацией о заказе, комментарием и номером телефона клиента. Везем три пиццы по двум адресам.
— Наклейки о безопасной езде на каждой курьерской машине — это чтобы ваш задор не разгорелся? Звонят по этим номерам?
— Звонят, да. Это дорого бывает. В день мы ездим по городу по 200 километров, разные ситуации случаются. Любопытно, что люди звонят на этот номер и сразу начинают отчитывать, не зная, что это единый номер, а не конкретный водитель, к которому у них претензии.
Что могу сказать: иногда курьеры-новички лихачат, может, показать себя хотят. Иногда притапливаешь, потому что опаздываешь. Но все стараются не злоупотреблять, ведь ГАИ никто не отменял. К тому же в наших машинах есть GPS-трекеры, измеряющие скорость, расстояние и так далее.
На светофоре остановились рядом с машиной из «Суши Весла».
— Это не враги и не конкуренты нам, — рассказывает Дмитрий. — Перемигиваемся, здороваемся. Иногда можем с первой линии на светофоре стартануть вместе. Но вражды никакой нет, это точно.
К слову, машина, в которой мы едем, чистая внутри и снаружи ухоженная. Но я не хотел бы стать ее покупателем, когда с нее снимут наклейки — динамичная езда на коротких расстояниях не продлевает жизнь машине.
Первый клиент — сотрудник офиса. Пятница, и ребята встречают начало выходных на работе.
Едем дальше и говорим о девушках-курьерах, которые периодически приходят на работу, но надолго не задерживаются.
— Тяжело носить сумки. А еще и закон хрущевок существует: это когда в пятиэтажном доме без лифта заказчик живет именно на пятом этаже.
Говоря о конфликтах с клиентами, Дмитрий рассказывает, что единственной причиной их возникновения являются опоздания.
— По нашим правилам, клиент ждет не более часа. Если курьер опаздывает на 10—30 минут, то заказчик получает скидку 10%, свыше получаса — 50%, свыше часа — заказ отдается бесплатно. Такое редко, но бывало. Иногда есть объективные обстоятельства. Например, пробил колесо на дороге. Главное, надо всегда звонить и предупреждать клиента. Самое неприятное — это когда клиент подумает, что про него забыли. Если позвонил и извинился, люди входят в положение и относятся с пониманием.
Ругань и грубость встречаются поздно вечером, когда клиенты уже отпраздновали, но еще не заснули.
— Мы к этому спокойно относимся, лично меня не задевает. У нас был один парень, который нахамил в ответ и на следующий день был уволен.
Потасовок не было, а вот расплачиваться иногда не хотят. Однажды клиент забрал пиццу и закрыл дверь перед носом курьера. Вызвали милицию, и скоро все решилось. Бывает, под градусом людей переклинивает.
Второй наш заказчик ждал курьера дома, мы не стали его беспокоить. Из дома Дмитрий вышел снова без чаевых.
— Чаевые сложно предсказать. Правила оставлять чаевые, как в ресторанах, для нас нет. Жители дорогих домов вообще редко делятся, чаще оставляет молодежь.
На доставку у нас ушло, как и положено, полчаса, после чего Дмитрий отправился на базу за новым заказом. В предыдущий день таким образом он развез еду по 38 адресам.
Как организовать доставку в общепите
Марсель Зиганшин открыл компанию «Бизон Пицца»: у него нет зала с посадкой, компания зарабатывает только на доставке. Он просчитал разные варианты и понял, что выгоднее нанять своих курьеров, чем работать с агрегатором. В этой статье Марсель рассказывает, для каких бизнесов выгоднее запустить собственную доставку, и как её организовать.
«Бизон Пицца»
Две собственные точки — в Долгопрудном и Лобне, Московская область. Две франшизы — в Железнодорожном и Белгороде
Бюджет на открытие первой точки: 4 300 000 ₽
Бизнес существует год и четыре месяца
Выручка в месяц: 1 500 000 ₽
Прибыль: 200 000 ₽
Наёмные сотрудники: 10
Своя доставка или агрегатор
Доставку в общепите можно организовать двумя способами: через агрегатор или своими силами. В первом случае за доставку отвечает сторонняя компания, ваша задача — просто отдавать заказы её курьерам и платить комиссию. Если решили запускать свою доставку, то весь процесс на вас: вы сами принимаете заказ, передаете на кухню, сами нанимаете и контролируете курьеров. Какой вариант выбрать, зависит от того, как часто ваш продукт заказывают с доставкой.
Если гости чаще едят в заведении, а доставку заказывают всего несколько раз в день — выгоднее обратиться к агрегатору. У агрегатора высокая комиссия — до 35%, но он берет её только когда клиент сделал заказ. А если у вас свои курьеры, то придется платить им, даже когда заказов нет. С небольшим оборотом платить агрегатору выгоднее, чем содержать своих курьеров.
Если у вас чаще заказывают с доставкой, а не едят на месте, то стоит запустить свою курьерскую службу. Это, например, касается тех, кто торгует пиццей, суши, пирогами. У них достаточно заказов, чтобы курьеры работали без простоев, поэтому своя доставка обходится дешевле, чем договор с агрегатором.
В «Бизон Пицце» работает только доставка, поэтому мы организовали свою систему. У нас средний чек 917-1200₽, доставка одного заказа стоит 110-120 ₽. То есть delivery cost — процент расходов на службу доставки от всей выручки — составляет 10-12%. Это намного меньше, чем комиссия агрегатора. Даже если человек оформит минимальный заказ за 399 ₽, что бывает очень редко, мы останемся в плюсе. У нас большой поток, поэтому расходы на доставку распределяются на все заказы и оказываются ниже, чем с агрегаторами.
Когда выбираете между агрегатором и своей доставкой, стоит учесть не только финансовые риски. Если доставку организует сторонняя компания, то вы не контролируете качество. А нюансов тут много: курьер неопрятно выглядит, плохо пахнет, хамит, у него нет сдачи или он опоздал, и заказ остыл — из-за этого вы можете потерять клиента. В агрегаторе вы не выбираете, кто и как доставляет ваш продукт — это еще одна причина работать со своими водителями.
Если работаете с агрегатором, учтите, что он приводит гостей не вам, а себе. Человек устанавливает приложение, допустим, Яндекс.еды, и всё заказывает там — названия ресторанов он даже не запоминает. Агрегатор балует клиента акциями и спецпредложениями — клиент привязывается и знает бренд Яндекс.еды, а не вашей компании. Если вы решите уйти из агрегатора, клиенты останутся с ними, а не с вами.
Как работает доставка в «Бизон Пицце»
Клиент может оформить заказ двумя способами: через сайт и контакт-центр. В первом случае сам заказ и адрес он вбивает сам, во втором — диктует оператору. Оба ресурса подключены к авторской IT-системе, которая отправляет заказ клиента на кухню. Повторно клиенту не звонят — сразу начинают готовить. Когда пицца готова, менеджер отдает заказ курьеру, а он отвозит клиенту.
Доставка в «Бизон Пицце» работает просто и понятно. Марсель уверен, что чем меньше бизнес-процессов, тем проще в его бизнесе.
Выбор зоны доставки
Если вы решили организовать свою доставку, вычислите территорию, которую сможете охватить. Кажется, что, чем больше территория, тем больше выручка и прибыль. Но это не так. Радиус зависит от двух факторов: специфики продукта и вашего delivery cost. Вот смотрите.
Сначала узнайте, сколько времени ваш продукт остается вкусным. Пиццу важно доставить горячей, поэтому у курьера есть не больше 20 минут. Суши можно везти час или дольше, при этом блюдо не потеряет во вкусе и не испортится. Решите, сколько времени ваш продукт может находиться в дороге — такой максимальный радиус у вашей зоны доставки.
Потом посчитайте, во сколько обходится доставка в этом радиусе. Если выбрать широкую зону, то курьер больше времени потратит на дорогу — будет слишком долго ехать до границы зоны и обратно. Так уменьшится количество заказов на курьера в час, увеличится delivery cost, уменьшится прибыль. Вам нужно найти баланс: зона должна быть достаточно широкой, чтобы хватало заказов, но достаточно узкой, чтобы курьеры быстро справлялись с работой.
Зона доставки «Бизон Пиццы» — отдельные улицы до 7 км от цеха. Сейчас у нас среднее количество заказов в час — два на одного курьера, и нам это подходит. Улицы выбирали вручную с учетом данных Яндекс.навигатора и Яндекс.пробок: нам важно, чтобы время в пути занимало не больше 18 минут с учетом пробок. Таким образом, клиент получает заказ меньше, чем за 60 минут, а мы в прибыли.
Если взять слишком большую зону доставки, то клиенты останутся недовольны качеством продукта, а затраты вырастут. Если слишком сузить радиус, то покупатели быстро закончатся. Ищите баланс.
Найм курьеров
Чтобы курьер работал с вами долго и не доставлял хлопот, внимательно отнеситесь к этапу собеседования. У Марселя есть список, по которому он проверяет кандидатов.
Список Марселя
Если при найме вас что-то смущает в курьере, скорее всего, работает ваша интуиция и лучше ей довериться. Стоит один раз потратить время на поиск порядочного человека, чем каждую неделю искать замену. Попробуйте оценивать претендентов по чек-листу и не стесняйтесь отказывать, если есть сомнения в кандидате.
Чек-лист для нового сотрудника
Многие проблемы с курьером можно предотвратить, если в первый рабочий день прописать все правила и особенности работы. Если не зафиксировать важные моменты на старте, может возникнуть конфликт с сотрудником или ещё хуже: клиенты будут недовольны сервисом, и точка потеряет лояльных покупателей.
У Марселя есть чек-лист, который выдают каждому новому курьеру. Вы можете взять его за основу, чтобы создать свой регламент.
Подготовка к смене
Подготовка к заказу
Во время заказа
После заказа
Порядок оплат и штрафов
Оплата должна быть понятной. В общепите существует много систем оплаты курьеру: плата за заказ и бензин, ставка и плата за километраж или более сложные комбинации. Но такие схемы дают возможность слукавить: километраж можно накрутить, чеки за бензин сохранить с личных поездок. К тому же, если схема сложная, курьеру трудно понять, сколько он получит за свой труд. Ему проще работать, когда он чётко понимает, от чего зависит его зарплата. В сети «Бизон Пицца» — почасовая оплата и доплата за каждый заказ, а бензин и техобслуживание машины за счёт курьера. Марсель уверен, что чем проще система оплаты, тем комфортнее и безопаснее чувствует себя курьер.
Оплата должна быть регулярной. В общепите часто задерживают зарплату — в результате может возникнуть ситуация, когда курьер не выйдет на работу, потому что у него нет денег на бензин. Чтобы этого избежать, Марсель платит сотрудникам каждый день. Это не всегда финансово выгодно точке, зато курьеры у «Бизон Пиццы» всегда с полными баками и исправными машинами. Доставка работает без сбоев, и клиенты довольны.
Отдельная история со штрафами — в российском общепите они есть всегда. Марсель считает такой подход ошибкой, потому что сотрудники начинают хитрить, чтобы не терять деньги. Представьте: вы назначили штраф за порчу продуктов, сотрудник случайно уронил голову сыра на пол. Он предпочтет поднять сыр с пола и использовать, чем платить из своей зарплаты. Но однажды клиент найдет в пицце мусор — устроит скандал, больше к вам не вернется. Репутация стоит дороже, чем штраф.
Еще один частый пример — иногда, если курьер опоздал, клиенту дают сертификат на бесплатный продукт, а курьера за это штрафуют. Чтобы избежать неприятностей, курьер будет прятать сертификаты или доказывать клиенту, что он не опоздал. Клиенту это точно не понравится. Поэтому в «Бизон Пицце» нет штрафов — эту систему Марсель подсмотрел в Макдональдсе, где за все ошибки сотрудников несет ответственность менеджер. При этом менеджера тоже не оштрафуют, но могут сделать выговор или урезать премию. Так что штрафы лучше не использовать, но после нескольких выговоров сотрудника придется уволить, иначе качество его работы будет только снижаться.
Человечность и работа с коллективом
В общепите к водителям не всегда относятся хорошо: менеджеры забывают их имена и относятся, как к слугам. Но вежливое и дружественное отношение мотивирует сотрудников работать лучше. Обязательно здоровайтесь с водителями за руку, запоминайте их имена, поддерживайте неформальные разговоры. Курьерам может быть интересно обсудить расход топлива и технические темы, связанные с машиной, но отталкивайтесь от конкретного человека. Например, в «Бизон Пицце» работают водителями бывший предприниматель и учитель истории — приятные пожилые люди, которые решили изменить сферу деятельности. Они переживают за работу пиццерии и предупреждают, если кто-то не вышел на смену или случилась неприятность. Простое дружелюбие может превратить водителей в ваших искренних союзников — обязательно помните об этом.
Как устроен рынок доставки еды в России
Во время пандемии коронавируса 57% кафе и ресторанов в России не смогли работать в формате доставки и еды навынос. И это при том, что в регионах с доставкой и так всё хуже, чем в крупных городах. Разбираемся, как устроен рынок доставки готовой еды в Москве, Санкт-Петербурге и регионах.
Сервисы доставки работают с курьерами и в формате маркетплейса
В России доставка еды не ограничивается заказами из ближайшей пиццерии. Это может быть:
Кафе и рестораны могут доставлять еду сами или пользоваться услугами сервисов, например Деливери клаба, Яндекс-еды, Бронибоя, Чибиса, Зака-зака.
Все эти сервисы относятся к российскому фудтеху — так называют производство и доставку еды с использованием айти-решений. Это одна из причин, почему кафе и рестораны начинают работать с сервисами: самостоятельно разработать и поддерживать мобильное приложение и сайт, наладить работу курьеров и быструю и бесперебойную доставку сложно, на это нужны время и деньги.
Сервисы доставки еды работают в двух форматах:
Например, Деливери клаб говорит, что охватывает 200 городов России, но собственная доставка у них работает в 68 городах. Так, во втором квартале 2020 года курьерская служба Деливери клаба доставила 56% всех заказов, остальные 44% — это самостоятельная доставка заведений.
Это важно разделять, потому что в небольших городах кафе и ресторанов мало, жители их знают, поэтому присутствие на маркетплейсе не так важно, как работа курьеров.
Такая же история у Яндекс-еды: компания охватывает 600 городов, но только в 112 есть собственная доставка. (На сайте компании список в 256 регионов.)
Москва и Петербург заказывают столько же еды, сколько все остальные города вместе
В России 1117 городов, самый маленький из них — Иннополис с населением в 405 человек, самый большой — Москва, в которой живут по официальным данным 12,5 млн человек.
По оценкам руководителя Деливери клаба, половину рынка доставки готовой еды занимают Москва и Петербург, вторую половину — вся остальная Россия. Получается, Москва и Петербург съедают столько же готовой еды, сколько вся страна. Среди крупных городов в лидерах по количеству заказов — Казань, Краснодар и Ростов-на-Дону.
Ситуация с пандемией коронавируса помогла рынку доставки еды расшириться. В марте 2020 года сервисы доставки стали получать в три раза больше заказов на подключение от кафе, которые были вынуждены закрыть свои залы. Больше всего заявок приходило от заведений Москвы, Московской области, Петербурга, Казахстана и городов-миллионников — Казани, Перми и Самары.
Май 2020 года стал лучшим месяцем для Деливери клаба: компания выполнила 5,5 млн заказов на доставку готовой еды. Выручка за первое полугодие выросла по сравнению с 2019 годом в три раза — до 2,5 млрд рублей.
Заведения в небольших городах, где не было собственных доставок Яндекс-еды и Деливери клаба, справлялись самостоятельно: нанимали больше курьеров или приостанавливали работу совсем. Некоторые кафе и рестораны в Москве также принимали решение закрыться, потому что считали, что работать на доставку для них невыгодно.
В регионах есть свои сервисы доставки
Доставкой еды занимаются не только федеральные компании вроде Яндекс-еды и Деливери клаба, но и региональные сервисы. Например, в Краснодарском крае работает компания «Бронибой».
Компания начиналась как сервис предзаказа еды в кафе: человек мог заранее сделать заказ, прийти в кафе к нужному времени, а еда уже была готова. Но эта концепция людям не зашла, тогда Бронибой нанял первых курьеров и стал доставлять готовую еду из кафе и ресторанов.
В тот момент Яндекс-еды еще не существовало, а Деливери клаб работал в формате маркетплейса без собственной доставки. Бронибой решил развивать собственную курьерскую службу: сегодня у компании 95% всех заказов с курьерами и 5% — силами ресторанов.
Бронибой начинал работать только по Краснодару, в этом году доставка вышла на Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Нижний Новгород. В планах до конца года — еще три-четыре города. Во всех регионах работает собственная курьерская служба: в Краснодаре в среднем сто человек, в остальных городах — пока по десять.
Сервисам важно, сколько в городе людей и ресторанов
Компании, которые занимаются доставкой готовой еды, выбирают города не случайным образом. Есть несколько основных критериев.
Количество кафе и ресторанов. Если заведений мало, заказов будет так же мало, курьеры начнут простаивать, но им нужно платить приемлемую зарплату, иначе они уйдут в другое место.
Зарплата курьера складывается из почасовой ставки и платы за каждый заказ. Она может отличаться от города к городу и от типа транспорта: на машине, велосипеде, самокате или пешком. Плата курьеру за каждый заказ — 150—200 рублей в среднем, при этом в месяц он должен зарабатывать 35 000—40 000 рублей. Если компания не может обеспечить заказы на такую зарплату, ей невыгодно работать в этом регионе.
Сервисы доставки ориентируются на минимальный объем заказов — в среднем это один заказ в час. И еще смотрят на количество ресторанов: в Краснодаре их тысяча, в городах-миллионниках 300—500, с этим можно работать. Если в городе 30—50 ресторанов, модель доставки работать не будет — здесь приходится или не работать вообще, или изобретать что-то новое. Так, Яндекс запустил доставку еды на базе такси: водители такси выступают в роли курьеров. На практике всё сложнее: водители не хотят доставлять еду, а люди — заказывать еду в такси.
Уровень зарплат. Лучшие клиенты сервисов — люди с хорошим доходом, которые заказывают еду каждую неделю, потому что лень готовить или мыть посуду. Чем ниже уровень дохода, тем реже заказывают еду на дом, делают это на праздники или по случаю. Точных данных по доходам нет, потому что в разных городах они различаются, но в целом это люди, которые могут себе позволить не экономить на еде и кафе.
Численность населения. Здесь всё перекликается с первыми критериями: чем меньше население, тем меньше ресторанов, тем менее выгодно работать сервисам с собственными доставками. А еще в маленьких городах у людей чаще невысокие доходы, а значит, еду они заказывают редко.
Иван Труфанов, основатель сервиса доставки еды «Бронибой»
Сервисам выгодно работать в формате маркетплейса, потому что они организуют поток клиентов, перенаправляют его и получают комиссию. В реальности они паразитируют на клиентах кафе и ресторанов, особенно в маленьких городах — потому что не приводят новых людей, а перетягивают на себя уже действующих клиентов, берут за это комиссию и почти ничего не делают.
Если сервисы предлагают собственную доставку, тут уже другая история: они помогают принимать заказы, предоставляют и контролируют курьеров, организуют всю логистику, разрабатывают и поддерживают сайт и приложение. Ресторану остается вкусно приготовить и упаковать еду.
За свою работу сервисы доставки берут комиссию — в среднем 30%. Бронибой берет от 23% до 30%. То есть при чеке в 1500 рублей для ресторана мы с одного заказа берем условно 350—400 рублей. Из них 200 рублей мы отдаем курьеру, а оставшиеся 150 рублей идут на маркетинг, работу колл-центра, курьерских приложений, приложений для пользователей. Думаю, кафе не смогли бы всё это сделать за 150 рублей с заказа.
Сейчас кафе и рестораны считают, что сервисы берут слишком большую комиссию. Такие настроения продвигают сети, которые ориентированы на доставку, но у них вся модель бизнеса построена вокруг доставки, у кафе и ресторанов всё работает не так.
Но не во все города сервисы пойдут с собственной доставкой, потому что нужен офис, менеджмент, компьютеры-оборудование, маркетинг в этом городе. Это всё деньги, а в маленьких городах это невыгодно.
Самая популярная еда — пицца, роллы и бургеры
По опыту сервиса доставки еды «Бронибой», еду на дом чаще заказывают люди в возрасте от 25 до 35 лет. Люди более старшего возраста считают доставку пустой тратой денег, а еще им не очень понятны популярные блюда.
Так, чаще всего в России заказывают пиццу — на нее приходится половина всех заказов. На втором месте — азиатская еда, на третьем — бургеры и курица.