как приучить малыша к еде
Как приучить ребенка к здоровому питанию с малых лет
Здоровое питание — здоровый ребенок
Каждая мама, которая видит, что ее ребенок хорошо и с удовольствием ест, чувствует удовлетворение и считает себя подсознательно «хорошей матерью». Это заложено в нас природой. Но что, если ребенок кушает, но только в основном вредные продукты?
Как рассказать ребенку о правильном питании и приучить его к здоровой еде? Возьмите на заметку наши советы!
Правила питания для детей
1. Научите ребенка чувствовать потребности своего тела.
Очень часто родители заставляют малыша доесть все до последней крошки, съесть ложечку за папу, за маму, хотя ребенок говорит, что уже наелся. Таким образом взрослый показывает ребенку, что он не знает сам, голоден или нет, а взрослый знает. То же самое происходит, когда родители контролируют размер порций.
Когда вы рассказываете о значении продуктов ребенку, ему гораздо интереснее и понятнее, зачем их есть.
Также стоит помнить, что маленькие дети, если они здоровы, хорошо регулируют свой аппетит. Они будут есть, если голодные.
2. Сделайте полезную еду доступной для ребенка.
Для этого пересмотрите, какая еда находится сейчас в доступности у малыша. В отсутствии здоровых вариантов ребенок не научится есть ту еду, которая полезна. Если малыш дотягивается до нижних ящиков шкафов, и там лежит печенье и конфеты, он и будет их просить.
Убедитесь, что еду малышу легко кушать. Например, дети любят резаную морковь, огурцы, сельдерей, болгарский перец, кусочки яблок и мандарин. Храните эти овощи и фрукты порезанными на нижней полке холодильника, на столе, где ребенок сможет к ним сам дотянуться. Если достаточно рано предлагать эти продукты, ребенок будет их есть. У него появится привычка кушать овощи и фрукты, а не сушки, печенье и конфеты. Постепенно ограничивайте сладкое, предлагая ребенку более полезные альтернативы.
3. Правильно предлагайте новый продукт.
4. Используйте разную подачу одних и тех же блюд.
Курица может быть подана кусочками, волокнами, суфле или нафарширована. Овощи добавляйте в смузи, например, шпинат. Готовьте запеканки из творога или ленивые вареники, если малыш не ест обычный творог. Для детей важен не только вкус, но и цвет, запах и текстура пищи. Используйте эти факторы в приготовлении еды.
5. Подавайте личный пример:
6. Убедитесь, что ежедневный рацион ребенка разнообразен.
В нем должно быть достаточно еды, которая вкусна и приносит удовольствие.
Не делайте из еды запретный плод. Она должна быть разная, в том числе вкусная и не очень полезная. Главное придерживаться баланса. Ребенок должен получать адекватную манеру восприятия разной еды.
Если ребенок отказывается есть какой-то продукт, не стоит уговаривать, договариваться или спорить. Очень скоро малыш не будет есть не потому, что эта еда ему не нравится, а потому что он борется с вами на эту тему.
Как приучать ребенка к правильному режиму питания
Установите правила в отношении еды
Решите для себя, как, где и когда будет питаться ваш ребенок в течение дня. Существует две крайности: родители кормят только в определенное время, или же ребенок питается ненормированно и в любом месте (на кухне за столом, в комнате на диване, в постели).
Нужно найти “золотую середину”, которая подходит для всей семьи.
С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации полезной диеты для малыша?
Как научить ребенка есть любую пищу с удовольствием
Общий стол, выключенный телевизор и личный пример. Журналист и мама Евгения Артамонова делится лайфхаками по выстраиванию у ребенка здоровых отношений с едой.
До рождения ребенка и все 2,5 года, что мы вместе, я много размышляла на тему еды. Слушала авторитетных спикеров, общалась с другими мамами и читала современную литературу.
Для меня было важно, чтобы сын любил есть. Чувствовал вкус еды, питался интуитивно: когда хочет и что хочет. Чтобы с ужасом не вспоминал, как ему не разрешали выйти из-за стола, «пока не доест суп». Чтобы во взрослом возрасте не страдал расстройствами пищевого поведения и не заедал сладким.
Вторая, не менее важная задача, которую я перед собой ставила (и, если честно, пока не до конца ее решила), – снизить уровень родительской тревожности и облегчить жизнь себе. Не высчитывать граммы съеденного ребенком, не переживать, что он чего-то не захотел. Не «летать» как чайка вокруг стола, постоянно наставляя, «как должно быть».
Мы еще в середине пути. Но я довольна результатами. Чаще всего ребенок ест. И ест с удовольствием. А если вдруг решил не есть, я стараюсь не переживать, потому что это нормально. Как только ловлю себя на желании помочь сыну доесть, я будто переношусь в свое детство и на автомате включаю какие-то записавшиеся на подкорке установки. Уже практически хочу отвлечь и кормить с ложечки, но чаще всего вовремя себя останавливаю. Стремлюсь к стопроцентному дзену.
Ответы на многие актуальные вопросы нашлись в книге «Мой ребенок не хочет есть!», написанной врачом-педиатром, автором нескольких работ о питании и здоровье детей Карлосом Гонсалесом. Его современный подход мне очень близок: дать ребенку свободу выбора, поверить в него и не мешать.
Ниже собрала список советов о том, как привить ребенку любовь к еде, основанных на положениях Гонсалеса и других доказательных специалистов, которые работают.
А если говорить о неусидчивости, то до трех лет (а бывает и позже) это нормально. Так устроены маленькие дети. В периоды скитаний туда-сюда ловлю дзен.
«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей
Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.
Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм
Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.
Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.
— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.
Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.
— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.
Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.
— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.
Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз
Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.
Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.
— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.
— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?
— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.
Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.
— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.
Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.
Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.
— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.
Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.
— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.
Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.
О неофобии и детском здоровье в целом
Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.
— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.
Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.
— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?
— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.
— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.
Как накормить ребенка: 10 правил
Как накормить ребенка, если он отказывается
Вы не знаете, что делать, когда ребенка трудно накормить? Сперва малыш отказывается есть «неправильную» курицу или «плохо пахнущую» цветную капусту.
Потом вы начинаете ежедневно готовить одну и ту же еду три раза в день, думая, может ли ребенок выжить на одних макаронах…
Перед тем, как заставлять малыша есть, давайте вспомним, что отказ от еды — обычное поведение для многих детей. Впервые с этим вы можете столкнуться в 2 года.
В большинстве случаев причинами могут быть:
Родителям важно выяснить причины, по которым ребенка невозможно накормить. И вместо наказаний, борьбы, подкупов или угроз стараться воспитать у малыша здоровое отношение к еде.
Накормить нехочуху
Когда ребенок отказывается есть, родители считают его привередой в еде. Человек, который разборчив в еде, обычно не ест определенные продукты или ест только одну и ту же еду каждый день. Пока вся семья с удовольствием ест разные блюда, малыш может выбирать только курицу, любимый бутерброд или яблоко.
Если это ваш случай, убедитесь, что он разборчив в еде только в силу своих вкусовых предпочтений.
Также проблемы могут быть в другом:
10 правил, которые помогут накормить ребенка
1. Разнообразьте питание малыша и предлагайте в каждый прием пищи любимые им блюда, дополняя их новым продуктом.
Разрешите выбрать и съесть только то, что на тарелке. Ребенок может не притронуться к рису или овощам, но вместо них съесть мясо. Или наоборот. Главное, предлагать выбор и позитивно относиться к приему пищи.
2. Ограничьте отвлечения.
Если ребенок во время обеда смотрит мультфильмы, играет в игру, он может легко потерять интерес к еде. Со стороны гаджеты кажутся нам хорошим способом усадить ребенка за стол, но на самом деле они отвлекают от приема пищи. Установите дома правило — есть всем членам семьи без телефонов и с выключенным телевизором.
3. Следите за размером порций.
Возможно проблема не в том, что ребенок не хочет есть, а в том, что он отказывается съедать всю еду, которая у него на тарелке. Помните, что детям не нужно столько еды, как взрослым. Если размер порции слишком велик, малыш не в состоянии все съесть. Не потому, что он вредничает, а потому, что он уже наелся. Лучше сократить размер порции. При необходимости малыш попросит добавки.
4. Помните, что ребенок может быть не голодным, когда вы предлагаете еду.
В течение дня или недели у детей меняется аппетит.
5. Убедитесь, что время кормления не слишком поздно и малыш еще не устал.
Вам тяжело будет заставить есть ребенка, если он сонный и переутомленный. Пересмотрите режим питания и не кормите, когда уже пора спать.
6. Следите за своими эмоциями, когда кормите ребенка.
Уговоры, угрозы или крики не помогут вам заставить малыша есть. Как только он расстроится и станет плакать, он точно откажется от еды.
7. Привлеките ребенка к приготовлению пищи и выбора новых продуктов.
С подросшим малышом решите, что сегодня приготовить, вместе составьте список продуктов. Ребенок с большей вероятностью станет есть то, что сам приготовил.
8. Сократите количество перекусов и напитков, кроме воды, между приемами пищи.
Некоторые дети отказываются есть основную еду, если было слишком много перекусов. У малышей размер желудка меньше, чем у взрослых, и они быстрее насыщаются. Если ребенок не голоден, вряд ли он будет есть.
9. Разберитесь, какой стиль питания у малыша.
В течение дня его аппетит может меняться. Некоторые дети не едят плотно ужин, но хорошо съедают завтрак и обед.
Больше советов, что делать, если ваш ребенок плохо ест, читайте здесь.
Как накормить ребенка, у которого режутся зубы
Первые зубы активно начинают прорезываться у малышей в среднем с 6 месяцев. Из-за дискомфорта кроха может плохо кушать, а их настроение — меняться.
В этот период важно предлагать ребенку питательную еду, которую легко жевать:
Ребенка трудно накормить без бутылочки?
Многие малыши привыкают есть из бутылочки и потом не хотят есть «как взрослые». Чем позже вы отучите кроху от бутылочки, тем сложнее приучить его пить из чашки и есть ложкой.
Приучать к поильнику и к чашке можно начинать уже примерно в 9 месяцев.
Но сперва проверьте, готов ли ребенок к этому:
Если ребенок способен делать эти вещи, он готов к поильнику.
Знакомьте с поильником медленно. Сперва покажите малышу, как им пользоваться. В течение нескольких дней заменяйте питье из бутылочки во время кормления на питье из поильника. Сегодня на завтрак используйте поильник, в другие приемы пищи — бутылочку. Завтра давайте его уже в два приема пищи. Но если ребенку так сложно, лучше сразу перейти на поильник.
Как накормить ребенка без стульчика для кормления
Стульчик для кормления ассоциируется у детей с приемом пищи. Его рекомендуют использовать до 3 лет. Что делать, если без стульчика малыш не сидит на одном месте и его невозможно накормить?
В каких ситуациях вам сложно накормить ребенка? Идете на какие-то хитрости?
Что делать, если ребенок отказывается от прикорма?
Как приучить ребенка к прикорму?
После нескольких месяцев кормления грудью или смесью, когда мама и ребенок «притерлись» друг к другу, наступает период введения новых продуктов малышу. Это необходимо для пополнения запасов его организма нужными питательными веществами, правильного роста и развития, тренировки глотания и жевания, а вместе с этим — и речевой мускулатуры.
На этом этапе у родителей возникает немало трудностей, вопросов и споров с родственниками о том, как правильно вводить прикорм. Как часто врач-педиатр слышит от родителей, что малыш выплевывает новую пищу, зажимает рот, отворачивается. Как же ввести принципиально новую растительную и животную пищу безопасно, грамотно и с максимальной пользой? Постараюсь ответить на самые животрепещущие вопросы.
Основные правила введения прикорма
Под прикормом для ребенка понимают все продукты, кроме грудного молока и детских молочных смесей. С таблицей введения прикорма можно ознакомиться ниже.
Сроки введения прикорма: с 4 до 7,5 месяцев, в так называемое окно толерантности, когда у ребенка появляется интерес, потребность и возможности получать новую пищу. Если не ввести прикорм в это время, то потом архисложно приучить малыша к твердой пище. Оптимально начать в 4,5-5 месяцев. Если вы видите, что ваш ребенок еще не готов проглатывать полугустую пищу, давится ею — можете отложить введение прикорма на 2-4 недели. Возможно, вашему малышу требуется чуть больше времени для созревания этой функции.
Продукты прикорма желательно вводить в первой половине дня, чтобы в оставшееся время проследить за изменениями здоровья ребенка.
Это всегда должен быть монопродукт, т.к. нам необходимо понимать, на какой продукт у ребенка развилась непереносимость или аллергия. Микс из продуктов мы введем позже, во втором полугодии жизни.
Вводите прикорм постепенно. Мы знакомим ребенка не только с принципиально новым продуктом, но и с новой консистенцией пищи. Я рекомендую вводить вначале ½ чайной ложки, до кормления грудным молоком или смесью, на второй день 1 ч. л., на 3-й день — 2 ч. л., затем по нарастающей 3 — 4 — 6 — 8 — 10. чайных ложек и так далее. Доводим объем до 130-140 мл овощного пюре или каши.
Даем прикорм в одно и то же время. Если малыш устает раньше, чем съедает такой объем, разделите его на 2-3 приема. Позже, когда он будет готов, вы соберете это в одно кормление. Второй прикорм можно вводить смелее и быстрее.
Режим кормления продуктами прикорма приближаем к ясельному: 8.00 — 9.00 — 10.00 = завтрак, 12.00 — 13.00 = обед, 16.00 — 17.00 = полдник, 19.00 — 20.00 = ужин.
Кормим с ложечки, приучаем малыша проталкивать еду язычком, проглатывать ее и не давиться. Иногда малышу требуется 10–15 и даже 20 раз попробовать новый продукт, прежде чем он распробует его. Продолжайте предлагать малышу продукт, проявляя терпение. Это очень важный момент: мы настойчиво предлагаем ребенку сначала пробовать новый продукт, а лишь затем съедать его.
Вводим прикорм на фоне полного здоровья. В случае вакцинации за 3-4 дня до нее, в день вакцинации и 3-4 дня после — новых продуктов не даем, чтобы избежать наслоения пищевой аллергии на вакцинальный процесс.
С началом прикорма начинаем давать ребенку воду. Это нужно для профилактики запоров. Некоторые врачи рекомендуют параллельно давать малышу пробиотики для более гладкого усвоения новой пищи.
Схема введения прикорма: что сначала, что потом
Раньше первым блюдом прикорма были фруктовое пюре и сок. В настоящее время практикуется введение сначала овощей или каши, т.к. после фруктов овощи «буксуют». Есть две основные схемы введения прикорма:
Но нет никаких однозначных шаблонов. Есть малыш с его личными особенностями. Можно после овощей ввести фруктовое пюре. И потом использовать его как бонус, добавляя в «буксующий» продукт. Возможны и индивидуальные схемы, которые подбирает врач в нетипичных ситуациях.
Овощное пюре вводится первым, если у ребенка все хорошо с весом или есть склонность к запорам. Сначала вводим белые или зеленые овощи: кабачок, патиссон, цветную капусту или брокколи. Выбираем, что ребенку больше по вкусу.
Разберем на примере брокколи. На 5-6-й день от начала введения данного пюре вводим растительное масло (подсолнечное, оливковое или кукурузное, рекомендуется менять периодически). Начинаем с нескольких капель и доводим до ½ ч. ложки. Если производитель добавляет в баночку с пюре растительное масло, то нам добавлять его не требуется.
С 7-8-го дня добавляем в брокколи кабачок. И дальше продолжаем наращивать объем пюре до нужной нормы. Если малыш хорошо переносит брокколи, а потом и кабачок, то можно еще через 5-6 дней подмешивать в пюре цветную капусту. В итоге на выходе у вас три введенных продукта и разнообразие блюд. Вы можете давать сегодня брокколи, завтра цветную капусту, а послезавтра — кабачок.
Можно добавлять на первых порах в овощное пюре немного грудного молока или смеси, чтобы ребенок чувствовал родной и знакомый запах и вкус.
Если малыш маловесный — начинаем с введения каш. Принцип постепенности остается тем же. Первыми вводятся безглютеновые каши — греча, рис, кукуруза. Покупаем безмолочную кашу. Когда вы убедились в хорошей переносимости злака, можно кормить молочной кашей на коровьем или козьем молоке.
Таблица введения прикорма детям первого года жизни
Вводим прикорм. Что делать, если.
Что делать, если ребенок активно бастует против, например, каши?
Я рекомендую рецепт, который называю «китайской кухней». Мы, взрослые, готовим курицу с черносливом, утку в апельсинах или свинину с ананасами. Так же и малышу мы можем смешать ингредиенты с тем продуктом, который он любит, например, с яблочком, грушей или черносливом.
Недавно я получила очередную благодарность в мессенджере от мамы моей 7-месячной пациентки. Накануне она жаловалась на то, что ее дочь ни под каким соусом не желает даже попробовать мясной фарш. А он очень необходим ей в рационе, т.к. имеется угроза развития анемии. «Ваш рецепт „китайской кухни“ сделал свое дело! Вчера она съела телятину с грушей, а потом телятину с кашей. Она ест понемногу, поэтому даем суточную норму мяса за несколько раз. А сегодня съела кабачок с мясом и грушей. Так что спасибо вам огромное! Процесс пошел. И на ночь дали кашу, просыпалась кушать уже два раза за ночь вместо трех. Огромное спасибо!»
Ребенок наотрез отказывается есть какой-то продукт, что делать?
Тут могут быть два варианта: либо ему плохо от этого продукта и лучше от него отказаться, либо стоит отложить его введение на пару недель и вернуться к этому вопросу попозже.
После введения прикорма у моего ребенка изменился стул, он стал гуще, коричневым и более зловонным. Что это означает?
Это нормальное явление. Поменялся характер пищи, следовательно, изменилась и микрофлора в кишечнике и ферменты.
Мне кажется, ребенок недоедает.
В возрасте после полугода прибавка в весе может быть незначительной (+100–350 г за месяц), особенно это характерно для детей на грудном вскармливании. Если малыш хорошо себя чувствует, продолжает развиваться моторно и интеллектуально, то ему вполне хватает еды.
Овощное пюре лучше давать из баночек или готовить самим?
Если у вас есть желание и вы уверены в происхождении и безопасности овощей, то можете кормить ребенка пищей собственного приготовления. Я считаю, что на первых порах все же лучше давать баночное питание, т.к. оно очень хорошо гомогенизировано. Официальная точка зрения: в питании детей до года целесообразно использовать продукты прикорма промышленного производства, т.к. они гарантируют химическую и микробиологическую безопасность, сбалансированный состав в соответствии с возрастными особенностями жевательного аппарата ребенка и его пищеварительной системы, а также нужную степень измельчения.
Какого производителя детского питания порекомендуете?
Я советую попробовать пюре и каши разных производителей и понаблюдать за ребенком. Вы увидите его предпочтения, он даст вам это понять. Тогда и будете кормить продукцией данного производителя.
В заключение хочу добавить, что пищевые привычки формируются с детства. Если вы будете кормить малыша вместе со всей семьей, у него будет больше интереса и мотивации принять новые продукты. Но если вы приучите его есть соленое, сладкое, углеводное, фастфудное и т.п., то он быстро освоит эту модель пищевого поведения.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.