как приручить ребенка к еде
Как приучить ребенка к здоровому питанию с малых лет
Здоровое питание — здоровый ребенок
Каждая мама, которая видит, что ее ребенок хорошо и с удовольствием ест, чувствует удовлетворение и считает себя подсознательно «хорошей матерью». Это заложено в нас природой. Но что, если ребенок кушает, но только в основном вредные продукты?
Как рассказать ребенку о правильном питании и приучить его к здоровой еде? Возьмите на заметку наши советы!
Правила питания для детей
1. Научите ребенка чувствовать потребности своего тела.
Очень часто родители заставляют малыша доесть все до последней крошки, съесть ложечку за папу, за маму, хотя ребенок говорит, что уже наелся. Таким образом взрослый показывает ребенку, что он не знает сам, голоден или нет, а взрослый знает. То же самое происходит, когда родители контролируют размер порций.
Когда вы рассказываете о значении продуктов ребенку, ему гораздо интереснее и понятнее, зачем их есть.
Также стоит помнить, что маленькие дети, если они здоровы, хорошо регулируют свой аппетит. Они будут есть, если голодные.
2. Сделайте полезную еду доступной для ребенка.
Для этого пересмотрите, какая еда находится сейчас в доступности у малыша. В отсутствии здоровых вариантов ребенок не научится есть ту еду, которая полезна. Если малыш дотягивается до нижних ящиков шкафов, и там лежит печенье и конфеты, он и будет их просить.
Убедитесь, что еду малышу легко кушать. Например, дети любят резаную морковь, огурцы, сельдерей, болгарский перец, кусочки яблок и мандарин. Храните эти овощи и фрукты порезанными на нижней полке холодильника, на столе, где ребенок сможет к ним сам дотянуться. Если достаточно рано предлагать эти продукты, ребенок будет их есть. У него появится привычка кушать овощи и фрукты, а не сушки, печенье и конфеты. Постепенно ограничивайте сладкое, предлагая ребенку более полезные альтернативы.
3. Правильно предлагайте новый продукт.
4. Используйте разную подачу одних и тех же блюд.
Курица может быть подана кусочками, волокнами, суфле или нафарширована. Овощи добавляйте в смузи, например, шпинат. Готовьте запеканки из творога или ленивые вареники, если малыш не ест обычный творог. Для детей важен не только вкус, но и цвет, запах и текстура пищи. Используйте эти факторы в приготовлении еды.
5. Подавайте личный пример:
6. Убедитесь, что ежедневный рацион ребенка разнообразен.
В нем должно быть достаточно еды, которая вкусна и приносит удовольствие.
Не делайте из еды запретный плод. Она должна быть разная, в том числе вкусная и не очень полезная. Главное придерживаться баланса. Ребенок должен получать адекватную манеру восприятия разной еды.
Если ребенок отказывается есть какой-то продукт, не стоит уговаривать, договариваться или спорить. Очень скоро малыш не будет есть не потому, что эта еда ему не нравится, а потому что он борется с вами на эту тему.
Как приучать ребенка к правильному режиму питания
Установите правила в отношении еды
Решите для себя, как, где и когда будет питаться ваш ребенок в течение дня. Существует две крайности: родители кормят только в определенное время, или же ребенок питается ненормированно и в любом месте (на кухне за столом, в комнате на диване, в постели).
Нужно найти “золотую середину”, которая подходит для всей семьи.
С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации полезной диеты для малыша?
Как приучить ребенка правильно питаться?
Сложно уговорить детей, а особенно подростков, нормально поесть. Они питаются чипсами, гамбургерами и наотрез отказываются от овощей и нормального ужина. Рассказываем, как наладить отношения ребенка с едой и что делать, если они уже испорчены.
Что значит правильно
Сбалансированное питание — это способ покрыть все энергетические затраты ребенка для гармоничного роста и развития. При правильном рационе достаточное количество питательных веществ обеспечивают нормальный обмен веществ и дают ребенку силы для познания мира.
То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку достаточно каждый день съедать немного фруктов, овощей, белка, сложных углеводов и молочных продуктов. Форма приготовления не так важна. Варить каждый день супы или каши не обязательно, если ребенок их не ест.
«Суп — вариант приготовления блюда, — рассказывает Мария Фадеева, — если ребёнок отказывается от него, можно предложить те же продукты в другом виде. Температура пищи должна быть комфортной, очень горячую еду не стоит употреблять».
Объем рациона зависит от физической активности ребенка, возраста и образа жизни. Дети едят больше во время периодов активного роста и активных занятий, но меньше при болезни или долгом сидении дома. Родителям часто кажется, что ребенок мало ест. Но если он активен и хорошо растет, то питания хватает.
При настоящей нехватке питательных веществ он больше спит, нервничает, жалуется на слабость и не может долго гулять. Ногти легко ломаются и слоятся, кожа шелушится, а в углах губ могут появиться трещины.
«Нужно обсудить с педиатром рацион питания, — говорит Мария Фадеева, — если ребенок отстает в развитии, плохо прибавляет в весе и медленно растет. А также есть лишний вес и проблемы со стулом: запоры, диарея. Могут быть жалобы на тошноту, изжогу, отрыжку и боль в животе».
Почему это важно
Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.
« Некоторые особенности питания, — рассказывает Юлия Себелева — уже в младенческом возрасте могут быть факторами риска развития расстройств пищевого поведения: отказ младенца от груди, малоежки и дети, которые передают и не чувствуют насыщения. Но обычно, эти особенности сочетаются с высоким уровнем материнской тревоги в раннем периоде общения с ребенком. Это может быть послеродовая депрессия, собственные убеждения по поводу еды, семейные особенности питания».
Как сформировать правильные пищевые привычки
Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.
«Если в семье принято есть не очень полезную еду, — говорит Юлия Себелева, — то неудивительно, что ребенок тоже будет так питаться. Но такие привычки возможно исправить, если вся семья пересмотрит важность культуры пищевого поведения и включит формирование здоровых пищевых привычек для заботы о себе и своих близких».
Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку. Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.
«Когда родители насильно заставляют есть, — предупреждает Юлия Себелева, — это травматично и увеличивает риск расстройства пищевого поведения».
С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.
«Мне симпатична идея педагогического прикорма, — говорит Юлия Себелева, — когда мама по кусочку даёт попробовать малышу то, что ест сама. Это не обязательно прожевать и проглотить, иногда достаточно дать попробовать на вкус для изучения.
Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:
«После 1-2-х лет важным становится внешний вид еды, — рассказывает Мария Фадеева, — происходит обучение нормам приема пищи. Поэтому стоит красиво сервировать стол, использовать яркую посуду, сочетать продукты нескольких цветов. Не кормите ребенка перед телевизором, пусть процесс принятия пищи будет осознанным».
Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.
«К сожалению, качество питания в школах и детских садах, — говорит Юлия, — серьезная проблема. Сам факт привыкания к другой пище для детей может быть стрессом. В каждом отдельном случае нужно придумывать для ребенка возможные способы адаптации. Для кого-то это поиск перекусов, которые можно взять с собой. Другие дети со временем привыкают и начинают есть школьную еду».
Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.
«Для перекуса подойдут, — говорит Мария Фадеева. — аккуратно нарезанные свежие овощи и фрукты, сухофрукты, ягоды, цельнозерновой хлеб, сыр, йогурт. Лучше использовать контейнер с отсеками, чтобы пища не размазывалась и не перемешивалась в “непонятную массу”. Можно предложить ребёнку участвовать в заполнении ланч-бокса самому».
Что делать, если ребенок не ест полезную еду
Если он уже привык питаться неправильно и это сказывается на его здоровье, то в первую очередь нужно пересмотреть семейный подход к еде. Убрать всю нездоровую еду из дома, на перекусы предлагать фрукты, орехи и овощи.
Не нужно критиковать внешний вид — это не поможет улучшить питание, но может усугубить подростковые проблемы и переживания. Лучше рассказывать как полезная еда помогает улучшить внешний вид и состояние кожи.
«При неэффективности обычных способов, — предупреждает Мария Фадеева, может потребоваться помощь специалистов: педиатра, гастроэнтеролога, психолога».
Если ребенок отказывается от еды, постоянно говорит, что он толстый, неадекватно оценивает свою внешность или все время рассуждает о диетах — это могут быть первые признаки расстройства пищевого поведения. В этом случае нужно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Возможно, понадобится семейная терапия, так как большинство пищевых нарушений у детей связаны с родительскими установками.
«Если родители заметили, что у ребенка есть сложности в отношениях с едой, — предупреждает Юлия, — это сигнал для восстановления детско-родительских отношений и поиска причин нарушений вместе со специалистом».
А у вас дети капризничают за едой?
Что готовит мама пяти детей на завтрак, обед и ужин
Вероника Бондаренко мама 5 детей, блогер, консультант по ГВ, тренер по грудничковому плаванию
В многодетной семье просто нет возможности кормить каждого ребенка по отдельности. Да это и неполезно детям, считает мама пяти детей и рассказывает о привычках питания в своей большой семье и о том, как приучает малышей к самостоятельности.
Почему малыш отказывается есть или ест, но очень мало? Все от этого волнуются: как же так, вдруг что-то не то с ним. Иногда это связано с кризисом возраста — меняется характер, меняются предпочтения в еде. Иногда ребенку правда не нравится вкус блюда или то, как еда выглядит на тарелке, или определенная консистенция, или просто настроения нет.
А бывает и серьезнее — какие-то психологические моменты, давление родителей, идея, что все нужно обязательно доедать до конца, или «съешь котлету, бабушка же так старалась, она так тебя любит».
Наберитесь терпения и попытайтесь понять, в чем же проблема на самом деле. Самое главное — спокойствие! И, конечно, опять личный пример — это лучший способ накормить малыша.
Мои принципы кормления детей
То, что едят родители дома, то едят и дети. Есть у вас на столе каждый день овощи, фрукты, каша, супы, простые блюда из полезных продуктов — ребенку будет гораздо проще привыкнуть и к режиму питания, и к здоровой пище.
Как научить ребенка есть твердую пищу
Меня один раз спросили — а как вы научили Василису есть кусочками? Знаете, у меня бзик в этом вопросе. Я старалась детей научить не давиться кусочками как можно быстрее! Потому что помню одну историю знакомой мамы: в пять лет ее дочка все еще ела только пюре. Из-за того, что в 8–9 месяцев мама ей дала еду кусочками, и та подавилась, и у нее началась рвота, у мамы появился страх на долгие годы…
Поэтому я решила для себя, что кусочков еды до года бояться не буду точно. Садилась напротив ребенка, давала огурец и контролировала все происходящее. Было такое, что ребенок давился и начинал кашлять. Но меня это не пугало, несколько раз доставала кусок овоща изо рта. Кстати, если малыш подавился чем-то, не бойтесь поранить его своим пальцем, чтобы вытащить этот кусок из горла, главное, действуйте очень быстро и уверенно.
Прикорм начинается с пюре, так что если готовите сами, то в какой-то момент начинайте измельчать не так гомогенно, как делали раньше. Раздавите часть еды вилкой, а остальное дайте в привычном виде, из блендера.
Не бойтесь давать пробовать то, что вы едите сами. У нас лизнуть и куснуть соленый огурец — это святое. Ну и главное, верьте в своего малыша, он умеет гораздо больше, чем вы думаете.
Я помню, как ждала шести месяцев Миши, чтобы побыстрее начать вводить прикорм, для меня это было настоящее событие — мой ребенок подрос, он развивается, он уже может пробовать «взрослую» еду! А с остальными детьми я оттягивала этот момент, как могла, потому что уже поняла, как удобно кормить грудью.
А когда подросла Василиса, я уже работала, и мы ввели прикорм на десять дней раньше положенного времени. Так, в семь месяцев Василиса уже ела молочные каши (утром и вечером), овощные пюре на обед, перепелиные яйца, фруктовые пюре и печенье на полдник, а творог — уже ближе к году.
В течение первой недели прикорма мы обычно даем баночное питание, так как порции небольшие, а потом начинаем готовить сами, затем с пюре переходим на обычные супчики. Грудь остается по требованию, еще дети пьют воду и несладкие компоты.
Кстати, я не даю детям поильники — просто не понимаю зачем, если потом все равно учить пить из кружки, так что сразу кружка, ложка или трубочка. А когда ночные кормления заканчиваются — я ничем их не заменяю, ни кефиром, ни водой.
Как научить ребенка есть самостоятельно
Однажды я подумала и попросила всех взрослых не кормить и не докармливать Мишу и Марусю. Сказала, давайте так: хотят — едят, а не хотят — не едят. А если совсем мало поели — ну, значит, не очень-то и голодные.
Поверьте, у нас у всех была просто натуральная ломка. Все хотели докормить бедных детей, которые очень мало съели, и даже покормить с ложечки!
Но я поняла, что нужно что-то менять — вот так резко, в один день. Потому что это удобно всем, когда дети едят сами, и их это делает более ответственными. Когда я это решила, Мише было уже почти пять лет, а Марии четвертый год пошел — и настойчивое докармливание в этом возрасте лично мне казалось просто перебором. Мне — я не ориентировалась на правила или возрастные показатели, просто сформировалось такое мнение.
Были дни, когда Маруся съедала сама ровно три ложки супа и уходила спать. Никто детей не ругал и не заставлял есть. Когда кто-то по привычке просил: покорми меня, пожалуйста, — то ему все очень доброжелательно и мягко отвечали: нет, давай-ка сам. Спасибо нашей помощнице, которая поддержала меня в этом и не боялась, что дети останутся голодными.
К Варе именно в тот момент вопросов не было — потому что ей не исполнилось еще двух лет, к тому же с едой она отлично справлялась самостоятельно, и очень даже неплохо.
Ну это как раз вполне естественно, когда у тебя такой пример в виде брата и сестры, то хочешь не хочешь, а начнешь повторять все за ними и учиться самостоятельности. И в течение двух недель стало нормально все, с голоду никто не умер, едят сами, справляются.
Что готовит мама пяти детей на завтрак, обед и ужин
Рассказываю подробно о нашем рационе. Миша, Маша, Варя и Василиса едят одинаковую пищу и самая большая порция всегда у Варвары. Утром у нас всегда каша! Овсяная на молоке и с маслицем, добавляем сахар и соль. Или гречка с молоком, или, может, раз в две недели хлопья с молоком.
Днем, на обед, у нас только суп, всегда, без вариантов. Я считаю, что это правильно не только в плане качества питания, но и для режима. Все супы готовлю в мультиварке — удобно, быстро, там все настаивается и вкус получается отличный. А мясо всегда варю отдельно.
Самый любимый у нас — всем известный куриный супчик, к нему еще варю яйца, чтобы добавить в суп. Миша, кстати, убежден, что он яйца не ест, поэтому ему я мелко режу их. Еще детям нравится суп с фрикадельками, рыбный суп с рисом, овощной суп или суп с любой крупой.
А вот борщ я, кстати, почему-то не варю, но и без него выбор супов у нас огромный. К супу — хлеб, потом компот или чай.
На полдник у нас тоже много вариантов блюд: Варя, например, с удовольствием ест творог, а Миша и Маруся творог едят только в сырниках, думая, что его там нет. Еще полдник — это фрукты любые, орешки, печенье, йогурты, булочки.
И ужин — это, опять же, сырники, или сосиски с гречкой либо макаронами, или каша, или котлетки с пюре картофельным, или омлет, или плов, или гречка с овощами и мясом. Фарш я делаю сама, а не покупаю готовый, котлеты готовлю, соответственно, тоже сама.
Между всеми приемами пищи фрукты у нас всегда в открытом доступе — за исключением моментов, когда минут через десять планируется обед или ужин.
Так что еда довольно простая. Маша любит молоко, особенно перед сном, Варя любит все, Миша любит водичку — кстати, воду все дети пьют много и с удовольствием.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Пищевое поведение в 2 – 4 года
2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно
Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.
Причины такого поведения могут быть разными.
1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.
2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.
3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.
4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас:
4.1. его могли кормить, когда он не был голоден;
4.2. его торопили во время еды;
4.3. его запугивали, если он плохо ел;
4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды;
4.5. его оставляли одного во время трапезы;
4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;
4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.
5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.
Как создать здоровые пищевые привычки ребенка
У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.
Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет.
Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.
Как вызвать интерес к еде у ребенка
После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию
Согласно данным исследований, ребенок начинает осознавать понятие «здоровая еда» в возрасте около 4 лет. Это происходит, только если родители объяснили ему, что это такое, причем как можно раньше, в 2 – 3 года, а то и в годик. И тогда уже в возрасте 4 – 5 лет дети могут самостоятельно делать «здоровый» выбор.
1) Подайте ребенку пример. Самым лучшим примером для малыша является его семья. Если мама хотя бы раз в несколько дней готовит вкусный здоровый ужин, папа приносит домой свежие фрукты и овощи, а бабушка показывает внучке, как варить суп, то ребенок получает навыки здорового пищевого поведения.
2) Не кладите в еду много сахара или специй. Ребенок открывает естественный вкус каждого продукта и ощущает такие вкусовые оттенки, которые взрослый не способен различить. Конечно, со временем малыш должен знакомиться с самыми разными блюдами, но сейчас лучше избегать резких вкусов.
3) Присмотритесь к собственному рациону. Пусть семейная трапеза не будет плохим примером для юного гурмана. Привыкайте есть меньше жареного, больше блюд, приготовленных на пару или тушеных. Включайте в диету овощные и фруктовые салаты. Откажитесь от вредных полуфабрикатов и алкоголя. Старайтесь закупаться продовольствием не на месяц, а на неделю.
4) Готовьте вместе с детьми. Учите их мастерству приготовления любой еды — от каши до пирога. Пусть малыш всего лишь насыплет стаканчик муки в миску — этого уже будет достаточно для начала.
5) Придумывайте игры про еду. С помощью игры можно познакомить ребенка с тем, какие продукты полезны для него, а какие — нет. Вы можете придумать целый мир, в котором будут жить любопытные персонажи. Используйте свое воображение!
6) Пусть десертами станут только блюда из натуральных ингредиентов — фруктовые пюре и салаты, пудинги и т. д.
7) Не пугайте малыша категорическими запретами. Мягко объясняйте и старайтесь переключать внимание ребенка в те моменты, когда он слишком активно требует что-то вредное.
Как научить ребенка правильно вести себя за столом
Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?
Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом
Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые.
Как научить ребенка жевать: советы родителям
Надо ли заставлять малыша самостоятельно кушать ложкой и когда давать твердую пищу?
Перевод малыша от питания грудным молоком или молочными смесями к «взрослой» еде — постепенный и естественный процесс.
Кроха может довольно быстро привыкнуть к новым блюдам и рациону. Однако бывает и так, что ребёнок отказывается пережёвывать или выплёвывает твёрдую пищу, а то и вовсе глотает её кусками. Где же таятся проблемы? Как справиться с трудностями?
Пришла пора жевать: что предопределено природой?
Первые жевательные движения у малыша появляются примерно на 4–5 месяце жизни. Одновременно и рвотный рефлекс начинает перемещаться от середины языка к его задней трети — постепенно исчезает выталкивающее движение язычком.
К возрасту 7–8 месяцев ребёнок обычно уже готов к знакомству с кусочками твёрдой пищи.
С 7 до 12 месяцев жизни укрепляются навыки кусания и жевания, а также развиваются боковые движения языка, перемещающие пищу к зубам.
Важно!
Не относитесь к рекомендованным срокам безальтернативно. Многое зависит от степени зрелости и готовности к усвоению нового навыка: доношенный или недоношенный малыш, здоровый ребёнок или болеет, появились или ещё нет зубки, вида вскармливания.
Однако к возрасту одного года кроха должен уметь жевать челюстями, даже если эти движения немного неуклюжие.
Как научить ребёнка кушать самостоятельно: Часть 1 и Часть 2
Почему ребёнок не желает жевать или отказывается от твёрдой пищи
Причин много: начиная с заболеваний и заканчивая ленью малыша.
Несформированные пищевые навыки
Не так давно ещё до появления первых молочных зубов ребёнок получал от мамы баранку или сухарик, учась постепенно «жевать» дёснами незнакомую твёрдую пищу.
Сейчас по рекомендациям ВОЗ в дополнение к основному питанию прикорм вводится в возрасте 6 месяцев.
К сожалению, нередко с новыми продуктами малыш начинает знакомиться, когда уже у него появились первые зубики. Кажется, что с такими помощниками легче жевать. Но это не так. Ребёнок использует зубы для откусывания, тогда как жевать дёснами они мешают.
Подробнее о прикорме и предприкорме:
Проблемы со здоровьем
Болезни тракта (гастрит, панкреатит), ангина или фарингит, стоматит и другие.
Нарушение тонуса жевательных мышц
Язык неуклюже переворачивает пищу, а мышцы плохо сжимают челюсти. Часто проблема наблюдается после родовых травм.
Ранний отказ от грудного вскармливания
Чтобы «добыть» себе пропитание из маминой груди, малышу нужно приложить усилия — это тренирует жевательные мышцы. Тогда как с бутылочкой наработать тонус этих мышц довольно сложно.
Неправильное кормление
Когда кроха длительно питается протёртыми и/или измельчёнными продуктами, он начинает лениться и не прилагает никаких усилий для пережёвывания.
При резком переводе от однородного пюре к кусочкам пищи, малыш может занервничать и яростно сопротивляться новшествам. С его точки зрения «нормальной» еды нет. Закономерно льются потоки слёз и плотно сжимаются губки.
Однако все эти трудности преодолимы. Главное — не торопитесь и будьте терпеливы.
Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!
специальной методики не существует, ибо всё должно идти своим чередом и постепенно.
Когда начинать обучение?
Примерно в возрасте 4–6 месяцев жизни — с появлением жевательных движений и ещё до прорезывания первых зубов. Как не упустить момент? Предложите малышу выпить водички с ложечки. Когда её содержимое начинает попадать в полость рта, ребёнок готов к усвоению навыка жевания.
Если же кроха продолжает питаться молочными смесями, грудным молоком или протертой пищей, постепенно рефлекс жевания гаснет.
Вы против знакомства вашего малыша с баранками или печенками в возрасте 7–8 месяцев? Тогда лучше дождаться появления большинства зубов и учить жевать уже ими.
Не торопитесь
Начинайте с небольших порций. Если ребёнок упорно отказывается от новой консистенции прикорма, не настаивайте. Через некоторое время повторите попытку.
Твёрдая пища или специальные «тренажёры»
Пока кроха мал, можно использовать резиновый прорезыватель для зубов. Примерно с 6–8 месяцев начинайте постепенно знакомить ребёнка с твёрдыми продуктами.
Любознательность малыша — ваш помощник
Когда ребёнок пытается лизать или «откусить» деснами кусочек яблочка/печенья, не измельчайте эти продукты. Старайтесь чаще ему предлагать твёрдую пищу — пусть тренируется и учится жевать. Обязательно проследите, чтобы кроха не откусывал большие куски, иначе он может поперхнуться или подавиться.
Используйте ниблер — контейнер с закручивающимся ободком. Приспособление представляет собой ёмкость в виде сеточки или силиконовой насадки с дырочками. Поместите внутрь контейнера кусочки разрешённых по возрасту продуктов, а затем дайте в ручки ребёнку, чтобы он разминал содержимое дёснами и одновременно получал питание. Не переживайте. Такой способ абсолютно безопасен.
Будьте последовательны и настойчивы
Блендер/тёрка/мясорубка — удобные помощники для измельчения продуктов, но со временем нужно приучать кроху к твёрдой пище. Важно, чтобы переход был постепенным, а ребёнок не заметил резкой перемены консистенции своих привычных блюд. Иначе он может закапризничать или вовсе отказаться от еды.
Раз за разом уменьшайте степень помола: вначале готовьте однородное пюре, потом — с включением небольших кусочков, затем — густую пищу с содержанием твердых фрагментов продуктов.
Готовая баночная еда
При покупке обращайте внимание на маркировку. На этикетке с рекомендованным питанием для возраста 8–10 месяцев ищите указание на то, что в пюре содержатся «кусочки, которые учат жевать».
Не отвлекайте
Не включайте мультики или телевизор во время кормления. Если малыш сосредотачивается на процессе поглощения пищи, тогда у него лучше координируются действия рук, языка и губ.
Когда время упущено: мама, не хочу жевать!
Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.
Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.
Не держите кроху голодным
Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.
Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.
Не жалейте своё чадо
Дети в возрасте 1,5–2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.
Не спешите
Постепенно переходите от пюре к более густой пище с содержанием кусочков продуктов.
Заручитесь поддержкой семьи
Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.
Возьмите ребёнка к себе в помощники
Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.
Проработайте жевательные движения
Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.
Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.
Проявите своё актерское мастерство
Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.
Превратите обучение в интересную игру
Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.
Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.
Расширяйте рацион
Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.
Периодически приглашайте гостей или питайтесь вне дома
Принцип прост: нет возможности измельчить продукты, кушай то, что едят все, есть только такая еда.
Посетите логопеда
Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.
Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,