каины дизаины о чем песня
Каины дизаины о чем песня
Параллельно Григорян пописывал и милые акустические зарисовки, которые поначалу всерьёз не воспринимались.
Сознание созрело к 1983 году, когда собственно и возник КРЕМАТОРИЙ. Начала группа с акустических записей. Первый электрический альбом «Иллюзорный Мир» оформился в 1986 году, но качество записи оставляло желать лучшего.
Первым «приличным» альбомом и стала та самая «Кома», записанная на киностудии им. Горького. На этом альбоме КРЕМАТОРИЙ сразу заявил себя во многих жанрах: тут тебе и традиционный рок-н-ролл с ритм-энд-блюзом, и акустический фолк, и национальные мелодии, и кантри, и излюбленные Григоряном вальсочки 3/4.
А. Григорян:
«Когда мы оказались «под колпаком у Мюллера», то есть нас пригласили в официальную рок-лабораторию, первое, что нам сказали: «Больше никаких подпольных концертов, иначе мы вас упрячем в тюрьму, приравняем к спекуляции, к подпольным политическим акциям». Но когда я принес текст (это была «Маленькая девочка»), приятная, очень образованная тетенька сказала: «Знаете, мне одна строчка здесь не нравится». Я говорю: «Какая?» – «И молча вкушал дым марихуаны». Говорю: «Что же вам тут не нравится?» – «Глагол „вкушал“. Все остальное нормально, а вот „вкушал“… Давайте мы его заменим». Я удивился: «Хорошо, давайте напишем: вдыхал». – «О, это прекрасно: вдыхал»».
В этом плане самыми удачными мне всегда казались зарисовки из жизни, на которых, по воспоминаниям друзей, Григорян давно набил руку.
Александр Севастьянов, барабанщик АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ:
«Он всё время что-то кому-то посвящал. Кто-то кого-то кинет, кто-то кого-то обманет — он посвящает песню. Какая-то девушка нам изменит, он обязательно говорит: «А, изменила! Давай напишем про нее». И на следующее утро можно было ожидать появления песни типа «Ты была той женщиной, которая не знала слова «нет»…».
Что касается эпитета «безобразная» и вообще второго куплета, то здесь отразилась история, связанная с другой Эльзой – хозяйкой квартиры, где Григорян как-то выпивал в компании писателя Венедикта Ерофеева. К ночи выяснилось, что выпивка есть, а закуски нет. Хозяйка к тому времени уже спала. Побродив по дому, голодные собутыльники обнаружили аквариум с красивыми рыбками, которых, недолго думая, зажарили и съели. Как вспоминал Григорян, рыбки были «дорогие, но вкусные».
Наутро мужики проснулись от горестного воя и увидели растрёпанную плачущую Эльзу, обнимающую пустой аквариум. Отсюда и строчки:
Безобразная Эльза, ну что ты шаришь глазами
И, как зверушка, когтями скребешь по стеклу.
Забавный текст венчал рефрен «Ведь мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», который сам автор всегда считал «оптимистическим».
Армен Григорян:
«. жизнь наполнена смыслом только в том случае, если вы живёте настоящим, потому что прошлое раздражает, будущее пугает, а если ты живёшь сегодняшним днём, то таких проблем нет».
Однако наиболее курьёзной оказалась строчка «Нам по 27 лет», которую год за годом приходилось менять. Как шутил сам Григорян, возможно, он доживёт до момента, когда придётся петь скрипучим голосом с инвалидного кресла: «Нам по се-е-емьдесят лет».
Дмитрий Бродкин (первый директор группы КРЕМАТОРИЙ):
«Я хорошо помню, как в каком-то коридоре Армен под гитару впервые спел «Эльзу». Когда он ее исполнил, трудно было предположить, что это будет суперхит. То, что пел Григорян, и то, во что превращалась песня в результате совместной обработки музыкантами, были два совершенно разных произведения».
А. Платонов «Мусорный ветер»:
«— Хайль Гитлер. Ты первый понял, что на спине машины, на угрюмом бедном горбу точной науки надо строить не свободу, а упрямую деспотию!
.
Он стал печален от горя, что его тело уже истрачено, в чувстве нет надежды, и он никогда не увидит прохладной ржаной равнины, над которой проходят белые горы облаков. он умрет здесь, задохнувшись мусорным ветром, в сухом удушье сомненья, в перхоти, осыпавшейся с головы человека на европейскую землю».
Спектакль так и не поставили, и Григорян решил включить «Мусорный ветер» в «Кому». Его не смутило, что песня выглядело слишком лирической и даже попсовой на фоне остального рок-репертуара. Зато она очередной раз подтвердила, что скрипка Михаила Россовского является одной из главных фишек саунда группы (достаточно вспомнить прекрасное скрипичное соло в песне «Сексуальная кошка» 1986 года).
Правда, выяснилось, что Россовский не очень уверенно чувствует себя в студии, поэтому ему на помощь был призван профессиональный скрипач Вадим Сараладзе (он сыграл в «Мусорном ветре» и «Клаустрофобии»).
Армен Григорян о песне «Мусорный ветер»:
«Тоскливая такая. Никто не знал, что она потом откроет нам так много дверей. И даже, как ни странно, мой друг Житинский Александр Николаевич, который находился в свое время в творческой командировке в Германии, по-моему, он был то ли в Кёльне, то ли… В общем, он мне рассказывал, что зайдя в церковь, он вдруг услышал поющих детей. И пели они «Мусорный ветер». Он страшно удивился, и подумал, что я содрал. Потом он подошел к капеллану и спросил, откуда это. Капеллан засуетился, позвал другого капеллана. Выяснилось, что кто-то то ли из хора, то ли капельмейстер – они услышали по радио. Потому что у нас в свое время должны были состояться гастроли в Германии, их рекламировали по радио. Была такая рекламная кампания. Естественно, мы, в конце концов, не поехали. ».
Впоследствии успех группы был поддержан сборником «Живые и мёртвые», альбомом «Клубника со льдом» и окончательно закреплён мощным альбомом «Зомби».
Рецензии на произведение «Каины»
Спасибо, Алекс!
Да, каины, они такие, вредные очень.
В точку. Сводят на нет. В том-то и дело, что не только чужаки, но и свои доморощенные.
Испоганили память о Родине
Ньюордынцы с европ и в америках,
Нувориши да «их благородия»*.
Аллилуйя вопили в истериках.
Митинговые страсти калили.
Аве,Отче.Чего ж мы молчали?
Растеряли, что деды добыли
И отцы от врагов защищали.
Что же нам не жилось,как наметили,
Европейством мозги засоряли,
Верить стали заморским радетелям,
А страну без войны потеряли.
Очень примечателен, в этом плане, твой разговор ветеранов. ЗдОрово изложил. Особенно заключительные строки. И сарказм с иронией, и досада с печалью вперемешку.
Спасибо, Виктор!
Мозги народу запудрили верой, исковеркали историю (их благородия, которые гнобили людей, стали мучениками), всё распродают налево и направо, уничтожили экономику, ужас, что творят. А «быки» даже мычать боятся.
Надеюсь, в РБ не так страшно?
Совершенно точно! Спасибо.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
КРЕМАТОРИЙ — история песен «Безобразная Эльза» и «Мусорный ветер» (1988)
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
Как и многие мои сверстники, московскую группу КРЕМАТОРИЙ я открыл для себя в 1988 году, когда записал в ларьке звукозаписи свеженький альбом под названием «Кома». Несмотря на «могильные» ярлыки, звучало всё не очень страшно. Необходимую долю иронии песням придавал разгильдяйский голос лидера группы — Армена Григоряна (тот случай, когда удачно найденная манера исполнения скрашивает недостатки вокальных данных).
Параллельно Григорян пописывал и милые акустические зарисовки, которые поначалу всерьёз не воспринимались.
Виктор Троегубов, бывший участник КРЕМАТОРИЯ:
«…те акустические песни …пелись только для близких друзей и воспринимались нами самими как стёб, предназначенный лишь для внутреннего употребления нашей компании. Наше сознание (а тем более сознание зрительской массы) еще не было готово к исполнению вещей с подобными текстами и в столь упрощенной аранжировке».
Сознание созрело к 1983 году, когда собственно и возник КРЕМАТОРИЙ. Начала группа с акустических записей. Первый электрический альбом «Иллюзорный Мир» оформился в 1986 году, но качество записи оставляло желать лучшего.
Первым «приличным» альбомом и стала та самая «Кома», записанная на киностудии им. Горького. На этом альбоме КРЕМАТОРИЙ сразу заявил себя во многих жанрах: тут тебе и традиционный рок-н-ролл с ритм-энд-блюзом, и акустический фолк, и национальные мелодии, и кантри, и излюбленные Григоряном вальсочки 3/4.
Мелодии многих песен были изящными, подача — симпатичной, но вот тексты меня не особо впечатляли. Может из-за наплевательского отношения к рифме, может из-за обилия поэтических клише (все эти «крылатые слоны», «фрегаты мечты», «девочки со взглядом волчицы» и т.п.).
А. Григорян:
«Когда мы оказались «под колпаком у Мюллера», то есть нас пригласили в официальную рок-лабораторию, первое, что нам сказали: «Больше никаких подпольных концертов, иначе мы вас упрячем в тюрьму, приравняем к спекуляции, к подпольным политическим акциям». Но когда я принес текст (это была «Маленькая девочка»), приятная, очень образованная тетенька сказала: «Знаете, мне одна строчка здесь не нравится». Я говорю: «Какая?» – «И молча вкушал дым марихуаны». Говорю: «Что же вам тут не нравится?» – «Глагол „вкушал“. Все остальное нормально, а вот „вкушал“… Давайте мы его заменим». Я удивился: «Хорошо, давайте напишем: вдыхал». – «О, это прекрасно: вдыхал»».
В этом плане самыми удачными мне всегда казались зарисовки из жизни, на которых, по воспоминаниям друзей, Григорян давно набил руку.
Александр Севастьянов, барабанщик АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ:
«Он всё время что-то кому-то посвящал. Кто-то кого-то кинет, кто-то кого-то обманет — он посвящает песню. Какая-то девушка нам изменит, он обязательно говорит: «А, изменила! Давай напишем про нее». И на следующее утро можно было ожидать появления песни типа «Ты была той женщиной, которая не знала слова «нет»…».
За образами песен КРЕМАТОРИЯ стояли вполне конкретные прообразы из жизни. Даже, казалось бы, абсурдная песня «Африка» — на самом деле впечатление Григоряна от работы в радиотехническом НИИ, которую он сравнивал с трудом африканских рабов. То же касается и знаменитого хита «Катманду». Катманду в песне — это вовсе не столица Непала, а район Речного вокзала, где лидер КРЕМАТОРИЯ провёл детство и юность. А своё непальское прозвище Речной вокзал получил, потому что в лучах заката главное здание казалось друзьям Григоряна похожим на буддийский храм.
Одним из обитателей этого «Катманду» был приятель Григоряна — Андрей Веденеев — тот самый «Хабибулин», который стал героем одноименной песни. Он был из обеспеченной семьи, и его родители частенько уезжали то на дачу, то за рубеж. Квартира пустовала, и Хабибулин устраивал там разгульные оргии. Парень обладал недюжинной закалкой — мог пить без меры и без похмелья, а также «окучивать» неисчислимое количество девушек. Правда, многие слушатели поняли текст песни не совсем верно — мол, Хабибулин подхватил венерическое заболевание и умер. На самом деле фраза «А по сыну ползают мухи» означало лишь то, что герой в полной отключке.
Очень стойким к последствиям перепоя был и герой песни «Кондратий» — звукорежиссёр КРЕМАТОРИЯ Алексей Кондратьев. Он действительно наутро был всегда бодр и первым приносил «умирающим» собутыльникам опохмелку (кстати, «белый кайф» из песни — это, конечно же, водка, а вовсе не кокаин).
Реальный прототип имела и героиня песни «Таня» — одна из первых женщин Григоряна — старше его лет на десять и очень подкованная в музыкальном плане.
Иногда у героини песни было аж два прототипа — например, у знаменитой «Безобразной Эльзы». Первой Эльзой выступила завсегдатайша московского бара «Ладья», известного в народе, как «Яма». Эта девушка выполняла там важную и нетипичную для слабого пола функцию — была гонцом за бухлом. При этом она проявляла завидное упорство и честность (всегда приносила всю сдачу). Однажды поздним вечером, когда все магазины были закрыты, она умудрилась таки достать мужикам «банку чистого спирта», что и было зафиксировано в песне.
Что касается эпитета «безобразная» и вообще второго куплета, то здесь отразилась история, связанная с другой Эльзой – хозяйкой квартиры, где Григорян как-то выпивал в компании писателя Венедикта Ерофеева. К ночи выяснилось, что выпивка есть, а закуски нет. Хозяйка к тому времени уже спала. Побродив по дому, голодные собутыльники обнаружили аквариум с красивыми рыбками, которых, недолго думая, зажарили и съели. Как вспоминал Григорян, рыбки были «дорогие, но вкусные».
Наутро мужики проснулись от горестного воя и увидели растрёпанную плачущую Эльзу, обнимающую пустой аквариум. Отсюда и строчки:
Безобразная Эльза, ну что ты шаришь глазами
И, как зверушка, когтями скребешь по стеклу…
Забавный текст венчал рефрен «Ведь мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», который сам автор всегда считал «оптимистическим».
Армен Григорян:
«…жизнь наполнена смыслом только в том случае, если вы живёте настоящим, потому что прошлое раздражает, будущее пугает, а если ты живёшь сегодняшним днём, то таких проблем нет».
Однако наиболее курьёзной оказалась строчка «Нам по 27 лет», которую год за годом приходилось менять. Как шутил сам Григорян, возможно, он доживёт до момента, когда придётся петь скрипучим голосом с инвалидного кресла: «Нам по се-е-емьдесят лет».
Что касается музыки «Безобразной Эльзы», то автор использовал в ней национальные армянские мотивы — правда, настолько завуалированные, что никто особо и не заметил.
Дмитрий Бродкин (первый директор группы КРЕМАТОРИЙ):
«Я хорошо помню, как в каком-то коридоре Армен под гитару впервые спел «Эльзу». Когда он ее исполнил, трудно было предположить, что это будет суперхит. То, что пел Григорян, и то, во что превращалась песня в результате совместной обработки музыкантами, были два совершенно разных произведения».
Вторым (а в каком-то смысле и первым) всенародным хитом КРЕМАТОРИЯ стал «Мусорный ветер» — ещё одна песня с альбома «Кома». Она была очень нетипичной, ведь изначально была написана Григоряном не для КРЕМАТОРИЯ, а по заказу московского театра Спесивцева. Хотя песня должна была прозвучать в спектакле «Барабаны в ночи» по Брехту, источником вдохновения для Григоряна стал одноименный рассказ Андрея Платонова 1933 года.
А. Платонов «Мусорный ветер»:
«— Хайль Гитлер. Ты первый понял, что на спине машины, на угрюмом бедном горбу точной науки надо строить не свободу, а упрямую деспотию!
….
Он стал печален от горя, что его тело уже истрачено, в чувстве нет надежды, и он никогда не увидит прохладной ржаной равнины, над которой проходят белые горы облаков… он умрет здесь, задохнувшись мусорным ветром, в сухом удушье сомненья, в перхоти, осыпавшейся с головы человека на европейскую землю».
Спектакль так и не поставили, и Григорян решил включить «Мусорный ветер» в «Кому». Его не смутило, что песня выглядело слишком лирической и даже попсовой на фоне остального рок-репертуара. Зато она очередной раз подтвердила, что скрипка Михаила Россовского является одной из главных фишек саунда группы (достаточно вспомнить прекрасное скрипичное соло в песне «Сексуальная кошка» 1986 года).
Правда, выяснилось, что Россовский не очень уверенно чувствует себя в студии, поэтому ему на помощь был призван профессиональный скрипач Вадим Сараладзе (он сыграл в «Мусорном ветре» и «Клаустрофобии»).
Армен Григорян:
«Россовский — музыкант от бога. Из-под его пальцев никогда не выходили прямые ноты, но всегда выходила музыка — очень своеобразная и красивая. У Саралидзе всё было наоборот. Это профессиональный музыкант в галстуке, сюртуке и с нотным станом, который умеет безошибочно воспроизвести ноты. Чёткие, красивые, но все-таки ноты. Главным для нас было совместить на записи дух одного и консерваторскую технику другого».
Кроме того, Григорян решил украсить песни бэк-вокалом Ольги Бочаровой и Владимира Власенко — семейного дуэта из театра «Арлекин». Этот эксперимент понравился далеко не всем членам КРЕМАТОРИЯ и на пластинке 1989 года «Живые и Мёртвые» дуэт приглушили.
«Мусорный ветер» стал первой песней группы, прозвучавшей на радио (это случилось 21 февраля 1987 года). На неё же был снят и первый клип в истории КРЕМАТОРИЯ. Съёмки состоялись по инициативе авторов программы «Музыкальный лифт» — Андрея Комарова и Дмитрия Маматова, которые решили устроить конкурс музыкальных видеороликов. Они же стали и режиссёрами «Мусорного ветра».
Хотя в рассказе Платонова речь шла о приходе к власти Адольфа Гитлера, в 1988 году в моде было «развенчание» советской истории. Поэтому по замыслу авторов клип должна была сопровождать старая хроника. Правда, нужную хронику прислать так и не успели, поэтому пришлось пользоваться тем, что ребята обнаружили под рукой — на полках киностудии.
Армен Григорян:
«У нас был старый фокус, который можно было применить, причем мой друг Джон Давыдов очень хорошо этим фокусом владеет, — намазываются руки мылом, опускаются в керосин, поджигаются и горят. Я не очень хорошо помню технологию, так что повторять этого не стоит. По нашей идее, это должно было обозначать горящие руки автора «Мусорного ветра» Андрея Платонова, который почему-то ассоциировался — он все-таки был железнодорожником — с паровозом, поэтому выбрали натуру, паровоз. С первого дубля не получилось, потому что Джон слишком быстро взмахнул горящими руками, камера за ним не успела, потом наоборот, камера взметнулась, Джон за ней не успел, и в третий раз все совместилось. Но у Джона, к сожалению, керосин проник под рукав и он получил ожог третьей степени (и 25 рублей за съёмки — С.К.)».
Клип показали по ТВ, «Кома» пошла в массы, а карьера КРЕМАТОРИЯ — по нарастающей.
Армен Григорян о песне «Мусорный ветер»:
«Тоскливая такая. Никто не знал, что она потом откроет нам так много дверей. И даже, как ни странно, мой друг Житинский Александр Николаевич, который находился в свое время в творческой командировке в Германии, по-моему, он был то ли в Кёльне, то ли… В общем, он мне рассказывал, что зайдя в церковь, он вдруг услышал поющих детей. И пели они «Мусорный ветер». Он страшно удивился, и подумал, что я содрал. Потом он подошел к капеллану и спросил, откуда это. Капеллан засуетился, позвал другого капеллана. Выяснилось, что кто-то то ли из хора, то ли капельмейстер – они услышали по радио. Потому что у нас в свое время должны были состояться гастроли в Германии, их рекламировали по радио. Была такая рекламная кампания. Естественно, мы, в конце концов, не поехали…».
Впоследствии успех группы был поддержан сборником «Живые и мёртвые», альбомом «Клубника со льдом» и окончательно закреплён мощным альбомом «Зомби».