бойтесь слез обиженного вами человека ибо он будет просить помощи у меня и я помогу
Где в Библии написано: »Бойся слез обиженного тобой человека, ведь он будет просить меня о помощи, и я помогу»?
в синодальнем такого нету
Нет там такого, это некая интерпретация разве что.
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лук. 18:7,8)
1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
(Иак. 5:1-6)
не так это звучит
это из запрета на кровопролитие, если кто прольет чью-то кровь и она будет требовать справедливости у Всевышнего из земли, Всевышний отвечает, Я отвечу
И, ОДНАКО, КРОВЬ ВАШУ, ДУШИ
ВАШИ БУДУ ВЗЫСКИВАТЬ: СО ВСЯКОГО
ЗВЕРЯ ВЗЫЩУ ЕЕ, И С ЧЕЛОВЕКА,
С БРАТА, УБИВШЕГО БРАТА, ВЗЫЩУ
Я ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
насчет помощи, это противоречит Закону. какой помощи? может речь идет о помощи в убийстве или грабеже?
Мир. «ибо Господь есть судия, и нет у Него лицеприятия:
Он не уважит лица пред бедным и молитву обиженного услышит; » прем. Сир. 35.13.
Бог сказал: бойся слез обиженного тобой человека
Господь Бог наш Иисус Христос в своём послании к людям сказал: бойся слез обиженного тобой человека. Ибо я узрею его плач и ему помогу.
И ничего не сойдет с рук тому, кто притесняет и отнимает крохи у ближнего. Отмолить сей грех навряд ли получится. И если Вы, будучи тираном и деспотом, обижаете слабого, то настанет час расплаты, и грянет с Небес заступническая сила.
Кто-то сейчас глумливо насмехается. Дескать, вокруг столько зла, но Боженька почему-то не спешит с наказанием. Есть у меня в православной копилке одна нравоучительная история.
Расскажу-ка я о человеке, возомнившем себя неподражаемым и обижавшем людей надменной и всепоглощающей властью. Читайте и делайте собственные выводы.
Господь Бог однажды сказал: да не убоится праведник ни потопа, ни огня, ни искушения дьявольского. Спасу его и возведу в вечное Царствие. А тех, кто противоборствовал светлому, в темницу заключу.
Это не дословный, а лишь примерный смысл того, как распорядится Всевышний с теми и другими.
Жил-был горделивый и жестокосердный человек. Сызнова и до конца своих дней, он стремился к наживе, предавая друзей и обижая доверчивых людей. Осиротевших, данью облагал. А прокажённым обещал чудо исцеления. Занимался поборами, и деньги не возвращал. Много тогда слёз пролилось, и только одному Богу известно, сколько было произнесено сердечных молитв.
Но он был молчалив и, казалось бы, безучастен.
Люди, жившие окрест, страшно боялись воителя и не могли ни противостоять деспоту, ни ему возразить.
Гонитель окружил себя приспешниками, которые отторгали любые натиски и несогласия.
Но однажды, в светлый день Христова Воскресенья, человек, возомнивший себя безнаказанным, проснулся в своём поместье и не увидел прислуги.
Внимательно присмотревшись, он не узнавал царские хоромы. Зловонный запах серы и кишащие змеи сверкали красными глазницами.
Боязнь стала настолько удушающей, что мучитель, невольно, закричал и слёзно взмолился.
И тогда Господь Бог явился и вот что сказал.
— Истребивши в себе добродетель, ты превратился в злого стяжателя. Гордыня уничтожила в тебе человека, а душа попала в сети ловца. Так есть и будет всегда. Бойся слёз обиженного тобой человека. Настанет час, и я возьму каждого страдающего в лоно небесного Царствия, а тот, кто притеснял, отбирал, глумился и пал в пучину лукавого безумия, да услышит свой собственный плач, и станет вечным узником нескончаемого страдания — услышал великий грешник приговор поднебесного Учителя.
Он не умер, нет. Он продолжал жить, испытывая душевную боль каждого притеснённого им человека.
Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.
Бойтесь слез обиженного вами человека ибо он будет просить помощи у меня и я помогу
Бог сказал: «Бойся слез обиженного тобой человека, ведь он будет просить меня о помощи, и я помогу». человек бог слеза помощь
Это перед еврейской Пасхой?
не обязательно. так будет выглядеть помощь Божья обиженного и просящего.
Бог не свиреп.У Него нет человеческих качеств.Но обижать людей все же не стоит
Это не я придумал а он сказал..он справедлив..а справедливость штука жестокая
Это Ветхий Завет.И был послан Иисус Христос отменить его
Иьо так воздюбил Бог мир что отдал Сына своего..Единородного дабы. мда..Бог не постоянен..то он любит то он раздает оплеухи жестокие.
Неправда.Но здесь это не обсудишь.Нам просто дано право выбора.Думайте,прежде,чем что-то делать.А сына послал,чтоб отменить Ветхий Завет,где проливалась жертвенная кровь.Вот и пролилась кровь одного,чтоб мы могли жить
Бойтесь молитвы обиженного
Полное описание: Бойтесь молитвы обиженного специально для наших уважаемых читателей.
Тем, кто в обиде на Творца
Я был в обиде на Творца,
что не имел сапог,
пока не встретил молодца,
который был без ног.
(Омар Хайям)
Тем, кто в обиде на Творца.
Как много душ в обиде на Творца,
Что Он метлою зло не выметает,
Больных не лечит и не помогает,
С горбатого не лепит молодца.
Что тонут корабли, пылают войны,
Что в жизни столько боли и тревог…
Всего не перечислить. Не довольны!
Куда Он смотрит! Да и есть ли Бог?!
Венец творения, не видит Бога
В природе и рождении детей…
Холодным сердцем жаждет много,
Стал потребителем своих затей.
Бог рядом с нами в радости и в горе,
Он воли нашей не желает отнимать,
Но кто без Бога в лодке лезет в море,
Надеясь, вал девятый оседлать
Своею силой. Сами виноваты.
И не желая ближнему помочь,
Становятся на ухо туговаты
И от чужой беды уходят прочь…
Как много со скорбящею душой
Взывают со слезами: «Авва Отче!»
Им любящий Отец ответить хочет,
Но не приходит в душу к ним покой.
И потеряв последнюю надежду,
Считают, что на свете Бога нет…
А им смириться нужно было прежде,
Чтобы принять от Духа Божьего ответ.
09.2018г.
Бойся слёз обиженного тобой человека
Услышьте глас мой, голос Бога,
Не обижайте никого,
Ведь он найдёт ко мне дорогу,
К порогу храма моего.
И будет плакать от обиды,
А слёз я видеть не могу.
Попросит у меня защиты,
И знай, я Бог, я помогу.
Инна Якуш
Впечатлилась цитатой:
Бог сказал: «Бойся слез обиженного тобой человека, ведь он будет просить меня о помощи, и я помогу».
Нашла источник —
«Бойтесь мольбы притесненного, поскольку нет между ним и Аллахом никаких преград» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Нисаи).
От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо между его мольбой и Аллахом нет преграды!» Ахмад 3/153, Абу Я’ля 3/721.
Ответ ты знаешь
Бог сказал: «Бойся слез обиженного тобой человека, ведь он будет
просить меня о помощи и я помогу. «
Бог сказал: «Бойся слез обиженного тобой человека, ведь он будет просить меня о помощи, и я помогу».
— Неизвестный автор, 2 080 цитат
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Дай Бог каждому, повстречать на своём жизненном пути, того человека, задумавшись о котором, вы с уверенностью сможете сказать — у меня, есть всё.
Сколько бы недостатков не было у человека – он всегда будет идеальным, если он любимый.
Каждый отвратительный поступок — это крик о помощи.
Когда меня любят, мне уже не нужно без конца думать о себе. Ведь я в себе уверен. Я свободен и могу заняться чем-то другим.
Когда Бог видит глупого человека, он лечит его тем, что создает ему проблемы. Иначе человека не вылечить.
Бойся гнева терпеливого человека!
Проснулась и думаю. «Господи, дай мне. » И остановилась. О чём просить Его. Семья у меня есть. Друзья есть. Я слышу и вижу. Я ем и пью. Меня любят и я люблю. А что мне надо. Вот что. «Боже, спасибо за всё»
Проснулась и думаю. «Господи, дай мне. » И остановилась. О чём просить Его. Семья у меня есть. Друзья есть. Я слышу и вижу. Я ем и пью. Меня любят и я люблю. А что мне надо. Вот что. «Боже, спасибо за всё»
— У меня никогда не было такой женщины, как ты! — сказал он.
— Это тебя Бог наказал! — подумала она.
Увижу — поверю, сказал человек. Поверишь — увидишь, сказал Бог.
Хадис о мольбе притеснямого
«Всевышний говорит бойся обиженного тобой ведь он будет просить Меня о помощи и Я помогу ему». Вопрос: не хадис ли это?
Ва алейкум салам ва рахматуЛлахи ва баракатух!
Да, есть хадисы с таким смыслом:
Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет сомнения в том, что услышаны будут три мольбы: мольба притесняемого, мольба путника и мольба родителя за своего ребенка». Этот хадис передали Абу Дауд 1536 и ат-Тирмизи 2/256. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 596.
Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Бойтесь мольбы притесняемого, ибо, поистине, она устремляется в небо, подобно искре!”» Этот хадис передал аль-Хаким 1/29. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 118, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 871.
От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо между его мольбой и Аллахом нет преграды!» Ахмад 3/153, Абу Я’ля 3/721. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Дыяъ аль-Макъдиси, имам аль-Мунави и шейх аль-Албани. См. “аль-Мухтара” 2/249, “ат-Тайсир” 1/31, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 119.
Имам аль-Мунави сказал: “Это означает: остерегайтесь несправедливости, чтобы на вас не призвал проклятия притеснённый, даже если он неверный или грешник, поскольку мольба притеснённого получает ответ, а его нечестие остается с ним”. См. “Фадуль-Къадир” 1/236.
О ненавидящих и обидящих нас
Тропарь, глас 4 1
О pаспе́нших Тя моли́выйся, любоду́шне Го́споди,/ и pабо́м Твои́м о вpазе́х моли́тися повеле́вый,/ ненави́дящих и оби́дящих нас пpости́,/ и от вся́каго зла и лука́вства к братолю́бному и добpоде́тельному наста́ви жи́тельству,/ смиpе́нно мольбу́ Тебе́ пpино́сим,/ да в согла́сном единомы́слии сла́вим Тя,// Еди́наго Человеколю́бца.
Кондак, глас 5 1
Я́коже первому́ченик Твой Стефа́н,/ о убива́ющих его́ моля́ше Тя, Го́споди,/ и мы припа́дающе мо́лим:/ ненави́дящих всех и оби́дящих нас прости́,/ во е́же ни еди́ному от них нас ра́ди поги́бнути,/ но все́м спасти́ся благода́тию Твое́ю,// Бо́же Всеще́дрый.
Молитва пред иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец»
О, многострада́льная Ма́ти Бо́жия, Превы́сшая всех дще́рей земли́, по чистоте́ Свое́й и по мно́жеству страда́ний, Тобо́ю на земли́ перенесе́нных, приими́ многоболе́зненныя воздыха́ния на́ша и сохрани́ нас под кро́вом Твоея́ ми́лости. Ино́го бо прибе́жища и те́плаго предста́тельства ра́зве Тебе́ не ве́мы, но, я́ко дерзнове́ние иму́щая ко И́же из Тебе́ рожде́нному, помози́ и спаси́ ны моли́твами Свои́ми, да непреткнове́нно дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же со все́ми святы́ми бу́дем воспева́ть в Тро́ице Еди́ному Бо́гу ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва пред иконой Божией Матери «Умиление»
Приими́, всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ней прикла́дныя, от нас, недосто́йных рабо́в Твои́х: от всех родо́в избра́нная, всех тва́рей небе́сных и земны́х вы́сшая я́вльшаяся, поне́же бо Тебе́ ра́ди бысть Госпо́дь Сил с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом и сподо́бихомся свята́го Те́ла Его́ и пречи́стыя Кро́ве Его́; те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися нам от вся́каго сове́та лука́ваго и вся́каго обстоя́ния и сохрани́тися нам неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго; но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных нас соблюди́, я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и всех Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Прими, всеблагая и могущественная пречистая Госпожа, Владычица Божия Родительница, эти драгоценные дары, Тебе единой подобающие, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, явившаяся высочайшей всех творений небесных и земных! Ведь благодаря Тебе ныне Господь Сил с нами, и чрез Тебя мы Сына Божия познали и удостоились святого Тела Его и пречистой Крови Его. Потому блаженна Ты в родах родов, в Боге блаженство стяжавшая, Херувимов светлейшая, и честью Серафимов высшая. И ныне, всехвальная пресвятая Богородица, не преставай молиться о нас, недостойных рабах Твоих, чтобы избавиться нам от всякого совета злого и от всякого несчастья, и сохраниться невредимыми от всякого ядовитого нападения диавола. Но даже до конца молитвами Твоими без осуждения нас сохрани, чтобы Твоим заступничеством и помощью спасаемые, мы за все славу, хвалу, благодарение и поклонение воссылали в Троице единому Богу и всех Создателю, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Преподобному Серафиму Саровскому 2
О, преподо́бне о́тче Серафи́ме! Вознеси́ о нас, рабе́х Бо́жиих (имена), благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да нау́чит нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в.
О, преподобный отче Серафим! Вознеси о нас, рабах Божиих (имена), мощную во благости твою молитву ко Господу Сил, да дарует Он нам все, потребное в жизни сей и все к душевному спасению полезное, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, чтобы без преткновения войти нам в вечное Небесное Царство, где ты ныне сияешь в немеркнущей славе, и там воспевать со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.
Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
Молитвы о ненавидящих и обидящих нас
Для большинства наших современников, странно звучит утверждение, что нужно молиться за тех людей, которые принесли нам какой-то вред, нанесли обиду или даже ненавидят нас. Даже многие верующие люди не понимают, зачем нужно молиться за таких людей. Если разобраться, то станет ясно, как молитва о ненавидящих и обидящих нас изменяет в лучшую сторону жизнь самих молящихся.
Гнев – негативное чувство, разрушающее человека изнутри, ухудшающее его физическое и душевное здоровье. Независимо от того, справедлива обида или нет, нужно попытаться помириться с обидчиком. Если этого сделать не удаётся, то следует попытаться забыть об этом, отпустить ситуацию.
Значение молитвы
Христианский способ преодоления неприязни к обидчикам заключается в молитве за них, но не всем он доступен. Преимущества такого отношения к обидам следующие:
Значение молитвы о ненавидящих и обидящих нас в православной вере трудно переоценить: оно составляет его первооснову. Христианская заповедь о любви является ведущей. Иисус Христов заповедовал нам любить не только наших ближних, но и врагов: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Евангелие от Матфея 5: 44, 45). Прощение обид ближним, молитва за них приближают человека к идеалу христианской жизни – Царству Небесному. Большинству людей это кажется недостижимым христианским подвигом, но начинать надо с малого – стараться не принимать близко к сердцу неприятные слова других людей, ведь все люди ошибаются.
Молитва за обидевших и ненавидящих нас может читаться дома или в храме, где можно заказать молебен об умножении любви. Существует несколько видов подобных молитв, они обращены ко Господу, Божией Матери, святым.
Почему надо молиться за ненавидящих и обидящих нас?
В конце ежедневного вечернего правила для отходящих ко сну содержится молитва, начинающаяся словами: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче».
Сделано это не просто так: согласно христианскому учению, человек всегда должен быть готов ко встрече с Богом, к тому, что его жизнь в любой момент может окончиться.
Это может случиться и во сне, поэтому так важно не уйти с обидами на ближних в сердце. Если они будут прощены, то Господь простит и наши собственные грехи.
Молитва к Божией Матери
Богородица всегда была ближе всех к своему Сыну – Иисусу Христу, она больше всех переживала за Него при Его земной жизни и во время страданий и смерти. Именно поэтому был составлен акафист Божией Матери «Умягчение злых сердец». Одноимённая икона изображает Богородицу без Младенца, её грудь пронзена 7 стрелами, иное название иконы – «Семистрельная». Искренняя молитва к Богородице приносит умиротворение в душу, смягчает самое ожесточенное сердце, помогает простить обидчиков. Немаловажно, что сильная молитва способна изменить обидчиков в лучшую сторону.
Текст молитвы Божией Матери «Умягчение злых сердец»
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва об обидчиках Ефрема Сирина
Ефрем Сирин – один из известнейших христианских богословов, жил в 4 веке. Он прославился своими многочисленными сочинениями, в которых выступает как мудрый учёный и проповедник. Большое внимание Ефрем Сирин уделял толкованию Священного Писания и поэтическим гимнам. В своих проповедях он призывал к терпению, смирению, любви к ближним, борьбе с унынием. Ефрем Сирин известен как автор ключевой молитвы Великого Поста «Господи и Владыко живота моего…». Также многие верующие читают молитву Ефрема Сирина о ненавидящих и обидящих, в которой говорится о призвании милости Божией на всех людей, делающих нам зло. Ефрем Сирин был канонизирован в лике преподобных, день его памяти – 10 февраля.
Текст молитвы Ефрему Сирину
Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.
Сильные молитвы о тех, кто нас оскорбил
Тропарь, глас 4
О распенших Тя моливыйся, Любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.
Кондак, глас 5
Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.
Молитва пред иконой Божией Матери «Умиление»
Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Бог сказал: Бойся слез обиженного тобой человека. Ведь он будет просить о помощи, и я помогу ему.
Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!
Говорят, нельзя обижаться, ибо обида, как ржавчина, поедает душу.
Обида, как зараза какая бывает поездом ест.
я думаю так оно и происходит.
Бог не сельповский сторож — все видит.
так не обижайте никого
Нет преграды между богом и обиженным человеком. Остерегайтесь проклятия обиженного.
ВСЕМ ПОМОЧЬ НЕВОЗМОЖНО А ОБИЖЕННЫХ МНОГО
А что или кто есть?
Верить надо в себя, и быть уверенным в своих силах
Но ведь что то есть?
Церквям удобно, что бы так думали. Они на этом зарабатывают.
Библейские истины не обсуждаются. Спасибо за напоминание.
Я отплачу не той монетой,Которую ты, верно, ждёшь…Я отомщу тебе за ложь.Боль не должна быть безответной…Я отомщу. О нет, не злом.Не будет месть моя кровавой.Я дам тебе напиться славой.И отплачу тебе добром.На жадность – щедростью отвечу.На подлость – верностью своей.Я стану лучшей из людей,А зло как будто не замечу…Ты будешь красть, а я – дарить.Ты – рвать, крушить, я – снова строить.Ведь жизнь бесценна. И не стоитЕё безумием травить…За слёзы, боль-взамен дам радость,За все пощёчины – любовь,Чтоб ощущал ты вновь и вновьПред благородством свою слабость…Я отомщу. Но лишь затем,Чтоб понял, может быть когда-тоКак важно быть душой богатым,Не создавать другим проблем.Мудрее быть великодушным,Не наживать себе врагов.Не вырваться из тех оков,Какими сами ж себя душим…Я отомщу… Не месть жестокаНо тот, кто сам себя казнит,Притягивая как магнитВозмездие: «За око – око!»Тогда поймёшь, как был ничтоженВ коварстве, алчности, во лжи,Что путь в другие рубежиС таким «богатством» невозможен…Раскаешься, что был не прав,Загнав себя в свою же клетку.Я лишь верну тебе монеткуЗа муки все свои воздав…Наталья Евстигнеева
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым о прощении
Прощение – необходимая составляющая духовной жизни христианина. Мы уповаем на прощение Господом наших грехов, молим об этом; нам заповедано прощать обиды, нанесенные нам вольно или невольно, и самим просить прощения у тех, кого мы задели, против кого совершили нечто дурное или даже просто о ком-то плохо подумали, кого-то осудили. Но человек слаб, и прощать получается не всегда. Что уж говорить об испрашивании прощения! Как быть, если обида не забывается? И почему тебя мучит грех, за который ты попросил прощения и который исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу? Об этом мы и беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым.
– Отец Валериан, спасибо за возможность встретиться с вами, задать вопросы, поговорить о насущных проблемах, которые волнуют очень многих. Сегодня хотелось бы коснуться темы прощения обид. Ведь каждый из нас сталкивается с этим ежедневно. Так что такое прощение? Почему оно так важно для нас?
– Что такое прощение? Это когда человек раскаивается в том, о чем просит прощения, а тот, кто прощает, забывает об этом навсегда.
– И не напоминает больше?
– Навсегда – и всё. Поэтому, поскольку мы все невольно согрешаем в разной степени, Сам Господь дал нам пример молитвы, которая включила слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Собственно говоря, это и есть самое главное, что проповедует Евангелие. С чего начал свою проповедь Иоанн Предтеча? «Покайтесь!» С чего начал свою проповедь Сам Господь? «Покайтесь!» С каким напутствием Господь послал апостолов на проповедь? «Проповедуйте Евангелие покаяния и отпущения грехов во всех языцех». В Евангелии это прямо так и сказано: «Если отпустите каждый из вас ближнему своему согрешения его, Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши» – простит вам согрешения ваши.
– Батюшка, как может сказаться на жизни человека непрощение обид?
– Непрощение обид? Да, это есть. Все мы согрешаем – один Бог без греха. Если ты напоминаешь или помнишь грехи, то ты таким образом утоляешь воспоминание о своих грехах. Есть замечательные изречения древности об этом, потому что люди чувствуют это во все времена. Что посеешь, то и пожнешь. Закон духовный.
А еще сказано так: если ты сделал кому-то доброе дело, то забудь это, а тебе кто сделал доброе дело – запомни это. Можно было бы по этому образу еще так сказать: «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь это».
– Это ключевая вещь. Но случается, что на фоне этого вырастает чувство вины, когда человек все никак не может забыть, что он кому-то изменил, кого-то предал или просто обидел. Исповедуется, причащается, но чувство вины не отпускает, и он все никак не может его в себе изжить. Как быть в этой ситуации?
– Молиться! Молиться! То, о чем вы сказали, мы каждый раз вспоминаем, читая Покаянный псалом: «Помилуй мя, Боже… Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» – то есть всегда. И когда это чувство у человека имеется в душе, значит, Господь для чего-то его оставляет. Или же еще нужно каяться. А сколько каяться… Есть такой пример: некто искренне каялся и умучился, и тогда святые отцы стали молиться: «Господи, он так кается, прости его, Господи». – «Я его давно простил, но это ему нужно, чтобы он не забывался».
Сейчас очень часто приходят в Церковь навороченные, прости, Господи. Человек, не успев даже еще встать на стезю правильной жизни, начинает других судить, обсуждать, раздражаться, от кого-то требовать, как раз забывая о своем состоянии, что мы грешные. Почему сейчас и распространено такое явление – печаль.
Я говорю: «Прощаю», а Господь говорит: «А Я не прощаю», – чтобы человек помнил о грехе и воздерживался от него
Приходят и считают, что исповедовались, назвали грехи – и всё прощено. Нет, еще нет. Тут вопрос особый. Вот на совете духовников епархии говорили об этом, и кто-то сказал очень хорошо: «Я говорю: “Прощаю”, а Господь говорит: “А Я не прощаю”, потому что Господь видит устремление сердца и видит будущее жизни человека. Если человек искренен – да, Господь прощает; но если Господь видит, что в дальнейшем этот человек забудет о том, что он сделал, и начнет опять грешить, то может и оставить пока ему, чтобы тот чувствовал себя грешным». Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил в свое время: «В одном не ошибешься: считай себя грешным». Это очень важно.
Отец Сергий Мечёв, священномученик, считал, что важнейшим в духовной жизни является именно стяжание постоянного покаянного чувства. Помните, как святой Сисой Великий ответил на смертном одре? Братия говорит: «Неужели ты боишься смерти?» А он: «Не знаю, положил ли я начало покаянию». Если великие святые так держались за это, то нам тем более это необходимо. Ведь вся беда в том, что у нас сейчас народ устремился в Церковь, в священство, но по канонам – еще отец Кирилл (Павлов) говорил об этом – многих нельзя допускать.
– До Причастия или до священства?
– И до того, и до другого. Но имея в виду милосердие Божие… Как сказал в свое время отец Тихон (Агриков): нет людей недостойных причащения, все достойны, потому что всё равно все недостойны. Но если бы люди, приходя в Церковь, помнили, что они грешные, и это чувство всё время имели в себе, тогда бы они ко многому иначе относились. Кстати, есть момент важный такой, о нем мне сказала одна наша прихожанка, Царство ей Небесное. Она 30 лет была парторгом, но в душе имела веру, а потом она ухаживала за отцом Тихоном Пелихом, который у нас похоронен. Она ему помогала. И вдруг она выдает (где уж она это читала. ), что Господь допускает священников грешных, хотя бы им не полагалось даже священство по их жизни, для того чтобы они были более милостивы к грешникам.
– Вы сказали о чувстве вины у обидевшего и о природе этого чувства. А как быть тому, кого обидели? Если кто-то поступил с ним отвратительным образом, совершил что-то такое… Может быть, обидел; может быть, это было воровство или предательство… Как простить этого человека в сердце? Тоже только молитвой?
Грех – это небытие. Если мы о своей обиде рассказываем кому-то, мы вновь ее воспроизводим
– Есть такое выражение: «Сердцу не прикажешь», «Сердце не заставишь». Прежде всего, молиться, но и стараться не думать об этом. Очень важно не думать о той обиде, которую тебе сделали. У святителя Димитрия Ростовского есть такое поучение. Приходит один человек к другому, услышав, что у него случилось несчастье. Тот говорит: «Я рад, что ты пришел». – «А что у тебя случилось?» – «Я рад, что ты пришел, но лучше я не буду тебе ничего рассказывать. Потому что, рассказывая, я буду всё заново переживать и кого-то осуждать. Лучше ты что-нибудь расскажи в утешение». Если мы о своей обиде часто рассказываем кому-то, делимся ею, мы опять бередим старую рану. То прошло – и всё. Грех – это небытие. Я уже прошел это, его уже нет. Есть такой пример у святых отцов: некто вышел из монастыря и впал в грех, потом вернулся, сказал, что ничего не было, и стал дальше трудиться, забыв об этом. И было открыто, что он впал в грех и победил его. Даже так. Когда Господь прощает грех, то изглаживается память его. И из памяти человека он изглаживается.
– Вы очень интересно рассказали про этот процесс. У вас огромный пастырский опыт. А бывало так, что человек, совершив серьезный проступок, об этом очень долго и глубоко думал, переживал, а в дальнейшей своей жизни смог преуспеть в чем-то, достичь каких-то изменений. Такие бывают перерождения? И как часто они встречаются?
– Некоторые отходят от пьянства, от наркомании, от греха блуда. А классический пример – преподобная Мария Египетская. Куда от него денешься! Так изменилась! Но когда некоторые ссылаются на этот пример, я говорю: «Конечно, если с полутора хлебами вы пойдете в пустыню, то, пожалуй, и вам возможно». А то теперь говорят: «Какая разница, в чем я хожу: в брюках или в чем?!» Если можешь, как Мария Египетская, ходить по пустыне или, как Василий Блаженный, по морозу, то тогда можно.
Внутреннее состояние знает один Бог. Но есть такие люди, которые оставляли свою жизнь грешную и начинали вести жизнь другую. Может, не в такой уж полноте, как Мария Египетская. Да и не в Марии Египетской дело. 48 лет была в пустыне. Срок довольно продолжительный.
– Один раз причастилась.
– Самое главное, что она причастилась в тот первый раз. Когда пошла в пустыню, она уже покаялась, и Господь дал ей через Причастие силы совершить подвиг свой. А дальше она уже сподобилась.
– Батюшка, а к каким серьезным физическим или духовным недугам может привести непрощение обиды?
– Непрощение обиды – это, прежде всего, призыв, привлечение на себя и за свои грехи соответствующего прещения. Я читал такой пример: когда в одном месте кладбище переносили, тела перезахоранивали, то одно тело оказалось неразложившимся. Что сделал этот человек?
Непрощение родителей – это страшный грех, а у нас сейчас это легко
– Маму обидел. Это известный пример. Мама эта не могла умереть, пока не простила сына. Она простила, его тело тут же рассыпалось в прах. Непрощение родителей – это страшный грех; у нас сейчас это легко, а это тяжкий грех.
– Батюшка, бывает – и сколько тому примеров! – когда в юности люди относятся к своим родителям немножко легкомысленно, а когда родители достигают преклонного возраста, их отношение к ним начинает меняться.
– Конечно, возможно такое, а если невозможно, то для чего же тогда всё? Как раз и нужно исправлять это. И тем более что самые печальные последствия такого к родителям отношения начинают проявляться в детях. Такая неожиданная картина. Если они не покаются. Непочитание старших – это беда. А она воспитана, как это ни странно, той гипотезой, которую долгое время прививали в школах: что человек произошел от обезьяны. Согласно этой гипотезе, чем дальше вглубь, тем глупее, там вообще скотина.
– На подсознательном уровне это у школьников.
– Совершенно верно. Один человек привел ко мне своего друга, который хотел, чтобы я его дочь окрестил. Давно это было. Говорю: «А вы?» – «Я – материалист». Непонятно, почему тогда пришел. Спрашиваю его друга. Поясняет: «Он не может справиться с дочерью». Тут я все понял. По его философии, он недавно с дерева слез, чего дочь будет его слушаться? Он ведь еще недоразвитый. Всё с точностью до наоборот! Святитель Николай (Велимирович) говорил: «Первые люди не много знали, но всё понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. В конце концов много знают, но ничего не понимают». Это, видимо, так и есть.
– Очень применимо к нашей жизни.
– Батюшка, такой вопрос: как быть, если человек начинает использовать чувство вины в каких-то своих целях, пытается манипулировать им? Например, игнорировать другого. Если такое происходит на работе, то обиженный просто молчаливо отстраняется от своих коллег, если в семье, когда мама хочет проучить сына, то она его словно бы не замечает, или, наоборот, сын хочет проучить родителей и их игнорирует…
– Вот вы уже и дали ответ на ваш вопрос. Что человек делает? Как пишет святитель Николай (Велимирович) в своей замечательной книге: «Все действия свыше, по произволению». А с какой целью? Один духовный отец говорил своим чадам: «Когда нужно смириться, а когда – гордиться». Не потому, что гордиться хорошо, а это нужно в воспитательном смысле. В воспитательном смысле это нужно бывает. Внутренне одно отношение, а внешне-то может быть и другое.
А вообще это с детства всё закладывают. Недавно рассказала моя дочь, у нее девять человек детей, как вдруг ее младший сын, разгневавшись, говорит ей: «Я тебя не люблю, я не твой сын», а ему 3 года всего. Она: «Я тебя люблю, я твоя мама». Он ходил, ходил, потом ему стало стыдно, он попросил прощения. Любовью многое можно. Это как сказал мне отец Серафим, келейник митрополита Нестора: «Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда всё можешь с ними делать». Эта любовь – то чувство, которое нам нужно очень. Если Господь его дает – хорошо, а если его нет в такой мере, то проси его, а когда дает, расти его. Один подвижник Афонский сказал: «Запомни, придут времена, только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Отсутствие любви хуже смерти… Мы пропадем без любви, пропадем».
– А когда человек в своих целях начинает манипулировать чувством вины другого, как быть?
Грех – скверна, и своя ли, чужая ли, ее не нужно в себе таскать. Не нужно!
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно…
У нас всё познают: наркоту, курение, всякую дрянь, а сомневаются в истинах.
А действительность всегда современна.
К несчастью, сегодня смысл некоторых вещей утерян. Исаия Пророк сказал: «Горе, когда будут называть зло добром, а добро злом, тьму светом, а свет тьмой, горькое сладким, а сладкое горьким».
– Отец Валериан, благодарим вас от лица наших зрителей и читателей за эту беседу, за возможность задать вам вопросы, пообщаться, встретиться с вами. Надеемся, что эта встреча будет не последней.