блюда леонардо да винчи
Леонардо да Винчи
Несколько рецептов от Леонардо
Следующие рецепты взяты из книги «Кодекс Романовых», которая появилась около 20 лет назад в Италии. В предисловии автор написал, что скопировал произведение с рукописи манускрипта Леонардо, хранящейся в архивах Эрмитажа. Рукопись найти не удалось. Но, исследовав книгу, специалисты сделали вывод, что Леонардо вполне может быть ее автором и описанные в ней рецепты соответствуют тому времени.
Суп с ягодами
Отварите несколько пригоршней мягких свежих фруктов в крепком свином бульоне и процедите через сито из конского волоса. Теперь поверх отвара выложите ягодами слова Zuppa di Bacci (суп с ягодами). Так вашим гостям сразу станет ясно, какое блюдо им подали.
Точно так же можно приготовить суп с каперсами, но в конце вместо ягод украсьте его каперсами, из коих сложите слова Zuppa di Cappero, иначе ваши гости могут подумать, что им подали тот же суп.
Закуски от Леонардо
Куриное яйцо сварить вкрутую, очистить и извлечь из него желток. Желток смешать с перчеными кедровыми орешками и возвратить на место. Можно заправить сливочным соусом.
Возьмите благородного морского лосося, выпотрошите, снимите кожу и, разминая, удалите косточки и все ненужное. Затем смешайте раздавленную рыбу с разбитыми куриными яйцами, из полученной массы руками сделайте шарики или пирожки размером с кулак, обваляйте их в хлебных крошках и обжарьте на сковороде в кипящем масле до золотисто-коричневого цвета. Гарниром к этому блюду будет побег петрушки.
Рождественский пудинг
Удалите кожу, кости и разомните в кашицу 7 больших белых рыб. Смешайте это с мякотью семи караваев белого хлеба и одним натертым на терке белым трюфелем, для склеивания добавьте белки 7 куриных яиц и варите на пару в прочном холщовом мешке в течение одного дня и одной ночи.
Мясные шарики
Нежнейшую свинину, отваренную и тщательно истолченную, смешать с мелко натертыми яблоком, морковью и куриным яйцом. Из этой пасты сделать шарики, обжарить их до золотисто-коричневого цвета и подать на ложе из риса.
Суть еды: про кухню Леонардо да Винчи
Совершенно необычная серия «Сути еды» вышла сегодня на всех привычных подкастных платформах. Никогда до сих пор (а выпусков набралось уже тридцать пять) не делал ничего подобного.
В этот раз — попытка всмотреться в гастрономический мир Леонардо да Винчи. Весь рассказ крутится вокруг его рукописей, его «кодексов», рассеянных по миру и наполненных поразительными, иногда очень загадочными, а иногда очень человечными, понятными и даже трогательными записями.
«Потому что суп остывает…» — последние слова на последней странице последней записной книжки, написанные Леонардо незадолго до смерти. Иногда кажется, что мы не знаем о гастрономических привычках великого мыслителя и художника Возрождения почти ничего, а потом выясняется, что знаем необыкновенно много: в самых неожиданных местах мы снова и снова наталкиваемся на эти темы — был ли он вегетарианцем, стоял ли сам у плиты, как переплетались и влияли друг на друга его привычки и представления о быте и повседневности с размышлениями об устройстве мира и законах природы.
В конце концов даже история «Тайной вечери» — грандиозного шедевра, чья судьба сложилась так трудно и странно с первого же дня его существования, — тоже оборачивается «историей в наших тарелках», и секреты этого вечного разговора между Христом и апостолами раскрываются перед нами только тогда, когда наконец удается разглядеть, что это там лежит пред ними на столе.
Слушайте и удивляйтесь вместе с нами. А участников сообщества знатоков и любителей гастрономической истории — ждем, как всегда, на PATREON: в расширенной версии подкаста, доступной только подписчикам, — роскошный эпизод с гигантской мистификацией вокруг леонардовского «Кодекса Романофф», и множество удивительных подробностей к теме «гастрономия Да Винчи».
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Леонардо да Винчи, один из величайших гениев эпохи Возрождения, вошел в историю мировой культуры как живописец, скульптор, архитектор, инженер и ученый. Его нововведения в области живописи повлияли на развитие итальянского искусства более чем на столетие вперед, а научные исследования, особенно в области оптики, механики и гидравлики, предвосхитили многие из достижений современной науки. Но мало кто знает, что с не меньшим пылом и фантазией он отдавался организации банкетов, создавал кухонные гаджеты, экспериментировал с кулинарными рецептами и разрабатывал рекомендации по кухонной эргономике.
Леонардо да Винчи родился в 14б2 году и был внебрачным ребенком нотариуса и крестьянки. Когда мальчику исполнилось 13 лет, отец отправил его во Флоренцию, где тот стал учеником в мастерской скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо. В те времена подобные мастерские представляли собой коммерческое предприятие, объединявшее студию художника, ремесленную мастерскую и магазин. Веррокьо поставил производство произведений искусства на поток. На его маленькой художественной фабрике создавались картины, скульптуры, ювелирные украшения, театральные декорации и многое другое. Несмотря на приземленное отношение к творчеству, Веррокьо по праву считается одним из лучших учителей своего времени. Через его мастерскую прошли Перуджино, Боттичелли, Лоренцо ди Креди, не говоря уже о Леонардо да Винчи. Кстати, существует версия, что моделью для скульптуры “Давид” работы Верроккьо послужил юный Леонардо.
Существует предание, что во время своего ученичества Леонардо на пару с приятелем Сандро Ботичелли открыли таверну Le tre rane di Sandro e Leonardo (Три лягушки Сандро и Леонардо). Заведение быстро прогорело, поскольку кухня молодых экспериментаторов от кулинарии не нашла понимания у посетителей.
Пройдя хорошую школу у своего учителя, да Винчи становится независимым художником, открывает в 1477 году во Флоренции собственную студию, а спустя 5 лет отправляется ко двору миланского герцога Лодовико Сфорца. Сохранилась копия знаменитого «верительного письма», в котором Леонардо уверенно перечисляет свои многочисленные таланты и умения. Тем неожиданней, что при дворе его приняли не как художника или инженера, а как… музыканта. Оказывается, Леонардо блестяще играл на лире (предшественнице скрипки) и был обладателем причудливого серебряного инструмента, созданного по его чертежам.
При дворе Сфорца Леонардо провел 17 лет, за время которых в полной мере проявились его уникальные способности. Он работал как художник и скульптор, разрабатывал архитектурные проекты и дизайн помещений, изготавливал театральные декорации и эскизы карнавальных костюмов, развлекал гостей герцога игрой на лире и интеллектуальными загадками-пиктограммами.
Биограф художника Паоло Джиовио называет Леонардо «изобретателем и властителем всевозможных утонченных развлечений, в особенности театральных». Так, например, как опытный устроитель торжеств и мастер спецэффектов, Леонардо организовал в 1490 году представление «Paradiso» в честь бракосочетания герцога Гиано Галеаццо Сфорца с Изабеллой Арагонской. Оно вошло в историю как «бал планет» и принесло Леонардо огромную славу.
«Леонардо представил Рай в виде гигантской полусферы, украшенной изнутри золотом, и разместил в ней большое количество факелов, имитировавших звезды, устроил в ней нишу, которая послужила основанием для семи планет, расположенных в порядке, соответствующем их рангу. За гранью этой полусферы, позади стеклянного диска, озаренного светом факелов, можно было увидеть двенадцать знаков зодиака, являвших собой все великолепие зрелища. (Из воспоминаний Айакопо Тротти)
Но главной в его творчестве оставалась живопись. В 1495—1498 годы он создает величайший шедевр эпохи Сфорца – монументальную роспись «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Некоторые искусствоведы считают, что на фреске присутствует и автопортрет художника в образе апостола Фаддея (вторая фигура справа).
Традиционно для картин такого содержания, на столе изображены хлеб и вино. Также можно увидеть гранат – символ Вселенской церкви, собирающей души воедино. Рядом с Иудой – опрокинутая солонка, что всегда считалось дурной приметой, и пустая тарелка. Интересные детали были обнаружены после последней масштабной реставрации – блюдо с нарезанной рыбой с дольками апельсина.
Считается, что это – угорь. Угри были особенно популярны в Италии эпохи Возрождения из-за своей необычайной живучести. Выловленные из воды, они оставались живыми в течении суток и легко транспортировались в заполненных травой корзинах. Апельсины и другие цитрусовые, как гарнир для различных блюд из рыбы — крик великосветской кулинарной моды того периода. Изображение рыбы на столе не случайно. Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним имени Иисуса Христа, который использовался на заре христианства для зашифровывания имени Христос. Художники эпохи Возрождения в своих картинах широко использовали символику, но в данном случае все может быть значительно проще и художник просто изобразил на фреске свое любимое блюдо. Записные книжки Леонардо заполнены комментариями о стоимости и качестве пищевых продуктов. Среди них можно найти запись о покупке на рынке — «угри, абрикосы и хлеб».
Леонардо да Винчи был вегетарианцем, что для его современников было достаточно странно. Его отличала особая любовь к животным, на чем и базировалось его вегетарианство. Он отвергал мясную пищу, потому что считал несправедливым отнимать жизнь у животных:
…проходя неоднократно по местам, где торгуют птицами, он собственноручно вынимал их из клеток, уплачивая продавцу цену, которую тот назначал, и отпускал их, возвращая им утраченную свободу. Природа настолько во всем ублаготворяла его, что куда бы ни обращал он свою мысль, свой разум и душу, он проявлял везде столько божественности в действиях, что никто не мог сравняться с совершенством его находчивости, живости, доброты, любезности и обаятельности”. (Джорждо Вазари, “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”, 1550г.)
Леонардо придерживался принципов здорового образа жизни. Его правила достаточно просты:
Трудно сказать, каким блюдам отдавал предпочтение великий художник. В отделе манускриптов Британской библиотеки хранится лист с геометрическими набросками Леонардо, выполненными незадолго до смерти. Геометрические построения неожиданно прерываются словом ”etcetera” («и так далее»), а затем следует пояснение “perche la minestra si fredda” — “потому что суп (minestra) остывает”.
Суп минестра — густая похлебка приготовленная, как правило, из овощей. В домашней библиотеке Леонардо да Винчи хранилась книга “О правильном удовольствии и хорошем здоровье” (”De honesta Voluptate et valetudine”,1480), которая является первой печатной поваренной книгой в истории. В ней можно найти рецепт La Minestra:
Минестра и его разновидность минестроне до сих пор являются одним из самых распространенных итальянских блюд. “Минестра” стало универсальным термином, определяющим первое блюдо из овощей, бобовых, макаронных изделий или риса. Минестра – это густой суп, который готовится только на овощном бульоне. В Италии спагетти или ризотто иногда называют minestre asciutte (”сухой суп”).
Суп минестра с фасолью и макаронами
Ингредиенты и приготовление
Отварите фасоль в большом количестве воды до готовности (1-2 часа). Для быстрого приготовления можно использовать консервированную фасоль. Порежьте лук, морковь и сельдерей и обжарьте на оливковом масле около 5 мин. Добавьте томатный соус или пасту и обжарьте еще одну минуту.
Слейте фасоль (или промойте ее при использовании консервированной) и добавьте к овощам. Залейте двумя стаканами овощного бульона и тушите на медленном огне. Подливайте бульон по необходимости.
Влейте оставшийся бульон, добавьте горсть макарон, соль, перец и доведите макароны до готовности.
В конце добавьте розмарин.
Готовый суп разлейте по тарелкам и присыпьте тертым сыром.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 во французском замке Кло-Люсе в почтенном для того времени возрасте 67 лет.
Д ля сегодняшних поколений Леонардо является не только выдающимся художником, но и символом человека эпохи Возрождения. Он предстает перед нами как “самый неугомонный и любопытный человек в истории” (Кеннет Кларк).
Приходится только сожалеть, что при таком громадном количестве идей и проектов у величайшего гения человечества было так мало реализованных работ.
Элеанора Фортескью-Брикдейл, ”Предтеча” (1920)
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Кулинарные эксперименты Леонардо да Винчи
Чем знаменит Леонардо да Винчи? Что за странный вопрос! Это же величайший ум эпохи Возрождения, гениальный художник и скульптор, талантливый архитектор и инженер, намного опередивший свое время, конструктор множества необыкновенных устройств: махолета, шестиствольного пулемета, колесной лодки. Так-то оно так, да только всем этим Леонардо занимался между делом, походя. А главной страстью его жизни была… кулинария.
Таинственный кодекс Романовых
20 лет назад в Италии появилась странная книга под названием «Кодекс Романовых». В короткой записке, предваряющей сие произведение, автор утверждал, что он скопировал его с рукописи манускрипта Леонардо, хранящейся в архивах Эрмитажа (отсюда и столь необычное название). Книга произвела настоящий фурор, так как во многом перевернула представление наших современников о великом итальянском художнике. Правда, оригинал найти так и не удалось. Но специалисты, скрупулезно исследовавшие книгу, пришли к выводу, что Леонардо вполне может быть ее автором, а все кулинарные рецепты и события, которые в ней описываются, соответствуют эпохе, в которой жил маэстро.
Невозможность же познакомиться с оригиналом не может помешать нам верить в подлинность текста, если нам того хочется. В конце концов такая же история приключилась с Вильямом Шекспиром.
Леонардо и «nouvelle cuisine»
Кулинария во времена Леонардо, увы, не была изысканной и разнообразной. Господствовала кухня, привнесенная в Италию готтами: жирная пища, состоящая из огромного количества мяса или птицы, убогой поленты (смесь высушенной на солнце кукурузной муки с водой), изредка с добавлением грубого супа или кашки-размазни. Все блюда обильно приправляли специями или посыпали травами. Еще не было картофеля, томатов и других овощей, завезенных из Нового Света и вошедших в обычное употребление лишь в XVII веке. Вино практически всегда смешивали с водой или медом, бренди использовали только как лекарство и продавали в аптеках. Почти всегда мясо, рыбу и птицу раздавливали до консистенции паштета, пропускали через сито и смешивали с медом и рисом. Еду подавали на плоском хлебе, который затем съедался.
Подобная кухня коробила тонкую душу эстета Леонардо, и он решил ввести в обиход более утонченные блюда. В 1473 году он стал главным поваром в таверне «Три улитки» во Флоренции и начал прививать соотечественникам культуру еды.
Отварите несколько пригоршней мягких свежих фруктов в крепком свином бульоне и процедите через сито из конского волоса. Теперь поверх отвара выложите ягодами слова Zuppa di Bacci (суп с ягодами). Так вашим гостям сразу станет ясно, какое блюдо им подали.
Точно так же можно приготовить суп с каперсами, но в конце вместо ягод украсьте его каперсами, из коих сложите слова Zuppa di Cappero, иначе ваши гости могут подумать, что им подали тот же суп.
Вот несколько рецептов закусок, которые изобрел Леонардо:
Слива без косточки, поделенная на 4 части, подается на тонком ломтике сырой говядины, провяленной на солнце в течение трех месяцев. В качестве украшения – цветок яблони.
Куриное яйцо сварить вкрутую, очистить и извлечь из него желток. Желток смешать с перчеными кедровыми орешками и возвратить на место. Можно заправить сливочным соусом.
«Видоизмененная рыба». Возьмите благородного морского лосося, выпотрошите, снимите кожу и, разминая, удалите косточки и все ненужное. Затем смешайте раздавленную рыбу с разбитыми куриными яйцами, из полученной массы руками сделайте шарики или пирожки размером с кулак, обваляйте их в хлебных крошках и обжарьте на сковороде в кипящем масле до золотисто-коричневого цвета. Гарниром к этому блюду будет побег петрушки.
Однако то, что сегодня мы могли бы назвать «новой кухней» (nouvelle cuisine), вызвало у посетителей таверны только вопли протеста. Крошечные порции изысканных деликатесов, образующие красивые композиции, – и это вместо того, к чему они привыкли: огромных тарелок, нагруженных кашей и полудюжиной видов мяса. Эксперимент провалился.
Но вскоре из-за разборок соперничавших флорентийских группировок «Три улитки» сгорели. И Лео вместе со своим другом Боттичелли открыл на том же месте собственное заведение – «Три лягушки Сандро и Леонардо». Тем не менее флорентийское общество было все еще не готово оценить необычные блюда, как бы красиво они ни были оформлены, и Ботичелли с да Винчи прогорели.
От скуки Леонардо изготовил из марципана несколько моделей военных механизмов и отправил их Лоренцо ди Медичи, правителю Флоренции, как раз ведшему военные действия с Папой. Однако Лоренцо решил, что это всего лишь необычные торты, и модели были съедены. Леонардо впал в депрессию. И тогда Лоренцо, возможно, из чувства вины за съеденные модели, дал ему рекомендательное письмо к Людовико Сфорца, правителю Милана. Там-то Леонардо и придумал свои самые интересные гастрономические блюда и приборы.
Попав ко двору сеньора Людовико, Леонардо да Винчи постоянно выдумывает различные «устройства, сберегающие труд» для использования на кухне. В это же время он начинает вести записные книжки. Самое смешное, что большинство встречающихся там чертежей, которые на протяжении нескольких сотен лет исследователи считали механизмами для военных действий, на самом деле оказались вполне мирными мясорубками, посудомоечными машинами, механическими устройствами для колки орехов. Неугомонный Леонардо изобрел ручной пресс для чеснока, оставшийся практически неизменным до наших дней, ножную машину для сушки салфеток, штопор для левшей, яйцерезку и много других полезных вещей.
Но самое главное его открытие – это изобретение спагетти. Конечно же, это упрощение. Паста существовала в Италии с незапамятных времен. Но это была твердая и очень широкая субстанция, подобная тяжелому куску лазаньи. Леонардо изменил форму пасты, сделав машинку, разрезавшую ее на длинные тонкие полоски, которые после варки превращались в спагетти, или, как их именовал сам мастер, в спаго манжиабиле (съедобные веревки). Интересно, что тогда спагетти не прижились в Италии. Людям казалось, что они похожи на какое-то месиво и их просто невозможно есть. Тогда мастер поместил свою машинку в черный ящик и никогда с ней более не расставался.
Даже своему другу, французскому королю Франциску, в замке которого Леонардо обитал в последние годы своей жизни, художник не отдал заветный механизм. Франциск слыл большим почитателем его «съедобных веревок» и уговаривал Лео сделать их национальной французской едой, но по какой-то необъяснимой причине тот отказался. Он подарил Франциску свою «Мону Лизу», и «Святого Иоанна», и многие чертежи и макеты необычных военных механизмов, но бесценный прибор остался у Леонардо до конца его дней.
А когда художник умер и король вскрыл черный ящик, тот оказался абсолютно пустым.
Удалите кожу, кости и разомните в кашицу 7 больших белых рыб. Смешайте это с мякотью семи караваев белого хлеба и одним натертым на терке белым трюфелем, для склеивания добавьте белки
7 куриных яиц и варите на пару в прочном холщовом мешке в течение одного дня и одной ночи. Когда будете есть, постарайтесь не подавиться сюрпризом, который может быть спрятан внутри.
Живя у лорда Людовико, да Винчи рисовал множество портретов друзей и придворных своего господина. Вдобавок Людовико активно использовал Леонардо для развлечения после обеда – последний играл на лютне, пел, загадывал загадки, рассказывал анекдоты или плел замысловатые веревочные узлы. Пару раз Леонардо пытался привлечь внимание патрона, сделав из сахара или из желе модели военных и кухонных механизмов, но их постигла участь моделей из марципана.
Когда начинается подготовка к празднованию свадьбы племянницы Сфорца, Леонардо делает еще одну попытку пропаганды своих кулинарных идей. Он представляет Людовико сочиненное им меню, являющееся великолепным образчиком «nouvelle cuisine» в его понимании. Каждый гость должен был получить блюдо, на котором будут разложены: рулет из анчоуса, лежащий на ломтике репы, вырезанном в форме лягушки, еще один анчоус, обмотанный вокруг капустного побега, красиво вырезанная морковка, сердцевина артишока, две половинки корнишона на листе салата-латука, грудка соловья, яйцо чибиса, холодное яичко барана в сливках, лягушачья лапка на листе одуванчика и отварная нога ягненка на кости.
Но, как можно было предположить, Людовико сообщил мастеру Лео, что это совсем не то, что бы ему хотелось. В результате праздничное меню выглядело следующим образом: 600 колбас из свиных мозгов из Болоньи, 300 фаршированных свиных ног из Модены, 1200 круглых пирогов из Феррары, по 200 телят, каплунов и гусей, по 60 павлинов, лебедей и цапель, марципан из Сиены, сыр из Горгонзолы, 2000 устриц из Венеции, макароны из Генуи, достаточное количество осетрины, трюфели, пюре из репы.
Правила застольного этикета
«…В последнее время Мастер Л. посвятил себя решению проблемы скатертей господина Людовико, грязные пятна на которых доставляют ему большое огорчение. И вчера за обедом он положил на стол перед каждым гостем индивидуальные полотна, которые, по его мнению, предпочтительнее марать, нежели общую скатерть. Но, к смятению Мастера Л., никто не знал, что с ними делать. Некоторые расстелили полотнища на сиденьях. Некоторые в них сморкались. Некоторые, играя, бросали их друг в друга. А кто-то заворачивал в них кушанья и прятал в карман. И после окончания трапезы главная скатерть оказалась такой же грязной, как всегда».
Увидев столь вопиющее проявление бездуховности, Леонардо пришел в отчаяние и более никогда не предлагал салфетки гостям.
На той же неделе затейник потерпел еще одну неудачу, попытавшись внедрить в обиход общую салатницу. По его замыслу, большая миска с салатом должна была передаваться от одного едока другому, при этом каждый брал бы себе некоторое количество. В миске рядами укладывались перепелиные яйца с осетриной и маленькими луковицами. Стенки же и дно посудины Лео выстлал сочными листьями латука. Сначала слуга поставил миску с салатом перед почетным гостем кардиналом Альбуфьеро из Феррары. Кардинал сразу же погрузил обе руки в самую середину блюда и моментально проглотил все ее содержимое. Затем он взял листья латука, вытер свое перепачканное лицо и положил их обратно в миску. Леонардо был вне себя от горя, и его салатная миска больше не появлялась на столе.
Но самое грандиозное мероприятие маэстро задумал к свадьбе Людовико и Беатрисы д’ Эсте. По плану Леонардо, вся церемония должна была происходить внутри торта – огромной точной копии дворца Сфорца, воздвигнутой во дворе настоящего дворца. Конструкция создавалась из заранее испеченных пирогов, укрепленных орехами и изюмом и покрытых разноцветным марципаном. Гости должны быль сидеть на стульях из пирога за столами из пирога, а в конце концов они должны были съесть эти самые пироги. Однако Леонардо не учел одного обстоятельства. Его конструкция представляла огромный интерес для миланских птиц и крыс. И в ночь перед свадьбой они тысячами слетелись и сбежались к угощению. Ночь напролет люди Людовико сражались с этим нашествием. А наутро дворцовый двор напоминал поле битвы. Повсюду куски пирога и трупы крыс, и люди, пытающиеся все это убрать. Свадьбу пришлось перенести в другое место – на поляну за стенами дворца.
После этого Людовико предложил применять таланты художника за пределами дворца и посоветовал ему посетить приора церкви Санта Мария делле Грицие, которому нужен был художник для росписи стены. Так начинается история создания главного шедевра Леонардо – «Тайной вечери».
Нежнейшую свинину, отваренную и тщательно истолченную, смешать с мелко натертыми яблоком, морковью и куриным яйцом.
Из этой пасты сделать шарики, обжарить их до золотисто-коричневого цвета и подать на ложе из риса.
«Тайная вечеря», или последний ужин
Работа над этой картиной заняла почти три года. Вы думаете, художник так долго размышлял над образами Спасителя и его учеников? Ничуть. Как признался Леонардо своему другу, он подошел к работе с желанием изобразить свои прошлые и будущие представления о еде.
Весь первый год Леонардо только и делал, что каждый день ходил в церковь и просто стоял там, уставившись на стену. Затем он попросил приора установить для него в пустой комнате длинный стол, и каждый день уставлять его вином и пищей, которую он и его ученики будут бесконечно расставлять и переставлять, а затем делать зарисовки. К Пасхе 1496 года на стене не появилось ни единого мазка. Зато сильно опустели винные погреба приорства, так как Леонардо настаивал на том, что для создания шедевра ему необходимо только правильное вино. Святые отцы ходили голодные, поскольку маэстро оккупировал кухню, где он днем и ночью смешивал блюда, нужные для картины. Поскольку художник никогда не был полностью удовлетворен результатом, дважды в день его подмастерья и ученики поедали все эти продукты. В январе 1497 года на стене появилось изображение пустого стола. Эксперименты с продуктами продолжались. И вот после двух лет и девяти месяцев, после многих сотен зарисовок с изображениями самых разнообразных продуктов, начиная от вареных яиц и кончая ногой лысухи с цветками душистого горошка, Леонардо изображает на фреске «Тайная вечеря» только булки, давленую репу и куски угря. Но именно эта простота и скудость продуктов и стали ключевым пунктом, сделавшим картину настоящим шедевром. После принятия окончательного решения насчет еды, Леонардо за три месяца нарисовал сотрапезников и закончил картину.
Фанатичный интерес художника к продуктам питания никогда больше не достигал такого накала, как во время создания «Тайной вечери». Создается впечатление, что изображенными на картине кусками угря, давленой репой и булками хлеба он сказал свое решающее слово по поводу пищи и поставил на этом точку. Мы же хотим поставить точку в нашем рассказе рецептом рождественского пудинга, который так любил готовить Леонардо да Винчи.
Андрей ЗАХАРИН, журнал «Гастрономъ»
Все о еде, значит все о еде, о продуктах, о людях, имеющих дело с едой.