бледина каша как сейчас называется
Реклама детского питания «Bledina» — полный провал
В 90-е рекламный бизнес еще не был развит настолько, чтобы суметь просчитать все вероятные проблемы с иностранных брендов, с которыми они могут столкнуться. Одной из причин такого неуспеха рекламных компаний, можно назвать нежелание производителя адаптировать название рекламируемого продукта под реалии государства, в котором его собираются реализовывать и его языковые особенности.
Знаменитые бренды, не нашедшие популярности
С чего начинаются продажи брендов
Те, кто жил при Советском Союзе, наверняка слышали историю о том, как советский автомобиль Жигули пришлось переименовывать в Ладу только из-за того, что приличное и благозвучное слово на некоторых западных языках, звучало, не так привлекательно, как этого бы хотелось как продавцам, так и покупателям.
Когда в 90-х наш рынок стал открыт для иностранной продукции, многие неплохие бренда прогорели, попав впросак только из-за того, что решили оставить свое оригинально название, не удосужив себя поинтересоваться, что же может означать их замечательное название на языке страны, где они собрались делать бизнес.
Таких товаров, следует сказать, отличного качества, которые так и не получили доступ к сердцам российских потребителей, очень много. Такие товары были среди:
Рассмотрим только несколько из них, которые могли бы составить отличную здоровую конкуренцию на рынке многим товарам, которые по качеству были гораздо хуже, но принципиально не захотели менять свои названия на более благозвучные для нашего уха.
Вода «Blue Water»
Казалось бы, действительно вкусная и чистейшая вода «Blue Water», насыщенная минералами и очень полезная, совершенно не нашла своего покупателя на нашем рынке в 90-х. Мы не привыкли внимательно смотреть рекламу, и часто воспринимаем ее просто на слух. А на слух нам каждые полчаса ложилось не совсем благозвучное слово «блювота», из-за которого мало кто спешил в магазин за бутылочкой чистейшей водички.
Автомобиль Жигули
Итальянцы, которые принимали активное участи в разработке данного автомобиля, на отрез отказались поставлять его в свою страну под этим названием. Это название ассоциировалось с итальянским словом «жиголо», которое означает мужчину-проститутку. Поэтому пока автомобиль не был переименован в «Ладу», на итальянском рынке он был совершенно не востребован.
Автомобиль «Лада Калина»
В Финляндии наотрез отказывались покупать этот автомобиль только потому, что калина на их языке означает «грохот, дребезжание». В этом названии финны видели некое предупреждение о том, как будет вести себя машина.
Детское питание «Bledina»
Компания гордилась своим продуктом и его качеством настолько, что отказались переименовывать его для наших покупателей. И, как оказалось, совершенно напрасно. Какая мамочка побежит в магазин за питанием для своего ненаглядного чада, если это питание носит такое неблагозвучное для нашего уха имя.
Знаменитая реклама с Угольниковым
Те, кто помнит 90-е, до сих пор помнят знаменитую рекламу международного бренда «Bledina». До сих пор остается загадкой, почему эту рекламу доверили ведущим юмористического шоу «Оба-на угол шоу» Угольникову и Фоменко. А с другой стороны, что тут непонятного? Название «Бледина» ассоциируется у нас совсем не с детьми.
Помните, как Угольников спрашивает у Фоменко в пеленках: «Малыш, что ты хочешь?» — «Бледину»? Разве можно представить себе молодую мамочку, которая бежит покупать такую смесь ребенку?
Провал бренда
Эта каша для малышей не нашла популярности среди наших потребит6елей. Мало того, многие даже и не догадывались, что это реклама реального продукта. Долгое время все воспринимали ее как очередной юмористический номер. А ведь если разобраться, фраза, сказанная Угольниковым в ролик, о том, что Блединой вскормлен весь мир, является сущей правдой. Весь мир рос на этом детском питании. Весь мир, но не мы.
Видео
Antikal и Bledina: как выживают бренды с неблагозвучным названием
Бренды на российском рынке, которые остались верны оригинальному названию
Название бренда в случае его выхода на международный рынок играет немаловажную роль в его продвижении. Неблагозвучное наименование способно погубить судьбу бизнеса, как это произошло с маркой воды Blue Water и детским питанием Bledina от Danone в России. Sostav.ru собрал самые нелепые для русскоязычного уха наименования брендов, представленных на отечественном рынке.
Antikal
Стоит ли приобретать бытовую химию, ассоциирующуюся с фекалиями, точно-точно ли оно безопасно и отмоет грязные пятна, задумается носитель русского языка, увидев на прилавке средство под брендом Antikal.
Koziol
Предметы домашнего обихода немецкой фирмы Koziol сами по себе изначально производились с целью развлекательной, а тут еще и такое забавное название для русскоязычного уха вкупе с девизом «Поймай улыбку от Koziol».
Blue Water
Выпуск воды в бутылках под маркой «Blue Water» пришелся в России на конец 90-х. Благодаря активной рекламной компании слово «Блю вота» стало нарицательным и в 2007-ом году бренд исчез с отечественных прилавков.
Daewoo Kalos
Снова двусмысленная тема, на этот раз автомобильная. Компактный автомобиль из Южной Кореи до сих пор успешно продается на российском рынке.
Perdolan
Perdolan – это лекарство, но не от запоров, как может показаться русскоговорящему человеку, а от аллергии, инфекций и бронхолегочных заболеваниях. Говорят, неплохое.
Bledina, детское питание
Как и «Blue Water», марка Bledina в России не прижилась.
Serla
В случае с туалетной бумагой Serla – попадание в десятку. Не удивительно, что бренд с таким подходящим наименованием прижился на рынке.
O Hui
Perdera
По названию испанского вина даже и не скажешь, что оно произведено компанией Argiolas на солнечном острове Сардиния.
Hyundai Terracan
Автомобиль Terracan (от «Терра» (земля) и «Хан» (правитель)), переставший выпускаться еще в 2007-м, у русскоязычного человека ассоциировался с нелюбимым домашним насекомым.
Чай Pukala и Pukka
Турецкий чай Pukala и индийский чай Pukka обещают ощущение отдыха, свежести, гармонии и даже любви. Ничего смешного, как мог бы подумать русскоговорящий человек, только корица, имбирь, лакрица, кардамон, фенхель и стручки ванили.
Бонус: реальные истории из девяностых
Сижу я, значит, ем «Куку-руку», запиваю «Херши-колой», в небо смотрю – там куриные окорочка летят, «Союзконтракт». Тут звонит Nokiа 3310, подруга на связи: «Включай скорее телек, “Довгань-шоу” начинается!» «Нее, – говорю, – я лучше посмотрю, что за биржа “Алиса” появилась. Говорят, какой-то Стерлигов открыл…».
Тут я, само собой, проснулась и думаю: не написать ли мне статью о забытых брендах? Тем более со многими из них ваша покорная слуга, родившаяся в 80-х, знакома не понаслышке. Сезон ностальгии объявляется открытым!
Напиток Invite
История бренда Invite весьма интересна. Его создатель Сергей Выходцев – человек необычной судьбы. Посудите сами: уехать в Африку, крутиться там как белка в колесе (попутно снявшись в фильме про Шерлока Холмса), обнаружить, что аборигены с удовольствием пьют растворимые соки и привезти в Россию бизнес-идею. Так и родился напиток Invite с убойным слоганом «Просто добавь воды!»
Тру стори от автора статьи
«Однажды меня пригласили на день рождения, где королями стола были домашний торт и Invite (да, время было тяжелое, мы выживали как могли). Одного пакетика хватило на ораву ребятишек на целый вечер – мы разводили и разводили напиток водой, как вино древние греки. Под конец из насыщенного вишневого питье стало бледно-розовым, но остатки вкуса сохранило. А каким удовольствием было положить несколько крупинок на язык и ловить мурашки по коже от мини-взрывов!»
Почему дело не пошло?
В 90-х россияне были неискушенными и с радостью пробовали все новое, особенно импортное. Но в конце тысячелетия на прилавках стали появляться соки в пакетах и брендовые лимонады. По сравнению с ними Invite ощутимо проигрывал.
А что сейчас?
А ничего. В 1998 году предприниматель продал бренд Invite партнерам. Случившийся вскоре дефолт довершил дело – Invite приказал долго жить. «В августе случилось то, что случилось. Улетели в жестокий минус, должны были “бабок” абсолютно всем, и я свалил во второй раз из России», – рассказывал бизнесмен.
Потом Выходцев запускал на рынок кашу «Быстров», йогурты Velle. В 2000-х и позже многим он был известен как организатор Международной молодежной премии в области предпринимательства (GSEA). Умер он совсем недавно – в 2016 году в возрасте 47 лет. Точная причина смерти не установлена.
Жвачка Boomer
Кто сейчас запел, признавайтесь! Я с вами. Добрый волшебник Бумер – симбиоз Фантомаса и супергероя – навсегда останется в наших сердцах.
Испанский бренд Boomer не просто продавал жвачку – он делал историю
В каждой рекламе, на каждом вкладыше прослеживалась сюжетная линия, благодаря чему Бумер был для нас близким и более человечным. Классной была сама жвачка – она долго сохраняла вкус, хорошо тянулась, а какие огромные пузыри из нее получались! Радовали и бонусы – пластиковые фигурки и даже головы!
Тру стори из «Живого Журнала»:
Deadly-bride: «Когда-то в детстве запустили замечательный сувенир: тем, кто возьмет жвачек пачку, дадут пластмассовую голову героя, давшего название сему продукту. На один из новых годов родители под видом Деда Мороза принесли мне ее под дверь. Она была наполнена персиковыми и клубничными жвачками и быстро опустошилась. Выкидывать такое чудо было жалко: как же, целая голова улыбающегося мужика! Ну и как любой нормальный человек, я первым делом красавца-мужчину накрасила. Уж больно блеклый он был изначально, поэтому я подвела ему глаза, нарисовала реснички и ярко-красной помадой с более темным карандашом выделила губы. Через какое-то время в доме появилась парочка париков, которые сразу были примерены на Бумера. Красную шляпу и черную панаму тоже надела на несчастного супергероя. Собственно, так она (голова) стоит и по сей день».
Что пошло не так?
Жвачка Boomer производилась и в России – в Новгороде, ООО «Джойко». В 2000 году в предприятие было инвестировано 8 миллионов долларов, в год выпускалось от 2 до 4 тысяч тонн жвачек. Однако, по словам экспертов, «Бумер» стоил дороже других продуктов этого сегмента и потому продавался медленнее.
Что сейчас?
Через несколько лет предприятие закрылось – оборудование продали ООО «Дирол-Кэдбери». Конкурент «Бумера» и сейчас процветает – выпускает «Дирол» и другие жвачки.
Напиток Herschi Cola
Та самая «Херши кола», которую увековечил на экране юный актер Саша Лойе. Помните этот ролик с учителем, похожим на Водяного из мультика, и рыжим двоечником, который неожиданно для самого себя получает тройку? Вот это оно.
Учитель здесь – едва ли не главное лицо ролика, он меня пугает
Herschi Cola – детище голландской компании. Продукт задумывался как дешевый аналог Coca-Cola и Pepsi. Fanta заменяла Herschi Orange, Sprite – Herschi Citron. В России такая замена прошла на ура. Немалую роль в популярности бренда сыграла яркая запоминающаяся реклама.
Тру стори (музыкальная)
На самой заре карьеры музыканты группы «Сплин» искали средства для записи первого альбома «Пыльная быль». Для этого они поучаствовали в создании рекламы «Херши».
«В 1994-м году, когда денег на существование не было вообще, фирма “Союзконтракт” предложила мне напеть рекламный ролик на мотив Who is developed Пола Маккартни. У меня не получилось, спел Стас, наш гитарист. Это была реклама “Херши-колы”», – вспоминал лидер группы Александр Васильев.
Почему не пошло?
Да все потому же – Coca-Cola и Pepsi перетянули одеяло на себя. А еще они снизили цены – да так, что дешевый некогда аналог стал стоить дороже, чем оригинал. Ну и кому бы вы отдали предпочтение при таком раскладе?
Что сейчас?
В 1999 году владельцы продали бренд концерну Bavaria. Продали очень интересно – без прав на использование названия марки. Постепенно Herschi Cola пропала с радаров – Bavariа переключилась на другие напитки.
Компания «Союзконтракт» (куриные окорочка летят)
Да это же настоящий камбэк в прошлое! Давайте просто посмотрим.
По этому ролику можно делать тест на возраст. А вы помните такой?
Компания «Союзконтракт» завалила страну доступными окорочками. Все просто: в Европе и США потребители предпочитали куриные грудки, а окорочка не особо жаловали. Следовательно, их нужно было куда-то сбывать. Россия в 90-е годы идеально соответствовала рынку сбыта: так в страну хлынули «ножки Буша».
«Союзконтракт» крепко взяли дело в свои руки: в 1996 году каждый третий окорочок в стране продавали они. «Окорочка в то время были гораздо интереснее, чем алюминиевый бизнес», – признавался один из отцов-основателей компании. Немалую роль сыграла реклама и запоминающийся слоган как элемент фирменного стиля.
Тру стори от читателя блога Дмитрия Кучинова
«В нашем городе ходили слухи, что эти окорочка не от живых куриц, а выращенные искусственным путем, в специальных секретных лабораториях. Это потому, что они все были правые! Потом уже дошло, что правые части удобнее было складывать в коробки – они занимали меньше места. В другой регион поставляли, видимо, все левые. Но какова была пища для фантазий!»
Что пошло не так?
Народ наелся и начал, наконец, заботиться о здоровье. Стало понятно, что белое мясо намного полезнее. В 1998 году «Союзконтракт» влез в долги и продал компанию. В 2014 году «ножки Буша» вообще перестали поставлять в Россию: сейчас считается, что отечественные фермеры полностью покрывают потребность в курином мясе.
Что сейчас?
Данных о компании в рунете крайне мало. Сайта нет, страницы в «Википедии» нет. По данным Forbes от 2008 года, «Союзконтракт» по-прежнему импортирует мясо птицы. Вот только название это уже не на слуху и вряд ли что-то говорит тем, кто родился в конце 90-х и позже.
Печенье Wagon Wheels
Вы тоже помните смешного ковбоя – мастера по попаданию в идиотские ситуации? То он коню сладости предлагал, то индейского вождя печеньками кормил – а в итоге всегда выходил победителем.
Rolling rolling rolling…
Wagon wheels keep ya rollin!
Бренд Wagon Wheels пришел на рынок в 1948 году. Тогда они назывались Westons Wagon Wheels («Тележные колеса Уэстона») – правда, вскоре первое слово кануло в небытие. Ассоциация с ковбоями и Диким Западом тоже не случайна: первые буквы бренда повторяют аббревиатуру WW – Wild West.
Россияне узнали о бренде в девяностых. Насколько я помню, мы воспринимали его как чисто американский продукт, возможность прикоснуться к красивой жизни. А печеньки были вкусные: особенно синие с джемом, ммм!
Что пошло не так?
Шляпу с ковбоя смахнул кризис 1998 года. Вместе с другими вкусняшками Wagon Wheels незаметно исчез с российского рынка. Не до сладостей стало – выжить бы!
Что сейчас?
В последние годы Wagon Wheels вернулся в Россию – правда, как утверждают некоторые потребители, он уже не торт. Вкус приторный, вместо шоколада – глазурь, в составе пальмовое масло… Может быть, это просто мы повзрослели?
Тру стори (телевизионная)
Присмотритесь к ковбою: узнаете это лицо? Это же Максим Аверин, главный Глухарь всея Руси! В 1998 году Аверин был еще неизвестен рядовому зрителю – играл в театре, пару раз появился на экране в эпизодических ролях. Обаятельного ковбоя запомнили многие, а вскоре карьера Аверина пошла в гору. Сам артист не комментирует эту работу, однако на его официальном сайте видео имеется.
Вафли Koukou Roukou
Обычная шоколадная вафелька надолго пленила сердца детей и подростков. Как так получилось? Во многом благодаря запоминающейся рекламе («Koukou Roukou – это чудо, лучшее из всех на свете!» – признайтесь, кто сейчас пропел это?), а еще из-за наклеек, которые ценились намного больше, чем сама сладость.
Бренд «Куку-руку» родом из Греции: компания Bingo S.A. была основана в 1970 году и вышла на российский рынок в тех же приснопамятных девяностых. Реклама по всем фронтам (даже в любимых «Спокойной ночи, малыши») сделала свое дело: вафли стали очень популярными. А еще, если помните, нужно было собирать альбомы наклеек и отправлять для получения приза…
Тру стори от автора блога Алексея Александрова
«Очень хотелось мне лет в 8 этой самой Koukou Roukou. Мама мне ее купила – на вкус вафля как вафля. Но я очень расстроился, когда узнал, что выбросил упаковку, а там была наклейка… Потом одноклассники просветили, что это и было самое главное!»
Что пошло не так?
Кризис 1998 года стал своеобразной лакмусовой бумагой для многих товаров. Вафли «Куку-руку» были объективно дорогими и постепенно исчезли с рынка, уступив место более доступным аналогам.
А что сейчас?
Компания-производитель до сих пор выпускает сладости, в том числе и «Куку-руку». Недавно они вновь появились в продаже – на радость олдфагам. Говорят, что продаются в «Пятерочке» и стоят около 20 рублей. И даже наклейки есть!
Жевательные конфеты Chеwits
Ох уж этот дракончик по имени Жевастик – и чего он только, бедный, не жевал! Пизанскую башню, Эйфелеву башню, статую Свободы, надувные лодки и покрышки – и все ему было мало.
В начале 2000 эту рекламу не видел только ленивый
Кстати, у этой рекламы был и старший брат – сравните и удивитесь!
Реклама Chewits 1986 года
Тру стори от автора блога
«Маленькая сестра моей подруги пугалась Жевастика – закрывала глазки и начинала плакать. Рычащий голос озвучки только усиливал эффект. Правда, конфетки ела с удовольствием – пока не уловила связь между рекламой и товаром».
Что пошло не так?
Несмотря на популярность, информации о бренде Chеwits в сети крайне мало. Ни громкого ухода с рынка, ни покупки акций, ни тихого умирания или банкротства компании – ничего. Остается только догадываться, почему Жевастику в России стало тесно. Все сжевал, наверное.
Что сейчас?
Говорят, в отдельных городах России конфеты с дракончиком все еще продаются. Уж точно их можно купить в интернете – и даже в новой упаковке. Но прежней популярности Chеwits уже не видать – так проходит былая слава.
Детское питание Bledina
Мое любимое название. Вот прямо антикейс на тему неудачного нейминга. Каши, пюре, молочные напитки – детское питание хорошего качества имело все шансы закрепиться на российском рынке, если бы не название…
Тру стори (юмористическая)
Когда Игорь Угольников с Николаем Фоменко сняли эту пародию, многие даже не поняли иронии и сочли ее за рекламу. Неискушенный был народ в 90-х!
«Блединой вскормлен весь мир» – есть повод для размышлений!
Что пошло не так?
Да тут изначально было не так – ну не вяжется слово «Бледина» с русским менталитетом. Тем более слоган рекламной кампании: «Бледина – все, что нужно вашему ребенку!» – ну-у-у такое… Неудивительно, что родители возмущались и высказывали претензии. Маркетологи, соответственно, доносили эти жалобы до французского офиса, но те были непреклонны. Дескать, русские ничего не понимают в маркетинге и просто не умеют продавать.
Что сейчас?
Сейчас все прилично – в 2009-м году «Бледина» переименовалась в «Малютку». И кто-то еще говорил, что русские не умеют продавать! В других странах, кстати, название осталось прежним.
Йогурты «Скелетоны»
Вспомним нулевые: в 2004 году «Данон» выпустил на рынок продукцию бренда «Скелетон». Расчет был на подростков: тех, кто уже вышел из возраста потребителей «Растишки», но до взрослых молочных продуктов еще не дорос. Персонажи (дети-скелетики) были выбраны верно: ориентированы на подростков, которые любят все необычное. Слоган кампании («Позаботьтесь, дети, о своем скелете»), на мой взгляд, был немного притянут за уши в попытках совместить несовместимое: название марки и возможную пользу.
Что пошло не так: тру стори
Проблемы начались, когда родители забили тревогу. Некто Евгения Мартынова проснулась знаменитой, когда надумала подать на «Скелетонов» в суд: дескать, ее пятилетняя дочь плачет при виде этой продукции. До суда Евгения так и не дошла, но машина уже завертелась. Экспертная комиссия по этике социальной рекламы и социально-значимой информации по СЗФО признала «Скелетонов» травмирующими детскую психику.
Что сейчас?
Мартынова от иска отказалась, но через несколько лет бренд-таки канул в Лету. Сейчас «Скелетоны» продаются в других странах – правда, в несколько измененном виде. Теперь они называются «Костицы» – смысл остался тот же, только персонажи выглядят немного по-другому.
Кстати, фанаты «Скелетонов» по сей день активничают в сети. В рунете даже есть петиция под названием «Верните йогурт “Скелетоны»». Уже 2265 человек подписали!
Жевательная резинка Stimorol
Один из старейших брендов: компания Stimorol была основана аж в 1915 году. Жвачки начали продавать в Дании, затем распространили по миру. В 1992 году они добрались до России и оглушили неискушенных соотечественников необычной рекламой. Ролик про плохого байкера и сексапильную девушку-полицейского смотрели как мини-фильм.
Главная интрига: оставит телефончик или нет?
Тру стори с «ЯПлакалъ»
Что пошло не так?
Нет, тут виноват был не кризис, не слишком высокие цены и даже не появление новых, более полезных продуктов. В дело вмешались большие деньги: в 2002 году бренд Stimorol купила компания Cadbury-Schweppes. Постепенно жвачка Dirol (детище Cadbury) вытеснила Stimorol с отечественного рынка.
А что сейчас?
Сейчас Stimorol принадлежит концерну Kraft Foods и является самой популярной жвачкой в скандинавских странах. С 2014 года снова появилась в России – на радость нам. Только вот реклама уже не так зажигает, как раньше. Да и есть ли она, та реклама – не видели?
Продукты «Довгань»
Это был один из первых примеров отечественного личного бренда. Владимир Довгань выпускал под своим именем водку, чай, майонез и даже зубную пасту. На продуктах красовались знаки качества, а по телевизору шло «Довгань-шоу», где разыгрывались неплохие призы.
Тру стори (пикабушные)
Zaybor: «У нас был миф, что если найдешь красивый номер а-ля 20202020 или 11111111, то его можно продать за бешеные деньги или обменять на что-то очень крутое, типа машины или даже квартиры. Я на карманные деньги скупал мюсли :)))»
Lorandin: «Помню-помню, моя бабушка их хранила. Мне даже разрешали ответственное дело – вклеивать эти «паспорта» в общую тетрадь. И чтобы ровненько, да».
Что пошло не так?
Есть несколько мнений, почему проект личного бренда перестал быть успешным. Первая причина – пресловутый кризис 1998 года, который зарубил на корню многие успешные кампании. Вторая – личность самого Довганя, которая больше не ассоциировалась с продуктом: предприниматель отошел от дел и занялся политикой, начал проводить бизнес-тренинги.
А что сейчас?
А ничего – бренда «Довгань» на рынке нет уже много лет. Сам Владимир Викторович полностью ушел в бизнес-тренинги. Он пишет книги и руководит сетью интеллектуальных бизнес-клубов Winners Academy.
Телефоны Nokia
Один из старейших брендов современности был основан в 1865 году. Что только они не выпускали: резиновые изделия и военную экипировку, обувь и бытовую технику, но лидером рынка стали в эпоху кнопочных телефонов. Кто не знает Nokia 3310 – неубиваемую лопату, которая в огне не горела и в воде не тонула!
Тру стори (анонимная)
Хорошо написал аноним на сайте:
«Ввиду сложившихся жизненных обстоятельств я остался без смартфона, но поскольку без связи как без рук, нашел в чулане «Нокиа 3310» и неделю проходил с ней.
День 1-й.
Утром сидел смотрел в окно, чувство безысходности бытия не покидало. Час на сборы, на работу – это очень много. Собрался за 15 минут. Собрал жену и детей. Жена ругалась, т. к. работает дома и никуда не хочет собираться.
По дороге на работу обнаружил, что еду не один и кругом люди, улыбался и здоровался со всеми входящими в автобус пассажирами. Еду один на своей половине автобуса, люди боятся ехать со мной рядом.
На работе сделал всю работу за 4 часа. Начальник похвалил и дал еще работы. Черно-белая змейка – классная игра, правда, пришлось привыкнуть, что управлять надо кнопками, но моторика повысилась.
Во время ужина поговорил с женой. Оказывается, у нас есть разные проблемы, которые надо решать.
Дети кричали и звали маму, но я упорно делал с ними уроки. Умножение десятичных дробей – это зло. Сижу, читаю учебник математики за 4 класс…»
Что пошло не так?
Когда на рынке появились смартфоны, Nokia стала сдавать позиции. Компания пыталась выпускать современные продукты – например, смартфоны Lumia на ОС Windows Phone. Однако операционка сильно проигрывала «Андроиду» – все закончилось тем, что в 2014 году телефонный бизнес был продан гиганту Microsoft.
А что сейчас?
В 2016 году этот сегмент был еще раз продан – компании HMD Global. Сейчас под брендом Nokia выпускаются и смартфоны, и обычные телефоны – в том числе и любимая в России 3310. Теперь в ней есть камера, две симки, microUSB и microSD. Так что это еще один бренд в этой подборке, который мы потеряли и вернули снова.
Банк «Империал»
Вот честно – рекламные видеоролики банка «Империал» мало кому удалось переплюнуть. В начале девяностых, в смутное беспокойное время, Тимур Бекмамбетов с командой умудрились показать, что реклама может быть изысканной и красивой.
Фраза «До первой звезды нельзя» до сих пор гуляет в народе
Тру стори (из интервью Тимура Бекмамбетова)
«– Эти ролики тогда все наизусть выучили. «Всемирная история» – ваша идея?
– Есть такой человек Володя Перепелкин – самый древний наш копирайтер. Сейчас он капусту выращивает, образно говоря, – живет под Москвой, думает о вечном (смеется). Сначала он предложил мне сценарии трех роликов со слоганом «Точность – вежливость королей». А потом я познакомился с Родионовым (Сергей Родионов – президент банка. – Прим. автора). И понял, что ему важно не просто рекламировать банк, а хочется быть меценатом такого вида искусства, как рекламный ролик. Я его спросил: «А почему ты кино не снимешь?» – «А как его потом люди увидят?». С роликами было понятнее: их можно было показать по телевизору. Тогда я расширил концепцию: появилась «Всемирная история». А дальше было пять лет замечательной жизни. Мы искали сюжеты: историк Кирилл Зубков, консультант, знакомил нас с докторами наук из Историко-архивного. Они рассказывали истории».
Что пошло не так?
С 1990 года банк «Империал» вел бурную деятельность. Среди его акционеров были «Газпром», «Лукойл» и другие корпорации. «Империал» первым в России начал выпускать карты VISA с рублевым покрытием. Росли обороты, множилось число офисов и филиалов, но. кризис 1998 года не пощадил его. Кризис грянул 17 августа. Уже 25 августа у банка впервые отозвали лицензию. В следующем году он обанкротился, в 2004 во второй раз потерял лицензию и вскоре был окончательно ликвидирован.
А что сейчас?
В 2017 году некая группа компаний «родом из 90-х» подала документы на регистрацию нового банка. Называться он должен был «Империал». Судя по всему, триумфальное возвращение не состоялось: в данный момент банка «Империал» на территории РФ не существует.
Вода Blue Water
И снова 90-е, на этот раз самый их конец, когда компания F&K Waterhouse выпустила на российский рынок воду Blue Water.
Рекламная кампания была масштабной: мало кто не видел знаменитый ролик. Но вот незадача: невинное название «голубая вода» звучала на русском языке просто ужасно! Не верите – произнесите сами!
Тру стори от автора статьи
«Моего соседа дразнили «Блю вотой”. Бедный пацан имел несчастье выйти во двор с бутылкой водицы. А поскольку вся ребятня смотрела телевизор и видела рекламу, прозвище прилепилось к несчастному намертво. В общем, не повезло мальчишке…»
Что пошло не так?
Вслед за диктором ролика повторять словечко «Блю вота!» стали и жители России. Да не просто повторять – а стебаться. Особенно усердствовали школьники. Не те ассоциации вызывало название, ох не те…
Что интересно, в мире есть еще компании и товары с похожими названиями: датский грузоперевозчик Blue Water Shipping, водородный генератор Blue Water 900. Оба, кстати, присутствуют на российском рынке – и ничего. Видимо, масштаб не тот.
А что сейчас?
Доля Blue Water на российском рынке постепенно сокращалась, а в 2007 году бренд окончательно покинул прилавки. Мне не удалось найти данные о компании: действует ли она, продается ли голубая водичка в других странах – неизвестно.
Водка «Распутин»
Удивительно, но водка с русским названием была произведена в Германии. С 1992 года она начала продаваться и в России. Алкоголь часто запивали «Инвайтом» или «Херши-колой» – вот такое переопыление брендов. Качество водки было хорошее, причем производители заботились о том, чтобы не было подделок. Для этой цели была создана специальная голографическая наклейка с изображением подмигивающего Распутина.
Он нам подмигивает!
Тру стори (народная)
Подмигивающий Распутин так полюбился россиянам, что в народе Григория Ефимыча стали звать Одноглазым. Сейчас уже не зовут – вместе с исчезновением водки исчез и мем.
Что пошло не так?
Несмотря на хитрости с голограммами, подделывали «Распутина» часто. Под фирменной бутылкой и этикеткой порой скрывался вульгарный бодяжный спирт. Производителям это, понятное дело, не нравилось – репутация фирмы была дороже, чем объемы даже самого большого рынка.
Что сейчас?
Уже 23 года водки «Распутин» нет на российском рынке. А в последние годы бренд вообще исчез с лица земли. Производители выпускают еще один продукт с русским названием – водку Puschkin, но в РФ она не продается.
Шоколад «Пикник»
Еще один бренд, который мы потеряли и вернули. Я добавила его в подборку по просьбам читателей. В России батончики Picnic появились в 1993 году и привлекли внимание необычным составом. Настоящий фьюжн: карамель, вафли, орехи, воздушный рис и шоколад. Даже верблюды одобряли, как гласила телереклама.
Верблюд Кельвин, с детства влюбленный во вкус Picnic
Тру стори от любителя шоколада Дмитрия
«Батончики спасали меня не раз после пар. Особенно после любимой физики, когда количество активных мозговых клеток стремится к нулю. Заходишь в магазин, покупаешь «Пикник» и раз – жизнь снова прекрасна! Еще тема – жевать на лекциях. Начинается увлекательный триллер «Зашуршавшая бумажка», причем финал у него каждый раз был разный!»
Что пошло не так?
Picnic изначально позиционировался как солидный бренд: не просто перекус, а изысканное лакомство. Один из слоганов звучал так: «Скорее банкет, чем пикник». Неудивительно, что в какой-то момент бренд решили освежить и сделать более привлекательным для молодежи – стильным, динамичным и актуальным.
В 2005 году Picnic поменял дизайн упаковки и выпустила новый батончик King Size. По данным компании, рестайлинг привел к увеличению продаж на 77 %.
А что сейчас?
В 2014 Picnic еще раз обновился и был, по заявкам маркетологов, «прокачан по полной». Сейчас Picnic выпускается под маркой Alpen Gold. Вкус остался тот же, только к классическому арахису добавился еще и грецкий орех.
Ролик 2018 года – и снова без верблюда никуда!
Биржа «Алиса»
Когда-то биржа с собачьим именем (Алисой звали собаку владельца) сделала из Германа Стерлигова миллионера. Дело было так: тогда еще никому не известный инженер посмотрел фильм про биржу Уолл-стрит и задумал перенести идею на русскую почву. Он взял в кредит два миллиона и отбил их за пару месяцев: дело неожиданно пошло.
Товарно-сырьевая биржа выступала в качестве посредника между покупателем и продавцом. «Да я на бирже ничего вообще не делаю! Пришел продавец, который купил у меня брокерское место, пришел покупатель. Они могли встретиться где угодно: в каком-нибудь баре, в ресторане, в туалете. Но они встретились у меня и настолько счастливы, что продали или купили кирпич или цемент, что тут же пишут благодарности…», – говорил Стерлигов.
Что пошло не так?
«Алиса» была первой биржей, поэтому так хорошо стартанула. Но уже в начале 90-х у Стерлигова начали появляться последователи. К тому же продавцы и покупатели перестали нуждаться в посреднике и начали торговать самостоятельно. Эра бирж кончилась так же внезапно, как и началась: бизнес рухнул.
Что сейчас?
Не будем сейчас обсуждать персону Стерлигова: слишком неоднозначный персонаж. Думаю, у него все хорошо: и продукты успешно продаются, и лица нетрадиционной ориентации в лавки не заходят (читайте ниже тру стори).
Интересно, что в 2017 году он повторил попытку и создал первую в мире биржу криптовалюты. По словам бизнесмена, биржа должна была позволить совершать крупные покупки (до 5 000 биткоинов), которые невозможно было оформить в обменниках.
Однако «Алиса» №2 просуществовала недолго: причиной стала критика криптовалют Владимиром Путиным. Уже в октябре биржа закрылась – поддержала позицию президента.
Тру стори (нетрадиционная)
Я не знаю, ходят ли гомосексуалы в лавки Стерлигова. И если ходят – говорят ли они о своей ориентации открыто. Это я к чему – на витринах лавок предпринимателя висят интересные таблички: «Пида..сам вход воспрещен». Одна такая табличка – кажется, в Питере – не понравилась местной активистке, она обратилась в суд, и Стерлигов закрыл магазин в этом месте.
В ответ он объявил подписку на благотворительное изготовление табличек, которая переросла во флешмоб. У меня лично это вызывает неоднозначные чувства.
Маргарин Rama
Как можно было продавать маргарин как премиальный продукт? Спросите у гениев маркетинга – компании Upfield, это они умудрились соблазнить россиян рекламой.
Rama появилась на нашем рынке в 1996 году, через несколько лет начала производиться в России. Сначала бренд наращивал позиции, но постепенно начал пропадать с радаров.
Тру стори (и снова с «Пикабу»)
Rainisa: «О да, помню! Летом весь день в казаки-разбойники гоняешь, вечером приходишь домой голодная, бабуля бутербродик с чаем намажет – и с голодухи он таким вкусным казался :-)»
Тimur6i: «Помню, насмотрелись с сестрой рекламы про «Раму» и чуть ли не плача уговаривали маму купить этот божественный продукт. В итоге я прямо без хлеба попробовал – не знаю, как вам, но, по-моему, отвратительный вкус был, вовсе не так, как обещали по телевизору. После этого больше не верю рекламам».
Что пошло не так?
Девяностые остались в прошлом – люди стали отдавать предпочтение натуральным продуктам, и продажи бренда начали снижаться. Rama не сдавалась: в 2005 году компания выкатила новую концепцию, во главе угла которой лежат принципы здорового питания. В 2008 году произошли изменения и в основном рецепте: теперь жирность продукта снизилась до 70 %, поэтому продукт больше официально не считается маргарином. Но ситуацию это не спасло.
Что сейчас?
В 2018 году владельцы бренда продали бизнес инвесторам. Rama по-прежнему выпускается в 65 странах, но в России ее днем с огнем не найти – я уже несколько лет нигде не встречала.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров