блаженны вы когда вас обижают и клевещут на вас и за меня
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 5:11
Свт. Иоанн Златоуст
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Христос как бы так сказал: хотя бы вас называли обманщиками, льстецами, злодеями или другим каким именем, — вы все же блаженны. Что, кажется, страннее таких наставлений, — называть вожделенным для человека то, чего, по мнению других, нужно избегать, то есть: нищету, слезы, гонения, поношения. И, однако, Он не только изрек эти заповеди, но внушил к ним и веру, и убедил не двух, не десять, не двадцать, не сто, или тысячу человек, а всю вселенную. И толпы народа, слушая столь тяжкие, трудные и противные общему понятию наставления, изумлялись. Такова была сила слов небесного Наставника!
Впрочем, чтобы ты не подумал, что одни поношения, какие бы то ни было, делают людей блаженными, Христос определяет эти поношения двумя видами, именно, когда мы терпим их ради Него, и когда они будут ложны. Если же не будет ни того, ни другого, то поносимый не только не блажен, но и несчастлив.
По повествованию евангелиста Луки, Христос изрек это еще сильнее и утешительнее. Он не только называет блаженными тех, которые терпят поношение за Господа, но и называет несчастными тех, о которых все говорят доброе. Он говорит: «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лук. 6:26). И об апостолах говорили доброе, но не все. Поэтому Он и не сказал: когда доброе будут говорить о вас люди; но прибавляет слово – «все». Действительно, невозможно, чтобы добродетельные всеми были хвалимы. И опять говорит: «пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь» (Лук. 6:22–23). Он определил награду не только за опасности, которым они подвергались, но и за поношение. Поэтому Он не сказал: когда изгонят вас и убьют; но – когда будут поносить вас и всячески злословить. Поистине злословие уязвляет гораздо более, нежели самые дела. В опасностях есть много такого, что облегчает скорбь, например, когда все поощряют, многие одобряют, хвалят и прославляют. Но здесь, в злословии, отнимается и самое утешение. Переносить злословие не считается за великий подвиг, хотя на самом деле злословие уязвляет подвижника более чем самые опасности. Многие налагают на себя руки, не в силах будучи перенести худой о себе молвы. И что дивиться на других, когда эта-то именно причина более всего побудила удавиться того бесстыдного и гнусного предателя, который совершенно потерял стыд ко всему. И Иов – этот адамант, тверже самого камня, – когда потерял свое имущество, претерпел несносные мучения, лишился вдруг всех детей, когда увидел тело свое преисполненное червями, укоряющую жену, то все легко переносил. Когда же увидел друзей, которые его порицали, ругались над ним и, злословя его, говорили, что он терпит это за грехи свои, и несет наказание за пороки свои, тогда и этот мужественный и великий подвижник поколебался и пришел в смятение.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 15-я.
Свт. Дмитрий Ростовский
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Прп. Симеон Новый Богослов
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Прп. Исидор Пелусиот
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Всякие оскорбления большею частью причиняются нам не за Христа. Причиною оных иногда бываем мы сами, или обижая других, или делая еще что-либо худое. А иногда, хотя и за Христа наносят нам оскорбления, однако они бывают истинны, а не ложны. Потому самая высокая степень ублажения требует двух условий: чтобы оскорбления были и ложны, и ради Христа. Если же недоставать будет того или другого, то, хотя не уничтожится и не сделается недействительным то или другое (ибо сие ни с чем несообразно), но не приведет оно к высочайшему блаженству.
Письма. Книга II.
Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него терпят укоризны в чем-либо явном или тайном, если только укоряющие оказываются лжецами. Посему надобно знать, что для достигающих высочайшего блаженства должно быть соединено то и другое: и чтобы терпеть им ради Христа, и чтобы разглашаемое о них было ложно. А если нет чего-либо одного, то другое не так полезно; оно хотя и приносит пользу, но не в такой мере.
Ибо если, терпя ради Христа, слышим о себе правду, то необходимо нам стыдиться сего; потому что, заслуживая одобрение за одно, в другом бываем обличены. Если же, хотя не ради Христа терпим, но говорят о нас ложь, то получим награду за терпение, но не достигнем высочайшего блаженства, которое получили бы, если бы соединилось то и другое.
Письма. Книга III.
Прп. Марк Подвижник
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Нравственно-подвижнические слова. Слово седьмое.
Прав. Иоанн Кронштадский
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Есть ли ж теперь поношения и гонения за правду, за веру Христову? Есть и будут до скончания мира; потому что еще не пришло царствие Божие во всей силе для многих, а для большей части еще и совсем не пришло; еще много нечестия и неправды в самых христианских обществах; еще не связан сатана и свободно обходит землю и проходит поднебесную, и теперь-то, кажется, он наиболее свирепствует на держащихся правой веры, ведый, яко время мало имать (Откр. 12:12). Только теперь он гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом (движением вперед), либеральностью, попросту — вольнодумством, безразборчивости к верам и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветою, или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность — слабодушием и нервною раздражительностию; милостыню — глупою расточительностью; наружную молитву — лицемерием; услаждение и радость молитвенную — идиотством (едва не сумасшествием); напротив, широкую разнузданность плоти или распущенность, угождение всем ея бесчисленным похотям — современным прогрессом; отчуждение же от молитвы домашней и общественной, отвержение всякой обрядности в вере, жизнь, непохожую ни на христианскую, ни на жидовскую, ни на татарскую, ни на языческую, а какую-то животную, чуждую всяких обязательств веры, считают известным тоном, признаком современнаго человека (и космополита, для коего отечество весь мир, а веры никакой). Согласитесь, что жить кому бы то ни было из верующих, среди таких людей, весьма неприятно, и счастлив тот, кто среди них не живет; а кто живет, терпи гонения, насмешки, колкости, впрочем не будь и безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие, отвещай безумному по безумию его, да не явится мудру себе (Притч. 26:5).
Как еще гонит неправда, нечестие нынешняго времени, правду и благочестие? Невниманием к трудам и заслугам благочестивых и правдолюбивых, лишением их справедливой, должной чести и вознаграждения, тогда как заискивающая и мздоимная неправда слишком щедро восписывает себе и славу, и честь, и богатство мира сего. И не дивно. Кто чего ищет, тот то и получает. Истинно благочестивые и праведные — славы от человеков не ищут, ища славы от единаго Бога, хотя и не чуждаются ея для славы Божией и для радости боящихся Бога, когда она доходит и до них; а люди мира сего, которых сокровище на земле, домогаются ея и приобретают ее. Те охотно раздают нуждающимся и свое, и потому не бывают богаты, а эти непрестанно стараются увеличивать свое богатство праведно и неправедно, и потому богатеют.
Беседы о Блаженствах Евангельских.
Блаж. Иероним Стридонский
Блаженны вы, когда люди будут злословить вас и будут преследовать вас и говорить против вас всякое зло, говоря лживое [на вас] из-за Меня
То злословие должно быть оставляемо без внимания [или: презираемо], которое производит блаженство, которое произносится лживыми устами ругателя. Поэтому Он и определяет особенным образом, какое именно злословие дает [злословимому] блаженство, говоря: всякое злословие против вас произносящие лживо из-за Меня. Итак, где Христос есть причина злословия, там злословие должно быть вожделенным (optanda est).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать
Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям.
и всячески неправедно злословить за Меня
Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради
Направляет Свою речь к присутствующим апостолам, показывая, что учителям свойственно быть поносимыми. А чтобы ты не думал, что всякий злословимый блажен, прибавил два ограничения, именно: чтобы злословие было ложное и терпелось за Христа; а если это бывает не так, то злословимый скорее несчастен. Что может быть удивительнее этих увещаний, когда всеми избегаемое становится для всех желательным, ради величия наград? Предписавший жестокое и противоречащее обычаю всех до того времени людей, однако и убедил, и убеждает почти всю вселенную.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Поносить. За веру и верность Христу, бранить, насмехаться, издеваться. Так поносили самого Христа, называя Его самарянином и беснующимся; так поносили Его и смеялись над Ним книжники, первосвященники и фарисеи, когда Он для спасения людей висел на кресте.
Гнать. Ср.: ст. 10
Всячески злословить. Говорить и делать все, что лишает доброго имени.
Неправедно. По ложным основаниям, незаслуженно со стороны злословимого.
За Меня. За имя Христово, за веру в Него и исповедание Его. «Не всякий поносимый блажен; но только тот, кто терпит поношение за Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того ни другого, то несчастен он» (Феофилакт; ср.: Златоуст).
Толковое Евангелие.
Прот. Иоанн Бухарев
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Поносить ради Мене, Христа, – значит оскорблять, насмехаться за веру и верность Христу. Так поносили Самого Иисуса Христа, называя Его Самарянином и беснующимся, так издевались над Ним первосвященники и книжники, когда для спасения людей Он висел на кресте. Гнать (ижденут) – см. объясн. 10 ст. Лжуще (несправедливо), т.е. незаслуженно, по ложным основаниям, взводя всякие клеветы. Так злословили Иудеи и язычники первенствующих христиан. «Нужно заметить, – пишет блаж. Феофилакт, – что не всякий поносимый блажен, но только тот, кто терпит поношение за Христа и невинно».
Толкование на Евангелие от Матфея.
Анонимный комментарий
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
После того как Он сказал, что необходимо претерпеть гонения, словно кто- то отвечал Богу: «Господи, а что если бы мы претерпели не гонения ради Тебя или Твоей правды, а поношение и хулу от нечестивых людей?» Блаженны вы, говорит, будете, не только, когда будут гнать вас, но и когда будут поносить вас люди (Лк. 6:22). Вот, есть много людей, которые из-за Бога стали нам враждебны, но они не преследуют нас открыто, возможно, потому, что не могут; но, ходя повсюду, они злословят нас и говорят про нас оскорбительные вещи. Блаженны вы, когда будут поносить вас и всячески неправедно злословить за Меня. Но как верно то, что подавший нам чашу воды не потеряет своей награды, так и то, что если кто хоть малейшим словом нанесет нам обиду, наша душа не останется без награды.
Лопухин А.П.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
(Лк. 6:22). Чтение этого стиха сильно колеблется. В многочисленных рукописях и отеческих цитатах прибавляется ρήμα, — скажут всякое худое слово (εϊπωσι παν πονηρού ρήμα). У Тишендорфа, Вест. Хорта, в кодексах Сив. и Ват. и во многих латинских переводах (также и в Вульг.) слово ρήμα (или соответствующее ему лат.) пропущено. Но в смысле почти нет никакого различия с принятием или опущением ρήμα — в первом случае речь представляется только несколько более ясною. Далее, recepta, Тиш., Вест. Хорт, все унциальные (написанные большими буквами) рукописи (кроме D) принимают ψευδόμενοι. Это слово опущено во многих лат. переводах и Вульгате. В русск. переводе передано ψευδόμενοι: “неправедно злословить”. Такой перевод не только мало соответствует подлиннику, но и неточен сам по себе, потому что едва ли кого можно злословить праведно. (В славянском переводе совершенно однозначно и точно написано — Блаженне есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Прим. ред. ) Слав. “лжуще” вполне точно; но на русском нельзя выразить этого слова посредством деепричастия, что и было, вероятно, причиною, почему “лжуще” по необходимости заменено в русском переводе словом “неправедно”. Будучи точен, слав. перевод не свободен, однако, от двусмысленности: неясно, к чему следует относить “Мене ради”, к “лжуще” ли, или “рекут всяк зол глагол”. Вероятнее понимать выражение так, что “Мене ради” относится ко всем предшествующим глаголам “поносят вам,« «ижденут», «рекут всяк зол глагол”. “Относить ένεκεν έμοΰ (Мене ради) только к последнему глаголу не рекомендуется потому, что все три глагола в этих предложениях, заменяющие διώκειν (преследовать, гнать) ст. 10, одинаково нуждаются в этом дополнении” (Цан). Спаситель говорит здесь не о каком-нибудь особенном возможном случае (тогда стояло бы в начале стиха “если” — εάν — вместо “когда”), но относительно действительно предстоящих ученикам поношений, гонений, злословия, и называет людей, которые будут переносить все это, счастливыми.
Троицкие листки
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Наконец, Божественный Учитель Иисус Христос обращает речь Свою наипаче к присным ученикам Своим, святым апостолам: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, погонят из града во град, не давая вам места, где главу преклонить, и всячески неправедно злословить (возводя на вас всякие клеветы) за Меня… Так скорбью начато учение о блаженствах, скорбью и кончается. Там, в начале, скорбь нищеты духовной и плача о грехах; здесь, в конце, скорбь терпения страданий за правду, за Христа. Поистине, многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие! (Деян. 14:22). Воистину все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12). Таков закон земной жизни для христианина. Скорби нужны ему для спасения души его, для очищения его сердца, для того, чтобы он познал свои немощи и смирился, для того, чтобы и он понес крест свой за Христом и уподобился Ему, своему Спасителю, в терпении крестных скорбей, — и вот Бог попускает эти скорби для всех верующих в Него: кто стонет от властолюбия сильных мира сего, кто плачет от жадности людской, кого теснит гордость, кого преследует злоба, кого уязвляет зависть и клевета человеческая, а кого ловит лесть и лукавство; того мучает плоть с ее ненасытными страстями и похотями, а на этого нападает диавол с унынием и гордостью… Но кто изочтет все кресты человеческие? Един Тот, Кто взял на Себя грехи всего мира, един Он ведает всю неизмеримую тяготу скорбей человеческих! Все, — все мы под крестом; кто не несет креста скорбей, тот не может сказать о себе, что он ученик Распятого на кресте Господа Иисуса: истинные ученики только те, которые страдают за истинную Христову веру православную, за правду, за добрую христианскую жизнь. Только эти крестоносцы и блаженны, блаженны еще и здесь, на земле, потому что у них душа светла, совесть чиста, сердце покойно, а когда они возведут свои скорбящие очи на крест Христов, то — какое благодатное утешение изливается в их скорбную душу с этого креста! Вот почему апостол Павел радовался в своих страданиях за Христа; вот почему и апостол Иаков убеждает верующих: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1:2). Апостолы, мученики в ужасных страданиях окончили жизнь, но чудесами изумляли всех и терпением обращали самих гонителей ко Христу. Всех праведных при жизни ненавидели и гнали, а по смерти чтут и ублажают. Им по смерти принадлежит Царство Небесное: вы пребыли со Мною в напастях Моих, — говорит Господь апостолам Своим, — и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк. 22:28). Пусть называют вас обманщиками, льстецами, злодеями, — вы все же блаженны.
Троицкие листки. №801-1050.
Митр. Иларион (Алфеев)
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
«Блаженны вы, когда будут поносить вас имени Моего ради»
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
(Мф. 5: 11–12)
Мы видим здесь нечто удивительное: в Евангелии Христос изменяет образ наших мыслей, в то время как логика подсказывает нам, что, когда тебя обвиняют, клевещут и гонят, ты несчастен. Когда тебе наговорили столько ужасного, ты несчастен. А Христос приходит и говорит, что ты не несчастен, а, напротив, блажен и счастлив! Он всё переворачивает и показывает, что ты можешь смотреть на всё по-новому. Как Он это делает? Он берет за основу не что-нибудь земное, а, если вы обратили внимание, постоянно говорит о Царстве Небесном, о Боге, о видении Бога, награде на небесах, то есть говорит тебе: «Смотри, эта жизнь означает труд».
Как ты целый месяц работаешь, чтобы в конце тебе выдали зарплату, так и тут. Ты трудишься, ты должен трудиться, быть умным человеком, хорошо «сыграть свою роль», чтобы тебя не заносило влево или вправо. Ты как спортсмен, бегущий на стадионе: если он начнет здороваться с публикой и смотреть, там ли его мать… – иногда я хожу на школьные праздники, и милые дети, выйдя на сцену, смотрят в зал: а там ли мама? и учитель ждет, когда же они начнут играть на инструменте, а они стоят и ищут глазами маму и папу, пока убедятся, что те на них смотрят, – вот и бегуны на стадионе: если они станут смотреть на публику, то, естественно, совершат ошибку.
Если ты соревнуешься в спорте, а ум твой устремлен куда-нибудь в другое место, ты потерпишь неудачу. Так и в духовной борьбе – на этом свете надо подвизаться и не ждать земных наград от людей. Если ты достигнешь цели, которой является Христос, тогда у тебя будет мир, и Царство Божие для тебя наступит не после того, как умрешь, а еще в этой жизни. Уже здесь начинается Царство Божие, но, чтобы достигнуть его, надо иметь правильные мерки и знать, что ты подвизаешься не ради материальных удовольствий и мирских успехов.
Мирской успех не строится на подобных вещах. По-мирски успешному человеку трудно быть милостивым, гонимым и терпеть, чтобы каждый говорил ему то, что захочет. Христос говорит: вас будут всячески неправедно злословить имени Моего ради, потому что если нам скажут что-нибудь плохое и это окажется правдой, тогда нам не будет награды от Бога.
Знайте, что в жизни с вами произойдет нечто странное: с того момента, как вы скажете: «Я хочу быть с Богом!» – вы станете предметом пререканий (Лк. 2: 34). Куда ни пойдете, вы будете предметом пререканий, каким был Христос. Некоторые вас возлюбят и будут уважать, но другие, и наверняка их будет большинство, начнут вас осуждать, осмеивать, издеваться, возненавидят вас, потому что вы захотели идти таким путем, которым они не идут.
Это происходит повсюду. И мы это видим: люди смотрят на нас, священников, и иногда идешь по своим делам, проходишь мимо кого-нибудь, а он тебя материт. И спрашиваешь себя: «Ну что я сделал этому человеку?»
Однажды мы с несколькими отцами со Святой Горы Афон, оказавшись в Афинах, ждали на автобусной остановке. Одна женщина, стоявшая неподалеку, всё время смотрела на нас. С нами был один монах из Австралии, немного наивный, и он сказал:
– Наверное, она церковная! – потому что она смотрела на нас в упор.
– Оставь ее, не обращай внимания!
Ну хорошо. И вот, как только она прошла мимо нас, она повернулась и плюнула в нашу сторону. Ну что тут поделаешь…
Мы действительно много раз оказывались в подобной ситуации, не то чтобы на нас обязательно плевали, но мы часто слышим в свой адрес брань. И спрашиваешь себя: за что? Они же нас совсем не знают, ничего личного с нами не имеют, поскольку мы незнакомы. Почему же они нас ругают, плюют и делают подобные вещи? Потому что мы для них представляем нечто, то есть наше присутствие напоминает им о Боге, и это заставляет их реагировать подобным образом.
Однако и с вами это может завтра случиться: на работе, везде все будут иметь право ошибаться, кроме вас. Если же вы совершите ошибку или грех, люди скажут:
– А-а-а, ты церковный человек и совершаешь грехи! Так вот вы какие в Церкви? Тебя этому там учили?
Но, дитя мое, ты же сам делаешь по сто таких ошибок в день, а я ошибся раз в неделю! То есть что это? Да, ты становишься предметом пререканий. И дома, в семье, всюду. Это так. Меня ради, говорит Христос. Как Христос был предметом пререканий, так и всякий человек, связавший себя с Ним, независимо от того, хочет он того или не хочет, пройдет тем же путем.
Мы можем уступать, если это не затрагивает нашей связи с Богом. А если речь о связи с Богом – мы уступать не можем!
Мы можем уступать, молчать и делать то, что хочет другой, если это не затрагивает нашей связи с Богом, потому что в этом случае мы уступать не можем. Если кто-нибудь придет и скажет тебе: «Протри пол в моем офисе!» – ты подумаешь: «Я не уборщица, чтобы мыть у тебя полы! Но ладно, сделаю это». Или: «Сходи купи мне того-то и того-то!» Хорошо. Но если кто-нибудь скажет тебе: «Знаешь, напиши подложное письмо на своего коллегу, будто он сделал то-то и то-то», – а он этого не делал, то ты здесь уже не уступишь. Ты скажешь: «Нет! Не выйдет, я этого сделать не могу!»
Ну, конечно же, если у тебя хватит сил… это зависит от сил, которые у тебя есть. Приведу вам пример. Когда в Греции узаконили аборты, многие медсестры отказались участвовать в них и были уволены. Они сказали:
– Я не могу входить в операционную и участвовать в аборте, помогать врачу делать аборт! Пусть делает его сам!
Они получили увольнение.
Конечно, это зависит от того, какая сила есть у человека. У него должна быть соответствующая вера в то, что, если мы ради любви к Богу и соблюдения слова Божия претерпим какую-нибудь несправедливость от людей, Бог оправдает и не оставит нас. Многие претерпели несправедливость по этой причине. Есть много людей, которым предлагали возможность разбогатеть, но греховным способом, и они отказались:
– Я не хочу разбогатеть такой ценой!
Или случаи попроще. Приходит кто-нибудь и говорит тебе:
– Знаешь, банк предложил мне повышение по службе, но мне надо будет работать по десять часов в день.
– Смотри, как бы ты не разрушил свою семью с такой работой. Не соглашайся. Скажи: «Не хочу. Я хочу иметь свободное время, чтобы заботиться о семье как отец и муж».
Конечно, надо иметь соответствующую силу, потому что, если у человека нет силы, он сделает то, что может. Необходима нам и рассудительность. Помню, один человек разгружал ящики с фруктами и матерился. Тут какая-то бабушка подошла, неожиданно стукнула его и сказала:
Многие получили помощь, когда им сказали: «Ты делаешь нехорошо». Но тут нужна и рассудительность
И как только она ему это сказала, он разъярился еще больше… Так что нам нужна рассудительность, чтобы предугадать, как отреагирует человек. Конечно, когда рядом с нами хулят Бога или какого-нибудь человека, будет хорошо, если мы поговорим с богохульником, потому что он порочит прежде всего самого себя. Думаю, необходимо, чтобы ты сказал ему пару хороших слов. Потому что многие получили помощь, когда им сказали: «То, что ты делаешь, нехорошо». Однако нужна и рассудительность, чтобы наши слова могли ему помочь, а не навредить.
Если это люди, с которыми мы общаемся каждый день, то хорошо будет сначала помолиться о них, а говорить поменьше. Или если мы пробовали с ними говорить, но видим, что ничего не получается, будем тогда молчать и молиться Богу, чтобы Он просветил их.
В доме супруг может ругаться, говорить ужасные слова. Если жена начинает роптать из-за этого, бывает еще хуже. Пусть лучше она замолчит и каждый раз, когда он вспылит, с болью и любовью молится Богу, чтобы Он помог ему, и Он поможет, как знает, лучше нас. Будем же остерегаться, чтобы не создавать проблем, если уж мы захотели защищать Бога, Церковь и веру. Для этого нам необходимо иметь огромную рассудительность…