блаженны вы когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня
«Блаженны вы, когда будут поносить вас имени Моего ради»
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
(Мф. 5: 11–12)
Мы видим здесь нечто удивительное: в Евангелии Христос изменяет образ наших мыслей, в то время как логика подсказывает нам, что, когда тебя обвиняют, клевещут и гонят, ты несчастен. Когда тебе наговорили столько ужасного, ты несчастен. А Христос приходит и говорит, что ты не несчастен, а, напротив, блажен и счастлив! Он всё переворачивает и показывает, что ты можешь смотреть на всё по-новому. Как Он это делает? Он берет за основу не что-нибудь земное, а, если вы обратили внимание, постоянно говорит о Царстве Небесном, о Боге, о видении Бога, награде на небесах, то есть говорит тебе: «Смотри, эта жизнь означает труд».
Как ты целый месяц работаешь, чтобы в конце тебе выдали зарплату, так и тут. Ты трудишься, ты должен трудиться, быть умным человеком, хорошо «сыграть свою роль», чтобы тебя не заносило влево или вправо. Ты как спортсмен, бегущий на стадионе: если он начнет здороваться с публикой и смотреть, там ли его мать… – иногда я хожу на школьные праздники, и милые дети, выйдя на сцену, смотрят в зал: а там ли мама? и учитель ждет, когда же они начнут играть на инструменте, а они стоят и ищут глазами маму и папу, пока убедятся, что те на них смотрят, – вот и бегуны на стадионе: если они станут смотреть на публику, то, естественно, совершат ошибку.
Если ты соревнуешься в спорте, а ум твой устремлен куда-нибудь в другое место, ты потерпишь неудачу. Так и в духовной борьбе – на этом свете надо подвизаться и не ждать земных наград от людей. Если ты достигнешь цели, которой является Христос, тогда у тебя будет мир, и Царство Божие для тебя наступит не после того, как умрешь, а еще в этой жизни. Уже здесь начинается Царство Божие, но, чтобы достигнуть его, надо иметь правильные мерки и знать, что ты подвизаешься не ради материальных удовольствий и мирских успехов.
Мирской успех не строится на подобных вещах. По-мирски успешному человеку трудно быть милостивым, гонимым и терпеть, чтобы каждый говорил ему то, что захочет. Христос говорит: вас будут всячески неправедно злословить имени Моего ради, потому что если нам скажут что-нибудь плохое и это окажется правдой, тогда нам не будет награды от Бога.
Знайте, что в жизни с вами произойдет нечто странное: с того момента, как вы скажете: «Я хочу быть с Богом!» – вы станете предметом пререканий (Лк. 2: 34). Куда ни пойдете, вы будете предметом пререканий, каким был Христос. Некоторые вас возлюбят и будут уважать, но другие, и наверняка их будет большинство, начнут вас осуждать, осмеивать, издеваться, возненавидят вас, потому что вы захотели идти таким путем, которым они не идут.
Это происходит повсюду. И мы это видим: люди смотрят на нас, священников, и иногда идешь по своим делам, проходишь мимо кого-нибудь, а он тебя материт. И спрашиваешь себя: «Ну что я сделал этому человеку?»
Однажды мы с несколькими отцами со Святой Горы Афон, оказавшись в Афинах, ждали на автобусной остановке. Одна женщина, стоявшая неподалеку, всё время смотрела на нас. С нами был один монах из Австралии, немного наивный, и он сказал:
– Наверное, она церковная! – потому что она смотрела на нас в упор.
– Оставь ее, не обращай внимания!
Ну хорошо. И вот, как только она прошла мимо нас, она повернулась и плюнула в нашу сторону. Ну что тут поделаешь…
Мы действительно много раз оказывались в подобной ситуации, не то чтобы на нас обязательно плевали, но мы часто слышим в свой адрес брань. И спрашиваешь себя: за что? Они же нас совсем не знают, ничего личного с нами не имеют, поскольку мы незнакомы. Почему же они нас ругают, плюют и делают подобные вещи? Потому что мы для них представляем нечто, то есть наше присутствие напоминает им о Боге, и это заставляет их реагировать подобным образом.
Однако и с вами это может завтра случиться: на работе, везде все будут иметь право ошибаться, кроме вас. Если же вы совершите ошибку или грех, люди скажут:
– А-а-а, ты церковный человек и совершаешь грехи! Так вот вы какие в Церкви? Тебя этому там учили?
Но, дитя мое, ты же сам делаешь по сто таких ошибок в день, а я ошибся раз в неделю! То есть что это? Да, ты становишься предметом пререканий. И дома, в семье, всюду. Это так. Меня ради, говорит Христос. Как Христос был предметом пререканий, так и всякий человек, связавший себя с Ним, независимо от того, хочет он того или не хочет, пройдет тем же путем.
Мы можем уступать, если это не затрагивает нашей связи с Богом. А если речь о связи с Богом – мы уступать не можем!
Мы можем уступать, молчать и делать то, что хочет другой, если это не затрагивает нашей связи с Богом, потому что в этом случае мы уступать не можем. Если кто-нибудь придет и скажет тебе: «Протри пол в моем офисе!» – ты подумаешь: «Я не уборщица, чтобы мыть у тебя полы! Но ладно, сделаю это». Или: «Сходи купи мне того-то и того-то!» Хорошо. Но если кто-нибудь скажет тебе: «Знаешь, напиши подложное письмо на своего коллегу, будто он сделал то-то и то-то», – а он этого не делал, то ты здесь уже не уступишь. Ты скажешь: «Нет! Не выйдет, я этого сделать не могу!»
Ну, конечно же, если у тебя хватит сил… это зависит от сил, которые у тебя есть. Приведу вам пример. Когда в Греции узаконили аборты, многие медсестры отказались участвовать в них и были уволены. Они сказали:
– Я не могу входить в операционную и участвовать в аборте, помогать врачу делать аборт! Пусть делает его сам!
Они получили увольнение.
Конечно, это зависит от того, какая сила есть у человека. У него должна быть соответствующая вера в то, что, если мы ради любви к Богу и соблюдения слова Божия претерпим какую-нибудь несправедливость от людей, Бог оправдает и не оставит нас. Многие претерпели несправедливость по этой причине. Есть много людей, которым предлагали возможность разбогатеть, но греховным способом, и они отказались:
– Я не хочу разбогатеть такой ценой!
Или случаи попроще. Приходит кто-нибудь и говорит тебе:
– Знаешь, банк предложил мне повышение по службе, но мне надо будет работать по десять часов в день.
– Смотри, как бы ты не разрушил свою семью с такой работой. Не соглашайся. Скажи: «Не хочу. Я хочу иметь свободное время, чтобы заботиться о семье как отец и муж».
Конечно, надо иметь соответствующую силу, потому что, если у человека нет силы, он сделает то, что может. Необходима нам и рассудительность. Помню, один человек разгружал ящики с фруктами и матерился. Тут какая-то бабушка подошла, неожиданно стукнула его и сказала:
Многие получили помощь, когда им сказали: «Ты делаешь нехорошо». Но тут нужна и рассудительность
И как только она ему это сказала, он разъярился еще больше… Так что нам нужна рассудительность, чтобы предугадать, как отреагирует человек. Конечно, когда рядом с нами хулят Бога или какого-нибудь человека, будет хорошо, если мы поговорим с богохульником, потому что он порочит прежде всего самого себя. Думаю, необходимо, чтобы ты сказал ему пару хороших слов. Потому что многие получили помощь, когда им сказали: «То, что ты делаешь, нехорошо». Однако нужна и рассудительность, чтобы наши слова могли ему помочь, а не навредить.
Если это люди, с которыми мы общаемся каждый день, то хорошо будет сначала помолиться о них, а говорить поменьше. Или если мы пробовали с ними говорить, но видим, что ничего не получается, будем тогда молчать и молиться Богу, чтобы Он просветил их.
В доме супруг может ругаться, говорить ужасные слова. Если жена начинает роптать из-за этого, бывает еще хуже. Пусть лучше она замолчит и каждый раз, когда он вспылит, с болью и любовью молится Богу, чтобы Он помог ему, и Он поможет, как знает, лучше нас. Будем же остерегаться, чтобы не создавать проблем, если уж мы захотели защищать Бога, Церковь и веру. Для этого нам необходимо иметь огромную рассудительность…
Евангельские заповеди блаженства
Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех. Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам евангельский закон, основой которого являются любовь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34) и святость: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48). Спаситель не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том, как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель дает девять заповедей блаженства. Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость. Заповеди блаженства не только не отменяют десять заповедей Закона Божиего, но премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем. Нет, нужно, чтобы в нашей душе были противоположные грехам добродетели. Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом; когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь.
Вот девять заповедей, которые дал нам Спаситель как руководство к христианскому подвигу:
Первая заповедь
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Что значит быть нищим духом, и почему такие люди являются блаженными? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем.
Духом Он назвал душу и расположение человека. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)» («Беседы на святаго Матфея евангелиста». 25. 2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который считает себя духовно богатым.
Нищета духовная означает смирение, видение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут, и питается подаянием, так и мы должны осознавать: все, что имеем, получаем от Бога. Это все не наше, мы лишь управители имения, которое дал нам Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души. Можно быть отнюдь не бедным человеком, но быть нищим духом, со смирением принимать то, что нам дарует Бог, и использовать это для служения Господу и людям. Всё — от Бога. Не только богатство материальное, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь — все это исключительно дар Божий, за который мы должны Его благодарить. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5), — говорит нам Господь. Борьба с грехами и стяжание добрых дел невозможны без смирения. Все это мы делаем только с помощью Божией.
Нищим духом, смиренномудрым обещается Царство Небесное. Люди, знающие, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, который нужно преумножить во спасение души, будут воспринимать все посланное и как средство достижения Царства Небесного.
Вторая заповедь
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны плачущие. Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но далеко не всякий плач является добродетелью. Заповедь о плаче означает покаянный плач о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать. Первая заповедь о смирении уже подводит нас к покаянию, закладывает основу для духовной жизни, ибо осознать свои грехи, покаяться в них может только человек, который чувствует свою немощь, нищету перед Отцом Небесным. Евангельский блудный сын возвращается в дом Отчий, и, конечно, Господь примет всякого приходящего к Нему и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому «блаженны плачущие (о грехах), ибо они утешатся (выделено нами. — Авт.)». У каждого человека есть грехи, без греха один Бог, но нам дан от Бога величайший дар — покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить у Него прощения. Святые отцы недаром называли покаяние вторым крещением, где мы омываем грехи не водой, а слезами.
Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им.
Третья заповедь
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29–30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.
Четвертая заповедь
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать правдоискателями: они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и пишут жалобы, со многими вступают в конфликт. Но не о них говорится в этой заповеди. Имеется в виду совсем другая правда.
Сказано, что нужно желать правды как пищи и пития: Блаженны алчущие и жаждущие правды. То есть очень сильно, как голодный и жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свои потребности. О какой правде здесь сказано? О высшей, Божественной Правде. А высшая Правда, Истина — это Христос. Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6), — говорит Он о Себе. Следовательно, христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге. В Нем одном истинный источник воды живой и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.
Господь оставил нам слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия. Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.
Те, кто ревнуют о молитве, о творении добрых дел, о насыщении себя словом Божиим, поистине «жаждут правды» и, конечно, получат насыщение от приснотекущего Источника — Спаса нашего — и в этом веке, и в будущем.
Пятая заповедь
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Милость, милосердие — это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк 6, 36). Бог посылает Свои милости и дары как праведным, так и неправедным, грешным людям. Он радуется об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15, 7).
И такой же бескорыстной любви научает всех нас, чтобы мы совершали дела милости не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняя заповедь Божию.
Делая добрые дела людям, как творению, образу Божию, мы тем самым приносим службу Самому Богу. В Евангелии дан образ Страшного Суда, когда Господь отделит праведных от грешных и скажет праведным: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25, 34-40). Поэтому сказано, что «милостивые сами помилованы будут». И напротив, тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божьем, как сказано в той же притче о Страшном Суде.
Шестая заповедь
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны чистые сердцем, то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие. Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15, 19), — сказано в слове Божьем. Не только телесная нечистота является грехом, но прежде всего нечистота души, духовная скверна. Человек может никого не лишать жизни, но пылать ненавистью к людям и желать им смерти. Тем самым он будет разрушать собственную душу, а впоследствии может дойти и до убийства. Поэтому апостол Иоанн Богослов предупреждает: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли, — потенциальный совершитель уже видимых грехов.
Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф 6, 22–23). Эти слова Иисуса Христа сказаны о чистоте сердца, души. Чистое око — это искренность, чистота, святость мыслей и намерений, и намерения эти ведут к добрым поступкам. И наоборот: где око, сердце ослеплено, там царствуют темные помышления, которые станут впоследствии темными делами. Только человек с чистой душой, чистыми помыслами может приблизиться к Богу, узреть Его. Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа человек не увидит. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага и воспитывать в душе светлые, добрые. Мысли эти взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и ко всякому творению Божьему.
Седьмая заповедь
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны миротворцы. Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном.
Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога.
Восьмая заповедь
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды. Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что. мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное.
Девятая заповедь
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Продолжением восьмой заповеди, где говорится о притеснении за правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства. Господь обещает блаженную жизнь всем гонимым за веру.
Мы знаем, что Церковь стоит на крови и стойкости мучеников. Они победили языческий, враждебный мир, отдав свои жизни и положив их в основание Церкви.
Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно воздвигает новые гонения на христиан. И когда к власти придет антихрист, он так же будет гнать и преследовать учеников Христовых. Поэтому каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповедничества и мученичества.
О девятой заповеди блаженства
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.
Блажени – блаженны, счастливы и угодны Богу; егда поносят вам – когда будут поносить вас, т. е. ругать; ижденут – будут гнать; рекут всяк зол глагол – скажут любое злое слово, будут всячески злословить, клеветать; на вы – на вас; лжуще – клевеща, несправедливо обвиняя в чем-нибудь; Мене ради – за Меня; яко – ибо, потому что; мзда – награда; многа – велика.
Такой подвиг называется мученическим. Выше подвига мученического ничего не может быть.
Мужество христианских мучеников нужно строго отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму, неразумная. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники, по своему крайнему ожесточению и гордости, выслушивают приговор и идут на казнь.
Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде и уповании на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.
Высоким образцом мученического подвига, служат Сам Христос Спаситель, а равно и Апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за имя Христово.
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими», говорит Апостол ( Евр.12:1–3 ).
За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на небесах, т. е. самую высокую степень блаженства в будущей вечной жизни. Но и здесь, на земле, Господь прославляет многих мучеников за их твердое исповедание веры нетлением тела и чудесами.
«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» ( 1Пет.4:14–16 ).
Бесчисленные мученики христианские радовались среди ужасающих страданий, как о том повествуют сохранившиеся достоверные описания их жития.
ПРИМЕЧАНИЕ: В римских судах особые писцы обязательно должны были составлять протоколы (официальные записи) судопроизводства и вынесенных решений. Такие протоколы допросов, совершавшихся в римских судах при процессах христианских мучеников, после периода гонений были заботливо собраны Св. Церковью. Эти протоколы и вошли в состав достоверного описания мученических подвигов христиан.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»