белый завтрак марфо мариинская обитель
Православная служба «Милосердие» проведет благотворительный «Белый завтрак» в Москве
Благотворительный «Белый завтрак» пройдет 31 июля в саду Марфо-Мариинской обители милосердия. Вся выручка от него пойдет на оплату сиделок для тяжелобольных людей на дому. Билеты можно купить на сайте православной службы помощи «Милосердие».
Организаторы праздника просят гостей соблюсти дресс-код – быть на завтраке в одежде белого цвета или светлых тонов. «Мы постарались сохранить дух праздника, поэтому на «Белом завтраке» действует белый дресс-код. Пожалуйста, приходите в светлых тонах», — сообщается на официальном сайте службы.
— 11:00 — 11:40 — фуршет на свежем воздухе;
— 11:40 — 12:20 — концерт в саду обители с участием солистки Московского театра «Новая опера» им. Е. Колобова Нестан Мебонии (сопрано), лауреата Международного конкурса Фархада Захрутдинова, пианистки Большого театра России Аллы Басаргиной;
— 12:20 — 13:00 — благотворительная ярмарка изысканных изделий ручной работы.
Благотворительная программа «Сиделки» — проект православной службы помощи «Милосердие». Его цель — обеспечение качественного ухода за тяжелобольными детьми и взрослыми на дому. Программе исполнилось 8 лет.
Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви», в группе Синодального отдела в Facebook, VK, ОК, в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram
Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности
Служба «Милосердие» устраивает благотворительный «Белый завтрак» в Москве
Благотворительный «Белый завтрак» пройдет 31 июля в саду Марфо-Мариинской обители милосердия. Вся выручка от него пойдет на оплату сиделок для тяжелобольных людей на дому, сообщает православная служба помощи «Милосердие».
Билеты можно купить на сайте службы.
Организаторы просят гостей соблюсти дресс-код – быть на завтраке в одежде белого цвета или светлых тонов.
«Мы постарались сохранить дух праздника, поэтому на «Белом завтраке» действует белый дресс-код. Пожалуйста, приходите в светлых тонах», – сообщили организаторы.
– 11:00 — 11:40 — фуршет на свежем воздухе;
– 11:40 — 12:20 — концерт в саду обители с участием солистки Московского театра «Новая опера» им. Е. Колобова — Нестан Мебонии (сопрано), лауреата Международного конкурса Фархада Захрутдинова, пианистки Большого театра России — Аллы Басаргиной.
– 12:20 — 13:00 — благотворительная ярмарка изысканных изделий ручной работы.
Благотворительная программа «Сиделки» – проект службы «Милосердие». Его цель – обеспечение качественного ухода за тяжелобольными детьми и взрослыми на дому. Программе исполнилось 8 лет.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Около 4 миллионов рублей собрали на празднике «Белый цветок» в Марфо-Мариинской обители
Москва, 22 мая 2019 г.
Благотворительный праздник «Белый цветок» православной службы помощи «Милосердие» собрал 10 тысяч гостей. Праздник в Марфо-Мариинской обители помогали организовать 450 добровольцев. В этом году удалось собрать значительную сумму – 3,8 миллиона рублей, они будут направлена на помощь подопечным службы «Милосердие». В этом году «Белый цветок» стал самым масштабным за 9 лет проведения, сообщает Диакония.ru.
«Сбор средств – не главная задача праздника. Истинный смысл заключается в том, чтобы пробудить в людях желание помогать другим, помочь им увидеть беду и боль других и самим проявить к ней какое-то отношение, – сказала игумения Марфо-Мариинской обители милосердия Елисавета. – «Белый цветок» объединяет множество разных людей – добровольцев, гостей, подопечных. У людей появляется личная ответственность за тех, кто рядом. Это правильная христианская позиция отношения к ближнему. Поэтому наш праздник в большей степени призван показать людям, что каждый может помочь. Если человек не в состоянии помочь деньгами, он может сделать какую-то поделку, за которую заплатит другой человек, а деньги пойдут на помощь нуждающимся. Мы были очень рады видеть столько людей, готовых помочь».
Уникальная атмосфера «Белого цветка» из года в год привлекает все больше гостей – на добрый праздник приходят целыми семьями. В этом году взрослых и детей ждали и уже традиционные, и новые тематические зоны: торговые ряды большой ярмарки, где можно было приобрести за пожертвование изделия ручной работы и угощения, концертные площадки, на которых выступали артисты ведущих московских музыкальных коллективов и хоров, зона интерактивных шоу для детей, ремесленная аллея, библиотека в тени цветущих деревьев и фотозона с сюрпризами.
По отзывам гостей праздника, больше всего из концертной программы запомнилось выступление солистов Большого театра, которые обычно не выступают на открытых площадках и делают исключения крайне редко, и импровизированные номера молодых талантов Сретенского монастыря. На ярмарке выделялась «Лавка винтажной посуды», где за прилавком стояла сама Юлия Данилова – главный редактор портала Милосердие.ru. В любимой гостями фотозоне можно было попасть в объектив старинного фотоаппарата, сделать ретро-портрет и увидеть, как раньше проявлялись фотографии. Наибольшей популярностью традиционно пользовались венки из нежных белых цветов. Было продано более 500 книг и отправлено 82 открытки «почтой милосердия». Гости «Белого цветка» не расходились даже после завершения официальной программы.
Православная служба помощи «Милосердие» – крупнейшая православная социальная служба России с более чем 25-летним опытом работы и одна из крупнейших НКО в России. Служба «Милосердие» объединяет 27 социальных проектов и 4 благотворительные программы. Руководитель службы – епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви.
Белый цветок: Праздник дела, без которого вера мертва
В Марфо-Мариинской обители милосердия прошел традиционный праздник Белый цветок. Впервые его открыл Святейший Патриарх Кирилл. Подробнее — в нашей статье!
Белый цветок
В воскресенье к входу в Марфо-Мариинскую обитель от метро тянулся тонкий, но непрерывный людской ручеек. После службы прохожих начнут привлекать юные сестры милосердия с гитарами и поппури из известных песен, утром – идут те, кто уже знает, зачем.
Через рамку металлоискателя мы прошли под слова Святейшего Патриарха Кирилла (после литургии в своем храме мы как раз подошли к проповеди): он как раз связывал сегодняшнее Евангельское чтение о самарянке у колодца, заповедь поклоняться Богу «в духе и истине» – и милосердное служение ближним. Собственно, ради милосердия – организованного службой «Милосердие» праздника Белого цветка – большинство пришедших и собрались.
Этот день еще до революции был посвящен одновременно общению и помощи тем, кому плохо. Именно поэтому «краудфандинговое мероприятие» становится праздником и одновременно ступенькой на духовной лествице.
Если забота о скорбящих и больных будет делом всей Церкви и каждого ее члена, если все будут в этом участвовать, заражая окружающих идеей жертвенного служения ближним, «тогда это жертвенное служение и будет поклонением Богу в духе – в духе Его учения, в духе Его истины», – сказал Святейший Патриарх.
– Если бы Господь сказал самарянке: «В истине надо поклоняться», тогда наша вера была бы неким интеллектуальным изыском. Конечно, развивалась бы богословская мысль, совершенствовались бы формулировки, и вся наша деятельность сводилась бы к тому, чтобы эта истина становилась понятной людям. Но тогда не было бы, может быть, самого главного – осуществления этой истины в жизни. Добрые дела, к которым Господь нас призывает, – это и есть поклонение в духе, – пояснил Предстоятель Церкви.
Получается, что количество совершаемых молитв, количество посещаемых богослужений важны лишь вместе с делами веры и служения ближним – а «без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие».
«Насколько мы готовы в соответствии с этой истиной творить добрые дела, чтобы в истине и в духе поклоняться Богу?» – этот вопрос Патриарх предложил каждому присутствовавшему в обители, потому что, сказал он, этот же вопрос «и Бог поставит перед нами на Страшном суде. От того, как мы ответим на этот вопрос: посещали ли мы больных, находящихся в темнице или в больнице, кормили ли голодных, одевали ли нагих, давали ли жаждущим напиться воды, – от ответов на эти Божественные вопросы зависит наше будущее».
Такой вопрос не страшно было слышать среди наполнявших обитель сестер милосердия и просто добровольцев – девушек в белых косынках и фартуках, с белыми цветами и кружками для пожертвований, с белыми воздушными шарами. Еще во время проповеди я опустила сторублевую купюру в ящичек, получила взамен белую хризантему и уверение одного из добровольцев: «Вот видите, только что вы несложным образом помогли ближним, сделали без усилий доброе дело».
У ворот обители случайных прохожих с песнями приглашали пожертвовать сразу или зайти на праздник
Голос Патриарха из динамиков легко перекрывал тихие бытовые диалоги о белых цветах и погоде. Есть подозрение, что в Марфо-Мариинской обители в этот день собрались люди, уже регулярно кому-то помогающие – хотя бы собственному храму в его инициативах милосердия.
Собрались прихожане, и без того регулярно «скидывающиеся» на чью-нибудь операцию или «вертикализатор», везущие вещи для бездомных, крупы и консервы неимущих, одежду для чьих-то детей через всю Москву или свой родной город в неподъемных сумках. Но если и были среди слышащих эти слова люди, не обращавшие внимания на нуждающихся, Патриарх воодушевлял их начать прямо здесь и сейчас:
– И если кто-то скажет: я совершаю мало добрых дел – по недостатку времени, по неведению, по окаменелому нечувствию, просто потому, что целиком поглощен текущей жизнью, работой, теми делами, которые надлежит делать, – то, может быть, такое честное признание будет первым шагом на пути поклонения Богу в духе истины, – говорил Патриарх.
Помощь «ближним» стоит понимать буквально: не обязательно сразу искать нуждающихся по всем просторам нашей великой страны, можно посмотреть на соседей по подъезду или храму.
– Есть старые, пожилые, одинокие члены приходов, о которых мало кто заботится. Никто не знает, куда идет эта согбенная старушка после службы. Кто ее ждет дома, и ждут ли ее вообще? А что она будет сегодня кушать, и есть ли у нее, на что покушать? – спрашивал Патриарх. – В каждой общине должно быть ясное понимание, сколько членов прихода нуждаются в поддержке. Именно поэтому мы и говорим, что в каждом приходе должна осуществляться социальная работа, а говоря традиционным языком, – должны совершаться дела милосердия, обращенные к своей собственной общине. Сегодня, конечно, этого недостаточно, потому что так много горя вокруг, и рядом с храмом есть и больницы, и дома престарелых, и одинокие люди, и многое-многое другое, что требует от нас усилий.
Улитки, вышивки и шашлыки в помощь детям
После литургии Патриарх отправился осматривать Елизаветинский детский дом для девочек и группу круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения (проще говоря – хоспис, где находятся шесть тяжелобольных детей) в Марфо-Мариинской обители. А остальные гости праздника зашумели, заулыбались, под призывы сборщиков с белыми цветами «Жертвуйте на дела милосердия», – двинулись исследовать территорию. На входе каждому выдавали карту, обещавшую две концертные площадки, ярмарку, мастер-классы и еду.
В ожидании выхода Патриарха из собора
Осмотреть всё сразу было непросто. Так что концерт для большинства посетителей праздника оставался фоном: из-за деревьев, из-за поворотов аллей, из-за храма доносились песни. Выступали, например, солисты Большого театра и Центра оперного пения Галины Вишневской, Секстет Большого театра России.
Были приглашены коллективы самых разных стилей. На сцену поднимались то пожилые люди с медалями на груди («Хор ветеранов»), то молодые обладатели балалаек и народных трещоток. Также среди участников концерта были обещаны ансамбль «Ихтис», ансамбль старинного танца «Time of Dance», духовой квинтет «New Life Brass», квартет «Московская балалайка», квартет тромбонов «Music-Brass», дуэт «Усэ Гаразд» и другие.
Иногда к сцене бывало трудно пробраться из-за аншлага, иногда любопытство уводило на ярмарку сувениров или снеди. По всем дорожкам ходили мальчишки с корзинами пирожков: 30 рублей в кружку – и вы сделали еще одно доброе дело, а заодно поняли, что изрядно проголодались. Откуда-то доносился даже запах шашлыка, но единственная очередь – по-настоящему длинная – вытянулась за мороженым.
На траве поставили столы для мастер-классов, расстелили циновки. Дети плели соломенных кукол, делали в разных техниках цветы, мастерили броши, рисовали. Если чем и были недовольны участники и руководители занятий, то тем, что время не резиновое.
На мастер-классах многим удалось изготовить поделки, вполне пригодные для следующей благотворительной ярмарки. На той, что прошла во время праздника Белого цветка, можно было купить практически всё, что угодно: вязаный берет или вышитую картину, мягкую игрушку ручного пошива или вязаные бусы, керамические игрушки и расписные деревянные яйца, футболки со смешными принтами и даже живых улиток. Перед праздником можно было пожертвовать собственные поделки для благотворительной ярмарки.
Детский сад, где спастики и эпилепсии тоже боятся, но и с ними живут
Все, кто в воскресенье собрались в Марфо-Мариинской обители с белыми хризантемами, розами, гвоздиками и так далее, пришли ради одной цели – помочь семьям с детьми-инвалидами. При Марфо-Мариинской обители существует детский садик для детей с детским церебральным параличом. Дважды в неделю родители (чаще всего это, к сожалению, одинокая мама) могут оставить здесь своего ребенка с утра до вечера на попечение специалистов.
Заведующая детским садом для детей с ДЦП Анна Прищенко
Заведующая детским садом Анна Прищенко рассказала порталу «Православие и мир», что на продолжение работы столь необходимого детям и родителям садика нужны немалые деньги.
– Мы работаем с 2011 года, у нас были планы по расширению, но теперь необходим переезд. В Марфо-Мариинской обители мы находимся в подвальных помещениях, здесь решетки на окнах, и снять их нельзя, потому что обитель – памятник архитектуры. Если мы не переедем, пожарная инспекция просто закроет детский сад. Помещение уже нашли, и департамент Госимущества отдал ключи, но оно в ужасном состоянии, на ремонт требуется около 25 млн рублей, а затем 15–20 млн уйдет на оборудование, – посетовала Анна Прищенко.
В детском саду для детей с ДЦП
Понятно, что такую сумму невозможно собрать за один день в одной обители, даже пригласив на богослужение, а потом в гости на концерт и пирожки всю Москву. На сайте праздника Белого цветка по-прежнему доступны удобные инструменты для перевода пожертвований, так что стать участником акции можно в любой день и виртуально.
Среди воспитанников детского сада – дети с детским церебральным параличом разных типов и с различными сочетанными диагнозами. Кто-то, вдобавок к ДЦП, плохо слышит или совсем не видит.
Почти у всех воспитанников – «эпиактивность», то есть ни в один другой детский сад их не берут, несмотря на все разговоры об инклюзии, из опасений эпилептического приступа.
Ребенка в саду при Марфо-Мариинской обители в случае приступа грамотно уложат в определенную позу, окажут первую помощь и вызовут маму и «скорую». Не бояться приступов невозможно, ведь они препятствуют развитию детей, но страх не парализует тех, кто хочет помочь.
В детском саду нет своего врача (есть дефектолог, психолог, педагог), нет права делать какие-либо уколы, т.е. ребенку так же поможет «скорая», как если бы приступ случился дома.
– Если мы не поможем этой маме, ей никто не поможет, – поясняет Анна Прищенко, почему и таких детей принимают в детский садик в обители. – Ей нужно время, чтобы сделать какие-то дела, возможно, устроиться на работу хотя бы на два раза в неделю. Родители детей с инвалидностью говорят нам: вы не представляете, сколько всего мы успеваем за эти два дня! Переделали всё, и ещё осталось время на себя. Представляете: у них годами вообще не было никакого времени, а теперь появились целых два дня.
В детском саду достаточно наполненное расписание занятий и бытовых действий.
– Для наших детей очень важен сам распорядок дня, неизменная последовательность, – поясняет Анна Прищенко. – Каждый день, когда ребенок приходит в группу, ему сразу говорят: сейчас у нас завтрак, потом будем играть, потом заниматься, потом обедать, потом гулять, потом спать. Иначе ребенок не поймет, зачем его куда-то ведут, одевают или раздевают, что происходит, и начнет плакать. Четкий распорядок помогает деткам структурировать свое поведение и свой день.
В детском саду при Марфо-Мариинской обители дети учатся общаться и играть друг с другом. Их не берут в детские сады, они не могут полноценно дружить со сверстниками на детских площадках во дворах, и поэтому замкнуты на маму, особенно если в семье нет других детей.
– Когда дети приходят к нам, они не умеют играть и общаться друг с другом, а мы постепенно переводим их от общения со взрослыми к общению со сверстниками, – говорит Анна Прищенко. – Очень много неговорящих детей – мы помогаем им освоить альтернативные способы коммуникации с помощью карточек. Они могут понять, чего от них хотят, и выразить свои желания, составить предложения. Вербальные и невербальные, интеллектуально сохранные и отсталые детки занимаются вместе. Даже если у ребенка заключение о необучаемости от психолого-педагогической комиссии, его можно развить сообразно его возрасту. К сожалению, учреждений, где таких детей готовили бы к школе, нет ни в Москве, ни вообще в России.
Василиса (в коляске) посещает детский садик в Марфо-Мариинской обители раз в неделю
Лариса – мама двоих детей – привозит в детский садик свою дочку Василису с детским церебральным параличом. Для них это возможность познакомиться и пообщаться с новыми людьми – и детьми и взрослыми. Привлекают и новые, отличные от домашних игрушки.
Василиса вовсю хлопает в ладоши, слушая выступления музыкантов на празднике Белого цветка, а в игровой комнате детского сада с упоением укачивает куклу в игрушечной кроватке.
Из Немцово (что близ Домодедово в Московской области) по пробкам часто не наездишься – поэтому приезжают только раз в неделю, а не два. Но садик очень ценят.
Праздник Белого цветка в России праздновался уже более ста лет назад: в 1910–1911 годах его проводили, чтобы собрать деньги на помощь больным туберкулезом. Тогда праздник активно поддерживала Царская семья (императрица с дочерьми сами изготавливали поделки для благотворительной ярмарки и закупали белые цветы).
Российской империи больше нет, так что за возрождение традиции взялась Церковь. Чахотку научились лечить и предотвращать, но горя и боли в мире, кажется, меньше не стало.
Через сто лет – в 2011 году – на улицы Москвы снова вышли девушки с белыми цветами и призывами внести свою лепту в дела милосердия.
Хочется верить, что в XXI веке традиция проживет подольше, чем в неспокойном двадцатом.
Каждому пришедшему выдавали буклет с программой и краткой историей праздника, рассказом о детском садике, на который собираются средства, и схемой территории: концерт — тут, а сувениры — там
По традиции каждому жертвователю вручается символ праздника — живой или искусственный белый цветок. В XXI веке на одежду лепят даже наклейки
У ворот обители случайных прохожих с песнями приглашали пожертвовать сразу или зайти на праздник
Игровая комната детского сада для детей с ДЦП. Василиса и ее мама Лариса
Сборщицы — студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия
Фотовыставка, посвященная проектам службы помощи «Милосердие».
Пирожок за 30 рублей — помощь себе и ближнему, которую каждый может себе позволить
Марфо-Мариинская обитель: жизнь изнутри
Дело великой княгини
Приблизительное время чтения: 9 мин.
1 ноября — день рождения великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, русской святой. Предлагаем Вашему вниманию материалы о ее жизни и трудах.
При великой княгине Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители было 115 сестер. Сегодня — около тридцати. Немного, если сравнивать, например, с крупными монастырями. Почему так? И кто, собственно, такие — сестры милосердия? Чем они занимаются, чем отличаются от монахинь?
О современной жизни Марфо-Мариинской обители милосердия рассказывает настоятельница, инокиня Екатерина (Позднякова).
Обитель милосердия… Для многих наших современников это непонятный статус. Возможно, поэтому у нас сейчас немного сестер. Ведь если девушка или женщина хочет посвятить себя служению Богу, скорее всего, она пойдет в монастырь, а не в обитель милосердия. Монастырей сейчас много, и все они разные: где-то физический труд преобладает, где-то — молитвенный, каждый может себе выбрать то, что ближе. А вот что такое труд сестры милосердия, зачастую более сложный, чем монастырский, — людям неочевидно.
К нам идут те, кто знает о жизни великой княгини Елизаветы Федоровны, кто понимает ее подвиг и хочет его разделить. Именно ее пример вдохновляет сестер в их служении.
В нашей обители два типа сестер: те, кто приняли монашеский постриг, и сестры милосердия. Это женщины-мирянки, посвященные по особому чину, который был утвержден Святейшим Синодом именно для Марфо-Мариинской обители милосердия по просьбе Елизаветы Федоровны. В одном из писем государю императору великая княгиня говорила, что обитель устроена на монастырском основании. Жизнь всех сестер, в общем-то, протекает одинаково, по общежительному монастырскому уставу. Но послушания различаются. Сестры-монахини в большей степени заняты богослужением, хозяйственными, административными делами. Сестры милосердия служат в наших социальных проектах, ухаживают за больными, помогают нуждающимся. Это очень сложно. Одно дело, когда ты пришел в монастырь, стараешься больше молиться, заниматься своей духовной жизнью, не реагировать на внешние раздражители. И монастырское уединение к этому располагает. А сестре милосердия приходится, помимо подчинения монастырскому распорядку, постоянно «работать душой». Наша жизнь требует постоянной включенности.
Елизавета Федоровна по сути присутствует во всем, что мы здесь делаем. Все мы знаем это, чувствуем. И люди, которые сюда приходят, думаю, тоже это чувствуют. С кем бы мы ни общались — имя великой княгини у всех на устах. Ее образ притягивает к себе многих. И конечно, мы постоянно чувствуем ответственность. Люди хотят видеть здесь жизнь, которую вела Елизавета Федоровна, и мы не имеем права вести себя по-другому. Ее подвиг служит для нас ориентиром. Каждое утро в храме у мощей великой княгини наши сестры поют ей канон. Мы просим ее благословения на наши труды.
Великая княгиня, создав Марфо-Мариинскую обитель, не успела завершить свое дело. На момент ее мученической кончины все еще было в процессе формирования. Даже статус сестер не был до конца определен — его должны были утвердить на Поместном соборе 1918 года, но этого не случилось — работу Собора завершили в принудительном порядке. Поэтому теперь мы изучаем письма святой преподобномученицы Елисаветы, труды ее сподвижников, чтобы понять, чего же хотела Елизавета Федоровна, какой она себе представляла эту обитель и служение ее сестер. Некоторых направлений работы, которые мы сейчас ведем, при великой княгине не было. Их появление продиктовано потребностями нашего времени.
Когда люди обращаются к нам за помощью, мы не спрашиваем их о вере, о том, ходят ли они в храм, водят ли туда детей. Мне кажется, это некорректно. Мы принимаем всех. Но однажды мы решили провести опрос среди наших подопечных: как наша деятельность влияет на воцерковление? И оказалось, что более 60% людей стали чаще ходить в храм и приступать к Церковным Таинствам. На вопрос, что же повлияло на это, они отвечали, что сама атмосфера внутри обители к этому располагает. Мы ничего специально для этого не делаем, просто у людей есть возможность участвовать в церковной жизни, детки здесь могут причащаться, исповедоваться, и родители тоже к этому приходят. Кроме того, во всех наших проектах заняты церковные люди. Они просто живут своей жизнью, никого в храм специально не тянут. И все же многие и через них приходят… Это очень радует. Думаю, наши сотрудники свидетельствуют о своей вере личным примером: как они общаются с детьми, с родителями, как ведут себя… На мой взгляд, это лучшая проповедь. Это даже и цель социального служения Церкви – приводить людей к Богу примером собственной жизни.
Конечно, не все наши сестры приходят в обитель и остаются насовсем. Кто-то со временем понимает, что это не его путь. У нас есть испытательный срок, и каждой сестре я говорю: «Вы начинаете жить в обители, постарайтесь по максимуму погрузиться эту жизнь, ходите на молитвенное правило, с усердием выполняйте послушания, что-то будет получаться, что-то нет… Вы должны понять, для вас ли эта жизнь? Хотите ли вы этого?» При великой княгине сестры давали обет на определенное количество лет. Сейчас в обители такого правила нет. Сестры, посвященные по чину, разработанному великой княгиней, имеют намерение остаться здесь навсегда. Думаю, это правильно. Хотя у многих, приходящих к нам, есть мнение, что сестра милосердия — это что-то временное. Можно прийти в обитель, что-то полезное поделать — и уйти, жить дальше. Теоретически — да. Но на практике этот настрой здесь не работает, потому что… люди начинают себя жалеть. Даешь сестре послушание, а она говорит: «Я туда не пойду — мне будет тяжело». Ссылается на здоровье, на плохую погоду, на что-то еще. Хотя у нас даже в анкете для сестер есть специальная графа: хронические заболевания. Нам все важно знать: глаза, суставы, сердце — всё, с чем есть проблемы. Так вот, при поступлении все совершенно здоровы, но это до первого послушания. Мы всем даем посильную работу, но не у всех выходит. А все ведь просто: у сестры все получится только тогда, когда она придет в обитель с мыслью умереть ради Христа и ближних. Конечно же, никто не даст ей умереть, и моя забота беречь сестер, следить за тем, чтобы они в меру трудились, молились, в меру отдыхали. Но сама сестра должна быть готова к жертвенному служению.
У меня есть хороший пример. Одна сестра пришла к нам в очень преклонном возрасте — сейчас ей около восьмидесяти лет. Честно говоря, я не знала, как быть. Елизавета Федоровна принимала в обитель женщин до сорока, а здесь… Но знакомый священник очень за нее попросил, сказал, что у нее сердце горит, что ей хочется у нас служить, и что если не получится — мы сможем с ней расстаться. Решили попробовать. И эта сестра просто потрясла меня. Она плохо слышит, плохо видит — старенькая. Но первым делом она сказала: «Делайте со мной, что хотите, только не выгоняйте. Я готова на все». Я подумала про себя: все так говорят, когда поступают. И вот ей дали послушание. Она пошла, выполнила. Дали другое — она и с ним справилась. И так везде и во всем. Она ни от чего не отказалась. Месяц прошел, два, три, полгода. И вот мы с ней встречаемся, я расспрашиваю: «Как вы? Тяжело вам?» — «Нет, — говорит, — мне ничего не тяжело. Я очень хочу служить Богу». У нее сердце так горит, как ни у каждой молодой сестры. Она за все берется с таким усердием, с такой любовью. Сейчас она уже совсем не слышит, но этого не заметно. Все видят, с какой любовью она служит. Она — пример для всех, настоящая сестра милосердия, послушница великой княгини.
Направления работы Марфо-Мариинской обители
Помимо сестер милосердия, в проектах Марфо-Мариинской обители задействовано около 250 высококвалифицированных сотрудников — врачей, медсестер, социальных работников, педагогов. Чем занимаются эти люди? И какую помощь можно получить здесь сегодня?
1. Центр реабилитации детей с ДЦП
Это одно из первых направлений, которое стали развивать в Марфо-Мариинской обители после проведения реконструкции. Центр открылся в апреле 2010 года. Помощь здесь уже получили более 800 детей. Каждый день здесь бывает до сорока деток. Уровень медицинской помощи очень высок, а доброжелательность персонала отмечают все без исключения родители.
На базе этого центра при обители открыта выездная паллиативная служба. Ее сотрудники — врачи, медсестры, соцработники — опекают примерно семьдесят семей. Кроме медицинской поддержки, служба помогает родителям с оформлением льгот, о которых те могут даже не знать. Добровольцы службы помогают мамам в быту.
2. Работа с особыми детьми
В обители есть Группа дневного пребывания для детей-инвалидов. Фактически это детский садик, куда детки с заболеваниями тяжелой степени и средней тяжести приходят дважды в неделю. Цель педагогов — во-первых, дать хоть немного отдохнуть родителям, а во-вторых, научить детей элементарным бытовым навыкам. Практика показывает, что в отрыве от родителей они усваивают их лучше.
Готовится к открытию группа круглосуточного пребывания. Она рассчитана на деток, которые из регионов приехали в Москву на реабилитацию, и им нужно на какое-то время здесь задержаться. Здесь же до четырех недель в год смогут находиться подопечные паллиативной службы, чтобы их родители могли немного отдохнуть. Кстати, для отдыха родителей вместе с детьми у обители есть летняя дача в Севастополе. С мая по октябрь семьи выезжают туда в сопровождении волонтеров, которые берут на себя все заботы по дому и помогают с детьми.
Скоро в обители откроется детский хоспис. При великой княгине его здесь не было, но реалии нашего времени показали, что он необходим. Уже сегодня здесь живет один мальчик. Врачи и сестры окружили его особой заботой и любовью…
3. Детский дом для девочек
Елисаветинский детский дом рассчитан на двадцать человек. На его базе есть Центр семейного устройства детей, одно из направлений работы которого – подготовка замещающих семей. Это семьи, где готовы принять ребенка на воспитание. Все, прошедшие там обучение, получают свидетельство государственного образца. Второе направление – работа с «кровными семьями», то есть с родителями, которые не лишены родительских прав, но их дети, в силу разных причин, временно живут в Елисаветинском детском доме. С помощью сотрудников Центра ситуации в проблемных семьях часто стабилизируются.
4. Елисаветинская гимназия
Это Православная гимназия, где обучаются более двухсот детей. Стандартный набор предметов расширен здесь изучением четырех языков (английского, немецкого, латыни, церковнославянского) и дисциплинами, направленными на изучение основ Православной веры. Ученики гимназии ежегодно побеждают в олимпиадах, по окончании поступают в российские и зарубежные вузы. Недавно гимназия отмечала свое двадцатилетие.
5. Работа с нуждающимися
Небольшая патронажная служба Марфо-Мариинской обители постоянно ухаживает за тридцатью подопечными. В основном это пожилые люди, либо молодые, имеющие инвалидность. На подворье обители в Тверской области готовится к открытию богадельня для женщин, рассчитанная на десять человек.
6. Служба помощи просителям
Ее называют здесь «работой со случаем». Сюда обращаются люди, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Им оказывают помощь в оплате коммунальных услуг, покупке лекарств, продуктов, приобретении билетов до дома. Денег на руки не выдают, каждый случай проверяют на достоверность. Если речь идет о крупных суммах, например, дорогостоящем лечении, то оформляется просьба на сайт «Милосердие.ру» для сбора массовых пожертвований.
7. Справочный телефон службы «Милосердие»
По справочному телефону тоже обращаются люди, попавшие в сложную ситуацию. В год поступает порядка 20000 просьб. Операторы службы разбираются с каждым случаем и перенаправляют человека в профильную структуру Марфо-Мариинской обители или службы «Милосердие».
Подготовила Алла Митрофанова. Фото Владимира Ештокина.
О социальных проектах Марфо-Мариинской обители: