бедный убогий скудный обед человек жилище
Составьте и запишите словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие слова в скобках : а) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево) ; б) каштановые, коричневые, карие?
Составьте и запишите словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие слова в скобках : а) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево) ; б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли) ; в) состоялось, произошло (наводнение, совещание) ; г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище) ; д) обширный, многочисленный, грандиозный, титанический, великий, громоздкий (шкаф, подвиг, труд, знание, митинг, проект) ; з) долгий, продолжительный, длинный, долговременный, многолетний, затянувшийся (дорога, проект, плащ, цветок, аплодисменты, командировка).
Составьте и запишите словосочетания, подбирая к существительному одно из двух однокоренных прилагательных, указанных в скобках?
Составьте и запишите словосочетания, подбирая к существительному одно из двух однокоренных прилагательных, указанных в скобках.
Пользуйтесь толковым словариком.
Затем придумайте словосочетания с оставшимися прилагательными, подбирая к ним подходящие существительные.
Выполнив задания, сделайте вывод.
Хвост (конный, конский), страна (дружная, дружественная), фотография (удачная, удачливая), волосы (жёсткие, жестокие), ткань (искусная, искусственная).
Составьте предложения, используя в нужной форме слова карий, каштановый, коричневый, каурый»?
Составьте предложения, используя в нужной форме слова карий, каштановый, коричневый, каурый».
Определите, какие из данных синонимов могут сочетаться со словами в скобках?
Определите, какие из данных синонимов могут сочетаться со словами в скобках.
Запишите Скучный, Тоскливый(книга, взшляд, погода) ; густой, дремучий(роща, пщеница, волосы, лес) ; горячий, знойный(вода, лето, воздух, речь, время) ; старый, древний(дом, дуб, обычай, старик) ; коричневый, карий(глаза, цвет, платье).
Замените неудачно повторяющиеся слова синонимами?
Замените неудачно повторяющиеся слова синонимами.
У моей мамы блестящие коричневые волосы и коричневые глаза.
Она очень любит коричневый цвет.
Дублёнка у неё коричневого цвета и воротник с коричневым оттенком.
Какой цвет они обозначают?
Составьте простые предложения со словосочетаниями длинный путь, долгий путь, длительный период, продолжительный период, долговременный кредит, долгие сборы, истинный друг, подлинный документ, причинит?
Составьте простые предложения со словосочетаниями длинный путь, долгий путь, длительный период, продолжительный период, долговременный кредит, долгие сборы, истинный друг, подлинный документ, причинить горе, доставить радость.
(Глаголы и существительные можно изменять по падежам)Помогите!
Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами в скобках : Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек)?
Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами в скобках : Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек).
Коричневые ботинки карие глаза?
Коричневые ботинки карие глаза.
Выберите и запишите синонимы к следующим словам?
Выберите и запишите синонимы к следующим словам.
Составьте словосочетания со словами одного синонимического ряда.
Солнце поднялось, и вся окрестность озарилось радостным светом. Дорога вьётся широкой лентой. По сторонам её встречаются только редкие молодые берёзками молодой ду.
Методическая разработка урока «Лексика. Слово как минимальная единица лексики. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Типы омонимов.»
ГБПОУ Белебеевский гуманитарно-технический колледж
Лексика. Слово как минимальная единица лексики. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Типы омонимов.
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Автор: Никитина Любовь Петровна
Методическое пособие предназначено для проведения урока в рамках учебной программы ССУЗов по дисциплине «Русский язык и культура речи». Материалы пособия помогут и при проведении урока русского языка при изучении тем: «Антонимы», «Синонимы», «Паронимы», «Омонимы».
Некоторые моменты урока могут быть использованы и на внеклассном мероприятии – вечере русского языка, конкурсе знатоков родного языка и т.д.
Лексика. Слово как минимальная единица лексики. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Типы омонимов.
1.Общеобразовательная: дать сведения о лексике и о слове как единице лексики. Повторить сведения о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах. Познакомить с типами омонимов.
2.Развивающая: научить находить синонимы, антонимы, паронимы, омонимы в художественных текстах и определить их роль.
3.Воспитательная : приобщение к русской литературе.
1 Вступительное слово преподавателя . (Студенты ведут записи в тетрадях):
1.2 Одним из основных разделов лексикологии является семантика, которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения
2 . Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но имеющие общее значение слов. Общность значения выражается тем, что выражают они одно понятие. Но у них различные оттенки значения, которые позволяют выразить тончайшие нюансы человеческой мысли. Академик Ф.И. Буслаев отличал: В русском языке нет абсолютных синонимов.
Еще М.В.Ломоносов, создатель первого опыта российского сословника (т.е. словаря синонимов) писал в 18 веке. Русский язык богат синонимами. Одни синонимические ряды насчитывают два-три слова, в других их гораздо больше.
Гореть – полыхать (полыхать – обозначает большую интенсивность горения)
Большой – огромный – громадный (огромный больше чем большой, громадный больше чем огромный).
Кроме того, синонимы могут выражать разную стилистическую принадлежность.
Нейтральный стиль – работать в поле;
Книжный стиль – трудиться на благородных.
3. Антонимы – слова одной части речи с противоположным значением, выражающие несовместимые понятия.
3.1. Чаще всего антонимы обозначают
Качество или свойство:
Пространственные и временные отношения:
«Мне грустно от того, что весело тебе» (М.Лермонтов).
«Да здравствует солнце! Да скроется тьма!» (А.Пушкин).
Чаще антонимы употребляются в пословицах и поговорках:
3.3. Выполнение упражнения №2: выписать антонимы парами.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
4. Паронимы – слова близкие по звучанию, но различные по семантике (т.е. по значению). Существуют однокоренные и разнокоренные паронимы:
Шторм-штурм (разнокоренные); экономный-экономичный (однокоренные).
Глагол надеть употребляется, когда действие обращено на себя: я надену блузку, надену куртку…
Глагол надеть употребляется с предлогом на : надеть чехол на кресло; надеть кольцо на палец…
Глагол одеть употребляется, когда действие обращено на другой объект: одеть ребенка; одеть куклу…
5. Омонимы – слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют различный смысл. Например:
Прокат – передача во временное пользование;
Прокат – обработка металла.
Выдержка – небольшой отрывок из произведения.
а) Омоформы – слова, совпадающие по звучанию лишь в одной или нескольких формах:
Мой галстук (притяжательное местоимение);
Мой окно (повелительная форма глагола).
б) Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (за счет разного ударения) и имеют разные значения:
в) Омофоны – слова, совпадающие по звучанию, но пишущиеся по-разному и имеющие разное лексическое значение:
«Шел дождь и два студента. Один шел в университет, другой в калошах. Одного звали Иван Иванович, другого в гости. Зашли они в кафе, один съел пирожок с капустой, другой с удовольствием. Затем они потребовали кофе. Один выпил из чашки, дугой из принципа».
Каламбуры ценили во все времена. Известны каламбуры А.С.Пушкина: «взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии». Часто можно увидеть каламбуры и у современных писателей-юмористов: «Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться».
В основе каламбуров могут быть различные звуковые совпадения: собственно омонимы, омоформы, омофоны, омографы.
6. Заключительное слово преподавателя.
Сегодня мы познакомились с богатейшим пластом русского языка – с синонимами, антонимами, паронимами, омонимами и их разновидностями. Л.Н.Толстой, шутя, заметил: «Если был бы я царь, я бы издал закон, что писатель, который употребляет слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розгой». Мастера художественной речи не только придают большое значение точности словоупотребления, но и пользуются всем богатством лексики – синонимами, антонимами, паронимами, омонимами как выразительными средствами речи. К этому надо стремиться и нам. Ведь разнообразие синонимов, антонимов представляет огромные возможности для выбора самого нужного, самого точного, выразительного слова. В то же время паронимы, омонимы всегда являются незаменимыми средствами остроумной игры слов. Нельзя забывать, что существуют словари антонимов, синонимов, омонимов. К ним мы можем обратиться в поиске нового слова – для использования его в сочинении, письме, в устной речи. Бойтесь писать и говорить банально, блекло, тускло!
Задание 1. Найдите омонимы в следующих предложениях, дайте дефиницию (толкование) каждому омониму.
а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле.
Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.
б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый.
Здесь должна звучать нота соль.
в) Последний осенний лист дрожал на березе.
У меня остался последний лист бумаги.
Задание 2. Определить, чем различаются слова, принадлежащие к одному синонимическому ряду (по смыслу или стилю и сфере употребления). Составить предложения с каждым словом из приведенных синонимических рядов.
а) активный, деятельный, энергичный, инициативный, предприимчивый.
б) аплодировать, рукоплескать, хлопать, устраивать овацию.
8. Подведение итогов урока. Объявление оценок
Задание: Составьте словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие слова в скобках:
А) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево);
Б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли);
В) состоялось, произошло (наводнение, совещание);
Г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище);
Д) изобразить, запечатлеть, описать (внешность, образ, пейзаж);
Е) делать, совершать, производить, предпринимать, творить (дело, добро, поступок, действия, продукцию);
Ж) обширный, многочисленный, грандиозный, титанический, великий, громоздкий (шкаф, подвиг, труд, значение, митинг, проект);
З) долгий, продолжительный, длинный, долговременный, многолетний, затянувшийся (дорога, проект, плащ, цветок, аплодисменты, командировка).
Задание: выписать парами антонимы из приводимых ниже слов:
День, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.
Задание: в отрывках из стихотворений М.Цветаевой найти постоянные и контекстуальные антонимы.
1. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
2.Вас охраняла длань господня
И сердце матери. Вчера-
3.Приманила в горницу
4.По улицам оставленной Москвы
Поеду – я, и побредете – вы.
5.Не отстать тебе. Я – острожник.
Ты – конвойный. Судьба одна.
6.Новый год я встретила одна.
Я, богатая, была бедна.
Я, крылатая, было проклятой.
7.Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
8.Как в страшный год, возвышены Бедою,
Ты маленькой была, я – молодою
Задание: объяснить значения каждого из паронимов и составить словосочетания с каждым из паронимов
Столб — столп, удачный — удачливый, понятный — понятливый, соседский — соседний, хозяйский — хозяйственный, обидный — обидчивый, тяготиться — тяготеть, бережный — бережливый.
Задание: В следующих отрывках найдите омонимы, омофоны, омографы и омоформы. Какую функцию они выполняют в приведенных примерах?
А) Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю, как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? – ничего! (М.Ю.Лермонтов)
Б) Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города. (В.Брюсов)
В) Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; слились кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина… (В.Брюсов)
Г) Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав. (А.С.Пушкин)
Д) И не заботились о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой. (А.С.Пушкин)
Е) Братья! Сразу и навеки
Перестроим этот мир.
Братья! Верно, как в аптеке:
Лишь любовь дарует мир. (Саша Черный)
Использование каламбура, построенного на основании паронимов и омонимов (из книги Е.Петросяна).
Врачи собирались на конвульсиум
Академический театр дремы
Красота снесет мир!
Словарь опечаток Валерия Миронова
Восьмитонное собрание сочинений
Моль на выдумки хитра
На том и … погрешили
Не слышны в аду…даже шорохи
Прошу встать – суп идет
Старикам везде у нас … печет
Упал вверх … кармашками
Цыплят по осени … съедают
Человек с темным … пошлым
Помойка – банный день
Пломбир – зубной врач
Дерюга – зубной врач
Тук-тук – сотрудник КГБ
Известняк – звезда эстрады
Самосвал – увольнение по собственному желанию
Сократ – увольнение по собственному желанию
Стихийное бедствие – сборник стихов молодых поэтов
Батисфера – круг знакомств отца
Зубочистка – боксерский ринг
Супермен – мужчина, любящий супы
Ухажер – американский спортсмен Тайсон
Новороссийск – город новых русских
Мышьяк – чудо селекции
Баталия – удивление женщины после диеты
Рубильник – продавец мяса
Промокашка – человек без зонтика
Крахмал – небольшой кризис
Варвар – повар на двух ставках
Деньженки – день 8 марта
Полупроводник – Иван Сусанин
Купчиха – проводница купейного вагона
Искуситель – бешеный пес
Саженец – отбывающий наказание
Косая сажень – одноглазый прокурор
Тупица – две порции итальянского блюда
Напасть – губная помада
Перепел – певец, потерявший голос.
Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи». М., Логос, 2012
Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой». М., Просвещение, 1995
Кузнецова Н.В. «Русский язык и культура речи». М., Форум, 2013
Словари
Тот, кто пребывает в крайней бедности, в нищете; бедняк, нищий.
1. Немощный, увечный, искалеченный.
отт. перен. Жалкий, несчастный на вид.
Пребывающий в крайней бедности, в нищете.
отт. Свидетельствующий о крайней бедности, нищете; нищенский.
Духовно ограниченный, крайне посредственный (о человеке).
отт. Бедный по содержанию.
УБО́ГИЙ, убогая, убогое; убог, убога, убого.
|| в знач. сущ. убогий, убогого, муж., и убогая, убогой, жен. Бедняк. «В нем мысль не зарождается, как у людей достаточных, при виде незнакомого, убогого и робкого: не стибрил бы чего?» Некрасов.
|| Нищенский, жалкий, свойственный бедняку. «Стоят, как остовы, убогие дома.» Некрасов. Убогое житье.
2. Увечный, искалеченный, немощный. Убогий человек. Убогая старушка.
|| в знач. сущ. убогий, убогого, муж., и убогая, убогой, жен. Калека.
3. перен. Весьма скудный, бедный по содержанию, крайне посредственный, очень серый (см. серый во 2 знач.) (пренебр.). «Убогая роскошь наряда.» Некрасов. Убогие идеи. Убогое воображение.
1. Крайне бедный, нищенский. Убогое жилище. Убогое воображение (перен.).
2. Немощный, увечный, жалкий на вид (разг.). Убогая старуха. Убогого (сущ.) обидели.
| Увечный, калека, неисцелимо немощный. Он убог, не работник. Убог ногами, не ходит, или едва ходит, скудается.
| Малоумный, юродивый, дурачок, убогий умом, нищий духом. Убога ·об., пск. убогий, ·противоп. богатый, у отрицательн. Убогая руда, скудная, в коей мало металла. Убогая плавка, плавка скудной руды. Убогий дом, убожница, богадельня, приют калек;
| убогий дом, скудельня, скудельница (франц. morgue), куда встарь свозили тела погибших странников, утоплеников, убитых на пути и пр..; на севере они есть местами доныне; трупы кладут в общую могилу, совершая молитву над нею в Дмитриеву субботу. Убогое житье, бедное, скудное. Убогонькая старушка. Убоговато век перебиваются. Убогость и убожество, состояние ·по·прилаг., бедность, беднота, скудость, скуда, нужда, либо нищенство;
1) Отличающийся крайней бедностью; нищий.
2) разг. Имеющий увечье или какой-л. физический недостаток, немощный.
Но я другу старому не верю. Он смешной, незрячий и убогий, он всю жизнь свою шагами мерил длинные и скучные дороги (Ахматова).
не́мощный, уве́чный (устар.)
3) перен. Бедный содержанием, невыразительный.
4) перен. О человеке: духовно ограниченный, крайне посредственный.
Там сидели некоторые убогие личности, которые и сами убедились и начальство убедили, что не имеют способностей и учиться не могут (Помяловский).
малокульту́рный, се́рый (разг.)
убо́гий сущ., убо́го, убо́жество (убожество обстановки), убо́гость (убогость обстановки)
1. Увечный, с физическим недостатком. У. калека. У. слепец. У. человек. Убогому человеку жить трудно.
2. Очень бедный; нищий. У. скарб. У-ие пожитки. У-ая одежда. У-ие деревни. У-ие селенья. У-ие крестьянские избы. * Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Некрасов).
3. Очень плохой, неприглядный; плохо устроенный, несовершенный. У-ая любительская сцена. Актёры выходят на эти наспех сколоченные у-ие подмостки. Устроился на ночь в убогой здешней гостинице, без удобств. Боже мой, какая в этом доме у-ая обстановка! Да выброси ты, наконец, эту старую убогую мебель! Занесло меня в этот у. городишко! // Скудный, небогатый. У. ассортимент товаров. У. обед. У-ое угощение. У-ие средства. У-ая растительность. У-ое освещение.
4. Слишком простой, скромный, незатейливый на вид. Провела гостя в чистенькую и убогую комнатку. Над могилой её стоит у. деревянный крест. Дом был тёплый и удобный, несмотря на свой у. вид. У-ие северные ромашки мне дороже пышных садовых роз.
5. Неинтересный; малосодержательный. У-ая пьеса. У-ое сочинение. Наше существование подчас становится скучным и убогим. Ему хотелось бежать от этой убогой серой жизни. // Бесцветный, невыразительный. У-ие слова. Подберите менее у-ие эпитеты. Полотна новоявленного таланта отличались на редкость убогими красками. В голову приходят какие-то у-ие мысли. // Неодухотворённый, лишённый широты, свободы. Какие у-ие мещанские взгляды на жизнь! На редкость у-ая у тебя фантазия. Довольствовался лишь тем, что рисовало ему у-ое воображение.
6. Лишённый ума, таланта; духовно ограниченный (о человеке). Эту картину писал не художник, а какой-то у. ремесленник. Что за у. сочинитель сочинил эту пьесу?
1. Имеющий увечье или какой-л. физический недостаток.
2. Пребывающий в бедности, нужде, нищете.
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо.
— Был богат, пользовался почетом, а теперь сир и убог-с. Мамин-Сибиряк, Переводчица на приисках.
Отличающийся крайней бедностью, нищетой. свидетельствующий о них.
Затем опять убогое селенье, Десяток нищих хижин. Бунин, Цейлон.
Глебов-Ланской бродил от пристани до Свияги, помогал добровольцам-тушителям, вытаскивал из огня убогий скарб. Л. Борисов, Потревоженные тени.
3. Недостаточный, несовершенный, неудовлетворительный в каком-л. отношении.
Человеческий слух убог, он не схватывает инфразвуков. Он не слышит мелодий и слов, которыми переполнен воздух. Серебрякова, Из поколения в поколение.
Незначительный по объему, количеству и т. д.
Всем окружив ее тихое детство, Что позволяли убогие средства, Только развить воспитаньем, увы! Эту головку не думали вы. Н. Некрасов, Саша.
Чересчур простой и скромный на вид, лишенный красоты, какого-л. убранства.
Обстановка, в которой жил воплинский батюшка, была очень убогая, В единственной чистой комнате дома, которая служит приемною, царствовала какая-то унылая нагота. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.
Цветики убогие северной весны, Веете вы кротостью мирной тишины. Брюсов, Цветики убогие…
Бедный содержанием, бесцветный, неинтересный, невыразительный.
Убогая пьеса. Убогая мысль.
[Рябович] вспомнил свои летние мечты и образы, и его жизнь показалась ему необыкновенно скудной, убогой и бесцветной. Чехов, Поцелуй.
Лишенный ума, таланта, духовно ограниченный.
Там сидели некоторые убогие личности, которые и сами убедились и начальство убедили, что не имеют способностей и учиться не могут. Помяловский, Очерки бурсы.
= прил. бедный, лишенный сил, больной; (πενιχρός) чуждый; нуждающийся. Богатый страстьми, и сластьми есмь, Господи, Лазарь же убогий лишением добродетелей (Нед. 5 Вел. поста, утрен., кан. гл. 6, п. 3).
1. убо́гий, убо́гая, убо́гое, убо́гие, убо́гого, убо́гой, убо́гого, убо́гих, убо́гому, убо́гой, убо́гому, убо́гим, убо́гий, убо́гую, убо́гое, убо́гие, убо́гого, убо́гую, убо́гое, убо́гих, убо́гим, убо́гой, убо́гою, убо́гим, убо́гими, убо́гом, убо́гой, убо́гом, убо́гих, убо́г, убо́га, убо́го, убо́ги, убо́же, поубо́же
2. убо́гий, убо́гие, убо́гого, убо́гих, убо́гому, убо́гим, убо́гого, убо́гих, убо́гим, убо́гими, убо́гом, убо́гих
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Департамент образования, науки и молодежной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Семилукский политехнический кколледж»
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
специальности ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
для обучающихся очной и заочной формы обучения
Одобрено методическим советом ГБПОУ ВО «СПК»
Бороздинова Н.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СПК»
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся очного и заочного отделения предназначена для помощи в организации самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины. Методическая разработка состоит из пояснительной записки, содержания учебной дисциплины, вопросов для самоконтроля, практических и контрольных заданий.
© Бороздинова Н.А., 2015 г.
технико – экономический колледж
Лексика и фразеология 5
Нормы русского правописания 11
Функциональные стили речи 11
Список литературы 23
Методические указания по изучению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначены для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по заочной форме обучения, обучающихся по техническим и экономическим специальностям.
В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студент должен знать :
соответствующие единицы языка – фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические;
соответствующие языковые нормы устной и письменной речи;
выразительные средства литературного языка;
владеть навыками связной устной речи;
применять знания к речевой деятельности, совершенствуя культуру речи,
В содержание рабочей программы входят разделы:
«Лексика и фразеология»;
«Нормы русского правописания»;
В процессе обучения на основе данной программы обучающиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах литературного языка, знать и употреблять выразительные средства современного русского литературного языка.
Наряду с теоретическими занятиями предусмотрены практические занятия, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность. Задания, предлагаемые в практических работах, направлены на то, чтобы добиться от студентов полного понимания теоретических данных курса дисциплины и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.
Задания к практическим работам по дисциплине аналогичны заданиям, представленным в методических указаниях.
Зачетная контрольная работа, которая выполняется обучающимися на заключительном уроке, предусматривает дифференцированную оценку качества знаний учащихся по данной дисциплине.
Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Словари русского языка. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
различия между языком и речью;
признаки литературного языка и типы речевой нормы;
основные компоненты культурной речи.
создавать тексты в устной и письменной форме;
различать элементы нормированной и ненормированной речи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Дайте определения понятиям «язык» и «речь».
Назовите сферы употребления языка и речи.
Охарактеризуйте две формы речи (устную и письменную).
Перечислите функции языка и речи.
Назовите основные единицы языка и соответствующие им разделы науки о языке.
Что такое литературный язык?
Что такое норма? Какие существуют типы норм?
Зачем нужно соблюдать языковые нормы?
Что такое общение? Какие необходимы условия, чтобы общение состоялось? Приведите примеры.
Дайте определение понятию «культура речи».
Чем отличается речь правильная и речь хорошая?