баурсаки чье национальное блюдо
Баурсак
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Баурсак» в других словарях:
баурсак — Казахское национальное изделие из теста. Непременная принадлежность многих первых и вторых блюд, употребляемая вместо хлеба. Баурсаки по казахски. Готовят кислое тесто на воде и дрожжах, добавив сахар и соль. После расстойки тесто… … Кулинарный словарь
Баурсак (Изделие из теста) — Кухня: Казахская кухня Тип блюда: Вторые блюда Продукты: Мука пшеничная 75, дрожжи 1, сахар 5, комбижир животный 15, соль 1. Рецепт приготовления: В текущей категории (Казахская кухня) … Энциклопедия кулинарных рецептов
Баурсак из иримшика — Состав: 500 г иримшика или творога 2 яйца 75 г сливочного масла 0,75 стакана муки + 2 ст. ложки муки для панировки 3 ст. ложки подсолнечного или топленого масла для обжаривания 1 ч. ложка… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
Сорпа (бульон) — Кухня: Казахская кухня Тип блюда: Вторые блюда Время приготовления (минуты): 10 Продукты: Говядина 220, лук репчатый 20, морковь 15, перец горошком, лист лавровый, со ь; для баурсака: мука пшеничная 35, яйцо 1/8шт., масло сливочное 5, маргарин… … Энциклопедия кулинарных рецептов
00_СОДЕРЖАНИЕ — ТАЙНЫ ХОРОШЕЙ КУХНИ Глава 1. СЕРЬЕЗНАЯ, ОБЪЯСНЯЮЩАЯ: КОМУ ОТКРЫТА ДВЕРЬ К ПОВАРСКОМУ РЕМЕСЛУ И ПОЧЕМУ ЭТО РЕМЕСЛО СЛОЖНОЕ, ТРУДНОЕ ИСКУССТВО Глава 2. АЗЫ, НО ДАЛЕКО ЕЩЕ НЕ АЗУ Пять правил, пять секретов хлебопечения Глава 3. ТЕСТО И ЕГО… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
Сабантуй — ( башк. hабан туй, тат. Сабан туй, чуваш. Сапан туйĕ, Акатуй[1] «Праздник плуга») народный башкирский, татарский и чувашский праздник [2]. Похожие праздники существуют как у других народов Поволжья (марийцев, мордвы, удмуртов), так и у… … Википедия
Татарская кухня — Содержание 1 Предыстория 2 Особенности традиционной татарской кухни … Википедия
Баурсаки — Боорцог … Википедия
Туризм в России — Туризм в России развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год Россия приняла около 20 млн международных визитёров. Доходы России от международного туризма в 2011 году… … Википедия
Баурсаки. Немного истории + рецепт:)
С праздником всех, всех, всех.
Знаете ли вы когда появился баурсак, кого им угощают, где распространенно это угощение и конечно же как его делают?
Я задалась этим вопросом и окунулась в просторы интернета:)
Само название произошло от казахских слов «баурмасу, баурласуга, баур», что в переводе на русский язык значит «стремление к объединению, родству, брат». Баурсак является одним из разновидностей традиционного хлеба у тюркских народов, имеет вид квадратных или круглых пончиков, которые обжарены на масле. Могут отличаться ингредиенты теста в зависимости от того, какому принадлежит рецепт народу. Можно готовить баурсаки из пресного или дрожжевого теста. Существую варианты творожных пончиков. Подаются баурсаки и к чаю, и к повседневным кушаньям, и в качестве праздничного самостоятельного блюда. Также к ним могут подаваться всевозможные медовые сиропы. История возникновения этого блюда связана с кочевым образом жизни, который был у тюркских народов. В подобных условиях и приготовление хлеба отличаться должно было быстротой и легкостью, а также в учет брались непростые походные условия.
Готовят современные баурсаки в казане, на сковороде во фритюре. У тюркских народов практически ни один традиционный праздник не обходится без этих вкусных пончиков.
Баурсаки невероятно популярны в Казахстане, Киргизии, Монголии, а также у татар и башкир. Традиционно, это блюдо кочевых народов. Баурсак – это не просто выпечка, он издревле символизируют солнце и счастье. А потому им угощают только самых дорогих и добрых гостей.
Хан и баурсаки
У Искандер-хана были рога. Никто об этом не знал, кроме тех, кто брил его, но хан не выпускал их живыми от себя — казнил.
Пришла очередь брить хана сыну одной старушки. Она дала сыну баурсаков, которые сделала на масле, сбитом из своего молока. Старушка рассказала об этом сыну и велела их есть во время бритья.
Вот сын пришел к хану и стал его брить. Во время бритья он ел баурсаки. Хан заметил это и спросил, что он ест, попросил дать и ему. Тот дал хану. Искандер-хан съел несколько штук, баурсаки ему понравились. Старухин сын рассказал хану, как были сделаны баурсаки. Искандер-хан сказал брившему, что теперь они молочные братья, и не казнил его.
Вот такие они баурсаки!
Ну и конечно же, я нашла рецепт баурсаков, которыми угощали нашего Президента.
Для теста нам понадобятся такие продукты:
Молоко – 0, 5 л
Сахар – 1 ст. л
Сметана – 1 ст. л
Дрожжи – 10 гр
Мука – 1 кг
Соль – по вкусу.
Готовим так:
Для баурсаков надо сделать дрожжевое тесто из молока, сахара, сметаны, дрожжей и муки, с добавлением небольшого количества соли. Тесто должно получиться мягким, эластичным. Замесив, оставляем его в теплом месте на полчаса. Когда поднимется, раскатываем в пласт толщиной 1 см и вырезаем очень маленькие кружочки.
Даем им подойти 10-15 минут, а затем обжариваем во фритюре: разогреваем масло и бросаем в него шарики теста. Прямо на глазах они всплавают, вертятся, а затем начинают распухать и покрываться румяной корочкой. Когда подрумянятся, вынимаем их шумовкой на блюдо. В масло отправляем следующую порцию. Готовятся кусочки теста почти мгновенно и через 10 минут у хозяйки полная тарелка теплых румяных баурсаков.
В итоге у меня получились вот такие вот румяные, вкусные баурсаки!
Что такое башкирский баурсак? Простой рецепт приготовления
Это блюдо из яиц и муки в Башкортостане невеста готовит на свадьбе для родителей жениха. От вкуса и внешнего вида баурсака зависит — будет ли невестка любимицей в семье, или ее будут считать ленивой и жадной. Рассказываем об истории этого блюда и правилах его приготовления.
История происхождения баурсака
Баурсак — традиционное мучное блюдо башкирской национальной кухни. Слово «баурсак» произошло от слов бауырлыҡ и бауырҙаш, что в переводе означает «кровные родственники». История возникновения этого блюда связана с кочевым образом жизни тюркских племен, которым в походных условиях нужно было приготовить хлеб быстро и просто. Первые упоминания о башкирском баурсаке относятся к XVI-XVII векам, когда башкиры вели скотоводческий образ жизни и имели довольно скудный набор продуктов. Впоследствии рецептура усложнилась, в тесто стали включать яйца, сливочное масло, сахар и соль.
Немецкий ученый и путешественник Петер Симон Паллас в конце XVIII века совершил ряд научных экспедиций по территории Башкортостана. В труде «Путешествие по разным провинциям Российской империи» он дал комплексное географическое описание города Уфы и его окрестностей, знакомит читателей с укладом жизни башкир, описывает быт, женскую одежду, украшения. Есть тут и еда — на одной из картин изображена башкирская женщина с баурсаком.
«Угощение баурсаком», рисунок ученого-путешественника П.С. Палласа, XVIII век
Как готовят баурсак
Баурсак — это десерт из полосок теста, обжаренных во фритюре и пропитанных медом или сахарным сиропом. Обычно «пончики» баурсака собирают в виде горки и подают к чаю. В старину тесто, подготовленное для баурсака, жарили в течение нескольких минут в большом количестве растопленного нутряного (бараньего или гусиного) жира или в смеси жира и топленого масла до светло-золотистого цвета, поставив чугунный противень в печь на угли. Встречался и способ приготовления баурсака в казане на открытом огне.
Сегодня для обжаривания теста, наряду с гусиным и бараньим жиром, применяется подсолнечное масло или смесь подсолнечного и топленого масла. Чтобы баурсак получался мягким и пышным, тесто для него замешивалось на предварительно замороженных, а затем оттаявших яйцах. Иногда для баурсака использовали кислое тесто, но «пончики» из него быстро быстро становились твердыми, поэтому предпочтение отдавалось пресному сдобному тесту.
Говорят, что секрет уникального вкуса башкирского баурсака заключается в добавлении местного меда. Чаще используют цветочный и липовый мед, который в народе называют «липец» — он считается одним из полезнейших и вкуснейших видов. Липового меда в Башкирии много — на территории республики произрастает до 40% всей липы России.
Традиции, связанные с баурсаком
Для башкир баурсак — не просто еда. Это блюдо имело и ритуальное значение и использовалось во время проведения многих башкирских народных обрядов. Например, на башкирской свадьбе обязательно выполняется ритуал подношения невестой родственникам жениха этого сладкого угощения. По вкусу и внешнему виду баурсака оценивалась сама невеста. Если баурсаки были крупные, считалось, что невеста ленивая, если же слишком маленькие, то жадная. Поэтому необходимо было нарезать баурсак идеальными кусочками.
Эта традиция появилась благодаря одной башкирской легенде. Хан решил женить своего единственного сына на хозяйственной девушке и объявил, что возьмет в невестки ту, которая сумеет приготовить небывалое угощение из самых простых ингредиентов. Все девушки ханства старались испечь разные яства, но хану все не нравилось. Разгневанный, он оседлал своего скакуна и поскакал прочь. Вскоре он сильно проголодался и, увидев вдали юрту, поскакал к ней. Издалека заметив путника, дочь пастуха быстро замесила тесто из яиц и муки, и отщипывая кусочки, пожарила их в казане. К приезду хана у нее уже было готово сытное угощение. Хан, попробовав его, был в восторге и спросил, из чего же это приготовлено. «Из душевной теплоты», — ответила девушка, постеснявшись признаться, что ингредиенты были самые простые. Хану понравился ее ответ и он выдал ее замуж за своего сына.
По размеру баурсака на свадьбе судят о нраве невестки
Возрождение традиций
В 2017 году в башкирском селе Ижбуляк, оказавшемся на грани исчезновения после распада колхоза и закрытия школы, предприимчивые женщины решили возродить историю национального блюда и организовали цех по производству баурсака и чак-чака, чтобы обеспечить работой женщин. Готовили сладости по старинным рецептурам, ведь особая технология приготовления, которой владеют жители этой деревни, передавалась из поколения в поколения и не была утрачена. Сегодня она применяется в производственных масштабах. Уникальность заключается в том, что весь процесс приготовления ведется мастерицами вручную, с целью сохранения принципов старинной технологии.
Если раньше баурсак готовили для уважаемых гостей и по особым случаям, то сегодня можно есть его хоть каждый день. Сегодня у каждого желающего есть возможность приобрести баурсак в магазинах республики.
Так готовят баурсак и другие сладости в Башкортостане
Кстати, еще в апреле 2014 года в Уфе на площади имени Салавата Юлаева был изготовлен самый большой в стране баурсак — весом 179 килограммов. На него было потрачено 1006 яиц, 25 кг сахара, около 70 кг муки, 50 кг башкирского меда. Каждый желающий смог отметить свою причастность к этому событию, оставив памятную запись в специальной книге и сфотографировавшись на фоне самого большого баурсака. В специальной коробке часть угощения была отправлена Президенту России Владимиру Путину.
Рецепт баурсака
Баурсак
Пошаговый рецепт приготовления
Башкирский баурсак — продуктовый бренд, представленный на Первом национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», организатором которого является Минсельхоз России. Конкурс призван открыть региональным гастрономическим брендам дорогу к широкому потребителю, показать потенциал их развития и познакомить людей с разнообразием уникальных российских вкусов.
С победителями и участниками конкурса можно ознакомиться на официальном сайте вкусыроссии.рф.
Баурсаки. Хлеб кочевников.
Историю баурсака я не буду писать. Т. к не владею правдивой историей.
Знаю только, что баурсак называют Хлебом кочевников. И жарили исключительно на бараньем жиру. Когда баурсак остывал, получалась плёнка, что позволяло продукту оставаться мягким и вкусным на протяжении многих недель. Это было преимуществом в пище кочевников.
Для баурсака тесто может быть как дрожжевое, так и бездрожжевым.
Можно на опаре, можно без опары.
Разница лишь в том, что тесто на опаре не любит лишнего беспокойства. Опадает сразу. Но это только Вам решать, какое тесто готовить.
Рецепт дрожжевого теста у каждой хозяйки свой- и он идеально подойдёт для баурсаков. Но при этом рекомендую всё таки, стакан-полтора муки не досыпать.
Тогда Ваши баурсаки будут более воздушными после жарки.
Из более плотного теста и продукт получится более плотным.
5 желтков+1 целое яйцо
2 ст. ложки холодной воды или молока
50мл растительного масла
1 ч. ложка соли+2 ч. ложки сахара.
Муки столько, чтобы тесто получилось эластичное, мягкое, слегка » плывущее»( не тугое).
И дрожжевое и бездрожжевое тесто можно раскатать в виде лепёшки толщиной в 1 см, и нарезать произвольно.
Либо сделать » колбаской»- диаметром 3-4 см, и нарезать длиной 5-7 см.
Или отщипывать произвольные кусочки от теста.
Подготовленный продукт сложить на протвень, смазанный маслом растительным. Накрыть полотенцем или пищевой плёнкой.
Дать постоять, чтобы поднялись.
Пока баурсаки » отдыхают», нагреть до кипения масло растительное.
Масло нужно много, минимум 3 литра. Вообще, в зависимости, в чём жарить будете. Но посуда должна быть глубокой.
В кипящее масло осторожно, по штуке кладём баурсаки, они не должны касаться дна посуды и свободно плавать в масле.
Периодически помешивая-переворачивая, жарим до золотистого цвета.
Шумовкой выкладываем на салфетки, или пергамент, или в сито- чтобы стекал лишний жир.
При раскатывании теста, рабочую поверхность лучше смазать маслом, чтобы при жарке не горела мука.
Вкусные одинаково как горячие, так и холодные. С чаем, или молоком. Можно с вареньем, с повидлом, мёдом.
Генезис кулинарного бренда: как татары превратили узбекскую самсу в эчпочмак, а баурсак — в чак-чак
Кухня татарского народа: история и современность. Часть 1
Сегодня нам предлагают различную еду под «татарским» брендом. Туристы, приезжающие в Казань, некоторые патриоты татарского народа готовы покупать даже всякие «татарские» кетчупы, пиццы, овощные салаты и конфеты, которые, по сути, маскируются под «национальную» кухню. Этнограф и наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в сегодняшней авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказывает, какие известные нам яства являются «правильными», и как они появились в кухне татар в ходе истории.
От еды кочевников до пищи оседлых
Любишь после десятой чашки черного чая с молоком попросить одиннадцатую или не представляешь выходных в деревне без фирменного бәлиша от әби, а в городе твои перекусы на бегу — эта еда от первого татарского фастфуда «Түбәтәй», и непременно праздничный шашлык, желательно из конины или баранины заправляешь кетчупом «татарский» (производитель не имеет значения) — однозначно можно сказать, что ты истинный татарин/татарка. Однако, несмотря на все эти клишированные представления, узнать, как же на самом деле выглядит татарская кухня, что в ней привнесено, а что шло из поколения в поколение, нужно немного отстраниться от современного пиара и обратиться к источникам и фактам.
Как и кухня прочих народов, татарская богата традициями, разнообразна и имеет глубокие корни, восходящие к истории самого народа. Истоки — кочевые (отсюда любовь к мясу и молочным продуктам), но позднее уже и оседлые (появляются зерновые — мука, крупа). Нельзя не упомянуть и о торговых отношениях с Востоком, среднеазиатскими странами. Отсюда обилие восточных сладостей и пряностей, орехов и сухофруктов, а также таких блюд, как плов и самса. Многое схоже по названию и по способу приготовления с блюдами других тюркских народов как последствие преемственности и взаимодействия.
В татарскую кухню достаточно рано проник такой способ тепловой обработки пищи, как духовая (хлебная) печь, а именно очаг и вмазанный над ним чугунный котел, который давал возможность при приготовлении пищи не только ее варить или обжаривать в жире или масле, но также и выпекать.
Сегодня нам предлагают различную еду под «татарским» брендом. Фото Максима Платонова
Говоря о традиционной кухне, необходимо учитывать, что набор базовых продуктов непосредственно зависит от природных условий и хозяйственной деятельности. В основном проживая в лесостепной зоне, татары занимались животноводством и различными промыслами (охота, рыболовство, бортничество, позднее пчеловодство), растениеводство (изначально земледелие и уже позднее овощеводство и садоводство). Не последнюю роль в пищевых привычках играет и религия. Принятие ислама, привело к запрету в употреблении ряда продуктов (свинина, мясо хищных животных, раков и пр.) и напитков (спиртосодержащих).
Н.И. Воробьев в своих трудах по традиционной культуре подметил, что основные продукты, используемые татарами, сводятся к следующим группам: мясо, молочные продукты, продукты птицеводства (яйца), жиры и продукты растениеводства. Большинство продуктов питания доставляет свое же хозяйство, и только пряности и фрукты являются покупными. Более позднее приобретение — растениеводство, но продукты скотоводства употребляются все же в большем числе, чем у соседних народов.
Мясо — всему голова
Итак, мясо (рогатого скота, птицы, дичи, конины) и его субпродукты (печень, потроха, язык и пр.) с глубокой древности татары использовали в пищу. Кровь не употребляли. Наиболее любимое мясо — баранина, потом — говядина и конина. Козлятину готовили только молодую. Широко распространено среди зажиточного населения было мясо птицы — кур, гусей, уток, индеек. Заготовка мяса впрок производилась путем засаливания и вяления. Из конины готовили казылык, вяленые гусь и утка считались лакомством. Зимой мясо хранилось в замороженном виде (Р.Г. Мухамедова). В традиционной кухне мясо в основном отваривали.
Причем Н.Ф. Катанов в обзоре литературной деятельности татар за XIX век описал интересную заметку из медицинской книги 1895 года выпуска с татарским переводом по канонам средневекового персидского ученого, философа и врача Авиценны (Ибн Сина), т.е. для непосредственного использования населением «Китабу-т-тыббъ фи хасiе-ти бади-ль-адъвiетъ» («Книга медицины относительно свойств некоторых лекарств») о лечебных свойствах мяса — перепела, петуха, курицы и ежа. Например, мясо перепела умножает ум, куриный бульон укрепляет желудок, мясо ежа помогает против лихорадки и укусов змеи…
Молоко употреблялось и в сыром виде, его кипятили, топили, квасили, добавляли в чай. Фото tea-terra.ru
Нельзя сказать, что татары не употребляли рыбу, она присутствовала, особенно у жителей приречных районов, и все-таки общий ассортимент рыбных блюд был неширок. К тому же Р.Г. Мухамедова в своей работе обозначила, что налима татары не ели, так как он напоминал змею. По народным поверьям, и некоторые другие рыбы считались «нечистыми», например, щука и сом, в связи с тем, что, как предполагали тогда, они питаются падалью.
Татарская кухня характерна использованием большого количества животного жира, сала, масла (подавали к чаю). Яйца домашней птицы, особенно куриные, тоже использовались в пищу. Молоко и молочные продукты были также в почете у татар. Молоко употреблялось и в сыром виде, его кипятили, топили, квасили, добавляли в чай и в качестве приправы к кашам и супам. При его переработке получались сливки, масло, творог, корт, катык и пр.
Хлеб да каша — пища наша
В качестве пищи использовали и зерновые — это рожь (основной продукт для сельского населения был хлеб, приготовленный из кислого ржаного теста), пшеница (лишь зажиточный татарин употреблял пшеничный хлеб), ячмень, полба, греча, чечевица, горох, просо, рис, овес (варили кисель). Частично крупы готовились в виде каши, использовались как начинка для выпечки, и очень редко — как приправы к жидким блюдам.
Своеобразие применения татарами мучной заправки к супу восходит к более раннему периоду (подобная заправка характерна для многих кочевых народов), когда муку просто засыпали в бульон, позднее подобная приправа преобразовалась в оформленные кусочки теста (клецки, лапша).
Баурсак преобразовался в знакомый нам чак-чак, где кроме обжарки добавился и мед. Фото twitter.com
Баурсак и чак-чак — «наше все»
Пресное/сдобное тесто употребляли и для печеных изделий — лепешек, булочек, блинов и пр. Их можно довольно четко разделить на несколько групп: хлеб; печености без начинки, но из жидкого теста, жарящихся, но не пекущихся; с начинкой. Например, наиболее широкое распространение получило такое блюдо, как баурсак, готовящееся из пшеничной муки и обжариваемое в жире или масле. Впоследствии баурсак преобразовался в знакомый нам чак-чак, где кроме обжарки добавился и мед.
Перемяч без мяса?
Знаемый и любимый сегодня пәрәмәч не всегда готовился из мяса. Он мог отличаться размером, составом начинки и способом изготовления. Наиболее упрощенный вариант представлял собой пышку, смазанную творогом с присыпкой из конопляного семени, мог быть и с начинкой из картофельного пюре. И только третий по распространенности тип был с мясом и луком, высокими, загнутыми к центру, практически смыкающимися стенками. Готовить могли как в печи, так и путем обжаривания в масле. И это лишь основные разновидности, в разных деревнях бытовали иногда совершенно разные рецепты этого блюда. При этом пәрәмәч был характерен для всех слоев населения, и особенно как праздничное угощение к чаю. Подавалась выпечка как горячей, так и холодной.
Трансформация от балиша до эчпочмака
Другая, не менее знаменитая выпечка, — это бәлиш, изначально представляющий собой пирожок диаметром 10—15 см с начинкой. Края были высокие, до 7—10 см, загибались к центру, однако не соединялись вместе, а вставлялась отдельная пластинка, закрывающая полностью несоединенные края. К. и М. Губайдуллины, описывая круглой формы бәлиш, проводили аналогии с войлочной юртой, а квадратный — наподобие усеченной пирамиды. Начинки могли быть разнообразны, но чаще всего было мясо с картофелем, рисом или полбенной крупой.
Впоследствии, позаимствовав форму у самсы, но оставив привычное для татар содержание, подобные пирожки преобразовались в знакомые для нас өчпочмак. Закрытые пироги больших размеров готовились овальной или полукруглой формы с овощной или овощно-крупяной начинкой — бөккән или тәкә.
В качестве праздничного блюда зажиточные татары любили готовить плов. Фото Максима Платонова
Рецепт татарского плова
В качестве праздничного блюда зажиточные татары любили готовить плов, пришедший из Средней Азии. Еще Каюм Насыри описал, как готовился татарский плов: «…в горячем котле растапливают масло или сало, затем туда кладут мелко нарезанное вареное мясо, сверху морковь и лук и, наконец, рис. Затем не перемешивая, оставляют на легком огне в закрытом котле на 1—1,5 часа. Перед подаванием на стол кладут разваренный в кипятке изюм или урюк».
Справка
Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.