барклай де толли говорит у меня живот болит
Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли
Адрес: СПб, ул. Казанская д.2
До начала XIX века, для увековечивания героев, скульпторы зачастую прибегали к аллегориям. Примером тому может служить известный памятник А.В. Суворову, где полководец изображен в образе бога войны Марса. Именно поэтому монументы героям войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли интересны своим реализмом и портретным сходством с прототипами.
Идея создания памятника двум командующим русской армии в 1812 году возникла еще у императора Александра I. Царь желал, чтобы «народных вождей» изобразили в образе античных героев, но этот проект так и не был осуществлен. Лишь через 13 лет, Николай I вернулся к этому вопросу и повел скульптору Б. Орловскому начать работу над статуями.
Место установки памятников – Казанский собор, не вызвало больших споров. Ведь именно оттуда 11 августа 1812 года М.И. Кутузов выехал к действующей армии, и именно там он был погребен в 1813 году. Оживленную полемику вызвал вопрос оформления постаментов для памятника. Огюст Монферран предлагал выполнить их из красного мрамора с бронзовыми надписями. Орловский предложил установить скульптуры на постаментах из гранита, а надписи вырезать на камне. В итоге император Николай I из экономических соображений остановился именно на втором варианте.
В 1835 году литейщик Василий Евдокимов отлил фигуру Кутузову, а в 1836 году, со второй попытки была выполнена фигура Барклая-де-Толли. Торжественное открытие памятников состоялось 29 декабря 1837 года. К сожалению, скульптор не дожил до этого момента. Орловский умер за восемь дней до этого события.
С первых же дней монументы вызвали пристальный интерес со стороны горожан. Городские остряки изощрялись в остроумии касательно новых памятников. Так было подмечено, что полководцы стоят без головных уборов, что породило следующую эпиграмму:
Жесты Кутузова и Барклая так же трактовались не столь возвышенно, как задумывались авторы памятника. Доброжелатели говорили, что Кутузов показывает держащемуся за живот коллеге рукою на туалет.
Злобствующие москвофобы даже утверждали, что Кутузов удостоился памятника в Петербурге потому что отдал на сожжение французам Москву. Еще одна легенда с эротическим подтекстом гласит, что Барклай-де-Толли соблазнил жену Орловского прямо в мастерской художника, и мстительный скульптор поместил фельдмаршальский жезл Барклая так, что при взгляде на него с определенного угла, возникали бы неприличные ассоциации.
Заметим так же, что в дни Блокады Ленинграда памятники полководцам не были сняты с постаментов, а остались на своих местах. Проходившие мимо на фронт войска отдавали им честь.
Барклай де толли говорит у меня живот болит
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал…
Невольно вспоминаются эти Пушкинские стихи. Сколько действительно драматизма в личности Барклая. Быть может, из всех вождей Отечественной войны он заслуживает наибольшей признательности со стороны потомства.
Опала, постигшая его в 1812 году, отбросила тень на всю оставшуюся его жизнь и наложила тяжелую печать на посмертное восприятие его облика. Вероятно, ни один другой крупный русский полководец нового времени не был окружен таким плотным туманом пристрастных слухов и документально не подтвержденных суждений, иногда чисто легендарного свойства, не изжитых в общественном сознании и по сию пору.
Барклаю-де-Толли поставлен в столице памятник, как Румянцеву, Суворову и Кутузову; но это награда царская, а в народе русском еще не появился для него историк. К Барклаю-де-Толли до сих пор все как-то холодны, хотя и признают великие его заслуги перед Отечеством. Холодность эта происходит, может быть, оттого, что он чужеплеменник.
Загадки рождения и происхождения
13 (24) декабря 1761 года в семье Вейнгольда-Готтарда Барклая-де-Толли и Маргареты-Элизабет фон Смиттен родился сын, которого назвали Михаэль-Андреас.
Так, во всяком случае, написано во многих книгах [1]. Так написано и в крупнейших энциклопедиях: знаменитом «Брокгаузе и Ефроне», в Сытинской «Военной энциклопедии», «Энциклопедическом лексиконе», «Большой советской» и в других.
Также во многих источниках дана информация о том, что родился этот ребенок «на маленькой глухой мызе» Памушис в Литве.
Памушис — это местечко «в 25 верстах от города Шяуляй» [72. С. 96]. Действительно, сейчас это Литва, а тогда данная территория входила в состав подвассального Речи Посполитой Курляндского герцогства, присоединенного к Российской империи после третьего раздела Польши в 1795 году.
Мыза — это отдельный загородный дом с хозяйством, то есть, проще говоря, — хутор. А еще часто пишут, что Михаэль-Андреас вообще родился «в глуши литовских лесов»…
Место и дата рождения знаменитого полководца до недавних пор считались достоверно установленными. Однако современные исследователи В. М. Безотосный и А. М. Горшман предприняли попытку обосновать более ранний год рождения — 1757-й.
Они пишут: «С середины XIX века в русской биографической литературе утвердилось мнение о рождении полководца в 1761 году» [16. С. 38].
Между тем кое-где указывались и другие годы — например, 1755-й. Он был назван в одной из прижизненных биографий Барклая-де-Толли, но, по мнению Безотосного и Горшмана, «не имеет достоверного источниковедческого обоснования» [16. С. 38].
В 1821 году имел место запрос капитула (коллегии) Нидерландского военного ордена Вильгельма (Militaire Willemsorde), учрежденного в апреле 1815 года, о дате рождения М. Б. Барклая-де-Толли, и в ответе российского военного ведомства за основу был взят формулярный список 1818 года, где было сказано, что «от роду ему 59 лет». Вроде бы получается, что родился он в 1759 году. Но, как отмечают современные историки, «в формулярных списках время появления человека на свет, как правило, указывалось приблизительно» [16. С. 39]. Обычно указывалось количество полных лет на время составления списка — без каких-либо точных дат.
В пользу точного дня рождения, по мнению Безотосного и Горшмана, говорит тот факт, что в письме жене от 14 декабря 1815 года сам М. Б. Барклай-де-Толли описал события 13 декабря, «когда на обеде в честь праздника лейб-гвардии Литовского полка Александр I, вспомнив, что это день рождения М. Б. Барклая-де-Толли, предложил тост за его здоровье» [16. С. 43].
13 декабря по старому стилю в XVIII веке — это 24 декабря по новому стилю. Но какого все же года?
Точно известно, что брат Михаила Богдановича — Иван Богданович Барклай-де-Толли — родился 4 июля 1759 года. Соответственно, родиться 13 декабря 1759 года, то есть всего через пять месяцев, Михаил Богданович физически не мог. При этом сопоставление данных о прохождении военной службы говорит о том, что именно Михаил был старшим братом. Так, в полк он был записан в 1767 году, а его брат — в 1770 году, в вахмистры он был произведен в 1769 году, а его брат — в 1772-м и т. д. Как совершенно справедливо делают вывод В. М. Безотосный и А. М. Горшман, «можно предположить, что разница в возрасте между братьями была около двух лет» [16. С. 43].
Ну и, наконец, самым веским аргументом в пользу 1757 года является просьба Михаила Богдановича от 7 ноября 1812 года к императору Александру о предоставлении отпуска «для поправления здоровья». В этом документе содержится фраза: «от роду мне 55 лет» [16. С. 43].
Все вышеперечисленное позволяет утверждать, что М. Б. Барклай-де-Толли родился 13 (24) декабря 1757 года.
В любом случае, сейчас 1757 год как год рождения Михаила Богдановича Барклая-де-Толли признан многими. В частности, именно в 2007 году в городе Черняховске (бывшем Инстербурге, рядом с которым скончался Михаил Богданович и где захоронены его останки) состоялись торжества по поводу 250-летия полководца.
А вот конца спорам по поводу места рождения Барклая-де-Толли пока не видно.
Принято считать, что он родился в Памушисе, но этот вопрос тоже требует уточнения. Например, сам Михаил Богданович писал в документах, что он родился в Риге. Выглядит это вполне вероятным: Маргарета-Элизабет фон Смиттен могла поехать рожать сына в Ригу. Более того, вероятность эта достаточно высока, так как в Богом забытом Памушисе рожать ребенка было страшновато, а Рига — это и тогда был большой город, настоящая цивилизация.
Но есть и другие версии. Например, в ряде солидных изданий — «Nassauische Annalen» (1979), «Der Grosse Brockhaus» (1963) и др. — утверждается, что Михаил Богданович родился в добротном лифляндском имении родственников, которое тогда называлось Луде-Гросхофф (Luhde-Großhoff).
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно сначала рассмотреть историю рода Барклаев. А еще раньше, пожалуй, следует все-таки понять, как пишется фамилия знаменитого полководца.
В большинстве источников она пишется через два дефиса: Барклай-де-Толли, в некоторых — через один дефис: Барклай де-Толли, а то и вообще без дефисов: Барклай де Толли.
В бумагах самого Барклая — исходящих и входящих — его фамилия значилась без дефисов, и именно на этом написании настаивает известный историк Н. А. Троицкий [2].
С другой стороны, например, Rio de Janeiro в оригинале тоже пишется без дефисов, но на русском языке название этого бразильского города выглядит так — Рио-де-Жанейро (на самом деле — Риу-ди-Жанейру). И в этом есть определенный смысл. Особенно если речь идет о сложных иностранных именах и фамилиях — которые, кстати, порой бывают настолько сложными, что сразу и не поймешь, где фамилия, а где все остальное. Именно по этой причине в русскоязычной литературе приняты такие написания: Жан-Ришар Блок, Даниэль Жан-Ришар и Жан-Даниэль Колладон. А также Руасси-Шарль-де-Голль (аэропорт), Арси-сюр-Об (город) и т. д.
Полевой H.A. Русские полководцы. СПб., 1845; Бантыш-Каменский Д. Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. М., 1840; Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997, и т. д.
Троицкий Н. А. Как правильно писать фамилию М. Б. Барклая де Толли? Письмо в редакцию // История СССР. 1988. № 2. С. 219–220.
Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли (Санкт-Петербург)
Кутузов Михаил Илларионович — полководец, вошедший в историю как военачальник, разгромивший армию Наполеона, которая до этого сумела завоевать почти всю Европу. Более 50 лет он верой и правдой служил своей Родине, сражаясь за ее интересы и защищая от захватчиков всех мастей.
Благодарные потомки по достоинству оценили подвиги и военные заслуги генерала-фельдмаршала. В частности, в 1837 году был установлен памятник Кутузову у Казанского собора. Позже монументы были установлены в Москве и в Смоленске.
Предыстория создания петербургского памятника Кутузову
Через 5 лет скончался еще один герой Отечественной войны — М. Барклай-де-Толли. Вскоре после этого было решено воздвигнуть перед Казанским собором памятники этим двум полководцам. Несколько раз объявлялся конкурс на проекты для этих монументов, но представленные работы отвергались, так как ни один из известных скульпторов того времени не мог выполнить главное условие — создать фигуры в обмундировании, в котором народ привык видеть своих героев. Сегодня это сложно понять, но мастера ваяния того времени привыкли создавать композиции, подражающие классическому искусству, когда мужчин и женщин изображали в римских тога и туниках.
Описание[ | ]
Полководец изображён в парадном мундире верхом на коне. Прототипом жеребца послужил конь Софист героя Красной армии Семёна Будённого[4]. В правой руке Кутузов держит подзорную трубу. Памятник помещён на гранитный прямоугольный семиметровый постамент с бронзовыми надписями: «Михаилу Илларионовичу Кутузову»
и
«Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года»
. На цоколе пьедестала с трёх сторон расположены бронзовые горельефы. С одной стороны они посвящены офицерам и соратникам Михаила Кутузова: Петру Багратиону, Барклаю де Толли, Матвею Платову, Дмитрию Дохтурову, Александру Тучкову, Николаю Раевскому, Александру Кутайсову, Алексею Ермолову, Дмитрию Неверовскому, Петру Лихачёву и Петру Коновницыну. С другой — простым солдатам: Михайлову, Коренному, Ручкину, Алексееву, Золотову, Павлову, Матвееву. С третьей — народным ополченцам и партизанам: Александру Сеславину, Александру Фигнеру, Герасиму Курину, Денису Давыдову и Василисе Кожиной. Все скульптуры выполнены с высокой точностью. Просматриваются черты лица, характеры и намерения каждого участника этой композиции[1][2][5].
Памятник Кутузову у Казанского собора: как создавался
Единственным, кому удалось представить реалистичный проект, оказался бывший крепостной Б.И. Орловский. Окончательные варианты эскизов были утверждены в 1830 году, а в 1835 произвели отливку фигуры Кутузова, потрачено на это было 7 371 килограмм меди. Еще пара лет понадобилась на строительство постамента, проект которого разработал архитектор В. Стасов.
Внешний вид
Памятник Кутузову был открыт в декабре 1837 года. Это событие было приурочено к 25-й годовщине изгнания Наполеона из России, и сопровождалось салютом и грандиозным военным парадом.
Для создания реалистичного образа М. Кутузова был использован парадный портрет великого полководца работы Д. Доу. Однако скульптор несколько идеализировал его фигуру, придав ей большую энергетику. При этом он уделил основное внимание позе полководца, которая должна была выражать его воинственный настрой и стремление к победе.
В правой руке М. Кутузов сжимает шпагу, а в левой — фельдмаршальский жезл. У ног фигуры лежит не развернувшееся французское знамя, у которого обломано древко. Его навершие в виде наполеоновского орла прижато к земле. Все это символизирует поверженность французской военной мощи перед гением русского военачальника.
Фигура полководца, как и требовали условия конкурса, облачена в форменный мундир, который украшен орденами. Скульптор с особой тщательностью изобразил генеральские эполеты, темляк на шпаге и шитье на обшлагах и воротнике. Тем не менее, он не смог до конца отойти от принятых в то время канонов, и плащ Кутузова очень напоминает римскую тогу. По мнению специалистов, это произведение стало первым шагом в переходе от классицизма к реализму в русском искусстве.
Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли
До начала XIX века, для увековечивания героев, скульпторы зачастую прибегали к аллегориям. Примером тому может служить известный памятник А.В. Суворову, где полководец изображен в образе бога войны Марса. Именно поэтому монументы героям войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли интересны своим реализмом и портретным сходством с прототипами.
Идея создания памятника двум командующим русской армии в 1812 году возникла еще у императора Александра I. Царь желал, чтобы «народных вождей» изобразили в образе античных героев, но этот проект так и не был осуществлен. Лишь через 13 лет, Николай I вернулся к этому вопросу и повел скульптору Б. Орловскому начать работу над статуями.
Теперь и Кутузов, и Барклай-де-Толли были изображены в своих форменных мундирах. В компоновке и жестах фигур был заложен подтекст, отображавший общепринятую трактовку истории наполеоновского вторжения в Россию. Фигура Барклая скована и статична. Его маршальский жезл опущен, а грустный взгляд устремлен вдаль. Нога Барклая-де-Толли попирает полураспущенный французский флаг, увенчанный орлом с распростертыми крыльями. Ведь именно под его командованием русские войска были вынуждены отступать до границы. Напротив — фигура Кутузова «провожавшего» французов в обратном направление отображает торжество победителя. Левая рука фельдмаршал поднимает жезл, правая – сжимает шпагу, у ног Кутузова – свернутое французское знамя, где крылья орла уже сложены.
Место установки памятников – Казанский собор, не вызвало больших споров. Ведь именно оттуда 11 августа 1812 года М.И. Кутузов выехал к действующей армии, и именно там он был погребен в 1813 году. Оживленную полемику вызвал вопрос оформления постаментов для памятника. Огюст Монферран предлагал выполнить их из красного мрамора с бронзовыми надписями. Орловский предложил установить скульптуры на постаментах из гранита, а надписи вырезать на камне. В итоге император Николай I из экономических соображений остановился именно на втором варианте.
В 1835 году литейщик Василий Евдокимов отлил фигуру Кутузову, а в 1836 году, со второй попытки была выполнена фигура Барклая-де-Толли. Торжественное открытие памятников состоялось 29 декабря 1837 года. К сожалению, скульптор не дожил до этого момента. Орловский умер за восемь дней до этого события.
С первых же дней монументы вызвали пристальный интерес со стороны горожан. Городские остряки изощрялись в остроумии касательно новых памятников. Так было подмечено, что полководцы стоят без головных уборов, что породило следующую эпиграмму:
Барклай-де-Толли и Кутузов В 12-ом году морозили французов. А ныне благородный росс Поставил их самих без шапок на мороз.
Жесты Кутузова и Барклая так же трактовались не столь возвышенно, как задумывались авторы памятника. Доброжелатели говорили, что Кутузов показывает держащемуся за живот коллеге рукою на туалет.
Злобствующие москвофобы даже утверждали, что Кутузов удостоился памятника в Петербурге потому что отдал на сожжение французам Москву. Еще одна легенда с эротическим подтекстом гласит, что Барклай-де-Толли соблазнил жену Орловского прямо в мастерской художника, и мстительный скульптор поместил фельдмаршальский жезл Барклая так, что при взгляде на него с определенного угла, возникали бы неприличные ассоциации.
Заметим так же, что в дни Блокады Ленинграда памятники полководцам не были сняты с постаментов, а остались на своих местах. Проходившие мимо на фронт войска отдавали им честь.
Описание
Памятник Кутузову в Смоленске отлит из бронзы. Он представляет собой фигуру полководца во весь рост на строгом постаменте из розового гранита. Фельдмаршал изображен с непокрытой головой и в парике. У него большой лоб, нос с горбинкой, невидящий правый глаз, глубокие складки у рта, обильные морщины и двойной подбородок. Кутузов одет в военный мундир и его грудь украшена боевыми наградами. При этом правая рука полководца сжимает рукоять обнаженной шпаги, опущенной к земле, а левой рукой он придерживает плащ.
Подольский памятник
Кутузов Михаил Илларионович прославился во многих сражениях и операциях. В частности, всем известен его Тарутинский маневр, который был произведен на подольской земле. Как свидетельствуют исторические документы, он не был заранее спланирован, и решение было принято интуитивно, исходя из ситуации. Как бы то ни было, маневр достиг своей цели и помог ослабить армию Наполеона.
В 20 веке на месте, где останавливалась армия под предводительством Кутузова, построили микрорайон. Он был назван в честь прославленного полководца. В 1994 году по инициативе местных властей начались работы, в результате которых появилась стела с барельефом генерал-фельдмаршала. Кроме того, в 2012 году был также установлен и большой памятник Кутузову.
В Подольске, точнее, на территории одноименного района его можно увидеть, если отправиться на центральную площадь поселения Краснопахорское. Выбор места неслучаен, так как именно там после Бородинского сражения находился штаб полководца. Автор памятника — скульптор Александр Рожников. Он изобразил Михаила Илларионовича в наброшенной на плечи шинели, смело шагающим навстречу испытаниям.
Б.И.Орловский
Орловский Борис Иванович (1791 — 1837), бывший крепостной, в отличие от большинства скульпторов первой половины девятнадцатого века не был воспитанником Академии художеств. Судьба его была удивительна. Он работал в мастерской торговца мраморами, упорный труд и самообразование позволили ему сделать прекрасный бюст Александра I, царь послал его в Рим в мастерскую знаменитого датского скульптора Торвальдсена (многие тогда творили в Италии, Мекке всех тогдашних художников и скульпторов), снабдив рекомендательным письмом к Торвальдсену. Трудолюбие и природный талант через шесть лет поставили Орловского в ряд с ведущими скульпторами России.
В одном из лучших залов Русского музея стоит его дивная группа «Фавн с вакханкой», там же стоит «Венера» Витали, «Фавн» Гальберга и «Фавн» Рамазанова. Можно сколько угодно произносить заклинания о том, что бесконечные ряды фавнов, парисов, актеонов, вакханок,амуров и психей заполонили все и вся, но имеющий глаза да видит. Такая скульптура (и дело не в тематике, а в качестве исполнения) никогда не устареет, просто заклинателям проще отличать круги от квадратов, нежели копаться в нюансах. А копаться в нюансах и не надо: надо верить глазам, что-то нравится больше, что-то меньше, у каждого человека есть природное чувство прекрасного. Фавна, Париса, Фавна с вакханкой Орловский Б.И. делал в Риме.
Фавн и Вакханка. Орловский Б.И.
Там же он сделал огромный бюст Александра I, но уже на основе бюста царя работы самого Торвальдсена, которому царь в свое время лично позировал.
Бюст Александра I. Орловский Б.И.
Ангел на Александровской колонне на Дворцовой площади в Петербурге, одни из первых монументов в честь Отечественной войны 1812 г. — памятник Кутузову М.И. и памятник Барклаю де Толли также сделаны Орловским Б.И. Стоят эти памятники перед Казанским собором в Санкт-Петербурге. Можно заметить различие в психологической трактовке: если Кутузов однозначно устремлен вперед, то Барклай не столь однозначен и его разворот явно передает то переживание, которое он испытал из-за обрушившихся на него обвинений в пораженчестве, когда настаивал на необходимости отступления русской армии.
Памятник Фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому
Памятник Фельдмаршалу князю Барклаю де Толли
Будучи нормальным верноподданным и гражданином, Орловский оставил после себя хорошую память. Его ученик Рамазанов А.Н. так вспоминает про свое учителя.«Будучи также учеником Орловского, я увлекался балами и вечеринками, для чего требовались перчатки и другие галантерейные мелочи, а денег не было. Тайком от моего профессора, я сделал статуэтку немца, загулявшего на Крестовском острове, — и едва успевал отливать из формы экземпляры, так велико было на них требование, — стало быть явились и деньги. Как то Орловский встретил формовщика с этой статуэткой и спросил: кто это делал? Формовщик назвал меня. Вскоре я был призван к Борису Ивановичу и принес по его желанию и форму статуэтки немца.
«И вот чем вы занимаетесь! — начал упрекать меня Орловский; — мне нужны деньги.- ответил я. — для вышивки золотых петлиц на мундире! — с горькой усмешкой заметил профессор. — Нет, и на покупку книг (я не лгал). — Книг? Будет с вас 50 рублей ассигнациями? — Очень достаточно! — Вот вам деньги, но разбейте на моих глазах эту форму! — тут же я исполнил желание Бориса Ивановича…»
Также по этой теме:
Конный памятник Юрию Долгорукому Орлова, Штамма, Антропова в Москве
Парные скульптуры. Часть 2.
Пьетро Каноника вместо Паоло Трубецкого
Памятник М.И. Кутузову в Москве
Этот величественный конный монумент установлен на проспекте, который назван в честь генерала-фельдмаршала. Идея его установки родилась еще в 1945 году, когда праздновалось 200-летие со дня рождения Кутузова. Однако окончательное решение не было принято, и памятник полководцу в столице появился лишь в 1973 году. Его автором стал Н. Томский, который до этого создал несколько известных скульптурных изображений Ленина и Сталина. Среди его наиболее удачных работ можно также назвать памятник Ломоносову на Воробьевых горах.
Кроме фигуры самого Кутузова, Томский занялся созданием скульптурных изображений героев Отечественной войны Багратиона, Ермолова, Платова, Раевского и Давыдова. Их разместили на выступе постамента, на котором присутствует благодарственная надпись.
Теперь вы знаете, как создавался памятник Кутузову в Петербурге и знакомы с описанием скульптурных композиций, посвященных полководцу в столице, в Подольске и в Смоленске. Они являются выражением благодарности русского народа одному из величайших своих сынов, посвятившему всю свою сознательную жизнь защите интересов Родины.
История
После смерти М. И. Кутузова в 1813 году и М. Б. Барклая-де-Толли в 1818 году император Александр I повелел увековечить их установкой памятников перед Казанским собором в Санкт-Петербурге, для чего издал царский рескрипт от 23 сентября 1818 г.
Скульпторы Императорской Академии художеств отказывались от участия в конкурсе на проект памятников, поскольку в нём было обязательное условие изобразить военачальников в современных военных мундирах, а не в туниках или античных мантиях, как было принято в те времена. Поэтому даже через полгода после открытия конкурса не было представлено ни одного эскиза памятника. Модели памятников поручили изготовить немецкому скульптору Эдуарду Лауницу, но его работа не была принята, поскольку ему не удалось создать убедительный образ русских полководцев. В 1829 году император Николай I во исполнение воли брата организовал конкурс на создание памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли, в котором приняли участие вернувшиеся из Рима скульпторы Борис Иванович Орловский и Самуил Иванович Гальберг. Выбор пал на эскиз Б. И. Орловского, и он в январе 1830 года начал работу над памятниками.
По предложению Огюста Монферрана постамент к памятнику вначале предполагалось сделать из красного гранита и украсить бронзовыми барельефами, Орловский предполагал выполнить их из менее пышного и более дешёвого северного гранита, но в итоге Николай I принял вариант архитектора Василия Петровича Стасова. Постаменты в исполнении известного каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова были изготовлены из полированного гранита весной 1837 года. Монферран предложил выполнить надписи на постаментах накладными бронзовыми буквами, однако Орловский, указав на непрочность этого варианта, решил высечь буквы в камне.
Модели памятников были завершены в 1831 году. Сами памятники были отлиты известным мастером Василием Павловичем Екимовым в литейной мастерской Академии художеств: в 1832 году — скульптура Кутузова, в 1836 году — Барклая-де-Толли, причём статую Барклая-де-Толли получилось отлить только со второго раза.
Под руководством архитектора К. А. Тона памятники были установлены на свои постаменты: 30 мая 1837 года — фигура М. И. Кутузова, 15 июня 1837 года — фигура М. Б. Барклая-де-Толли. Торжественная церемония открытия памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли состоялось 25 декабря 1837 года в честь двадцать пятой годовщины победы в Отечественной войне. На церемонии присутствовали вся императорская семья и многие знаменитые особы. Через несколько дней памятникам были отданы воинские почести. Однако эти события Б. И. Орловский уже не увидел — он скончался за восемь дней до открытия монументов.
Памятники пользовались большой популярностью у народа, поэтому в начале 1839 года пьедесталы памятников обнесли чугунными оградами, выполненными К. А. Тоном. Впоследствии ограды были заменены металлическими тумбами с цепями.
Во время Великой Отечественной войны монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли продолжали стоять на своих пьедесталах, и воинские части проходили мимо них по Невскому проспекту строевым шагом, отдавая воинское приветствие.
Скульптуры несколько раз реставрировались: в 1945 г., 1972 г., 2002 г.