бар сияние ростов на дону меню
«Хочется, чтобы люди не просто пили вино, а пили и понимали»
« Сияние. Вино и друзья » — винный бар в Ростове-на-Дону, неоднократно попадавший в гиды для гостей города и нежно любимый местными жителями. Мы поговорили с совладелицей заведения, предпринимательницей Марией Аландаренко, о вине без снобизма, ведении бизнеса с бывшим партнёром и культуре гастробаров. «Фоткаться терпеть не могу, — говорит Маша перед интервью, — потому что для хорошей фотографии нужно оставаться статичным, а я всегда в движении».
— Бар называется «Сияние. Вино и друзья», а кто ваши друзья?
— Все наши гости. Мы стараемся создавать здесь такую атмосферу, чтобы они чувствовали к себе в первую очередь дружеское отношение. Для малого бизнеса важны близость со своими гостями и максимальная открытость, так что да, мы хотим, чтобы все они были нашими хорошими знакомыми. Но вы же не станете писать на вывеске «Вино и хорошие знакомые», так что получилось «Вино и друзья».
— Чтобы стать другом «Сияния», нужно уметь разбираться в вине?
— Разбираться не нужно, нужно только одно — быть любопытным и открытым. Безусловно, мы приветствуем и гостей, чья задача — просто выпить и побежать дальше, но вряд ли они сами станут друзьями заведения, потому что оно всё же заточено под винную историю. А вино — это ведь не только алкогольный напиток, это обширный культурный пласт.
Фото: Дмитрий Мельников
Фото: Дмитрий Мельников
— То есть, если человек приходит и говорит: «Знаете, я ничего не понимаю в вине, ваша винная карта для меня просто набор букв», это не проблема?
— Это супер! Вообще не проблема!
Если человек честно говорит, что ничего не понимает, но зачем-то сюда пришёл, то, скорее всего, ему интересно, а это лучшее, что только может быть.
— А в ценовом сегменте на кого вы ориентируетесь?
— У нас демократичный бар, то есть мы делаем карту так, чтобы ценник был, скажем, от 200 до 700 рублей за бокал и от 990 рублей до 5 500 за бутылку. Мы не держим здесь дорогие позиции, но тесно общаемся с гостями, и они могут заказать у нас любое вино. Можем подобрать и премиальный сегмент, если будет такая потребность.
Но на самом деле сейчас рынок вина настолько интересен, что в среднем ценовом сегменте можно найти много интересного и качественного вина.
— Как вы научились разбираться в вине?
— Ну, мы учимся, всё время учимся. Вообще, работа сомелье, работа в винном баре не подразумевает какого-то окончательного получения диплома. Я планирую в ближайшее время сдать WSET, но скорее не ради знаний, а на всякий случай, когда вдруг надо будет «материально» подтвердить свой профессионализм. Но есть множество возможностей получить знания без каких-то дипломов.
В последнее время мы пришли к тому, что нам интересно нанимать людей абсолютно «нулёвых», которые просто работали, например, официантами или барменами, но у которых живой интерес к вину, и обучать их самостоятельно. Это лучше, чем нанимать людей пусть с академической базой, но не готовых развиваться и получать новые знания.
Wine and Spirit education trust (WSET) — международная учебная организация, осуществляющая повышение квалификации работников винного бизнеса
Фото: Дмитрий Мельников
Фото: Дмитрий Мельников
Фото: Дмитрий Мельников
— Вы в Ростове были первопроходцами?
— Да, мы и наши друзья-единомышленники из Leo Wine & Kitchen стараемся протоптать эту тропу винной культуры в Ростове-на-Дону. На первом этапе Сергей и Лёша (Сергей Подпорин и Алексей Скидан — совладельцы «Лео», прим. ред.) нам очень помогали, поддерживали, консультировали, и нашу первую карту мы делали вместе с ними. Мы им очень благодарны, на тот момент их поддержка оказалась очень ценной.
Мы не можем конкурировать: у нас очень разная аудитория, хотя в самой конкуренции нет ничего плохого. Мы все мечтаем, чтобы таких заведений открывалось в городе больше. Чем больше заведений, которые развивают винную культуру, тем больше гостей получают правильную информацию, и не нужно потом ломать их стереотипы, предубеждения, клише, которые они случайно где-то получили.
Чем больше мест будет с интересом и точностью рассказывать о вине, тем будет лучше каждому из нас.
— Расскажите, как собирается винотека?
— Мы постоянно находим что-то новое: каждые два месяца происходит ротация вин, 30-40% ассортимента меняются, какой-то костяк остаётся. Среди огромного количества компаний, торгующих алкоголем, мы выбрали наиболее интересные. У них есть новинки, и, как только они их получают, с ними сразу приезжают к нам. Мы это всё дегустируем, много дегустируем. Иногда бывают недели, когда каждый день дегустируем, когда уже просто не можем дегустировать.
— Свой бар вы позиционируете как потребление вина без снобизма.
Фото: Егор Рогалёв для Explore Russia/The Calvert Journal
— А что тогда в этом случае снобизм? В чём его проявление?
— Современный винный мир балансирует между двумя вещами. Во-первых, до сих пор живо понятие о вине как о чём-то очень уникальном, раритетном, элитарном. С другой стороны — вино как базовый алкогольный напиток, который вынужден конкурировать с пивом. Потому что сейчас очень много недорогого вина, а также много людей, которым не важно, что именно пить.
Если нащупать в этом золотую середину, это и будет — пить по кайфу. Не для статуса, но при этом понимать, что ты пьёшь, и получать удовольствие.
— А что насчёт атрибутики, сопровождающей потребление вина? Большие бокалы, тонкие ножки, форма тюльпана, не нагревать, дать подышать, охладить — это вот всё не снобизм?
— Это важно, но это не снобизм. Умываться с утра, чистить зубы, делать лёгкий макияж — это снобизм? Это уважение к себе, мне кажется. Также и с винной атрибутикой: можно и с горла пить, и гран-крю в гранёные стаканы наливать — такой китч и отрицание, — а можно любить и уважать как себя, так и своих гостей.
Мы не перегружаем гостей церемониалом, который уместен в больших ресторанах и смешон в неформальных гастробарах, но хорошая посуда, правильная температура подачи, аэрация и декантация при необходимости — это элементарный профессионализм и чувство собственного достоинства.
— И базовые знания об этом можно получить, посещая ваше заведение?
— Да, посещая наше заведение и наши дегустации. В осенне-зимний период мы постоянно их проводим, рассказываем о винах, регионах, виноделах, пробуем много образцов с разным ценником. Мало кто может прийти и взять сразу одиннадцать бутылок вина, а на дегустации, за счёт большого количества гостей, есть возможность попробовать самые разные вина и понять, что нравится именно тебе.
Фото: Егор Рогалёв для Explore Russia/The Calvert Journal
— Помните вообще, как вам в голову пришла идея открыть «Сияние»?
Арендодатель предложил взять в аренду ещё одно здание в этом дворе, и тогда «бомжатник» доставался нам просто так. А мы давно хотели винный бар.
— А внешний вид заведения как вы выбирали? Это как-то в процессе пришло?
— Так получилось, что мы открыли летнюю площадку вперёд бара, заработали денег и начали делать здесь ремонт. Зимнюю площадку мы открыли в конце октября, но, по сути, всё это время люди тусили на улице и сидели в пледах. В итоге у нас получились два разных заведения. Летняя версия более тусовочная, хипстерская, такая юная и лёгкая. А в баре больше возможности посидеть и внимательно поговорить о вине, провести дегустации, больше есть. А больше еды — значит, больше вина, можно пить вино бутылками. Скорее всего, концепцию внутренней части мы будем менять в следующем году, потому что уже хочется чего-то другого.
— Сами будете это продумывать или пригласите профессионалов?
— Это всегда делается вместе: создаётся идея, которая обсуждается с профессиональными дизайнерами, как её можно воплотить. Здесь, например, мы ничего особенного сделать не могли и оставили просто минималистичный дизайн, а на «летке» (летней площадке, — прим. «Мастеров») мы выстроили нашу «винную церковь», интегрировали её в то, что находится вокруг.
Мы же действительно строили церковь, хотели даже крест там сделать. Вообще, первое название «Сияния» было «Апостолы», но из-за российского законодательства… Потом второе название пришло в голову и сразу легло.
Донские винодельни и вареные раки: где есть и выпивать в Ростове-на-Дону
Местные называют Ростов-на-Дону гастрономической столицей юга России.
Ростовчане любят вкусно поесть, а встречи в кафе и ресторанах — один из самых популярных видов досуга. Чтобы посидеть в хорошем заведении в пятницу или субботу вечером, нужно заранее бронировать столик. Иначе придется довольствоваться барной стойкой или ограниченным временем до прихода следующих гостей.
По моим наблюдениям, в Ростове предпочитают итальянскую и французскую кухню, а заведения с локальными блюдами в основном показывают приезжим. Это неспроста: донскую еду южане любят готовить дома, а в рестораны ходят ради атмосферы и новых гастрономических впечатлений.
Я живу в Ростове-на-Дону почти всю жизнь и часто бываю в кофейнях, барах и ресторанах. Расскажу про те, что заслуживают туристического внимания. Мой выбор субъективен и может не совпадать с мнением редакции, ресторанными обзорами и результатами опросов ВЦИОМа.
Большинство заведений находятся в центре — для удобства я собрала их на карте:
О чем расскажем
«Матадор»
Что попробовать: тартар, карпаччо, стейк
Адрес: ул. Красноармейская, 90
Инстаграм: @matador_grill
Подробнее: на сайте и «Трипэдвайзоре»
Рейтинг Гугла: 4,6
Ресторан «Матадор» расположен неподалеку от главного железнодорожного вокзала Ростова-на-Дону. Если вы в городе проездом, а до следующего поезда есть несколько часов, советую заглянуть сюда на чашку кофе с десертом, полноценный обед или ужин.
Leo Wine & Kitchen
«Лео» — это винный бар и бутик, который дважды получил ежегодную премию GQ как лучший региональный ресторан в стране. Шеф-повар обновляет меню каждые три недели и использует сезонные и локальные продукты. Если хотите попробовать местное мясо, рыбу, сыр, овощи и травы в виде изысканных ресторанных блюд, зайдите в «Лео».
GQ признал ростовский ресторан лучшим в стране — «161-ру»
«Раки и гады»
Р и бокал местного ркацители за 150 Р » loading=»lazy» >
Le Bistro
«Сияние»
Что попробовать: брускетту с ростбифом
Адрес: Газетный переулок, 52
Инстаграм: @siyanie_winebar
Подробнее: на сайте и «Трипэдвайзоре»
Рейтинг Гугла: 4,7
«Сияние» — винный бар и одно из самых тусовочных мест в Газетном переулке. Советую приходить сюда с апреля по октябрь, когда работает летний дворик, а в выходные выступают диджеи. Гости сидят за столиками, пританцовывают в проходах и даже гуляют с бокалами в руках по улице.
Я захожу в «Сияние» только летом, когда есть возможность посидеть на воздухе, неторопливо попивая вино и общаясь с друзьями.
«Сыроварня Власенко»
«Сыроварня Власенко» — ресторан и сырная лавка неподалеку от парка Горького. Если будете гулять в этом районе и захотите выпить вина с легкими закусками, заходите сюда. Особенно приятно посидеть на летней площадке в окружении зелени в теплое время года.
La Fabbrica
Это итальянский ресторан и один из проектов ресторатора Аркадия Новикова. Меню для заведения разработал шеф-повар с мировым именем Мирко Дзаго. Он же придумывает программы некоторых гастрономических ужинов.
«Тепло»
Camorra Pizza e Birra
«Каморра» — крафтовый бар с оригинальной пиццей на тонком тесте. Изначально концепцию проекта придумали ребята из петербургской пивоварни AF Brew, вдохновленные маленькими пивными барами в римском районе Трастевере и неаполитанскими уличными пиццериями. Любопытно, что атмосфера в ростовской «Каморре» мало похожа на итальянскую. Тусклое освещение, минимализм и мрачноватые рисунки на стенах скорее напоминают обстановку в тесных подпольных барах Берлина.
Shanghai 12
«Шанхай 12» — секретный бар, в который нужно заходить через кофейню «Питькофе» на Соборном. Сперва разыщите дверь Staff only, а затем спускайтесь по лестнице. Увидите вывеску — вы на месте.
Бар объединяет китайскую философию гостеприимства и современный подход к смешиванию коктейлей. Здесь кормят отличными блюдами китайской кухни. В 2019 году «Шанхай» даже выиграл профессиональную барную премию Barproof в номинации «Лучший этно-бар».
Бар работает со среды по воскресенье с 17:00. Чтобы посидеть там вечером в четверг, пятницу или субботу, обязательно забронируйте стол.
«Свой бар»
«Свой бар» — просторное тусовочное заведение рядом с культовым рок-н-ролльным клубом «Баба Люба» на Шаумяна. Его открыл известный ростовский бармен. Здесь непринужденная атмосфера: бармены подсаживаются за столики к гостям и общаются с ними. Интерьер заведения выполнен в зажигательном карибско-мексиканском стиле.
Тропические коктейли занимают особое место в меню. Если заказать «Кукарачу» из пряного рома и апельсинового ликера, бармены устроят представление: ребята начнут дружно и громко распевать знаменитую песню La Cucaracha на испанском.
«Голодранец»
Что попробовать: выпить меньше трех бокалов
Адрес: ул. Шаумяна, 67
Инстаграм: @golodranets_bar
Подробнее: на «Трипэдвайзоре»
Рейтинг Гугла: 4,7
«Голодранец» — легендарный крафтовый бар на Шаумяна, который обязательно показывают гостям города. Иногда они сами специально заезжают в Ростов-на-Дону, чтобы пропустить бокальчик пива в минималистичной обстановке.
Завсегдатаи «Голодранца» сидят за длинной барной стойкой и несколькими столиками, а в теплое время года гуляют с бокалами возле входа. Правда, соседи по историческому центру не очень одобряют такое поведение, поэтому любители крафтового пива стараются не шуметь.
«Бокальчик»
«Бокальчик» — бар с бельгийским пивом в андеграундном стиле. Его открыли в бывшей квартире в историческом центре, а в интерьере объединили обшарпанные стены, красный лаковый пол, вычурные тяжелые канделябры и живое дерево, растущее прямо посреди одного из столов.
В выходные в «Бокальчике» играют диджеи и проходят более динамичные вечера, но в другое время бар располагает к неторопливым беседам в эстетичной обстановке.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Setters
Что попробовать: суперкакао с эспрессо
Адрес: ул. Пушкинская, 181
Инстаграм: @setterscafe
Подробнее: на сайте и «Трипэдвайзоре»
Рейтинг Гугла: 4,6
Десерты и выпечку можно рассмотреть в специальной витрине рядом с барной стойкой: здесь готовят брауни, крем-брюле, разные тарты, эклеры. Я больше всего люблю классические эклеры с заварным кремом, они стоят по 100 Р за штуку.
«Фи» — уютная кофейня в Газетном переулке и в лофт-пространстве «Библиотека» в старом районе Ростова-на-Дону Нахичевани. Сюда стоит зайти, чтобы выпить кофе в приятной атмосфере, послушать хорошую фоновую музыку, поболтать с бариста и попробовать выпечку или десерт.
Мне нравится минимализм в интерьере и размеренная атмосфера. Гости никуда не торопятся: кто-то приходит в «Фи», чтобы поработать за ноутбуком, а кто-то — на дружескую встречу или свидание. Я, как правило, захожу за хорошим кофе и любезным сервисом.
Как путешествовать во время пандемии
Что попробовать: классический круассан
Адрес: ул. Большая Садовая, 81/31
Инстаграм: @bakery_keks
Подробнее: на «Трипэдвайзоре»
Рейтинг Гугла: 4,5
Kikchak
Что попробовать: необычную шаурму
Адрес: ул. Большая Садовая, 114; Соборный переулок, 17/53
Инстаграм: @kikchak_rnd
Подробнее: на сайте и «Трипэдвайзоре»
Рейтинг Гугла: 4,8
«Кикчак» — стритфуд родом из Элисты. Сперва двое предпринимателей открыли несколько точек с шаурмой в своем городе, а через пару лет два кафе появились в Ростове-на-Дону и быстро стали очень популярными.
«Золотой колос»
Что попробовать: классические пирожные
Адрес: ул. Большая Садовая, 43
Инстаграм: @zkolos
Подробнее: на сайте и «Трипэдвайзоре»
Рейтинг Гугла: 4,4
«Золотой колос» — сеть кондитерских, их история начинается с середины прошлого века. Сейчас выпечку и кондитерские изделия «Колоса» развозят в большинство продуктовых магазинов и супермаркетов города. Помимо этого, в Ростове работают кафе-кондитерские и отдельно стоящие фирменные ларьки, в которых можно купить пирожки, торты, печенье и пирожные.
Р на двоих» loading=»lazy» >
Добавлю еще бар O.W.Grant с очень именитыми барменами и крутыми джазовыми вечерами на Газетном/Суворова. Из ресторанов Moriki Суворова/Чехова с большим выбором креветок, мидий, раков. Также Lilo Большая Садовая чуток претензионное, но вкусное грузинское заведение.
Из фастфуда ITAKA с лучшими греческими гиросами.
Одним словом достойных заведений в Ростове аномально много.
Если будете в Каморре, загляните в Колючку, это соседняя дверь. Классное, необычное вегетарианское меню и пиво такое же шикарное как в Бокальчике и Голодранце, потому что заведения открывала одна и та же компания энтузиастов.
Ну и в Золотом колосе любому не-ростовчанину нужно попробовать гату. Самая недооценённая булка эвер, привозила ее москвичам — никто не понял прикола. А секрет ее в том, что в комплекте с пакетом кефира это самая лучшая и демократичная еда, особенно для студентов.
Девка, я все пыталась вспомнить название этой штуковины, которую я всю юность молотила. Гата! это фантастическая булка, подтверждаю!
Расписал всю эту радость и так тепло стало, надо бы наведаться к ним ещё раз. Соскучился!
С южным акцентом
Каждый год издательство TATLIN делает своеобразный срез молодых архитекторов России. Безусловно, каждый выпуск выходит особенным — в плане географии, амбиций, бэкграунда, и, конечно же, среднего возраста участников. К примеру, Эдуарду Еремчуку из Ростова-на-Дону всего 22, однако на его счету уже имеется несколько любопытных проектов (в том числе коллаборации), конкурсов, участие в многочисленных воркшопах. Редакции TATLIN интересна жизнь героев после выхода номера, именно поэтому мы решили задать Эдуарду несколько вопросов и опубликовать не только работы, вошедшие в номер, но и показать проект, который был реализован совсем недавно.
Архитектуру я бы назвал творческим предпринимательством. Это не бизнес, не искусство в чистом виде, а когда проектировщик (дизайнер) находит решение тех или иных проблем.
В основном первая идея — это толчок, который видоизменяется, потому что на него влияет много факторов: от политической ситуации до финансирования проекта. Но это не так плохо. Это нормальный процесс, когда ты рефлексируешь над идеей, потом вовлекаются другие люди или события в проект, и идея приобретает новые формы, возможно, более реальные и актуальные.
Помню 1-й курс — все только пришли учиться, у всех была в чем-то одна стартовая позиция и безумная жажда сделать что-то новое, необычное, чувствовалась конкуренция.
Было интересно наблюдать за эволюцией, как каждый учился переживать архитектуру, и искал, как это выразить.
Архитектура — это точно процесс: сначала поступает общественный запрос, затем вовлечение архитекторов, создание проекта, его строительство; затем начинается жизнь этого архитектурного объекта: вполне вероятно изменение его функции в зависимости от времени. В советское время были клубные дома, где люди проводили собрания, а сейчас эти здания пытаются заполнить другой функцией. Или взять библиотеки. Сейчас это место не только для чтения: теперь там находятся кафетерии, кинозалы, лекционные пространства, в них вдыхают новую жизнь. Архитектура это процесс, который никогда не останавливается.
Важнее контекст, определенно. Мне кажется, это очевидно: всегда нужно проектировать в контексте городской среды, понимать этнические и культурные моменты места, его дух. Только контекст может направить проект и создать форму.
Настоящему профессионалу или претендующему на это место человеку нужно иметь в арсенале не одну и даже не две или три книги. Все, что актуально в архитектуре в данный момент, может стать противоположным в скором времени. Нужно следить за тенденциями в смежных областях и постоянно интересоваться новым, отходить от зацикленности.
Я не очень люблю архитектурную литературу, потому что каждый описывает свое архитектурное видение. Важен не текст, а сама архитектура и ее феноменологическое переживание.
Люди привыкли под дизайном понимать узкое понятие. Дизайн — это проектирование, проектирование абсолютно всего: от организации фестиваля до дизайна дверной ручки. Это очень широкое понятие. Процессы архитектурного и дизайнерского проекта похожи, единственное их различие — это количество вовлеченных людей и время. Но я за архитектуру.
Ростовское дизайн и архитектурное сообщество по факту не существует, люди творческих профессий — не очень открытый народ для дискуссий и встреч, даже существующие в Ростове-на-Дону площадки не развиваются в этом направлении. У нас нет таких лекционных пространств, как, например, московская STRELKA, где ты можешь послушать, а после даже лично познакомиться с лектором, пообщаться, задать интересующие тебя вопросы. Как мне кажется, в регионах существует одна важная проблема — нехватка людей, у которых можно и хочется учиться молодым архитекторам. По факту есть несколько бюро, которые делают очень похожий дизайн и архитектуру.
Воркшоп Паши Платонова
Регионы сильно ограничены в творческом потенциале, несмотря на большой поток медиа все новое и интересное приходит в разы позже — соответственно, получается, что ты либо рисуешь на бумаге, либо делаешь то, что устарело. Я думаю, подобная ситуация характерна и для остальных регионов.
Я люблю Рим за его сохранение античного духа и атмосферы в сочетании с современной итальянской жизнью; Москву — за быстрый ритм и за такую же быструю эволюцию городского пейзажа.
Думаю, что одним из самых сильных архитектурных впечатлений для меня стало посещение Музея современного искусства Захи Хадид в Риме. Этим мне и нравится архитектура: никогда нельзя понять игру объемов, пропорции, акустику и, самое главное, дух тех или иных шедевров, не столкнувшись с ними в реальности. А MAXII и есть один из таких шедевров.
Боязнь ошибки — это естественно, если пытаешься делать работу на достойном уровне или делаешь что-то новое. Скорее, я боюсь, что перестану бояться сделать ошибку.
Архитекторы — самые настоящие зануды, хотя иногда любят повеселиться.
СТЕНД VOODOOBOOKS
Различные коллаборации начались, наверное, еще с института: проводились воркшопы, где мы работали в командах, — за короткий срок нужно было усвоить новую информацию, придумать, создать прототип и презентовать проект. Это всегда безумно интересно, особенно когда в команде много новых людей. Именно на стыке поиска идеи и языка в группе создаются крутые штуки, на второй план отходит все, кроме энтузиазма сделать что-то интересное, ведь времени очень мало. С Пашей Платоновым первые проекты как раз начались с воркшопа, у него на тот момент существовал проект скечбуков ручной работы Voodoobooks, он принимал активное участие в маркетах.
С Пашей мы познакомились в то время, когда я только поступал в институт, на тот момент он его уже заканчивал, активно проводил воркшопы по параметрике, привозил крутых спикеров в Ростов. Пожалуй, это было самое интересное время в городе — постоянные выставки, лекции, мастер-классы. Так мы договорились вместе сделать стенд, используя технологии, полученные с воркшопа. Придумали идею, подготовили модель, Паша вырезал ее у себя на производстве на ЧПУ. Это был, наверное, уже второй проект, в котором мы работали вместе.
Стенд для блокнотов Voodoobooks изготовлен из склеенной послойно фанеры. Проект выполнен для презентации и продажи блокнотов на ярмарках
ВИННЫЙ БАР «СИЯНИЕ»
Проект винного бара в Ростове-на-Дону также был запроектирован совместно с Пашей. Целью проекта было минимальными средствами создать необычное пространство: с западной стороны павильон остеклен красным оргстеклом, что создает интересный рисунок по всему пространству в течение дня. Некоторые стены намеренно имеют незаконченный вид — для нас было интересно создать сочетание современных материалов и кладки раньше существовавшего здесь здания.