бакст ужин история картины
Картина «Ужин» Леон Бакст: главные характеристики, описание, интересные факты
Популярная картина Ужин, которую Леон Бакст написал в зените своего таланта, раскрывает классическую для искусства рубежа XIX-XX вв. тему «Незнакомки». Произведение привлекает внимание необычной, немного размытой техникой исполнения и броскими цветовыми контрастами.
История создания картины
Полотно «Ужин» было создано в 1903 г. Смешение различных техник, сочетание резких темных и полупрозрачных светлых оттенков – все это говорит о картине, как о типичном произведении модернизма первых годов XX в. В качестве натурщицы для композиции «Ужин» Леон Бакст пригласил жену своего друга и наставника Александра Бенуа. Само полотно имеет несколько названий – автор предпочитал именовать его «Дама в ресторане», подчеркивая тот факт, что работа изображает именно женщину «нового типа», декадентку.
«Ужин» был впервые продемонстрирован широкой публике в конце зимы 1903 г. На пятой выставке сообщества живописцев «Мир искусства» (куда входил Леон Бакст) картина вызвала настоящий скандал. Неискушенные зрители возмущались скабрезностью композиции, критики искусства упрекали «Ужин» в злой насмешке, а Леон Бакст был обвинен в издевательстве над романтическим сюжетом «Незнакомки». Свою роль в восприятии картины сыграл и тот факт, что она была размещена в галерее рядом с «Тремя бабами» Малявина – произведения с такой же вызывающей композицией и чувственным настроением. Сегодня картина «Ужин» хранится в Русском музее, в городе Санкт-Петербург.
Автор
Леон Бакст, урожденный Лейб-Хаим Израилевич (Лев Самойлович) Розенберг родился в 1866 г. Родом художник был из Гродно, откуда его семья перебралась в Петербург вскоре после рождения прославленного модерниста. После нескольких лет обучения в Шестой гимназии столицы Леон Бакст переводится в Академию художеств, где обучается в 1883-1887 гг. Заканчивается его образование исключением из Академии из-за скандальной картины «Оплакивание Христа».
Еще будучи студентом, Леон Бакст активно развивает свой талант на практике, иллюстрируя журналы, газеты и книги. С 1890 г. живописец учится работать акварелью у Альберта Бенуа. С 1993 г. – берет частные уроки во Франции, у художников Жерома, Жулиана и Эдельфельта. В те же годы Леон Бакст вступает в организованный Дягилевым и Александром Бенуа творческий союз «Мир искусства». Пик славы модерниста приходится на первое десятилетие XX века.
Леон Бакст становится известным театральным декоратором, иллюстратором и живописцем. Его картины выставлялись в крупнейших городах Европы. В 1909 г. художник демонстративно возвращается к иудаизму, за что высылается из Петербурга. С 1910 г. Леон Бакст проживает в Париже, гастролируя с различными театральными труппами как постановщик-декоратор. Умер живописец в 1924 г., в городке Рюэй-Мальмезон, недалеко от Парижа.
Главные характеристики и композиция полотна
Произведение «Ужин» написано в жанре портрета, с элементами натюрморта. По стилю картина – типичный представитель арт-нуво, или модерна. Оригинальный масштаб полотна невелик – всего 39×48 см. Форма холста – вертикально ориентированный прямоугольник. «Ужин» Леон Бакст написал масляными красками на обычном холсте, что не характерно для художника, предпочитавшего гуашь, или акварель. Однако, кое-где на полотне виднеются хорошо заметные карандашные линии – особенно, на портрете дамы.
Композиция картины «Ужин» проста и лаконична. Леон Бакст представил на холсте богато и элегантно одетую даму, сидящую за столом в кафе, или ресторане. В руках у героини – бокал с шампанским, перед ней стоит ваза с апельсинами. Больше никаких деталей на полотне «Ужин» нет – даже стены помещения абсолютно лишены декора.
Леон Бакст хотел сосредоточить все внимание на портрете загадочной дамы с внешними чертами декадентки – черное платье, бледная кожа, стремление к одиночеству. Лицо героини картины «Ужин» не прорисовано, а только слегка намечено – яснее всего проявляется на нем игривая, даже вызывающая улыбка. Эта деталь, в сочетании со смелым декольте, раскованной позой и вопиющим одиночеством дамы в общественном месте сделали композицию «Ужин» такой скандальной.
Цветовое решение картины
Цветовая гамма полотна «Ужин» вполне соответствует стилю этого произведения. Основная часть картины выглядит приглушенно, даже уныло – тем ярче вырисовывается протрет и уравновешивающие его детали на переднем плане. Леон Бакст выбрал для создания композиции «Ужин» следующие оттенки:
Наиболее яркими цветовыми акцентами на полотне «Ужин» Леон Бакст сделал вызывающее черное платье и шляпку героини, а также апельсины в стеклянной вазе, насыщенно-оранжевого оттенка. Золотистый узор на скатерти, фрукты и шампанское в бокале уравновешивают темную фигуру дамы и делают произведение «Ужин» более гармоничным.
Интересные факты
Полотно «Ужин» произвело неизгладимое впечатление на современников и сыграло знаковую роль в развитии модернистского стиля в живописи. Несколько любопытных фактов об этой картине:
Единственным критиком искусства, положительно отозвавшимся о композиции «Ужин», был В. Розанов, отметивший точность образа декадентки о отметивший уникальный стиль картины.
Бакст ужин история картины
Описание картины «Ужин»
На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал. Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина?
Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать. При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки. Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан!
Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность). А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина. Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях!
Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита. Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение. При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты. Чего стоят складки скатерти!
Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки. То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей. Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали.
World of Art
Страницы
Скандальный «Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности
Л. Бакст. Ужин, 1902. Фрагмент | Фото: art-assorty.ru
В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Льва Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе. На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.
Л. Бакст | Фото: personbio.com
Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»
Л. Бакст. Автопортрет, 1906. Фрагмент | Фото: art-assorty.ru
Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.
Слева – А. К. Бенуа, фото. Справа – В. Серов. Анна Карловна Бенуа, 1908 | Фото: hrono.ru и artchive.ru
На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.
Слева – К. Сомов. Портрет А. К. Бенуа, 1896. Справа – З. Серебрякова. Анна Карловна Бенуа, 1924 | Фото: cultobzor.ru и radikal.ru
Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.
Л. Бакст. Слева – Автопортрет, 1893. Справа – Ужин, 1902 | Фото: art-drawing.ru и art-assorty.ru
Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».
Скандальный «Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»
Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.
На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.
Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.
Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».
Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».
В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Леон бакст «ужин» описание картины, анализ, сочинение
Бакст Лев Самойлович
Лев Самойлович Бакст (Розенберг) родился в Гродно, 10 мая 1866 года.
Детство его прошло в Петербурге, в среде, далекой от искусства. Он проявил способность к рисованию, но родители не поощряли этого. Стать художником Баксту помогло авторитетное вмешательство известного скульптора Марка Антокольского, благодаря чему он стал вольнослушателем Академии художеств.
Но учеба Бакста быстро разочаровала, он ушел из Академии и уехал в Париж, где занимался рисованием в разных студиях. В Париже на него произвели огромное впечатление работы французских импрессионистов и романтиков. Как и Делакруа, Бакст даже уехал на Восток для совершенствования своего мастерства.
Творчество художника перетерпело множество изменений, он долго искал свой путь. Пробовал свои силы в бытовом жанре, в иллюстрации. Научился владеть рисунком и цветом.
Большое влияние на формирование художника оказало знакомство с Александром Бенуа и его друзьями, вместе с которыми он стал членом общества «Мир искусства» и работать в журнале «Мир искусства».
Бакст возглавил в журнале художественный отдел.
В его журнальных рисунках преобладали античные темы — виньетки с древними вазами, свисающими гирляндами, фавнами, развалинами храмов. Эти великолепные контурные рисунки были легкими и изящными, словно кружевной узор. Блестящая журнальная графика Бакста высоко ценилась современниками.
Особое место в деятельности художников «Мира искусства» занимал театр. Именно в театре Бакст нашел себя.
Начиная с 1906 года художники «Мира искусства» организовали серию выставок в Париже, где были представлены как выставки русской живописи, так и концерты русской музыки.
А в 1909 году состоялся первый «Русский сезон» в Париже, в программе которого значительное место занял балет. Ансамбль музыки, хореографии и живописи сделали спектакли триумфальными.
Бакст был значительной фигурой среди других художников. Зрители были восхищены его декорациями. Слава его в Париже достигла апогея. На родине же ему, как простому еврею, по закону о черте оседлости было запрещено жить в Петербурге. С горечью Бакст покинул Россию навсегда.
К концу 1900-х годов Бакст ограничился работой в театре, благодаря которой вошел в историю как выдающийся театральный художник. Он стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С.
Дягилева», создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям, как «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и др. Они поражали зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, смелыми сочетаниями красок.
Один из современников художника вспоминал театральные работы Бакста так: «Во всем цвела, играла и пела единая буйная живописная стихия…Париж был подлинно пьян Бакстом.»
Дафнис и Хлоя (Эскиз декорации к балету)
Дафнис и Хлоя (второе действие)
Древний ужас (1908)
Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года. (1900)
Эскиз костюма для Синего Бога
Костюм Клеопатры (1917)
Эскиз костюма пери к балету П.Дюка «Пери» (1911)
Мстительный султан (эскиз костюма) 1922
Художник Леон Бакст
Великий русский художник, прославившийся яркими, сочными, новаторскими театральными декорациями и костюмами для «Русских сезонов», Леон Бакст оказал такое влияние на театр, моду, сценографию и многое другое, что трудно переоценить его вклад, как в театральные постановки, так и в дизайн высокой моды.
Многие, выросшие после него, наверное, и не слышали ни о Баксте, ни о том наследии, которое он оставил.
В России же это имя долгое время вообще было под запретом, как и все, связанное с первой волной эмиграции. Хотя эмигрантом в прямом смысле слова, он не был.
Л.Бакст. Автопортрет. 1893 г.
Но случилось так, что приехав в феврале 1914 года из Парижа в Петербург, уже обласканный вниманием парижской публики, награжденный орденом Почетного легиона Франции, о ком была написана книга,
Леон Бакст в России оказался всего лишь евреем, которому определено строгое место проживания — в черте оседлости. Как еврей, он имел право, согласно российским законам, жить только где-то в Белоруссии.
Таков был закон, которым руководствовались и околоточные, прибывшие к нему с приказом удалиться из столицы своей Родины. Больше Леон Бакст в Россию не приезжал. И хотя через несколько месяцев его и приняли в члены Императорской Академии Художеств, но на решение художника — никогда сюда больше не приезжать — это уже не повлияло.
Леон Бакст был в числе тех художников начала XX века, которые выступили против реализма века XIX, его шаблонов, педантичности, отсутствия полета мысли, хотя начинал молодой художник в духе реализма передвижников. Но это было только в начале пути. На пике своей карьеры Леон Бакст превратился в смелого новатора и театрального реформатора.
Он пришел в театр на волне хореографической революции Михаила Фокина, для которого были важны смысл, эмоции, тема, а не техника исполнения танца. Леон Бакст быстро уловил то, что от него хотел балетмейстер. Для каждого нового спектакля с новой темой он делал свои костюмы и свои декорации, не похожие на другие из других спектаклей.
Л.Бакст. Эскиз декорации к балету «Шехерезада». 1910 г.
Восточный запах, буйство красок «Шехерезады» и «Клеопатры» сменяются античным колоритом Древней Греции в «Нарциссе», «Дафнисе и Хлое», «Послеполуденном отдыхе Фавна» и «Елены в Спарте»; русский стиль «Жар птицы» — стилем бидермайера в «Карнавале» и «Видении Розы».
Дикие, экзотические, варварские краски Русского балета взорвали спящий Париж, ошеломив зрителя, который шел смотреть не столько балет, сколько костюмы и декорации. Это было в буквальном смысле слова паломничество в новый, невиданный доселе театральный мир, открывшийся взору пресыщенного парижанина.
Леон Бакст однажды сказал: «Я говорю «До свидания» старым декорациям, оторванным от спектакля, костюмам, созданным старыми портнихами; всему, что превращает театральную постановку в коллекцию маленьких впечатлений без той уникальной простоты, исходящей от истинного произведения искусства»
Новый дизайн костюмов со сцены вырвался на просторы интерьера богатых домов и превратился в модный стиль с шароварами и яркими цветами Шехерезады. Тонкая эротика, которую принесли с собой «Русские сезоны», принималась с восторгом, женщины подражали стилю непревзойденной Иды Рубинштейн, столичные салоны мод предлагали наряды а-ля «Ида».
Л.Бакст. Эскиз костюма к балету «Нарцисс» — Вакханка, 1911
Бакст создавал не просто костюмы и декорации, он строил их по особым законам ритма и визуального восприятия, тонко управляя цветом, линиями, украшениями. Он так использовал вариации и оттенки цветов, что они завораживали зрителя своей таинственностью и магией. От них невозможно было оторвать глаз.
Один и тот же цвет, но с разными оттенками передавал то целомудренность, то чувственность; то отчаяние, то гордость; то царственность, то жертвенность; то отчаяние, то откровенность. И всегда это было эмоционально насыщенно и чувственно откровенно.
Одно и то же отчаяние Бакст мог выразить в разных цветовых оттенках. Менее сильное – в оттенках зеленого, более сильное – в оттенках синего. Меняя интенсивность и цветовую насыщенность, он управлял впечатлением, находя ту цветовую ноту, которая соответствовала замыслу и теме спектакля.
Художник строил сценический образ спектакля так, что он становился второй – цветовой — реальностью, существующей параллельно с текстовой и хореографической. Изменение настроения той или иной сцены достигалось введением дополнительной цветовой гаммы.
Л.Бакст. Эскиз декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна», 1911
Она могла уничтожить безмятежность одним движением яркой нижней юбки, подобно тому, как великая актриса из «Театра» Сомерсета Моэма только одним ярким цветовым пятном, без единого слова, преобразила спектакль, заодно уничтожив свою соперницу.
Так в «Дафнисе и Хлое» в спокойную и умиротворенную сцену с пастухами и пастушками, мирно расположившимися в свежей зелени деревьев, одетыми в одежду мягких, желто-коричневых цветов с декором, стилизованным под упорядоченный античный орнамент, вдруг врывается контрастный мир разбойников.
Это не могло не завораживать. Под рукой Леона Бакста вдруг оживали те книжные иллюстрации сказок, которыми молодой Леон Бакст украшал издания, подрабатывая себе на хлеб в далеком Петербуге. Напоминали они и книжные иллюстрации Александра Бенуа, с которым они основали журнал «Мир искусства», где он руководил художественным отделом редакции.
Л.Бакст. Эскиз декорации к балету «Спящая красавица», 1921
В 1909 году Леон Бакст окончательно поселился в Париже и сотрудничал с Сергеем Дягилевым до тех пока, пока напряженность в отношениях не переросла в открытый конфликт. В 1918 году они расстались, хотя в 1922 году на короткое время сходились снова.
У Бакста было очень много поклонников и, соответственно, заказов. Работал он на износ, редко кому отказывая. Собственно от переутомления он и умер. Во время работы над декорациями для балетной труппы Иды Рубинштейн, его постиг нервный припадок, в результате которого произошел отек лёгких.
Леон Бакст умер двадцать седьмого декабря 1924 года, ровно девяносто лет тому назад. Десятого мая 2016 года исполнится 150 лет со дня рождения великого русского художника Леона Бакста. А родился мальчик в провинциальном городке Гродно, что в Белоруссии, и звали его тогда не Леон Бакст, а Лейб-Хаим Розенберг.
Л.Бакст Жар-птица
Леон Бакст (Лейб-Хаим) родился в 1866 году в маленьком городке Гродно в семье то ли раввина, то ли мелкого коммерсанта Израиля-Самуила Баруха-Хаимовича Розенберга. Семья была небогатой, но имела богатого родственника – деда Леона Бакста, проживавшего в Петербурге.
Богатый дедушка решил помочь бедным родственникам и вскоре они переехали в Петербург. Дед был очень хорошим портным, имел хорошие заказы от богатых клиентов и свой дом устроил по образцу парижских салонов с богатыми статуэтками, вазами, мебелью, певчими птичками и дорогими картинами.
Лейб-Хаим рос очень нервным мальчиком, со склонностью к истерикам. Он очень рано начал читать и читал все подряд. Особенно нравилось ему рассматривать красивые картинки в книгах и журналах. Леон стал их вырезать и устраивать перед своими сестрами различные сценки, придумывая для них разные истории.
Книги, опера, которую мальчик посещал вместе с родителями, дедовский дом с изящным интерьером, картинами и заморскими птицами будили детское воображение. Школу, хоть она и была одной из лучших, мальчик не взлюбил: она отвлекала его от фантазий, волшебства воображения и рисования, к которому Лейб-Хаим пристрастился.
Родители не были в восторге от его увлечений, тем более, что иудейская вера запрещала любое изображение твари и человека. Но попытки отговорить мальчика от рисования заканчивались слезами и истериками. В конце концов, было решено прибегнуть к помощи специалистов, которые должны были оценить способности мальчика.
Деду удалось показать рисунки внука известному скульптору Марку Антокольскому, который высоко оценил талант мальчика и посоветовал отдать его учиться живописи. На этом споры закончились и в семнадцать лет Лейб-Хаим становится вольнослушателем Императорской Академии художеств.
Но преподаватели Академии, заслуженные и умудренные, не приветствовали новаторские отклонения от канонов реализма, культивируя устоявшиеся приемы и шаблоны. Через четыре года, насытившись «заскорузлой стариной», юноша ушел из Академии, чем окончательно вывел отца из себя. Отныне своенравному сыну было отказано в любой помощи, включая и финансовую.
Надо было учиться зарабатывать себе на жизнь самому, благо, что Академия все-таки кое-чему научила. Молодой художник стал иллюстрировать книги, журналы, принимать заказы на портреты и оформление театральных постановок. Но с тех пор финансовые проблемы преследовали художника постоянно. Денег ему никогда не хватало.
Л.Бакст. Александр Бенуа
Учебу молодой художник решил продолжать самостоятельно, беря уроки живописи у Антокольского, Серова и известного аквалериста Альберта Николаевича Бенуа, через которого знакомится с младшим братом художника — Александром Бенуа. Поначалу шапочное знакомство превратилось в деловое сотрудничество в журнале «Мир искусства» и долгую крепкую дружбу.
В двадцать три года Лейбу-Хаиму было предложено участвовать в выставке молодых художников. Естественно, учитывая российскую реальность, встал вопрос об имени. Было решено взять псевдоним. Так Лейб стал Леоном, Розенберг — Бакстом, по укороченной фамилии бабушки Леона (Бакстер), а Лейб-Хаим Самойлович Розенберг — Леоном Николаевичем Бакстом, известным художником.
После выставки дед решил спонсировать заграничную поездку внука, отправив его учиться в Париж, в центр моды и всего нового в искусстве. Леон Бакст учится в знаменитой Академии Жюлиана, впитывая в себя все новое. В Париже он проживет шесть лет, но временами он наведывается в родные пенаты — в Россию.
В один из таких визитов из Парижа в Петербург состоялась судьбоносная встреча знаменитой троицы: Александра Бенуа, Сергея Дягилева и Леона Бакста, вошедшие в кружок «Мир искусства». Вскоре они становятся соучредителями журнала «Мир искусства».
Л.Бакст. Сергей Дягилев со старой няней
Журнал посвящался пропаганде нового русского искусства в области живописи, литературы и философии. Здесь размещали свои работы те, кого потом назовут классиками русского модерна: Репин, Сомов, братья Васнецовы, брат и сестра Поленовы, Серов, Нестеров, Левитан, Коровин, Бакст, Лансере.
Здесь же печатали свои искусствоведческие статьи Бенуа, Кандинский, Дягилев, Грабарь. Журнал публиковал и религиозно-философские статьи Розанова, Мережковского, Шестова, Гиппиус, Бальмонта, Лурье. Журнал стал символом всего нового в русском искусстве.
Сердцем и мотором журнала был Сергей Дягилев, руководителем художественного отдела — Леон Бакст. Именно Баксту журнал обязан появлением на его страницах новых имен, лучших картин современности и новых направлений в искусстве. Все лучшее и прогрессивное находило место в журнале.
Участие в «Мире искусства» принесло Леону Баксту известность и славу: у него появились поклонники и заказчики, он становится постоянным участником выставок, как в России, так и за рубежом, он делает карьеру книжного иллюстратора.
Его приглашают учителем живописи к детям царской фамилии и ему делает заказ сам царь Николай II. В 1903 году художник знакомится с вдовой художника Гриценко, дочерью известного мецената и ценителя всего прекрасного Павла Михайловича Третьякова.
Л.Бакст. Л.П.Гриценко-Бакст
Леон Бакст пишет ее портрет, наполненный любовью, чистотой, теплом и нежностью. Решение вступить в брак с любимой женщиной наталкивается на сопротивление ее отца, который отнюдь не был антисемитом, но иметь еврея в качестве зятя – это было слишком. Ради брака с любимой женщиной Бакст принимает лютеранство.
Через четыре года в семье появляется первенец, но через шесть лет союз распадается. Говорили, что одной из причин развода стало желание Бакста уберечь семью от юдофобии.
Но между Любовью Павловной и Леоном Бакстом сохранились теплые дружеские отношения. Художник до конца жизни помогал материально бывшей жене и сыну.
После развода Леон Бакст снова перешел в веру своих отцов и уже никогда ей не изменял.
Журнал «Мир искусства» просуществовал недолго — всего четыре года, в 1904 году он закрылся и Бакст сотрудничал уже с другими журналами, размещая там свои картины, портреты и иллюстрации. Но линия на пропаганду русского искусства, которая была стержнем «Мира искусства», не умерла.
Б.М. Кустодиев. Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“
Ее продолжил Сергей Дягилев, решивший представить все лучшее за границей. В 1906 году с грандиозным успехом проходит выставка русских художников в Париже, положившая начало Русским сезонам в Париже.
В следующем, 1907 году в Париже проходит сезон русских композиторов, в 1908 году – оперный сезон с участием Шаляпина, наконец, в 1909 году Сергей Дягилев приступает к организации гастролей русского балета.
Но на этот раз его целью была не только пропаганда русского балета, но и его изменение. Он собирает уникальную труппу из лучших артистов и хореографов русского балета, лучших художников – Бакста, Бенуа, Добужинского — и привлекает лучших композиторов.
Началось триумфальное двадцатилетнее шествие русского балета по Европе и Америке. Для Леона Бакста эти годы, особенно первые десять лет, до разрыва с Дягилевым, стали вершиной его творчества. Он создает потрясающие костюмы и декорации: яркие, новаторские, изящные, разные к разным спектаклям.
Л.Бакст. Эскиз костюма восточного принца и его пажа к балету «Спящая красавица»
С 1909 года он фактически окончательно поселяется в Париже, наезжая в Россию на короткое время, а после 1914 года, когда его практически выпроводили из Петербурга за еврейство, он и вовсе отказался приезжать сюда когда-нибудь еще. Тем более, что к тому времени его уже считали парижанином, его имя, как нельзя кстати, соответствовало французскому. Все и забыли, что его становление как художника происходило в России и что родом он был тоже оттуда.
Леон Бакст был человеком мягким, но много простить не мог, как не смог, например, простить авторитаризма Сергея Дягилева и предательства молодого Марка Шагала, который учился у мэтра, но все всегда стремился в Париж. Недовольный его стремлением за границу, Бакст дал молодому Шагалу сто рублей, посоветовав потратить их с пользой для России. Но начинающий художник все равно поступил по-своему.
В конце жизни Леон Бакст сказал: «Великая штука искусство: это колоссальная мать, с гигантскими сосцами, которая не перестаёт тебя кормить божественным молоком, если только хватает силы удержаться на цыпочках, чтобы уцепиться за груди». Ему это удалось. Похоронен Леон Бакст во Франции на кладбище Батильон.
«Лев Бакст/Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения»
Около двухсот картин, рисунков, объектов и старинных фотографий Л. Бакста покажут в ГМИИ имени А. С. Пушкина в начале июня
ГМИИ имени А. С. Пушкина 8 июня – 4 сентября 2016 Москва, Волхонка, 12
Этим летом в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина пройдет грандиозная выставка «Лев Бакст/Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения».
Один из самых оригинальных и великолепных художников начала XX века, Лев Самойлович Бакст (наст. фамилия Розенберг, 1866–1924) знаменит прежде всего своими потрясающими проектами для дягилевских «Русских сезонов» в Париже и Лондоне.
Его яркие, динамические и провокационные декорации и костюмы обеспечили успех таких легендарных постановок, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий Бог» и «Спящая Принцесса» и оказали влияние на общее представление о сценическом дизайне.
Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими гениальными людьми, как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский и Игорь Стравинский, Бакст радикально изменил положение тела артиста на сцене, освободив его кинетическую энергию и создав органическую связь между авансценой и аудиторией.
Бакст был не только художником театра, но и знаменитым живописцем (его картина «Ужин» имела скандальный успех в 1902, в то время как «Древний Ужас» 1908 вызывал тревожный призрак Апокалипсиса), портретистом (его изображения Сергея Дягилева, Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус — драгоценные свидетельства Серебряного века), иллюстратором великолепных книг, дизайнером интерьеров и создателем высокой моды в 1910-х, близко стоящим к Вурт, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн причесок (париков), драгоценностей, сумочек и других модных аксессуаров, писал статьи о современном дизайне, о танце и о женщине, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующими подробностями автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино. Влюбленный в старину и в восточное искусство, Бакст объединил экстравагантность ар-нуво с чувством меры и здравым смыслом, редкая смесь, которая принесла ему громкий успех в России, Европе и Америке.
Гражданин мира, Бакст был дома в Санкт-Петербурге, в Париже, в Венеции, в Лондоне и Нью-Йорке, его искусство — органичная часть российского и европейского декоративного возрождения начала ХХ века — настолько значимо, что даже сегодня сила и изобретательность его сценического оформления все еще влияют на современный художественный процесс. Близко сотрудничая со знаменитыми художниками, музыкантами, танцорами и писателями того времени, такими как Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан и Габриэль Д’Аннунцио, Бакст был одной из самых ярких — и самых сильных — звезд на российском небосводе конца XIX — начала ХХ века.
Собрав вместе oколо двухсот картин, рисунков, объектов и старинных фотографий Л. Бакста на выставке «Леон Бакст.
К 150-летию со дня рождения художника», ГМИИ воздает должное богатому и многообразному творческому потенциалу этого удивительного человека, одного из самых влиятельных художников своего времени и главного культурного посла России Серебряного века. Работы, представленные на выставке, охватывают ряд наиболее важных для художника тем.
Это и книжная графика, и античность, и восточные мотивы, и портреты, пейзажи, мода, театральные костюмы. Среди экспонатов выставки следует упомянуть такие работы, как «Беотиец. Эскиз костюма к балету “Нарцисс”» (около 1911, СПМТиМ), «Вакханка. Эскиз костюма к балету “Нарцисс”» (1911, Центр Помпиду), «Храмовая танцовщица.
Эскиз костюма к балету “Синий Бог”» (1912, Центр Помпиду), «Эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету “Послеполуденный отдых Фавна”» (1912, частное собрание, Париж), «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, Русский музей), «Автопортрет» (1893, Русский музей), «Эскиз костюма для Иды Рубинштейн в партии Клеопатры (балет “Клеопатра”)» (1909, СПМТиМ, дар Международного благотворительного фонда «Константиновский», 2013. Коллекция Никиты и Нины Лобановых-Ростовских), «Юноша, сопровождающий Орфея в храм. Эскиз костюма. I акт» (1914, ГМИИ им. А. С. Пушкина), «Древний ужас (Terror Antiquus)» (1905–1908, Русский музей).
В экспозицию включены произведения из российских и западных собраний, государственных и частных, многие из которых впервые демонстрируются в России.
Кроме того, известный российский историк моды Александр Васильев предоставит для выставки ряд костюмов из своей коллекции. Выставка сопровождается научным, иллюстрированным каталогом, где будут опубликованы около 400 работ Л.
Бакста. Эта первая полная ретроспективная выставка Л. С. Бакста в России.
Кураторы выставки: Наталья Борисовна Автономова, зав. Отделом личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина; Джон Э. Боулт, директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии.
Источник: arts-museum.ru
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Биография Леона Бакста
Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно. При рождении ему дали имя Лейб-Хаим Розенберг. Личность, которая была известна не только как художник. Он также прославился своими дизайнерскими талантами и работой в театре.
С самого детства его окружали люди, которые сильно повлияли на карьеру и дальнейшую судьбу творца. Дедушка Леона был известным портным в Петербурге, мальчик любил гостить у него.
Увлечение рисованием было замечено еще в детстве, его работы были оценены по достоинству Марком Антольским, который и посоветовал ребенку серьезно заняться искусством.
Также в детстве уже прослеживалась любовь к театрам, Леон Бакст любил слушать рассказы родителей о театрах, а также самостоятельно ставил кукольные постановки.
Его главным учителем был Александр Бенуа. Благодаря связи с ним, художник оказался в обществе других деятелей искусства, которое позже образовалось в творческое объединение «Мир искусства», и стало выпускать свой журнал. Бакст стал отвечать за художественный отдел журнала. Именно тогда он прославился, благодаря иллюстрациям, размещенным в издании.
Князь Владимир пригласил художника преподавать живопись своим детям. Кроме этого он преподавал в школе Званцевой.
Леон Бакст жил в Петербурге и Париже. С 1910 года работал над сценическими декорациями во Франции. Творчество тех времен произвели настоящую революцию.
Личная жизнь живописца
В 1903 году Леон Бакст женился на дочери П. М. Третьякова. Ради брака ему пришлось принять лютеранство. Ради брака, пришлось делать прошение на смену фамилии. Союз распался в 1907 году.
Любовь Павловна Третьякова родила сына Андрея Львовича Бакста, который в дальнейшем стал художником театра и кино.
Творческая деятельность Бакста
Лев Самойлович Бакст считается выдающимся не только в России, но и в Европе. Мастер станковой живописи и театральных декораций, участник художественных проектов Дягилева. Также он является одним из основателей европейской моды ХХ века.
Театральная деятельность
Первый спектакль художник оформил в 1903 году. Это был балет под названием «Фея кукол». Еще с этого спектакля Бакст показал себя с лучшей стороны, и с тех пор никому не удавалось превзойти его творчество.
Бакста отличало то, как тщательно он подходит к проработке образа героя. Казалось, что он продумывает каждую деталь. Костюмы подчеркивали каждое движение актеров, придавали им четкость и плавность.
По эскизам Льва шились костюмы для императорского театра. Также он работал с группой Иды Рубинштейн. Но, больше всего работ было сделано в сотрудничестве с Дягилевым.
Тем не менее, в России в это время было неприемлемым заниматься модой, человеку с такими заслугами. Но художника это не смущало. Он занимался художественным оформлением постановок. Невероятной красоты декорации были созданы его руками, а также костюмы для ведущих солистов театра. Лев сравнивал свое творчество с архитектурой. Его костюмы отражали эпоху того времени.
Сюжеты, воплощенные в постановках, обворожили зрителя. То, как Лев Бакст отражал свое видение героев не могло оставить равнодушным абсолютно никого. Русский балет, «Клеопатра», «Шахерезада» — особенно понравились европейскому зрителю. Для него это было чем-то новым, поражающим воображение.
Театральное искусство творца оценили по достоинству. В Париже его талант был признан сразу. Творчество настолько понравилось европейцам, что Леону предложили создавать одежду не только для сценических постановок. А изготавливать одежду для женщин Парижа.
Чувствительность образов, недооцененная в России, сыскала особую популярность среди Француженок, а позже завоевала и весь мир. Жители Парижа любили театральные постановки Дягилева, ведь они отражали повседневную жизнь европейцев.
Андрей Левинсон писал, что подлинно, Париж был пьян Бакстом.
Работы в живописи
Известные картины:
Леон Бакст достиг невероятного мастерства в иллюстрации. Благодаря большому опыту, журналы, в которых демонстрировались его работы считаются примера современной графики.
Также он создавал карикатуры.
Прекрасные пейзажи европейских стран, виды Версаля, Финляндии никого не оставляют равнодушным. А итальянские и английские пейзажи отличают художника особенным вкусом. Им был создан целый ряд пейзажей.
Вместе с Валентином Серовым ему удалось выполнить этюд Греческих пейзажей.
В дальнейшем они участвовали в декорациях.
Бакстом было написано много портретов своих современников, и не только. Также широко известны мистические сюжеты в его работах. Картины Бакста широко известны по всему миру.
Ужин — Леон Бакст
Картина «Ужин», прозванная в шутливом противопоставлении серовской «Девочке с персиками» «Дамой с апельсинами», — одно из самых популярных полотен Бакста. С одной стороны, этот большой холст относится к весьма распространенному в русском искусстве конца XIX — начала XX века жанру «портрета незнакомки». С другой, произведение отличается целым рядом черт, делающих его непохожим на салонные портреты безымянных красавиц. Художник создает образ близкий распространенному в европейском модерне специфическому типу «женщины-вамп», который оказал большое влияние и на кинематограф и на литературу того времени.
«Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура — кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!» — презрительно писал В. В. Стасов. И совсем в другом тоне, слегка иронично, но не без восхищения, — В. В. Розанов: «Стильная декадентка fin de siècle черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой, à la Джиоконда, кушает апельсины».
Сюжетный мотив одинокой фигуры в интерьере кафе или ресторана, фрагментарность композиции подсказаны полотнами импрессионистов, но Бакст не ограничивается фиксацией впечатления от натуры, он преображает ее.
Трансформируя очертания женской фигуры и предметов, подчиняя их единому ритму, художник уподобляет модель некоему экзотическому растению, увенчанному гигантским цветком-шляпой, и превращает ее в часть орнаментального узора.
Полотно строится на игре пространства и линии. Постепенно нарастающий снизу и слева направо ритм белых и голубых плоскостей организует диагональное движение в глубину. Его динамику поддерживают волнистые края скатерти, пересекающиеся со шлейфом платья, а затем с изгибами женской фигуры.
В то же время вертикаль силуэта останавливает это движение: овальный шлейф на лилово-синем полу, коричнево-черные силуэты «змеящихся» рук на белом столе и, наконец, шляпа на голубовато-сером фоне стены спроецированы в одной плоскости. Текучие мазки широкими потоками ложатся на холст, обобщая и уплощая форму до аппликативного пятна. Живописность превращается в графичность, что позволяет сравнить станковое полотно Бакста с плакатами Тулуз-Лотрека и Стейнлина.
Избрав в качестве внешнего прототипа героини жену Александра Бенуа Анну Карловну, художник в данном случае не ставит портретных задач. Претворяя весь облик модели — лицо, фигуру в длинном бархатном платье со шлейфом, — Бакст создает характерный для своего времени призрачный и вместе с тем чувственный образ «ресторанной незнакомки», одновременно и влекущей, и порочной.
Светящееся, словно фарфор, лицо так и осталось ненаписанным, Бакст лишь наметил поверх масляной подготовки его легкую графику: миндалевидные глаза, тонкий нос, острый перевернутый «серп» алых губ.
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) — Ужин: Описание произведения
На картине Бакста «Ужин» изображена жена Александра Бенуа Ася, в девичестве – Анна Кид. Кстати, сам Бакст эту работу предпочитал называть «Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане». На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал.
Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина?
Идеолог передвижников Владимир Стасов раскритиковал «Ужин» Бакста, камня на камне от него не оставив.
Он назвал героиню «кошкой в дамском платье», а саму картину – невыносимой вещью.
«…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея».
Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать.
При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки.
Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан!
Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность).
А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина.
Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях!
Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита. Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение. При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты.
Чего стоят складки скатерти!
Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки.
То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей.
Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали.
Леон Бакст Ужин
Леон БакстУжин, 1902На пятой выставке «Мира искусства» вокруг картины разразился скандал. Дескать, дама ужинает в одиночестве, что неприлично, и слишком чувственная. Но и это не главная претензия:)
На картине Бакста «Ужин» изображена жена Александра Бенуа Ася, в девичестве – Анна Кид. Кстати, сам Бакст эту работу предпочитал называть «Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане».
На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал. Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина?
Идеолог передвижников Владимир Стасов раскритиковал «Ужин» Бакста, камня на камне от него не оставив. Он назвал героиню «кошкой в дамском платье», а саму картину – невыносимой вещью.
«…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея».
Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать.
При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки.
Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан!
Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность).
А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина.
Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях!
Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита.
Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение.
При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты. Чего стоят складки скатерти!
Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки.
То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей.
Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали.
Мастер, творивший в начале ХХ века, Лев Самойлович Бакст вошел в историю русского искусства скорее как театральный художник, нежели станковист. Оформив несколько десятков спектаклей для «Русских сезонов» С. П.
Дягилева в Париже, Бакст придал театрально-декорационному искусству свое самостоятельное звучание на сцене.
Феерия красок и роскошь костюмов, созданных художником, заставили французскую прессу 1900-1910-х воскликнуть: «Париж был подлинно пьян Бакстом!»
Станковое творчество мастера в основном посвящено жанру портрета и запечатлевает круг близких и знакомых художника. В работе «Ужин» изображена жена выдающегося художника, критика и учредителя объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа — Анна Карловна Кинд (прозванная домашними и друзьями просто Атя).
Силуэтность и подчеркнутая графичность линий, контраст белого интерьера, черного наряда молодой женщины и рыжих акцентов на волосах и апельсинах создают стиль начала ХХ века. Мода на лаконизм изобразительных средств во многом сформировалась благодаря получившей распространение и популярной книжной графике и рекламе.
Бакст стал одним из выразителей вкусов своего времени.
Описание картины Ужин – Леон Бакст
Картина “Ужин”, прозванная в шутливом противопоставлении серовской “Девочке с персиками” “Дамой с апельсинами”, – одно из самых популярных полотен Бакста. С одной стороны, этот большой холст относится к весьма распространенному в русском искусстве конца XIX – начала XX века жанру “портрета незнакомки”. С другой, произведение отличается целым рядом черт, делающих его непохожим на салонные портреты безымянных красавиц.
Художник создает образ близкий распространенному в европейском модерне специфическому типу “женщины-вамп”, который оказал большое влияние и на кинематограф и на литературу того времени.
“Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!” – презрительно писал В. В. Стасов. И совсем в другом тоне, слегка иронично, но не без восхищения, – В. В. Розанов: “Стильная декадентка fin de siècle черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой, à la Джиоконда, кушает апельсины”.
Сюжетный мотив одинокой фигуры в интерьере кафе или ресторана, фрагментарность композиции подсказаны полотнами импрессионистов, но Бакст не ограничивается фиксацией впечатления от натуры, он преображает ее.
Трансформируя очертания женской фигуры и предметов, подчиняя их единому ритму, художник уподобляет модель некоему экзотическому растению, увенчанному гигантским цветком-шляпой, и превращает ее в часть орнаментального узора.
Полотно строится на игре пространства и линии. Постепенно нарастающий снизу и слева направо ритм белых и голубых плоскостей организует диагональное движение в глубину. Его динамику поддерживают волнистые края скатерти, пересекающиеся со шлейфом платья, а затем с изгибами женской фигуры.
В то же время вертикаль силуэта останавливает это движение: овальный шлейф на лилово-синем полу, коричнево-черные силуэты “змеящихся” рук на белом столе и, наконец, шляпа на голубовато-сером фоне стены спроецированы в одной плоскости. Текучие мазки широкими потоками ложатся на холст, обобщая и уплощая форму до аппликативного пятна. Живописность превращается в графичность, что позволяет сравнить станковое полотно Бакста с плакатами Тулуз-Лотрека и Стейнлина.
Избрав в качестве внешнего прототипа героини жену Александра Бенуа Анну Карловну, художник в данном случае не ставит портретных задач. Претворяя весь облик модели – лицо, фигуру в длинном бархатном платье со шлейфом, – Бакст создает характерный для своего времени призрачный и вместе с тем чувственный образ “ресторанной незнакомки”, одновременно и влекущей, и порочной.
Светящееся, словно фарфор, лицо так и осталось ненаписанным, Бакст лишь наметил поверх масляной подготовки его легкую графику: миндалевидные глаза, тонкий нос, острый перевернутый “серп” алых губ.
(1 votes, average: 5.00