бакст ужин картина описание
Скандальный «Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»
Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.
На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.
Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.
Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».
Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».
В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Картина «Ужин» Леон Бакст: главные характеристики, описание, интересные факты
Популярная картина Ужин, которую Леон Бакст написал в зените своего таланта, раскрывает классическую для искусства рубежа XIX-XX вв. тему «Незнакомки». Произведение привлекает внимание необычной, немного размытой техникой исполнения и броскими цветовыми контрастами.
История создания картины
Полотно «Ужин» было создано в 1903 г. Смешение различных техник, сочетание резких темных и полупрозрачных светлых оттенков – все это говорит о картине, как о типичном произведении модернизма первых годов XX в. В качестве натурщицы для композиции «Ужин» Леон Бакст пригласил жену своего друга и наставника Александра Бенуа. Само полотно имеет несколько названий – автор предпочитал именовать его «Дама в ресторане», подчеркивая тот факт, что работа изображает именно женщину «нового типа», декадентку.
«Ужин» был впервые продемонстрирован широкой публике в конце зимы 1903 г. На пятой выставке сообщества живописцев «Мир искусства» (куда входил Леон Бакст) картина вызвала настоящий скандал. Неискушенные зрители возмущались скабрезностью композиции, критики искусства упрекали «Ужин» в злой насмешке, а Леон Бакст был обвинен в издевательстве над романтическим сюжетом «Незнакомки». Свою роль в восприятии картины сыграл и тот факт, что она была размещена в галерее рядом с «Тремя бабами» Малявина – произведения с такой же вызывающей композицией и чувственным настроением. Сегодня картина «Ужин» хранится в Русском музее, в городе Санкт-Петербург.
Автор
Леон Бакст, урожденный Лейб-Хаим Израилевич (Лев Самойлович) Розенберг родился в 1866 г. Родом художник был из Гродно, откуда его семья перебралась в Петербург вскоре после рождения прославленного модерниста. После нескольких лет обучения в Шестой гимназии столицы Леон Бакст переводится в Академию художеств, где обучается в 1883-1887 гг. Заканчивается его образование исключением из Академии из-за скандальной картины «Оплакивание Христа».
Еще будучи студентом, Леон Бакст активно развивает свой талант на практике, иллюстрируя журналы, газеты и книги. С 1890 г. живописец учится работать акварелью у Альберта Бенуа. С 1993 г. – берет частные уроки во Франции, у художников Жерома, Жулиана и Эдельфельта. В те же годы Леон Бакст вступает в организованный Дягилевым и Александром Бенуа творческий союз «Мир искусства». Пик славы модерниста приходится на первое десятилетие XX века.
Леон Бакст становится известным театральным декоратором, иллюстратором и живописцем. Его картины выставлялись в крупнейших городах Европы. В 1909 г. художник демонстративно возвращается к иудаизму, за что высылается из Петербурга. С 1910 г. Леон Бакст проживает в Париже, гастролируя с различными театральными труппами как постановщик-декоратор. Умер живописец в 1924 г., в городке Рюэй-Мальмезон, недалеко от Парижа.
Главные характеристики и композиция полотна
Произведение «Ужин» написано в жанре портрета, с элементами натюрморта. По стилю картина – типичный представитель арт-нуво, или модерна. Оригинальный масштаб полотна невелик – всего 39×48 см. Форма холста – вертикально ориентированный прямоугольник. «Ужин» Леон Бакст написал масляными красками на обычном холсте, что не характерно для художника, предпочитавшего гуашь, или акварель. Однако, кое-где на полотне виднеются хорошо заметные карандашные линии – особенно, на портрете дамы.
Композиция картины «Ужин» проста и лаконична. Леон Бакст представил на холсте богато и элегантно одетую даму, сидящую за столом в кафе, или ресторане. В руках у героини – бокал с шампанским, перед ней стоит ваза с апельсинами. Больше никаких деталей на полотне «Ужин» нет – даже стены помещения абсолютно лишены декора.
Леон Бакст хотел сосредоточить все внимание на портрете загадочной дамы с внешними чертами декадентки – черное платье, бледная кожа, стремление к одиночеству. Лицо героини картины «Ужин» не прорисовано, а только слегка намечено – яснее всего проявляется на нем игривая, даже вызывающая улыбка. Эта деталь, в сочетании со смелым декольте, раскованной позой и вопиющим одиночеством дамы в общественном месте сделали композицию «Ужин» такой скандальной.
Цветовое решение картины
Цветовая гамма полотна «Ужин» вполне соответствует стилю этого произведения. Основная часть картины выглядит приглушенно, даже уныло – тем ярче вырисовывается протрет и уравновешивающие его детали на переднем плане. Леон Бакст выбрал для создания композиции «Ужин» следующие оттенки:
Наиболее яркими цветовыми акцентами на полотне «Ужин» Леон Бакст сделал вызывающее черное платье и шляпку героини, а также апельсины в стеклянной вазе, насыщенно-оранжевого оттенка. Золотистый узор на скатерти, фрукты и шампанское в бокале уравновешивают темную фигуру дамы и делают произведение «Ужин» более гармоничным.
Интересные факты
Полотно «Ужин» произвело неизгладимое впечатление на современников и сыграло знаковую роль в развитии модернистского стиля в живописи. Несколько любопытных фактов об этой картине:
Единственным критиком искусства, положительно отозвавшимся о композиции «Ужин», был В. Розанов, отметивший точность образа декадентки о отметивший уникальный стиль картины.
Бакст ужин картина описание
Описание картины «Ужин»
На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал. Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина?
Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать. При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки. Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан!
Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность). А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина. Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях!
Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита. Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение. При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты. Чего стоят складки скатерти!
Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки. То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей. Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали.
World of Art
Страницы
Скандальный «Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности
Л. Бакст. Ужин, 1902. Фрагмент | Фото: art-assorty.ru
В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Льва Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе. На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.
Л. Бакст | Фото: personbio.com
Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»
Л. Бакст. Автопортрет, 1906. Фрагмент | Фото: art-assorty.ru
Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.
Слева – А. К. Бенуа, фото. Справа – В. Серов. Анна Карловна Бенуа, 1908 | Фото: hrono.ru и artchive.ru
На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.
Слева – К. Сомов. Портрет А. К. Бенуа, 1896. Справа – З. Серебрякова. Анна Карловна Бенуа, 1924 | Фото: cultobzor.ru и radikal.ru
Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.
Л. Бакст. Слева – Автопортрет, 1893. Справа – Ужин, 1902 | Фото: art-drawing.ru и art-assorty.ru
Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».
Описание картины Леона Бакста «Ужин»
Это произведение известного художника Льва Бакста имеет очень интересную историю. Началась она в Париже. Два друга-художника Леон Бакст и Валентин Серов, прогуливаясь по ночным улицам французской столицы решили зайти в кафе. За столиком в углу сидела девушка, которая произвела такое впечатление на Леона, что он тут же, на салфетке, нарисовал её портрет. Женщину звали Анна Кид, она была женой Александра Бенуа, основателя общества «Мир искусства».
После того, как художник перенес картину с салфетки на холст, она не прошла незамеченной, критики не остались к ней равнодушны, полотно вызвало массу откликов, как положительных, так и негативных. Сюжет, изображенный на картине банален — скучающая женщина, импрессионистический стиль изображения. Но Бакст не только пишет свои впечатления, он стремится преобразить реальность.
Белые и голубые линии и плоскости изображения образуют особый ритм со своей специфической динамикой. Этот живописный танец останавливает фигура женщины, сидящей за столиком. Её руки, лицо, непропорционально большая шляпка выстраиваются в одну линию. Игра цветов, идентичность тонов волос и апельсинов вырисована нарочно, в пику реализму Серова в «Девочке с персиками». Само лицо женщины неуловимо, словно незакончено, это подчёркивает нереальность таинственной незнакомки в ночном кафе Парижа.
Год написания картины: 1902.
Размеры картины: 39 x 48 см.
Техника написания: масло.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
1 Комментарий
Она почти как кошка в дамском платье,
Где в рукавах расположились лапы.
Но кто она и род ее занятья?
Смущает вид ее рогатой шляпы.
Пред нею в вазе были апельсины.
Один из них лежал и возле вазы.
Так описал создание картины
Творец в опубликованном рассказе.
А танец линий, видимых в картине,
Сочетается со сменой плоскостей,
Общий тон волос — с цветом в апельсине.
Модернизм здесь — отражение страстей.