аюрведа можно ли есть мясо

ПОТРЕБЛЕНИЕ МЯСА C АЮРВЕДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Ответы за пределами да или нет
Автор Д-р Шубханге Сатам М.Д. (Аюрведа) (Dr.Shubhangee Satam)
В Аюрведе, древней наука о жизни, конституционное питание считается важным строительным блоком в поддержании здоровья. Потребление мяса само по себе не исключено в древних писаниях. Но есть четкие представления о том, какое мясо можно есть, кем и когда, и какого качества оно должно быть. В дополнение к этим подробным знаниям существуют также этические и религиозные свидетельства в отношении потребления мяса в Индии, родине Аюрведы. Но давайте начнем с древних писаний и традиций.

КАТЕГОРИЗАЦИЯ В ДРЕВНИХ ТЕКСТАХ
В аюрведе пища делится на разные категории, например, группа зерновых, бобовые, листовые овощи, мясо, фрукты и т. д.
В категорию мяса входят домашняя птица, млекопитающие и рыба. Они, в свою очередь, подразделяются на группы в зависимости от их среды обитания и предпочтений в еде. Общие характеристики этих мясных групп и отдельных животных подробно описаны в древних работах.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЯСА:
1. Мясо из животных, живущих в сухих и лесных районах
2. Мясо из животных, обитающих в воде или водно-болотных угодьях
Эти группы, в свою очередь, подразделяются на различные подгруппы. Описаны свойства различных групп, а также отдельных важных видов птицы и млекопитающих. Для четвероногих, как правило, верно, что мясо самок сложнее переваривать, чем мясо самцов, тогда как для домашней птицы это наоборот.

АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ МЯСА
Если обобщить влияние этой пищи в целом в одном предложении, можно сказать: «мясо способствует росту» и «мясной суп питает».
Мясо сладкое с точки зрения вкуса и пищеварения. Оно способствует росту, требует времени для пищеварения, питает и успокаивает Вату. Говорят, что никакая другая пища не питает так, как мясо.
Согласно Аюрведе, мясо животных, живущих в засушливых районах и лесных районах охлаждает, легко усваивается и рекомендуется для нарушений, затрагивающих все три доши (с преобладанием питты, умеренно повышенной ватой и слегка повышенной капхой). С точки зрения вкуса мясо этой группы считается сладким и вяжущим, сухим, бодрящим, стимулирующим рост и повышающим жизнеспособность. Оно усиливает пищеварительный огонь и рекомендуется для расстройств и дисбалансов Ваты.
Мясо животных, живущих на водно-болотных угодьях, сладко по вкусу. Оно маслянисто-влажное, требует времени для пищеварения, немного ослабляет пищеварительный огонь, увеличивает слизь, питает мышцы, укрепляет Капху и обычно полезно для здоровья.

КАКОГО КАЧЕСТВА ДОЛЖНО БЫТЬ МЯСО?
Что касается потребления мяса, Аюрведа рекомендует есть мясо от животных, которые были недавно убиты.
Оно не должно быть загрязнено и исходить от взрослых животных, которые жили в естественной среде.
Нельзя есть мясо животных, которые умерли естественным образом, которые были сильно истощены, чрезмерно жирны, и животных, которые умерли от болезни или несчастного случая, таких как утопление или отравление.
Мясо от промышленного содержания животных не отвечает рекомендациям Аюрведы. Животные, которые растут на фабриках, не живут в своей естественной среде. Напротив, они растут в ужасных условиях, лечатся лекарствами и могут также болеть. Часто мясо замораживают после убоя и оно доходит до потребителей только через несколько недель. Это все вещи, которые были немыслимы тысячи лет назад, когда Аюрведа развивалась и формировалась.

ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Также по духовным причинам многие люди не едят мясо (не только в Индии). Потребление мяса способствует тамасу, т. е. тупости и медлительности, и поэтому может быть препятствием на пути к достижению высших состояний сознания. С духовной точки зрения потребление мяса противоречит принципу ненасилия по отношению ко всем живым существам и удерживает человека в цикле превращений. Это особенно касается согласно древнего индийского трактата о соответствующем поведении (Manusmriti), потребления свинины.

СПЕЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КУРИНОГО МЯСА
Аюрведа уделяет особое внимание куриному мясу. Это один из продуктов, который вы можете потреблять регулярно в соответствии с аюрведическим восприятием. Цыпленок относится к категории птиц. Эти животные царапают пищу, прежде чем они ее съедят. В общем, мясо этой группы легко усваивается, оно охлаждает с точки зрения его потенции, сладкое по своему вкусу и слегка терпкое. Для пищеварения оно острое. Оно укрепляет организм, является афродизиаком и поддерживает здоровье. Оно поддерживает лечение болезней, основанных на загрязнении всех трех дош (сильно загрязненная питта, умеренно загрязненная вата и слегка загрязненная капха).
В частности, куриное мясо жирно-влажное, согревающее и вяжущее по вкусу. Оно способствует потению и успокаивает Вату. Требует много времени для пищеварения и требует хорошо функционирующий агни (пищеварительный огонь). Оно укрепляет тело, укрепляет мышцы и питает шукра дхату. Мясо домашних цыплят обычно увеличивает Капху и сравнительно с мясом диких птиц более тяжелое для пищеварения. Мясо диких птиц жирное и влажное. Оно также увеличивает Капху, успокаивает Вату и Питту, способствует росту и рекомендуется при состояниях слабости.

ЯЙЦА КУРИНЫЕ
Куриные яйца описаны в Аюрведе как средство немедленного укрепления. Они сладкие и не вызывают изжоги. Интересно отметить, что в Аюрведе в качестве прекрасного источника кальция используется яичная скорлупа в виде бхасмы (минеральное озоление, которое частично разрешено в Германии). В качестве источника кальция этот бальзам улучшает плотность костей и также используется при остеопорозе и его начальных стадиях. Он также рекомендуется в качестве дополнительного ингредиента в период менопаузы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НЕСКОЛЬКО ФАКТОРОВ ИГРАЮТ РОЛЬ
В целом, можно сказать, что мясо курицы способствует росту, успокаивает Вату и имеет тенденцию к увеличению капхи. Поэтому оно предпочтительнее для состояний увеличенной Ваты и конституции с доминирующей Ватой.
В конституции с доминантой Капхи и состояниях увеличенной Капхи, таких как высокий уровень холестерина, ожирение и т. д., рекомендуется более осторожное поведение. Поэтому потребление куриного мяса в некоторых случаях может иметь положительный эффект. Однако это, как и многое в Аюрведе, не считается абсолютной истиной, но должно оцениваться и взвешиваться индивидуально по отношению к конституции.

Источник

Аюрведа можно ли есть мясо

аюрведа можно ли есть мясо. Смотреть фото аюрведа можно ли есть мясо. Смотреть картинку аюрведа можно ли есть мясо. Картинка про аюрведа можно ли есть мясо. Фото аюрведа можно ли есть мясо

А теперь давайте посмотрим на потребление мяса с точки зрения аюрведы (отбросив все правила ямы основы всемирной морали ).
В заметке о 6-ти вкусах мы рассматривали випак – вкус продукта после переваривания. Там было отмечено, что не важно какой вкус попал в наш организм, важно – во что он преобразовался. Так вот – у мяса випака – сладкий. А мы помним из характеристики ваты и 6 вкусов, что сладкий вкус понижает вату, так как он состоит из первоэлементов Земли и Воды (как раз тех, которые отсутствуют у ваты). И только на вата дошу мясо действует положительно (отбросив закон ямы, гормоны в мясе, передающийся человеку ужас животного при забое, и т.д). Продукты животного происхождения, в общем, хорошо влияют на легкую вату, как бы заземляя ее. Остальным дошам-мясоедам мясо не так полезно (с аюрведической точки зрения).

Белок рыбы и яиц стоит на первом месте, куриное мясо и мясо индюшки – на втором (среди мяса птицы утинное мясо – на последнем месте). Говядина – на третьем месте. Далее идет баранина – считается, что она обладает раздражающими свойствами и повышает сексуальную активность. Также раздражающе действует на кровь. Т.е. для тех, кто хочет достичь сатвического состояния, баранина не рекомендуется.

У свинины – совсем плохая репутация – ee липкая энергетика плохо действует на физическое и энергетические тела. Хотя она понижает вату и питу, но нахождение свинины в состоянии очень высокого тамаса создает состояние тяжести в теле, чувствах и уме, забивает каналы. Бекон – самый тяжелый из свиных продуктов из-за высокой концентрации жира (хотя в рационе должно быть достаточно жиров для правильной работы печени, и кстати жир убирает чувство голода, быстро возникающее после употребления углеводов). Ветчина – немного легче, но все равно является тяжелым продуктом. Но именно тяжесть нужна для понижения высокой вата доши.

Про всякие вареные и копченные колбасы – догадайтесь сами.

Мясные продукты широко используются в восточной медицине при восстановительном процессе.читается, что «Подобное лечится подобным». При восстановлении печени рекомендуется употреблять печень животных, при восстановлении костного мозга прописывают употребление костного бульона, при проблемах сухожилий – хрящи. Говядина помогает в строительстве мускулов и крови. Свинина лучше других продуктов восстанавливает печень и жировую ткань (при необходимом наборе веса больного).

Одним из самых полезных продуктов в период восстановления после болезни, замедленном физическом росте у детей является оленина (если кто ее найдет). Особенно она укрепляет почки и кости.

Интересно (с точки зрения аюрведы) мясо кролика. У него вяжуший вкус и горький випак (вкус после переваривания). Это легкое, сухое мясо уменьшает питту и капху и единственное – увеличивает вату.

Но все отрицательные свойства при восстановительном периоде никуда не убираются. Так что взвешивайте сами – что вам важнее. При этом надо понимать, что вновь произведенные ткани организма будут плохого качества и употребления мяса очень тяжело для организма (тем более – ослабленного после болезни). Мясо создает накопление токсинов и притупляет мозговую деятельность (поскольку мясо находится в гуне тамаса. Но если стоит вопрос о восстановлении тканей организма после болезни – то это на время отбрасывается.

Также в аюрведе употребление мяса разрешается воинам и тем, кто подвергается чрезмерным нагрузкам.

В общем – о мясе в целом:
все виды мяса понижают вату, свинина также понижает еще и Питту (по мнению некоторых специалистов аюрведы. Многие же склоняются, что свинина не понижает, а повышает питту – т.к имеет согревающие свойства). Однозначного мнения нет.

Мясо повышает питту (за исключением уже упомянутой свинины) и всегда повышают капху – особенно свинина. Ну и все отрицательные свойства мы уже рассмотрели.

Питте лучше всего употреблять только белое мясо птицы. Все остальное для нее не годится (с точки зрения аюрведы) – повышает ее.

Капхе можно употреблять мясо птицы, так как это самое сухое мясо, и немного высушивает мокрую капху. Рекомендуется избегать говядины и свинины (из-за иx тяжелых свойств).

Если уж вы употребляете мясо, то постарайтесь его приготовить так, чтобы переваривание не было затруднено. Стейк «с кровью», или полуготовое блюдо очень добавляет аму (токсины) и выводит из баланса все 3 доши одновременно. Лучше всего усваивается тушенное и отварное мясо. Хуже – жареное на гриле и обжаренное в кипящем масле. Мясные консервы стоят на последнем месте.

Из разных советов по питанию многие знают, что мясо плохо сочетается с углеводами, в частности с картофелем и хлебом. У аюрведы такой же взгляд на это.

Летом мясо рекомендуется есть меньше, чем зимой, и людям, проживающим в холодном климате, также можно употреблять мясо больше, чем проживающим в теплом климате из-за его согревающих качеств. И конечно – лучше не есть мясо за несколько часов до сна. Снизить негативные последствия употребления мяса можно употреблением сырых овощей, зеленого листового салата и свежих овощных соков.Вате и капхе хорошо бы добавить побольше специй.

И немного юмора:

«Когда семидесятилетнего Бернарда Шоу спросили о его самочувствии, то он ответил:

«Прекрасно, прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, потому что не ем мяса».
Когда же к девяностолетнему Шоу обратились с тем же вопросом, он отвечал:
«Прекрасно. Больше меня никто не беспокоит.Все врачи, которые мучили меня, утверждая, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли».

Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».

Источник

Ведическая кулинария. Мясо

аюрведа можно ли есть мясо. Смотреть фото аюрведа можно ли есть мясо. Смотреть картинку аюрведа можно ли есть мясо. Картинка про аюрведа можно ли есть мясо. Фото аюрведа можно ли есть мясо

Одним из самых распространённых мифов об Индии является мнение, что кухня индийцев с самого начала была вегетарианской. Однако имеющиеся в нашем распоряжении источники как раз свидетельствуют об обратном. Из гимнов Ригведы становится ясно, что ведийские арии употребляли в пищу мясо, в том числе и говядину. Забивали прежде всего яловых коров (т. е. тех, которые не давали приплода). Мясо варили в котлах. Ели не только говядину, но и конину, баранину, козлятину, буйволятину.

Мясо также приносилось в жертву богам, его вкушали и жрецы:
«Ведь мне готовят сразу пятнадцать–двадцать быков, затем я ем также жир. Мне наполняют обе стороны живота. Индра – выше всего!» (Ригведа X.86.14) А в Ригведе 1.161.10 говорится о разделке мяса в гимне, посвященном восхвалению коня и богатом ценными деталями: «Один гонит вниз к воде хромую корову, один разделывает мясо, привезенное в корзине».

Из мясных блюд особо выделяется похлебка, которая именуется «юшан» [Ригведа 1999, с. 519 – 520].

Поэтому весьма любопытно читать книгу под названием «Ведическое кулинарное искусство», пропагандирующую вегетарианство. Истинные арийцы бы с такой диеты точно бы протянули ноги!
То же самое мы видим и в Упанишадах – философских текстах, примыкающих к Ведам:
«И если он желает: «Да родится у меня учёный, прославленный, посещающий собрания, говорящий приятные речи сын; да будет он изучать все веды и достигнет полного срока жизни», – то, сварив рис с мясом, пусть, они [с женой] едят его вместе с очищенным маслом. Поистине, тогда они смогут родить [такого сына] – с помощью мяса бычка или быка»
(Брихадараньяка-упанишада VI.4.18).

В Грихьясутрах, текстах, посвящённых домашнему ритуалу и датируемых серединой первого тысячелетия до н. э., мясная пища упоминается как самая обычная для индийцев того времени. «Поводы для забоя коровы: (приход) гостя, (жертвоприношение) предкам и свадьба» (Апастамба-грихьясутра I.3.9). «На одном огне пусть он готовит рисовую кашу и мясо, перемешивая их по отдельности справа-налево двумя черпаками»
(Гобхила-грихьясутра IV.2.14–15).

Из этих предписаний видно, что индийцы не были вегетарианцами в период грихьясутр. Они не воздерживались от приема мясной пищи, если она приносила им физические и духовные силы. Грихьясутры еще больше пропитаны ведийскими представлениями о принесении в жертву животных и о мясной пище. Поэтому они рекомендовали в пищу мясо.

«Для тела мы добываем мясо, жизненный дух! В сыром, в хорошо сваренном, в созревшем… Да будет этот (человек) без болезни! (Атхарваведа)

О том, что в ведический период мясоедение было широко распространено свидетельствуют и грихьясутры, тексты, датируемые серединой серединой первого тысячелетия до н. э., посвященные домашнему ритуалу.

Р.Б. Пандей в книге «Древнеиндийские домашние обряды» пишет:

«Отец кормил ребенка мясом птицы бхарадваджи, если желал для ребенка плавности речи, мясом птицы капинджалы и маслом — если хотел изобилия еды,
рыбой — если хотел быстроты,
мясом «птицы крикаша, смешанным с медом, — если хотел долгой жизни,
мясом ати и куропатки — если хотел священного блеска,
маслом и рисом — если хотел великолепия — простоквашей и рисом — если хотел большого ума,
и всем вместе — если хотел всего этого для ребенка»

Даже первой твердой пищей ребенка должно было быть мясо. На церемонии аннапрашана отец кормил ребенка мясом птицы бхарадваджи, если желал для ребенка плавности речи, мясом птицы капинджалы и маслом – если хотел изобилия еды, рыбой – если хотел быстроты, мясом птицы крикаша, смешанным с медом, – если хотел долгой жизни, мясом ати и куропатки – если хотел священного блеска, маслом и рисом – если хотел великолепия, простоквашей и рисом – если хотел большого ума, и всем вместе – если хотел всего этого для ребенка»
(Ашвалаяна-грихьясутра I.16; Шанкхаяна-грихьясутра I.27).

Из этих предписаний видно, что индийцы не были вегетарианцами в период Грихьясутр. Они не воздерживались от приёма мясной пищи, если она приносила им физические и духовные силы.

Распространение вегетарианства в более поздний период произошло благодаря влиянию буддизма и джайнизма с их доктриной ахимсы («ненасилия»). Поворотный момент в этом плане ознаменовало царствование принявшего буддизм Ашоки (3 в. до н. э.), когда был запрещён убой многих видов животных. Но и после охота и мясная пища были приняты у кшатриев.

В Артхашастре к употреблению в пищу мяса относятся как к совершенно обычному явлению: «Невареное мясо в сыром или сушеном виде они должны продавать. Пахтание они должны отдавать собакам и свиньям»
(Артхашастра II.29).

Противоречия в отношении к вегетарианству и употреблению в пищу мяса нашли свое отражение в Махабхарате (многовековом эпосе). С одной стороны, мясоедение здесь уже осуждается. Так, сказано, что «тем злодеям, которые едят мясо, вовеки не увидать его (т. е. город Индры на небесах)» (Махабхарата III.44.6). Употребление мяса, как и пьянство, оказывается одним из предвестий конца света (Махабхарата III.188.61 – 73).

С другой, мясоедение оказывается обычным явлением в быту.
В «Сказании о Нале» говорится, что «не единожды царь присылал туда в изобилии мясо животных на угощение Ритупарне»
(Махабхарата III.73.8 – 13).

Мясом не брезгуют даже брахманы:
«Сражая стрелами оленей руру, черных ланей и других чистых лесных животных, он (т. е. Юдхиштхира), как велит обычай, предлагал их (в пищу) брахманам
(Махабхарата III.47.4 – 7).

Большими любителями мяса оказываются соплеменники Кришны, ядавы. Отправляясь в Прабхасу, они, помимо хмельных напитков, заготовили «в изобилии мяса»
(Махабхарата XVII.4.8).

Против обязательности вегетарианства выступает риши Маркандея:
«Относительно мясной пищи мудрецы говорят: кто принимается за еду лишь после того, кто должным образом, согласно (жертвенному) обряду, сделал подношение богам и усопшим предкам, того не осквернит (никакая) пища. Такого (человека) не (порицают) за то, что он ест мясо, говорят Веды: ведь все равно остаётся брахманом тот, кто далее обет воздержания, а сам имеет сношения со своей супругой в положенное время.(Мудрые) учли все добрые и дурные стороны (употребления мяса в пищу) и установили такой порядок»
(Махабхарата III.199.11 – 18).

Маркандея также приводит доводы против ярых сторонников вегетарианства:
«Земледелие считается добрым (занятием), но и тут не обходится без большего вреда: вспахивая плугами землю, люди уничтожают обитающих в ней животных и многое другое, как тебе кажется? Семена злаковых, и прежде всего рис, … – все это живое, как тебе кажется? …Люди при ходьбе убивают ногами множество живых существ, обитающих на земле, как тебе кажется? Сидя и лежа губят (люди) много живых существ, имеющих ум и сознание, как тебе кажется? (…) Сколько не размышляй, не найдёшь здесь такого, кто бы не причинял ущерба (каким-нибудь живым существам)»
(Махабхарата III.199.11 – 18).

Подобная разноголосица мнений связана с тем, что Махабхарата не является цельным произведением, принадлежащим одному автору, но составлялась она на протяжении столетий и современный вид приобрела только к середине первого тысячелетия н. э. Поэтому в ней нашли своё отражение противоположные точки зрения на употребление в пищу мяса.

Поэтому вегетарианство так никогда и не победило полностью.

Как пишет А. Бэшем: «медицинские тексты даже в более поздний период рекомендуют умеренное употребление как мяса, так и алкоголя и не запрещают есть говядину. Вряд ли в какой-нибудь части Индии абсолютное вегетарианство когда-либо распространялось на все население, хотя во многих районах оно практиковалось и практикуется до сих пор большинством индуистов высших каст»
[Бэшем 1977, с. 230].

Бируни в своём труде «Индия» (11 в.) свидетельствует, что запрет на убой скота касается только брахманов, при том что «люди (…) имеют склонность к мясу и будут стараться всегда обойти любой закон, направленный на его запрещение». Бируни сообщает, что у индийцев «разрешается убивать овец, коз, газелей, зайцев, носорогов ганда, буйволов, рыб, водяных и сухопутных птиц (…). Что же касается запрета убоя коров, то он объясняет это чисто практическими потребностями.

В новой форме употребление мяса, связанное с принесением в жертву животных, восстановили приверженцы Тантры. Речь идёт прежде всего о знаменитом обряде пяти М, один из которых является «мамса» – мясо. Как полагает Д. Кинсли, практика принесения в жертву животных (освящающее употребление в пищу их мяса) очень древняя и она вытекает из самой логики шактистского культа. В глазах почитателей разнообразных богинь они, часто жестокие по своей природе, требуют крови и не благословляют своих поклонников, пока не получат от них эту кровь. И до сих пор богини по всей Индии продолжают получать кровавые подношения.

В Девибхагавата-пуране сказано:
«Те, кто ест мясо, должны принести в жертву животное, и лучшим бали будет предложение буйвола, козла или кабана. Убитые перед [изображением] Богини животные отправляются в вечную Сваргу, и нет греха для умертвивших животное ради Нее, о безгрешный. По заключению всех шастр, [насилие], совершаемое на жертвоприношениях, равно ненасилию, ведь животных, принесенных в жертву Богине, ожидает рай»
(III.26.32 – 34).

То есть мы наблюдаем компромиссную точку зрения:
«Мясо можно есть, а можно и не есть».

Более подробную информацию о принесении в жертву животных можно найти в Калика-пуране, где этой теме посвящена целая глава – 67-я, именуемая «рудхирадхьяя» («кровавая глава»).

Подобное же можно отыскать и в Маханирвана-тантре, где приводятся подробные правила совершения жертвоприношений (VI.104-118).

Но помимо этого, употребление в пищу мяса было распространено и без всяких ссылок на ритуал. Об этом свидетельствует, например «Песнь о благодарении Чанди» (Чондимонгол) – бенгальская поэма конца 16 века, рисующая яркие картины жизни той эпохи.

Главными героями этой поэмы являются охотник Калокету (в чьем облике воплотился сын бога Индры Налакубара с целью распространить почитание Богини) и его жена, торговка мясом Пхуллора. Вот как описывается «праздник живота» с точки зрения бенгальца того времени: «Подавала красавица Пхуллора рыбу, мясо и другие явства, с удовольствием съедал все сын охотника». Такая вот «ведическая кулинария»!

Итак, как мы видим, при внимательном знакомстве с историческими источниками от мифа о чуть ли не «врождённом» вегетарианстве индийцев и его тотальном распространении не остаётся и следа.

(Статья взята на сайте mahadevi….ru/

Там же и список литературы, на основании которого написан этот материал.)

В интернете много статей известных специалистов, так и набирайте в браузере «Аюрведа и мясо»

С точки зрения аюрведы Мясо мы уже разбирали.

Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».

Источник

Медицинские мифы. Вегетарианство и веганство

Примечание Лахта Клиники. Вегетарианство – сознательно выбираемая диета, подразумевающая отказ от употребления пищи животного (в т.ч. речного и морского) происхождения. Веганство (веганизм) – крайняя, экстремальная форма вегетарианства, особое экологическое мировоззрение, исключающее какую бы то ни было эксплуатацию животных и употребление любой продукции животного происхождения не только в пищу, но и в любых других целях.

Обращаем особое внимание на то, что публикуемый ниже материал не содержит ни критики, ни пропаганды растительных диет, ни подробного разбора всех плюсов и минусов. Речь пойдет только о мифах и заблуждениях, сложившихся в общественном сознании, и ни о чем более.

Диеты, основанные на продуктах растительного происхождения, становятся все более популярными. Широко распространено представление о том, что такая диета однозначно и всем полезна, однако существует и множество связанных с ней мифов. В данной статье рассмотрим некоторые из них.

До недавнего времени вегетарианство и, тем более, веганство воспринимались как некая причуда, как маргинальный, эксцентричный образ жизни. А всё, что находится на задворках или окраинах общества, обнаруживает тенденцию к непреднамеренному обрастанию системой мифов. Кроме того, чей-то отказ от животных продуктов у многих «нормальных» людей вызывает иррациональный гнев. Такие приступы яростного осуждения обусловлены причинами, подробное рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи. Здесь достаточно будет того, что уже сказано: если более-менее значительная группа населения начинает от чего-либо отказываться, у остальных этот факт провоцирует непроизвольное осуждение, ответное неприятие и мифологизацию, преимущественно негативную.

В целом, вегетарианство и веганизм понимаются неправильно. А поскольку сегодня – Всемирный веганский день (оригинал статьи опубликован 1 ноября 2020 года. – Прим. Лахта Клиники), самое время разобраться с некоторыми наиболее популярными мифами.

Казалось бы, из этого следует, что диета без мяса для организма лучше. Но подобно тому, как не всякое мясо является красным, а не всякое красное – химически обработанным, не всякая вегетарианская или веганская диета является здоровой.

Приведем пример на грани абсурда: если бы человек питался исключительно картофельными чипсами, это соответствовало бы самым строгим требованиям веганства. Вот только едва ли такой человек блистал бы жизненной силой, энергией и здоровьем.

Как и в случае с любой другой диетой, всё зависит от того, что именно употребляет в пищу данный конкретный человек. Вдобавок заметим, что такие скоромные продукты, как нежирное белое мясо и рыба, вовсе не приводят к тем же проблемам со здоровьем, что и «обработанное красное мясо».

В то же время, многие заменители мясных продуктов содержат повышенное количество соли. В 2018 году группой «Action on Salt», занимающейся исследованиями «влияния соли на здоровье», было проведен масштабный анализ потребляемых мясозаменителей. Объектом исследования выступали продукты, предлагаемые несколькими крупными розничными торговыми сетями в Великобритании. Оказалось, в частности, что если содержание соли в говяжьем гамбургере составляет 0.75 г, то вегетарианский (например, бобовый) вариант этой классики фастфуда содержит до 0.9 г соли. Согласно опубликованным результатам, вегетарианский гамбургер несет в себе больше соли, чем большая порция картошки фри в МакДональдсе.

А соль для организма, – как известно сегодня многим, – в определенных аспектах пострашнее будет красного мяса.

Увы, нет. Повторим простую и ясную идею из предыдущего параграфа: далеко не все вегетарианские или веганские диеты одинаково полезны. Хотя, конечно, было бы славно потреблять калории тысячами в день, радуясь тому, что ни одна из них не связана с продуктами животного происхождения. Но настоящий ключ к здоровому похудению, – сбалансированный рацион плюс регулярные физические упражнения, и ничто в этом перечне не требует отказа от животных продуктов.

Тем не менее, отметим объективности ради, что данные о связях между растительной диетой и потерей веса действительно публиковались. К примеру, в журнале «Translational Psychiatry» был помещен обзор, где утверждалось:

«Нами получены достаточно сильные доказательства кратко- и среднесрочного позитивного эффекта растительных диет, в сравнении с обычным рационом, в плане нормализации массы тела, энергетического метаболизма и системных воспалений». Эти выводы касались здоровых участников, лиц с ожирением и больных диабетом 2 типа.

Аналогичный вывод следует из обзора, опубликованного в «BMJ Open Diabetes Research and Care» и посвященного влиянию растительной диеты на состояние людей с сахарным диабетом. Помимо прочих преимуществ, авторы признавали за подобными диетами «тенденцию к значительной нормализации веса».

Вероятно, на сегодняшний день это наиболее распространенный и живучий из всех мифов в данной области. Но распространенность заблуждения не превращает его в истину. В разнообразии всевозможных пищевых продуктов (не только мясных) протеинов достаточно много.

Скажем, в достаточном количестве их получают нестрогие вегетарианцы, употребляющие богатые белком молочные продукты и яйца. Да и веганы имеют обширный выбор, включая сейтан (пищевой продукт из пшеничной клейковины, производное глютена), тофу (соевый творог), чечевицу, нут (бараний горох), многие виды бобовых, полбу, спирулину, киноа, овес, дикий рис, зерна, семена и орехи.

Протеин содержат даже некоторые овощи, в т.ч. шпинат, спаржа, брокколи, артишоки, картофель, горох, брюссельская капуста и батат.

Этот миф напрямую следует из предыдущего.

Вкратце, наиболее важный нутриент для построения мышечной ткани – это белок, который легко можно раздобыть не только в животном царстве, но и за его пределами.

Это касается не молочных продуктов, а кальция. Вот кальций – да, необходим. Собственно, он нужен не только костям, но и ряду других структур, функций и процессов в организме, включая поддержание кровяного давления в оптимальном диапазоне, сокращение мускулатуры, передачу сигналов по нервным волокнам и нормальное свертывание крови.

Таким образом, веганам надо лишь следить за тем, чтобы кальций в достаточных количествах поступал в организм из растительных источников. Как и в случае с протеинами, выбор весьма богат: продукты из сои, бобы, чечевица, горох, шпинат, репа, инжир, лен, чиа (малайская яблоня), семена кунжута, водоросли и некоторые виды орехов, – в частности, миндаль.

И это тоже миф. Многие веганы, действительно, принимают добавки с В12, чтобы обеспечить адекватный уровень этого витамина в организме, но вегетарианцы легко обходятся без дополнительных источников, – получая В12 из яиц и молочных продуктов, в частности, из сыра.

Между тем, и среди веганских продуктов достаточно много источников витамина В12: некоторые злаки, тофу, искусственное молоко, спреды.

Позволим себе интересное отступление о самом витамине В12. Не только человек, но и другие животные, – например, коровы, – нуждаются в В12. У коров функцию поставщика В12 выполняют их собственные кишечные бактерии. В свою очередь, для производства В12 кишечным бактериям необходим кобальт, который коровы получают в ходе обычного выпаса. Однако многие коровы, которым суждено стать говядиной, посещают пастбища, в лучшем случае, на ранних этапах жизни, – а затем помещаются в закрытые фермы, где их кормят зерном. Следствием этого неестественного рациона является то, что кишечная микрофлора коров испытывает дефицит кобальта и не может продуцировать В12. Однако в витаминах группы В коровы все-таки нуждаются, поэтому фермеры должны обеспечить животных либо добавками кобальта, либо готовым В12.

Это означает, что даже самый стойкий фанатик красного мяса получит свой В12, скорее всего, в искусственном виде, – причем через корову, как в данном примере.

На данный момент нет никаких убедительных доказательств того, что употребление в пищу продуктов на базе сои повышает риск рака молочной железы у человека. Последнее уточнение понадобилось нам потому, что первоисточником этого мифа, возможно, послужили опубликованные результаты ранних исследований, которые проводились на лабораторных грызунах. Было установлено, что кормление подопытных животных большими порциями соевых смесей, содержащих изофлавоны, повышает вероятность рака молочных желез. Однако человеческий организм перерабатывает сою иначе, чем крысиный или мышиный.

Вопросам возможной связи между соей, молочными продуктами и онкориском было посвящено специальное исследование, результаты которого опубликованы в феврале 2020 года. На протяжении примерно 8 лет наблюдалась выборка из 52795 женщин, к началу мониторинга не страдавших злокачественными опухолями. Достоверной причинно-следственной связи между потреблением сои и раком молочной железы обнаружено не было. В то же время, определенная связь выявлена в отношении молочных продуктов.

И все же полная картина, пожалуй, несколько сложнее. Дело в том, что в США некоторые женщины используют пищевые добавки на основе сои как природную альтернативу заместительной гормональной терапии в менопаузе. И здесь также можно сослаться на результаты крупного исследования: «никаких ассоциаций между употреблением сои в прошлом и риском рака груди не обнаружено». Вместе с тем, соевые добавки «могут несколько повысить онкориск для тех женщин, у которых семейный анамнез отягощен по раку молочной железы».

В целом, как разъясняет Американское общество изучения рака:

«Имеющиеся научные данные не позволяют говорить о каких бы то ни было угрозах здоровью человека со стороны соевых продуктов, тогда как польза для здоровья, по всей вероятности, значительно перевешивает любые потенциальные риски. Фактически, постоянно обогащаемая и обновляемая статистика свидетельствует о том, что традиционные соевые продукты в рационе […] могут снизить риск рака молочной железы, в особенности у женщин азиатского происхождения».

В период вынашивания беременности важно сбалансировать диету таким образом, чтобы рацион содержал все необходимые развивающемуся плоду нутриенты. Однако выше было показано, что растительная пища может обеспечить поступление абсолютного большинства питательных веществ, витаминов и микроэлементов.

Кому-то из женщин, исповедующих веганство или вегетарианство, действительно необходимо уточнить, особенно на ранних сроках, достаточен ли уровень поступления незаменимых нутриентов.

Выше мы уже говорили о необходимости обеспечить организму поступление витамина В12 в достаточных количествах, посредством пищевых добавок или витаминизированных продуктов, и в особенности это важно для женщин в периоды беременности и грудного вскармливания. Американская диетологическая ассоциация рекомендует дополнительный прием В12 именно тем беременным и кормящим женщинам, которые придерживаются вегетарианской или веганской диеты.

Эти рекомендации основаны на достаточно большом объеме статистических данных в отношении соблюдения растительных диет беременными и кормящими женщинами: «Имеющиеся доказательства показывают, что хорошо спланированная вегетарианская или веганская диета может считаться безопасной во время гестации и лактации, однако необходим строгий контроль сбалансированного приема ключевых нутриентов».

Сегодня те люди, кто интересуется растительными диетами, не испытывают недостатка в информации, полезных рекомендациях или подробных руководствах. Однако для всех, у кого к моменту принятия решения имеются какие бы то ни было проблемы со здоровьем, совершенно необходима и обязательна консультация с врачом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *