автоматы с едой в подъезде
Парадные расчеты
Минимаркеты, работающие по принципу вендинговых автоматов, появляются во многих странах, в России вслед за Москвой они уже устанавливаются во многих других регионах. Так, микромаркет от пермского ретейлера способен продавать до 70 видов продовольственных товаров, обеспечив едой офис на 200 человек или дом на 120 квартир. Покупатель сам забирает нужные товары и оплачивает их на станции самообслуживания.
Несмотря на снятие в большинстве регионов карантинных ограничений, люди продолжают предпочитать бесконтактные покупки, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
Развитие формата торговли, позволяющего не покидать дом или офис, соответствует мировым трендам.
По прогнозам американского исследовательского центра Bachtelle & Associates, к 2022 году число микромаркетов в США достигнет 35 тысяч, а доходы от их работы в течение 10 лет вырастут до 1,6 млрд долларов.
В мире есть примеры и более экзотической реакции торговли на пандемию. Так, в апреля израильская компания Flytrex запустила в Северной Дакоте (США) доставку легких товаров из Walmart при помощи дронов прямо во двор дома клиента. По данным WSJ, в планах стартапа довести радиус полета до пяти километров. Жителям британского города Милтон-Кейнс продукты, заказанные через специальное приложение, доставляют 50 шестиколесных роботов. Этот способ покупок действует здесь еще с конца 2018 года, однако на фоне пандемии резко вырос спрос, и роботам приходится работать практически со всеми жителями города, поэтому Starship планирует удвоить число своих «сотрудников».
Жители остальной части королевства могут воспользоваться сервисом «купи и забери», разработанным одной из крупнейших торговых сетей DIY. Он позволяет клиентам делать заказы онлайн и потом забирать их в определенном месте в заранее назначенное время без необходимости социального взаимодействия. Кстати, эта модель прижилась и в продажах авто, учитывая, что автосалоны все еще закрыты. Для британцев, предпочитающих совершать покупки офлайн, разработано приложение Ubamarket, сочетающее в себе функцию составления списков покупок с навигацией по безопасным зонам торгового зала и оплатой товаров. Еще дома клиент добавляет нужные товары в список, ориентируясь на который, приложение показывает самый короткий маршрут по торговому залу, попутно подсказывая, где находятся нужные товары; покупатель сканирует товары смартфоном и кладет их в корзину, а затем у кассы прикладывает телефон к считывающему устройству и оплачивает покупки.
«ВкусВилл» начал ставить автоматы с продуктами в подъездах. Но радоваться рано Почему купить печенье среди ночи смогут далеко не все
В то время как поход в магазин становится одним из немногих легальных поводов прогуляться по округе, «ВкусВилл» начинает установку вендинговых автоматов с закусками, напитками и готовыми блюдами прямо в подъездах крупных жилых комплексов. Первый московский вендинг уже работает в ЖК «Эмеральд» на Ленинском проспекте, а петербургский — в ЖК Salut на Пулковском шоссе. Мы узнали, что можно купить в автоматах «ВкусВилла» и как договориться о его установке в своем доме.
Самое необходимое
Жилой комплекс «Эмеральд» на юго-западе Москвы выглядит внушительно: огороженная территория, подземный паркинг, мраморные холлы и бдительная охрана в каждом подъезде. Впрочем, к новому вендинговому автомату «ВкусВилла» меня пропустили без проблем, хотя и пришлось объяснить, что меня интересует именно он, а не расклейка рекламы в лифтах. Теперь жители подъезда B (самой высокой секции в 32 этажа) могут круглосуточно купить готовые обеды, детское питание и свежесваренный кофе, не выходя из дома.
В автомате продается около 70 наименований товаров, большинство из которых — продукты с короткими сроками хранения. Среди них — сэндвичи, сыр, сосиски, творог, глазированные сырки и йогурты. Есть также сладости, снеки, чай в пакетиках, кофе в зернах, хлеб, отруби, соки, минеральная вода и орехи. Во «ВкусВилле» обещают, что ассортимент в каждом конкретном вендинговом автомате будет меняться в зависимости от предпочтений жителей дома: сотрудники ретейлера собираются следить за тем, что пользуется спросом, а покупатели смогут направить обращение со списком желаемых продуктов. Скоро в вендингах появятся также корм для кошек и собак и непродовольственные категории товаров, особенно востребованные в условиях самоизоляции, — защитные маски и презервативы.
Карта бонусной системы «ВкусВилла» в автомате не работает
«Пока подводить итоги рано, вендинг в ЖК для российского покупателя пока диковинка, но продажи растут», — говорит пресс-секретарь сети Анна Платова. Уже наметились первые фавориты — сэндвич-ролл «Цезарь», плов с курицей и чизкейк «Малиновый». Пополнять автоматы планируют или ежедневно, или через день, в зависимости от того, как жильцы будут раскупать продукты. Во «ВкусВилле» обещают, что появление просрочки в автомате исключено: все сроки годности внесены в программу, и, если срок истек, уведомление об этом появится на экране. Оплатить покупки можно наличными или банковской картой, цены в автоматах такие же, как и в обычных магазинах. Но карта бонусной системы «ВкусВилла» здесь не работает, а значит, невозможно получить скидку на любимый продукт или участвовать в акциях.
100 квартир и просторный холл
Уже сейчас сотрудники проекта «Вендинги «ВкусВилла» получили более 300 заявок на установку автоматов. Подать их могут председатели советов домов, сотрудники управляющих компаний и сами жильцы. Для этого достаточно написать работникам сети, а согласование с администрацией комплекса во «ВкусВилле» обещают взять на себя. Чтобы в подъезде появился автомат, потребуется согласие от 60 % до 80 % жильцов. Платить за установку и обслуживание им не придется — расходы берет на себя ретейлер.
О том, кто будет следить за безопасностью автомата, пока непонятно
Но поставить автомат получится не в каждом доме. Одно из основных требований — большой холл на первом этаже, чтобы автомат не загораживал проход и не мешал эвакуации из здания в случае пожара. Это сразу исключает из списка потенциальных претендентов старый жилой фонд и дома массовой застройки. Новостройки тоже не всегда соответствуют требованиям: в сети рассматривают подъезды минимум на сотню квартир, а заселен дом должен быть не меньше чем на 80 %. Во «ВкусВилле» говорят, что не оценивали, сколько домов в Москве и Петербурге удовлетворяют всем условиям, и обещают рассматривать каждую заявку индивидуально.
При этом близость обычных магазинов «ВкусВилл» не так важна, поскольку вендинг с ними не конкурирует. Товары в автоматах доступны круглосуточно, и если, например, закончилось молоко, то за ним проще спуститься на первый этаж, чем идти в супермаркет. Технические требования для установки вендинга — 2,5 квадратных метра площади и две розетки на 220 вольт. О том, кто будет следить за безопасностью автомата, пока непонятно. Наличие охраны, консьержа и камер наблюдения среди обязательных условий не указаны. В компании ответили, что антивандальная защита нужна только уличным вендинговым автоматам, а в подъезде жилого комплекса им, скорее всего, ничего не угрожает.
Внутренний вендинг
Автоматы в подъездах — не первый подобный проект «ВкусВилла». Ретейлер уже установил вендинги на станциях МЦК (от домашних они отличаются меньшим размером, ассортиментом и отсутствием кофейного аппарата) и точки самообслуживания в офисах. Сейчас, когда многие компании перешли на удаленную работу, «ВкусВилл» временно приостановил поставки продуктов в большинство офисных микромаркетов — из 200 продолжают функционировать всего 60. В период карантина оказалось намного важнее сосредоточиться на вендинговых автоматах в жилых домах, где сейчас и находится основная часть горожан.
Микромаркеты «идут» в жилые дома
Набирающий популярность новый формат вендинга, микромаркеты самообслуживания, охватывает все больше локаций. Из офисов, бизнес-центров и фитнес-клубов микромаркеты перемещаются в учебные заведения, на заправочные станции и даже в подъезды жилых домов. На что надеются операторы, размещая свои «умные холодильники» в неохраняемых местах? Как защищают такие автоматы от краж, которые в подъездах неизбежны?
Как работает микромаркет в подъезде
Один из таких микромаркетов работает в подъезде дома, находящегося недалеко от делового центра «Москва-Сити». В режиме ожидания двери аппарата закрыты, за ним ведется постоянное видеонаблюдение с помощью установленной на корпусе камеры. Для того, чтобы взять товар из автомата, покупателю нужно разблокировать двери, вставив свою банковскую карту в POS-терминал. В этот момент происходит списание с карты покупателя суммы в 1 рубль и моментальный возврат этой суммы. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать данные карты клиента.
После успешного сохранения данных карты двери автомата откроются, и покупатель сможет взять товар. Штрих-коды выбранных товаров покупатель сканирует с помощью встроенного сканера. Товары автоматически добавляются в корзину на экране автомата, под которой размещена кнопка «Оплатить». По нажатию на эту кнопку управление передается POS-терминалу, установленному в специальной нише на корпусе устройства.
Микромаркет в подъезде жилого дома
К оплате микромаркет принимает банковские карты, в том числе бесконтактные. Возможна также бесконтактная оплата смартфоном. В подтверждение оплаты автомат выводит на экран QR-чек (в соответствии с 54-ФЗ), который покупатель может отсканировать смартфоном.
Может показаться, что оператор этого «умного холодильника» принял все меры для защиты товара от краж. Однако, выяснилось, что у такого микромаркета есть свои уязвимости. Например, человек может взять два продукта, а отсканировать и оплатить только один. При размещении микромаркета в подъезде одного только видеонаблюдения не достаточно, чтобы предотвратить кражи. Какие решения предлагают разработчики микромаркетов для защиты от воровства?
KiT Vending, например, в своем микромаркете самообслуживания Kit Shop решает задачу отслеживания товаров с помощью «умной полки». Специальный модуль распознает снятые с полки товары и управляет замком холодильника. В небезопасных локациях в дополнение к «умной полке» подключается еще система видеонаблюдения с уведомлениями о краже.
Предлагается также использовать видео-фиксацию покупки с привязкой таймлайна видеокамеры к конкретному покупателю. После того, как клиент активировал способ оплаты, начинается видео-запись, и устанавливается метка на таймлайне. На видео фиксируется процесс покупки, снятие товаров с полки и оплата. Через несколько секунд после успешной оплаты видеозапись завершается, данные архивируются и отправляются в облако. А в мониторинге появляется запись о совершенной операции со ссылкой на соответсвующий ей фрагмент видео.
Еще один вариант защиты — предварительная идентификация покупателя по номеру телефона и банковской карте, которая выполняется через мобильное приложение. Этот способ используется в умных холодильниках с системой Briskly, которые тоже начали устанавливать в подъездах.
Почему размещают микромаркеты в подъездах?
Торговые сети начали устанавливать микромаркеты в подъездах весной 2020 года, когда из-за самоизоляции поток покупателей в магазинах значительно снизился. Ритейлеры решили таким образом приблизить точки продаж к покупателям. «Азбуки вкуса» открыла в течение весны — лета первые 15 точек, а «ВкусВилл» получил больше 300 запросов на установку «умного холодильника» или микромаркета в подъездах. В пермских многоэтажках появились «умные холодильники» торговой сети «Семья».
Микромаркеты «Семья» в Перми
Вендинговые операторы считают, что рентабельность торговой точки в подъезде в четыре раза ниже, чем в бизнес-центре, на вокзале или в метро. Представители «Вкусвилл», напротив, утверждают, что в местах, где общедомовым имуществом распоряжается УК, результаты продаж сопоставимы с офисными. Во время пандемии микромаркеты — это неплохой канал для бесконтактных продаж, который останется востребованным и после снятия ограничений.
«Мы потеряли весь наш доход в центре Москвы, у нас заморожены почти все магазины, туда просто никто не ходит, потому что люди не ездят на работу, а жители центра Москвы перебрались за город. Люди стали меньше ездить в метро, а у нас почти все торговые точки размещены около станций метро», — рассказывал в июле каналу «Открытые медиа» основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко.
Переносить торговлю в подъезды жилых домов начали и вендинговые операторы. Весной 2020 года у Ювенко было уже больше 20 таких локаций в Санкт-Петербурге и Москве. С начала пандемии обороты вендинга в Москве упали в среднем на 80%. Поэтому операторы попросили городские власти разрешить установку вендинговых автоматов в жилом секторе. Предприниматели планируют оснастить автоматическими продавцами 20 тысяч домов в Москве.
Предполагается, что такие торговые точки будут устанавливать без проведения аукционов и без оплаты аренды за место, расходы на электроэнергию и связь покроют местные органы самоуправления. Но предпринимателю, желающему открыть бесконтактную торговую точку в подъезде, придется согласовывать ее размещение с собственниками жилья или с управляющей компанией, если площадями под установку оборудования распоряжается УК. Кроме несогласия жильцов на доступ посторонних в подъезды препятствием для открытия микромаркетов в таких локациях могут стать и угрозы пожарной безопасности.
Московские власти ответили на обращение предпринимателей, но подробности решения пока не известны. Эксперты сомневаются в осуществимости этой инициативы, особенно в части бесплатного предоставления мест под оборудование. Учитывая возможную конкуренцию между операторами, такие вопросы лучше решать с УК или собственниками жилья.
Какова арендная плата за место в подъезде?
По данным Ювенко арендная плата за место под автомат в жилых домах и на придомовых территориях коттеджных поселков составляет в среднем 2 500 рублей в месяц и сильно зависит от локации. В «Азбуке вкуса» называют среднюю ставку в 3 000 рублей в месяц плюс расходы на электричество. Стоит отметить, что 90% автономных торговых точек в офисных зданиях работают без арендной платы. Но, к сожалению, во время пандемии многие офисные микромаркеты остались без работы.
Сколько стоит оборудование для микромаркета?
По данным KiT Vending стартовые вложения в оборудование для одного микромаркета составят всего 42 тысячи рублей. Именно столько в минимальной комплектации стоит управляющий микромаркетом терминал. В его состав входят:
Добавив к этой конфигурации сканер штрих-кодов (+ 8 000 руб.), эквайринговый терминал KitPos (+ 13 000 руб.) и онлайн-кассу Терминал-ФА (+ 8 800 руб.), получаем полноценную кассу самообслуживания по цене 71 800 рублей.
Чтобы иметь возможность отслеживать взятые с полок товары, добавим к последней комплектации «умную полку» (+ 7 000 руб.) и контроллер для нее (+ 8 000 руб.). В итоге получаем 86 800 рублей за стандартный набор оборудования для управления микромаркетом.
Микромаркет Kit Shop
Для начала работы нужно еще подключиться к платежному сервису, который обеспечит проведение расчетных операций и полный мониторинг работы микромаркета. KiT Vending предлагает для этих целей собственный программный комплекс в облаке, подключение к которому обойдется в 2 000 рублей в месяц за каждую торговую точку. Многофункциональное ПО предусматривает возможность интеграции с СБП (Системой Быстрых Платежей) и Яндекс.Кассой, поддержку клиентских CRM-систем и систем лояльности, систему видеонаблюдения с уведомлениями о кражах.
Таким образом, начальные вложения в новый перспективный формат торговли не превысят 100 тысяч рублей. Ежемесячный доход от одного микромаркета по подсчетам KiT Vending составляет в среднем от 10 тысяч рублей.
Вендинг в подъезде. Как изменится рынок после карантина
Пандемия, охватившая весь мир, сильно повлияла на ритейл. Число компаний, оказавшихся в выигрыше, невелико, а вот список пострадавших – внушительный. Среди последних оказались представители рынка вендинговых автоматов: торговые центры и офисные здания, где установлено большинство из них, сейчас закрыты. Один из способов снова стать ближе к потребителям – установить вендинговые автоматы в подъездах жилых домов или поселках.
По словам представителей отрасли, сегодня из-за введенного режима самоизоляции вендинговые операторы теряют около 70-80% выручки. Быстро исправить сложившуюся ситуацию можно, если начать установку вендинговых автоматов (ВА) в крупных жилых комплексах. Важным условием является размер подъезда: в нем должен быть просторный холл, куда поместится 2-3 метровый аппарат, который при этом не будет мешать свободному перемещению жильцов.
Удобно и безопасно
Установка ВА в подъездах может быть интересна не только бизнесу, но и потребителям. Из-за пандемии введено ограничение на передвижение людей, а многие и сами боятся выходить на улицы, чтобы не заразиться. По этой причине возросла нагрузка на онлайн-магазины и службы доставки, которые перегружены и не справляются с резко возросшим спросом.
Преимущества покупок в вендинговых автоматах в подъезде:
▪Безопасность. Отсутствует контакт с другими людьми, а значит, риск заразиться Covid-19 минимизирован.
▪ Близость. Поход за покупкой займет не больше 5-10 минут.
▪ Удобство. В холодное время года даже не придется надевать верхнюю одежду, а в непогоду – брать с собой зонт.
Поддержка правительства не помешает
Идея установки торговых автоматов в жилых домах не нова. В Москве вендинговые операторы уже пытались развиваться таким способом, но в итоге отказывались от этой идеи. Причина в том, что не все жильцы, которые являются долевыми собственниками многоэтажки, положительно относились к идее мини-магазина в подъезде.
По закону, не менее 70% жильцов подъезда должны согласиться на установку вендингового аппарата. В противном случае, одного звонка с жалобой в управляющую компанию достаточно, чтобы его демонтировать. Наказать могут и УК: жилищный комитет Москвы в праве выписать штраф от 250 тыс. до 1 млн рублей.
Однако неудачный опыт не помешал вендинговым оператором вновь задуматься над тем, как «переехать» поближе к потребителю. Ведущие вендинговые операторы уже обратились в правительство Москвы с просьбой рассмотреть возможные варианты поддержки отрасли: это может быть упрощенный вариант получения разрешения на установку ВА в подъездах жилых домов либо согласование на выделение небольших земельных участков возле жилых комплексов или в коттеджных поселках.
Кризис как точка роста
Пока раскачиваются вендинговые операторы, за установку автоматов в подъездах взялись ритейлеры, в частности компания «ВкусВилл». По словам Электры Силиной, руководителя проекта вендинга, компания пошла по своему традиционному пути – обратилась к покупателям и предложила оставить заявку на установку аппарата с товарами «ВкусВилл» в своем подъезде. Единственным условием было наличие не менее 100 квартир в одном подъезде.
Поток обращений был лавинообразным. Многие жильцы из крупных ЖК, где есть внутридомовой чат, даже обещали взять на себя ответственность за проведение голосования среди жильцов, чтобы собрать необходимое количество голосов. В дальнейшем начали поступать не только частные заявки, но и обращения от управляющих компаний.
На сегодня у «ВкусВилла» уже есть несколько согласованных мест для установки ВА, и в ближайшие недели они должны начать работать. В фирменных аппаратах компании будет представлена линейка молочной продукции, хлеб, готовые блюда, бакалея, напитки, – всего около 70 наименований продуктов с коротким сроком хранения. По мнению Электры Силиной, вендоматы компании будут востребованы и после окончания режима самоизоляции.
Устанавливать автоматы с продуктами с 16 апреля 2020 г. начинает и «Азбука вкуса». До конца года в московских жилых комплексах класса выше «комфорт», а также в частных клиниках со стационаром появится больше сотни холодильных шкафов «Азбуки вкуса». Они будут оснащены возможностью безналичной оплаты через мобильное приложение. При этом в компании готовы в случае снижения спроса после окончания режима самоизоляции переставить автоматы из подъездов в офисы.
Мэрии Москвы предложили поставить 20 000 торговых автоматов в жилых домах
Вендинговые операторы обратились в мэрию Москвы с просьбой об установке торговых автоматов в жилых домах ‒ в подъездах и на придомовых территориях без аукционов и арендной платы. На этих условиях они готовы установить до конца 2020 г. до 20 000 автоматов для торговли едой и напитками, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на обращение Национальной ассоциации автоматизированной торговли и Союза операторов торговых автоматов к директору департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексею Фурсину.
По мнению вендинговых операторов, упрощенный порядок установки торговых автоматов в жилых домах позволит им ускорить развитие сети автоматов с продуктами и напитками в условиях, когда обычные торговые точки вынуждены закрываться из-за эпидемии коронавируса. Собеседник газеты в мэрии Москвы отметил, что инициатива мало осуществима из-за требований к пожарной безопасности в проходах жилых домов. Руководитель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская добавила, что жильцы могут отказаться давать доступ в подъезды сотрудникам операторов, которые будут обслуживать торговые автоматы. С этим согласен и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он добавил, что вопросы аренды лучше решать с управляющей компанией (УК) или товариществом собственников жилья (ТСЖ), а не с мэрией Москвы.
Основная сложность в установке автоматов, по словам руководителя проекта Вероники Дуплихиной, в том, что УК и ТСЖ надо проводить собрание владельцев квартир. На установку автомата должен согласиться 51% жильцов. Вендинговому оператору проще в этом случае иметь дело с УК. У них есть коммерческие помещения или зоны внутри дома, которыми они могут распоряжаться сами, отметила Дуплихина. Во «Вкусвилле» рассказали, что также предпочитают устанавливать автоматизированные киоски в местах, где общедомовым имуществом распоряжается УК. По оценке представителей ритейлера, продажи в жилых домах сопоставимы с офисными.
По словам гендиректора ГК Uvenco Арвидаса Алутиса, группа сосредоточится именно на этом направлении. 20 торговых автоматов Uvenco установила в Москве и Санкт-Петербурге. По его оценке, рентабельность автомата в подъезде дома почти в четыре раза ниже, чем у точки на вокзале или в общественной зоне крупного бизнес-центра. В офисах же клиентов автоматы устанавливаются бесплатно.