автобиография похороните меня за плинтусом
О книге Павла Санаева Похороните меня за плинтусом
Кто-то называет эту книгу гротескно-смешной, а я ни разу не засмеялась, у меня сердце щемило от жалости. На первых же страницах меня шокировали бабушкины витиеватые, совершенно ужасные ругательства, её проклятия, связанные со смертью, болезнью. Таких слов ребёнок и слышать-то не должен никогда! Подобные ругательства калечат детскую психику, разрушают личность, заставляют ребёнка думать, что он хуже всех, самый больной и несчастный, ни на что не способный. Эти черты характера проявились в санатории, во взаимоотношениях со сверстниками, когда Саша не смог противостоять старшему, более сильному мальчику, подчинился его жестоким правилам, как всегда смирялся с диктатом бабушки.
Гротескные, кажущиеся неестественными ситуации, не помешали автору отразить правду жизни. Ведь не секрет, что немало есть подобных семей, где злое, мерзкое слово, ругань, мат, а порою и рукоприкладство калечат психику и дальнейшую жизнь детей. К тому же повесть, как известно, автобиографична, во многом построена на личных впечатлениях детства писателя.
Однако, следует признать, что бабушка любит Сашу до самозабвения, лечит его с утра до вечера (залечила, можно сказать, едва не до смерти) и без него не мыслит своей жизни. Но такого уродливого проявления любви я понять просто не в состоянии! Любовь её эгоистична и слепа. Бабушка ни разу не подумала, как порадовать мальчика, как сделать его жизнь счастливой. Она забывала даже про дни рождения Саши! А прогулка в парке, такая долгожданная, закончилась сплошными разочарованиями и расстроила меня до слёз, хотя описана она была очень смешно.
В повести присутствует ещё и дедушка-артист. Но он абсолютно равнодушен к ребёнку, сосредоточен только на своих заботах. Он тоже страдает от тирании жены, и готов бежать из дому хоть на гастроли, хоть на рыбалку, хоть с ночёвкой к другу. А внук ему неинтересен.
Я всё время жалела восьмилетнего Сашу. Его жизнь без радости, без счастья, без мамы, без весёлых детских проказ казалась мне ужасной. Сашиной маме позволено было приходить раз в месяц, и тогда становилось ясно, что мальчик любит только её, как никого другого в жизни. Он хранит мамины подарки в коробочке и прячет свои сокровища за тумбочку, чтобы бабушка не нашла. Часто смотрит на подаренный мамой стеклянный шарик и разговаривает с ним, будто с любимой мамочкой. Особенно меня поразила фраза, описывающая расставание мальчика и мамы после короткой встречи: «Тысяча невидимых рук бросились за ней» (чтобы обнять при расставании и чтобы не отпустить…).
В финале для Саши неожиданно соединяются ж и з н ь и с ч а с т ь е, он обретает настоящую семью, умных и добрых родителей. Но. умирает бабушка, так как жизнь её теряет смысл. Однако финал кажется мне справедливым и закономерным. Слишком многим людям бабушка испортила жизнь: своему мужу, дочери, внуку.
Павел Санаев о повести «Похороните меня за плинтусом»: Я написал психотерапию по работе с собственным прошлым и обидами
Писатель и сценарист Павел Санаев родился в Москве в 1969 году в семье актрисы Елены Санаевой и инженера Владимира Конузина. Отчимом писателя был режиссер Ролан Быков. Именно он, по словам Санаева, оказал огромное влияние на его развитие.
С тех пор прошло почти 10 лет. За это время из под пера Павла Санаева успела появиться новая повесть – первая часть «Хроник Раздолбая» вышла в свет в 2013 году. Сегодня история о художнике, чья молодость пришлась на нелегкое для страны время, получила своё продолжение. В 2017 году Павел Санаев уже успел познакомить с отрывками из новой книги немало читателей. Встречи с поклонниками проходят в разных городах России. Писатель посетил и Великий Новгород. В культурном центре «Диалог» новгородцы смогли не только лично познакомиться с автором, но и задать давно волнующие вопросы. Подробности – в нашей традиционной рубрике ИНТЕРВЬЮ.
— Павел, вы недавно начали проводить такие душевные встречи с читателями?
П.С.: Да. Я подобные встречи не любил и всячески от них раньше открещивался и когда предлагали провести встречу с читателями в каком-то городе, говорил: «я подумаю, позвоните завтра». И потом говорил: «я не могу, не получается». Почему? Потому что мне казалось, что писатель, написав книгу, уже все сказал. Он выступил, он уже все сделал, все написано. Какое здесь может быть личное приложение к этому? Понятно, что если приезжает певец, то он споет. Если приезжает танцор, то он станцует. Если это фокусник, то он покажет вам фокус. То есть человек на сцене предполагает определенные действия, а писатель уже все сказал. И согласитесь, что полная глупость читать фрагменты из книги, которая уже написана или лежит в магазине. Поэтому рассказывать мне нечего, я так думал.
— Сейчас вам есть, что рассказать. На подходе продолжение «Хроник раздолбая». Однако, всем интересно, как родился на свет ваш первый «литературный ребёнок»?
П.С.: Да, я кратко расскажу предысторию книги «Похороните меня за плинтусом», как она создавалась, чтобы потом к этому уже не возвращаться. «Похороните меня за плинтусом» началась с очень детских абсолютно рассказов, которые вошли в книгу, стали отдельными главами. Например, «купание», «цемент», «утро». Они были написаны еще в школе. И, согласитесь, что каждый человек, который что-то делает, он делает это для чего-то.
Так вот, для чего я это делал? Делал я это, потому что мои родители, а особенно мой отчим, «пилили» меня за то, что я лоботряс, ничего не делаю, гуляю с друзьями, слушаю хеви-метал и вообще: «где от тебя хоть что-то полезное». И я тогда написал какой-то рассказ, даже не об этом, а о чем-то совершенно другом. Он ему (отчиму) жутко понравился, он меня тогда за него сильно перехвалил, и я подумал: «о, значит можно что-то написать и потом месяц спокойно гулять, слушать хеви-метал и уже никто ко мне не придерется». Ну, и вот так вот несколько первых рассказов появились только для того, чтобы иметь законное право лоботрясничать и чтобы меня за это не сильно пилили родители. В итоге этих рассказов набралось штук 6 или 7, и люди, когда их слушали, смеялись, и родители, когда приходили гости, просили меня читать эти рассказы. Всем очень нравилось, все смеялись и у меня стало складываться ощущение, что «а вроде и не так плохо получается, может, что-то из этого сделать побольше».
Однако, побольше не получилось, потому что для того, чтобы написать целую книгу, чтобы у неё было содержание, чтобы у неё была понятная мысль, развитие – все-таки недостаточно раз в полгода посидеть и написать за ночь какой-то рассказ. Нужно всё планомерно выстраивать и долго работать. И получилось это только тогда, когда я закончил ВГИК. Там была привита определенная привычка и понимание, что из себя представляет писательский труд. После института я её писал и мотивация была совершено другая.
— Много времени ушло на книгу? И не обидно ли было, что критики такой труд оценили не сразу?
П.С.: «Похороните меня за плинтусом» была написана примерно за 3 года. Почему так долго, хотя книга такая маленькая? Потому что в этом возрасте просто засаживать себя за стол, когда вокруг полно других развлечений, тяжело. Да, вы правы. Книга была написана и ничего не произошло. Хотя я сам верил в её успех, внимания она тогда не привлекла. И так она лежала в столе 1,5 или 2 года, пока не вышла в журнале «Октябрь». До этого никакого интереса никто к ней не проявлял и, собственно, понятно почему.
Если вы помните 90-е годы, то знаете, что людям было как-то не до чтения. А вот в 1995-м люди уже стали что-то почитывать, вздохнули чуть-чуть. Так вот, издательства к ней никакого интереса не проявляли, пока в 2003 году Игорь Клех не стал выпускать свою «Современную библиотеку для чтения». Это серия с подборкой самых разных книжек, которые он откуда-то насобирал. И он меня убедил выпускаться именно в серии, потому что он считал, что если я выпущу эту книгу отдельно, то ее никто не заметит. И он оказался прав. Потом уже в 2007 году ей заинтересовалось издательство «АСТ» и я передал им права. Это был уже другой уровень и случился бум: книга «выстрелила», появилась во всех магазинах и была продана огромным тиражом.
— Как думаете, в чем секрет такого успеха у публики?
— Однако, сюжет довольно тяжелый психологически и хеппи-энда нет?
П.С.: Вы поймите, что это жизнь. Это бы не работало, если бы мальчик Саша Савельев простил свою бабушку. Потому что читатель бы думал: ну, хорошо, Саша Савельев простил свою бабушку, а я свою бабушку не простил, так что это ко мне никакого отношения не имеет. Поэтому вся книжка построена таким образом, что сначала, когда вы видите и читаете то, как бабушка обращается с ребёнком, вы думаете: «конечно, это все страшно, как бедный мальчик живет, бабушка монстр, она его мучает, что за тиран». Но потом вы узнаете историю бабушки, ее прошлое, узнаете про то, как она потеряла в оккупации ребенка, получила манию преследования, попала в психиатрическую больницу, как ее кололи этими препаратами. И вы начинаете понимать, что ее такой сделало, вы сочувствуете ей, начинаете ее прощать, закрывать глаза на её действия. Но дальше она творит совершенно ужасные вещи – она разлучает ребёнка с матерью, она интригует, она разрушает их любовь. Она настраивает ребёнка против матери и мать против ребёнка. И у читателя вновь складывается впечатление, что нет, это невозможно простить, какая бы она не была несчастная и чтобы она не пережила, такое простить невозможно.
Что в конце? В конце финальный монолог. Тогда она уже полностью открывает своё сердце и то, что она погибает в конце, лишившись этого ребёнка, снова её для читателя оправдывает. Читатель вынужден простить её. Так устроена конструкция книги. И вот через прощение и понимание этого персонажа люди пропускают своё прошлое и избавляются от своих детских каких-то проблем. Это все то, что я прочитал из огромного количества отзывов.
— Ну, для вас это тоже некая терапия? Если бы была возможность вернуться в детство и все изменить, согласились бы?
П.С.: Мне бы не хотелось снова становиться семилетним. Это точно. Потому что, ну, зачем, снова находиться в возрасте с большим количеством проблем вот этих? Нет свободы, нет самостоятельности, нет возможности сделать практически ничего, что ты мог бы захотеть. Даже независимо от того, какое бы оно было, это детство. Это если говорить о том, чтобы мне сейчас снова стать ребёнком. А если говорить, о том, чтобы мне, сегодняшнему, скажем так, изменить какие-то воспоминания реальные на другие, то нет. Потому что тогда бы и книги не было. И воспоминания, которые у меня бы были, не стоили бы написанной книги.
— Вообще, книга довольно богата «крепким словцом». Как думаете, с какого возраста можно это произведение читать?
— Новая книга отличается от этой? В чем главное отличие?
И вторая книга будет продолжать эту историю и доведет ее до нашего времени. Действие книги закончится в 2010 году. Здесь нужно понимать, что периодически в обществе происходят какие-то сломы и, вероятно, нас будет ждать еще какая-то перемена. Может быть, похожая чем-то на 1991 год или похожа чем-то на 1993 год. Невозможно, когда ничего не меняется в жизни, потому что жизнь идет вперед. И снова будет ситуация, когда черное станет белым, верх станет низом. И вот как в этой ситуации обычным людям сориентироваться и где найти точку опоры? – об этом новый роман. О том, как человек в ситуации полной потерянности слышит в себе некий внутренний голос, который он еще не может в себе определить. Но этот голос есть у каждого человека. У моего героя в том числе.
— Не пытались конкурировать с самим собой?
Я объясню на примере. Недавно вышел нашумевший фильм «Матильда» и многие были оскорблены этим фильмом, он, вроде как, ранил их православные чувства. Можно подумать, что у нас вся страна – это исконно православный народ, который всю жизнь этим только и жил. Ребята, я вам напомню, что еще несколько десятков лет назад за венчание в церкви вас выгоняли из комсомола. Ну, просто сразу. А за печать Библии сажали в тюрьму. Откуда мы фантазируем теперь, что мы всю жизнь жили по православным правилам, я просто не понимаю. Это самообман. И моя книга ставит задачи разобраться с этим на примере одного человека, который пытается понять это все не по написанным правилам, а испытать на собственной жизни. И понять: существует ли это и работает ли это на самом деле. Он ставит определённые эксперименты над собой, чтобы прийти к пониманию и к ответам. И это важно, я считаю. Потому что люди, которые приходят к вере, должны это делать осознанно.
— Существует ли прототип Раздолбая?
— Учитывая некую автобиографичность ваших книг, как относятся близкие к этому?
— Планируется экранизация «Хроник Раздолбая»?
— Как вам, к слову, экранизация «Похороните меня за плинтусом»?
П.С.: Это сложно. Давайте по порядку. Бабушку замечательно играла актриса в питерском спектакле, замечательно играла бабушку актриса в челябинском спектакле. И вообще, во всех театральных постановках с игрой актеров все было прекрасно. С фильмом ситуация другая, потому что режиссёр снимал вообще что-то своё, а не экранизацию. И установки, которые он давал актрисе, судя по всему, не соответствуют книжному образу. Абсолютно.
Я вам приведу пример. Тот момент, когда бабушка ругает дедушку за вот этого прибитого мышонка в фильме. Как бы должна была это играть бабушка, если бы я ставил эту картину или как она делала это почти во всех театральных постановках? Она играла это, абсолютно искренне переживая за этого мышонка, просто чрезмерно. То есть она сама попросила, а потом сама переживает из-за того, что случилось. Это одна история. Теперь посмотрите, как она делает это в фильме. Она не переживает, она использует мышонка, как еще один повод «подоводить» дедушку. Это совсем другой образ.
То есть в книге бабушка – это больной человек, который мучает других и при этом мучается сам. Бабушка в фильме – это человек, который только мучает других. И сочувствия там она не вызывает никакого, потому что даже монолога финального в фильме нет. И умирает она не из-за того, что ребёнка забрали, а из-за того, что побегала вокруг стола. То есть никакого терапевтического эффекта он не оказывает. Я уже не говорю о том, что этот фильм начисто лишён юмора, который есть в книге.
А ещё у меня возникают вопросы даже просто на уровне кастинга. Возьмем спектакли. Там же тоже есть кастинг, да? Во-первых, на роль матери во всех спектаклях берут девочку, ну, не особо красивую. То есть симпатичную, добрую, но она никогда не бывает слишком красивой. И, как правило, берут ей в пару какого-то странного, чудаковатого, но хорошего дядьку. Ну, и этот союз всем понятен, правда? Она сбежала из-под опеки родителей, она не «хватает звезд с неба» и штабелями красавцы перед ней не выстраиваются. В итоге, она берет себе в мужья человека странного, но хорошего. Это ясно. Но фильм… Объясните мне, почему красавица Маша Шукшина приводит в дом какого-то конченного дебила-забулдыгу? Который не талантливый, не интересный и вообще какой-то хмырь. Я тогда вполне понимаю родителей – дочь привела в дом черти что и это вызывает недоумение. И как следствие, это снова никакого сочувствия не вызывает.
— Но людям понравилось.
П.С.: Я могу ответить песней Шнура на это.
П.С.: «Любит наш народ…» А если серьезно, то у нас люди любят смотреть трагедии, мучения, когда кому-то плохо, ужасно и вообще хуже, чем у них самих. Отсюда, кстати, и популярность программы «Пусть говорят». Вам каждый вечер показывают по телевизору какой-то треш и если у вас проблемы, вы смотрите и думаете: у нас-то ерунда проблема, а тут вон девочку избили, тут украли, тут наркоманы. И согласитесь, уже, вроде как, вам и нормально. В общем, главная суть в том, что терапевтического эффекта, в отличие от книги, этот фильм не несет. Только если на уровне чернухи, что, мол, кто-то живёт еще хуже, чем мы. Но я не об этом писал. Так что к экранизациям стоит подходить более детально.
Павел Владимирович Санаев
Фото Все
Видео Все
Наедине со всеми. Гость Павел Санаев. Выпуск от 05.11.2013
Павел Санаев — о нелюбви к писательству, гордости и отношении к критике
Павел Санаев. Линия жизни / Телеканал Культура
Павел Санаев — биография
Павел Санаев – известный писатель, сценарист, режиссер, переводчик, журналист. Первая известность пришла к нему еще в детстве, после съемок в картине «Чучело». Самый популярный литературный труд Санаева – автобиографическая книга «Похороните меня за плинтусом».
Вопреки досужему выражению, природа не всегда отдыхает на детях гениев. Особенно, если эти дети являются продолжателями творческой династии в третьем поколении. К таким талантам относится и Павел Санаев, очень разносторонний человек. Начав сниматься еще в детстве, он перешел на написание сценариев, переводы иностранных лент 90-х годов и литературную деятельность. Кто знает, что получилось бы из этого мальчика, не окажись рядом отчим, известный артист Ролан Быков, который и привил юному дарованию навык излагать свои мысли вдохновенно, писать о том, что близко сердцу, а не то, что нужно конъюнктуре.
Детство
Родился Павел Санаев 16 августа 1969 года в Москве. Его мама – популярная актриса Елена Санаева, отец – инженер Владимир Конузин. Дед по материнской линии – Всеволод Санаев, известный в СССР актер, снявшийся в нескольких десятках фильмов (жанр – социалистический реализм).
Павел Санаев в детстве
Родители расстались, когда Паше исполнилось всего два с половиной года. Через некоторое время его мама снова устроила свою личную жизнь. На съемочной площадке фильма «Докер» она встретила Ролана Быкова, и спустя год влюбленные расписались. Родителям Елены, а особенно матери, очень не нравился Ролан, они были против ее нового замужества, и по этой причине решили, что внук будет жить с ними. Паша прожил с дедушкой Всеволодом и бабушкой Лидией до 11 лет.
Творчество
Еще в школьные годы Павла пригласили на съемки картины «Чучело», где роль главной героини сыграла Кристина Орбакайте. Потом он появился в ленте «Зонтик для новобрачных» режиссера Родиона Нахапетова. После школы Павел поступил на актерский факультет ВГИКа. Диплом этого вуза получил в 1992-м, однако его кинематографическая карьера так и не состоялась. Санаев решил, что нужно искать себе занятие со стабильным доходом, и вскоре ему представилась возможность хорошо зарабатывать. Парню предложили заняться авторскими переводами американских фильмов, многие из которых были нелегальными.
Павел Санаев в фильме «Чучело»
Павел считал, что актерская профессия, это пассивное ожидание чуда, ему же, наоборот, хотелось движения, стремительности, темпа, он хотел сам руководить ситуацией, а не ждать пока удача улыбнется, и кто-то позовет его сниматься в очередной картине.
Воодушевившись этой идеей, Санаев решил, что будет снимать собственное кино. Дебютной работой в роли сценариста и режиссера стала лента «Каунасский блюз». В 2007-м Павел представил на суд зрителей картину «Нулевой километр» со Светланой Ходченковой, Константином Крюковым, Александром Лымаревым и Иваном Жидковым в главных ролях.
Именно бабушкин крутой нрав и стал основной фабулой произведения. Писатель хотел показать, насколько многогранен человек, который вроде бы и хочет окружить любовью своих близких, но жизнь порой накладывает такой отпечаток на его характер, что даже самые хорошие намерения кажутся уродливыми.
Остальных персонажей повести автор тоже «срисовал» из реальной жизни, но он всегда повторял, что его литературные герои не имеют ничего общего с реальными людьми. Книга вышла из печати в 2003-м, ее специально не рекламировали, но все равно тираж в 20 тысяч экземпляров разошелся в считанные дни. На основе книги впоследствии поставили одноименную театральную постановку, а в 2009 году сняли художественный фильм.
Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом»
В повести как-то блекло выглядит Ролан Быков, хотя он сыграл в истории их семьи немаловажную роль. Чтобы исправить свою оплошность, Павел засел за роман под названием «Хроники раздолбая», первая часть которого вышла из печати в 2013-м. Она стала своеобразным продолжением повести. Сам Санаев считает этот роман отдельным произведением, и планирует в будущем снять по нему художественную ленту.
Павлу понадобилось всего две недели, чтобы написать сценарий для комедийной картины «Полное превращение». Главный герой фильма – риелтор, который случайно завладел устройством, способным менять личность человека. Санаев стал не только автором сценария, но и продюсером картины. Первый же фестиваль, на котором демонстрировали этот фильм, принес ему приз зрительских симпатий. Картину должны были снять в жанре фантастического триллера, но спонсоры тянули до последнего, а потом и вовсе отказали в финансировании. Санаеву пришлось самому «разруливать» создавшуюся ситуацию.
Режиссер Павел Санаев в процессе съемки
После этого Павел снял картины «На игре» и «На игре-2. Новый уровень», сценарии к которым написал по произведениям Александра Чубарьяна. В этих проектах Санаев поднимает важный вопрос о той самой грани насилия на экране, когда зрителю становится понятно, что герои оказались за своеобразной чертой, и уже больше не отличают, где живой человек, а где графическая модель игры.
В 2017-м Павел поделился новостью – он собирался снимать «Хроники раздолбая-2: Спор на балу Воланда». Этот фильм продолжит историю человека, полного противоречий, которому никак не удается преодолеть все жизненные невзгоды и найти себя в этой жизни.
Личная жизнь
В личной жизни режиссера и сценариста полный порядок. Женой Павла Санаева стала модель и дизайнер интерьеров Алена Фонина, которая моложе режиссера на два десятка лет. Они поженились в 2009-м, а спустя три года родилась их дочка Вероника. По словам самого Санаева, Вероника растет кинематографическим ребенком. Несмотря на столь юный возраст, девочка уже снимает на камеру мобильного телефона, прислушивается к тому, что советует ей отец, учится по-настоящему переживать эмоции, а не просто изображать их на экране.
Санаев всерьез задумывается о продвижении дочери в этом направлении, чтобы девочка продолжила династию. Снимки жены и дочери часто появляются на его странице в Инстаграм.
Павел Санаев сейчас
Павел пока не знает, будет ли он дальше заниматься литературным трудом, ведь, по его мнению, писательство — это удел интровертов, а он принадлежит совсем к другому психотипу. Ему интереснее заниматься съемочным процессом, где кипит жизнь, нужно постоянно решать какие-то вопросы, уметь работать в команде, заниматься не только творчеством, но и решением сложных социальных конфликтов.
На гонорар, вырученный от продажи второй части «Раздолбая», режиссер хотел бы начать съемки новой картины. В последнее время его привлекают триллеры или экшены. Санаев собирался снять антиутопию «Послезавтра умирает вчера», но ему не повезло. Планировалось, что бюджет картины составит шесть миллионов долларов, половину из них ждали от Министерства культуры, а вторую половину должны были дать спонсоры. Однако спонсоров так и не нашли.
Павел Санаев
Летом 2019 года Санаев пытался добиться финансирования государством своего нового фильма под названием «Шоу перед Рождеством». Роли ключевых героев режиссер предложил Анастасии Уколовой, Гоше Куценко, Дмитрию Нагиеву и Ивану Жвакину. Однако этот проект не нашел поддержки у государственной структуры, и создателям картины придется искать деньги у спонсоров.