автобиография рассказа фотография на которой меня нет
В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: анализ
Краткий анализ
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году, с небольших рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968.
Композиция
В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.
Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».
Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.
Тема и проблематика
Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
Умение отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, (Санька и Витя — пример самоотверженности и великодушия).
Проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.
В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.
Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.
Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.
Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев
Всего получено оценок: 451.
Всего получено оценок: 451.
Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.
Краткий анализ
Год написания – 1968 г.
История создания – Приезд из города фотографа фотографировать сельских школьников. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.
Тема – В своём рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к её истории, тему дружбы.
Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идёт от лица рассказчика – сначала маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.
Жанр – Автобиографический рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.
Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.
Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время.
Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.
В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.
В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребёнком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдаётся своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принёс Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.
Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.
Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.
Композиция
В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два рассказчика. На протяжении всей истории события довоенного времени описываются глазами ребёнка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый рассказчик, который смотрит на старое фото и видит всё прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война – всё это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, на которых хранится история.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Фотографии, на которой меня нет».
Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».
Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких и дальних родственников. В создание этой книги писатель вложил всю свою душу, и поэтому она так дорога и понятна каждому.
Анализ рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Автор: Guru · 07.01.2021
Произведение «Фотография, на которой меня нет» — это очерк воспоминаний, которые дороги для автора, оно было написано в 1968 году. Рассказ повествует о приезде в маленькую деревушку фотографа. Мальчик, от лица которого ведется повествование, не смог попасть на фотографию, снятую мастером, он заболел. Смысл названия рассказа определил именно этот момент.
История создания
Замысел рассказа возник у Виктора Астафьева при просмотре старых фотографий, среди них была одна, на которую автор, будучи маленьким ребенком, не попал из-за болезни. Старый снимок всколыхнул в памяти писателя события давно ушедших лет, и ему захотелось увековечить их на бумаге.
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — это часть масштабного произведения Астафьева автобиографической направленности. Его название — «Последний поклон». Писатель планировал написать о своей родине и земляках, о близких людях и своем детстве, прошедшем в Сибири.
Главную роль автор рассказа отводит идее родства, связи и преемственности поколений. Эти понятия как нельзя лучше раскрываются через отношения главных героев произведения – бабушки и внука. Впервые о важности добра и дружбы в жизни человека именно бабушка рассказывает своему внуку.
Работу над объемной книгой Астафьев начал в 1956 году, с небольших набросков, составленных из детских воспоминаний. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», вошел в сборник Астафьева «Далекая и близкая сказка», вышедший в 1968 году.
Взявшись за написание такого сложного произведения, Астафьев преследовал очень важную цель – показать значимость таких понятий, как семейные ценности и традиции, доверительные взаимоотношения с близкими людьми, любовь и дружба.
В автобиографическом рассказе «Фотография, на которой меня нет» автором описаны все перипетии деревенской жизни сибиряков в период близившейся войны.
Значимым событием для жителей глухой деревушки становится приезд фотографа из города. Он был специально приглашен для того, чтобы сделать снимок сельских школьников. Главный герой оказывается не в состоянии пойти в школу в день фотографирования – он сильно простужен. Накануне он, вместе с другом провалился в глубокий сугроб и сильно замерз. Заботливая бабушка как может выхаживает захворавшего внука, но все тщетно. Верный Санька, узнав о болезни друга, тоже не идет фотографироваться. Этот момент показывает яркий пример настоящей дружбы, преданности и самоотверженности. Это – большая жертва, на которую способен далеко не каждый – отказаться от чего-то важного ради дружбы.
Значимую роль в рассказе играет образ учителя. Он образован, вежлив и находится в почете у жителей деревни. Добродушные односельчане посильно помогают семье учителя: деревенские женщины угощают его разными вкусностями, мужчины – обеспечивают дровами. Они понимают, что учитель, пожертвовал городской жизнью со всеми удобствами и переехал в далекую деревушку, чтобы учить детей. Именно учитель принес Вите снимок его одноклассников, всех, кроме мальчика. Этим учитель показал пример доброты и сопереживания.
Уже будучи взрослым, Витя, глядя на фотографию, погружается в воспоминания, дорогие его сердцу. Снимок – как летопись истории, хранит памятные события давно прошедших лет.
Такова была цель писателя – показать, насколько важно сохранить в памяти свою историю, прошлое, без которого невозможно построить полноценное гармоничное будущее.
Композиция
Композиция рассказа характерна для многих произведений автора – повествование идет от двух рассказчиков. Вначале это маленький мальчик, описывающий события, немного наивно, как и полагается ребенку. Он верит в счастливое будущее. В конце произведения рассказчиком выступает уже взрослый, переживший войну, человек. В его руках – старая потрепанная фотография, на которой запечатлены лица тех, кого унесла жестокая война. Теперь память о них только здесь, на фото.
Особенностью данного рассказа является отсутствие описания войны. Она здесь только подразумевается. Трудности довоенного периода и ужасы войны проносятся перед глазами читателей, заставляя их задуматься о ценности жизни и памятных вещах, хранящих в себе историю, таких, например, как старые фотографии…
Виктор Астафьев создал ряд автобиографических рассказов, составивших затем повесть «Последний поклон». «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав этой повести.
Произведение писателя сильно откликается в сердцах людей, герои его близки читателю, поэтому рассказ читается легко и с удовольствием. В свое творение автор вложил душу, что и объясняет его ценность и близость каждому человеку.
Конспект урока литературы в 8 классе на тему «В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Тема памяти в произведении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ «Присадская СОШ»
администрации МО Киреевский район
Конспект открытого урока литературы в 8 классе по теме:
Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Тема памяти в произведении»
учитель русского языка и литературы
Антиповская Ирина Львовна
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: компьютерная презентация, макет газеты, карточки с заданием для работы в парах, карточки «Рефлексия», текст, фотоаппарат.
Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос, элементы сочинения.
Цель урока – провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, использование жизненного опыта учащихся.
Образовательные – способствовать глубокому и осознанному восприятию произведения, пониманию его проблематики, а также содействовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу; совершенствовать умения и навыки интерпретации прочитанного, характеристики героев, выражения собственного мнения.
Развивающие – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
Воспитательные – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание толерантности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности, самостоятельности.
Проверка домашнего задания – 3 мин.
Вступительное слово учителя
Древние римляне говорили: “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”. Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. Сегодня мы будем говорить о рассказе В.П. Астафьева, прочитанном вами дома, «Фотография, на которой меня нет».
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии. На предыдущем уроке вы получили творческое задание: написать стихотворение о памяти, которую хранят фотографии, при необходимости воспользовавшись предложенными рифмами.
Карточка с заданием
Напишите стихотворение на тему «Память, которую хранят фотографии». При необходимости воспользуйтесь следующими рифмами: память, славить, оставить; прошлое, хорошее, унесшее; альбом, любом.
Посмотрим, что у нас получилось.
Вот какое стихотворение родилось у меня.
Как вернуться в прошлое,
Смотрят с фотографий тех
В череде забот их всех
Смотрят со страниц.
Это в прошлое окно.
Нет для нас границ.
Подведение учащихся к новой теме – 5 мин.
Итак, разговор сегодня на уроке у нас пойдет о памяти, хранимой фотографиями, и человеческой, исторической памяти вообще.
Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов, политиков о памяти. Выберите то, которое ближе всего вам.
Прошлое – родина души человека. (Г. Гейне)
Боюсь не смерти я. О. нет!
Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Лермонтов)
Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.
Время – это ткань, из которой состоит жизнь. А единственной мерой времени является память.
Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли самую старую фотографию вашей семьи. Время нельзя остановить, но запечатлеть миг времени, мгновение возможно. И в этом помогает нам фотография. На ваших фотографиях – отпечаток времени со свойственной ему атмосферой, присущими ему деталями быта.
Не потому ли так дорога старая фотография автору повести «Последний поклон» Виктору Астафьеву? Чем является она для него?
Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока на основе всего того, о чем мы сейчас говорили? («В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Тема памяти в произведении.»)
Работа над новой темой
Аналитический практикум по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
а) Работа с сюжетом рассказа – 2 мин. (воспроизведение учащимися основной сюжетной линии).
б) Работа с биографией писателя – 2 мин. (сообщение учащимся кратких сведений о писателе и рассказе «Фотография, на которой меня нет»).
Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее). И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено его сиротское детство. Но, как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.
Как бы вы определили тему рассказа?
(Тема памяти.)
Определите основную мысль рассказа.
(Последнее предложение текста. История – это не только войны, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).
От заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, автор выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.
в) Работа в парах – 15 мин.
Центральным образом всей книги является образ бабушки. Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьёт земной поклон автор книги. Главный смысл своего произведения В. Астафьев объясняет так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта»…
Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?
(Автору дорого в бабушке всё, в том числе и её речь. При помощи речевых особенностей он восстанавливает именно своё детское восприятие бабушки, оживляет его. Наверное, он хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека).
Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?
Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?
(Она научила его жить по совести. Трудолюбием бабушки, оптимизмом, верой в лучшее покорен внук.)
Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры. ”.
В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя, автор низко кланяется своей бабушке, потому что. ”
Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?
Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:
б) отношение к детям и деревенским жителям;
Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?
Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель. ”
В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что. ”.
Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?
Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?
Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.
Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы. ”.
В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что. ”
Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.
Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
а) приезд фотографа;
в) наблюдение за цветком;
г) отношение к школьной фотографии.
Подберите определения. Какой он, герой рассказа? (добрый, открытый, внимательный к окружающему миру, природе)
Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике. ”.
В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что. ”
г) Подведение итогов – 5 мин.
Итак, заканчивая работу над рассказом, давайте подумаем, какие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далёкие годы своего детства? (Комментированное чтение отрывка со слов «Школьная фотография…» и до конца рассказа).
Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает у рассказчика смеха? Какие чувства она вызывает?
Чем особенно дорого автору ушедшее время? (Это время его детства, пусть нелёгкого, но такого важного в жизни. В этом прошлом были бабушка, учителя, друзья, многие из которых полегли в войну. Это всё то, что безвозвратно ушло в прошлое и живо только в воспоминаниях).
Что из запомнившегося автор считает самым важным и стремится донести до читателя ? (Второй раз он рассматривает фотографию взрослым человеком и видит всё те же лица, но мысли у него сейчас другие: о свойствах человеческой памяти и шире – о памяти исторической. Он рассматривает и другие фотографии, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография – своеобычная летопись народа, настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения, но не отрицания и осмеяния).
Каким предстаёт перед читателями герой В. Астафьева?
(Благодарным за светлые мгновения жизни и людскую любовь, человеком, для которого память – способ постижения многотрудной жизни людей).
а) Заключительное слово учителя – 1 мин.
Закончить урок сегодня мне хочется высказыванием, которое принадлежит замечательному человеку, академику Д.С. Лихачёву:
«Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».
б) Рефлексия, оценка работы учащихся, выставление отметок – 6 мин.
Сегодня на уроке я
в) Домашнее задание – 3 мин.
Напишите сочинение на одну из тем: «Фото в семейном альбоме», «О чем рассказала старая фотография».
г) Послесловие – 3 мин.
Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то приобщение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть».
Спасибо за творческое участие и взаимопонимание!
Проектирование урока осуществлено с помощью методического пособия Литература. 8 класс: ІІ полугодие: планы-конспекты уроков / И. М. Халабаджах. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 158, [1] с.: ил., табл. – (Педагогический конспект).
Рассказ о писателе
Однако детство скоро кончилось: с отцом и мачехой Виктор переехал в заполярную Игарку. Вскоре мальчик оказался предоставленным самому себе. Отец мытарствовал в поисках заработка, а мачехе до пасынка и дела не было.
После поры бродяжничества Виктор оказался в детдоме – интернате, где учителем был известный в Сибири поэт Игнатий Рождественский. Он заметил у мальчика литературные способности и стал помогать ему в творческих попытках. Так в школьном журнале появилось сочинение Астафьева, впоследствии положенное в основу рассказа «Васюткино озеро».
Окончив школу – интернат и ФЗУ (фабрично – заводское ученичество) в Красноярске, Астафьев работает составителем поездов, а осенью 1942 года уходит добровольцем в армию. Служил в артиллерии и в связи, несколько раз был тяжело ранен.
В 1951 году Виктор Астафьев становится сотрудником газеты «Чусовской рабочий» и пишет рассказ « Гражданский человек». В 1953 году выходит первая книга Астафьева – сборник рассказов для детей.
Затем он два года учится в Москве на высших литературных курсах. Появившиеся в печати повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад» приносят Астафьеву признание читателей.
В шестидесятые годы Астафьев становится одним из признанных писателей: за повести «Перевал», «Последний поклон», «Пастух и пастушка» ему присуждается Государственная премия РСФСР, затем были Государственные премии СССР (1978, 1991), Государственная премия России (1995).
В 1980 году Астафьев переезжает в Красноярск, живёт в деревне Овсянка, пишет романы «Печальный детектив», «Прокляты и убиты».
Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. Он умер в ноябре 2001года и похоронен в родном селе Овсянка.
Особое место в его творчестве занимают рассказы о детстве, составившие единую и целостную книгу «Последний поклон».
Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее). И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено его сиротское детство. Но, как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.