ассоль научи меня ждать
Ассоль научи меня ждать
Продолжением вчерашней темы и отражение моего настроения )
Мы и сами в детстве пели песни рожденные миром Александра Грина, но я никогда не вела их подсчета, а оказывается их довольно много.
1966 «Алые паруса» Владимир Ланцберг
Глаза не три, ведь это же не сон,
Ведь алый парус вправду гордо реет
Над бухтой, где отважный Грэй нашел свою Ассоль,
Над бухтой, где Ассоль дождалась Грэя.
А рядом корабли из дальних стран
Тянули к небу мачты, словно руки.
И в кубрике на каждом одинокий капитан
Курил, вздыхал и думал о подруге.
С любимым легче волны бороздить,
И соль морскую легче есть на пару,
Ведь без любви на свете невозможно было б жить
И серым стал бы даже алый парус!
И стал бы серым даже алый парус!
1969 «Паруса» Муслим Магомаев
(из «Голубого огонька» «Дороги рыбацкие»)
текст «Паруса»
Музыка: Г. Подэльский
Стихи: Леонард Кондрашенко
Пьют в Зурбагане пиво
И в кружки сыплют соль.
Ты все это красиво
Придумала, Ассоль!
Шипит густая пена
В прокуренных усах.
Всю ночь поет Коперна
Об алых парусах.
Припев:
Паруса, паруса! Небо алое.
Чудеса, чудеса небывалые!
Паруса, паруса ветром полнятся,
Чудеса, чудеса долго помнятся!
Припев:
Паруса, паруса! Небо алое.
Чудеса, чудеса небывалые!
Паруса, паруса ветром полнятся,
Чудеса, чудеса долго помнятся!
Девчонка смотрит странно:
«Я вас благодарю!
Я еду с капитаном,
а песню вам дарю!
Возьмите песню эту
на счастье, как пароль:
За горизонтом где-то
ждет каждого Ассоль!»
Припев:
Паруса, паруса! Небо алое.
Чудеса, чудеса небывалые!
Паруса, паруса ветром полнятся,
Чудеса, чудеса долго помнятся!
1975 «Я уеду в Зурбаган» ВИА «Лейся, песня»
текст «Я уеду в Зурбаган»
Музыка: Е. Птичкина
Стихи: М. Пляцковского
У окна вокзальной кассы
Я поставлю чемодан,
Попрошу билет плацкартный,
Чтоб уехать в Зурбаган.
Удивлённая кассирша
Скажет сонным голоском:
– Это что ещё за город?
Не слыхала о таком.
Я к дежурному нагряну
Чтобы справку навести:
Поезд мой до Зурбагана
На каком стоит пути?
Но ответит мне дежурный:
– Ты позднее забегай!
Поезда пока не ходят
В этот самый Зурбаган.
Повезёт меня автобус
Мимо скверов и витрин,
И опять в свой город лунный
Будет звать писатель Грин,
Будет звать к мечте он в гости,
К неизвестным берегам –
И когда-нибудь, ручаюсь,
Я уеду в Зурбаган.
Лай-лай-лай-лай – ла-ла-ла-ла-ла,
Лай-лай-лай-лай – ла-ла-ла-ла-ла,
И когда-нибудь, ручаюсь,
Я уеду в Зурбаган.
1986 «Зурбаган» группа «Злые куклы»
из кф.«Выше радуги»
текст «Зурбаган»
Слова Л. Дербенева
Музыка Ю. Чернавского
Засыпает синий Зурбаган.
А за горизонтом ураган
С грохотом и гомоном и гамом
Путь свой начинает к Зурбагану.
Грянет ливень резкий и косой,
И продрогнет юная Ассоль.
И опять понять не смогут люди,
Было это или только будет.
Два часа на часах и не нас и не нашего века.
Смотрит девушка с пристани вслед кораблю.
И плечами поводит, озябнув от ветра.
Я люблю это время, безнадежно люблю.
Сгинет ночь и день придет иной,
Как волна приходит за волной.
И проснусь я в мире невозможном
Где-то между будущим и прошлым.
В мире, где девчонкою босой
У прибоя бегает Ассоль.
Бегает смешная, озорная,
Ничего о парусе не зная.
Засыпает синий Зурбаган.
А за горизонтом ураган.
Грянет ливень резкий и косой,
И продрогнет юная Ассоль.
Сгинет ночь и день придет иной,
Как волна приходит за волной.
1986 «Гринландия» группа «Диалог»
Я в детстве бредил морями,
Стать капитаном мечтал,
Но вместо моря всё тот-же
Знакомый старый квартал.
А где-то парусник алый
Летел навстречу штормам,
И что-то пела девчёнка
Бегущая по волнам.
Грин Лэнд Гринландия,
Зурбаган и Лис,
Грин Лэнд Грин Лэнд Гринландия,
Ко мне из детства вернись.
Всё те-же старые лица,
Всё так-же чинно живём,
А я хочу папуасов
Увидеть в джунглях живьём.
В далёкой жаркой Сахаре
Я брёл в горячих песках,
Сжимал ружьё на саффари,
Тамтамы били в висках.
Я в детстве бредил морями,
Стать капитаном мечтал,
Но вместо моря всё тот-же
Знакомый старый квартал.
Мне снится тундра без края,
Мне снится шумный Бомбей,
И снова я отправляюсь
Искать по свету друзей
1988-1990 «Ассоль» группа «Маршал»
Спасибо Катри Клин
запись 1988 года, оцифровка с бобины
Ассоль, ты алые ждешь паруса.
Ассоль, ты веришь еще в чудеса.
Ассоль, научи меня ждать.
Ассоль, ты алые ждешь паруса.
Ассоль, ты веришь еще в чудеса.
Ассоль, научи меня ждать.
Песни без установленного авторства (если кто-то знает имена авторов музыки и текста, подскажите), так сказать туристические
аудио
Поёт М. Проскурнова
Что любопытно слова разные, характерный признак для таких песен, потому что все из пионерских лагерей привозили свои варианты текста )) Кто как запомнил )))
Первый вариант текста привезен из Орленка, а второй вариант из песенника «Республики Неугомонных».
Посмотри: затихло море,
Закричали в небе чайки.
Ты забудь сегодня горе –
Побежим с тобой к причалу.
Побежим навстречу ветру,
Побежим мы по причалу.
Может быть, там счастье где-то
И мечты берут начало.
– Ты представь, будто я Ассоль.
– Ну а ты – капитан Грэй.
Будь сладка ты, морская соль,
От тебя стали мы добрей.
Посоветовали чайки
Подружиться с чудесами,
Нас у этого причала,
Ждёт корабль под парусами.
Побежим ему навстречу,
Позабыв про всё на свете.
Может быть, там счастье где-то
В чудеса заставит верить…
– Ты представь, будто я Ассоль.
– Ну а ты – капитан Грэй.
Будь сладка ты, морская соль,
От тебя стали мы добрей.
— Ты представь, будто я Ассоль.
— Ну а я – капитан Грей.
Будь сладка ты, морская соль,
От нее стали мы добрей.
Посмотри, затихло море,
Закричали в небе чайки,
Ты забудь сегодня горе,
Побежим с тобой к причалу.
Побежим навстречу ветру,
Побежим мы по причалу,
Может быть, есть счастье где-то,
И мечты берут начало.
Посоветовали чайки
Подружиться с чудесами,
Нас у этого причала
Ждет корабль под парусами.
Побежим ему навстречу,
Побежим мы по причалу,
Может быть, есть счастье где-то,
И мечты берут начало.
«Алые паруса»
(голоса на редкость знакомые, что-то в этом исполнении я уже слышала, но кто установить так и не смогла)
У синего моря, где бушуют бураны,
Жила там девчонка с именем странным,
И часто бывала она на просторе,
В мечтах уплывала за синее море.
Алые паруса, Алые паруса,
Алые паруса, паруса.
А где-то за морем, за синей чертою
Жил парень отважный с открытой душою.
Мечтал он о море, о странствиях дальних,
Мечтал о походах за дальние страны.
А вечером поздним, когда все уснули,
На небе зажглись миллионы огней.
И этой же ночью свершилося чудо,
Тот парень приехал к девчонке своей.
Песенник «Веселый ветер».
Если кто-то знает еще как-нибудь песни по мотивам, пожалуйста, поделитесь.
Алые Паруса ждёт Ассоль на рассвете, Песня
Песня, слова и музыка Мария Извольская.
Здравствуй, Грэй, Капитан! Ясным днём и в ненастье:
АЛЫМ дам ПАРУСАМ: ВЕРУ в Сказку и в СЧАСТЬЕ!
Мария Извольская.
http://www.stihi.ru/avtor/mbogolyubskaya
Все 35 произведений автора по состоянию на 24.04.2017 на этой станице.
Отправлено: 24.04.2017 в 05:29 на сайт Стихи.ру
Литературная премия «Наследие»,
номинирована 29.03.2017, письмо получено.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
«Алые паруса» — повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо. Написана в 1916—1922 годах.
Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925) автор так описал первое появление замысла повести[1]:
У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия[2].
Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена в начале декабря 1920 года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового автографа повести не сохранилось.
Глава «Грэй» была напечатана в газете «Вечерний телеграф», № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия была опубликована в 1923 году. Писатель посвятил её своей второй жене Нине («Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.»). Повесть включалась во все собрания сочинений писателя.
Сюжет
Феерия рассказывает историю о девочке Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было всего пять месяцев. Ассоль жила в деревушке Каперна со своим отцом — моряком Лонгреном. Отец, человек замкнутый и нелюдимый, после отставки стал делать и продавать игрушки — искусно изготовленные модели парусников и пароходов, чтобы заработать себе и маленькой дочери на жизнь.
Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая.
Как-то во время жестокого шторма местный лавочник и трактирщик Меннерс был унесён в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем этого оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку на пирсе, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.
Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.
Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного денег взаймы. Она только что родила малютку Ассоль. Роды были нелёгкими; и почти все оставленные деньги ушли на лечение, а муж ещё не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления лёгких. Так Лонгрен остался вдовцом с маленькой дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.
Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чём не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами; и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.
Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шёлковыми парусами. Дорога шла через лес. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понёс его и увлёк к устью. Ассоль побежала за уплывшей игрушечной яхтой и увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль — «собиратель песен, легенд, преданий и сказок». Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы; и когда она вырастет и станет взрослой, за ней однажды на таком же корабле под алыми парусами приплывёт принц и увезёт её в далёкую страну…
Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнёс слух о корабле и «заморском принце» по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.
Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос в родовом замке, в атмосфере предопределённости каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить своё собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.
Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времён Кромвеля; цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из чёрного дерева; на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, — сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь. »
При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.
В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трёхмачтовый галиот «Секрет» и плавал капитаном на нём четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.
С наступлением темноты Грэй и матрос Летика, взяв удочки, отплыли на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костёр. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улёгся у костра. Утром он пошёл побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку; а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.
Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Тот рассказал, что Ассоль — местная полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами; что её отец — виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений у Грэя усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врёт. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.
Капитан во многом был и сам таким же, немного «не от мира сего». Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шёлк, из которого приказал сделать паруса. В городе он встретил старого знакомого — бродячего музыканта Циммера — и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.
Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ идти к Каперне. Тем не менее утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.
Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля под алыми парусами, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Все совершилось так, как и предсказывал старик Эгль.
В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда ещё не пил. Наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье…
«Алые паруса» (1961), реж. Александр Птушко.
«Ассоль» (1982), экспериментальная работа режиссёра Бориса Степанцева, которая построена на видеосовмещении актёра с рисованной декорацией[3].
«Правдивая история об Алых парусах» (2010), реж. Александр Стеколенко.
Ассоль: ждать ли принца?
Ассоль: ждать ли принца?
«Синдромом Ассоль» принято среди определенного круга психологов называть синдром бесплодных ожиданий. Однако, сама повесть «Алые паруса» навела меня на иные мысли. На фоне этого литературного произведения я попробую порассуждать о тонкой грани, которая есть в жизни женщины: где этот хрупкий водораздел между сохранением себя, верностью своей мечте и действительно бесплодными ожиданиями?
Сказок о прекрасных принцах, которые когда-то приедут и увезут в прекрасный замок от всех превратностей судьбы — масса. Девушки читают их в детстве, потом их же — в любовных романах, иногда видят их же среди классической литературы. И ждут, казалось бы. Но во все времена по-разному. В наши времена ждут куда реже. Бывает и наоборот — бегут и стараются побыстрее ухватить лакомый кусок. Уже с раннего детства подготовленные иными мамочками в духе: «Нечего ждать принца — выбирай такого, чтоб с квартирой, машиной, и достатком. И ничего что лысый и страшный, любовь пройдет, а детей надо будет на что-то растить. Не хочешь же, как я, двоих одна поднимать? Тоже ведь принца ждала….» И девушка порой усваивает эту простую истину наших дней. А кого-то, несмотря на увещевания мамочек и тетушек постигает и иная, протестная мысль: «Нет, у меня-то точно будет принц! И он будет с достатком, но при этом красивый и любящий, ведь я-то — не мама!» Итог таких историй бывает разным. Но начнем, собственно, с самой Ассоль.
Детство ее и юность красотой и богатством не отличались. Сначала деревня невзлюбила ее отца, потом — ее саму. С ней никто не хотел дружить, а все ее попытки сближения с людьми были неудачны. Так происходит со многими и сейчас.
Собственно, судьба Ассоль довольно типична для определенного сорта девушек нашего времени. Они либо слишком умны для своей среды, либо слишком чувствительны.
А где такого взять среди юношей? Если вы читали «Алые паруса», вы помните, какую школу жизни для себя выбрал Грей. Он мог бы просто жить как сын своих довольно обеспеченных родителей и наслаждаться богатством и знатностью. Но он сам выбирает проходить определенный путь. Понимать жизнь от самого низа — от незамысловатых матросов до капитана судна. Терпеть тычки, пинки и ругательства, участь мальчика на побегушках и в итоге подняться до мужчины, которого есть за что уважать. Пройти через лишения и победы дальних странствий, переболеть всеми возможными болезнями взросления, набрать опыт. Кто из современных юношей решается на такое? Кто отваживается поплыть в плавание по взрослым морям без поддержки родителей и друзей? И как много выживает и становится на ноги из тех, кто пробует? Иными словами, много вы знаете в своей жизни действительно взрослых и зрелых мужчин, которым было бы меньше тридцати? А ведь многие всерьез не взрослеют даже к пятидесяти….
Почему получилось у Ассоль и почему не получается у тех, кто ждет порой годами? Вопрос в соответствии предмета и ожиданий. Ассоль, если вдуматься, была довольно сильным человеком. Не заискивала, несла с достоинством свою инаковость. Не просила ничего и ни у кого. Относилась с добром только к тому, кто был способен на такое же добро относительно нее. Могла постоять за себя при необходимости. И вкладывала в свой внутренний мир. Формировала веру. Формировала убеждения, мировоззрение. Не поддавалась унынию. Переживала свои страдания. Никто не видел эту тонкую душевную работу, но я больше чем уверен — она была.
Чему меня может научить партнер, который глубинно на ином уровне развития? Скорее вызовет непонимание — и все. Такие союзы недолговечны. Другое дело, если партнер базово на том же уровне, но в какой-то одной сфере превосходит развитием меня, а в другой я превосхожу его. И именно на этом уровне происходит взаимное обучение: порой добровольно, если оба партнера осознаны. Порой — через массу конфликтов, если оба привыкли доказывать свою правоту и превосходство. Важно другое — мы чаще всего связаны с партнером общим уровнем. Пара формируется еще до того, как произойдет встреча.
Объясняется это просто: у нас ведь есть не только левое полушарие, но и правое. Условно, если человек уверен в том, что он «недостаточно хорош», этот сигнал будет считываться правым полушарием всех потенциальных партнеров. Мы чувствуем другого целиком, схватываем в одно касание правым полушарием, даже если не отдаем себе в этом полного отчета. Но «почему-то» мы проходим мимо или задерживаемся. По этому закону на неуверенного в себе человека среагирует только тот, кто наоборот, склонен унижать другого, давить или ставить жесткие условия. А вот тот, кто готов в отношениях уважать — пройдет мимо. Его ничему не может научить не соответствующий его уровню партнер. Сознанием мы можем себе ставить какие угодно цели — хоть принца, хоть олигарха, но мироздание не опирается только на нашу сознательную часть. Наше подсознание куда объемнее сознания. И потом вселенная даже больше опирается на этот неосознанный слой. Соответственно, если у человека есть непроработанная неуверенность в себе — ее кто-то должен актуализировать, сделать видимой, осознанной для каждой из сторон. Вот и появляются на свет отношения с жесткой связкой «тиран — жертва». Потенциальная жертва всегда найдет себе потенциального тирана, и наоборот. И этот тандем будет функционировать именно так, пока каждый не осознает свою роль и не попытается что-то изменить в себе. Не получится в одних отношениях — мироздание дает другие по тому же сценарию.
Если же девушка вырастит в себе то, что вырастила в себе Ассоль — цельность, внутреннюю силу, веру в себя и судьбу, во что-то хорошее, упорство в достижении целей, доверие мирозданию, умение уважать себя и свои желания, то естественным образом она может рассчитывать на принца. Ведь он сам тоже вырастил себя — и силу, и веру, и достоинство и мужество и честь. И потому он тоже будет искать чутьем такую же, своего уровня, Ассоль.
Меж тем, в ожидании принца можно встретить две крайности. Первая — когда девушка в общем-то не повзрослела. Не вышла еще из позиции «папиной дочки» (или маминой, без существенной разницы). Эта детская позиция «дайте мне весь мир за мои красивые глаза» часто возникает, когда девочка в семье очень желанная, долгожданная, как правило — единственный ребенок, и очень избалованная. В таких случаях родители буквально теряют голову от любви, готовы исполнить любую прихоть. Детство и юность таких детей проходит безоблачно — у них есть практически все, что пожелают, мама и папа (или один родитель) очень зависимы от эмоционального состояния дочки, а потому девочка легко манипулирует родителями с помощью слез, капризов, обид и истерик. И усваивает на бессознательном уровне эту тактику как единственную действенную. А договариваться, взаимодействовать и что-то в себе строить и выращивать — ее никто не учит. В глазах своих родителей она беспредельно хороша и так.
Часто родители в подростковом возрасте и юности оберегают девочку от повышенного мужского внимания, но она легко идет на уступки требованиям родителей и не особо увлекается личной жизнью. Ведь мама и папа (или даже кто-то один) так много дают ей эмоций и так зависимы от нее, что ей пока хватает признания, одобрения, похвалы. А внешний мир — не очень-то он и дружелюбный, кто знает, удастся ли там воцариться так же, как и дома? Но приходит момент, когда даже и с точки зрения родителей «пора» строить личную жизнь. И ясное дело, не с кем попало, а с принцем. Такая принцесса меньшего не достойна! Но вот беда — принцев либо не водится в округе, либо они отвергают принцессу, либо принцы оказываются «дутыми». И это самый частый финал в таком варианте.
Как правило, внешне «умный и образованный, из хорошей семьи» тоже оказывается маменькиным сынком, избалованным, категоричным, с трудом способен справляться со своими эмоциями. Разрывы, конфликты бывают очень бурными и травматичными. И наша несостоявшаяся Ассоль переходит в другой лагерь — лагерь неуверенных в себе.
Во-вторых, такая девушка может развиваться в каком-то другом ключе или другими темпами. Если это девушка с хорошим интеллектом — скорее всего, она попадет в число «ботаников» и станет отвергнутой большинством. Или, если там сильнее чувствительность и творческий элемент — она будет для всех «странной», «чокнутой», и с годами сильнее будет замыкаться. А бывает и то и другое. И если все это сочетается с отсутствием поддержки дома (даже если нет жесткой критики, может быть просто равнодушие к внутреннему миру) — неуверенность крепнет, уход в себя становится все более заметным, отвержение внешнего мира все более сильным. И так по цепочке.
На самом деле, оба типа часто пересекаются. Ведь серая мышка часто делает ставку на свой внутренний мир — зато у нее есть умение любить как ни у кого другого, у нее есть тонкая чувствительность, которая способна понять все сложные внутренние сплетения принца и постичь его умные замыслы…. И в этом плане она отчасти уподобляется принцессе, которая на внешнем уровне убеждена в своей неотразимости, привлекательности, но внутри себя очень боится оторваться от маминой и/или папиной руки и испытывает дикий ужас перед той взрослой жизнью, в которой придется решать проблемы и нести ответственность. Есть еще один момент, сильно отличающий «ждущих принца» от тех, кто пробует эту реальность в любых ее проявлениях. Сильный страх. Ранимость, граничащая с обнаженностью нервной системы. На деле уверенная в себе внешне принцесса столь же уязвима, сколь и серая мышка. Каждая из них несет в себе особенную степень неуверенности, которую очень тяжело обнажать. Но с другой стороны, в каждой ждущей принца есть потенциальная Ассоль, и ее просто нужно раскрыть.
Само «положение Ассоль» — не обязательно приговор или диагноз. Наоборот — это определенный ресурс. Если вы оказались в таком положении — значит, вы уже в чем-то были не такая, как многие, вас что-то отличало от обычной картины. И значит, в вас есть нечто большее, чем в других. Если это найти и правильно выгранить. Потенциальная Ассоль — всегда в чем-то странная. Но при этом она не утратила способности хотеть всего вместе — и телесного зова, и чувств и уважения. И это очень важно.
Как? Это в общем-то происходит в терапии чаще всего. Нет какой-то одной четкой инструкции.
Быть собой — это то, что однозначно стоит делать. Меж тем «пытаясь понравиться» девушка рождает огромную кучу проблем. От того, что девушка не позволяет себе говорить и делать что хочет, в паре возникает напряжение. Растет неуверенность и страх. Мозг постоянно занят домысливанием за партнера, а домыслы могут с реальностью не совпадать. Разочарование растет. Партнер тоже чувствует это напряжение, пытается угадать, что не так, не угадывает, действует не так, как девушка ждала, разочарование еще сильнее у обоих. Ему кажется, что она его не принимает, а ей — что он ее.
Требуя, девушка тоже не достигает результата: он считает, что она его не одобряет, что он «недостаточно хорош». Он обижается, выливает злость на нее. Она разочаровывается — «он для меня ничего не хочет делать, я ничего не значу». Он думает: «она меня не одобрила, она не любит меня, а только использует». Разочарование растет. Ассоль не увидела свои алые паруса, Грей не встретил девушку мечты.
Хотя все могло бы быть иначе, будь каждый собой. «Посмотри, вот я. Я — такая. Если ты готов принять меня такой, то приходи в мою жизнь. Если не готов — просто уходи». И это не ультиматум. Это не значит «он должен принять все и сразу». И тем более не значит «он должен оправдать мои ожидания». Это значит показать свой уровень, свою базу, обозначить, что действительно важно, а с чем можно примириться и о чем договориться. И дать человеку право на выбор, а не настаивать на «ты должен обязательно меня полюбить». Он не должен. Если не он — значит, кто-то другой.
Сможете ли вы день ото дня играть игру, если вы показали принцу только какой-то кусочек себя, а остальное «дорисовали» под его вкусы? Как надолго вас хватит? И не возненавидите ли вы его потом за то, что живете в постоянном напряжении? А он вас за то, что вы «вдруг» перестали оправдывать его ожидания? А тем более, если начали с требований и претензий?
Полина прошла весь этот путь в терапии. Научилась отличать свои чувства и желания от фантазий ума. Поняла, какие вещи в мужчине ей действительно нужны, а какие требования она выдвигала лишь потому, что «так было принято». Стала с уважением относиться к своему пути — «да, что ж, значит, мое время просто еще не пришло, кому это не нравится — может не строить со мной отношений». Пересмотрела очень многие установки об отношениях. Стала раскованнее в жестах, движениях, словах, перестала переживать за то, понравится она или нет — ведь она все равно останется собой, и важно, чтобы ее принимали такой какая она есть. Если человек изначально к этому не готов — им просто не по пути. Она осознала, что ей действительно есть, что предложить мужчине. И в то же время научилась понимать, что другой — тоже живой человек. И он не всегда сможет «пробиться» или «догадаться». Иногда надо просто сказать, поговорить, открыться и обсудить.
А потом началась практика. В реальной жизни с появлением алых парусов на горизонте все только начинается. И Ассоль и Грею приходится учиться разговаривать друг с другом, озвучивать свои ожидания, делиться чувствами, проходить через опыты конфликтов и все глубже проникать друг в друга.
Как ни странно, нынешний муж Полины совершенно не испугался отсутствия опыта, скорее даже наоборот — говорил: «какая ты редкая птица, что дождалась». Они живут в браке уже несколько лет, и оба уверены: это — на всю жизнь. Так что можно сказать — Полина вырастила в себе Ассоль и дождалась свои алые паруса. Но то, какую огромную душевную работу она проделала, я знаю как никто. И поэтому уверен: рядом с ней действительно Грей — сильный, решительный, цельный, ответственный и достойный. Просто потому, что она сама смогла стать именно такой.
автор статьи: психолог Антон Несвитский