аросева кабачок 13 стульев
Вулкан эмоций пани Моника: Почему Ольгу Аросеву сравнивали с водородной бомбой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ольга Аросева родилась 21 декабря 1925 г. в семье советского партийного деятеля и дипломата. Когда девочке было 5 лет, ее мать встретила другого мужчину и ушла из семьи, оставив дочерей. Детство Ольга провела во Франции, где отец был секретарем советского посольства, а в 1933 г. они вернулись в СССР. Аросева часто рассказывала о том, как однажды в детстве стояла на авиационном параде в Тушино рядом со Сталиным, который даже подарил ей букет цветов. Однако времена благополучия скоро закончились: в 1938 г. отца арестовали, а потом расстреляли. Не зная об этом, Ольга написала письмо Сталину, в котором заверяла его в невиновности отца. Ответа она так и не дождалась.
Ольга Аросева считалась дочерью «врага народа», но предавать память отца не стала – не отреклась от него и не вступила в ряды комсомола. Ей не удалось поступить ни в один вуз, но еще во время учебы в школе она увлеклась театром, участвовала в домашних театральных постановках и начала заниматься в драматическом кружке. Закончив цирковое училище, она поступила на курсы Московского городского театрального училища.
Почти всю свою жизнь Ольга Аросева выступала на сцене московского Театра сатиры, хотя первой актрисой труппы она стала только в начале 1990-х гг. В кино ее самыми известными работами стали роли в фильмах «Девушка без адреса», «Берегись автомобиля», «Интервенция», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Сваты», однако самую большую славу ей принесла роль пани Моники из «Кабачка «13 стульев», с которой ее ассоциировали всю жизнь. О причинах такой популярности актриса говорила: « У Моники характер общечеловеческий, вечно существующий, не привязанный к определенному времени. В каждой женщине есть частица пани Моники. Куда бы мы ни приезжали, везде была своя пани Моника ».
Свой бурный темперамент и невероятную эмоциональность актриса не отрицала, оправдывая излишнюю вспыльчивость издержками профессии: « Актер имеет право на эмоциональность. Профессия вынуждает быть взрывным, но это не значит, что перед вами плохой человек. Вспыльчивость – пожалуй, актерское достоинство. Человек, который давит в себе эмоции, не может быть хорошим актером, не умеет вызвать на сцене подлинный темперамент, чувства, эмоции… Это мое частное мнение, специально я не исследовала этот вопрос ».
На склоне лет актриса жалела только о том, что так и не родила ребенка. « И всё же по-настоящему я прожила всю свою жизнь в одиночестве – все мои мужья, к сожалению, оказывались беспомощными, слабыми », – признавалась Аросева.
До последних дней она выходила на сцену театра и надеялась на то, что сможет вернуться туда после выздоровления. Уже будучи прикованной к постели, постоянно повторяла: « Я еще немножко полежу и приду, пусть меня не заменяют ». 13 октября 2013 г. актриса Ольга Аросева скончалась на 88-м году жизни. Последние годы она провела в муках – у нее было онкологическое заболевание, и спасти актрису не удалось.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Последняя ночь пани Моники: накануне смерти Ольга Аросева собиралась в театр
Зрителям хорошо знакомы фильмы с участием Ольги Аросевой, например, «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники». Но ее визитной карточкой стало развлекательное шоу на советском ТВ «Кабачок «13 стульев».
Ее пани Монику помнят все, кто жил в то время (шоу показывали по ТВ с 1966 по 1980 годы). У Ольги Александровны были веские причины, чтобы сыграть иностранку, которая знает себе цену. Однажды эти причины изломали жизнь ее семьи.
Почему Аросева отказалась вступать в комсомол
У актрисы были польские корни. Ольга Гоппен, ее мать, происходила из семьи польских шляхтичей, а отец был дипломатом. Семья часто переезжала: Франция, Швеция, Чехословакия. Из Швеции ее мать сбежала с любовником, оставив мужа с четверыми детьми: Натальей, Еленой, 5-летней Ольгой и младшим Дмитрием.
Затем пришел 1937 год: отца Александра Аросева арестовали, а затем расстреляли. Оле было тогда 12 лет. Дочерей забрала к себе мать, узнав о трагедии с бывшим мужем.
Позднее Ольга не раз писала письма в разные инстанции, пытаясь узнать, в чем же обвиняли ее отца и за что его убили? Писала даже самому Иосифу Сталину, задавая все один и тот же мучивший ее вопрос. Но ответа так и не получила. В знак протеста девушка отказалась вступать в комсомол.
Театр и кино – на всю жизнь
В юности Аросева с удовольствием посещала драмкружок и театральную студию, после окончания школы училась в эстрадно-цирковом училище, а когда в Москве гастролировал Ленинградский театр музкомедии, то ей удалось произвести впечатление на его руководителя и девушку приняли в труппу. Вместе с театром она покинула столицу и до 1950 года успешно выходила на его сцену. В Ленинграде Ольга вышла замуж за музыканта Константина Жукова. Они были вместе все то время, пока актриса выступала в Ленинграде, а потом расстались.
Затем Аросева вернулась в Москву: здесь ее приняли в Театр сатиры, который надолго сделался ее вторым домом. В театре она встретила своего второго мужа, но брак не продлился долго. Впрочем, как и третий, и четвертый.
Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1967 г.
Что касается кино, то снимали Аросеву довольно часто, правда, главным образом в эпизодах или небольших ролях, а также в телеспектаклях. Впервые в большой кинороли она появилась в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», сыграв Любу, невесту главного героя. Затем последовали другие заметные работы в фильмах «Интервенция», «Трембита».
«Кабачок «13 стульев»
Совершенно ни на что не похожая, новая и дерзкая эстрадно-развлекательная программа «Кабачок «13 стульев» стала для советского зрителя культурным шоком. Кроме Аросевой там участвовали и другие артисты Театра сатиры: Спартак Мишулин, Михаил Державин, Андрей Миронов, Наталья Селезнева.
В те годы Ольга Александровна стала очень востребованной актрисой: она успевала и в «Кабачке» играть, и сниматься в фильмах («Два дня чудес», «Старики-разбойники», «Шельменко-денщик», «Невероятные приключения итальянцев в России»).
Кадр из фильма «Старики-разбойники»
Второе дыхание
Пришли 80-е, за ними 90-е, и Ольга Аросева почти перестала сниматься. Ей хватало театра. А вот наступление нового тысячелетия повлияло на нее, как струя свежего воздуха: у пожилой актрисы открылось второе дыхание, и она принялась активно сниматься. Зрители могли видеть ее работы в фильмах и сериалах «Афинские вечера», «Самая красивая», «Старики», «Сваты»…
Юбилейный вечер Ольги Аросевой в Театре сатиры. Фото: Эмиль Матвеев/ИТАР-ТАСС
Детей актриса так и не родила, так как после неудачного аборта в молодости это стало невозможным, однако вокруг нее всегда было множество друзей: актеры Вера Васильева, Федор Добронравов, Александр Ширвиндт, Роман Виктюк, Татьяна Кравченко.
Ушла с благодарностью
Но самым близким другом для Аросевой всю жизнь оставался театр. До самых последних дней 87-летняя Ольга Александровна выходила на сцену в пьесе Романа Виктюка «Реквием по Радамесу». Когда она уже не вставала, за шесть дней до смерти, она все равно звонила Виктюку и уверяла, что обязательно встанет и выйдет на сцену, она так решила.
Ольга Аросева в «Реквиеме по Радамесу» за год до смерти. Фото: Александра Мудрац/ИТАР-ТАСС
Свидетельницей последних минут Ольги Аросевой стала сиделка Ольга Токальчук, которая за ней ухаживала. Она со слезами рассказывала, как в последнюю ночь актриса вдруг забеспокоилась, стала просить пальто, собиралась ехать в театр. А потом поцеловала руку сиделки, тихо проговорила: «Большое спасибо». И ее не стало.
Кабачок «13 стульев»
Когда 16 января 1966 г. на советские экраны вышла передача, которая тогда ещё незатейливо называлась «Добрый вечер», никто и предположить не мог, что история эта растянется на 15 лет.
Миллионы телезрителей по вечерам приникали к экранам своих черно-белых телевизоров, чтобы снова встретиться с любимыми героями – паном Ведущим и паном Директором, пани Зосей и пани Эльжбетой. Люди бросали все свои дела, чтобы не пропустить ни одной драгоценной минутки эфира. Звучала традиционная музыкальная заставка — и телезрители оказывались в «Кабачке «13 стульев»
Однажды Леонид Ильич Брежнев приехал в гости на ТВ. Набежали телевизионщики, выставили микрофоны, камеры и стали интересоваться у генсека, что же он предпочитает смотреть по телевизору в свободное от руководства страной время. Леонид Ильич не мешкая ответил: «Программу «Время» люблю, спорт смотрю и ещё обожаю «Кабачок «13 стульев».
Генеральный секретарь не знал, что своими словами он спас любимую всеми телепрограмму от закрытия. Простые телезрители этот весёлый сериал любили, а теленачальство и критика люто ненавидели.
«Мой муж Георгий Зелинский был режиссёром и завтруппой Театра сатиры, — рассказала «АиФ» актриса Зоя Зелинская, пани Тереза. — Ему приносили всё новые идеи, которые предлагались театру. Однажды принесли какие-то разрозненные сценки — неплохие, смешные, в основном из польского журнала «Шпильки». Такие остроты по-польски называются «мигавки». Я с большим трудом уговорила мужа взяться за этот материал.
Пан Ведущий: — Трёх вещей нельзя прощать женщине. Но, к сожалению, никто не знает, каких именно!
В этих сценах в основном были диалоги и был единственный монолог, который назывался «Женщина с сумкой». Прочитав его, я решила, что лучше, чем актриса Театра cатиры Ольга Аросева, его никто не сыграет.
Она в это время не работала, у неё был серьёзный конфликт с главным режиссёром театра, 10 лет она сидела без ролей, рыдала. Наблюдать за этим было тяжело всем нам — неприятно, когда человека унижают, изничтожают на твоих глазах. И я ей дала этот монолог. На этом маленьком материале мы сделали передачу, назвали её «Добрый вечер»
«Добрый вечер» после двух выпусков прикрыли. Но и тут же со всего Советского Союза на Шаболовку слетелись сотни писем с просьбой продолжить этот «весёлый банкет». Банкет продолжили, но программу немного модернизировали.
«Георгий Васильевич взялся штудировать журналы — польские, чешские, венгерские, французские, — продолжает Зоя Зелинская. — Мы пригласили Сашу Белявского в качестве ведущего. Он идеально подходил на эту роль со своим абсолютно западным, европейским благородным лицом».
Польские шутки из журнала «Шпильки» очень понравились создателям «Доброго вечера», их они и решили использовать в своём «прозападном» проекте. Перевели, раздали тексты актёрам, достали записи песен французских, польских, чешских и венгерских исполнителей, которыми разбавили польский юмор, и приготовились запускать программу в эфир. Но как её назвать? «Добрый вечер» уже не подходил. Тогда-то и родилось название «Кабачок «13 стульев».
Почему стульев именно 13? Объяснений множество. Кто-то уверяет, что это название предложил один из смекалистых телезрителей. Другие говорят, что имя передаче дал один из актёров. Их оппоненты рассказывают, что стульев, на которых сидели актёры, было именно 13. Но достоверно известно, что с экранов телевизоров был объявлен конкурс на лучшее название. «Кафе «Улыбка» и «Клуб Чудаков» лидировали в письмах телезрителей. Но авторам ни то, ни другое не понравилось. Тогда решили пойти на хитрость. Тот же Александр Белявский объявил в прямом эфире, что победитель предложил назвать передачу «Кабачок «13 стульев». Перед телекамерами некоему счастливчику вручили обещанную награду — ящик чешского пива. На самом же деле в ящике стояли пустые бутылки.
«Ящик с пустыми бутылками вручили потому, что у редакции попросту не было денег, — признаётся Зоя Зелинская. — Вы думаете, мы пили настоящий кофе? Настоящими были лишь маленькие сушки, а в чашках — чай или вода. Иногда нам разливали газировку «Ситро».
Музыки хорошей у нас тоже не было. Поэтому Георгий Зелинский придумал, что иностранные песни мы будем исполнять под фонограмму. Для телевидения это была находка, а для нас — настоящее мучение. Потому что учить чешский, венгерский, польский, не понимая, о чём ты поёшь, было очень сложно. Мужчины, особенно Спартак Мишулин, пускались на хитрости, чтобы было незаметно, что они не попадают в фонограмму. Спартак никак не мог выучить венгерские и чешские песни, поэтому он во время съёмки либо голову вниз опускал, либо рот чем-нибудь закрывал.
Но наши мучения того стоили. Мы получали огромное количество писем от зрителей. Многие просили, чтобы Михаил Державин (пан Ведущий) молчал, так как его голос мешал наслаждаться хорошей музыкой.
Однажды произошёл казус. На телевидении тогда была цензура. Я выучила хорошую французскую песню для съёмки, как вдруг сотрудники контролирующего органа мне говорят: «Нельзя! Под эту музыку немцы входили в Париж!» Но я не сдалась и выяснила, что автору этой песни было три года, когда немцы входили в Париж. Под напором исторических фактов песню разрешили.
Пан Гималайский и пан Зюзя.
Пан Гималайский: — В первом акте вашей душераздирающей драмы есть такой эпизод: «По широкой улице нового микрорайона идёт мрачный пережиток прошлого, пьяница и дебошир».
Пан Зюзя: — Это написано кровью сердца! И — честно скажу — с натуры.
П. Г.: — В это я верю. Но что он за птица? Когда родился? Где?
П. З.: — Когда он родился, я не знаю — было ещё темно. Но я твёрдо знаю, что родился он в сорочке. И потом эту сорочку пропил!
П. Г.: — А что он делает?
П. З.: — Дебоширит и пьянствует!
П. Г.: — И всё?!
П. З.: — А вам этого мало?! Знаете, ничего не делать — это тоже надо уметь!
Каждый выпуск перед записью мы сдавали комиссии из 10 человек. Мы шутили, пели, танцевали, а перед нами сидели люди с постными, мрачными лицами. Когда заканчивалась эта экзекуция и мы с не менее мрачными лицами выходили из павильона, Зелинский каждый раз кричал нам вслед: «Веселее!»
Рудольф Рудин в роли Пана Гималайского и Спартак Мишулин в роли пана Директора.
С костюмами в «Кабачке» тоже была проблема — красивой одежды в СССР было днём с огнём не сыскать, поэтому актрисы «занимали» наряды друг у друга. А советские женщины свято верили, что «прекрасные пани» из телевизора одеваются сплошь в заморские наряды, что шляпки пани Моники — только из Парижа, а платья пани Катарины шил французский портной. Так было только отчасти. Один из самых знаменитых костюмов — мини-юбку пани Катарины — Наталье Селезнёвой привезла подруга из Парижа. Конечно же, актриса не удержалась и пришла на съёмки в той самой мини-юбке. На следующий день после выхода программы телецентр был завален гневными письмами: «Да как она посмела?», «Безобразие!», «Немыслимо!», «Это же разврат!», «Разве это комсомолка?!» За «разврат и безобразие» актрису лишили гонорара, и всем её коллегам строго-настрого запретили появляться на съёмках в юбках выше колена.
Наталья Селезнева в роли пани Катарины.
«Наряды мы действительно искали у подруг, — рассказывает Зоя Зелинская. — А зрители часто просили: «Ой, пани Тереза, вы не можете ещё раз надеть это платье? Мы не разглядели, как оно сшито, а у нас свадьба!» Что касается знаменитых шляп Ольги Аросевой, то эти шляпы — все мои. Они очень хорошо скрывали проблемы с её причёсками, да и шли ей неимоверно.
Были проблемы с образами и у мужчин. Когда снимали передачу в чёрно-белом цвете, работали на Шаболовке. А там был маленький павильон с очень низким потолком, поэтому осветительные прожекторы оказывались прямо над нашими головами. Особенно страдали мужчины — незаметная в обычной жизни лысина под софитами становилась хорошо видна».
Пан Директор и пан Спортсмен.
Пан Директор: — Да вы у нас вундеркинд, пан Спортсмен. На всех инструментах играли — и на пианино, и на рояле, и на органе. А на скрипке не играете?
Пан Спортсмен: — А вот со скрипкой, пан Директор, ничего не получилось.
П. Д.: — Это почему же?
П. С.: — Она маленькая, покатая. Карты с неё соскальзывают.
«Я пришёл в «Кабачок», когда программа уже была популярна, — вспоминает актёр Вячеслав Шалевич. — Меня определили паном Поэтом. Атмосфера на съёмках была необычная — все друзья-товарищи, все общаются, веселятся. Но! Как только ты попадал в «Кабачок», ты тут же становился паном для всех — и для зрителей, и для кинорежиссёров. Как-то на гастролях вывесили киношную афишу со всеми моими ролями. Кто-то зачеркнул этот список и крупными буквами подписал: «Пан Поэт». Но ушёл я из передачи не из-за популярности «Кабачка». Однажды на съёмках я сымпровизировал, пошутил. Тут же сверху раздался голос режиссёра: «У нас не шутят!» Я обиделся и сказал: «Раз у вас не шутят, то я ухожу». И ушёл. За мной следом ушли Вицин, Пельтцер, Менглет.
Вячеслав Шалевич в роли пана Поэта, 1969 год.
Мне кажется, что, когда «Кабачок «13 стульев» выходил в прямом эфире, он был намного лучше. А потом, когда передача стала выходить в записи, в «Кабачок» пришла цензура, он, на мой взгляд, потерял часть своей индивидуальности».
«Популярность наша порой зашкаливала, — уверена Зоя Зелинская. — Однажды в Одессе я пришла на рынок в центре города, на прилавках — рыба, зелень, тапочки, но продавцов нет. Спрашиваю кого-то: «А где люди-то все?» — «А вот в том павильоне все «Кабачок «13 стульев» смотрят».
Всех актёров, снимавшихся в «Кабачке», зрители даже в обычной жизни воспринимали как панов и пани. В письмах к тому же Михаилу Державину всегда обращались так: «Здравствуйте, пан Ведущий!»
В истории «Кабачка» было три пана Ведущих: Александр Белявский, Андрей Миронов и Михаил Державин.
Александр Белявский в роли пана Ведущего, 1966 год.
«Белявский ушёл из «Кабачка» и тут же ушёл из театра. Это была ошибка, — считает Зоя Зелинская. — Он думал, что из-за «Кабачка» его перестанут снимать в кино. И оказался прав. Белявский был очень хорош собой, но к нему тоже приклеился этот образ, и больших работ у него уже не было. Как сказал один наш коллега: «Эх, Саня-Саня, тебе с таким лицом надо быть в Голливуде, а не на «Мосфильме». Но не повезло ему ни с Голливудом, ни с «Мосфильмом».
А вот Андрея Миронова в «Кабачке» не приняли зрители. Он сам очень хотел у нас сниматься. Но ему была присуща манера премьера: «Я в центре, а вы все — вокруг». А в «Кабачке» это недопустимо — ведущий, наоборот, должен всех объединять, а не тянуть одеяло на себя. Поэтому, когда передача с Мироновым вышла в эфир, на телевидение полетели письма и телеграммы от зрителей: «Уберите! Он никого не слушает!»
Андрей Миронов в роли пана Ведущего, 1967 год.
«Я был третьим ведущим после Саши Белявского и Андрюши Миронова, — рассказывает актёр Михаил Державин. — Белявский ушёл пробоваться к Гайдаю в «12 стульев» на роль Остапа Бендера. Вместо него на роль ведущего позвали Миронова. Но он провёл всего два выпуска. Пригласили попробоваться на эту роль и меня. Так я там и остался.
14 лет я вёл «Кабачок», работал вместе со всеми ночами, спал в гримёрных «Останкино». Нам выделяли какие-то диванчики, давали одеяльца, разрешали чуть-чуть поспать, а потом отправляли на площадку. Часто несколько ночей подряд так работали, потому что у всех была в театрах большая занятость и пропускать спектакли было нельзя. Плучек сердился на нас, ревновал. Особенно ему не нравилось, когда мы выходили на сцену, а зрители начинали показывать на нас пальцем и громко шептать: «О! Пан Ведущий! А это пан Директор!» Но что делать, если мы были популярны во всём Союзе именно как участники «Кабачка»?!»
Михаил Державин в роли пана Ведущего, 1968 год
Руководитель Театра сатиры Валентин Плучек и правда ненавидел «13 стульев». Говорят, что одной из актрис-участниц он прямо заявил: «Если будешь там сниматься — задавлю». По слухам, Плучек не раз ходил на приём к тогдашнему председателю Гостелерадио Лапину с просьбой закрыть это «посмешище». Теленачальник был солидарен с режиссёром, но пойти против высшего руководства не мог после того, как выяснилось, что «Кабачок «13 стульев» — одна из любимых передач руководителя СССР Леонида Брежнева.
«Плучека бесило, что зрители бегают по фойе, показывают пальцем на висящие фотографии со словами: «Ой, пан Вотруба, а это пани Моника!» — говорит Зоя Зелинская. — Он кричал: «Вы маски!» Но когда надо было что-то получить для нашего театра, мы все шли и добывали это, вплоть до кирпича. А Лапину Брежнев лично сказал: «Делай что хочешь, но оставь мне «Кабачок» и футбол».
15 лет в эфире, 133 программы, 1300 бутербродов, съеденных в кадре, 38 230 писем от телезрителей. Программе и дальше бы жить. Но вдруг актёрам, которые в ноябре 1980 г. репетировали сценки для нового выпуска программы, сообщили, что съёмки «Кабачка» приостановлены из-за политических волнений в Польше.
«Теленачальство очень обрадовалось, что закрыли «Кабачок», потому что мы им очень надоели, — говорит Зоя Зелинская. — По нормам мы должны были снимать 4 выпуска в месяц, а Зелинский снимал 12. Это было нарушение графика, традиций. Несколько лет спустя Аросева предприняла попытку возродить «Кабачок», но ничего не вышло.
Несмотря на то что «Кабачок» давно не появляется на экранах, зрители его помнят. Два года назад были такие же снегопады, как в этом году. Я подъезжала ночью к своему дому. На дороге в машину грузили снег. Я никак не могла объехать этот грузовик, открыла окно, говорю: «Ребята, можно проехать?» Вдруг один рабочий подходит, смотрит на меня и говорит: «Ой, пани Тереза! Вы играете лучше, чем машину водите».
Главные персонажи «Кабачка «13 стульев»
Пан Ведущий Александр Белявский январь 1966 — март 1967, Андрей Миронов март — апрель 1967, Михаил Державин апрель 1967 — октябрь 1980
Пан Директор Спартак Мишулин 1966-1980
Пани Моника Ольга Аросева 1966-1980
Пан Профессор Борис Рунге 1966-1980
Пани Тереза Зоя Зелинская 1966-1980
Пани Катарина Наталья Селезнёва 1966-1980
Пан Спортсмен Юрий Волынцев 1966-1980
Пан Зюзя Зиновий Высоковский 1967-1980
Пан Пепичек Владимир Долинский 1967-1973
Пани Ирена Татьяна Пельтцер 1967-1970-е