аниме яйцо ангела 1985
Яйцо ангела / Tenshi no Tamago
Кое-чем данное аниме напоминает советскую фантастику от некоторых именитых режиссёров: атмосферная, стильная, визуально красивая история, в которой больше показывают, чем рассказывают, и идея в ней есть, но какое же затянутое повествование! Эти долгие кадры перед глазами, когда не понимаешь, завис ли плеер, битый ли файл, или просто время для продолжения не пришло. В фантастике предлагалось три десятка секунд смотреть на затылок актёра, в «Яйце ангела» можно полторы минуты любоваться лежащей девочкой и сидящим подле неё мальчиком. И это далеко не единственная сцена: аниме длится чуть больше часа, и показ практически статичных изображений занимает в нём от половины времени.
С подачей информации тоже не всё идеально вышло. Сначала – первые минут сорок – история себя только показывает. Название у неё говорящее, антураж способствует, так что можно увидеть её связь с библейскими мотивами, но нормального объяснения нет: просто смотри и строй догадки. Потом происходит внезапный диалог, в котором быстро и прямолинейно герои разъясняют суть действий девочки. А дальше – тишина до самых титров, история снова обходится без слов.
Нельзя сказать, что перечисленные факторы делают аниме плохим. Однако вследствие затянутости и неравномерной подачи «Яйцо ангела» слишком инертно. Вырезать бы из него лишнее, чтобы увеличить динамику, и получилась бы неплохая история, а так – серединка на половинку. 5/10.
Аниме яйцо ангела 1985
|
Редкий случай, когда я могу с уверенностью и с точностью до минуты назвать момент фильма, в который меня торкнуло. Вот не просто «я понимаю, что это хорошо снято» или «это веха в истории аниме, бла-бла-бла», а именно зацепило и поволокло. А всё любовь к неочевидным моментам. И случилось это в тот момент, когда мужчина обнимает прячущуюся за ним девочку, и мы видим, что у него бинты на руках. Потом (а зря) на этот моменте сакцентировали больше внимания, но вот именно эта деталь полностью сформировала образ в моих глазах. Крест — слишком очевиден и не воспринимается, а вот так. тогда же вспомнилась (если не ошибаюсь) католическая синяя накидка. И тогда же наступил бррр.
Многие любят называть «псевдоинтеллектуальным» то, во что, как бы помягче, не врубаются. Потому что когда шутку объясняют постфактум, над ней уже не посмеёшься. Поэтому если вы посмотрели, пожали плечами и предпочли согласиться с Осии, который утверждал, что «сам не знает, о чём оно вообще», — то лучше сей обзор пролистать, потому что я, в меру своего понимания, сейчас кааак попытаюсь увиденное интерпретировать!
Да, я плаваю в библеистике как ангел в воде. Поэтому интерпретация рискует быть поверхностной. Очень верю в умных людей, которые меня поправят.
Итак, в первую очередь — место действия, заброшенный постапокалиптичный город. Он выглядит так, как будто его недавно бросили обитатели: дома растрескались, стёкла разбиты, но внутри в живом беспорядке лежат вещи, книги. еда. Пустые банки не уносили на помойку, полные не прятали в погреба. Просто такое ощущение, что в один момент люди. пропали.
Но на самом деле они не пропали! Они живут тут же, на площади у фонтана, похожие на тени. Да и занимаются они ловлей теней (кстати, небезуспешной): по стенам города то и дело плавают тени рыб. Здравствуй, очевидный христианский символ номер один. Рыба — Ίχθύς — сами знаете, символ христианства в целом и непосредственно метафора Иисуса. Но в этом — покинутом — мире от рыб остались только тени. Поэтому главный герой с такой тоской смотрит на эту призрачную ловлю, поэтому же его внезапно пробивает на философствование: эти люди уже не отличают живое от тени. Они и сами не отличаются от теней.
Ах да, герои. Их, собственно, всего два: девочка, одержимая водой и шарообразными предметами, и мужчина средних лет с лицом Снусмумрика и крестом на плече. Девочка, если честно, показалась мне просто символом некоего тупого, неосознанного и бесконечно тёплого материнского инстинкта, инстинкта просто ради любви, ради вывести новое существо. Инстинкта настолько честного и искреннего, что он в итоге приводит её к канонизации и причислению к лику святых (да, это я сама придумала). Мужчина, опять же, довольно очевидно отсылает к Христу, но. Если он несёт на себе крест — то это как бы ещё до, однако же, если его руки обмотаны бинтами (которые вообще, замечу, пару раз пропадают), то это явно после. Или вообще не он. Ну то есть не Он.
Или Он, но ещё раз. собственно, основная тема, мысль и эмоция сего фильма формулируется прямым текстом. «Люди отправили голубя, чтобы он нашёл для них землю, и голубь не вернулся через неделю. Возможно, он нашёл землю и опустился на неё. Возможно, он ослабел и упал в воду. Возможно, никакого голубя не было. прошло много времени и люди забыли, кто они, кто этот голубь, забыли, что далеко под водой есть целый мир.» Очевидно, люди, пытаясь наколоть на гарпун тени ихтисов, забыли собственного Мессию. Он взял крест — но никто не спешит его прибивать. и он бродит в надежде, что голубя не было, что люди стали такими, потому что потеряли надежду. Потому что они помнили цену спасения, но бесконечная вода вокруг заставила их забыть. (Да, я понимаю, что тут довольно сильно мешаются мифы про Ноя и Иисуса, так что если кто-то предложит мне более связное объяснение, буду только рада.)
Но девочка показывает ему: голубь был, вот он, пусть со звериным оскалом, но настоящий. Людей не море заставило забыть, им просто было всё равно. Они сами предпочли бегать за тенями. Голубь не просто был, он оставил яйцо, из которого можно вывести нового голубя — и спастись во время нового бесконечного дождя, который уже начинается.
Поэтому он разбивает яйцо.
Потому что люди, сами не захотевшие знать, была ли впереди земля, не заслуживают второго шанса.
Девочка, само собой, плачет, бежит за ним следом, падает в воду, тонет (ах, какой кадр, когда при столкновении со своим отражением растворяется она сама, а не отражение. ) — и улетает в небо бронзовым изваянием. Мне это показалось метафорой канонизации — как одновременного поднятия вверх и обесчеловечивания. Хоть бронзовая девочка и держит на коленях яйцо, она уже не может его по-человечески, по-настоящему любить.
А он — мужчина — остаётся там, внизу, потому что он-то, после того, как отобрал у людей (пусть эти люди и не шевелятся, когда их заливает водой) последний шанс спастись, не заслуживает дороги наверх. Впрочем, яйцо, которое несла девочка, было не одно — и даже, наверное, вовсе не оно принадлежало тому голубю. весь этот мир полон прорастающих яиц. Человеческая надежда на спасения уродлива, но неистребима.
Последние кадры этого фильма я, честно говоря, не очень понимаю, просто потому что мне неочевидно, что же изображено. Единственная пришедшая в голову — и красивая — мысль: это всё, весь город, весь мир — и есть новый Ковчег, и одинокое отчаяние нашего героя — и есть его наказание и его крест, а люди — безразличные и пустые — всё равно уже спасены. И этот Ковчег медленно дрейфует в неком куда большем и куда более пустом мире.
Ах да, ещё я не поняла, о каком именно дереве герой говорил. Мифологических деревьев много (как минимум на ум сразу приходит Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни, а также всякие вариации Мирового Древа вроде Иггдрасиля и, конечно, всеми нами любимое каббалистическое Древо Жизни), но навскидку никакой ассоциации у меня не возникло.
(Да-да, вы правильно поняли: всё прочее, написанное выше, — это именно мгновенная интерпретация без морщенья лба и напряжённого анализа, и основывается она на самых поверхностных познаниях в религиеведении. Так что не надо мне говорить, что я что-то «надумала», это действительно сиюминутная интерпретация без малейших попыток что-то куда-то притянуть за уши. И, да, я знаю, что Осии всё отрицает! )
На самом деле, всё вышенаписанное само по себе — не главная ценность фильма, а основа этой ценности. В тот момент, когда в моём сознании стукнула первая острая ассоциация, я неожиданно уловила всю эту бездну отчаяния. Его. Я, человек не просто нерелигиозный, а даже побаивающийся христианства. Оно, конечно, субъективно очень, но, по-моему, это какое-то запредельное кино, запредельное в своей скупости, необъяснённости и вообще. кстати, этим несколько напоминает «Лэйн», только ещё мрачнее.
И мне кажется, что основной целью было именно — передать некие эмоции, а не нагрузить зрителя философией. Передать через дивную (правда — дивную) анимацию и музыку, через жутковатые дизайны и образы, через скупую на цвета и движения картинку, через самый, кажется, длинный стоп-кадр на моей памяти (надо, что ли, сравнить с сами-понимаете-чем). Когда я смотрела в первый раз, а это было давно, я скучала. Сейчас, когда я аналогию не просто осознала, а прочувствовала, меня пробрало неимоверно. 10/10.
Но кто же был ангелом? Девочка с её бессмысленной любовью к яйцу? Мужчина, в чьи руки обращаются её в самых первых кадрах? Или все люди — если в итоге они заслуживают-таки ковчега?
+32 | Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него. |
Не пойму никак, почему «Яйцо ангела» заслужило репутацию аниме с невнятным сюжетом. Это все равно, что считать бессюжетным лемовский «Солярис». Типичная эсхатологическая притча, типичная, правда, только с точки зрения идеи о том, что конец наступит, и обязательно по вине самих человеков. Осии мешает в чудесную кашу христианское представление о потопе (первый раз Господь передумал), вариации на тему фантастов 20 века (мне лично вспомнились сразу Стругацкие), но добавляет, на мой взгляд, оригинальную идею. Прощение, и будущее, соответственно, Создатель дает, но человек, по своей гордыне и неуемной тяге к разрушению сам отвергает продолжение истории. Солдат разбил яйцо, разрушил зародыш нового, обновленного мира. Ангелы улетают, забирая с собой надежду. Неважно, что станет с планетой Земля, с очередным творением Бога, люди безнадежны и это, думается, правда. Напоминает книгу К.Льюиса «Переландра», кому интересно, почитайте. Мои впечатления: такое аниме нельзя называть «мультом». Оно задевает скорее разум, а не чувства, но задевает крепко. Безупречно. Печально.
«Иногда этот мир похож на райские облака, иногда – на остатки того, из чего он создал вселенную. Нам запрещено смотреть на этот странный шар после того, как погибла наша сестра. Она была самой светлой из нас, самой любимой нашим отцом. Всегда грустная, но неизменно ласковая, она часто просила нашего создателя вновь и вновь рассказывать историю этой планеты.
Он не раз с горечью признавал, что странный мир был его любимым творением, но, увы, и самой большой ошибкой. Вложив в людей, как он их назвал, часть своей силы, он дал им способность создавать свой собственный мир и они стали подобны своему отцу. Они – ваши братья, говорил он нам, самое необычное из того, что я слепил, любите их и оберегайте. Но люди странно поняли свою свободу и постоянно стремились к собственной гибели.
Глядя на вспухающую от взрывов почву планеты, мы просили отца вмешаться, но он отвечал нам, что каждое из созданий вольно выбирать, следовать его заповедям или нет.
И люди продолжали гоняться за призраками того, что они считали идеалами, смыслом жизни сделали они ловлю отражений и забыли о простоте того символа, на который указал им наш погибший брат: можно и пятью рыбами накормиться, если не желать слишком многого. Не замечали они, что тяжкий груз, взваленный ими на плечи – не символ жертвы, а собственная гордыня. Иногда они даже казались нам прекрасными в своем стремлении к смерти.
А она верила в них, наша младшая сестра, и упросила нас в тайне от отца спрятать ее на этой проклятой планете; она взяла с собой только надежду на возрождение мира, маленькое семечко в хрупкой скорлупе. Она надеялась, что тепло ее сердца заставит росток засиять светом вечного разума и любви.
Она погибла, когда надежда была разбита и вода уже давно смыла белые перья, выпавшие из ее крыльев. Он предоставил людей их собственному выбору и отвернулся от странных созданий. Никому не позволено ступить на эту планету и только иногда мы украдкой смотрим на крохотное голубое семечко где-то на окраине вселенной и не можем понять, что нашла она в людях…»
+16 | Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него. |
Рецензия на аниме Яйцо ангела
История началась давно. Никто не скажет когда. Это творение относится к ранним проектам известного режиссёра, который спустя время подарит нам несколько культовых произведений. Но это будет потом. Ёситака Амано придумал историю, Мамору её адаптировал и воплотил на экране. Что именно они хотели донести до зрителя? Возможно, ничего и многое. Тот факт, что этот старенький «мультик» породил столько различных трактовок из своего скудного содержания говорит о многом. Ниже представлены несколько версий, которые возникли у зрителей, которые я развил и упростил для полного понимания. Важно уточнить — все версии или часть из них, подобно слоям тонкой материи накладываются друг на друга. Это не мозаика, которую можно собрать и снова разобрать на самодостаточные частицы. Тут прослеживается именно слоистость из идей и метафор, поэтому лучше всего придержать в уме все версии, а уже потом поразмыслить и отбросить лишнее. Спойлеры в наличии. Прочитали, но ничего не поняли? Вы наверное не смотрели и не собирались.
Версия шестая, библейская. (Новый Иисус)
Он снова был послан. Не в прямом смысле. Узнал Парень, что доверенный Ною народ не уберёг слово божие, утратил святую надежду, забыл о смысле жизни, и решил — не стоит оно того. Решил не за часы, но целые сутки. Во сне пребывали, во сне обретут покой. Разбитое яйцо было пустым. Птица не вывелась, надежда была пустой — не нашлось ни одной души, которая своими мыслями её бы поддерживала. Возможно, Парень размышлял над этим. Он освободил девочку от бессмысленного бремени, тем самым перечеркнув. или просто — подведя черту, под реально ничем необоснованным существованием человечества.
Не будем более плодить мнимые версии. Это не Евангелион, хотя признаюсь — там я размышлял гораздо меньше и особо не заморачивался. Это произведение души. Его желательно смотреть при наличии спокойного настроения в переводе от «kampai». Вообще нашёл четыре перевода. Ирония в том, что каждый из них отличается не только стилистикой. Поэтому не буду рекомендовать, смотрите, как повезёт — там совсем немного слов, их суть передана более-менее верно. Мрачная неоготическая стилистика, плавная анимация, ненавязчивый (иногда отсутствующий) саундтрек формирующий умиротворённо-гнетущий настрой, все эти факторы способствуют погружению в иллюзорный мир чего-то странного и сюрреалистического. Я не могу рекомендовать подобное к просмотру всем и каждому. Дело не в том, что это произведение пример чистого арт-хауса, который ты либо принимаешь, либо отвергаешь. Тут скорее вопрос в том, что я не нашёл причин ради чего это нужно смотреть? Синопсиса не читал. Я не знал, что меня ждёт, и мне было безразлично какие эмоции я получу. В итоге эффект погружения оказался как никогда полным. Эмоции захлестнули и не отпускали некоторое время. Не уверен, что стану пересматривать, но уверен, что напишу рецензию.
Обзор аниме «Яйцо Ангела», его осмысление
Внимание, этот обзор не ставит перед собой цель навязать кому-либо мои убеждения, всё представленное здесь – сугубо личное мнение, которое сложилось у меня в результате просмотра. Если вас что-то не устраивает, если вы по каким-либо причинам не согласны с нижеизложенным текстом, то совсем не обязательно доказывать мне свою точку зрения. Спасибо.
Сегодня ночью я ознакомился со специфичным произведением японской анимации, «Яйцо Ангела». Зная, что сценарий писал Мамору Осии, известный зрителю по полнометражному фильму «Призрак в доспехах», я заранее готовился к массовому потоку трудноусваиваемых философских изречений. Стоит упомянуть, что от этого аниме я ждал ответов на некоторые свои личные вопросы, ибо сама задумка о девочке, которая пытается сохранить таинственное яйцо в своих хрупких руках, да ещё и в антураже сюрреалистического мира, очень подозрительно напоминает визуальную новеллу «Kara no Shoujo», пройденную мной несколько лет назад. А точнее, не столько новеллу, сколь рассказ одного из персонажей внутри неё, Кацураги Сина. Конечно, «KnS» было издано значительно позднее, поэтому в «Яйце Ангела» я искал скорее первоисточник той самой истории про девушку в скорлупе. Но это тема уже совершенно другого обзора, ведь фигурирует здесь эта новелла лишь как причина, побудившая меня к просмотру данной анимации, а так же как то, что задало мне изначальный настрой предрасполагающий к восприятию, что и повлияло на своеобразное осмысление этой картины.
Это произведение вызвало у меня настолько неоднозначное мнение, что в поисках решения недомолвок, в поисках однозначного смысла картины я отправился на просторы интернета высматривать мысли других людей дабы дополнить свои. И был поражён. На произведение, что я бы назвал «Высокого Искусства», не было ни одного достойного обзора. Под эгидой «Смысла» первые страницы браузера выдавали графоманские опусы, что по сути лишь выборочно пересказывали фабулу фильма, причём настолько притянуто за уши, что сами пользователи оставившие комментарии возмущались по этому поводу, говорили, что так и не поняли смотреть ли это аниме или нет. Авторы подобных опусов нашли аж шесть (!) различных трактовок, но думаю, что это далеко не предел, и что сама по себе, без симбиоза с другими, любая из этих версий обречена на литературную инвалидность. Повторюсь, всё, что я напишу ниже – сугубо моё мнение, читать вас его никто не заставляет, я ищу совершенно отличный от стандартизированного сознания смысл, мои логические взаимосвязи, в целом, понять весьма сложно.
Дальнейшее чтение не рекомендуется тем, кто с произведением не знаком, а так как меня читают немногие (примерно никто), то таких, я уверен, будет большинство.
И вот девочка единственная в этом мире ищет ту самую воду, я напомню – воплощение религии, девочка смотрит в небо через призму сосуда, а затем упивается этим самым найденным зельем. Отдельно хочу заметить момент с очередным найденным кувшинчиком со странноватого вида красной жидкостью внутри него. Этот неизвестный химический элемент выливается, а из источника (догма?) девочка берёт уже чистую воду. И опять смотрит через неё. Просто так ли сделана эта сцена? Ещё девочка сама пугается этих безликих солдат, как если бы боялась расправы за убеждения, из-за чего берёт за верхнюю одежду человека, которого до сих пор считает опасностью. Касательно этого парня, если и хотели сделать библейскую реминисценцию, создав из него образ Христа, как говорят некоторые из тех, кто брался разбирать художественный смысл «Яйца Ангела», Христа, который, по их мнению, разочаровался в этом мире и потому-то уничтожил душу девочки, её яйцо, внутри которого вера в Единого Бога (ну сами посмотрите насколько ей тяжело нести это бремя, живя в постоянном страхе за жизнь, таская этот балласт за собой), то этот новоявленный «Иисус» получился заметно суховат, хоть три креста вы ему за спину засуньте. Однако своими рассуждениями он преподносит нам совершенно новые размышления о Библии, что Христос, как та птица из рассказа про Ноев ковчег, может быть сам лишь невольником обстоятельств. Сам не знает кто он, для чего он, сам не выбирает эту жизнь.
Почему же именно религиозная гипотеза считается единственно верной? Дело в том, что это самая первая работа автора как самостоятельного режиссёра, он же и сценарист, а в молодом возрасте не хочется создавать смысл и счастье в вещах тривиальных, это удел более значимых в литературной сфере писателей, удел литераторов, с проседью в висках приобщающих нас к миру простому и понятному в своей чёрно-белой или изрядно серой, а потому и ожидаемой зрителем окраске. В таком юношеском возрасте, когда экзистенциальный кризис выносится на передний план жизненных приоритетов, именно в это время человек с талантом начинает творить. Весь мир этого фильма это исключительно душа автора, недосказанность – непонимание самого себя, а та запоминающаяся мимика безымянной девочки – душевные метания в неопознанности, а именно в осознании невозможности личной идентификации, о чём и говорит автор устами местного аналога Антихриста. Но для красоты содержания это преподнесено под соусом переосмысления самой сущности общепринятых догматов, автор высказывает свои явно атеистические убеждения, но при этом, в лице той же самой девочки, он преподносит доброжелательность по отношению к религии как к процессу, порой, иногда единственно возможному для установления своего места в мире. Мрачным же миром автор рискует показать свою собственную внутреннюю боль, ведь безмолвие большинства людей говорит о смысле произведения больше, чем мириады кокетливых с читателем слов.
Яйцо ангела
Яйцо ангела | |
---|---|
天使のたまご (Tenshi no Tamago) | |
Жанр | драма, фэнтези |
Анимационный фильм | |
Режиссёр | Мамору Осии |
Студия | Токума Сётен |
Премьера | 22 декабря 1985 |
Продолжительность | 71 минуты |
Содержание
Сюжет
В «Яйце ангела» идет повествование о жизни девочки в неком сюрреалистическом мире тьмы и теней.
Девочка, имя которой зрителю не называется, хранит таинственное яйцо. Место действия — некий готический город — мертвый город, где она проводит все время, собирая различные сосуды и артефакты. Однажды в город прибывает мужчина, на спине же он несет крест. Имя мужчины также остается загадкой. Герои встречают друг друга, и между ними завязывается разговор, правда, по больше части он состоит из непрестанно повторяющегося вопроса: «Кто ты?»
В это время появляется некая сумрачная рыба, и город просыпается. Ряды статуй, опоясывающие город, оживают и начинают охоту на неё. В тщетных попытках они бросают в неё свои копья.
Внутри похожего на пещеру, полного странными окаменелостями убежища девочки мужчина рассказывает ей историю, сильно напоминающую «Ноев ковчег». Дождавшись пока девочка уснет, мужчина разбивает яйцо.
Девочка реагирует на это острым чувством утраты и боли, но решает следовать за мужчиной в его дальнейшем пути, но по дороге падает в текущий на дне ущелья поток и умирает. Пузырьки её последних вздохов поднимаются на поверхность мириадами новых «яиц». Символичные картины судного дня и перерождения смешиваются в окончании фильма с постепенным раскрытием истории мира, невероятно абстрактного и неопределенного.
Символизм
Не существует каких-либо официально опубликованных толкований сути происходящего в фильме. Но некоторые индивидуумы все же пытаются в нём разобраться и предлагают свои неофициальные версии. Примером может служить это.
Музыка
Музыка к «Яйцу ангела» была написана Ёсихирой Канно.