а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно не страшась зла притчи 1 33
Книга притчей Соломоновых, глава 1 Притчи, гл 1
Притчи Соломона, сына Давида, царя израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность. Послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
Начало мудрости – страх Господен; глупцы только презирают мудрость и наставление. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Если будут говорить: «Иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним дома наши добычей; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», – сын мой, не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут к злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть – делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «Доколе, невежды, будете любить невежество? Доколе буйные будут услаждаться буйством? Доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господнего, не приняли совета моего, презрели все обличения мои, за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Книга притчей Соломоновых, глава 1 Притчи, гл 1
Притчи Соломона, сына Давида, царя израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность. Послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
Начало мудрости – страх Господен; глупцы только презирают мудрость и наставление. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Если будут говорить: «Иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним дома наши добычей; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», – сын мой, не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут к злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть – делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «Доколе, невежды, будете любить невежество? Доколе буйные будут услаждаться буйством? Доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господнего, не приняли совета моего, презрели все обличения мои, за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Притчи 1 глава
Притчи Соломона
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии
1. Вступление (1:1-7)
Здесь автор представляет себя и называет литературную форму, в которой излагает свои мысли (притчи), а затем пространно поясняет цель написанного им (стихи 2-6), обосновывая ее и богословски (стих 7).
А. Об авторе и литературной форме (1:1)
Прит. 1:1. Богословы расходятся во мнении, относится ли фраза Притчи Соломона ко всей книге или только к первому разделу ее (1:2 — 9:18). Поскольку в других разделах упоминаются и другие авторы, а также «составители», то вводная фраза может «охватывать» первые 9 глав, а затем, повторяясь в 10:1, относиться к 10:1 — 22:16. (во Вступлении «Авторство и время написания притчей»)
Слово «притчи», образующее заглавие, определяет и форму, точнее, литературный жанр книги. О значении мишле («притча») в разделе «Литературный стиль» во Вступлении. Как там говорится, хотя мишле обычно означает меткое лаконичное изречение, оно может относиться и к «речам» более пространным, т. е. не к одной, а к нескольким формам мудрых высказываний.
Б. Цель книги (1:2-6)
1. КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЕЕ (1:2)
Прит. 1:2. Это — наставление в мудрости и в разумении изречений, продиктованных мудростью. Фраза изречения разума, или мудрости, в еврейском тексте включает в себя понятие различения, к примеру, между той же мудростью и глупостью, между добром и злом.
2. РАСКРЫТИЕ ЦЕЛИ (1:3-6)
Прит. 1:3-6. Как сказано во Вступлении (раздел «Цель»), еврейское хокма, переводимое как «мудрость», имеет весьма широкий диапазон; оно включает в себя более нежели перечисленное в стихе 3,4,6,7, подразумевая не только свойства интеллекта и души, но и разного рода «практические таланты», будь то ремесленника, моряка, певца, плакальщицы, администратора, советника и т. п. Обретение этих свойств и талантов неразрывно связано, по древнееврейской традиции, с учением, наставлением. Следование моральным и этическим принципам, которое также включено в понятие хокма, приводит к благоразумной, богоугодной жизни (стихи 3,7).
В стихах 3-5 цель книги раскрывается в перечислении конкретных вещей, которыми определяется мудрый образ жизни. Для него необходимо усвоить правила благоразумия, правосудие (точнее, «правды»), суда и правоты; последние три понятия следует воспринимать в значении праведности и справедливости (сравните 2:9).
Под «простыми» (стих 4) здесь понимаются люди неученые, доверчивые. Не глупцы, упорствующие в своем пренебрежении мудростью, но такие, чьи возможности воспринять ее — ограничены. Никто как юноши не нуждаются в обретении знаний и рассудительности (с еврейского это слово может быть переведено и как «способность к мудрому планированию»; 2:11; 3:21; 5:2; 8:12).
Слушая притчи, мудрый узнает больше чем знал до сих пор, и тот, кто живет разумно, найдет в них мудрые советы на все случаи жизни (стих 5). И оба они научатся еще глубже разуметь притчу (в стихе 6, очевидно, подразумеваются «притчи» особо «замысловатые», звучащие поначалу загадочно). Напомним, что на древнем Востоке умение предлагать загадки и отгадывать их ценились весьма высоко. Царица Савская, прослышав о мудрости царя Соломона, о том, что нет для него «трудного вопроса», на который он не сумел бы ответить, специально «пришла испытать его загадками» (3 Нар. 10:1; 2Пар. 9:1).
В. Тема книги (1:7)
Прит. 1:7. В этом стихе определена тема всей книги, по большей степени первого ее раздела (главы 1-9): Начало мудрости (написал Соломон) — страх Господень. Эта мысль о «страхе Господнем» повторена в Притчах многократно. Именно на нем, т. е. на трепетно-благоговейном отношении к Создателю, построен завет Израиля с Ним (Втор. 4:10), и с него же начинается познание человеком характера Бога, а также самого себя и окружающего его мира.
Переиначивая первую фразу стиха 7, можно сказать, что истинное богопочитанне есть краеугольный камень истинного познания вещей. Ибо человек действительно умный не может не понимать, что Бог есть источник премудрости как таковой, что лишь Его откровениями просвещается ум человеческий, и что вне Его человек обречен оставаться во мраке невежества (Рим. 1:22; Еф. 4:18). Первая часть стиха 7 повторена в 9:10, при конце первого раздела книги (сравните Иов. 28:28 и Пс. 110:10).
Боящимся Бога противопоставлены глупцы, презирающие мудрость и наставление. Надо сказать, что словом «глупец» передаются на страницах Притчей три слова (понятия). Чаще других ему соответствует еврейское кесил, подразумевающее человека «закрытого ума», тупого и упорного. По причине лени своей и ограниченности такие люди не расположены слушать кого бы то ни было и всякую информацию, которая способна была бы «просветить» их, отвергают как ненужную им (15:14).
Другое слово — набал — употреблено в Притчах лишь трижды (17:7,21; 30:22), оно обычно относится к человеку со слабым восприятием духовных вещей. Наконец, третье слово — евил — подразумевает человека легкомысленного, самонадеянного и грубого. В притчах оно встречается 19 раз, а вне этой книги только 7. Именно оно употреблено в 1:7. Самонадеянные глупцы, чуждые душевной тонкости, отвергают Бога и мудрость, коей Он является источником (сравните стих 29). Любящие мудрость и пренебрегающие ею постоянно противопоставляются друг другу на страницах книги Притчей Соломона.
II. Соломон о значении мудрости и критериях ее (1:8 — 9:18)
Этот продолжительный раздел является своего рода введением к собранию лаконичных высказываний, содержащихся в остальных главах книги. Цель его состояла в том, чтобы «разжечь аппетит» читателей («детей»), дабы они открыли сердца для мудрых родительских наставлений. Наставления и поучения Соломона как бы образуют пирамиду, устремляющуюся все выше; назначение ее — продемонстрировать превосходство мудрого образа жизни над всяким иным. Соломон не ограничивается предостережениями против совершения преступления и вступления в прелюбодейную связь, но подчеркивает необходимость жить осмысленно и целенаправленно, жить так, чтобы приносить плоды.
Раздел может быть разбит на 16 подразделов.
А. Мудрость — в уважительном отношении к родительским наставлениям (1:8-9).
Прит. 1:8-9. Обращаясь в первую очередь к сыну своему (может быть, к Ровоаму), Соломон, видимо, подразумевал и юношество вообще (подробнее об этом во Вступлении, в разделе «Кому адресовалась книга Притчей»), которое и наставлял в необходимости почитать родителей и прислушиваться к их советам. Такое поведение послужит юноше лучшим украшением, сравнимым с венком для головы и ожерельем для шеи, писал царь Соломон. Молодые, следующие родительским наставлениям и заветам, и сами будут в чести, подразумевал он, тогда как неповинующиеся отцу и матери навлекут на себя бесчестие.
Русским «завет» здесь передано еврейское слово тора, которое означает как (Моисеев) закон, так и обучение ему. В благочестивых еврейских домах не только отцы, но и матери наставляли своих детей в законе (Втор. 6:4-7).
Б. Мудрость хранит от несчастья (1:10-33)
1. ЗЛО НАКАЗЫВАЕТСЯ НЕСЧАСТЬЕМ (1:10-19)
Предложение, исходящее от злодеев, которое поначалу может показаться столь привлекательным, подвергается здесь подробному «рассмотрению». Лишь глупцу может вскружить голову перспектива легкого и быстрого обогащения (стихи 10-14), но разумный человек должен видеть последствия греха и безрассудства, в которые его пытаются вовлечь.
Прит. 1:10-15. «Давление» ровесников на неокрепшую нравственно душу юноши бывает очень сильным, и Соломон красочно описывает, как могут грешники… склонять его к грабежу и убийству. Да не пойдет он с ними! Да удержит ногу свою от стези их!
Прит. 1:16-19. Ибо, подчеркивает он, ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови (сравните Ис. 54:7; Рим. 3:15). В стихах 17-18 Соломон образно сравнивает умных птиц с глупыми злодеями: птицы не пойдут в сеть, расставленную «у них на глазах», а злодеи в сущности «расстилают сеть» для самих себя (делают засаду для собственных душ), потому что их, рассчитывающих на безнаказанность, наказание постигнет непременно. Эту мысль Соломон завершает в стихе 19 «чужое добро» отнимает жизнь у завладевшего им. сравните со стихом 32, а также с 26:27 и 28:10.
2. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ МУДРОСТЬЮ НАВЛЕКАЕТ НЕСЧАСТЬЕ (1:20-33)
Мудрость, или премудрость, предстает здесь в облике женщины, которая открыто и громогласно (стихи 20-21), взывает к каждому, кто расположен слушать ее (в отличие от злодеев, совращающих своих потенциальных сторонников тайно).
В персонифицированном изображении ее царем Соломоном мудрость является не как свойство человеческого интеллекта, а как некая внешняя сила, столь могучая, что исходить она может только от Бога (прямое подтверждение этому находим в Прит. 8:22-31). Именно как эта сила в облике женщины мудрость выступает или прямо взывает к людям и в других стихах Притчей (3:16-18; 4:3-6; 8:1-21,32-36). Но глупцам свойственно пренебрегать ее призывом (1:24-28).
Прит. 1:20-23. Три риторических вопроса, начинающихся с Доколе, обращает мудрость к трем группам людей, отвергающих «пути ее». Это невежды (соответствующее еврейское слово — петаим, которое иногда переводят как «простаки» (сравните 1:4), чаще подразумевает людей, не имеющих нравственных принципов, склонных ко злу), буйные (лецим; натуры скандальные, не имеющие ничего святого) и глупцы (кесилим; тупые, ограниченные, упорные люди; сравните 1:7 и комментарии на этот стих).
Если бы они прислушались к… обличению мудрости, то она пролила бы на них дух свой (ибо мудрость и благочестие даются не избранным только, а всем открытым для них); стих 23. Обличение есть средство словесного воздействия и исправления. Не случайно это слово (и другие слова того же корня) часто встречаются на страницах Притчей; 1:23,25,30; 3:11; 9:8; 13:1; 19:25; 25:12; 27:5; 30:6.
Прит. 1:24-28. Но они — те, к которым более всего взывала мудрость, те, кого она звала покаяться в первую очередь, — не послушались… не приняли ее обличений (стихи 24-25), отвергли все ее советы, и это не останется для них без серьезных последствий, предупреждает мудрость. Неизбежно и внезапно для них (как буря… как вихрь; стих 27) постигнут их несчастья (скорбь и теснота), и поздно тогда будет каяться (будут звать меня… будут искать… и не найдут; стих 28).
Божественная мудрость лишь «посмеется» и «порадуется» (стих 26) над невеждами, буйными и глупцами; это лишь образ того, что им придется пожинать естественные плоды сделанного ими выбора: отвержения мудрости и благочестия. Переводя этот образ на язык житейских обстоятельств, можно заметить, в частности, что, презрев однажды тот или иной разумный совет, поступить согласно ему, когда несчастье уже настигнет, будет поздно.
Прит. 1:29-33. Мысль о неразумных решениях («выборах») продолжается в стихах 29-30: возненавидевшим знание, чуждым страха Господня, презревшим советы и обличения мудрости, придется пожинать горькие плоды и испытывать сомнительные удовольствия при воспоминании о своих коварных замыслах и злых планах (стих 31).
В стихах 32-33 гибельные для невежд и глупцов… упорство их и беспечность выразительно противопоставлены (и противопоставление это постоянно «заявляет» о себе по ходу всей книги Притчей) друг другу. Если несчастья неизбежно постигнут немудрых, то слушающий слово мудрости, боящийся Бога человек, будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла (стих 33).
Притчи 1 глава
Притчи Соломона
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда
I. ВСТУПЛЕНИЕ (1:1-7)
1:1 Соломон, сын Давидов был мудрейшим, самым богатым и почитаемым из всех царей Израильских (3 Царств 3:12, 13; 4:30, 31). Он произнес три тысячи притч, но лишь некоторые из них сохранились в этой книге. Они записаны с 1:1 по 29:27.
1:2, 3 В стихах 2-6 объясняется, Почему Соломон написал эти притчи. Вкратце, его слова представляют собой практическую мудрость для жизни и принятия решений.
Здесь люди могут научиться проницательности и получить наставление, которое дарует им знания. Здесь они могут познать и понять изречения разума, научиться различать добро и зло, ценное и ничего не стоящее, полезное и вредное. Здесь читающие наставляются в том, что мудро, праведно, что есть добродетель и достойно похвалы.
1:4 Прислушиваясь к этим притчам, простые развивают смышленость или «благоразумие и смекалку», и молодые люди обретают рассудительность и освященный здравый смысл.
1:5 Мудрые станут еще мудрее, прислушавшись к словам притч, и человек разумный научится принимать правильные решения для себя и наставлять других. Разве не важно то, что книга, адресованная по большей части молодым, с первых же строк объявляет: «Послушает мудрый. «? Именно такой человек называется мудрым в книге Притч — не невыносимый всезнайка, а тот, кто открыт для научения и готов слушать, а не только говорить.
1:6 Книга создана для того, чтобы помочь человеку разуметь притчу и загадки, то есть, те уроки, которые скрыты под поверхностью. Она помогает постичь значение мудрых советов и скрытые истины, содержащиеся в них.
1:7 Мы подошли к ключевому стиху этой книги (см. также 9:10). Страх Господень есть начало, или важнейшая составляющая мудрости. Человек, желающий стать мудрым, должен сначала научиться почитать Бога, и доверять, и повиноваться Ему. Есть ли что-либо разумнее того, чтобы творение доверяло своему Творцу? С другой стороны, есть ли что-то более абсурдное и нелогичное, чем попытки человека отвергнуть Божье Слово и жить по своему собственному разумению? Самое мудрое, что может сделать человек, — это раскаяться в своих грехах, довериться Иисусу Христу как своему Господу и Спасителю, и жить всем сердцем и душою для Него.
Глупцы только презирают мудрость и наставление. Так же, как мудрецом книга называет того, кто желает и жаждет учиться, глупец — тот, который не желает слушать других. Он высокомерен, неподатлив, самоуверен и учится только на своих собственных ошибках, если вообще учится.
II. ПРИТЧИ СОЛОМОНА О МУДРОСТИ И ГЛУПОСТИ (1:8 — 9:18)
А. Увещевания мудрости (1:8-33)
1:8 Первые семь глав книги, по большей части, адресованы «сын мой» — это выражение встречается около 15 раз. В этих главах мы слышим биение сердца родителя, который желает для своего дитя самого лучшего в жизни. Прислушавшись к этому родительскому наставлению, молодой человек избежит многих ловушек в своей жизни, и приобретет компетентность в практических каждодневных проблемах.
Сколь многим мы обязаны влиянию благочестивых родителей, и особенно благочестивых матерей! Генри Бош напоминает нам:
«Для многих великих мужей прошлого стало драгоценным благословением то, чему они научились на коленях своих матерей. Вспомните Моисея, Самуила и Тимофея. Материнская забота и благочестивое влияние, которое испытали на себе эти духовные лидеры, принесли обильные плоды в их жизни. Вспомните также об Августине, Иоанне Ньютоне и ревностных братьях Уэсли. Их имена, возможно, никогда не озарили бы страницы истории, если бы не любящие Бога женщины, которые вырастили их в семьях, где закон любви и христианское свидетельство были для них ежедневным наставлением и вдохновением».
1:9 Когда дитя следует родительскому совету, это становится прекрасным венком для его головы и нарядным украшением для шеи. Таким поэтическим образом автор указывает на то, что послушание приносит честь и моральную красоту в жизнь мудрого сына.
1:10 Зачастую, когда молодой человек разрушает свою жизнь, это объясняется тем, что он связался «с неправильной компанией». Это процесс ярко описывается в стихах 10-19.
Однако, прежде всего, раздаются слова предостережения. Жизнь полна искушений. Мы должны обладать достаточной смелостью и твердостью характера, чтобы говорить «нет» этим искушениям сотни раз в неделю.
1:11 Здесь уличная компания приглашает нашего молодого друга принять участие в вооруженном ограблении. Если это будет необходимо, они готовы пойти на убийство своей жертвы. Нашему герою, возможно, лестно, что такие «крутые парни» готовы принять его в свою компанию. Они говорят ему: «Иди с нами». И он, возможно, готов поддаться соблазну такого отчаянного риска.
1:15, 16 Но мудрый голос говорит: «Сын мой, не делай этого! Держись от них как можно дальше. Не участвуй в их замыслах, не ищи мгновенного обогащения. Ничего хорошего из этого не выйдет».
«Тебе необходимо осознать, что эти люди посвятили свою жизнь преступности и не замедлят спустить курок. Они совершают одно убийство за другим все быстрее и быстрее».
1:17, 18 У птицы хватает разумения избежать сети и ловушки, которые она видит. Но эти люди расставляют ловушки для своей собственной души, и сами попадают в них.
1:19 В этой истории есть своя мораль. Те, кто ищет быстрого обогащения, быстро расплачиваются за свою жадность своей собственной жизнью. «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им».
Этот отрывок говорит о попытках обогатиться посредством насилия. Но его применение намного шире. Оно включает в себя любые махинации, направленные на мгновенное обогащение, будь то азартные игры, тотализатор или биржевые спекуляции.
Далее мы слышим два голоса, взывающие к проходящим мужчинам. Один из них — голос Мудрости, другой — чужой женщины. Мудрость, хотя и представлена здесь как женщина, символизирует собой Господа Иисуса Христа. Чужая женщина символизирует грешное искушение и нечестивый мир.
В стихах 20-33 Мудрость умоляет тех, кто неразумно считает, что может обойтись в жизни без нее.
1:20 Обратите внимание, что Мудрость стоит и возглашает в людных местах, чтобы каждый мог услышать ее призыв. На городских площадях она возвышает голос свой.
1:21 Теперь она стоит на шумных перекрестках, и у входа в городские ворота. Так же и наш Господь обращается к человечеству, к каждому, кто проходит мимо:
На перекрестках людных жизненных путей,
Где звуки плача всех племен и наций,
Превыше гула собственных амбиций,
Мы слышим голос Твой, Сын Человеческий!
Франк Мэйсон Норт
1:22 Мудрость взывает к невеждам, буйным и глупцам. Невежды, или «неразумные» — наивные, впечатлительные люди, подверженные любого рода влиянию, как хорошему, так и плохому; в данном случае такая нестабильность ведет их в неправильном направлении. Буйные, или точнее «насмешники» — те, кто относятся к мудрым советам с презрением; для них нет ничего серьезного или святого. Глупцы бессмысленно отвергают наставление; они высокомерны и самоуверенны в своем невежестве.
1:23 Для этого стиха возможны два истолкования. Во-первых, он может означать:
Поскольку вы не хотите прислушаться к моему приглашению, теперь обратитесь и выслушайте мое обличение. Я изолью на вас дух мой в словах осуждения, и расскажу вам, что ожидает вас впереди. Согласно этому истолкованию стихи 24-27 являются словами, описывающими их дальнейшую судьбу.
Вторым возможным истолкованием может быть следующее:
Обратитесь и раскайтесь, когда я обличаю вас. Если вы покаетесь, тогда я изолью на вас дух мой в благословение для вас, и возвещу вам слова мудрости.
Слово «дух» здесь, вероятно, означает «мысли» или «помышления». В то время, как Христос действительно изливает Свой Дух Святой на тех, кто ответил на Его призыв, в Ветхом Завете эта истина не раскрывается так явно, как в Новом.
1:24 Одной из величайших трагедий жизни является полное отвержение благодатных призывов Мудрости. Она взывала, оплакивая утерянную возможность на горе Елеонской: «Я звала, и вы не послушались».
1:25 Мудрость скорбит о людях, которые отбросили в сторону все ее советы, и тех, кто не желает прислушаться к ее конструктивной критике.
Такой упрямый отказ человека оказывается еще более неразумным и нелогичным в свете того, что Божьи заповеди и предостережения даны для блага человека, а не Бога. Это иллюстрирует история, рассказанная Д. Г. Барнхаузом. Маленький ребенок протиснулся сквозь металлические прутья ограждения, которое удерживало посетителей в двух метрах от клетки со львами в Вашингтонском зоопарке. Поджидавший лев схватил девочку, втащил в клетку и нанес смертельные увечья. Барнхауз указывает на урок, содержавшийся в этой истории:
«Бог дал нам заповеди и установления для нашего блага; Бог никогда не дает заповедей просто ради Своего удовольствия или потому что Ему нравится ограничивать нас в том, что доставляет нам радость. Бог говорит: «Ты не должен иметь других богов, кроме Меня», не потому, что Он так ревностно относится к Своему положению или Своим привилегиям, но потому, что Он знает, что если мы поместим кого-либо или что-либо превыше Него, это причинит нам огромный вред. Если мы поймем принцип, стоящий за этим фактом, мы также сможем понять, почему Бог наказывает нас. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Он не хочет, чтобы мы стали добычей льва, ибо этот лев, сатана, бродит вокруг, ища, кого поглотить».
1:26 Если человек настойчив в своем упрямстве, тогда его отказ прислушаться к Божьим наставлениям неминуемо приведет к крушению и катастрофе. Тогда очередь смеяться будет за Мудростью. «За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас». Значит ли это, что Господь будет на самом деле смеяться, когда бедствия падут на нечестивых, как предполагается здесь и в Псалме 2:4? Если мы подразумеваем под этим смехом какую-либо долю жестокости, злобы или мстительности, тогда ответом будет однозначное «нет». Скорее, мы должны рассматривать этот смех в переносном смысле. Скорее, это выражает то, как нелепо и абсурдно простому человеку противостоять Всемогущему Властителю, как если бы мошка могла противостоять доменной печи. И еще одна возможная точка зрения: человек может насмехаться над заповедями Мудрости или вообще игнорировать их существование, но когда этот человек будет пожинать плоды своей глупости, заповеди по прежнему будут оставаться непоколебимыми и неизменными, и насмешнику может показаться, что они словно смеются над ним — смехом поэтического правосудия.
1:27 День расплаты, несомненно, придет. Суд, которого боятся люди, сойдет на них как буря. Бедствие разразится как ураган. Скорбь, теснота, шок и отчаяние скуют их.
1:28 Тогда люди будут взывать к Мудрости, но бесполезно. Они отчаянно будут пытаться найти ее, но не смогут. Они осознают, но слишком поздно, что, отвергнув свет, они навсегда лишились его. Тогда они не хотели видеть, теперь они не могут видеть. Божий Дух не вечно будет пренебрегаем людьми (Быт. 6:3). Именно это придает такую срочность обращению Евангелия:
Приходи вовремя! Приходи вовремя!
Пока глас Христа зовет тебя,
Приходи вовремя!
Во грехе коль будешь ждать,
Можешь дверь найти закрытой,
Звать и плакать будет слишком поздно.
Приходи вовремя!
Автор неизвестен, 19 век
1:29 Осуждение таких насмешников в том, что они возненавидели наставления Мудрости, и упрямо отказывались почитать Иегову. Возможно, они смеялись, утверждая, что Евангелие — для женщин и детей, но не для них. «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:22). О ненависти к мудрости также говорится в Иоанна 3:19-21.
1:30 Они не оставили в своей жизни места благому совету, содержащемуся в Слове Божьем, и смеялись, когда Писание осуждало их нечестивые слова и дела. Они не боялись Бога или Его обличений.
1:31 Теперь они вынуждены заплатить за свое непокорство ошеломляющую цену, и давиться отвратительными плодами своих злых умыслов. В этом вина не Мудрости, а их самих. Они просто не желали ее слушать.
1:32 «Люди, не прислушивающиеся к советам, погибают от своего собственного упрямства, глупцов уничтожает их равнодушие» (Моффат). Каждый человек обладает свободой выбора в жизни, но никто не имеет свободы выбирать последствия своего выбора. Бог установил в этом мире определенные моральные принципы. Эти принципы определяют последствия каждого выбора. Никто не может разъединить то, что Бог соединил таким образом.
1:33 С другой стороны, прислушивающийся к наставлениям Мудрости будет жить в безопасности, свободный от страха. Ученики Мудрости наслаждаются благами жизни, избегая страданий, горя и стыда, которые преследуют упрямых и нечестивых.