8 января бабьи каши

Бабьи каши

Церковное название:Собор Пресвятой Богородицы
Другие названия:Бабий день, Праздник каш, Бабий праздник, День повивальных бабок и рожениц, Бабины
Традиции:посещение повивальных бабок, вручение им подарков; угощение гостей кашей

Народный праздник Бабьи каши в 2022 году отмечается 8 января (дата по старому стилю – 26 декабря). Верующие православной церкви в этот день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

История праздника

Церковный праздник Собор Пресвятой Богородицы посвящен матери Иисуса Христа, Пресвятой Деве Марии. Первое официальное празднование прошло в 681 году. Собором его назвали потому, что в этот день почитаются и другие святые, близкие Богородице и Иисусу Христу: Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков.

Происхождение народного праздника Бабьи каши связано с почитанием богинь-матерей. В этот день на Руси чествовали повивальных бабок и рожениц.

Эти два праздника объединены в один.

Традиции и обряды праздника

В этот день проходят богослужения в храмах. Верующие люди прославляют Богородицу, благодарят ее за рождение Иисуса Христа и обращаются к ней с молитвами.

На Бабьи каши на Руси было принято чествовать повитух. Молодые девушки, беременные женщины ходили к ним в гости с угощениями (пирогами, блинами) и подарками. Считалось, если беременная преподнесет дары повивальной бабке, то роды ее пройдут легко.

Повитухи встречали гостей сытной и вкусной кашей, на которую не жалели молока, масла, сливок. Благодаря этой традиции возникло название праздника.

Приметы и поверья

Интересные факты

Бабок прозвали повитухами, так как они должны были спеленать новорожденного, «свить» его таким образом, чтобы он не выбрался из пеленок и не был стесненным в движениях. К оказанию помощи при родах допускались не все, а только те, кто достиг уже немолодого возраста и тоже являлся матерью. Лишь при выполнении этих условий и наличии «умелых рук» женщина могла стать повитухой.

Источник

8 января 2021 почитают женщин и бабок-повитух. Какие запреты есть на этот день

8 января бабьи каши. Смотреть фото 8 января бабьи каши. Смотреть картинку 8 января бабьи каши. Картинка про 8 января бабьи каши. Фото 8 января бабьи каши

8 января – это день, следующий за Рождеством Христовым и прозванный в народе «Бабьи каши». Он считался праздником повивальных бабок и рожениц. Это традиционно женский день, в который принято было печь пироги и нести в церковь, молясь у икон Пресвятой Богородицы.

Многие священнослужители относились к Бабьим кашам как к еретическому празднику и старались его запретить, но он прочно полюбился православным, почитаясь и сегодня.

Что можно делать на Бабьи каши

8 января женщины и девушки традиционно готовили пироги, пряники и другие угощения и навещали рожениц и повивальных бабок. Они устраивали веселые посиделки, которые зачастую продолжались до самого утра.

С самого утра все женщины, родившие в январе и повивальные бабки обязательно посещали церкви и храмы и молились у иконы «Блаженное чрево». После церковной службы у рожениц устраивались посиделки, на которых повитух угощали кашей и дарили деньги. Именно поэтому праздник получил название «Бабьи каши».

Если 8 января в гости заходила беременная женщина, ее обязательно нужно было вкусно угостить – ей предлагали кашу, пироги, блины, пряники и другие угощения.

Что нельзя делать на Бабьи каши

Праздник Бабьи каши имеет несколько традиций и запретов, которые непосредственно связаны с повивальными бабками, роженицами и беременными женщинами.

Что запрещается делать на Бабьи каши:

1. Нельзя отказывать в чем-либо беременным женщинам, а также повивальным бабкам, иначе можно навлечь беды и несчастья в свой дом.

2. Запрещается любая физическая работа. Беременным женщинам нельзя заниматься домашними делами.

3. Для того чтобы не навлечь на себя и свою семью бедность и горе ни в коем случае нельзя ругаться, ссориться, выяснять отношения, особенно с беременными женщинами или повивальными бабками.

4. В этот день нельзя никому показывать новорожденного, если он появился на свет меньше 40 дней тому назад. Исключение делали только для повивальных бабок.

5. Замужним женщинам на Бабьи каши нельзя есть пригоревшую кашу – это плохой знак, предвещающий скорые измены супруга.

6. Запрещалось выносить из дома различный мусор, в том числе и разбитую посуду – считалось, что так из жилища можно вынести счастье и достаток.

7. Нельзя варить и употреблять кисель – согласно народному поверью тот, кто выпьет кисель на Бабьи каши, в скором времени отправится в другой мир.

8. 8 января нельзя оставлять в доме, где есть новорожденный, путников и малознакомых людей на ночлег. Если же они просили об этом, их сытно кормили и самостоятельно искали им ночлег среди друзей и соседей.

С праздником Бабьи каши связан очень интересный обычай – в этот день категорически запрещалось брать что-либо из рук повивальной бабки. Если же такая необходимость возникала, повитухе нужно было положить вещь на пол или стол – только после этого его можно было брать в руки.

Источник

8 января бабьи каши. Смотреть фото 8 января бабьи каши. Смотреть картинку 8 января бабьи каши. Картинка про 8 января бабьи каши. Фото 8 января бабьи каши

Древний языческий праздник «Бабьи каши» уходит своими корнями в глубокую старину. Незаслуженно забытый в наше время, он прекрасно отражает обычаи и традиции наших предков – славян.

Уникален праздник тем, что чествовал он повитух – женщин, занимающихся родовспоможением. Их нелегкий труд, почитаемый во все времена, особо отмечался в день «Бабьих каш», 8 января по нашему стилю и 26 декабря по-старому.

История названия праздника:

Раньше женщины в деревнях и селах рожали при помощи повитух. Повитуха, она же повивальная бабка, облегчала процесс родов, как могла. По старинным обычаям затапливала баню, окуривала роженицу дымящимися целебными травами. Произносила заговоры, облегчающие боль.

На роль повитухи могла претендовать только немолодая опытная, пожившая женщина, сама имеющая детей. Молодых девушек не допускали до этого рода занятий. Повивание получило синоним «бабканье» именно по этой причине.

Традиции:

В этот день женщины, у которых есть дети, собирались вместе и шли чествовать повитуху. Они приносили ей подарки и угощения – блины, пироги, прочую выпечку, наливку и пиво.

По обычаю, повитухе дарили:

Сама повивальная бабка тоже готовила специальное обрядовое угощение. Она варила кашу из гречки или проса, которой угощала будущих рожениц. Праздничной кашей благословляла маленьких детей, поднимая над ними горшок и произнося заговоры на здоровье и хороший рост. Чтобы маленький ребенок поскорее сделал свои первые шаги, кашей угощались старшие дети. Ее непременно нужно было съесть на улице и, в зависимости от пола новорожденного, поймать курицу или петуха. Птицу сажали в горшок из-под каши.

Часть каши относилась на капище Рода, славили Рожаниц и своих умерших близких.

При желании женщины иметь много детей, в этот день повитуха проводила над ней специальный обряд.

Праздник нередко продолжался до самого утра. Мужчины, как правило, на такие праздники не допускались.

Празднование в разных областях:

«Бабин день» отмечался, а иногда отмечается до сих пор на территории современной России, Украины и Беларуси. Так же широко его празднуют в Болгарии. В зависимости от местности, традиции и обычаи этого дня имеют некоторые различия, хотя смысл праздника остается общим.

Нельзя не заметить, что празднование «Бабьих каш» неразрывно связано с водой. Женщины, а иногда и сама повитуха, купались, брызгались, обливали друг друга. Исконное значение этих действий – очищение. Стоящее недалеко в календаре «Крещение» тоже не обходится без купания в водоеме.

Обязательно в «Бабин день» проводилось поминовение умершей повитухи. За пренебрежение этим важным действием предполагалось серьезное наказание.

Традиционные ритуалы:

Повивальную бабку катали по селу, лили ей на руки воду, делали подношения. Главная часть праздника проходила в доме повитухи, куда все собирались на традиционную трапезу. Разговоры за столом были специфические, часто с сексуальным подтекстом. Обсуждался процесс зачатия и родов, необычные истории родовспоможения.

Чтобы женщины были для своих мужей притягательными, повитуха кормила их сладостями и поила сладкими наливками. Раскидывала над ними просяную крупу, символизируя этим плодородность, желала женщинам иметь многочисленное и здоровое потомство. Хороводами завершалась такая веселая трапеза.

В некоторых областях повивальная бабка сама начинала праздник, навещая женщин в их домах. Она обтирала водой глаза детям, самых маленьких купала целиком, а женщин кропила водой. Небольшие подарочки в виде разноцветных лоскутков ткани или мелких монеток она повязывала детям на руки или голову. Благословляла детей помазанием медом и вином.

Молодые беременные девушки шли к повитухе сами. Она настраивала их на легкие роды и благополучное грудное вскармливание, совершая незамысловатые обряды. Брызгала молоком под одежду, наполняла водой чулки. Они же в свою очередь обливали ее руки водой, чтобы процесс родов прошел легко и «чисто». Очень важно было не обрызгаться самой, если женщина больше не хотела иметь детей.

В некоторых областях к празднику допускались мужчины, но только имеющие детей. Повивальную бабку катали по всему селу на тачке или осле, посадив задом наперед. Мужчины и женщины обряжались в женихов и невест, изображали веселую свадьбу. Если на пути такой веселой процессии попадались бездетные люди, будь то мужчина или женщина, им могло не поздоровиться. Женщину «пустоцвета» измазывали в дегте, а бесплодного мужчину били фаллическим символом, обычно в его роли выступала кукуруза.

Обряд на формирование пола:

В этот день возможность творить обряды есть не только у повитух, но и у будущих рожениц.

Если вы узнали о своем интересном положении на маленьком сроке, когда пол ребенка еще не сформирован, то вполне можно его запрограммировать. Для этого необходимо провести обряд на желаемый пол будущего ребенка. Обряд требует времени и точного пошагового выполнения.

Для осуществления ритуала вам потребуется:

«Помолюся я раба Божья (имя) всем сторонам света. Попрошу, помогите мне, стороны света белого исполнить желание мое заветное. Семя раба Божьего (имя) во мне растет, развивается, дитятком желанным называется. Дитятко в утробе, девочкой (мальчиком) на свет Божий явись. Слово мое крепко, словно камень. Ключ. Язык. Аминь».

После того как заговор прочитан, фото положите вместе со свечами в вещи мужа. Все свечи необходимо жечь и читать заговор, столько дней подряд, на сколько их хватит, зажигая новую от угасающей.

Обряд на спокойные роды:

Если вы боитесь, что роды пройдут неудачно, а вам вот-вот рожать, проведите следующий обряд.

Срежьте с беременной кошки несколько шерстинок, заверните в белую ткань и положите под подушку. Сверток не вытаскивайте до дня родов, в день схваток возьмите сверток с собой в роддом.

Держите шерсть постоянно в руках и когда отойдут воды скажите:

«Как кошка котится без хлопот, да забот, так и я рожу дитятко здоровое».

Пока будете рожать, не выпускайте из рук сверток с кошачьей шерстью. Если такой возможности не представится, можно приготовить мешочек и положить в него шерсть. Мешочек следует носить на шее как амулет.

Обряд на легкие роды:

Если вы забеременели, но беременность протекает трудно, облегчить состояние поможет древний славянский ритуал. Возьмите молодую дубовую веточку и горсть желудей.

Веточку в укромном месте высушить, и когда он станет сухой спрятать у порога дома с внутренней стороны, а желуди закопать в землю со словами:

После этого дождаться полнолуния, достать засушенный дубовый прутик и сжечь. Образовавшийся пепел выбросить в открытое окно.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Бабьи каши

Повитуха несла ответственность за принятого ею ребенка, и среди родственников ребенка занимала почетное место в обрядах, относившихся к событиям его жизни: крестины, свадьба, проводы в армию. Другие названия праздника: Бабий день, Бабины, Праздник повивальных бабок, Бабинцы, Собор Пресвятой Богородицы, Раннее Рождество, Бабка Соломонида, Маладзены, Зімні пакроўчык, Бабіны, Сабор Прасвятой Багародзіцы, Яўхім, Кастусь, Бабинден, Бабин дан, Бабу гюню.

Русские традиции

В этот день почитали повивальных бабок и рожениц. Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Согласно этому обычаю, во второй день Рождества в праздник пресвятой Богородицы в юго-западной Руси многие сельские женщины шли в церковь со специально приготовленными пирогами, «думая этим сделать честь Богородице». Этот обычай был ранее весьма распространен, но Церковью не терпим.

Праздник рожениц и повивальных бабок в этот день находит себе церковную параллель в совершении молебна иконе Богородицы «Помощь в родах», повторяющей композицию древних изображений «Великой богини» славян-земледельцев.

Композиция иконы «Блаженное чрево», которой также служили службы на Рождество роженицы и повивальные бабки, повторяет композиции народных дохристианских культовых изображений и связывает иконографию богоматери как с обрядом народного земледельческого календаря, так и с тесно спаянной с ним семейной обрядностью.

Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света».

За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой Роду и роженицам.

Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: ее полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу, соответственно полу новорожденного. В этот день стригли первые волосы детям.

Повитухами были обычно замужние женщины, имевшие своих детей и с безупречной репутацией в глазах односельчан. Повитухи знали традиции, у них был большой опыт родовспоможения, владели ритуальной практикой, знали множество заговоров, молитв и просто добрых слов для приободрения рожениц.

Первые несколько дней за молодой матерью также присматривала повитуха. За помощь повитух одаривали подарками, деньгами или продуктами. К моменту крещения повивальная бабка передавала младенца на попечение крестной матери, но между повитухой и родившимся ребенком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь.

Как правило к родовспоможению привлекались женщины нерепродуктивного возраста, имевшие детей и не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного.

Болгарские традиции

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дома ведро с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар.

При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребенок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришел и ребеночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками.

Во время гуляний, продолжавшихся до глубокой ночи, Повитуху возили на санях или на телеге к колодцу и там поливали водой. В телегу впрягались сами женщины. От встречавшихся им на пути мужчин они требовали выкупа вином, деньгами, в противном случае их поливали водой и снимали с них одежду. В западной Болгарии женщины празднуют 26-29 декабря, чтобы роды были легкими.

Сербские традиции

Именины 8 января:

Ефим, Григорий, Иосиф, Давид, Исаакий, Константин, Александр, Дмитрий, Михаил, Мария.

Источник

8 января — праздник «Бабьи каши»

8 января бабьи каши. Смотреть фото 8 января бабьи каши. Смотреть картинку 8 января бабьи каши. Картинка про 8 января бабьи каши. Фото 8 января бабьи каши

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей.

В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.

На момент введения Юлианского календаря: 26 декабря
Дата по старому стилю: 26 декабря
Дата по новому стилю: 8 января
Астрономическая дата: день, следующий после Рождества нового Солнца, Зимнего солнцестояния.

Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье – повиванье – утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном – на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!»

И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай – не ломай! Отломишь немножко – будет Ермошка. Отломишь горбушку – будет Андрюшка. А подашь середину – быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду – музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов. Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев – Добрыню и Садко.

Поговорки и приметы

Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки – быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

Испокон веков рожали
Дома женщины детей.
Что с традициями стало?
Как рожаем мы теперь?

Слава Богу, есть надежда!
Возрождение идет!
Кто не хочет стен больничных,
Повитуху тот найдет.

Поздравляя акушерок,
От души Благодарю
За Рождение без страха,
За Любовь и Доброту!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *