5 класс сжатое изложение шоколадный торт
Конспект урока «Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок развития речи в 5 классе на тему
«Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»
Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.
Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитание внимательного отношения к друзьям, чувства благодарности к людям.
2. Постановка целей и задач урока.
Обращение к теме урока: «Шоколадный торт».
— Тема необычная. Чем будем заниматься на уроке?
— Урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.
— Какова задача сжатого изложения?
(передача текста сжато, обобщённо)
— Что значит сжать текст?
(нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации).
— Сжатие текста, отобрать в тексте… Главным всё-таки является текст.
— Какова задача уроков развития речи?
(Задача уроков развития речи состоит в том, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения).
— Зачем нужно уметь сжимать текст? Где пригодится это умение?
( экзамен в 9 классе, пригодится в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)
3. Чтение текста упр.699 «Шоколадный торт» учителем.
— А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый? ( День рождения)
— Почему? (веселье, все поздравляют, дарят подарки)
— Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.
(Чтение текста упр. 699 учителем, текст распечатан)
4. Первичная проверка понимания.
— Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
— О чём говорится в тексте? Назовите тему.
— Только ли желает рассказать о Дне рождения? ( Осуждает поступок мальчика )
— Что вас поразило в рассказе?
— Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?
— Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход?
— Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»?
— В чём основное намерение автора (основная мысль текста)?
( Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)
5. Стиль текста, тип речи (ПОР)
— Определите стиль текста. ( Художественный)
— Тип речи? ( Повествование)
6. Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.
— Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.
А) Самостоятельная работа в парах: находят и подчёркивают слова и выражения, текст распечатан.
Б) Проверка самостоятельной работы.
— Эпизод начинается с сообщения о наступлении Дня рождения, приглашении гостей и покупке угощения для них.
Второй абзац открывается предложением: « Ну, пришли они, гости ». И в первом же предложении звучит нотка пренебрежительного отношения к приглашённым. Читатель не чувствует радости хозяина от встречи с дорогими для него людьми, его товарищами, пришедшими разделить радость праздника.
Но герой рассказа – «вежливый» мальчик, он благодарит Кольку за подарок и тут же омрачает всё фразой: «… я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол ».
Не замечает мальчик, как обижает и других гостей, подчёркивая, что сказки Андерсена – чудесная книга, « это ничего, что она не новая ». И фломастеры ему нужны: « Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»
— Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? (Трижды)
— Зачем обращается к такому приёму? ( Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек)
— А в следующем абзаце вновь: « Сложил я подарки в угол… ». Можно ли подарки складывать в угол?
— А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?
(« гости скучные », « не веселятся », « ковыряют торт ложечками », « смотрят в тарелки ». « Потом давай один за другим прощаться и ушли »)
— И всё же гости оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.
— Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?
( Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода)
— Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.
8. Работа над планом изложения.
(самостоятельная работа в парах: обсуждение плана изложения, можно добавить свои пункты, своё решение обосновать, доказать)
Примечание: обратить внимание, что изложение с изменением формы лица.
1. Наступил День рождения.
2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.
3. «И чем я им не угодил?»
3. Невесёлое чаепитие.
9. Сжатие частей текста.
— Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.
А) – Перечитаем первое предложение. Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём.
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Примерный ответ : На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.
Б) Приход гостей, подарки.
Примерный ответ: Пришли гости, принесли подарки. Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.
В) – Сократите диалоги, обобщите информацию до одного предложения.
Примерный ответ : Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.
Г) Невесёлое чаепитие.
Примерный ответ : Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
10. Итог урока. Рефлексия.
— Что я узнал сегодня на уроке?
— Чему я научился сегодня?
— Как я изменился сегодня?
— А у меня были такие случаи в жизни?
— Как бы я повёл себя в подобной ситуации?
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
— В память о нашем уроке дарю каждому из вас «шоколадный торт» (картинка).
1) Письменно поблагодарите друга за подарок (на картинке «шоколадный торт»).
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 739, с. 153
739. Сжатое изложение. Прочитайте текст и обсудите ответ на вопрос героя (Саши). Изложите сжато содержание текста от 3-го лица так, чтобы в вашем изложении было не более ста слов. Определите, о чём можно вовсе не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо. Для подсказки используйте памятку в учебнике на с. 171.
ШОКОЛАДНЫЙ ТОРТ
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
— Спасибо, — говорю я Кольке. — Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Витька принёс мне сказки Андерсена.
— Спасибо, — говорю я, — книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.
Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
— Вот кстати, — говорю я. — Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел — восемнадцать цветов!
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю — что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?
Шоколадный торт
На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения. Пришли гости, принесли подарки. Коля – настольную игру «Хоккей», Витя – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров. Коле именинник сказал, что больше всего любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.
Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
Презентация по русскому языку на тему «Сжатое изложение. Шоколадный торт» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентацию подготовила: Учитель русского языка и литературы МКОУ Вековская ООШ Захарова Анна Васильевна СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Шоколадный торт по тексту А.Ф.Савчука.
ПАМЯТКА. С. 149 Как готовиться к сжатому изложению: Внимательно прочитайте текст. Определите его основную мысль. Исключите из текста подробности, повторы. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы признаки. Еще раз внимательно прочитайте исходный текст, чтобы правильно отразить его основную мысль.
ЗАДАЧИ: Сократить текст почти вдвое, до 90 слов. Изменить лицо рассказчика –пересказать текст от 3 лица(он, она, оно, они).
(1905-1943) – журналист и писатель Александр Федорович Савчук
Пословицы о подарках: Истинная цена подарка – в способности передачи его теплоты. Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. Дорог не подарок – дорого внимание.
В чем основное намерение автора? Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации
Стиль речи данного текста: Художественный Тип речи данного текста: Повествование
ПРИЕМЫ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ: Исключение Упрощение Обобщение
Перечитаем текст. Используя приемы сокращения, уменьшим его объём. Упростите предложение. На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения. Когданаступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мамакупила шоколадный торт для угощения.
Перечитаем текст. Используя приемы сокращения, уменьшим его объём. Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил. Витька принёс мне сказки Андерсена. Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров. Упростите предложение. Пришли гости, принесли подарки. Коля – настольную игру «Хоккей», Витя – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.
Шоколадный торт настольная игра «Хоккей» сказки Андерсена фломастеры именинник. Словарная работа:
ПЛАН: 1. Наступил День рождения. 2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля. 3. «И чем я им не угодил?»
На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения. Пришли гости, принесли подарки. Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров. Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат. Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-478074
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 688, с. 129 — 130
688. Сжатое изложение. Прочитайте текст и обсудите ответ на вопрос героя (Саши). Изложите сжато содержание текста от 3-го лица так, чтобы в вашем изложении было не более ста слов. Определите, о чём можно вовсе не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо. Для подсказки используйте памятку.
ШОКОЛАДНЫЙ ТОРТ
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
— Спасибо, — говорю я Кольке. — Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Витька принёс мне сказки Андерсена.
— Спасибо, — говорю я, — книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.
Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
— Вот кстати, — говорю я. — Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел — восемнадцать цветов!
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю — что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?
Шоколадный торт
На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения. Пришли гости, принесли подарки. Коля – настольную игру «Хоккей», Витя – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров. Коле именинник сказал, что больше всего любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.
Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
Презентация по русскому языку «Сжатое изложение по рассказу А. Савчука «Шоколадный торт» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сжатое изложение с изменением формы лица по рассказу А.Савчука «Шоколадный торт»
Как готовиться к сжатому изложению: Внимательно прочитайте текст. Определите его основную мысль. Исключите из текста подробности, повторы. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы признаки. Еще раз внимательно прочитайте исходный текст, чтобы правильно отразить его основную мысль.
План изложения: 1. Наступил день рождения. 2. Подарки, принесенные гостями. 3. Чаепитие. Невеселые гости.
Шоколадный торт. Наступил день рождения Саши, он пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения. Пришли гости. И все с подарками. Колька, сосед, настольную игру «Хоккей» притащил. Витька принёс сказки Андерсена. Лиля, одноклассница, подарила набор фломастеров. Принимая поздравления, именинник каждому подарку сделал замечания, а потом сложил их в угол и стал приглашать гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрит – что-то гости его какие-то скучные сидят. Он уже им музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки глядят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. «И чем я им не угодил?»- подумал мальчик.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-550050
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.