37 псалом не оставь меня боже

Ветхий Завет


Псалтирь


Псалом 37.

1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня, 3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, 5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, 6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, 8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.

12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни; 14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; 15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, 16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; 21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; 23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Источник

Псалом 37 «Господи, да не яростию Твоею обличиши ме»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Псалом 37 читать:

1 Псало́м Дави́ду, в воспомина́ние о суббо́те

2 Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. 3 Я́ко стре́лы Твоя́ унзо́ша во мне, и утверди́л еси́ на мне ру́ку Твою́. 4 Несть исцеле́ния в пло́ти мое́й от лица́ гне́ва Твоего́, несть ми́ра в косте́х мои́х от лица́ грех мои́х. 5 Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, я́ко бре́мя тя́жкое отяготе́ша на мне. 6 Возсмерде́ша и согни́ша ра́ны моя́ от лица́ безу́мия моего́. 7 Пострада́х и сляко́хся до конца́, весь день се́туя хожда́х. 8 Я́ко ля́двия моя́ напо́лнишася поруга́ний, и несть исцеле́ния в пло́ти мое́й. 9 Озло́блен бых и смири́хся до зела́, рыка́х от воздыха́ния се́рдца моего́. 10 Го́споди, пред Тобо́ю все жела́ние мое́ и воздыха́ние мое́ от Тебе́ не утаи́ся. 11 Се́рдце мое́ смяте́ся, оста́ви мя си́ла моя́, и свет о́чию мое́ю, и той несть со мно́ю. 12 Дру́зи мои́ и и́скреннии мои́ пря́мо мне прибли́жишася и ста́ша, 13 и бли́жнии мои́ отдале́че мене́ ста́ша и нужда́хуся и́щущии ду́шу мою́, и и́щущии зла́я мне глаго́лаху су́етная и льсти́вным весь день поуча́хуся. 14 Аз же я́ко глух не слы́шах и я́ко нем не отверза́яй уст свои́х. 15 И бых я́ко челове́к не слы́шай и не имы́й во усте́х свои́х обличе́ния. 16 Я́ко на Тя, Го́споди, упова́х, Ты услы́шиши, Го́споди Бо́же мой. 17 Я́ко рех: да не когда́ пора́дуют ми ся врази́ мои́: и внегда́ подвижа́тися нога́м мои́м, на мя велере́чеваша. 18 Я́ко аз на ра́ны гото́в, и боле́знь моя́ предо мно́ю есть вы́ну. 19 Я́ко беззако́ние мое́ аз возвещу́ и попеку́ся о гресе́ мое́м. 20 Врази́ же мои́ живу́т и укрепи́шася па́че мене́, и умно́жишася ненави́дящии мя без пра́вды. 21 Воздаю́щии ми зла́я возблага́я оболга́ху мя, зане́ гоня́х благосты́ню. 22 Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́. 23 Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.

Псалом 37 на русском:

1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.

12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Псалом 37 слушать:

«Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою». Прошу о сем, говорит Пророк, не без причины, но видя, что падает на меня град стрел, что рука Твоя крайне тяготеет на мне и сильно поражает меня. Слова: «утвердил еси на мне руку Твою», в смысле переносном взяты с человека, который не оказывает пощады и наносит многие удары.

Толкование на сто пятьдесят псалмов, блаженный Феодорит Кирский

Источник

Псалом 37

Псалом 37 стоит вторым в шестопсалмии, важной части утрени в Православии, во время которой читают шесть избранных псалмов. Эта песнь выражает раскаяние и сожаление о совершенных грехах, благодарность Господу за помилование и помощь.

Текст молитвы Псалом 37

На церковнославянском языке

Псалом Давиду, в воспоминание о субботе
1 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
2 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою.
3 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.
4 Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне.
5 Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.
6 Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах.
7 Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей.
8 Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего.
9 Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися.
10 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною.
11 Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа,
12 и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся.
13 Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих.
14 И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения.
15 Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой.
16 Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.
17 Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну.
18 Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем.
19 Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды.
20 Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню.
21 Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене.
22 Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

На русском языке

Псалом Давида, в воспоминание о субботе.
1 Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.
2 Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и Ты утвердил на мне руку Твою.
3 Нет исцеления для плоти моей от гнева Твоего, нет мира костям моим от грехов моих,
4 ибо беззакония мои превысили голову мою, как бремя тяжкое отяготели на мне.
5 Смердят и гноятся раны мои от безумия моего:
6 пострадал я и был согбен до конца, весь день, сетуя, ходил.
7 Ибо исполнились глумлений чресла мои, и нет исцеления для плоти моей.
8 Я был сокрушен и унижен безмерно, кричал от стенания сердца моего.
9 Господи, пред Тобою – всё желание моё, и стенание моё от Тебя не сокрыто.
10 Сердце моё смутилось, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет со мною.
11 Друзья мои и соседи мои приблизились и стали напротив меня,
12 и ближние мои встали вдали, и теснились ищущие душу мою, и ищущие мне зла говорили пустое и козни весь день измышляли.
13 Я же как глухой не слышал, и как немой, не отверзающий уст своих;
14 и стал как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения.
15 Ибо я на Тебя, Господи, уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой.
16 Ибо я сказал: «Пусть не злорадствуют обо мне враги мои!», ибо когда колебались ноги мои, они надо мной величались.
17 Ибо я к ударам готов, и страдание моё всегда предо мною.
18 Ибо беззаконие моё я возвещу и позабочусь о грехе моём.
19 Враги же мои живут, и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня неправедно.
20 Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, ибо я ко благу стремился.
21 Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня,
22 обратись на помощь мне, Господи спасения моего!

История написания

37 псалом не оставь меня боже. Смотреть фото 37 псалом не оставь меня боже. Смотреть картинку 37 псалом не оставь меня боже. Картинка про 37 псалом не оставь меня боже. Фото 37 псалом не оставь меня боже

История написания этой песни не дошла до наших дней, но перед текстом псалма 37 стоит предписание «В воспоминание о субботе». Эта информация позволила историкам выяснить, что речь идет не о конкретной субботе, а о душевном состоянии царя Давида, в котором тот пребывал. Слова были написаны Давидом в момент покоя, который принесли ему раскаяние и связь с Богом.

Полагаясь на содержание текста молитвы псалма 37, специалисты утверждают, что царь Давид был в подавленном, депрессивном состоянии, когда писал песню. Выявление связи текста с другими песнями из Псалтири привела к появлению трех версий:

Когда читать псалом 37?

К псалму 37 обращаются в разных случаях, не только во время проведения церковных служб. Песнь часто читают во время душевных терзаний и испытаний духа, проблем на работе или с финансами. Молитва помогает не только при болезнях духа, но и тела. Чаще всего текст псалма 37 используют для покаяния в грехах перед Богом.

Толкование

Песнь псалма 37 состоит из душевных терзаний, покаяния и жалоб. Царь Давид говорит о том, что грехи и отдаление от Бога приводят не только к душевным, но и физическим недугам.

В первой половине текста молитвы псалма 37 певец признается в своих грехах, кается в них, рассказывает о том, что именно грехи привели его к страданиям и мукам. Искреннее раскаяние в прошлых безумствах, отступлении от Бога, отдалении от близких и друзей описывается в песне. От врагов царь Давид терпел много нападок именно в этот период одиночества, когда он был наиболее уязвим и беспомощен.

Псалом 37 заканчивается обращением Давида к Богу, просьбой о помиловании и защите. Именно в Боге он видит спасение и единственную помощь.

Правила чтения псалма 37

37 псалом не оставь меня боже. Смотреть фото 37 псалом не оставь меня боже. Смотреть картинку 37 псалом не оставь меня боже. Картинка про 37 псалом не оставь меня боже. Фото 37 псалом не оставь меня боже

Текст псалма 37 существует в трех вариантах: в синодальном, русском и старославянском. В церковных службах используется последний вариант, поэтому его предпочтительнее читать и дома. В использовании других переводов нет ничего плохого или греховного, но старославянский текст способствует лучшему пониманию православных традиций.

Как и любую молитву, песнь псалма 37 на русском языке или в любом другом переводе нужно произносить сосредоточенно и искренне. Обращение к Богу – таинство, поэтому дома это лучше делать в отдельной комнате перед иконой. Не лишним будет поставить перед образом свечу.

Источник

Псалтирь 37 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина

«В воспоминании о субботе» понимается, или как указание на время богослужебного исполнения псалма — в субботу, или в переносном смысле, отвечающем буквальному пониманию слова (суббота — покой) и содержанию псалма — «в напоминание о покое», т. е. этот псалом является просительной молитвой к Богу о даровании покоя, что указывает на тяжелое состояние, испытываемое в это время Давидом. Некоторые же, выходя из того положения, что суббота была установлена по окончании дней творения, толкуют это надписание буквально, т. е., что псалом написан Давидом в воспоминание окончания творения мира. Но последнее понимание принять нельзя: окончание творения мира, когда все явилось «добра зело» (Быт.1:31), было торжественным и величественным актом, с которым не гармонирует грустное и просительное содержание псалма.

Все содержание псалма отличается покаянным характером: в нем Давид ярко изображает картину своих страданий, как физических (от болезни), так и нравственных, от сознания своего преступления пред Богом. Таким же преступлением Давида, как известно, был его грех с Урией и Вирсавией. В этом же псалме Давид изображает себя одиноким, от него начинают даже отдаляться его бывшие друзья. Обе эти черты дают основание предполагать, что псалом написан при начале восстания Авессалома (на связь своего преступления с восстанием сына, как мы уже говорили, указывал и Давид), чем объясняется и вероломство друзей царя.

Господи! Снизойди к моим страданиям и болезни тела и души (2-5). Я покрыт ранами и изнемог (6-11). Друзья оставили меня, а враги усилились (13-15). Я только на Тебя надеюсь. Сознание моего греха тяготит меня и враги умножаются. Не оставь меня, Господи, и поспеши своей помощью (16-23).

Пс.37:2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

Пс.37:3. ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

Пс.37:4. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

Пс.37:5. ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

Давид молит Бога, чтобы Он не наказывал его всею силою своего праведного гнева, хотя последний он и считает заслуженным. Страдания Давида велики: в него «вонзились. стрелы», т. е. те страдания, которые сейчас испытывает Давид и которые ниже он описывает очень подробно; по испытываемой боли он сравнивает страдания с болью от стрел на войне. «Рука. тяготеет», т. е. рука гнева, или — Господь сильно карает. Этой карой была какая-то болезнь, которая поразила Давида и, по его образному выражению, заставляла страдать не только его тело, мускулы, но и кости, т. е. внедрилась очень глубоко. Сила физических страданий вполне отвечает сознанию Давидом глубины своего падения и тяжести совершенного им преступления, которое он в своем сокрушенно-покаянном настроении образно рисует потопившим его с головой и давящим, как тяжелое бремя.

Пс.37:6. смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

Пс.37:7. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

Пс.37:8. ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

Представляют описание болезни. — «От безумия моего», вследствие моего греха, мое тело покрылось ранами, которые издают смрадный запах; мои страдания тяжелы и я совсем поник, целый день хожу и «сетую», томлюсь, осуждаю себя самого. Мои чресла полны воспалений и нет здорового места в моем теле. Какая это была болезнь, по указанным здесь признакам трудно определить. Согласно евр. тексту, многие толковники (напр., Иероним, а из новейших — Крамер, Евальд) и раввины считали эту болезнь «в роде проказы». Но такого определения нельзя составить по признакам, указанным в Библии. Если у Давида были поражены уже кости, то при таком развитии болезни он не мог бы ходить, чему, по данному псалму, эта болезнь, однако, не мешала. Кроме того, если бы это была проказа, то едва ли о ней, как явлении важном, умолчали бы исторические книги, так как при взгляде того времени на эту болезнь, как знак отвержения от Бога, едва ли бы она прошла для царя бесследно и не вызвала бы в народе политических волнений. Данная болезнь, как видно из псалма, вызывала насмешки над Давидом за болезнь чресл. Последние признавались носителями производительной силы, источником чадородия, в чем видели знак божественного благоволения; поэтому считали, что потеря этой силы и, следовательно, способности чадородия, являлась знаком отвержения от Бога и вызывала поношения. Русский текст дает, таким образом, общее указание, что болезнь Давида поразила весь его организм и была настолько изнурительной, что совершенно истощила его силы, но не дает возможности точно определить вид ее.

Пс.37:9. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

«Кричу от терзания сердца моего» — от внутренних, душевных мучений, я «кричу», издаю вопль.

Пс.37:11. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня.

С потерей мужества («сердце мое трепещет») и силы для Давида погас и «свет» в глазах. Это выражение, понимаемое буквально, указывает на развитие болезни, которая отразилась и на его зрении: или же под светом в образном смысле разумеется счастье, благо вообще, тогда оно будет значить — я лишился всех благ и их нет при мне — ни здоровья, ни силы, ни уважения от людей, ни даже друзей. Можно понимать и в том смысле, что «свет» означает Бога, раньше изливавшего на Давида свои милости и светившего ему в жизни, а теперь переставшего. Все эти толкования могут быть приняты без нарушения смысла выражения, контекста речи и всего содержания псалма.

Пс.37:12. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

Пс.37:13. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

Моя болезнь отдалила от меня друзей, а враги сделались смелее. Искренние мои стали против меня в некотором расстоянии, как простые наблюдатели, но не подходили ко мне. Это делали самые приближенные ко мне лица, а обыкновенные друзья, — так те стояли вдали. Зато не дремали враги Давида. Его страдания побуждали их, желавших гибели и зла ему, распространять ложные о нем сведения и строить козни.

Пс.37:14. а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

Пс.37:15. и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

Давид видел, что делалось кругом его, но не принимал никаких мер к прекращению козней и лживых слов, как потому, что его болезнь как бы подтверждала правоту речей его врагов, так и потому, что он не считал себя вправе выступить мстителем и поборником истины, когда продолжающаяся его болезнь, по его мнению, служила знаком, что он еще не прощен Богом.

Пс.37:16. ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

Пс.37:17. И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

Пс.37:18. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

Пс.37:19. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

Пс.37:20. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

Пс.37:21. и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

Пс.37:22. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

Пс.37:23. поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Поэтому-то Давид прежде всего взывает к Богу о прощении своего греха, как о великой милости и залоге Его помощи. Я на Тебя, Господи, надеюсь: не дай им (врагам) восторжествовать надо мною. Моя слабость, мои несчастия являются для них источником злорадства (17). Я же сейчас нахожусь в настолько беспомощном и беззащитном положении, что «близок к падению», готов погибнуть, не могу противодействовать нападениям на себя и грех давит меня. Давид кается пред Богом в своем грехе и обещает публичное покаяние в нем (что он и исполнил написанием этого и 50-й Псалом, посвященных его покаянному настроению). В этом псалме он и говорит: «беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем». Насколько полон Давид сознания своей греховности и смирения, настолько, наоборот, сильны его враги, которые ненавидят его незаслуженно («безвинно»); за сделанное им, Давидом, добро они платят злом, клевещут, враждуют против него за его верность доброму, истинному в его предшествующей жизни. Под добром, какое сделал Давид, разумеется как его гуманное, справедливое отношение к каждому из его подданных, так все его реформы во внутренней и государственной жизни, установившие правопорядок и ограничившие произвол и самоуправство, царившие до него. Степень страданий Давида, сознание им греха и покаяние в нем, несправедливость преследований от врагов, все это вызывает в нем горячую молитву к Богу: «не оставь меня, Господи, Боже мой! вонми в помощь мою»!

37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповеданием полной покорности и преданности Его воле (16 ст.). Человек здесь выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им раньше дурные поступки (19 ст.).

Источник

Псалом 37

Надписание сего псалма состоит из следующих слов: Псалом Давиду, в воспоминание о субботе. Первые два слова этого надписания означают, что псалом составлен Давидом, что несомненно подтверждается и самым содержанием его, по которому он имеет большое сходство с псалмом шестым, даже одними и теми же словами оба псалма и начинаются. Словам в воспоминание даются различные толкования. По одним (у Зигабена [7, с. 295]), оно означает: «в воспоминание грехов Давида и несчастий и злостраданий, последовавших за грехами его». По другим, в словах в воспоминание содержится указание на богослужебное употребление этого псалма у евреев. Псалом этот, вероятно, пели во время принесения хлебной жертвы, часть которой сожигалась на жертвеннике «в память» ( Лев.2:2, 9, 16 ), т.е. о приносящем в жертву, потому что дым жертвы, подымаясь кверху, как бы напоминал Богу о том, кто приносил Ему жертву. Последних слов в надписании: о субботе не имеется в еврейской Библии, и говорят, что они прибавлены LXX толковниками будто бы для того, чтобы яснее было для читателя все содержание псалма, который как один из покаянных псалмов составлен Давидом в воспоминание субботы, т.е. покоя, которым обладал он в состоянии невинности и которого лишился чрез грехопадение.

Псалом тридцать седьмой есть молитва страждущего и кающегося грешника. Когда под бременем внешних и внутренних страданий и тяжких скорбей Давид особенно ясно почувствовал постигший его грозный гнев Божий и изнемог не только духом, но и телом, он обратился к Богу с этой покаянной молитвой, в которой, изобразив всю глубину своих страданий, выразил вместе с тем и крепкую надежду, что Господь услышит его, избавит его от врагов, ищущих его погибели, и не допустит, чтобы они восторжествовали над ним; что постигшие его бедствия вполне заслужены им, что они – горькие последствия его грехов и беззаконий. Но в то же время пророк не терял упования, что милосердый Господь не презрит сердца сокрушенного и смиренного, но поспешит на помощь к нему. А так как ни в какое другое время своей жизни Давид не претерпевал столько бедствий и страданий, как во время возмущения против него сына его Авессалома, то не без основания думают, что псалом этот составлен Давидом во время бегства его от преследования Авессалома или около того времени. Блаженный Феодорит думает, что Давид, претерпев многие и различные огорчения и бедствия и считая их наказанием за свой грех, написал этот псалом для вразумления других в том, как пагубен грех [6, с. 174].

Составляет надписание, о котором сказано выше.

Пс.37:2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.

Этими же словами начинается и шестой псалом, где они и объяснены достаточно. Сознавая тяжесть грехов и свою виновность за них пред Правосудным Богом, Давид не отрицается от заслуженного наказания, а только молит Бога, чтобы судил и наказал его за грехи не по закону Божественной правды, как строгий и неумолимый Судья, но как милосердый и чадолюбивый Отец, оказал бы жалость и сострадание к несчастному грешнику и смягчил строгость наказания. Ярость и гнев, когда они проявляются в человеке, представляются нами не иначе, как страстными, греховными его склонностями, но ярость и гнев Бога в отношении к грешникам должно принимать за самые строгие определения суда Божия, каковых достойны великие грешники. В таком смысле и принимает слова эти Святая Церковь Православная, когда она словами псалмопевца возносит молитвы свои к Господу Богу за чад своих, согрешающих, но в покаянии обращающихся ко Господу и ожидающих от Него милости и прощения (молитва светильничная, 2-я).

Пс.37:3 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою.

В русском переводе с греческого: «ибо стрелы Твои вонзились в меня и положил Ты на меня руку Твою», с еврейского: «и рука Твоя тяготеет на мне». Под стрелами пророк разумеет здесь вообще стрелы Божественного гнева или проявления Божественного суда над грешником, выраженного в обличительных словах, которыми уязвил Давида посланный от Бога пророк Нафан, сказав ему: «Теперь не отступит меч от дома твоего во век, за то, что ты уничижил Меня, взяв жену Урии Хеттеянина и усвоив ее себе в жену» ( 2Цар.12:10 ). Эти слова строгого суда Божия как стрелы вонзались в сердце Давида и причиняли ему тяжкие болезни и скорби. Вместе с тем, угрызения совести за содеянные грехи, стыд пред людьми за очевидные для всех преступления, страх суда Божия и боязнь тяжких наказаний от Бога, – все это не могло не поражать сердце Давида и удручать его великою скорбью. Под тяготеющею рукой, как и в других псалмах ( Пс.31:4, 38:11 ), разумеется карающая грешника рука Божия, которая проявляет силу свою в постигающих его бедствиях. «Прошу о смягчении гнева Твоего, Господи, как бы так молил пророк, потому что падает на меня град стрел Твоих и рука Твоя крайне тяготеет на мне и сильно поражает меня» (блж. Феодорит [6, с. 174]).

Пс.37:4 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.

По-русскому переводу с еврейского: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих». Здесь св. Давид говорит, что вследствие поразивших его стрел Божественного гнева в его теле нет ни одного здорового члена, ни одного места, где не чувствовалось бы жгучей боли, так что весь организм его, даже кости его ноют от мучительной боли, как это бывает у человека, подвергшегося тяжким побоям. Под образом тяжких страданий Давид изображает прежде всего душевные свои страдания и муки, которые он испытывал вследствие раскаяния во грехах своих, вследствие упреков своей совести за совершенный им сугубый грех и вследствие неприятностей и унижения, навлеченных им на себя своим преступлением. Но можно понимать изречения этого стиха и в буквальном смысле, в значении телесных страданий. После преступления у грешника тяжело не только на душе, но и в теле, мысли о преступлении и наказании за него не дают ему покоя, а постоянные тревоги и беспокойство лишают его пищи, сна и отдыха и приводят в расслабление и расстройство все тело его. Прибавляя слова: от лица грех моих, Давид выражает сознание, что причиной его тягостных душевных и телесных страданий служат его великие грехи. Таково учение и Святой Церкви Христовой, которая старается внушить нам, чтобы свои несчастья и страдания мы не приписывали случайным, чисто внешним причинам и не винили в них других людей, жалуясь на их несправедливость и жестокость, а чтобы главной и существенной причины наших страданий искали в собственных наших грехах, что если стрелы гнева Божественного вонзились в нас и рука Божия тяготеет над нами, то это – от грехов наших. Кто усвоит себе этот взгляд на источник человеческих бедствий, тот скоро придет к сознанию своих грехов и, глубоко раскаиваясь в них, будет вместе с Давидом умолять Бога о помиловании.

Пс.37:5 Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне.

Здесь первое яко означает «ибо, потому что», – выражая причинную связь с предыдущим, а второе яко употреблено в значении «как» – для сравнения грехов и беззаконий с тяжким бременем, подавляющим собою человека. В изречениях этого стиха пророк выясняет виновность свою пред Богом, навлекшую на него тяжкие страдания и скорби и вполне соответствующую тяжести этих страданий. Хотя велики и тяжки страдания мои душевные и телесные, как бы так говорит он, но еще более тяжки и беззакония мои, которые возвышаются над главою моею, как воды в глубокой реке, готовые потопить меня, которые давят меня, как тяжелое, непосильное бремя.

Пс.37:6 Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.

В этих словах пророк выразил всю гнусность и отвратительную мерзость своих грехопадений. Он уподобляет свои беззакония гнойным ранам на теле, которые смердят и издают отвратительное зловоние, и говорит, что они произошли от его безумного ослепления. Это сравнение грехов с гнойными, возбуждающими отвращение ранами весьма верно изображает отношение пришедшего в раскаяние человека к своим грехам. Когда человек возымеет преступные мысли и намерения, в то же время у него в душе являются греховные чувства и склонности, и тогда рассудок его вполне подчиняется этим увлекающим во грех чувствам, а самое исполнение преступных намерений обещает одни удовольствия и наслаждения, которые настолько омрачают ум его, что он не в состоянии бывает представить себе и обдумать все пагубные для его временного благополучия и вечного спасения последствия от задуманных греховных деяний, и в таком душевном расслаблении человек впадает в грех или преступление. Вот это-то духовное состояние и называется безумным увлечением страсти, или просто безумием, как говорит пророк. Но за совершением преступления тотчас же наступают отрезвление и разочарование: туман греховного увлечения и ослепления рассеивается, и наступают минуты горького раскаяния в грехах: греховные действия, к которым человек стремился и в которых чаял найти счастье и наслаждения, теперь представляются ему отвратительными, подобными гнойным, издающим противный запах ранам. «Ибо всякий грех, – говорит св. Афанасий, – гнусен и зловонен» [3, с. 111]. И «если бы душа не впала в неразумие, то не потерпела бы греха» (блж. Феодорит [6, с. 175]).

Пс.37:7 Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах.

Слякохся до конца значит: «совсем поник, согнулся». В изречениях сего стиха святой Давид продолжает изображать свои страдания, какие претерпевал вследствие тяжких своих грехопадений. Пострадал я, говорит он. И как же было не страдать, когда стрелами гнева Божественного изранено было все тело мое (ст. 3, 4), когда от гниющих и смердящих ран распространялась жгучая боль не только в теле, но и в костях, так что не было покоя ни днем, ни ночью (ст. 4,6), когда грехи и беззакония таким тяжким бременем отяготели на мне, что я совершенно согнулся и готов упасть (ст. 5,7), когда душа моя, удрученная укорами совести, стыдом пред ближними и страхом гнева Божия, предана неутешной скорби, и оттого я повседневно сетуя ходил? «Лишенный всякой радости, непрестанно скорблю, беспокоюсь и не нахожу никакой перемены в скорбном моем положении» (блж. Феодорит [6, с. 175]).

Пс.37:8 Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей.

Пс.37:9 Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего.

В глубоком сознании тяжкого грехопадения и чувстве сильного раскаяния пред Богом, Давид сам подверг себя строгому посту и молитве и изнурял тело свое разными другими лишениями и трудами, как, например, лежанием на голой земле. От его беспрерывных стенаний и глубоких воздыханий сердечных исходили такие громкие стоны, которые походили на рыкание дикого зверя, и все это было плодом его сердечного сокрушения, его искреннего раскаяния пред Богом. Беззакония мои, говорит он, ввергли меня в такую глубину зол (озлоблен бых), так чрезмерно унизили меня пред Богом и людьми (смирихся до зела), что не могу от сильной туги сердечной удержаться от громких вздохов и стонов, которые являются невольным выражением чрезмерных душевных и телесных страданий.

Пс.37:10 Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися.

Излив пред Богом свои скорбные чувства, возбужденные сердечным сокрушением о грехах, и горькие жалобы на болезненное и тягостное состояние кающегося грешника, св. Давид исповедует, что у него нет теперь никаких других желаний, обращенных к чувственным удовольствиям или вообще к предметам суетной и многомятежной жизни по духу мира, – что все мое желание, говорит он, состоит в том, чтобы молитвой и подвигами покаяния испросить милость Твою, Господи, и получить от Тебя прощение моих тяжких грехов, о том же и постоянное воздыхание мое, которое от Тебя не сокрыто. «Когда я желал зол, – говорит св. Василий Великий, – мое желание не было пред Тобою, а теперь, когда я при всяком деле смиряюсь и раскаиваюсь и желаю иметь Тебя, Боже и Спаситель, врачем, мое желание есть пред Тобою». «Господи! я всегда буду подчинять мои желания Твоим повелениям» (блж. Феодорит [6, с. 175]).

Пс.37:11 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною.

Продолжая изображать свое бедственное состояние, Давид говорит: от постоянной скорби и тревоги душевной я не имею покоя, сердце мое возмущено от обличения совести и раскаяния, а вследствие того я чувствую изнеможение и крайний упадок сил, даже свет в очах моих от горьких слез, ежедневно мною проливаемых, уменьшился, и того я лишаюсь (и той несть со мною). Свет очей некоторые понимают в духовном смысле: под утратой света разумеют помрачение ума, вследствие обуревания плотских страстей, когда человек, подавляемый страстью, теряет способность правильно судить о предметах и делах не только духовных, но и вещественного мира. По мнению блж. Иеронима и Августина, свет очей разумеется здесь духовный свет – свет истины. Потерял свет истины и впал во мрак беззакония; или: того света Божия, который доселе просвещал меня, уже нет во мне, не озаряет меня (цит. по: Толкование еп. Палладия. С. 171).

Пс.37:12 Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа.

По переводу с еврейского: «Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали». При виде поразивших меня страданий и бедствий, говорит псалмопевец, друзья мои и искренние, т.е. люди, любившие меня и питавшие благорасположение ко мне по чувству родства и дружбы, отшатнулись от меня, как человека, навлекшего на себя гнев Божий и отверженного Богом, стали против меня, из друзей сделались врагами. В числе этих врагов он разумеет, без сомнения, Ахитофела и других, которые во время возмущения сына его Авессалома из близких к Давиду людей сделались враждебными ему и не только отдалились от него (отдалече сташа), но и предлагали пагубные для него советы. И не только эти, но и большая часть израильского народа, даже самое близкое Давиду колено Иудино, – все они стали на сторону Авессалома против Давида.

Пс.37:13 И нуждахуся ищущии душу мою: и ищущии злая мне глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся.

Ищущии душу мою значит: «люди, посягающие на мою жизнь», т.е. домогающиеся погубить меня. Мысль всего стиха может быть выражена так: те, которые домогались моей смерти, старались об этом с особенным усилием (нуждахуся); враги, видя меня оставшимся без друзей, продолжали строить мне козни, желая моей смерти. Льстивным весь день поучахуся, т.е. выдумывали козни, вседневно упражнялись в коварстве против меня; те, которые желали моего падения, произносили против меня злоречия, обвиняя (как Семей) и оклеветывая меня, говорили суетная, т.е. лживые и безосновательные обвинения, каждый день строили наветы, как и каким бы способом уловить меня.

Пс.37:14–15 Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих: и бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения.

Здесь совершенно ясно и всякому понятно, что о себе говорит Давид. Одни из ближних и друзей восстали против него, другие отступились от него из опасения подвергнуться преследованию за дружеское общение с ним, а враги его, пользуясь таким отношением к нему близких и друзей, строили против него козни и тем только и занимались, что повседневно измышляли разные коварства, чтобы уловить и погубить его. Иные же из них имели даже дерзость в глаза злословить его, как поступил, например, Семей вениамитянин ( 2Цар.16:5, 13 ). При таких отношениях к Давиду его подданных и близких к нему людей, он показал удивительное терпение и смирение. Он не только не дозволял никому в отмщение за такие оскорбления совершить казнь над виновными, но даже не позволил себе обличить кого-либо словом. Напротив, он признавал себя достойным всех этих обид и оскорблений, почитая их наказанием, попущенным от Бога за его великие грехопадения. Я, говорит, был глух и нем ко всем клеветам, злословиям и оскорблениям, видя в них наказание Божие за свои грехи, я решился ничего не предпринимать для своей защиты и оправдания и всю судьбу свою и свое дело с врагами предоставить воле Божией. Что он и выражает далее в изречениях следующих стихов.

Пс.37:16 Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой.

Царь-пророк Давид не один раз выражал уже надежду свою на Господа Бога такими словами ( Пс.30 и др.). В них он твердо свидетельствует, что для него гораздо полезнее защиту от врагов, хулящих его, возложить на Господа, нежели защищаться самому без помощи Всесильного Защитника и Покровителя его. Я, говорит он, уверен, что Ты, Господи, Сам слышишь и все знаешь, а потому Сам Ты воздашь врагам моим за их обиды и оскорбления, наносимые мне, я уверен, что Ты, Господи, услышишь и мои молитвы и слезы, – что Тебе известно мое искреннее упование на силу и благость Твою, а потому не сомневаюсь, что Ты защитишь и «избавишь меня от устен неправедных и от языка льстива» ( Пс.119:2 ).

Пс.37:17 Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.

Решившись в терпеливом молчании переносить все обиды и оскорбления от врагов, говорит как бы так Давид, и возложив всю надежду на Господа, Который не допустит торжествовать врагам моим победу надо мною, я сказал самому себе: не буду я воздавать врагам моим злом за зло, а буду лучше терпеливо молчать и надеяться на помощь Господню, и тогда, я уверен, – врагам моим не удастся порадоваться о погибели моей (да не когда порадуютмися врази мои). Ибо когда колебались ноги мои, когда я близок был к падению, они уже стали величаться, вознося громкие злоречия против меня ( 2Цар.16:5–13 ).

Пс.37:18–19 Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем.

Раны значит здесь, по переводу с греческого – «бичи, кнуты, плети», в переносном смысле: наказания, производимые ударами плетей или бичей, раны. Пророк как бы так говорит здесь: я не отрицаюсь от тех наказаний, которые заслужил грехами моими, и потому готов претерпеть за них всякие раны и оскорбления; тяжко согрешил я и грехами своими глубоко оскорбил благость и правду Божию, а потому и сокрушения сердца, скорбь и болезнь о грехах всегда предо мною. «Я близок к падению» (по переводу с еврейского), мысль об опасности, в которой я нахожусь теперь, не отступает от меня ни на минуту и наполняет душу мою страхом, а потому и болезнь моя (скорбь моя) предо мною есть выну. И не могу я избавиться от сего страха и от сей болезни, потому что сознаю всю тяжесть своей виновности во грехе, а это сознание вины и служит источником постоянной моей скорби, моих тревог и опасений. Но я употреблю все старание (попекуся), чтобы избавиться от тяжких последствий грехопадения: беззаконие мое аз возвещу, т.е. я сделаюсь обвинителем самого себя и попекуся о гресе моем, т.е. озабочусь о том, как бы очиститься от греха и тем примириться с правдой Божией, и по Его великой милости получить прощение (ст. 2, 10 и 16). Вот спасительный пример покаяния для всякого грешника, мучимого совестью за грехи!

Пс.37:20–21 Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды: воздающии ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню.

Словом живут Давид не говорит только о жизни своих врагов, но свидетельствует о том, что они пользуются благами жизни, благоденствуют, в то время как он терпит раны и болезни. Под именем врагов разумея Авессалома и его сообщников, Давид говорит: в то время как я нахожусь в опасности потерять царство и лишиться жизни и испытываю постоянно мучительный страх, враги мои живы и не только здравствуют и благоденствуют, но и укрепляются, возрастают силами; вместе с тем умножается число тех, которые возненавидели меня несправедливо, которым я ничего худого не сделал и которые возымели вражду и ненависть ко мне только вследствие усиленного влияния на них личных врагов моих, клеветавших на своего царя. Под именем ненавидящих без правды он разумеет большую часть израильского народа, вовлеченного в измену царю льстивыми словами и обещаниями Авессалома. В продолжение своего царствования Давид сделал много добра своим подданным, а они воздавали ему злом за добро (злая воз благая), готовы были лишить его жизни и престола, несправедливо питая к нему вражду и ненависть, лгали и клеветали (оболгаху мя) на него, перетолковывая в худом смысле добрые слова и дела его, за то, что он старался делать им добро. Израильский народ, по словам блж. Феодорита «получив от Давида тысячи благодеяний и многократно быв чрез него победителем иноплеменников, оказался неблагодарным к благодетелю» [6, с. 178].

Пс.37:22–23 Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене : вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Излив свои скорбные чувства, как тяжкое бремя отяготившие душу его, Давид в последних стихах псалма сего, как и в начале его, молит Господа Бога, чтобы Он не оставил его Своею помощью и покровительством, – чтобы не отступил от него Своею благодатью. Зная, что Бог тогда только наказывает человека гневом и яростью, когда отступает от него, как от врага, и лишает его Своей благодати и помощи, он молится: Господи Боже мой! Да не отступит от меня спасающая благодать Твоя! Ты Творец и Промыслитель мой! Не удаляйся от меня, как от врага; но как всещедрый Отец к сыну приди на помощь мне: на Тебя единого я надеюсь и от Тебя единого ожидаю своего спасения!

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *