Сурдопедагогика что это такое

СУРДОПЕДАГОГИКА

Первые высказывания о возможности обучения глухих детей встречаются уже в сочинениях Аристотеля В 16 в о возможности усвоения речи с помощью ее письменной формы упоминал итал философ, врач и математик Дж Кардано (1501—76), в это же время в Испании предпринимались первые попытки обучения детей письменной и устной речи с использованием дактилологии В 1620 в Мадриде был опубликован первый метод труд, посвященный обучению глухих детей X II Бонет, «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить»

На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми детьми). осуществлялось с 11 в. гл. обр. в монастырских приютах. В кон. 18 в. в системе обществ, призрения организовывались разнообразные учреждения (сиротские дома, госпитали, воспитат. дома и др.), в к-рых глухие дети обучались в особых группах.

В кон. 19 в. в России и ряде заруб. стран предпринимались попытки диффе-ренциров. подхода к обучению детей с нарушениями слуха. Однако эта идея, не обеспеченная должным науч. обоснованием (специфичность обучения ограничивалась лишь коррекцией произношения, выработкой навыков чтения с губ и улучшением условий для восприятия на слух), не получила в тот период практич. реализации.

Совр. отеч. С. исходит из необходимости дифференциров. обучения детей с недостатками слуха. Пед. классификация таких детей основывается на положениях, определяющих своеобразие их развития. Дефект того или иного анализатора у ребёнка должен рассматриваться с учётом его принципиального отличия от аналогичного недостатка у взрослого. Утрата нормальной функции анализатора в дет. возрасте нарушает нормальный ход психич. развития ребёнка и приводит к возникновению отклонений в речевой и познават. сферах. При дефекте анализатора различают первичный недостаток, возникший под воздействием к.-л. болезненного явления, и вторичные проявления, образующиеся в ходе дет. развития под влиянием первичного дефекта.

Показатели аномального развития ребёнка при частичном и тотальном (полном). нарушении анализатора различны. Вторичные отклонения возникают лишь при определённой степени первичной недостаточности; их степень и характер зависят от ряда причин (степени нарушения пострадавшего анализатора; возраста ребёнка при возникновении первичного дефекта; пед. условий, в к-рых находился ребёнок с момента нарушения анализатора; индивидуальных особенностей ребёнка).

В 50-х гг. под руководством С. А. Зыкова разработана система обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения, при к-ром речь формируется в её осн. функции (потребность в общении возникает.н. развивается в связи с широким использованием разл. видов педагогически организов. деятельности). В качестве вспомогат. средств в целях активизации речевого общения эффективна дактильная речь в сочетании с устной и письменной. При обучении глухих учащихся по этой системе происходит практич. овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей. Также в 50-х гг. было завершено важное для быстрейшего овладения глухими детьми устной формой речи исследование Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной, связанное с поэтапным формированием произносит, стороны речи на основе сокращённой системы фонем, что позволило немного раньше использовать устную форму речи в обучении, обогатить её жизненно необходимым материалом, повысить интерес учащихся к обучению речи, вызвать их речевую активность и потребность в общении на основе употребления естеств. форм коммуникации.

В 60-х гг. Зыковым разработаны основы новой дидактич. системы обучения глухих детей, связанной с широким применением предметно-практич. деятельности учащихся в качестве базы для формирования у них понятий, развития речи как средства коммуникации, воспитания у них активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность. Исходным пунктом в создании теоретич. основ спец. обучения слабослышащих детей стала разработанная Боскис пед. типология детей с нарушениями слуха, позволившая организационно оформить их дифференциров. обучение и структурно выделить самостоят. типы школ для слабослышащих и поздно-оглохших детей.

Пед. процесс в школе слабослышащих (в первую очередь, это касается детей с глубоким речевым недоразвитием). отличается от пед. процесса в массовой школе по содержанию и специфич. задачам (ориентированным на восполнение пробелов развития, затрудняющих усвоение основ наук). и по средствам и методам, направленным на использование имеющихся у ребёнка компенсаторных возможностей.

Важное значение в С. придаётся наиболее раннему воспитанию и обучению таких детей; их дошкольная подготовка позволяет эффективно организовать обучение в нач. классах школы для глухих детей, где преодоление отклонений в развитии обеспечивается организацией спец. пед. процесса, предусматривающего использование адекватных дефекту методов обучения, широкое применение звукоусиливающей аппаратуры, обучение по спец. учебникам и уч. пособиям.

Начатые в 70-х гг. исследования (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичёва). связаны с проблемой развития остаточной слуховой функции у детей с недостатками слуха путём ежедневных индивидуальных тренировочных упражнений, что позволяет использовать остаточный слух не только для ускорения и формирования произносительной стороны речи, но и для словесного общения на уроках и во внеклассное время. Использование остаточного слуха учащихся весьма перспективно для решения всей проблемы реабилитации детей с недостатками слуха и лучшей их интеграции в обществе слышащих.

В Рос. Федерации сурдопедагогов готовят дефектологич. ф-ты и отделения пед. ин-тов (см. Дефектологическое образование). Н.-и, работа в области С. ведётся в Ин-те коррекционной педагогики РАО, в нек-рых др. науч. учреждениях, а также на кафедрах С. дефектологич. ф-тов пед. ин-тов.

Лит.: Выготский Л. С., Принципы социального воспитания глухонемых детей [1925], Собр. соч., т. 5, М., 1983; Дьячков А И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Основы спец. обучения слабослышащих детей, под ред. Р. М. Боскис, М., 1968;

Басова А. Г., Егоров С Ф., История сурдопедагогики, М., 1984; Сурдопедагогика, под ред. М. И. Никитиной, М., 1989.

А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин.

Источник

Сурдопедагогика

Сурдопедаго́гика (лат. surdus «глухой» + греч. paidagōgikē «искусство воспитания») — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты).

Содержание

История сурдопедагогики

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Важным этапом в осознании возможности обучения хотя бы части лиц с отклонениями в развитии является создание организованным по инициативе И. И. Бецкого и государственно-филантропическим обществом Воспитательного дома. Сведения об этом находятся в работе А. Г. Басовой. [1]

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такоеВ 1764 году Государственно-филантропическое воспитательное общество открыло в Москве большой Воспитательный дом, рассчитанный на 1000 детей. Среди воспитанников Воспитательных домов было значительное количество детей физически неполноценных, в том числе глухонемых. [1]Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Сведения о системе воспитания и обучения в Воспитательных домах представлены в работе А. И. Дьячкова, который так характеризует эту систему:

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такоеСистема воспитания и трудового обучения глухонемых в условиях воспитательного дома значительно сложнее, и построение её проходило на основе определённых педагогических принципов. [2]Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Также имеются сведения, характеризующие требования, предъявлявшиеся к сотрудникам Воспитательных домов:

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое. воспитательно-педагогические требования предъявлялись не только к руководителям воспитания и трудового обучения глухонемых детей. Выдвигались педагогические требования гуманного отношения к детям и со стороны надзирательского состава. Принцип любовного отношения к детям и педагогическое значение личного примера как основы воспитания стоял в центре требований, предъявляемых к надзирательскому составу. [2]Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Вот, что пишет автор о содержании воспитания и обучения в Воспитательных домах: «Физическому воспитанию „увечных“ детей уделялось особое внимание, так как физическое состояние этих детей всегда вызывало тревогу и требовало особенно заботливого отношения». [2] В процессе воспитания не ставилась задача воспитывать только послушных глухонемых детей, поэтому стремились развивать и воспитывать у них некоторые черты активности. В основном, система воспитания складывалась из следующих составляющих: «. физического и морального воспитания и трудового обучения». [3]

В первой половине XIX века в обучении и воспитании глухонемых также произошли определённые изменения. При непосредственном участии Валентина Гаюи было открыто в 1806 году училище для глухонемых, в 1817 году было открыто Варшавское училище, в 1843 году в Одессе было открыто училище для глухонемых девочек.

Появились первые труды по обучению и воспитанию глухонемых детей: работа В. И. Флери (1835) и работа Г. А. Гурцева (1838).

А. И. Дьячков следующим образом характеризует цели, которые преследовались обучением и воспитанием глухонемых в первой половине XIX века:

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое. воспитание глухонемого ребёнка для участия в трудовой деятельности на основе развития его умственных и нравственных способностей. [2]Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Как отмечает А. Г. Басова, обучение в училищах было платное и, несмотря на то, что имела место тенденция увеличения числа учащихся в Петербургском училище, тысячи глухонемых детей продолжали оставаться безграмотными. [1] В работе А. И. Дьячкова отмечается, что изменение отношения общества к образованию позволило улучшить состояние образования глухонемых.

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такоеВо второй половине XIX в. под действием изменившихся социально-экономических условий в России. произошли изменения в социальном составе учащихся училищ для глухонемых: принимались дети ремесленников, крестьян и рабочих. [2]Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Направленность воспитательного воздействия на подготовку детей к жизни просматривается в системах воспитания глухих детей. Это во многом связано с изменившимися социально-экономическими условиями, которые позволили принимать в учебные заведения детей крестьян и рабочих, что значительно расширило контингент учебных заведений и поставило перед ними иные задачи. [3]

Ведущими центрами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха были Петербургское и Московское училища для глухонемых. Во второй половине XIX века в них расширяется трудовая подготовка, организуются мастерские, где воспитанники учатся разным ремёслам, освоение которых в последующем должно будет обеспечить им существование. В училищах ставится задача обучить воспитанников техническим знаниям.

А. И. Дьячков отмечает:

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такоеВ течение второй половины XIX века цели воспитания глухонемых определяются как умственное и нравственное развитие и обучение техническим знаниям. [2]Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Появляются региональные учебные заведения для детей с нарушениями слуха. Несмотря на малочисленность и затруднения в их финансировании, имеются примеры удачного воспитания детей с нарушениями слуха. Особое место среди таких заведений занимает Александровское училище-хутор для глухонемых детей, организованное в 1898 году. Здесь велась активная и целенаправленная воспитательная работа по подготовке детей с нарушениями слуха к жизни. Училище-хутор состояло из детского сада и училища для глухонемых. На хуторе много земли было отведено под сад, огород, метеорологическую и биологическую станции. В училище принимались дети преимущественно из крестьянских семей. С весны до осени ученики трудились в хозяйстве и этим окупали своё проживание и обучение. Кроме хозяйства на земле хутора был построен завод земледельческих машин и орудий и типография. Такое устройство было направлено на обеспечение в дальнейшем воспитанников школы-хутора и других глухих России рабочими местами. Заведовал учебной частью в училище известный сурдопедагог Н. М. Логовский. Несмотря на то, что социально-экономические условия не позволили учреждению развиваться в дальнейшем, опыт его организации является важным показателем возможности социализации детей с отклонениями в развитии. [3]

Н. Н. Малофеев отмечает большое значение училища-хутора для воспитания и обучения глухонемых детей и, прежде всего, их социально-педагогической адаптации к будущей жизни.

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такоеНа рубеже XX века российская сеть училищ для глухих пополняется Мурзинской школой-хутором (1898) – уникальным специальным учебным заведением, вполне отвечающим духу политических реформ. Активность и целеустремлённость Александровского отдела попечительства и коллектива учебного комплекса вызывает восхищение, тем более, что рождение и становление школы пришлось на очень непростой отрезок времени в отечественной истории. [3]Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

До революции были созданы предпосылки создания дифференцированной системы образования людей с нарушениями слуха. Эта система была создана в советский период и развивалась благодаря фундаментальным работам советских сурдопедагогов. Среди них:

Основные направления

Сурдопедагогика используется для обучения и помощи глухим и слабослышащим, в том числе поздно оглохшим, в обучении детей дошкольного и школьного возраста.

Одна из главных задач — формирование у детей с аномалиями слуха полноценной устной речи и обучение их специальному жестовому языку глухих.

Существует 2 методики обучения голосовой речи: т. н. «концентрический метод» и «коммуникативный метод» («погружение», при этом дети с аномалиями слуха в дальнейшем учатся вместе со слышащими детьми). Для слабослышащих широко применяют современные звукоусиливающие аппараты.

Источник

Дошкольная сурдопедагогика: методы работы

Это самостоятельная отрасль специальной педагогики. Под специальной педагогикой понимается теория и практика особого образования лиц с нарушениями в психическом и физическом развитии, для которых процесс обучения при помощи традиционных педагогических методов вызывает сильные сложности, либо вовсе не возможен.

Несмотря на то, что в ряде зарубежных стран произошло разделение на «сурдопедагогику глухих» и «сурдопедагогику слабослышащих» и, как следствием этого, разделением профподготовки специалистов (для работы с глухими и для работы со слабослышащими), отечественная дошкольная сурдопедагогика сохраняется как цельная научно-педагогическая отрасль общей и специальной педагогики.

Слабослышащие и глухие дети

Практическая отоларингология дает четкое обозначение нарушенного слуха. Глухота – это стойкое нарушение слуха, которое препятствует общению даже если было проведено слухопротезирование. При таком состоянии возможно сохранение остаточного слуха, который позволяет слышать очень громкие неречевые звуки, либо отдельные звуки речи при сильном усилении их произношения.

Тугоухость – это стойкое понижение слуха разного уровня, при котором восприятие речи затруднено, но оно возможно, если есть определенные условия для этого: использование специализированной аппаратуры, приближение говорящего к уху (или другого источника звука). В сурдопедагогике по отношению к лицам с тугоухостью принимается термин «слабослышащие».

Соответственно, по состоянию слуха детей принято разделять на глухих и слабослышащих. Глухие дети – это дети со стойким двусторонним нарушением слуха, которое может носить врожденный или приобретенный характер.

Ребенок, у которого есть остатки слуха, позволяющие ему овладеть речью, как правило, естественным путем, может быть назван слабослышащим. Если же ребенок не может овладеть речевыми навыками без специализированного педагогического процесса, то он определяется как глухой.

Объект, задачи и предмет дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика – это научная дисциплина, поэтому она имеет свой объект, предмет и задачи.

Соответственно, объектом является специализированное образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитание и обучение детей с нарушенным слухом, а также научное исследование феноменов, порождаемых данными нарушениями.

Основные задачи дошкольной сурдопедагогики следующие:

Сурдопедагогика что это такое. Смотреть фото Сурдопедагогика что это такое. Смотреть картинку Сурдопедагогика что это такое. Картинка про Сурдопедагогика что это такое. Фото Сурдопедагогика что это такое

Основные методы дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика основывается на обобщении и анализе теории и практических материалов, которые связаны с изучением, обучением и воспитанием детей с нарушенным слухом.

Не существует какой-то одной универсальной методики, которая будет на 100% эффективной. Результат достижим только в том случае, если используется целый спектр методов, каждый из которых может быть эффективным только в том случае, если комбинируется с другими, т.е. коррекционная работа носит комплексный характер. Ниже приведен основной перечень методик, используемых в дошкольной сурдопедагогике.

Используется для изучения процессов воспитания и коррекционной работы в ДОУ для детей с нарушенным слухом. Основная задача – это накопление и анализ тех фактов, которые характеризуют особенности деятельности ребенка, используемые приемы и методики.

Объект наблюдения – это дети дошкольного возраста, имеющие нарушения слуховой функции, в процессе проведения индивидуальных и фронтальных занятий, а также в обычном поведении.

При этом в процессе анализа важно отмечать не только положительные, но и отрицательные результаты. Плюс этой методики в том, что он не идет вразрез с намеченным планом работы, потому что носит естественный характер. Но есть один нюанс – в условиях дошкольного учреждения наблюдение лучше проводить за детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Использование данной методики в отношении детей младшего возраста приводит к нарушению естественности их поведения.

Важно понимать, что при наблюдении есть достаточная доля субъективизма, поэтому исследование лучше дополнять фотосъемкой, аудио и видео.

Подразумевает изучение именно медицинской документации, которая позволяет дать объективную оценку состояния ребенка. Изучается заключение психолого-медико-педагогической комиссии, история развития малыша, аудиограммы, а также другая информация, которая касается раннего развития ребенка, состояния слуховой функции и т.д.

Данная методика позволяет выявить причины и временной период снижения слуха, наличие других недоразвитий. Также изучаются условия, в которых пребывал ребенок с раннего детства, а также их роль на его развитие. Кроме того, анализируются тетради индивидуальной работы, протоколы педагогического обследования и т.д.

Эксперимент относится к активным методикам, потому что условия его проведения различны, в зависимости от цели. Он может проводиться в естественных или лабораторных условиях, быть фронтальным или индивидуальным и т.д.

В эксперименте важна достоверность полученных сведений, поэтому используется качественный и количественный анализ материалов.

Изучение работ ребенка

Изучение рисунков, поделок и других результатов деятельности малыша позволяет проанализировать его мышление, воображение, восприятие и другие характеристики. На основании анализа можно определить важные особенности личности ребенка. Конечно, при условии наличия соответствующих навыков анализа у сурдопедагога.

Анкеты, интервью, опросы

Используется при беседе с родителями, педагогами для сбора сведений, касающихся развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Результат зависит от точности поставленных вопросов, а также правильности анализа полученной информации.

Работа со специализированными теоретическими материалами также является частью дошкольной сурдопедагогики. Это необходимая вспомогательная база, которая позволяет найти теоретическое обоснование того или иного явления.

В дошкольной педагогике под методами понимаются способы педагогического воздействия, направленные на достижение целей воспитания или обучения. Метод включает как способ деятельности педагога, направленный на организацию и руководство деятельностью детей, так способы и виды деятельности воспитуемых.

Выделяются методы, определяющие способы деятельности ребенка и познания окружающего:

Программно-методическое обеспечение процесса воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие)

Программы

1. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001

Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению

2. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»-М.: Гном и Д, 2006.

Методическое обеспечение

1. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.

Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции

2. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.-М.: Владос, 2004.

В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности –учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе.

3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика–М: Владос, 2004 г.

В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

В пособии рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.

5. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. –М., 1999.

В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики

6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., ИвановаЕ.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. –М.: Теревинф, 2009.

В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье

Большую роль в успешности работы является профессиональное обучение сурдопедагога, а также постоянное повышение его квалификации. Помимо специализированных ВУЗов, где можно получить данную специальность, есть профессиональные курсы в Москве для переподготовки специалистов.

Определите, какой логопедический массаж требуется при орофациальных и речевых дисфункциях.

Получите три комплекса логопедического массажа по авторской технологии. Освойте схему направлений и приемы массажных движений при повышенном тонусе и гиперкинезах в артикуляционных мышцах.

Вы получите 6 персональных сертификатов о прохождении обучения.
Каждый по 2 ак. часа!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *