Сураз это кто такой
Сураз и Марья-Нютиха
Вы, случайно не знаете, что означает слово СУРАЗ? Ага, слышали, но точно не помните? Тогда вот вам рассказ-воспоминание, о далеком-далеком детстве моем. Да, какой уж там, рассказ. Можно сказать, история, что случилась со мной, в конце 50-х годов, века прошлого.
Вот, спросили бы у вас, дорогие читатели, а помните ли вы, свою первую детскую обиду? Обиду? Конечно, помним. И стали бы перечислять. Да не одну. Одного не пустили в кино, а так хотелось, Другой не купили красивое платье, как у подружки Вальки, обиду на родителей до сих пор помнит, хотя тех, уж сколько лет, нет на белом свете.. Третий помнит, как его в детстве дразнили и вот спустя несколько десятилетий, он не только не забыл имен своих обидчиков, но и готов даже с ними поквитаться.
Вот и я, уже больше шестидесяти лет, помню свою первую обидчицу, эту некрасивую, большеротую женщину, неопределенного возраста. Вообще, возраст то, скорей всего, был у нее средний, лет, так за сорок, но для меня, девятилетнего мальчишки, она была просто неопрятной старухой.
Придя как-то в наш дом, и как всегда, поддатая, она, как бы мимоходом, глядя на меня, спросила у матери моей:
— А что, Мария, твой СУРАЗ сегодня не в школе, вроде ребятёшки вон по школьной ограде все носятся?
— Да, окстись, бог с тобой, какой же он сураз, при родном то отце – мать чуть не заплакала от ее слов. А может даже и заплакала.
— Белоголовый, совсем ни на кого из вас не находит. Да и без отца ведь он рождён был.
Дальше пересказывать их перепалку нет никакого смысла. Выпроводила всё же мать, непрошенную гостью, за порог, а я, впервые услышав это слово в свой адрес, люто возненавидел эту женщину. Хотя значение этого слова толком еще не уразумел, но понял, что эта ведьма подозревает, что мой отец, совсем и не мой, а я не его сын.
Ну, Марья понятно, а откуда прилепили к ее имени еще и Нютиху? А здесь всё просто. Жила она на горочке в избушке с одним мужиком, тоже в возрасте приличном тот был. Помнится, изъян у него в организме был, нога одна, кажись, не работала совсем, вроде как скрюченной была.
Звали его Марком, а может и Марковеем, но все его называли интересным прозвищем – Нютя. Не удосужился в своё время я поинтересоваться, откуда у него такое смешное прозвище, а сейчас уже и не спросишь. Не у кого, потому как. Ну, а коль Марья или Мария сожительствовала с ним, значит, она будет зваться в деревне – Нютихой.
Много позже я узнал, почему же Марья-Нютиха была вхожа в любую компанию, где люди отмечали тот или иной праздник. Наливали, не выпроваживали. Поговаривают, что владела она черной магией, так бы сейчас сказали. То-есть, могла навести на человека и порчу и сглаз и кучу других приворотов. Не исцелять, а наводить. Никто в открытую об этом не говорил, но и от греха подальше, лучше стакан-другой пива налить, чем потом болячку какую заиметь.
А что? Были же у нас в селе и знаменитая бабка-повитуха, что детей принимала и не менее знаменитый костоправ, что вывихи вправлял и косточки при переломах складывал. Вполне возможно и такие, как Нютиха могли быть, хотя лично мне это кажется маловероятным.
Отвлекся я немного в сторону от сураза. Так к кому же приклеивают это прозвище? Читаем – СУРАЗ, СУРАЗЯТА – ДЕТИ, РОЖДЕННЫЕ БЕЗ ОТЦА, ВНЕ БРАКА. КАК ПРАВИЛО, ТАКИЕ ДЕТИ БОЛЕЕ ЖИВУЧИЕ И ОБЛАДАЮТ КРЕПКИМ ЗДОРОВЬЕМ.
Ну, вот она, где собака то зарыта! Значит, точно знала Марья-Нютиха, что я родился без отца, на тот момент. Хотя родился я в АЛТАЙСКОМ ПАРТИЗАНЕ, а не в Куяче, где предположительно жила Нютиха. В принципе, это рядом совсем.
А вот, что отец с матерью, уже года три как в браке были, и даже успели схоронить первенца своего, Марья будто бы и не знала. А родился я без отца лишь потому, как, за две недели до моего рождения, отца призвали в армию. Оставил он тогда мать мою совершенно одну, в опустевшем, осиротевшем доме. На целых четыре с половиной года. Но это уже совсем другая история.
И еще у меня был очень веский повод недолюбливать эту женщину. Бог с ним, суразом, но она мне причинила и личный, материальный ущерб.
Во втором классе уговорил я всё же родителей своих, чтобы они купили мне с рук фотоаппарат, под названием ЛЮБИТЕЛЬ. С фотоувеличителем, фотобачком, красным фонарем и прочими фотопричиндалами. И началась трата родительских денег на фотобумагу, пленку, химикаты. К слову сказать и фотографий то путевых сделать у меня не получалось, но процесс фотографирования соблюдался по всем правилам.
Сначала, принаряженных родителей я ставил к стенке, отмерял линейкой расстояние до них, выставлял его на фотоаппарате, щелкал затвором. Пленка из 12 кадров быстро кончалась и я нырял в подпол, чтобы зарядить ее в фотобачок.
Утомлять вас не буду, дальше было всё гораздо хуже, или пленка слипалась в фотобачке, или проявитель горячим залил, и пленка стала совершенно прозрачной. Но всё равно я благодарен и родителям своим, и себе лично, что эти первые опыты фотографирования не пропали даром и пригодились мне в последующей моей жизни.
Особенно большой напряг был в сельском нашем магазине с химикатами, проявителем и закрепителем. Редко завозили, посему я выжимал из них все соки, сливал в бутылки, затыкал их бумажными пробками из газет и ставил в темное место, себе под кровать. По науке, как учили.
Вот как-то раз захожу домой и вижу такую картину. Марья-Нютиха, выдернув зубами бумажную затычку из бутылки, из горла пьет мой проявитель. Осушив половину бутылки, вытерла свой большой рот рукой и только тогда лишь промолвила:
— А что это, Мария, вино то у тебя такое кислое?
Злости и негодованию моему, кажись, не было предела. Берег, как зеницу ока, сливал в бутылку всё до последней капли и вот на тебе. Выпила и не поморщилась даже.
Да, уж. Вот такие воспоминания из детства, посетили мою головушку, на сей раз. Память, это ведь вон она какая штука, хитрая и непредсказуемая. Достанет из загашника своего старую-престарую ленту, прокрутит ее тебе и снова спрячет. Смотри, мол, хозяин, вспоминай. А я не дам тебе скучать, на днях еще что-нибудь покажу. Интересненькое. Жди. А куда деться, будем ждать.
Сураз это кто такой
Другие названия: Жарки, Скандалевич, Непутевый
Спирька – изгой, трагический персонаж. У него «все не как у добрых людей!». «Тридцать шесть лет – ни семьи, ни хозяйства настоящего». «Мать стыдилась, что он никак не заведет семью ждала, может, какая-нибудь самостоятельная вдова или разведенка прибьется к ихнему дому». Для рая нужны просто добрые люди.
«Жизнь Спирьки скособочилась рано». «Рос дерзким, не слушался старших, хулиганил, дрался…Мать вконец измучилась с ним». Спирька бросил школу, не миновать ему было и тюрьмы. «пять лет «пыхтел». Само его преступление нелепо. Но такое уж Спирьке, что говорится, «на роду написано».
Поведение героя определяет мотив блуда: «Знает свое – матершинничать да к одиноким бабам по ночам шастать».
«Он поразительно красив; в субботу сходит в баню, пропарится, стащит с себя недельную шоферскую грязь, наденет свежую рубаху – молодой бог! Глаза ясные, умные… Женственные губы ало цветут на смуглом лице. Сросшиеся брови, как два вороньих крыла, размахнулись в капризном изгибе. Черт его знает! Природа, кажется иногда шутит».
Прижитый от «проезжего молодца» герой сам повторяет судьбу своего непутевого родителя. «Спирька был вылитый отец, даже характером сшибал, хоть в глаза не видал его».
«В душе наступил покой, но какой-то мертвый покой, такой покой, когда заблудившийся человек до конца понимает, что он заблудился, и садится на пенек. Не кричит больше, не ищет тропинку, садится и сидит и все».
Ствол, направленный в другого, Спирька развернул и направил в свою грудь. Только можно было разорвать цепь «зла-греха», которой была окована его судьба.
Первое свое преступление Спирька совершает в бане. Баня – опасное, нечистое в народной мифологии место. Он не решается застрелиться на кладбище, где не место самоубийцам, нечистым, «заложным» покойникам. Спирька застрелился в красивом месте, в лесу, среди природы.
В итоге совершенно очевидно, что жизнеописание Спирьки выстроено по той же сюжетной схеме, что и жизнеописание Святополка:
— злая судьба (и здесь трагизм заключается в том, что изменить ее не во власти героя);