Сума и тюрьма что такое сума
Значение фразы “От сумы и от тюрьмы не зарекайся”
Выражение «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» знакомо каждому третьему взрослому человеку в современном мире. Фраза довольно популярна и остается незабытой много лет, ведь в ней кроется интересная суть. У новичков такие слова вызывают массу вопросов, наиболее таинственным будет именно «сума». Желание поближе познакомиться с пословицей и узнать суть выражения, обусловлено беспокойством людей, какая опасность будет предостерегать, если подобные события сбудутся наяву. Определенный негатив связан с тюрьмой, которая упоминается наряду со всем известным словом «не зарекайся», во всех подробностях лучше разбираться последовательно.
Корни фразы
Многие легкомысленные люди, произнося пословицу, редко вдумываются в полный ее смысл, но при этом делают серьезный вид лица и подбирают максимально строгий тон голоса. В древности все было несколько иначе, славяне в момент произношения проявляли некоторую опаску, это касалось каждой фразы. Если собеседник сказал «слово не воробей…», то за каждое мнение, произнесенное вслух, нужно было привести веские доводы. У речи с подобными выражениями всегда есть характерный вес и определенное, точное значение слов.
Если брать во внимание высказывание «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», то смысл более чем понятен. Такие предостерегающие мысли получает человек, который слишком самоуверен в себе. Личность может утверждать, что с ним никогда не произойдет беда, но всем известно, такого не бывает никогда, мелкие неурядицы по жизни сопровождают каждого. Дедушки и отцы зачастую сокращают выражение и используют только «не зарекайся», но смысл от этого не меняется.
Нотки осуждения
«Тюрьма» у многих ассоциируется с сырой темницей, решетками и мощными стенами из бетона, попадать туда никто не намерен специально. Учитывая особенности питания, почувствовать себя нормальным членом общества там не получится. К сожалению, были случаи, когда узниками становились невиновные граждане государства, такое случается редко, но факт. В другой ситуации из-за отчаянных решений спасти жизнь близкого или превышение полномочий также становятся причинами того, что добропорядочный человек, никогда не замеченный в злодеяниях, становился в один ряд с преступниками. Именно такие неловкие моменты заставляют мудрых мужчин и женщин пользоваться фразой «не зарекайся».
Транспортные средства также несут опасность, водитель должен предусмотреть все возможные эксцессы на дороге, он ответственен за пассажиров. Если с находящимся рядом в момент ДТП случится несчастье, то человек, сидящий за рулем, будет наказан, вплоть до заключения в тюрьму, чего не пожелаешь даже врагу.
Жизненные ситуации
Если подойти к составляющей поговорки «сума» более внимательно и использовать при рассмотрении определения, то она дословно означает:
Выражение характеризует не что иное, как бедность, нищету и банкротство, от таких неприятностей никто не застрахован. Насколько бы успешным и богатым ни был человек, в один прекрасный момент все накопления могут попросту исчезнуть. Ситуации зачастую возникают не по вине бизнесмена или предпринимателя, сказывается целый ряд определенных факторов, возможно, работа конкурентов. Как только от банкротства никуда не убежать, в прошлом обеспеченная личность оказывается у разбитого корыта, хотя и подумать не могла, что такое случится.
Следует обратить внимание на слова
Имея в виду фразу «не зарекайся от сумы и от тюрьмы» каждый знакомый с выражением будет внимательней и скрупулезней относиться к своей деятельности. Пришедшая из древности поговорка предупреждает всех о незапланированных и внезапных поворотах судьбы. Подобные происшествия способны кардинально изменить финансовое и моральное положение в обществе, такие случаи были 50 и 100 лет назад.
Всегда нужно быть начеку, проявлять бдительность и не поддаваться гордости. Не менее важно правильно воспринимать людей, которые пали низко, такие эксцессы способны настичь каждого, а произойдет это довольно неожиданно. Проявление лояльности должно быть в меру, ведь большинство бедных скитальцев попросту растратили накопленное имущество, за что их нельзя хвалить.
Правильный подход к пострадавшим
Независимо от обстоятельств, в которые попадают граждане страны нужно проявить милосердие и сострадание. По мнению большинства, все поступки возвращаются подобно бумерангу, поэтому спешить осуждать бедных или бездомных не стоит. Некоторые беженцы попросту лишились жилья из-за разгоревшихся конфликтов на их родной земле, они искренне просят помощи или приюта. Государство не отказывает подобным переселенцам, беря пример с властей, каждый житель страны должен проявлять понимание.
Хорошим примером будут волонтеры, эти самоотверженные личности точно знают значение поговорки «не зарекайся от сумы и от тюрьмы», на их глазах происходили кардинальные изменения в жизни людей, которые достигли определенных финансовых высот. От родителей и дедушек многие слышали наставление, вслед за удачей может последовать неприятность любого характера, а богатство сменится на бедность.
От сумы и от тюрьмы не зарекайся
Пословицы – это одна из наиважнейших частей исторической мудрости народа. В этих небольших выражениях заложены весьма полезные поучения, подтвержденные многолетним опытом наших предков.
Но, в силу того, что наш язык в диалектическом диапазоне очень разнообразен, а некоторые слова и вовсе вышли из обихода, смысл некоторых выражений остается не понятым.
Значение выражения
Пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» имеет два основных значения:
Происхождение пословицы
Для точного понимания данного выражения, в первую очередь необходимо определиться со значением слова сума.
Здесь сума употреблена как олицетворение нищеты. В старые времена, нищие ходили с сумой из мешковины, в которой могли хранить свое имущество. Существует даже выражение «с сумой пустить», что означает довести кого-либо до нищеты.
Кроме того, история, как прошлых лет, так и современности доказывает, что в жизни может случиться все. И богач может пойти за подаянием, и даже самый честный гражданин может пострадать от судебной ошибки или от государственного правления.
В каких обстоятельствах и кем употребляется данная пословица
Чаще всего пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» употребляется именно людьми, которые когда-либо привлекались к уголовной ответственности, либо были под угрозой таково исхода событий.
Помимо случаев ошибочного наказания, также, часто встречаются недобросовестные партнеры, которые стремятся перекинуть всю ответственность за свои незаконные действия на менее грамотного в юридическом плане коллегу. Либо вынужденные ситуации, когда люди лишаются источников дохода и сознательно, не видя другого пути, решаются на преступление. А также, просто вера в свою безнаказанность.
Но помимо этого, под уголовную ответственность люди часто попадают и в абсолютно случайных ситуациях. Например, причинение вреда по неосторожности.
От обычных людей, которые не вступали в конфликт с законом, можно услышать подобную фразу, когда кто-то проявляет непредусмотрительность, не заботиться о своем благосостоянии в будущем, либо слишком самонадеян.
Похожие пословицы
Так как русский язык многогранен, в общественную жизнь вошло множество подобных выражений. К самым запоминающимся можно отнести такие, как:
В любом случае, главный смысл неизменен – даже если человек абсолютно уверен, что определенное событие ни при каких обстоятельствах не произойдет, судьба может решить по-своему.
Примеры употребления
Если вообразить, что нам представился случай услышать такое выражение, то, к примеру, можно представить себе такую ситуацию между двумя давними друзьями:
— Петь, а ты не знаешь, куда Вова пропал? Уже месяц как не видно.
— Так его же посадили.
— За что?
— Он аферу какую-то с налоговой инспекцией провел.
— Да, вот что значит от сумы и от тюрьмы не зарекайся!
Или можно представить себе разговор матери и сына:
— Мам, займешь мне денег? Мне за кредит заплатить надо.
— Сынок, так ты ведь говорил, что у тебя в этом месяце премия хорошая будет?
— Так я же на больничный уходил, и проект закрыть не успел.
— А я тебе говорила, отложи деньги на кредит!
— Ну, что тут сказать? От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Удивительно, но многие пословицы, пройдя путь в столетия, не теряют своей актуальности, несмотря на всю изменчивость нашей жизни. Это действительно ценная мудрость предков, не ограниченная во временные рамки.
Что такое сума и тюрьма: смысл известной поговорки
В словаре Даля
Смысл поговорки
В жизни все может быть. Она очень непредсказуема. Сегодня ты богат, полон сил и здоровьем пышешь. А завтра сгорел дом, а вместе с ним и накопления. От пережитого стало пошатываться здоровье. Вот и вынужден человек брать в руки суму. Конечно, в переносном смысле, ибо нищих странников у нас уже нет. Но жить приходится таким погорельцам тем, что дадут. Пока не восстановят свое жилье.
То же самое и с тюрьмой. Что значит сума и тюрьма, мы рассказали. Посадить могут даже в наше время с легкостью и за малейшую провинность. Сегодня мы на свободе, а завтра, не дай Бог, приключилась беда и оказались за решеткой.
Влечет поговорка «от тюрьмы и от сумы» смысл прямой. В жизни никто ни от чего не застрахован. И говорить, что со мной-то уж точно вот этого и этого не случится, глупо и самонадеянно.
В словаре Фасмера Макса
сума́ су́мка, укр. сума́, др.-русск. сума (Домостр. К. 29), сумъка, 1551 г.; см. Срезн. III, 619. Через польск. suma, sumkа «переметная сума», из д.-в.-н., ср.-в.-н. soum «вьюк», первонач. «количество груза, которое может поднять одно вьючное животное», нов.-в.-н. Saum в знач. «ноша» от народнолат. sauma, sagma «вьючное седло», которое – в свою очередь – из греч. σάγμα – то же, σάττω «навьючиваю»; см. Корш, AfslPh 9, 667; Маценауэр 315; Клюге-Гётце 501; Брюкнер 526. Интересно отметить др.-русск. сумьнъ в выражении: конѧ сумьныɪа «вьючные лошади», вин. п. мн. ч. (Ипатьевск. летоп.; см. Срезн., там же). Сюда же, согласно Потебне (РФВ 3, 177), также укр. местн. н. Су́ми – названо так от казацких вьюков.
СУМА, ы, ж. (устар.). Мешок из ткани, кожи для ношения, перевозки чего-н. Вьючная с. С сумой пустить кого-н. (заставить нищенствовать; устар.; также перен.: довести до разорения).
• Сума перемётная (разг. презр.) о том, кто меняет свои убеждения, переходит на сторону противника.
Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me
Значения в других словарях
В словаре Д.Н. Ушакова
СУМА́, сумы, ·жен. 1. То же, что сумка» title=’что такое сумка, значение слова сумка в словаре Ушакова’>сумка в 1 ·знач. «И в суму его пустую суют грамоту иную.» Пушкин. Нищий с сумой. Переметные сумы (см. переметный» title=’что такое переметный, значение слова переметный в словаре Ушакова’>переметный во 2 ·знач. ). 2. только ед. употр. как символ нищеты, нищенства. От сумы да от тюрьмы не отрекайся. ·старин. посл. Ходить с сумой (нищенствовать). Пустить с сумой (разорить, ввести в нищету). • Сума переметная — см. переметный» title=’что такое переметный, значение слова переметный в словаре Ушакова’>переметный.
Фраза в жизни
Что такое сумка и тюрьма? Две вещи, от которых никто не застрахован. Многие гоминиды, особенно среди власти, сейчас открыто выпячивают свои средства к существованию. Мол, люди глупые, второй сорт. А мы вон в чем дело? добились. Смотрите и завидуйте.
Нельзя так. В какой-то пора, богатеи перегнут палку. И останутся у разбитого корыта. Не застрахован с бедности ни царь, ни придворные, ни купец. Аж самый бедный человек не застрахован от того, почто может лишиться последнего.
Кстати, в жизни приходится с этим соударяться. Как только человек самодовольно заявляет, что с ним-так уж точно ничего не случится подобного, обязательно возникают материальные «подножки».
Лексикон
Есть на зоне слова, которые произносить не следует. Особенно, если идет серьезный разговор с авторитетными людьми. Этот суровый этикет вбивается в новичков раз и навсегда. Итак, никогда не следует говорить:
— Садись. — Здесь и так все сидят. Надо говорить «присаживайся, присядь».
— Слышь! – Только «слышишь». «Слышь» созвучно «с лыж». А «на лыжи» в зоне становятся те, кто обращается к администрации за помощью в поисках безопасного места.
— Обиделся. – Нужно сказать «огорчился». Обиженный – это «опущенный», а хуже «опущенных» в зоне нет никого.
— Заблудился. – Лучше сказать «потерялся». Блудят – понятно кто.
— Где мое место? – Войдя в камеру, нельзя так говорить, а то враз укажут «место у параши». Кроме того, когда возникает конфликт, говорят «Знай свое место!», что, практически, оскорбление. Поэтому, следует спросить «Куда мне упасть?».
— Свидетель. – Свидетели бывают в суде, проходят по следствию. А в зоне нет свидетелей, тут все осужденные. Поэтому следует сказать «очевидец».
— Пойдем, спросим? – так тоже говорить не стоит. Лучше сказать: «пойдем, поинтересуемся». «Спросить» — значить предъявлять претензии за «косяк», то есть, за проступок.
— Спасибо. – тоже не принято говорить. Есть даже поговорка «За «спасибо» бьют красиво». Надо сказать «благодарю» или «благодарствую», или просто кивнуть и произнести «от души!».
— Докажу. – следует сказать «обосную», поскольку доказывают исключительно в суде.
— Как здоровье? – правильнее так: «Как сам?». В ответ на вопрос «как здоровье» могут очень сурово возразить «Что тебе до моего здоровья?».
— До свидания. – Эти слова тоже табу. Никаких свиданий.
Незнание этих правил может стать причиной провокации. Например, новичок легкомысленно обещает «спросить» кого-то. Немедленно следует ответ: «Спросить? С меня? Ну, давай, предъяви!». Или еще хуже: новичок говорит «Я обиделся!». И тут же следует ответ: «Так ты обиженный?». «Нет, нет!» — испуганно говорит новичок, и слышит: «Докажи!». Вот и готовы две провоцирующие ситуации, которые начались довольно безобидно. Ведь «за базар», как известно, следует отвечать.
Значение слова сума
Примеры употребления слова сума в литературе.
Вскоре он разыскал неподалеку прислужницу Алтун, которая все это время стерегла его коня, скармливая ему зерно из походной сумы.
Затем, под видом уважаемого специалиста по розыску утерянных произведений искусства, Асикаги Энсю, я продал этот пейзаж Суме.
Передовые части нашей соседней 6-й армии приближались к Ахтырка и Сумы.
Обыкновенно бандуристы были старцы нищие, ходившие от села к селу с сумой и песней.
Ну,-продолжал баянист, чуточку успокоившись,- я вот по миру с сумой не хожу, хоть и очи потерял, у меня дело нашлось, меня люди не обижают, на их жалость не жму.
Значит, не просто гребешок носил безрукий старец в своей суме, а колдовскую вещицу, которая, ежели позволят предки, поможет им унести ноги из чужих краев.
Думают, что я изголодался на чужбине, и подкладывают мне лучшие куски, говорят, чтобы я не стеснялся и ел досыта, а я беру снедь со стола и незаметно опускаю в суму.
Он надел платье нищего, власяницу, опоясался вервием и не взял с собой ничего, кроме узловатого посоха, ни сумы для хлеба, ни даже чашки для подаяний.
Положил в суму, завязал тесемки на легко развязываемый, стоило дернуть за одну, выбленочный узел.
Женка его аж в разуме помутилась, руки сунула в чулки суконные темно-зеленые, на голову — шушун женский под крашениною лазоревою, на заячинах, пух бобровый, пуговицы оловянные, в суму оленью напхала рухлядь: доломат — сукно зеленое, снурок золотой, подклад выбойчатый, чарки медвяные, пять подзатыльников дорогильных, — и побегла.
И каждый из этого пестрого, гомонливого и норовистого скопища ехал в надежде поживиться на чужом коште, набить прихваченные пустые сумы и укладки дорогим добром.
На стенах — низкие конические белые шляпы из бересты, чуть ли не в аршин диаметром, с черными и красными аппликациями 70 из березовой заболони, кожаные и деревянные щиты, старые деревянные латы, крытые лаком, копья с древками из бамбука и со стальными наконечниками чуть ли не в фут длиной, трубки с длинными мундштуками из бамбука же и с маленькими медными чашечками, кисеты и сумы из оленьей кожи, сапоги и куртки из нерпичьих шкур, напоминавших желтый бархат, халат из рыбьих кишок, похожий на топорщившуюся пергаментную бумагу, испещренную швами, как татуировкой.
Он опустил ноги на пол и тут увидел, что кто-то оставил для него подарки: на единственном стуле лежали аккуратно сложенный коричневый таргианский костюм, меч, пара сандалии и поясная сума, интригующе звякнувшая, когда он ее взял.
В любом веке есть свой Карлос Камачо, — заключил Сума, — и баллада сложена о каждом из них.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Что это — сума и тюрьма: смысл известной поговорки
Происхождение пословицы
Для точного понимания данного выражения, в первую очередь необходимо определиться со значением слова сума.
Здесь сума употреблена как олицетворение нищеты. В старые времена, нищие ходили с сумой из мешковины, в которой могли хранить свое имущество. Существует даже выражение «с сумой пустить», что означает довести кого-либо до нищеты.
Кроме того, история, как прошлых лет, так и современности доказывает, что в жизни может случиться все. И богач может пойти за подаянием, и даже самый честный гражданин может пострадать от судебной ошибки или от государственного правления.
Сумой называли широкую холщовую сумку нищего, в которую он собирал подаяние. Это не котомка странника и не мешок путешествующего крестьянина, а именно символ нищеты.
И от сумы в России тоже никто никогда не был застрахован. Лишение имущества в качестве наказания за уголовное преступление отмечено впервые еще в «Русской правде» при князе Ярославе Мудром. За такие преступления, как поджог, разбой и конокрадство полагалось имущество виновного отдавать «на поток и разграбление». Лишение «всего, что нажито непосильным трудом» сохранилось в качестве наказания вплоть до наших дней, и, как правило, эта норма сопутствует лишению свободы. В старину, лишив всего, ссылали в Сибирь и преступника, и его семью, обрекая, тем самым, на нищету. В наши дни отправляют в колонию с конфискацией.
Но стать нищим можно было не только по приговору суда. Несколько столетий подряд в пределы России ежегодно вторгались для налетов и грабежа разнообразные кочевники, от половцев в XI веке до ногайцев и крымских татар — в XVIII. Каждый такой налет сопровождался грабежом и пожарами. Выжившие обитатели разграбленных деревень шли просить подаяния.
XIX век в России был отмечен массовым разорением дворянства. Беднели некогда богатые семьи в начале столетия, массовым разорение стало после отмены крепостного права, характер катастрофы разорение помещиков приняло в начале XX века. Крестьяне тоже вынуждены были идти с сумой, в особенности, в период реформ Александра II. Некрасов писал о падении крепостного права: «Распалась цепь великая, распалась цепь, ударила, одним концом по барину, другим – по мужику».
Таким образом, в Российской империи оказаться в положении нищего, живущего подаянием, мог абсолютно любой человек, от князя до крепостного крестьянина. И эта ситуация сохранялась на протяжении столетий.
Неудивительно, что горькое присловье про тюрьму и суму сохранило актуальность вплоть до наших дней.
В каких обстоятельствах и кем употребляется данная пословица
Чаще всего пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» употребляется именно людьми, которые когда-либо привлекались к уголовной ответственности, либо были под угрозой таково исхода событий.
Помимо случаев ошибочного наказания, также, часто встречаются недобросовестные партнеры, которые стремятся перекинуть всю ответственность за свои незаконные действия на менее грамотного в юридическом плане коллегу. Либо вынужденные ситуации, когда люди лишаются источников дохода и сознательно, не видя другого пути, решаются на преступление. А также, просто вера в свою безнаказанность.
Но помимо этого, под уголовную ответственность люди часто попадают и в абсолютно случайных ситуациях. Например, причинение вреда по неосторожности.
От обычных людей, которые не вступали в конфликт с законом, можно услышать подобную фразу, когда кто-то проявляет непредусмотрительность, не заботиться о своем благосостоянии в будущем, либо слишком самонадеян.
Тюрьма
Наказание тюремным заключением в российском судопроизводстве появилось впервые при Иване Грозном, в 1550 году, когда царь, известный крутым нравом, ввел это наказание в свой «Судебник». Процесс лишения свободы выглядел так: «Казнити торговою казнью, бити кнутом, да вкинути в тюрьму». Слова «торговая казнь» означали, что «бити кнутом» будут публично, на торгу. Относительно сроков заключения выбор был невелик: пожизненно, или до тех пор, пока царь не решит выпустить, или до тех пор, пока не возьмут на поруки.
Если вспомнить, сколько при Иване Грозном было ввергнуто в узилище людей совершенно неповинных, зачастую, это были оклеветанные люди, наказанные без суда и следствия, а также члены их семей, то станет ясно: если поговорка про тюрьму и суму возникла и не в те времена, то все же смысл ее был бы нашим предкам вполне понятен.
К XIX столетию, когда эта пословица получила широкое хождение, пенитенциарная система России, разумеется, стала гуманнее, однако, произвола хватало и тогда. Помимо государственных тюрем (они назывались «губернские остроги» и там отбывали наказание лица, совершившие серьезные уголовные преступления), были арестантские роты, монастырские тюрьмы и долговые тюрьмы («ямы»).
Если с острогами было все более или менее ясно, то в монастырскую тюрьму можно было угодить, не совершив ничего, что оговорено в Уголовном праве. Историк М. Колчин писал, что «ссылались туда … и пьяный монах, и религиозный сектант, и разгулявшийся не в меру отеческий сынок, и знатный вельможа, и не помнящий родства бродяга». То есть, все «неблагонадежные». В арестантские роты безо всякого суда барин мог отправить своих проштрафившихся крепостных, там же оказывались побирушки, бродяги и прочая публика в этом роде. В «яму» сажали несостоятельных должников, как правило, из купцов и промышленников. Банкроты находились в тюрьме до тех пор, пока их долги не оплачивали близкие, или до тех пор, пока заимодавец, отправивший банкрота в яму, не переставал платить за его содержание.
То есть, оказаться в тюрьме мог человек любого сословия, причем, зачастую, без судебного рассмотрения дела.
После переворота 1917 года ситуация изменилась не слишком. Если в первый год восставшие матросы и рабочие на радостях выпустили из тюрем не только политических, но уголовных преступников, то впоследствии карательный механизм заработал с ужасающей мощью. Как известно, в период «большого террора» оказаться в местах заключения мог кто угодно, безо всякого суда, по приговору «тройки». И это считалось везением, поскольку так же просто можно было получить место в расстрельном списке.
Фраза в жизни
Что такое сума и тюрьма? Две вещи, от которых никто не застрахован. Многие люди, особенно среди власти, сейчас открыто выпячивают свои доходы. Мол, люди глупые, второй сорт. А мы вон чего добились. Смотрите и завидуйте.
Нельзя так. В какой-то момент, богатеи перегнут палку. И останутся у разбитого корыта. Не застрахован от бедности ни царь, ни придворные, ни купец. Даже самый бедный человек не застрахован от того, что может лишиться последнего.
Кстати, в жизни приходится с этим сталкиваться. Как только человек самодовольно заявляет, что с ним-то уж точно ничего не случится подобного, обязательно возникают материальные «подножки».
От сумы да тюрьмы: о чем нельзя говорить и как не попасть в «шестерки»
Обжив три закамских СИЗО и нижнекамскую колонию, Сергей Еретнов рассказал о тюремном быте и жизни зеков Фото: Олег Спиридонов
КУРЕВО КОНВЕРТИРУЕТСЯ СВОБОДНО, ЧАЙ — ПО ДОГОВОРЕННОСТИ
Зачастую подследственный проводит в камере СИЗО многие месяцы, а то и годы, ожидая решения суда, и с ним еще человек 20. Каждый день в камере начинается с уборки — мытья полов, унитаза, раковины. Делают это сами зеки, определив очередность дежурства. От уборки можно и отказаться — никто заставлять не будет, но стоит ли противопоставлять себя всем? К дежурству не привлекают обычно только пожилых людей. Все нужные для уборки инструменты и средства администрация предоставляет. В Чистополе, например, начальник СИЗО так горячо любит порядок, что сотрудники сами проходят по камерам с вопросом, кому что надо для поддержания чистоты. Чистота — главное правило тюремного быта, как в камере, так и личная. Если кто-то начал пахнуть, ему сделают замечание, не помыл руки после туалета — «пойди помой». Так или иначе грязного сожителя помыться заставят. Поскольку рукоприкладство запрещено, могут стукнуть тазиком, если уж совсем слов не понимает. Не столько больно, сколько унизительно.
Никаких зарядок или утренних прогулок тут не проводят, просыпаются зеки кто во сколько хочет, лишь бы до утреннего развода. Заключенных пересчитывают утром и вечером. В камере делать нечего, поэтому все постоянно стираются. Хочешь подстричься — обращаешься к надзирателю за ножницами, к нему вообще по любому подобному поводу можно обращаться. Кроме того, хозтовары или предметы личной гигиены продаются в тюремном магазине.
Деньги на зоне запрещены, но у каждого зека есть счет. В этом магазине нет витрины — есть список товаров, по которому можно сделать заказ: продукты, сигареты — в общем, все необходимое есть, список обширный. Ассортимент, конечно, разнообразием не отличается — допустим, пряников тут не 20 видов, а один, но категорий товаров достаточно.
Во внутреннем обороте главной валютой остаются сигареты. Попав сюда, я в очередной раз поздравил себя с тем, что не курю. Трудности с куревом испытывают даже финансово обеспеченные зеки — у них стреляют. Это, конечно, не принято, но что остается тем, у кого совсем нет денег? За отказ никто слова не скажет, конечно, но откровенно богатых людей на зоне почти нет, а у большинства зеков возможности ограничены весьма и весьма — родственники денег не присылают, больших посылок не шлют. Сигаретами же можно платить за услуги. К примеру, парикмахеры из числа зеков работают за сигареты и за сладкое. В нижнекамском лагере их было трое с профессиональными машинками для стрижки, у каждого ежедневно по несколько клиентов. Парикмахеры нужды не знают.
Чай — тоже валюта, но не однозначная, надо договариваться. Чифирь пьют многие, но я бы советовал не забывать, что он вреден. Сам я не чифирил.
НЕ СТОИТ ОТКРОВЕННИЧАТЬ С ПРЕСТУПНИКАМИ
Передачами с воли лучше делиться, хотя никто и не обязывает. Чего и сколько заключенный выделит «на общак», зависит только от него: можно чая отсыпать, можно сладким угостить. Без разрешения никто ничего не возьмет, если только в камере или в комнате не сложилось особое взаимопонимание. Проще всего, кстати, получать передачи через ИВС, когда приезжаешь на следственные мероприятия, — стоит предупредить родственников, чтобы приносили туда. Когда приезжаешь из ИВС с посылкой, ее повторно не досматривают — считается, что она уже проверена. В некоторых случаях это имеет значение — в частности, можно провести сигареты целыми, а то при досмотре в лагере их часто ломают.
Табуированных тем для разговоров за решеткой, по большому счету, нет, но есть темы, от которых лучше воздерживаться. Я бы не советовал распространяться о своих отношениях с женщинами. Есть люди, которым это интересно после долгого целибата — они могут раскрутить на откровенность, а это чревато. Вообще не стоит особо раскрываться, особенно с тех сторон, которые никого не касаются. Бывали случаи, когда из-за неосторожных высказываний человек оказывался в камере с «опущенными». Расскажу, как обычный деревенский паренек лет 25 попал «в шерсть». Спросили его — как с женой, будет ли ждать? Будет, говорит. Целоваться-то любите? Любим. Оральным сексом занимаетесь? Не без этого. И все — ушел парень в другую камеру, потому что признал, что сначала жена его орально стимулировала, а потом теми же губами… В общем, о себе много рассказывать не надо — люди-то все равно чужие, преступники. Если провокационные вопросы чересчур настойчивы, настораживают, можно просто спросить: «С какой целью интересуешься?» Пусть сначала объяснят, к чему вопросы.
Осторожность в разговорах о статье и твоем уголовном деле особенно актуальна на этапе ИВС, потому что здесь среди сокамерников может оказаться подсадной провокатор. В ИВС сидят люди с улицы, здесь проще подсадить сотрудника — не нужно заводить уголовного дела. Кроме того, интерес следователей к откровенности арестанта в это время самый живой. В СИЗО человек не появляется ни с того ни с сего, он уже под следствием, а в лагере и смысла нет подсаживать агента — там все уже осужденные.
ГОЛОДОВКА — НЕ ЛУЧШАЯ ФОРМА ПРОТЕСТА
Особый сленг в лагере для первоходов, конечно, тоже существует, но он не так развит, как на зонах для бывалых. Ну, например, человека, склонного к обману, не очень порядочного, могут характеризовать как «кудрявого», сказать о нем, что тот «кудри плетет». Это не клеймо и вроде не оскорбительно, но все понимают, о чем речь.
Азартные игры регламентируются. Если новичку предлагают поиграть на интерес, например в карты, то игра допускается только на то, что есть при себе. Игра в долг запрещена в принципе — не только соглашаться, но предлагать такое нельзя, если инициатор знает, что платить нечем. Перед игрой необходимо показать, на что играешь — пренебречь правилом может только тот, кому верят на слово, о ком знают, что он всегда за свои слова ответит.
От просьб типа «пойди и что-то мне принеси» следует отказываться в большинстве случаев. Попросить может человек, с которым сложились доверительные отношения, — это нормально. Пожилому человеку тоже не зазорно помочь. Нужно чувствовать грань между дружеской просьбой и эксплуатацией. Для просьб о каких-то услугах нужна причина, чересчур исполнительный человек легко может обзавестись ярлыком «шестерки». В то же время есть определенные обязанности, к которым нужно относиться с пониманием. К примеру, в СИЗО по ночам между окнами протягивают веревки, по которым ходит почта. Это называется «дорога». Кто-то должен полночи сидеть и следить за «дорогой». Этот способ общения официально запрещен, конечно, но поскольку ничего страшного в этом нет, администрации тюрем это допускают. На «дорогах» сидят молодые — люди за 40 автоматически освобождаются от этой обязанности.
В следующий раз, в завершающей части серии о тюрьме, речь пойдет о различиях между тремя татарстанскими СИЗО и о главной системной проблеме регионального УФСИН.