Сухогруз что это такое
Сухогруз
Сухогруз или сухогрузное судно — транспортный корабль речного или морского базирования, приспособленный для перевозки различных сухих грузов, например, сыпучих грузов, зерна, леса, щепы, минеральных удобрений, специальных контейнеров международного стандарта и других грузов. Часто оснащается двойным дном и бортами для повышения безопасности плавания.
Типы сухогрузов
По типу перевозимых грузов различаются следующие виды сухогрузов:
Существуют и другие типы сухогрузов, а также комбинированные и универсальные сухогрузые суда, способные перевозить грузы нескольких видов.
Полезное
Смотреть что такое «Сухогруз» в других словарях:
сухогруз — сухогруз … Орфографический словарь-справочник
СУХОГРУЗ — СУХОГРУЗ, а, муж. Сухогрузное судно. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
сухогруз — сущ., кол во синонимов: 1 • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Сухогруз — судно для перевозки сухих грузов (зерно, руда, уголь), а также жидких грузов в таре. Сухогрузные судна могут быть рефрижераторными судами. Сухогрузные суда наиболее универсальные грузовые суда. Важнейшими характеристиками сухогрузного судна… … Морской словарь
сухогруз — [0/0] Самодельное устройство для курения марихуаны. Изготавливается из пластиковой бутылки. Более распространённое название – бульбулятор. Через папиросу не раскумарит, нужно сухогруз сделать. Жаргон наркоманов … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
сухогруз — сухогруз, сухогрузы, сухогруза, сухогрузов, сухогрузу, сухогрузам, сухогруз, сухогрузы, сухогрузом, сухогрузами, сухогрузе, сухогрузах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
сухогруз — сухогр уз, а … Русский орфографический словарь
сухогруз — сухогру/з, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
сухогруз — а; м. Разг. Сухогрузное судно. Речной, морской с … Энциклопедический словарь
сухогруз — а; м.; разг. Сухогрузное судно. Речной, морской сухогру/з … Словарь многих выражений
Виды морских судов
Современные морские коммерческие суда бывают всех форм и размеров и предназначены для перевозки разнообразных грузов. В этой статье мы попытаемся дать краткий обзор основных видов морских судов, которые сегодня курсируют в океанах. Также рассказать о том, как развивался каждый дизайн….
Современные морские коммерческие суда бывают всех форм и размеров и предназначены для перевозки разнообразных грузов. В этой статье мы попытаемся дать краткий обзор основных видов морских судов, которые сегодня курсируют в океанах. Также рассказать о том, как развивался каждый дизайн.
Для начала необходимо определить основные типы грузов. Для целей настоящей статьи грузы будут подразделены на сухие, жидкие и специализированные. Причем каждый из них далее делится на подкатегории. К сухим грузам относятся: навалочные (насыпные) грузы, грузы общего назначения (генеральные грузы), контейнеры, рефрижераторные контейнеры и грузы на колесной платформе (Ro-Ro). Жидкие грузы преимущественно имеют нефтяную основу, но могут также включать химические вещества и сжиженные газы. Специализированные грузы включают пассажиров, скот, тяжеловесные и проектные грузы.
Сухогрузные суда (Dry Cargo Ships)
Исторически сложилось, что именно сухогрузные суда являлись оплотом мирового торгового флота. Известные как грузовые суда общего назначения, они должным образом адаптированы, т.е. оснащены собственным оборудованием для погрузки грузов, обычно в виде кранов. Груз укладываются в разные трюмы. Скорость и эффективность процесса погрузки/разгрузки зависит от квалификации экипажа и докеров. Такие корабли иногда выполняют регулярные рейсы между двумя или более портами в качестве «лайнеров». Также используются в отрасли трамповых перевозок, где суда отправляются туда, куда потребуется.
Балкеры (Bulk Carriers) – Суда для перевозки навалочных (насыпных) грузов
Для сухих грузов с высоким отношением веса к стоимости, таких как уголь, зерно и руда, экономия на масштабе позволила получить современный сухогруз. Эти обычно большие суда делятся на несколько отдельных трюмов с люками. В порту груз загружается конвейером или краном с ковшом. Некоторые сухогрузы приспособлены (как правило, краны расположены между каждым люком) для самостоятельной погрузки и разгрузки
Для разгрузки нормой являются грейферные краны, хотя для определенных грузов может использоваться специальное оборудование. Груз обычно выгружается в загрузочные ковши, затем передается по конвейеру в бункеры или открытые хранилища. Небольшие суда могут выгружаться непосредственно в дорожные транспортные средства.
Контейнерные суда (Container Vessels)
Контейнеры стали основным способом транспортировки промышленных товаров по всему миру. Обратите внимание на статью, посвящённую истории грузового контейнера. Контейнер имеет стандартный размер, что упрощает его транспортировку. Контейнер довольно просто перемещать между грузовиком, поездом и судном
Контейнеры могут вместить что угодно: от продуктов питания до электрооборудования и автомобилей. Они также используются для перевозки товаров в мешках и на палетах. Также жидкостей и рефрижераторных грузов.
Стандартные контейнеры измеряются как TEU двадцатифутовые эквивалентные единицы. Обычно имеют длину 20 футов (1 TEU) или 40 футов (2 TEU). Все стандартные транспортные контейнеры имеют ширину 8 футов и высоту 8 футов 6 дюймов. Существуют также более длинные, высокие и даже более короткие стандартные размеры, но они встречаются реже.
Контейнеровозы состоят из нескольких трюмов, каждый из которых оснащен «направляющими к ячейкам», которые позволяют контейнерам вставляться в нужную ячейку. После того, как первые слои контейнеров загружены и люки закрыты, поверх люков загружаются дополнительные слои. Каждый контейнер затем прикрепляется к судну, а также скрепляется с другими контейнерами для обеспечения целостности. Контейнеры обычно загружаются специализированными кранами или даже кранами общего назначения с подъемными приспособлениями для контейнеров, но некоторые небольшие контейнеровозы приспособлены для самостоятельной загрузки/выгрузки. Более подробно процесс погрузки контейнеров на судно описан в этой статье.
Контейнеровозы используются преимущественно на линейных маршрутах и являются одними из самых крупных судов на плаву. Сверхбольшие контейнеровозы (ULCV), такие как Emma Maersk (главное судно Maersk E-Class) могут перевозить приблизительно 15 000 TEU (в зависимости от веса контейнера). Крупные контейнеровозы ограничены по размеру определенными портами по всему миру. Также они не могут проходить через определенные районы из-за тяги или из-за ограничений по ширине.
Рефрижераторные суда (Reefer Vessels)
Эти суда предназначены для перевозки охлажденных грузов – содержащих скоропортящиеся товары, такие как фрукты или мясо. Груз укладывается в трюмы с контролем температуры, которые затем опечатываются. Традиционные рефрижераторные суда были в значительной степени заменены использованием рефрижераторных контейнеров, которые могут перевозиться контейнеровозами. Для работы рефрижераторных контейнеров нужен только источник питания. Хотя они обычно загружаются так, чтобы позволить экипажу осмотреть их во время рейса.
Суда типа «Ро-Ро» – ролкеры, трейлерные суда (Ro-Ro Vessels)
«Ро-Ро», или ролкеры – суда с горизонтальным способом обработки грузов, которые перевозят грузы на колесной площадке. Они бывают разных форм, включая автомобильные паромы и грузовые суда, перевозящие автомобильные прицепы. Основным типом, используемым для перевозки дорожных транспортных средств, является автомобильный перевозчик. Эти бортовые суда оснащены несколькими палубами для транспортных средств, включающими парковочные полосы. Грузоподъемность таких судов измеряется в CEU – эквивалентных автомобильных единицах. На сегодняшний день крупнейшие автомобильные перевозчики на плаву имеют вместимость более 6 000 CEU.
Суда для перевозки наливных грузов (Liquid Cargo Ships)
Эти суда, известные как танкеры, перевозят различные жидкие грузы. Танкеры были впервые разработаны в середине девятнадцатого века. Тогда использование железа позволило перевозить жидкости в больших количествах экономично и без утечек. Как и в случае с сухогрузом, экономия масштаба привела к увеличению размеров танкеров. Самые крупные существующие образцы имеют грузоподъемность более 400 000 тонн.
Танкеры разделены на отдельные баки, в которые груз перекачивают по трубопроводной системе. Многие танкеры также оснащены системами добавления инертного газа в цистерны. Это позволяет снизить риска возгорания и взрыва.
Нефтеналивные танкеры (Crude Carriers)
Крупнейшие суда на плаву – супертанкеры водоизмещением 160 000 тонн (Very Large Crude Carriers, VLCC) и супертанкеры водоизмещением свыше 400 000 тонн (Ultra Large Crude Carriers, ULCC). Эти суда предназначены для загрузки сырой нефти и ее транспортировки на нефтеперерабатывающие заводы по всему миру, где она может быть переработана в нефтепродукты. Крупнейшие перевозчики нефти часто загружаются и разгружаются на специальных терминалах.
Суда для перевозки химических грузов (Chemical Carriers):
Эти суда обычно имеют грузоподъемность от 5 000 до 40 000 тонн и часто имеют специализированные грузовые системы, подходящие для типа перевозимого груза. Эти системы могут включать в себя нагревательные или охлаждающие устройства. Также усовершенствованные системы очистки, чтобы гарантировать, что чистота груза сохраняется при загрузке в резервуар, который ранее мог нести что-то другое.
Суда для перевозки сжиженного газа (Liquefied Gas Carriers)
Изначально такие корабли были просто переоборудованными нефтяными танкерами, но затем превратились в специализированные суда. Грузовые танкеры, предназначенные для перевозки сжиженного нефтяного газа (СНГ) или сжиженного природного газа (СПГ) под давлением, обычно имеют сферическую форму и высокую прочность. Перевозчики СПГ, как правило, больше, чем те, которые перевозят сжиженный нефтяной газ. Самыми крупными перевозчиками СПГ являются суда «Q-Flex» с вместимостью газа до 266 000 кубических метров.
Специализированные суда (Specialised Cargoes)
Большинство типов грузов могут рассматриваться как специализированные из-за особых требований к погрузке, разгрузке или укладке. Однако многие подобные грузы перемещаются с такой регулярностью и легкостью, что термин «специализированный» приобретает новое значение. Для целей данной статьи это относится к грузам, которые либо трудно классифицировать как сухие или жидкие, либо к грузам, которые относительно трудно обрабатывать.
Пассажирские суда (Passenger Vessels)
Эта категория включает в себя все: как маленькие паромы с вместимостью до 10 человек, так и круизные лайнеры, способные перевозить более 6 000 пассажиров. Пожалуй, люди – самый специализированный груз из всех. Именно потребности и желания пассажиров обусловили конструкцию современных паромов и круизных судов.
Паромы, когда-то считавшиеся просто транспортным средством (способом передвижения) для большинства, теперь щедро оборудованы зонами отдыха, ресторанами, магазинами и развлекательными заведениями, особенно если паром находится на относительно длинном маршруте. Сами суда тоже стали больше. Например, Ulysees, курсирующий между Холихедом и Дублином, способен перевозить более 2 000 пассажиров.
Первые примеры того, как корабли совершали общественный «круиз», можно найти в девятнадцатом веке, но массовую популярность круизы приобрели лишь в конце двадцатого века. Многие круизные суда изначально были лайнерами, которые отправлялись в теплый климат во время сезонной непогоды на своих регулярных маршрутах. Возможно, последним из лайнеров является Queen Mary 2, который до сих пор регулярно ходит по трансатлантическому маршруту.
Сегодня пассажиры круизных судов требуют и ожидают широкий спектр услуг, включая казино, спортзалы, магазины, театры, кинотеатры, бассейны, рестораны и бары. Самые большие круизные суда могут быть до 360 м в длину и до 60 м в ширину. Популярными круизными районами являются Средиземноморье, Карибский бассейн и Скандинавия.
Суда для перевозки скота (Livestock Carriers)
Эти корабли часто переоборудуются из других типов судов и оснащены загонами для большого количества животных. Важнейшими критериями и при перевозке скота является обеспечение адекватной вентиляции, еды и воды. Также способность приемных сооружений в порту назначения обрабатывать груз. Некоторые перевозчики могут перевозить до 120 000 голов скота. Общий маршрут для перевозчиков скота – из Австралии и Новой Зеландии на Ближний Восток.
Суда для перевозки тяжеловесных грузов или Проектные грузовые суда (Heavy-lift/Project Cargo Vessels)
Эти суда, в основном построенные на заказ и специализируются на перевозке чрезвычайно тяжелых или громоздких объектов, таких как другие суда и крупные промышленные объекты. Некоторые тяжелые суда оснащены кранами большой грузоподъемности для погрузки в портах без возможности большой грузоподъемности. Другие типы являются полупогружными, что позволяет грузу перемещаться на место до того, как судно-тяжеловес снимает балласты, чтобы поднять груз из воды.
Известные случаи, когда использовались полупогружные тяжеловесные суда, – это возвращение в Великобританию десантного корабля «Сэр Тристрам» после Фолклендского конфликта и возвращение эсминца «Коул» в Соединенные Штаты после бомбардировки в Адене. Суда большой грузоподъемности также перевозили морские платформы со своей строительной площадки на буровую площадку.
Буксиры (Tugs)
Даже с появлением очень маневренных судов, буксир по-прежнему жизненно важен для морской промышленности. Современные буксиры обладают высокой маневренностью и силой тяги (тяговым усилием) свыше 100 тонн. Такие суда имеются в портах по всему миру, чтобы помочь в швартовке, развале и перемещении крупных или менее маневренных судов в пределах порта. Буксиры также используются для помощи наиболее маневренным судам в периоды плохой погоды или при перевозке опасных или загрязняющих грузов. Портовые буксиры также часто используются для перемещения внутри порта барж, плавучих кранов и персонала. Более крупные из них ожидают в стратегически важных местах, чтобы действовать в качестве спасательных буксиров, в том числе и в глубоководных районах.
Сухогруз что это такое
Сухогрузы – это самая многочисленная категория судов всего гражданского флота, они составляют около 60% от общего числа судов торгового флота. В этой статье мы собрали основные моменты из истории, особенностей различных видов сухогрузов.
По типу перевозимых грузов различаются следующие виды сухогрузов:
История балкерного флота началась в 1852 году, когда британский пароход SS John Bowes сделал свой первый рейс, перевозя уголь. Благодаря стальному корпусу, паровому двигателю и совершенно новой балластной системе (до этого суда использовали в качестве балласта мешки с песком) первый балкер успешно конкурировал на британском рынке перевозки угля. Первый самовыгружающийся балкер Hennepin был построен в 1902 году и стал первым так называемым лэйкером (англ. lake — озеро). Первый дизельный балкер спустили на воду в 1911 году.
До Второй мировой войны балкеры перевозили небольшое количество груза — в среднем 25 млн тонн в год, причем большая часть этих грузов была рудой и в основном суда эксплуатировались в прибрежном плавании. В настоящее время загрузка балкерного флота составляет примерно 92—94 %. Состояние балкерного рынка определяется во многом ростом экономики Китая. Доля Китая в общем объёме импорта сухих грузов за последние 10 лет существенно выросла.
Ролкерная система, или система «ро-ро», — это перевозка грузов на судах водных видов транспорта, обеспечивающих горизонтальную погрузку-выгрузку. Интенсивное строительство судов для такой технологии началось в конце 1960-х гг. Достоинством этой системы является высокая скорость доставки, уменьшение времени погрузочно-разгрузочных работ и осуществление погрузки-выгрузки на любом причале благодаря универсальности и отсутствию необходимости механизации. Перевозят, например, автомобили любых марок. Грузы перевозят в безопасных условиях трюмов, при минимальном воздействии погодных условий. Оборот судов убыстрен благодаря сокращению времени под погрузку-разгрузку, что особенно ценно на коротких маршрутах, например на линии Кале (Франция) — Дувр (Великобритания), начавшей работу в 1953 г. Грузопотоки на линии очень большие, так как это связь острова Великобритания с европейскими районами, что позволяет считать порт Дувр самым интенсивно работающим портом в мире.
К недостаткам можно отнести неполное использование пола палубы из-за необходимости оставлять коридор безопасности между самоходной техникой. Но стали использовать это пространство, заполняя его, например, пакетированной древесиной.
Уже более 100 лет, начиная с 1870-х годов, сухогрузы плавают во всех морях планеты.
На фотографии сухогруз контейнерного типа, который заходит в Рижский морской порт, в лучах заката.
Сухогруз
Сухогруз, или сухогрузное судно (англ. Dry cargo ship) — речное или морское грузовое судно, приспособленное для перевозки различных сухих грузов, например сыпучих (в частности, зерна), леса, щепы, минеральных удобрений, угля и др. Часто это груз, который перевозится в специальной упаковке. Упаковкой могут служить как бочки, ящики, мешки, так и контейнеры, канистры или баки. На сухогрузах также могут присутствовать такие грузы, как крупногабаритное оборудование, автомобили и металлоконструкции.
На сухогрузах экипаж участвует в эксплуатации, управлении и техническом обслуживании судна, заботясь о безопасности, навигации и уходе за грузом в соответствии с международным морским законодательством. Размер экипажей может варьироваться от трех человек на самых маленьких судах до более чем 30 человек на самых больших.
Сухогрузы имеют большое количество просторных трюмов для размещения грузов и их транспортировки. Эти помещения занимают большую часть корпуса судна. Как правило, у сухогрузов есть специальные бортовые подъёмные устройства, при помощи которых осуществляется погрузка и разгрузка.
Содержание
Классификация
Сухогрузные суда общего назначения являются наиболее распространенным типом сухогрузов. Они предназначены для транспортировки генеральных грузов, а также негабаритных и крупнотоннажных грузов. Такие суда оснащены кранами и стрелами для погрузочно-разгрузочных работ. Грузы могут быть упакованы самыми различными способами – в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Как правило сухогрузы общего назначения имеют две палубы и объемные грузовые трюмы, которые занимают основную часть корпуса. Часто на современных судах такого типа есть один рефрижераторный трюм, предназначенный для перевозки грузов с определенным температурным режимом.
Лейкер, или «Грузовое судно Великих озёр» (англ. Laker или Lake freighter) — специфический тип сухогрузов, использующийся на Великих озёрах, США. Грузовые суда Великих озёр являются самыми большими не-морскими судами в мире, их длина может достигать трёхсот метров, а ширина — тридцати двух. В середине XX века на Великих озёрах использовалось около трёхсот таких судов, к началу XXI века их количество сократилось до ста сорока.
С конца XIX века лейкеры перевозили навалочные грузы: известняк, железную руду, зерно, уголь или соль из шахт верхних Великих озер в густонаселенные промышленные районы. В 2006 году 63 грузовых порта Великих озер обработали 173 миллиона тонн различных грузов. Некоторые из лейкеров приспособлены также для выхода в моря.
Контейнеровозы (англ. container ship) предназначены для транспортировки груза, упакованного в стандартный контейнер. Такие суда могут быть настолько автоматизированы, что экипаж может составлять всего 10-14 человек. Трюм морского контейнеровоза оснащен вертикальными направляющими, которые облегчают загрузку контейнеров (контейнеры ставятся один на другой) и исключают их смещение при качке судна. После того, как трюм полностью заполняется, контейнеры устанавливают на палубе, где они крепятся при помощи специальных приспособлений.
Суда-скотовозы (англ. Livestock carrier) предназначаются для перевозки скота, как правило крупнорогатого и овец. На этих судах создаются условия для безопасной и сохранной перевозки животных, включая достаточное для двухразового питания количество корма и питьевой воды, а также специальные системы для автоматизированного кормления и подачи воды, удаления отходов и стоков, а также вентиляции помещений, где содержится скот. В состав экипажа входят специально обученные для обслуживания перевозимого скота люди («ковбои»).
История
История морских грузовых перевозок тесно связана с развитием торговли на море и технологий в области судостроения и навигации.
У древних римлян были специализированные торговые суда: «корбиты» перевозили зерно, «гиппагины» — лошадей, «лапидарии» — строительный камень. Большинство судов были универсальными, и перевозили любые грузы (амфоры с вином и оливковым маслом, зерно, керамику, ткани, клетки с животными, рабов, пряности). Обычный римский зерновоз имел вместимость около 300 тонн, у него были надпалубные помещения, где могли располагаться пассажиры. На линии между Египтом и Остией (Италия) встречались суда, перевозившие до 700 тонн зерна.
Прообразом ролкера считается железнодорожный паром, запущенный в 1833 году компанией «Монкленд и Киркинтиллох Рейлвей» (англ. Monkland and Kirkintilloch Railway), которая эксплуатировала переправу на канале Форт-Клайд (англ. Forth & Clyde) в Шотландии.
Первым современным железнодорожным паромом стал Leviathan, построенный в 1849 году. У железнодорожной компании «Эдинбург, Лейт и Ньюхейвен» (англ. Edinburgh, Leith and Newhaven Railway) были планы продлить магистраль Восточного побережья дальше на север до Данди и Абердина. Поскольку у компании не было технической возможности и средств на постройку моста через залив Ферт-оф-Форт (Шотландия), который был примерно пять миль в поперечнике, необходимо было найти другое решение, в первую очередь для перевозки грузов. Таким решением и стал Leviathan, вступивший в строй 3 февраля 1850 года. Паром был назван «плавучей железной дорогой» и рассматривался как временная мера до постройки моста. Однако, этот мост не был открыт до 1890 года.
История балкерного флота началась в 1852 году, когда британский пароход SS John Bowes сделал свой первый рейс c грузом угля. Благодаря стальному корпусу, паровому двигателю и совершенно новой балластной системе (до этого суда использовали в качестве балласта мешки с песком), первый балкер был весьма успешен на британском рынке перевозки угля.
Клипер SS Dunedin, принадлежащий компании New Zealand and Australian Land Company (NZALC) был оборудован в 1881 году компрессионной холодильной машиной, работающей по циклу Белла Колемана [3] — холодильная установка на паровой тяге сжимала воздух, который выпускался в трюм корабля. При расширении температура воздуха падала и он охлаждал груз в трюме. С помощью 3 тонн угля в день эта машина на паровой тяге могла поддерживать холод до 20 °C ниже температуры окружающего воздуха, заморозить Характерной особенностью SS Dunedin была дымовая труба от холодильных установок, размещенная между его мачтами, из-за чего иногда его принимали за один из пароходов, которые получили распространение начиная с 1840-х годов. В феврале 1882 года SS Dunedin отплыл из порта Чалмерс Новой Зеландии c 4331 бараньей тушей, 598 тушами ягнят и 22 свиной тушами, 246 бочонками со сливочным маслом, а также зайцами, фазанами, индейками, курицами и 2226 овечьими языками. Клипер прибыл в Лондон после 98 дней плавания со своим грузом, по-прежнему замороженным. За вычетом всех расходов компания NZALC получила 4700 фунтов стерлингов прибыли от транспортировки груза.
Вскоре после успешного плавания SS Dunedin, Великобритания решила увеличить торговлю замороженном мясом из Новой Зеландии и Австралии, для чего свыше 16 различных рефрижераторных судов было построено или переоборудовано к 1900 году на верфях в Шотландии и Северной Англии.
Первый «самовыгружающийся» балкер Hennepin был построен в 1902 году, он был предназначен для перевозки навалочных грузов по Великим озерам, США. Первый дизельный балкер спустили на воду в 1911 году.
До Второй мировой войны балкеры перевозили небольшое количество груза — в среднем 25 млн тонн в год, причём бо́льшая часть этих грузов была рудой; в основном суда эксплуатировались в прибрежном плавании.
Десантные корабли были первыми специально построенными морскими судами, позволяющими колесным и гусеничным транспортным средствам выходить своим ходом на берег. Эвакуация английских войск из Дюнкерка в 1940 году продемонстрировала британскому Адмиралтейству, что союзникам нужны относительно большие морские корабли, способные доставлять танки и другие транспортные средства с берега на берег. В качестве временной меры под танкодесантные корабли были переоборудованы три танкера, эксплуатировавшиеся на озере Маракайбо в Венесуэле, и поэтому отличающиеся неглубокой осадкой.
Таким образом, первые танкодесантные корабли (англ. LST) были переоборудованы из транспортных судов. Затем Великобритания и США совместно разработали проект серийного танкодесантного корабля. Более 1000 таких кораблей были заложены в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны для использования союзниками; На верфях Великобритании и Канады было построено еще 80 LST.
Весной 1946 года Атлантическая пароходная компания (англ. Atlantic Steam Navigation Company) обратилась в Адмиралтейство с просьбой приобрести три танкодесантных корабля для гражданских перевозок. Три первых переоборудованных ролкера получили названия Empire Baltic, Empire Cedric и Empire Celtic, и находились в эксплуатации до начала 1960-х годов.
Первым ролкером, специально построенным для этой цели, был Searoad of Hyannis, который начал использоваться в 1956 году. Несмотря на скромную вместимость (три груженых полуприцепа), он мог перевозить груз между материковой частью штата Массачусетсе и островом Нантакет (США) даже в ледовых условиях.
После Второй мировой войны балкерный флот вышел на новый уровень развития. Существенно возросшие в 1960-х годах потребности индустриальных стран в сырье побудили судовладельцев интенсивно наращивать свой балкерный флот и увеличивать размеры судов. Стремление к большим размерам привело к появлению в 1969 году балкера Universe Aztec грузоподъемностью 160 245 тонн, предназначенного для перевозки промышленных солей из Мексики в Японию. В 1973 году был построен нефте-рудовоз Svealand (затем однотипные ему World Gala и Neckar Ore) грузоподъемностью 282 462 тонн.
К 1950-м годам потребности в грузовых перевозках уже не удовлетворялись использованием только навалочной системы погрузки в трюм судна. Размеры и формы грузовых мест широко варьировались, и только в 1960-х годах начал применяться стандарт ISO на грузовые контейнеры. Крупные контейнерные терминалы с разветвленными конвейерными системами и складскими площадями находились еще только в стадии планирования или разработки.
Система LASH, что означает «lighter aboard ship» (рус. «лихтер на борту судна») была разработана как альтернатива и дополнение к развивающейся контейнерной системе. Лихтеры, которые можно охарактеризовать как плавучие грузовые контейнеры, служили двум целям: транспортировке и созданию модульной, стандартизированной формы для погрузки и разгрузки. Сухогруз Acadia Forest, введенный в строй в сентябре 1969 года, был первым лихтеровозом поддерживающим систему LASH. Этот лихтеровоз мог принимать 75 стандартных лихтеров общей грузоподъемностью около 376 тонн.
В конце 1980-х годов в Советском Союзе было построено ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) «Севморпуть», оснащенное атомной силовой установкой. Это крупнейшее из четырёх когда-либо построенных гражданских судов с ядерной энергетической установкой, а также крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов. Судно было предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы, и по состоянию на 2019 год является единственным действующим транспортным судном с ядерной силовой установкой.
Перевозки морем больших объёмов навалочных грузов имеют тенденцию устойчивого роста. С 1965 по 1980 год ежегодный прирост морских перевозок этих грузов составлял в среднем 9,5 %. Темпы роста за период с 1980 по 1990 год были более умеренными и составляли 2,6 % ежегодно. С 1990 по 2000 год — 2,3 % в год.
Одним из крупнейших по объёму транспортировки видов грузов является железная руда. Добыча железной руды тесно связана с производством стали. Мировое производство стали, резко возросшее в конце 1980-х годов, вызвало рекордное увеличение объёмов морских перевозок железной руды, достигших в 1989 году 362 млн тонн. В начале 1990-х годов последовало некоторое снижение перевозок руды, а затем дальнейший рост.
В 1986 году на верфях Hyundai Heavy Industries был построен балкер-рудовоз — Berge Stahl грузоподъемностью 364 767 тонн, длиной 343 м, шириной 65 м, осадкой 23 м. Судно может быть разгружено лишь в двух портах в мире — в Понта да Мадейра (Terminal Marítimo de Ponta da Madeira) в Бразилии и в Европорту вблизи Роттердама, Нидерланды. В эти порты его заводят только с наступлением прилива. Berge Stahl ходит между этими портами, совершая 10 рейсов в год, с грузом железной руды. Один рейс занимает порядка 5 недель.
Морские перевозки второго из крупнейших по объёму навалочных грузов, угля, также значительно увеличились со времени нефтяного кризиса 1970-х годов. Более всего это касается энергетического угля, который является более дешёвым источником энергии по сравнению с другими энергоносителями.
Использование в военных целях
Транспортировка военных грузов
Во время военных действий сухогрузы чаще всего использовались воюющими сторонами для перевозки военных грузов.
Примером такого использования могут служить транспортные суда типа «Либерти», которые строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок.
Вместимость «Либерти» могла достигать:
На практике, как правило, груз комплектовался сборным.
Транспорты типа «Виктори» строились в США с января 1944 года. Повышенная по сравнению с «Либерти» скорость позволяла идти совместно с быстроходными военными кораблями не тормозя движения транспортных конвоев. В США было построено 531 судно этого типа.
Использование в качестве вспомогательного крейсера
Сухогруз Cairo был построен в 1936 году на верфи «Германиаверфт» (нем. Germaniawerft) и использовалось «Линией Атлас Левант» (англ. Atlas Levant Line). После начала войны, в ноябре 1939 года, Cairo был передан кригсмарине. Первое время использовался в качестве вспомогательного судна на Балтике, затем был переоборудован в минный заградитель. Весной—летом 1941 года на верфи в Роттердаме был переоборудован во вспомогательный крейсер и вошёл в этом качестве в состав флота 9 ноября 1941 года под именем Stier. Основное вооружение вспомогательного крейсера составляли 6 150-мм орудий и 2 торпедных аппарата.
Использование в качестве войскового транспорта
Во время «Карибского кризиса» несколько советских сухогрузов типа «Ленинский Комсомол» приняли участие в операции «Анадырь», в качестве войсковых транспортов. Суда перевозили живую силу и технику сначала на Кубу, а затем, после окончания операции, обратно в СССР.
Во время Фолклендской войны ролкер SS Atlantic Conveyor был реквизирован в качестве вспомогательного транспорта, и перевозил авиационную технику. Во время плавания, один из перевозимых истребителей вертикального взлета Harrier был заправлен топливом, вооружен и готов к взлету в случае нападения аргентинских самолетов дальнего радиуса действия. SS Atlantic Conveyor был потоплен в результате ракетного удара. Все транспортные средства и вертолеты, находившиеся на борту, были уничтожены.
Использование в качестве авианосца
Идея торго́вых авиано́сцев (англ. merchant aircraft carrier) возникла в ВМФ Великобритании и Нидерландов во время Второй мировой войны. Обычно это был балкер (или танкер), оснащённый лётной палубой, надстройкой-островом, и несущий авиагруппу, но ходящий под торговым флагом и способный осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций.