Сухогруз почему так называется
Сухогруз
Сухогруз или сухогрузное судно — транспортный корабль речного или морского базирования, приспособленный для перевозки различных сухих грузов, например, сыпучих грузов, зерна, леса, щепы, минеральных удобрений, специальных контейнеров международного стандарта и других грузов. Часто оснащается двойным дном и бортами для повышения безопасности плавания.
Типы сухогрузов
По типу перевозимых грузов различаются следующие виды сухогрузов:
Существуют и другие типы сухогрузов, а также комбинированные и универсальные сухогрузые суда, способные перевозить грузы нескольких видов.
Полезное
Смотреть что такое «Сухогруз» в других словарях:
сухогруз — сухогруз … Орфографический словарь-справочник
СУХОГРУЗ — СУХОГРУЗ, а, муж. Сухогрузное судно. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
сухогруз — сущ., кол во синонимов: 1 • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Сухогруз — судно для перевозки сухих грузов (зерно, руда, уголь), а также жидких грузов в таре. Сухогрузные судна могут быть рефрижераторными судами. Сухогрузные суда наиболее универсальные грузовые суда. Важнейшими характеристиками сухогрузного судна… … Морской словарь
сухогруз — [0/0] Самодельное устройство для курения марихуаны. Изготавливается из пластиковой бутылки. Более распространённое название – бульбулятор. Через папиросу не раскумарит, нужно сухогруз сделать. Жаргон наркоманов … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
сухогруз — сухогруз, сухогрузы, сухогруза, сухогрузов, сухогрузу, сухогрузам, сухогруз, сухогрузы, сухогрузом, сухогрузами, сухогрузе, сухогрузах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
сухогруз — сухогр уз, а … Русский орфографический словарь
сухогруз — сухогру/з, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
сухогруз — а; м. Разг. Сухогрузное судно. Речной, морской с … Энциклопедический словарь
сухогруз — а; м.; разг. Сухогрузное судно. Речной, морской сухогру/з … Словарь многих выражений
Сухогруз почему так называется
Сухогрузы – это самая многочисленная категория судов всего гражданского флота, они составляют около 60% от общего числа судов торгового флота. В этой статье мы собрали основные моменты из истории, особенностей различных видов сухогрузов.
По типу перевозимых грузов различаются следующие виды сухогрузов:
История балкерного флота началась в 1852 году, когда британский пароход SS John Bowes сделал свой первый рейс, перевозя уголь. Благодаря стальному корпусу, паровому двигателю и совершенно новой балластной системе (до этого суда использовали в качестве балласта мешки с песком) первый балкер успешно конкурировал на британском рынке перевозки угля. Первый самовыгружающийся балкер Hennepin был построен в 1902 году и стал первым так называемым лэйкером (англ. lake — озеро). Первый дизельный балкер спустили на воду в 1911 году.
До Второй мировой войны балкеры перевозили небольшое количество груза — в среднем 25 млн тонн в год, причем большая часть этих грузов была рудой и в основном суда эксплуатировались в прибрежном плавании. В настоящее время загрузка балкерного флота составляет примерно 92—94 %. Состояние балкерного рынка определяется во многом ростом экономики Китая. Доля Китая в общем объёме импорта сухих грузов за последние 10 лет существенно выросла.
Ролкерная система, или система «ро-ро», — это перевозка грузов на судах водных видов транспорта, обеспечивающих горизонтальную погрузку-выгрузку. Интенсивное строительство судов для такой технологии началось в конце 1960-х гг. Достоинством этой системы является высокая скорость доставки, уменьшение времени погрузочно-разгрузочных работ и осуществление погрузки-выгрузки на любом причале благодаря универсальности и отсутствию необходимости механизации. Перевозят, например, автомобили любых марок. Грузы перевозят в безопасных условиях трюмов, при минимальном воздействии погодных условий. Оборот судов убыстрен благодаря сокращению времени под погрузку-разгрузку, что особенно ценно на коротких маршрутах, например на линии Кале (Франция) — Дувр (Великобритания), начавшей работу в 1953 г. Грузопотоки на линии очень большие, так как это связь острова Великобритания с европейскими районами, что позволяет считать порт Дувр самым интенсивно работающим портом в мире.
К недостаткам можно отнести неполное использование пола палубы из-за необходимости оставлять коридор безопасности между самоходной техникой. Но стали использовать это пространство, заполняя его, например, пакетированной древесиной.
Уже более 100 лет, начиная с 1870-х годов, сухогрузы плавают во всех морях планеты.
На фотографии сухогруз контейнерного типа, который заходит в Рижский морской порт, в лучах заката.
Сухогруз
Сухогруз, или сухогрузное судно (англ. Dry cargo ship) — речное или морское грузовое судно, приспособленное для перевозки различных сухих грузов, например сыпучих (в частности, зерна), леса, щепы, минеральных удобрений, угля и др. Часто это груз, который перевозится в специальной упаковке. Упаковкой могут служить как бочки, ящики, мешки, так и контейнеры, канистры или баки. На сухогрузах также могут присутствовать такие грузы, как крупногабаритное оборудование, автомобили и металлоконструкции.
На сухогрузах экипаж участвует в эксплуатации, управлении и техническом обслуживании судна, заботясь о безопасности, навигации и уходе за грузом в соответствии с международным морским законодательством. Размер экипажей может варьироваться от трех человек на самых маленьких судах до более чем 30 человек на самых больших.
Сухогрузы имеют большое количество просторных трюмов для размещения грузов и их транспортировки. Эти помещения занимают большую часть корпуса судна. Как правило, у сухогрузов есть специальные бортовые подъёмные устройства, при помощи которых осуществляется погрузка и разгрузка.
Содержание
Классификация
Сухогрузные суда общего назначения являются наиболее распространенным типом сухогрузов. Они предназначены для транспортировки генеральных грузов, а также негабаритных и крупнотоннажных грузов. Такие суда оснащены кранами и стрелами для погрузочно-разгрузочных работ. Грузы могут быть упакованы самыми различными способами – в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Как правило сухогрузы общего назначения имеют две палубы и объемные грузовые трюмы, которые занимают основную часть корпуса. Часто на современных судах такого типа есть один рефрижераторный трюм, предназначенный для перевозки грузов с определенным температурным режимом.
Лейкер, или «Грузовое судно Великих озёр» (англ. Laker или Lake freighter) — специфический тип сухогрузов, использующийся на Великих озёрах, США. Грузовые суда Великих озёр являются самыми большими не-морскими судами в мире, их длина может достигать трёхсот метров, а ширина — тридцати двух. В середине XX века на Великих озёрах использовалось около трёхсот таких судов, к началу XXI века их количество сократилось до ста сорока.
С конца XIX века лейкеры перевозили навалочные грузы: известняк, железную руду, зерно, уголь или соль из шахт верхних Великих озер в густонаселенные промышленные районы. В 2006 году 63 грузовых порта Великих озер обработали 173 миллиона тонн различных грузов. Некоторые из лейкеров приспособлены также для выхода в моря.
Контейнеровозы (англ. container ship) предназначены для транспортировки груза, упакованного в стандартный контейнер. Такие суда могут быть настолько автоматизированы, что экипаж может составлять всего 10-14 человек. Трюм морского контейнеровоза оснащен вертикальными направляющими, которые облегчают загрузку контейнеров (контейнеры ставятся один на другой) и исключают их смещение при качке судна. После того, как трюм полностью заполняется, контейнеры устанавливают на палубе, где они крепятся при помощи специальных приспособлений.
Суда-скотовозы (англ. Livestock carrier) предназначаются для перевозки скота, как правило крупнорогатого и овец. На этих судах создаются условия для безопасной и сохранной перевозки животных, включая достаточное для двухразового питания количество корма и питьевой воды, а также специальные системы для автоматизированного кормления и подачи воды, удаления отходов и стоков, а также вентиляции помещений, где содержится скот. В состав экипажа входят специально обученные для обслуживания перевозимого скота люди («ковбои»).
История
История морских грузовых перевозок тесно связана с развитием торговли на море и технологий в области судостроения и навигации.
У древних римлян были специализированные торговые суда: «корбиты» перевозили зерно, «гиппагины» — лошадей, «лапидарии» — строительный камень. Большинство судов были универсальными, и перевозили любые грузы (амфоры с вином и оливковым маслом, зерно, керамику, ткани, клетки с животными, рабов, пряности). Обычный римский зерновоз имел вместимость около 300 тонн, у него были надпалубные помещения, где могли располагаться пассажиры. На линии между Египтом и Остией (Италия) встречались суда, перевозившие до 700 тонн зерна.
Прообразом ролкера считается железнодорожный паром, запущенный в 1833 году компанией «Монкленд и Киркинтиллох Рейлвей» (англ. Monkland and Kirkintilloch Railway), которая эксплуатировала переправу на канале Форт-Клайд (англ. Forth & Clyde) в Шотландии.
Первым современным железнодорожным паромом стал Leviathan, построенный в 1849 году. У железнодорожной компании «Эдинбург, Лейт и Ньюхейвен» (англ. Edinburgh, Leith and Newhaven Railway) были планы продлить магистраль Восточного побережья дальше на север до Данди и Абердина. Поскольку у компании не было технической возможности и средств на постройку моста через залив Ферт-оф-Форт (Шотландия), который был примерно пять миль в поперечнике, необходимо было найти другое решение, в первую очередь для перевозки грузов. Таким решением и стал Leviathan, вступивший в строй 3 февраля 1850 года. Паром был назван «плавучей железной дорогой» и рассматривался как временная мера до постройки моста. Однако, этот мост не был открыт до 1890 года.
История балкерного флота началась в 1852 году, когда британский пароход SS John Bowes сделал свой первый рейс c грузом угля. Благодаря стальному корпусу, паровому двигателю и совершенно новой балластной системе (до этого суда использовали в качестве балласта мешки с песком), первый балкер был весьма успешен на британском рынке перевозки угля.
Клипер SS Dunedin, принадлежащий компании New Zealand and Australian Land Company (NZALC) был оборудован в 1881 году компрессионной холодильной машиной, работающей по циклу Белла Колемана [3] — холодильная установка на паровой тяге сжимала воздух, который выпускался в трюм корабля. При расширении температура воздуха падала и он охлаждал груз в трюме. С помощью 3 тонн угля в день эта машина на паровой тяге могла поддерживать холод до 20 °C ниже температуры окружающего воздуха, заморозить Характерной особенностью SS Dunedin была дымовая труба от холодильных установок, размещенная между его мачтами, из-за чего иногда его принимали за один из пароходов, которые получили распространение начиная с 1840-х годов. В феврале 1882 года SS Dunedin отплыл из порта Чалмерс Новой Зеландии c 4331 бараньей тушей, 598 тушами ягнят и 22 свиной тушами, 246 бочонками со сливочным маслом, а также зайцами, фазанами, индейками, курицами и 2226 овечьими языками. Клипер прибыл в Лондон после 98 дней плавания со своим грузом, по-прежнему замороженным. За вычетом всех расходов компания NZALC получила 4700 фунтов стерлингов прибыли от транспортировки груза.
Вскоре после успешного плавания SS Dunedin, Великобритания решила увеличить торговлю замороженном мясом из Новой Зеландии и Австралии, для чего свыше 16 различных рефрижераторных судов было построено или переоборудовано к 1900 году на верфях в Шотландии и Северной Англии.
Первый «самовыгружающийся» балкер Hennepin был построен в 1902 году, он был предназначен для перевозки навалочных грузов по Великим озерам, США. Первый дизельный балкер спустили на воду в 1911 году.
До Второй мировой войны балкеры перевозили небольшое количество груза — в среднем 25 млн тонн в год, причём бо́льшая часть этих грузов была рудой; в основном суда эксплуатировались в прибрежном плавании.
Десантные корабли были первыми специально построенными морскими судами, позволяющими колесным и гусеничным транспортным средствам выходить своим ходом на берег. Эвакуация английских войск из Дюнкерка в 1940 году продемонстрировала британскому Адмиралтейству, что союзникам нужны относительно большие морские корабли, способные доставлять танки и другие транспортные средства с берега на берег. В качестве временной меры под танкодесантные корабли были переоборудованы три танкера, эксплуатировавшиеся на озере Маракайбо в Венесуэле, и поэтому отличающиеся неглубокой осадкой.
Таким образом, первые танкодесантные корабли (англ. LST) были переоборудованы из транспортных судов. Затем Великобритания и США совместно разработали проект серийного танкодесантного корабля. Более 1000 таких кораблей были заложены в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны для использования союзниками; На верфях Великобритании и Канады было построено еще 80 LST.
Весной 1946 года Атлантическая пароходная компания (англ. Atlantic Steam Navigation Company) обратилась в Адмиралтейство с просьбой приобрести три танкодесантных корабля для гражданских перевозок. Три первых переоборудованных ролкера получили названия Empire Baltic, Empire Cedric и Empire Celtic, и находились в эксплуатации до начала 1960-х годов.
Первым ролкером, специально построенным для этой цели, был Searoad of Hyannis, который начал использоваться в 1956 году. Несмотря на скромную вместимость (три груженых полуприцепа), он мог перевозить груз между материковой частью штата Массачусетсе и островом Нантакет (США) даже в ледовых условиях.
После Второй мировой войны балкерный флот вышел на новый уровень развития. Существенно возросшие в 1960-х годах потребности индустриальных стран в сырье побудили судовладельцев интенсивно наращивать свой балкерный флот и увеличивать размеры судов. Стремление к большим размерам привело к появлению в 1969 году балкера Universe Aztec грузоподъемностью 160 245 тонн, предназначенного для перевозки промышленных солей из Мексики в Японию. В 1973 году был построен нефте-рудовоз Svealand (затем однотипные ему World Gala и Neckar Ore) грузоподъемностью 282 462 тонн.
К 1950-м годам потребности в грузовых перевозках уже не удовлетворялись использованием только навалочной системы погрузки в трюм судна. Размеры и формы грузовых мест широко варьировались, и только в 1960-х годах начал применяться стандарт ISO на грузовые контейнеры. Крупные контейнерные терминалы с разветвленными конвейерными системами и складскими площадями находились еще только в стадии планирования или разработки.
Система LASH, что означает «lighter aboard ship» (рус. «лихтер на борту судна») была разработана как альтернатива и дополнение к развивающейся контейнерной системе. Лихтеры, которые можно охарактеризовать как плавучие грузовые контейнеры, служили двум целям: транспортировке и созданию модульной, стандартизированной формы для погрузки и разгрузки. Сухогруз Acadia Forest, введенный в строй в сентябре 1969 года, был первым лихтеровозом поддерживающим систему LASH. Этот лихтеровоз мог принимать 75 стандартных лихтеров общей грузоподъемностью около 376 тонн.
В конце 1980-х годов в Советском Союзе было построено ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) «Севморпуть», оснащенное атомной силовой установкой. Это крупнейшее из четырёх когда-либо построенных гражданских судов с ядерной энергетической установкой, а также крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов. Судно было предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы, и по состоянию на 2019 год является единственным действующим транспортным судном с ядерной силовой установкой.
Перевозки морем больших объёмов навалочных грузов имеют тенденцию устойчивого роста. С 1965 по 1980 год ежегодный прирост морских перевозок этих грузов составлял в среднем 9,5 %. Темпы роста за период с 1980 по 1990 год были более умеренными и составляли 2,6 % ежегодно. С 1990 по 2000 год — 2,3 % в год.
Одним из крупнейших по объёму транспортировки видов грузов является железная руда. Добыча железной руды тесно связана с производством стали. Мировое производство стали, резко возросшее в конце 1980-х годов, вызвало рекордное увеличение объёмов морских перевозок железной руды, достигших в 1989 году 362 млн тонн. В начале 1990-х годов последовало некоторое снижение перевозок руды, а затем дальнейший рост.
В 1986 году на верфях Hyundai Heavy Industries был построен балкер-рудовоз — Berge Stahl грузоподъемностью 364 767 тонн, длиной 343 м, шириной 65 м, осадкой 23 м. Судно может быть разгружено лишь в двух портах в мире — в Понта да Мадейра (Terminal Marítimo de Ponta da Madeira) в Бразилии и в Европорту вблизи Роттердама, Нидерланды. В эти порты его заводят только с наступлением прилива. Berge Stahl ходит между этими портами, совершая 10 рейсов в год, с грузом железной руды. Один рейс занимает порядка 5 недель.
Морские перевозки второго из крупнейших по объёму навалочных грузов, угля, также значительно увеличились со времени нефтяного кризиса 1970-х годов. Более всего это касается энергетического угля, который является более дешёвым источником энергии по сравнению с другими энергоносителями.
Использование в военных целях
Транспортировка военных грузов
Во время военных действий сухогрузы чаще всего использовались воюющими сторонами для перевозки военных грузов.
Примером такого использования могут служить транспортные суда типа «Либерти», которые строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок.
Вместимость «Либерти» могла достигать:
На практике, как правило, груз комплектовался сборным.
Транспорты типа «Виктори» строились в США с января 1944 года. Повышенная по сравнению с «Либерти» скорость позволяла идти совместно с быстроходными военными кораблями не тормозя движения транспортных конвоев. В США было построено 531 судно этого типа.
Использование в качестве вспомогательного крейсера
Сухогруз Cairo был построен в 1936 году на верфи «Германиаверфт» (нем. Germaniawerft) и использовалось «Линией Атлас Левант» (англ. Atlas Levant Line). После начала войны, в ноябре 1939 года, Cairo был передан кригсмарине. Первое время использовался в качестве вспомогательного судна на Балтике, затем был переоборудован в минный заградитель. Весной—летом 1941 года на верфи в Роттердаме был переоборудован во вспомогательный крейсер и вошёл в этом качестве в состав флота 9 ноября 1941 года под именем Stier. Основное вооружение вспомогательного крейсера составляли 6 150-мм орудий и 2 торпедных аппарата.
Использование в качестве войскового транспорта
Во время «Карибского кризиса» несколько советских сухогрузов типа «Ленинский Комсомол» приняли участие в операции «Анадырь», в качестве войсковых транспортов. Суда перевозили живую силу и технику сначала на Кубу, а затем, после окончания операции, обратно в СССР.
Во время Фолклендской войны ролкер SS Atlantic Conveyor был реквизирован в качестве вспомогательного транспорта, и перевозил авиационную технику. Во время плавания, один из перевозимых истребителей вертикального взлета Harrier был заправлен топливом, вооружен и готов к взлету в случае нападения аргентинских самолетов дальнего радиуса действия. SS Atlantic Conveyor был потоплен в результате ракетного удара. Все транспортные средства и вертолеты, находившиеся на борту, были уничтожены.
Использование в качестве авианосца
Идея торго́вых авиано́сцев (англ. merchant aircraft carrier) возникла в ВМФ Великобритании и Нидерландов во время Второй мировой войны. Обычно это был балкер (или танкер), оснащённый лётной палубой, надстройкой-островом, и несущий авиагруппу, но ходящий под торговым флагом и способный осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций.