Суггестивные психотехнологии в массовой коммуникации основаны на использовании такого феномена как
Суггестивные психотехнологии в рекламе и массовой коммуникации.
В гипнотических подходах широко применялись результаты исследований, всплеск
которых имел место в США после второй мировой войны, когда четко обозначился интерес к манипуляции сознанием, особенно в сфере рекламы.
Первые выводы, сделанные в послевоенных исследованиях покупательского поведения, были следующими:
— во-первых, человек склонен делать импульсивные покупки. Как показали исследования, более 90% совершаемых людьми покупок — импульсивные. На этом уровне психики приобретаются даже самые дорогие вещи;
— во-вторых, реклама не меняет убеждений человека по поводу предпочитаемого им товара, но если этого товара в продаже вдруг не окажется, покупатель возьмет тот товар, который в настоящий момент рекламируется;
— в-третьих, когда человек видит тот товар, который он намеревается сию минуту купить, он замирает, перестает мигать и сглатывать слюну, его дыхание замедляется, зрачки расширяются, взгляд становится расфокусированным. Это не что иное, как типичная картина гипнотического транса;
— в-четвертых, покупатель, будучи зрителем, читателем и слушателем рекламы, склонен отождествлять себя с каким-то из действующих лиц текстового сюжета или фильма (феномен идентификации).
1) трансовую индукцию при виде товара;
2) совершение импульсивных покупок.
Суггестия или внушение – это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого личного анализа, ни оценки.
Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них – на его волю и разум. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности и логичности информации, а также от авторитета суггестора. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам внушаемого.
Вот некоторые из приемов суггестии:
1) конкретность и образность ключевых слов;
2) конкретность и образность качеств;
3) избегание отрицательных частиц «нет» и «не»;
4) речевая динамика;
5) воздействие звукосочетаниями и др.
Конкретность и образность ключевых слов. Использование слов смысл которых конкретен, содержание которых легко себе представить, существенно повышает эффект внушения. А вот абстрактные понятия резко снижают силу внушения.
Конкретность и образность качеств. Произнося слово «яблоко», вряд ли можно обогатить чье-либо впечатление. Совсем другое дело – качественные признаки: сочное, спелое, румяное, сладкое, зеленое, кислое, червивое. Разница заметна даже по воображаемым вкусовым ощущениям.
Избегание отрицательных частиц «нет» и «не». Психика человека сопротивляется им, настораживая, вызывая сомнения. Одно дело в рекламе лекарственного средства заявить «Вы не будете болеть!» и совсем другое «Оно исцелит Вас!».
Речевая динамика. Одно из сильнейших средств суггестии. Основные приемы речевой динамики, способные повысить суггестию речи: мягкость и сила голоса, богатство интонаций, паузы, высокий темп речи, тембр речи (в рекламных целях выигрышнее использовать мужской голос, особенно низкий, «бархатный»).
Воздействие звукосочетаниями. Возможность целенаправленно воздействовать на
человека, на его эмоции при помощи определенных слов и словосочетаний известна с древности. Некоторые из них способны вызвать не только определенные эмоции, но и подсознательно восприниматься как какие-то образы.
Установлено, что присутствие или преобладание в словах гласной «и» вызывает впечатление чего-то маленького или незначительного. Звук «о» производит впечатление мягкости и расслабленности, даже эмоциональной теплоты. Преобладание звуков «а» и «э» в речи говорящего ассоциируется с эмоциональным подъемом, а звук «ы» производит впечатление чего-то мрачного, неприятно-непонятного. Сходное ощущение возникает и от обилия согласных, особенно шипящих.
Существует множество техник наведения трансового состояния, используемых в рекламном деле. Остановимся на некоторых из них немного подробнее.
Словесное описание, которое сопровождает показ нужного поведения в фильме или заменяет показ поведения и текстовой рекламе, должно быть примерно таким: «Когда я вижу товар А (чувствую запах товара Б, слышу товар-музыку В). я замираю (все во мне замирает, мир вокруг меня замирает)». Лучше, когда используется обращенное высказывание, которое представляет собой проекцию внутренних переживаний во внешний мир («мир вокруг меня замирает»). Подсознательно обращенные высказывания воспринимаются так же, как и прямые («я замираю»), однако барьер сознательной цензуры преодолевается значительно легче в случаях прямых высказываний.
Естественные трансовые состояния используются в сюжетах фильмов через показ состояния после пробуждения (обычно применяют в рекламе кофе и спальной мебели) и состояния перед засыпанием; в сериях «отдыха у воды» (рыбалка, пляж) – персонажи смотрят на водную поверхность, показ утомительного путешествия в автомобиле, в автобусе; показ персонажей, рассеянно созерцающих картины природы, рассматривающих небо и на нем – облака. Словесные описания: «комфорт, уют, покой, расслабленность» и т.п.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
V1 Теоретические основы массовой коммуникации
ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Швецов А.Е. кафедра «Связи с общественностью»
V1 Теоретические основы массовой коммуникации.
S: Предметом изучения социальной психологии являются:
-: закономерности процессов взаимодействия человека с современной техникой
-: закономерности развития личности в процессе обучения
+: взаимоотношение и психологическая совместимость личности в больших группах
-: закономерности развития личности в процессе воспитания и обучения
S: Назовите основные преимущества метода анкетирования (указать 2 варианта ответа):
+: возможность одновременного опроса группы лиц
-: устное получение сведений о деятельности испытуемых
-: объективирование свойственных человеку психических явлений
+: небольшие материальные затраты
-: отсутствие заранее спланированных ответов
S: Как называется вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на заранее подготовленные вопросы?
+: интервьюирование
-: анкетирование
-: тестирование
-: наблюдение
S: Закончите предложение. Являясь учеником, сыном, студентом, братом, человек тем самым выполняет различные:
S: Какая группа мотивов А.Маслоу реализует потребность человека в осмыслении мира и себя в нем, потребность реализации своих возможностей:
-:физиологически обусловленных мотивов.
-:мотивов достижения признания.
S: Стиль межличностных отношений, основанный на дискуссионном подходе называется:
S: Стиль межличностных отношений, основанный на подчинении называется:
S: Осознанное побуждение человека, определяющие его цели и характер действия по их достижению, называются:
S: Какое телесное проявление эмоций характеризуется жестами и позой?
-: биохимические изменения в организме
S: Какой метод психологии основан на способности человека сопереживать собеседнику через отождествление с ним?
+: эмпатическое слушание
-: интерпретация внутреннего мира другого человека
-: идентификация
-: нерефлексивное слушание
S:Установите соответствие между механизмами восприятия другого человека и его характеристиками.
1:это процесс и результат самоотождествления с другим человеком группой
2:это понимание другого человека путем эмоционального переживания, при этом эмоции и чувства человека не тождественны тем, которые испытывает другой человек
3:это восприятие и оценка путем присвоения человеку характеристик какой-либо социальной групп
S: Образ, аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности называется:
S: Под формированием личности понимается:
-: воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности
+: процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, идеологических, психологических и т.д.
-: процесс и результат количественных изменений в организме человека
-: готовность самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний
S: Из ниже перечисленных факторов массовой коммуникации меньше всего влияет на формирование личности:
S: Наиболее точным определением предмета психологии массовой коммуникации является
на современном этапе (сделать выбор из перечня):
-: Психологические процессы масс.
-: Закономерности массовых явлений.
+ : Опосредованное общение с помощью технических средств.
S: Выберите три функции массовой коммуникации, определяющие ее психологическую актуальность:
-: формирование общественного мнения;
+: социальная активация личности;
+: самоутверждение (самопознание и самореализация);
S: Структура личности как база восприятия и обработки информации и есть главный барьер на пути манипуляции в массовой коммуникации:
-: Зависит от ситуации.
S: Исключите из перечня два лишних элемента цепи массовой коммуникации:
S: Выберите три социально-психологических механизма восприятия коммуникатора:
S: Дополните список основных методов психологического воздействия в массовой коммуникации
«убеждение, внушение, заражение, …».
-: Формирование коллективных представлений.
-: Формирование коллективных предрассудков.
S: Исключите из списка три понятия, которые не являются приемами манипулирования общественным сознанием в массовой коммуникации:
-: неявные указания на общепризнанные нормы,
S: В терминах теории установки выберите три уровня, характеризующих складывание коммуникативного влияния:
S: Методы активизации творческого мышления журналиста включают (выбрать четыре правильных ответа)
+: метод записной книжки,
-: измененные состояния сознания.
S: Цели группы, нормы группы, структура группы и проблемы лидерства, сплоченность группы и фазы её развития- являются основными элементами
-: механизмов взаимного влияния
-:Продукт ситуации, т.е. в ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в одном качестве.
+:Человек, который обладает определенным набором личностных качеств, вызывающих психологическую притягательность.
-:Субъект управления межличностных отношений в группе.
-:Человек, внесший эффективный вклад в решение групповой задачи.
-:Человек, осуществляющий в группе систему неофициальных отношений.
S: При каком стиле лидерства дистанция между участниками и лидером уменьшается:
S: Какая из методик выявляет систему эмоциональных отношений в группе, систему «симпатий» и «антипатий»:
S: При каком виде коммуникации в качестве знаковой системы используется человеческая речь:
S: Процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщение к системе социальных связей»:
S: Соотнесите название и содержание функции массовой коммуникации.
Опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.
+Формирование или изменение установок, ценностей и ориентаций аудитории.
Связана с прекращением, изменением или инспирированием каких-либо действий аудитории.
Связана с потребностью регулирования эмоционального состояния.
Связана с потребностью личности в установлении
контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей
S: К лояльным приемам спора относят:
-:Использование эмоционально окрашенных понятий.
-:Обращение аргументов оппонента против него самого.
+:Умение держать в памяти весь спор.
S: Максимум напористости и максимум кооперативности – это:
S: Минимум напористости и максимум кооперативности – это:
S: Минимум кооперативности и максимум напористости – это:
S: Соотнесите название и содержание функции массовой коммуникации.
— Функция организации поведения
— Опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.
— Формирование или изменение установок, ценностей и ориентаций аудитории.
+ Связана с прекращением, изменением или инспирированием каких-либо действий аудитории.
— Связана с потребностью регулирования эмоционального состояния.
— Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей
S: Запишите в бланк протокола ответов недостающее ключевое слово «Особое состояние сознания», которое характеризуется по Э. Хилгарду:
-:спадом функции планирования;
-:наличием ярких зрительных образов прошлого;
-:толерантностью к устойчивому искажению реальности;
S: Психологическая эффективность массовой коммуникации, это, в первую очередь:
1. Адекватный коммуникативный стиль коммуникатора.
+2. Удовлетворенность характеристиками общения.
3. Гармония социального взаимодействия.
4. Наличие обратной связи.
S: Исключите из перечня лишние элементы цепи массовой коммуникации:
3. средства массовой коммуникации,
6. ситуативные составляющие,
+ 7. ничего исключить нельзя.
S: Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений понимается как:
S: Совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, понимается как структура группы:
-: отсутствие собственной позиции.
S: Способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их характеристик, есть совместимость:
S: Основное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, называется:
S: Способность личности заражать и заряжать своей энергией других людей – это:
S: В характере личность проявляется в большей степени со стороны:
S: Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
-: отношение личности к вещам;
-: отношение к другим людям;
+: систему отношений человека к самому себе;
-: особенности выполнения им какой-либо деятельности.
S: Суть процесса социализации человека заключается в:
-: развитии его врожденных свойств;
+ овладении многочисленными отношениями между людьми;
-: усвоении жаргона определенного слоя общества;
-: овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности.
S: Склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:
S: Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,
социальная адаптированность свойственны людям типа:
S: Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:
S: Соотнесите название и содержание функции массовой коммуникации.
Опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.
+Формирование или изменение установок, ценностей и ориентаций аудитории.
Связана с прекращением, изменением или инспирированием каких-либо действий аудитории.
Связана с потребностью регулирования эмоционального состояния.
Связана с потребностью личности в установлении
контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей
S: Назовите общие черты руководства и лидерства (указать 3 варианта ответа):
+: воздействие на членов группы для достижения цели
+: реализация социального влияния на рабочие группы
-: выдвижение из среды коллектива
-: выполнение санкционированных законом и должностными инструкциями функций
+: полная подчинённость, принятой в организации цели
S: Из перечисленных ниже характеристик укажите параметры руководителя (указать 2 варианта ответа):
-: выдвижение из среды коллектива
+: назначение извне коллектива
+: несёт ответственность за деятельность группы и её результаты
-: имеет психологическую природу
S: Дайте определение типа взаимоотношений, который характеризуется высоким уровнем заботы о людях, но отсутствием заботы о выполнении производственного задания:
S: Дайте определение типа взаимоотношений, который характеризуется низким уровнем заботы руководителя о производстве, людях, избеганием делегирования полномочий:
S: Дайте определение типа взаимоотношений, который характеризуется сосредоточением руководителя только на решении производственных задач, игнорированием человеческого фактора:
S: Дайте определение типа взаимоотношений, который характеризуется стремлением руководителя оптимально сочетать интересы производства и интересы людей:
S: Дайте определение типа взаимоотношений, который сочетает в себе максимальный учёт интереса производства и персонала:
S: Психическое отражение в массовой коммуникации:
-: является точной копией окружающей действительности;
+: носит избирательный характер;
-: представляет фотографию воздействующей окружающей среды;
-: не зависит от условий окружающей среды.
S: По К.Юнгу, направленность психики человека на внешнюю по отношению к организму реальность, называется:
S: Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью действовать творчески, активно, смело, гибко:
S: Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью подчинять свои действия целям:
S: Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью управлять своими мыслями и чувствами, действиями и поступками при массовой коммуникации:
S: Назовите волевое качество человека, характеризующееся его способностью принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях массовой коммуникации:
S: Выберите три социально-психологических механизма восприятия коммуникатора(укажите три варианта ответа):
S: К механизмам моды относят (назовите три варианта):
S: Соотнесите название и содержание функции массовой коммуникации.
Опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.
Формирование или изменение установок, ценностей и ориентаций аудитории.
Связана с прекращением, изменением или инспирированием каких-либо действий аудитории.
Связана с потребностью регулирования эмоционального состояния.
+ Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей
S: Дайте определение понятию перцепция:
-: определение психологических свойств личности по почерку
-:умение красиво и четко писать
-: зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, опыта, особенностей его личности
-: соответствие потребностям, соответствие данной деятельности
S: Основоположником изучения подражания как механизма распространения моды был:
S: Психологическая эффективность массовой коммуникации, это, в первую очередь:
-: Адекватный коммуникативный стиль коммуникатора.
+: Удовлетворенность характеристиками общения.
-: Гармония социального взаимодействия.
-: Наличие обратной связи.
S: Суггестивные психотехнологии в массовой коммуникации основаны на использовании феномена, который называется:
-: подчинения поведения принципу удовольствия.
S: Задача обучения аудитории как потребителя информации поставлена в теоретическом подходе, получившем название:
+: Теория социального научения.
-: Теория использования и удовлетворения.
S: Характер и направление влияния массовой коммуникации зависят от выбора одной из двух принципиальных программ воздействия — манипулятивной или формирующей.
-: Манипуляции альтернативы нет.
-: Зависит от ситуации.
-: Зависит от заказчика, источника в цепи массовой коммуникации.
-: Зависит от социальной среды.
+: Точного ответа не существует.
S: Исключите из перечня несуществующие классы коммуникативных барьеров и ошибок:
+: нет класса для исключения.
S: Какой возникает эффект, когда человек чувствует, что какое-то событие и информация об этом событии организуются с целью повлиять на него, и он видит в ней угрозу?
S: Что из ниже перечисленного может выступать в качестве «якоря» в воздействии массовой коммуникации?
S: Выберите наиболее точное определение конгруэнтности в общении:
-: управление эмоциональным контактом в общении,
-: использование психологических средств и приемов скрытого воздействия на
+: соответствие источника информации и реципиента (потребителя информации),
-: психотехнология, нацеленная на формирование определенных качеств участников диалога.
S: Роль стереотипа как устойчивого и упрощенного образа в процессе массовой коммуникации оценивается:
+ : должна оцениваться ситуативно.
S: Соотнесите название и содержание функции массовой коммуникации.
+: Опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.
-: Формирование или изменение установок, ценностей и ориентаций аудитории.
-: Связана с прекращением, изменением или инспирированием каких-либо действий аудитории.
-: Связана с потребностью регулирования эмоционального состояния.
-: Связана с потребностью личности в установлении
контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей
S: Соотнесите название и содержание функции массовой коммуникации.
Функция создания определенного эмоционально-психологического тонуса аудитории.
-: Опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.
-: Формирование или изменение установок, ценностей и ориентаций аудитории.
-: Связана с прекращением, изменением или инспирированием каких-либо действий аудитории.
+ :Связана с потребностью регулирования эмоционального состояния.
-: Связана с потребностью личности в установлении
контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей
S: Психологические особенности массовой коммуникации (выбрать три варианта):
+: Общение социальных групп.
+: Отсутствие прямой обратной связи между коммуникатором и реципиентом в процессе общения.
-: Отсутствие периодичности информации и «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения.
+: Фиксированность, неизменность ролей коммуникатора и реципиента.
-: Как организованный, так и спонтанный характер общения.