Суеверие это что такое простыми словами

Суеверие

Суеверие это что такое простыми словами. Смотреть фото Суеверие это что такое простыми словами. Смотреть картинку Суеверие это что такое простыми словами. Картинка про Суеверие это что такое простыми словами. Фото Суеверие это что такое простыми словами

Суеверие это что такое простыми словами. Смотреть фото Суеверие это что такое простыми словами. Смотреть картинку Суеверие это что такое простыми словами. Картинка про Суеверие это что такое простыми словами. Фото Суеверие это что такое простыми словами

Суеверие (образовано от «суе» — напрасно (без осознания причин) и «вера», букв. «напрасное верование») — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом. Суеверия являются мемом.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Основные интенции

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Источник

Суеверия

Суеве́рие – пред­рас­су­док, сует­ная, ложная вера, кото­рой про­ти­во­по­став­ля­ется вера истин­ная; явля­ется одной из форм идо­ло­по­клон­ства.

Как пра­вило, внеш­ним обра­зом суе­ве­рие про­яв­ляет себя на пове­ден­че­ском уровне в упро­щен­ных обря­до­вых формах: исполь­зо­ва­нии талис­ма­нов, маги­че­ских жестах и прочих вещах, свя­зан­ных с апо­тро­пией (т. е. маги­че­ским риту­а­лом, пред­на­зна­чен­ным для обе­ре­га­ния от зла). Особое место в суе­ве­рии зани­мают при­меты: опре­де­лен­ным собы­тиям при­пи­сы­ва­ется про­гно­сти­че­ское зна­че­ние.

Суе­ве­рие осуж­да­ется Словом Божиим ( Втор. 18:10-14 ; 1Тим. 4:7 ). Запо­ведь «не делай себе кумира» ( Исх.20.4 ) воз­ла­гает на чело­века ответ­ствен­ность за то, чтобы рели­ги­оз­ное покло­не­ние не ста­но­ви­лось суе­вер­ным, чтобы оно совер­ша­лось в духе истины. К сожа­ле­нию, в исто­рии рели­гий нередки под­мены веры суе­ве­рием. «Суе­вер­ные при­меты в мир­ских людях сопро­тив­ля­ются вере в Про­мысл Божий; а в нас, мона­хах, – духов­ному разуму», пишет прп. Иоанн Лествич­ник.

Осно­ва­ние суе­ве­рия заклю­ча­ется в духов­ном неве­же­стве – недо­статке пра­виль­ных рели­ги­оз­ных позна­ний, в лег­ко­мыс­лен­но­сти, а глав­ное – в сла­бо­сти или отсут­ствии истин­ной веры.

В чем сущ­ность суе­ве­рия?

Сущ­ность суе­ве­рия заклю­ча­ется в том, что суе­вер­ный чело­век при­над­ле­жа­щее только Богу при­пи­сы­вает тво­ре­нию и, вместо того, чтобы наде­яться на Бога, воз­ла­гает свои упо­ва­ния на тварей.

Откуда берутся суе­ве­рия?

Одна из наи­бо­лее частых причин воз­ник­но­ве­ния суе­ве­рий – малая воцер­ко­в­лен­ность. Как пра­вило, суе­вер­ные люди довольно редко ходят в храм, а если и ходят, то не раз­ви­ва­ются пра­вильно в духов­ном отно­ше­нии: редко молятся, редко читают духов­ную лите­ра­туру, редко испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Таин. Или вовсе этого не делают. Можно ска­зать, что они будто бы «зазем­ли­лись», зацик­ли­лись на мате­ри­аль­ном. Но и они в своих невзго­дах и неуря­ди­цах ищут спа­се­ния, как они это пони­мают. Таким якорем спа­се­ния для них явля­ются мате­ри­аль­ные вещи, кото­рым при­да­ется таин­ствен­ное мисти­че­ское зна­че­ние. Про­ис­хо­дит страш­ное и воис­тину сата­нин­ское дело: чело­век (образ и подо­бие Божье) начи­нает покло­няться мате­ри­аль­ным вещам, судьба кото­рых: обра­титься в прах. Так рож­да­ется суе­ве­рие – вера всуе, то есть напрас­ная сует­ли­вая вера, не при­но­ся­щая ника­кого духов­ного плода. Так раз­ви­ва­ется совре­мен­ное неоязы­че­ство. Можно ска­зать, суе­ве­рие подобно кри­вому стеклу, иска­жа­ю­щему наш взгляд.

Какие бывают суе­ве­рия?

Все суе­ве­рия делятся на несколько групп. К наи­бо­лее зна­чи­тель­ной группе при­над­ле­жат язы­че­ские суе­ве­рия. Эти суе­ве­рия напря­мую свя­заны с анти­хри­сти­ан­ским язы­че­ским миро­со­зер­ца­нием. Они имеют свои истоки в поли­те­и­сти­че­ских рели­гиях, кото­рые отри­цают бытие Еди­ного и Един­ствен­ного Бога, отвер­гают Его как Един­ствен­ного Творца мира. Вместо Бога они обо­жеств­ляют создан­ные Богом явле­ния твар­ного мира, наде­ляя их свой­ствами Боже­ства. Так воз­ни­кает масса мелких «божков», кото­рые будто бы обла­дают атри­бу­тами все­ве­де­ния, вез­де­су­щия, все­мо­гу­ще­ства, спо­соб­но­стью созда­вать мир и др., но в то же время явля­ются частью самого пре­хо­дя­щего и измен­чи­вого мира.

Напри­мер, аст­ро­ло­гия обо­жеств­ляет без­лич­ные кос­ми­че­ские объ­екты, наде­ляя их спо­соб­но­стью влиять на жизнь людей, кон­тро­ли­ро­вать и опре­де­лять чело­ве­че­ские судьбы. Но такой спо­соб­но­стью в полной мере может обла­дать лишь Созда­тель чело­века, Кото­рый знает его жизнь от момента зача­тия до смерти.

Оккуль­тизм учит о «скры­тых силах», спо­соб­ных влиять на чело­ве­че­скую жизнь, обо­жеств­ляет их, кате­го­ри­че­ски отри­цая бла­го­дат­ную силу Самого Творца Все­лен­ной.

Не объ­яс­няя вра­зу­ми­тельно при­роду скры­тых сил, оккуль­тизм оправ­ды­вает сомни­тель­ную прак­тику цели­тель­ства, якобы избав­ля­ю­щую чело­века от всех плохих жиз­нен­ных ситу­а­ций. Причем избав­ле­ние про­ис­хо­дит вне вся­кого обра­ще­ния к Богу, создав­шему чело­века и всегда спо­соб­ного прийти ему на помощь.

К наи­бо­лее модным оккульт­ным док­три­нам можно отне­сти фэн-шуй, кото­рый с помо­щью скры­тых сил помо­гает чело­веку обу­стро­ить свой дом вплоть до опре­де­ле­ния даты покупки мебели и мате­ри­ала инте­рьера.

К язы­че­ским суе­ве­риям несо­мненно при­над­ле­жит и уфо­ло­гия, смы­ка­ю­ща­яся с оккуль­тиз­мом. Она раз­вер­ты­вает сомни­тель­ное учение о тво­ре­нии чело­века неве­до­мыми при­шель­цами. Послед­ние, согласно док­три­нам уфо­ло­гов, уже давно пре­вра­ти­лись в скры­тые оккульт­ные силы, мани­пу­ли­ру­ю­щие чело­ве­ком и даже кос­мо­сом, что поз­во­ляет рас­смат­ри­вать их как язы­че­ских богов, создав­ших чело­века и управ­ля­ю­щих миром.

Менее зна­чи­тель­ные суе­ве­рия – это суе­ве­рия, рас­про­стра­нен­ные в народе. От язы­че­ских их отли­чает то, что они не пред­став­ляют целост­ного язы­че­ского миро­со­зер­ца­ния, а суще­ствуют отры­вочно и обособ­ленно, не вклю­ча­ясь в какую-либо целост­ную систему миро­по­ни­ма­ния.

Для удоб­ства их лучше назвать народ­ными, поскольку их пере­дача осу­ществ­ля­ется не от неко­его «экс­перта» язы­че­ских знаний (цели­теля, кол­дуна, оккуль­ти­ста, экс­тра­сенса или уфо­лога), а от про­стого, неосве­дом­лен­ного в рели­гии чело­века к такому же чело­веку.

Вместе с тем эти суе­ве­рия, несо­мненно, свя­заны с язы­че­ством. Их можно оха­рак­те­ри­зо­вать как неосо­знан­ное язы­че­ство, а неко­то­рые как фети­шизм, поскольку без­от­чет­ный страх чело­века перед чис­лами, датами, поступ­ками, пред­ме­тами пред­став­ляет собой тот или иной аспект язы­че­ского миро­воз­зре­ния, язы­че­ское или фети­шист­ское отно­ше­ние к миру. Так, вера в завя­зан­ные узелки, пла­точки, счаст­ли­вые или несчаст­ли­вые дни пред­по­ла­гает веру во все­мо­гу­ще­ство вещей и чисел, а значит, ведет к их обо­жеств­ле­нию.

Язы­че­ские суе­ве­рия всегда стре­ми­лись про­ник­нуть в Цер­ковь. Но Цер­ковь твердо про­ти­во­стоит им своим дог­ма­ти­че­ским уче­нием, утвер­жда­ю­щим пер­во­при­чину мира только во все­мо­гу­щем Боге. Тем не менее, для язы­че­ского созна­ния оста­ется воз­мож­ность исполь­зо­вать рели­ги­оз­ную прак­тику Церкви для своих нехри­сти­ан­ских целей. Такое исполь­зо­ва­ние Церкви не по назна­че­нию рож­дает око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия.

Напри­мер, исполь­зо­ва­ние бого­слу­жеб­ной прак­тики с нехри­сти­ан­скими (неду­ше­спа­си­тель­ными) целями ведет к обря­до­ве­рию. Здесь уже нет места Бого­по­зна­нию и Бого­по­чи­та­нию, поскольку бого­слу­же­ние исполь­зу­ется для дости­же­ния сию­ми­нут­ных выгод, а не для настав­ле­ния души и стя­жа­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати. Око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия – всегда псевдо­хри­сти­ан­ство. Они не имеют ничего общего с хри­сти­ан­ской рели­гией, а только при­кры­вают цер­ков­ной прак­ти­кой не пре­одо­лен­ное язы­че­ское миро­воз­зре­ние.

Неко­то­рые «цер­ков­ные» суе­ве­рия:

Неко­то­рые «мир­ские» суе­ве­рия:

Суе­ве­рия вокруг «пре­сло­ву­той» кошки:

Изре­че­ния афон­ских святых и стар­цев о суе­ве­риях

прп. Паисий Свя­то­го­рец:
«Чело­веку невни­ма­тель­ному и веду­щему рас­се­ян­ный образ жизни пред­став­ля­ется, что все течет своим чере­дом. Все собы­тия явля­ются резуль­та­том слу­чай­ного сте­че­ния обсто­я­тельств… Такие люди обычно бывают в то же время суе­вер­ными. Боль­шое зна­че­ние при­дают вли­я­нию звезд на чело­ве­че­скую жизнь, следят за вся­кими глу­пыми пред­ме­тами, напри­мер: чтобы кошка не пере­бе­жала дорогу, чтобы не рас­сы­пать соль на столе, не здо­ро­ваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У неко­то­рых суе­вер­ных людей коли­че­ство таких примет дости­гает огром­ного числа. Но напрасно эти люди только услож­няют свою жизнь. Если на все эти глупые суе­вер­ные при­меты не обра­щать вни­ма­ния, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каж­дого чело­века, в част­но­сти, управ­ляет Бог».
«…чтобы диавол не пре­льстил нас с помо­щью фан­та­зий, вооб­ра­же­ния. Вооб­ра­же­ние — вещь хоро­шая, и если она исполь­зу­ется с толком, то обла­дает вели­кой силой. Люди, под­вер­жен­ные пре­ле­сти, вооб­ра­жают уви­ден­ное или про­чи­тан­ное ими так, как им хочется. А потом верят, что кар­тина, нари­со­ван­ная их вооб­ра­же­нием, явля­ется дей­стви­тель­ной. Для того чтобы эти несчаст­ные полу­чили помощь, им сле­дует нахо­диться под посто­ян­ным [духов­ным] наблю­де­нием, потому что диавол посто­янно обво­дит их вокруг пальца».

прп. Иосиф Исих­аст:
«Чело­век ста­но­вится посме­я­нием для бесов. И тогда они изде­ва­ются над ним с помо­щью картин и виде­ний, явле­ний и откро­ве­ний, сим­во­лов и чисел, пред­рас­суд­ков и гада­ний и целой кучи суе­ве­рий. Бог да сохра­нит от такого извра­ще­ния!».
«Итак, ум — это эконом души, кото­рый при­но­сит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хоро­шее, что ему нужно, он пере­но­сит это в сердце. Сна­чала он очи­ща­ется от всех пред­рас­суд­ков, в плену кото­рых нахо­дился в миру».

прп. Нико­дим Свя­то­го­рец:
«Многие живот­ные ока­зы­ва­ются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая аст­ро­но­мию и не иссле­дуя дви­же­ние звезд, по своей при­роде от рож­де­ния спо­собны пред­ви­деть буду­щее …».

архи­манд­рит Фило­фей, игумен мона­стыря Кара­кал, ученик старца Ефрема Фило­фей­ского:
«Лука­вый водит людей за нос. Он стре­мится заста­вить чело­века боятся соб­ствен­ной тени, чтобы он пере­стал чув­ство­ваться себя сво­бод­ным. Вместо того, чтобы пойти в цер­ковь, он начи­нает метаться по кол­ду­нам, экс­тра­сен­сам, гадал­кам и меди­у­мам, тем самым губя свою душу».
«Сатана делает людей посме­ши­щем. Зачем нам зави­сеть от каких-то сме­хо­твор­ных «примет»? Мы должны оста­ваться такими как нас сотво­рил Бог – сво­бод­ными. Гос­подь наш Иисус Хри­стос осво­бо­дил нас от тира­нии диа­вола и смерти. Когда мы нако­нец это поймём?».
«Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, обра­зо­ван­ные и учёные мужи) имеют такие фобии и пси­хо­ло­ги­че­ские зави­си­мо­сти».

старец Иосиф Вато­пед­ский:
«Труд­нее отречься от страст­ных пред­став­ле­ний, жела­ний и «пред­рас­суд­ков», как назы­вают отцы дей­ствен­ные грехи, кото­рые суще­ствуют как при­вычки и вос­по­ми­на­ния в разум­ной части нашего суще­ства, а глав­ным обра­зом, в самом нашем сердце».

cвт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов):
Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в святую Истину, когда она – вера, при­не­сен­ная на землю воче­ло­ве­чив­шейся Боже­ствен­ной Исти­ной, Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суе­ве­рие. Плоды суе­ве­рия – поги­бель. Такая вера осуж­дена Богом: ею веруют идо­ло­по­клон­ники в своих куми­ров, мусуль­мане в лже­про­рока Маго­мета и Коран, ере­тики в свои бого­хуль­ные дог­маты и в своих ере­си­ар­хов, раци­о­на­ли­сты в падший разум чело­ве­че­ский. Ею будут веро­вать в анти­хри­ста его после­до­ва­тели.

Источник

«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»

Беседа с профессором А.И. Осиповым

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

Суеверие это что такое простыми словами. Смотреть фото Суеверие это что такое простыми словами. Смотреть картинку Суеверие это что такое простыми словами. Картинка про Суеверие это что такое простыми словами. Фото Суеверие это что такое простыми словами

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

Суеверие это что такое простыми словами. Смотреть фото Суеверие это что такое простыми словами. Смотреть картинку Суеверие это что такое простыми словами. Картинка про Суеверие это что такое простыми словами. Фото Суеверие это что такое простыми словами

Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *