Субботники кто это такие
Субботники кто это такие
В времена царствования Екатерины Второй на Руси появляются люди, которые почитали субботу вместо воскресенья. Их нередко путали с евреями. В разных южных губерниях это начинание подхватывают тысячи человек. Русские люди тянулись в новообразованную секту.
Испугавшись этого нового направления, правительство Александра I запретило субботников. Непокорных сектантов изгоняли из уездов, целыми деревнями отправляли в ссылку в Сибирские губернии, забирали в солдаты. Эти меры не помогли.
Субботники ушли в подполье
Несмотря на строгие меры, секта субботников перешла на нелегальное положение. Людям нравились дополнительные выходные, а также браки по взаимному согласию, а не по принуждению родителей. Браки по любви в то время заключались очень редко. Ссоры, убийства, избиение женщин были нередки в обычной среде. Расторгнуть свой брак несчастные супруги не могли. Относительная свобода нравов при поиске спутницы или спутника жизни в среде сектантов стали привлекательна для многих молодых парней и девушек.
Люди пытались избежать пожизненного рабства, распространенного в то время на Руси. Они находили здесь сторонников и поддержку.
Обрезание – пропуск в секту
Юношей не пугала возможность обрезания. Это было еще одно главное условие принятие в субботники. Родители не боялись подвергать такому испытанию своих детей.
Субботники – не евреи
Все говорило о том, что секта придерживается иудейских правил жизни. Но соблюдали их не истинные евреи, а люди русской национальности. Это неоднократно отмечают в своих докладах правительственные чиновники.
Бунты внутри секты
Внутри сектантского движения постоянно происходили нововведения. Ведь секта не имела единого центра. А после репрессий ее отдельные члены были разбросаны по всей России. Они на свой страх и риск стали вырабатывать свои правила и нормы жизни. Появлялись новые лидеры и направления. Одни отрицали христианскую веру, другие же поклонялись Иисусу Христу. В религиозных действиях субботники тоже поступали парадоксальным образом. Признавая законы Моисея, его главную книгу Талмуд не читали. Все обряды и молитвы совершали на церковно-славянском языке. Почитание икон отвергалось. Некоторые сектанты в Пятигорске полностью придерживались русских обычаев за исключением выходного дня в субботу.
Появляются разные ответвления. В Саратовской губернии некто Сундуков стал выступать за более тесное сближение с иудаизмом. Так появились молокане. Он вводят запрет на употребление кошерной пищи. Потом в Закавказье появилось еще одно ответвление от молокан – это так называемые прыгуны.
Караимиты, обосновавшиеся в Тамбовской губернии, отрицали Талмуд. Они считали для себя священной книгой Ветхий Завет. В этой же губернии появились христианские субботники.
Труд и дисциплина – основа секты
Дисциплина у новых сектантов внутри общества была железной. Они беспрекословно подчинялись приказам своего начальства. Были весьма трудолюбивы, работали не покладая рук, многие из них обучались грамоте. Для обучения чтению, письму, математике субботники приглашали в качестве наемных работников учителей из числа евреев. Школ не открывали, собирались на занятия в избе.
Субботники презирались алкоголиков и нищету. Такого в их среде не наблюдалось. Развратные действия также не совершались. Ничего преступного среди сектантов замечено не было.
Свобода в 1905 году
К началу XX века количество субботников перевалило за десятки тысяч, они оседло проживали более чем в 30 русских губерниях. В паспорте, в графе вероисповедание чиновники обязательно указывали, что податель сего документа относится к секте иудеев-субботников.
Их влияние на общественную жизнь было такое большое, что в 1905 году правительство принимает специальный указ. Субботники получили долгожданную свободу, все ограничительные меры против них были сняты. Но местная власть нередко путала субботников с еврейским населением и по-прежнему принимала в их отношении ограничительные меры. Поэтому царское правительство вновь разъяснило своим нерадивым чиновникам, что субботники и евреи – это не одно и тоже. Применять к ним запреты нельзя.
Самая большая община в Ильинке
В XX веке слияние субботников с еврейским народом произошла полностью после Гражданской войны и периода коллективизации. Эти потрясения еще больше сблизили субботников, заставили их искать новые формы приспособления к жизни. Воронежская область, село Ильинка – место вековой оседлости субботников – стало классическим примером слияния духовного перерождения сектантов в ортодоксальную еврейскую веру. Более того, все сектанты стали считать себя евреями. В 1920 годах здесь создается колхоз «Еврейский крестьянин». Сюда приезжают для наставничества уже настоящие евреи. Всех мальчиков здесь подвергают поголовному обрезанию. Это вызывает немалое удивление у соседей-субботников, проживающих в ближайших деревнях. Они редко проводили обряд обрезания.
К этому времени субботники также разделяют пищу. Мясо нечистых животных не употребляется. Чтобы составить список непригодной пищи, тщательно изучается вся литература. Нередко возникают споры. Голод, охвативший другие российские регионы субботников не коснулся. Они смогли и в новых условиях заработать себе на жизнь. Предприимчивость была у них в крови.
Репрессии 1937 года
Новая советская власть вначале относилась терпимо к вере субботников. Но в 1937 году на волне борьбы с религией многие молельные дома были зарыты, конфискации подлежало имущество и литература. Субботники стали эмигрировать в Израиль.
Жидовствующие или Кто такие Субботники
Когда возникло Государство Израиль, одним из его принципов стал принцип «плавильного котла» – дабы из множества самых разных, порой кажущихся несочетаемыми, ингредиентов создать новый народ – израильтян. Нельзя сказать, чтобы эта цель была достигнута на 100 процентов, но новый народ всё-таки появился; наполовину сплав, наполовину «овощной салат», где все составные части вроде и вместе, но каждая из них всё равно особенна. И когда немного обживаешься среди этого народа, то начинаешь видеть эти ингредиенты – различать их по акценту, внешнему виду, манерам; и тогда понимаешь, что израильтяне – это огромное количество самых разных культур и корней.
Нам повезло, и мы уже более или менее близко знакомились с самыми необычными и выделяющимися «ингредиентами» нынешнего израильского общества – самаритянами, друзами, черкесами… И вот в один прекрасный день мы познакомились с ещё одной группой, о которой, к стыду нашему, до этого даже не слышали – с «субботниками».
Хотя, возможно, что стыдиться тут особенно нечего. И на то есть несколько причин: во-первых, о субботниках вообще немногие знают, практически никто о них не пишет и не изучает на научном уровне, а во-вторых, на протяжении долгого времени они сами тщательно скрывали правду о себе. Смело и открыто говорить о том, что они потомки субботников, стало только четвёртое поколение, яркая представительница которого Эстер Шмуэли (в «оригинале» Протопопова) – правнучка четы субботников, приехавших в Палестину в самом начале ХХ века.
К ней в гости, в гостеприимный дом в посёлке Илания (Саджера) мы и наведались; там и услышали всё то, о чём и попытаемся вам тут рассказать.
Первые упоминания о секте субботников, называемых так же – официально и неофициально – «жидовствующими», появились ещё в начале XVIII века. Первыми официально зарегистрированными субботниками стали помещичьи крестьяне, по какой-то причине отказавшиеся от некоторых догм православной церкви и начавшие соблюдать законы иудаизма, главным из которых является строгое соблюдение субботы (Шабата). Эта секта откололась от традиционного православного христианского учения, и сектанты требовали доказательств того, что именно воскресенье, а не суббота, является святым днём. В основе вероучения субботников лежал Ветхий Завет, в котором их привлекали запрет на пожизненное рабство, идея единобожия (а не Троицы), отрицание «кумиров» (икон); они считали Иисуса не сыном Божьим, а одним из пророков; всё это в совокупности привело к тому, что официальная церковь стала считать их еретиками.
На субботников были гонения в течение многих десятков лет; их разоблачали и ссылали на Кавказ и в Сибирь. Некоторых насильно возвращали в православие, не сломленных забривали в солдаты (к примеру, в Хоперский казачий полк). Субботникам не выдавали паспорта, дабы усложнить им передвижение по России, им запрещали исполнение всех обрядов, не относившихся к христианству: обрезания, бракосочетания и погребения по иудейским обычаям.
Субботникам приходилось скрываться и проводить свои обряды втайне (никого вам это не напоминает. ), но несмотря на это к течению присоединялись всё новые и новые сектанты.
Однако в конце XIX века наступили послабления, и субботники перестали скрывать свою веру, даже получив некоторые гражданские права.
Кроме субботников, в то же примерно время возникла секта «молокан» – её приспешники полностью отказались от мясного (сегодня бы их назвали вегетарианцами), и поскольку вместе с соблюдением субботы они соблюдали и один из принципов еврейского кашрута – не-смешивание мясного и молочного, а так же не-употребление запрещённой в иудаизме свинины, то их поведение и верование были ещё больше похожи на иудаизм.
Но давайте плавно перенесёмся из Воронежской и Кубанской губерний, где жило самое большое количество субботников, к великой Волге, где внезапно среди населения деревень, что между Царицыным и Астраханью, тоже появились субботники, и именно их потомки сегодня живут в посёлках Нижней Галилеи в Израиле.
В селе Солодники Астраханской области жил некий Андрей (Авраам) Куракин, служивший звонарём в местной церкви. Однажды – как он позднее сам рассказывал – он поднялся на колокольню отзвонить к службе, как вдруг почувствовал, что у него отнялись руки. Куракин спустился вниз, пришёл в себя, снова поднялся к колоколу – и снова почувствовал полное онемение рук. И снова сошёл он на землю, подождал, пока руки «оживут» и в третий раз поднялся на колокольню – и снова отнялись его руки.
И Куракин решил, что это не простое совпадение, а знак свыше. Он стал задавать неудобные для церкви вопросы – о святости субботы, например; к нему присоединились другие семьи, которые в один прекрасный момент пришли в церковь, сорвали с себя кресты, бросили в угол иконы – таким образом полностью отрезав себя от прежней веры.
Субботники обратились к местному раввину, попросив научить их догмам иудаизма. Закончив обучение, они полностью прониклись еврейской верой и попросили раввина помочь им пройти «иудаизацию» – то бишь процесс гиюра (каковой процесс долгий и сложный). Раввин – как и положено принципам иудаизма, запрещающего миссионерство – отказал. Ему показалось диким и необъяснимым, что этнические русские и вчера ещё православные христиане хотят стать частью ненавидимого всеми народа, который в те годы по-прежнему подвергался погромам и гонениям и был ущемлён во всех возможных правах.
Однако субботники не отказались от своих планов и поехали аж в Прибалтику, где один литовский раввин таки прислушался к их уговорам и провёл процесс гиюра, превратив христианских сектантов в «геров» – то есть неевреев по Галахе, принявших иудаизм.
Теперь давайте на некоторое время оставим наших новоиспечённых евреев и перенесёмся в подмандатную Палестину конца XIX века. Государства Израиль ещё нет, но евреи – в основном румынские и российско-украинские – понемногу возвращаются в землю предков. Они создают новые поселения-города – как, к примеру, Реховот, Ришон ле-Цион– и при помощи денег барона де Ротшильда стараются развить на этих песчаных, заболоченных, многие века не культивируемых землях сельское хозяйство. Дела, мягко говоря, идут не очень – и земля неприветлива, и опыта недостаточно.
И тогда еврейское движение «Ховавей Цион» («любящие Сион», они же «палестинофилы»), наибольшее число сторонников которого было как раз таки в России и в Румынии, прослышало о так называемых жидовствуюших русских крестьянах. Активисты движения немедленно прибыли в сёла, где жили субботники, в том числе и в село Солодники. Их цель была проста и в чём-то гениальна – палестинофилы совершенно справедливо предположили, что потомственные крестьяне, успешно занимающиеся сельским хозяйством в сложном климате (морозные зимы и засушливые жаркие лета), смогут прижиться на землях Палестины и научить уже живущих там евреев навыкам земледелия.
Активисты Ховавей Цион развили бурную деятельность по агитации и оформлению проездных документов (в том числе и паспортов, цветные ксерокопии которых мы видели в гостях у Эстер), и в 1902 году на землю Эрец-Исраэль ступили члены шести семей из села Солодники – Протопоповы, Нечаевы, Матвеевы, Куракины, Сазоновы и Дубровины
Семьи субботников расселили по посёлкам Нижней Галилеи, и с тех пор они стали неотъемлемой её частью.
Большая часть семей поселилась в посёлке Илания (название которой происходит от слова «илан» – «дерево»), она же Саджара (на арабском). Своё имя деревня получила от огромного древнего кипариса, растущего на её территории. Именно тут субботники, подобно этому могучему дереву, должны были пускать корни в новую для них землю.
Так началась израильская история субботников, и начало её простым не было.
Во-первых, местные жители искоса поглядывали на странных новых соседей, внешне совершенно не похожих на евреев: светловолосых, высоченных, круглолицых, голубоглазых. Бежавшие в земли предков от российских погромов, евреи Палестины совсем не были рады видеть тут представителей того народа, от которого они натерпелись лишений и страданий; пусть даже представители те соблюдали те же традиции, что и местные евреи.
Поэтому субботники решили скрывать правду о своём происхождении. Часть семей полностью отказалась от русских имён, выбрав себе новые еврейские фамилии либо согласно созвучности с прежними, либо постаравшись перевести их на иврит по смыслу, либо выбрав что-то понравившееся просто так. Именно по этой причине правнучка Ильи (Алика)-Элиягу Протопопова и Марьяны (Мириам) Протопоповой Эстер носит фамилию Шмуэли, потомки семьи Нечаевых – фамилию Эфрони, а потомки семьи Йосефа и Дины Матвеевых – Яакоби.
Так случился раскол внутри самих субботников. Семьи разъехались по разным посёлкам и через какое-то время даже потеряли связь друг с другом – на целых 2-3 поколения.
Что касается земледельческих успехов, то в этом члены Ховавей Цион совершенно не ошиблись – субботники быстро освоились с новыми землями, успешно их обрабатывали и учили азам сельского хозяйства своих соседей.
Когда в Эрец-Исраэль прибыл с визитом барон де Ротшильд, его повезли в деревни субботников (в том числе в Иланию). Он был немало впечатлён их успехами и велел выделить каждой семье 250 дунамов (25 гектаров) сельскохозяйственной земли в аренду на 40 лет, по истечении которых в случае успешной деятельности вся эта земля автоматически переходила в полное владение семьи.
На своём участке семьи субботников строили дома по одному принципу – каменная стена, внутри которой обширный двор, дом, колодец и все хозяйственные постройки, включая хлев.
Калитка в стене делалась узкой как средство защиты от кражи скота: так, чтобы вор смог выйти сам, но не смог вывести корову.
Шли годы и у субботников появлялись дети, рождённые уже на своей новой родине. Среди этой необычной группы людей было принято брать себе и давать детям библейские имена – так появились Сара (Нечаева), Авраам (Куракин), Эстер (Протопопова-Шмуэли).
Второму поколению субботников пришлось непросто – люди всё ещё сторонились их, не признавали за своих, не считали настоящими евреями и категорически возражали против браков с ними. Но молодёжь чаще всего оказывалась настойчивой, и дети геров-субботников строили свои семьи с галахическими евреями.
Эстер рассказывала о том, что Куракин в его преклонные годы говорил о своей мечте – чтобы кровь его детей смешалась с еврейской кровью и чтобы в жилах его потомков текла уже настоящая еврейская кровь – кровь народа, к которому он от всей своей души стремился присоединиться.
Однако не все представители второго поколения субботников разделяли стремления Авраама Куракина. Мало того, что два старших сына Авраама и Сары отказались переходить в иудаизм и остались в России, так ещё и некоторые уже рождённые в Эрец-Исраэль дети, повзрослев, крестились и уезжали в Россию, на землю отцов. Это стало дополнительной причиной того, почему субботники тщательно скрывали правду о своём происхождении даже от своих детей.
Однако время от времени корни первого поколения новых колонистов Эрец-Исраэль давали о себе знать. Эстер рассказала несколько забавных или гротескных случаев. Так, Куракин, бывший церковный звонарь, терпеть не мог слышать, как звонят колокола в монастыре на вершине горы Тавор (Фавор), недалеко от которой он жил. Лишь заслышав первые звуки, он начинал сжимать кулаки и яростно браниться. Как-то ему сказали:
– Авраам, успокойся, что тебе до них? Ты теперь еврей, они христиане, какое тебе дело?
На что Авраам ответил примерно следующее:
– Нет мне до них никакого дела, пусть молятся своему богу; но ведь фальшивят просто безбожно, слушать невозможно!
– Так поднимись к ним и научи, как надо.
– Да чтобы я – и к этим гоям. – ответил Авраам Куракин и сплюнул.
Или, когда барон де Ротшильд приезжал с визитом к одной из семей субботников – а было это событием исключительной важности… примерно как если сегодня Трамп войдёт в двери вашего дома – то одна из женщин, не отдавая себе в этом никакого отчёта, глядя на барона широко открытыми глазами, размашисто перекрестилась.
Эстер рассказывала, как однажды набравшись местного вина, Куракин вскочил на лошадь и начал кричать – «Бей жидов, спасай Россию!»; как во время Первой мировой, когда немцы могли вот-вот явиться на земли Эрец-Исраэль (о чём рассказывается в посте о Масаде на горе Кармель), две женщины из субботников сделали из прутьев два креста, рассудив, что неизвестно чей бог «правее», так пусть на всякий случай и кресты дома полежат.
Конечно, со вторым, а потом и третьим поколением субботников такого уже не случалось; сбывалась мечта Авраама Куракина, кровь его потомков и потомков пяти других семей смешивалась с еврейской, дети, зачастую не знавшие о своём истинном происхождении, росли и вырастали полноценными евреями и израильтянами, полностью ассимилировались – и никто бы уже даже не догадался, что их родителями и дедушками-бабушками были этнические русские.
Многие из этих детей и внуков воевали в войнах Израиля; многие пали.
Возможно, многие удивятся, увидев эти имена в этом рассказе, но.
Только к четвёртому поколению правнуки субботников – совершенно не говорящие на русском – стали интересоваться своим происхождением. Они искали старые документы, которых находилось не слишком много (некоторые семьи, стремившиеся уничтожить любые упоминания о своём происхождении, сожгли российские паспорта ещё в первые годы жизни в Палестине), искали потомков Нечаевых, Сазоновых, Дубровиных… иногда находили их едва ли не в двух шагах от своих посёлков; а в 2012 году 25 представителей всех шести семей субботников, включая Эстер и её брата Тувию, поехали в Россию – в деревни, что вдоль течения великой Волги, от нынешнего Волгограда и до Астрахани… в село Солодники.
Интересный факт: в еврейских древних книгах слово «жидовствующие» ( מתיהדים ) упоминается в первый – и единственный раз – в «свитке Эстер», который евреи читают каждый год во время праздника Пурим:
ורבים מבני הארץ, מתיהדים כי נפל פחד היהודים, עליהם… (ח יז)
И многие из народов страны стали Йеудеями, потому что охватил их страх пред Йеудеями
( Часть 8, строфа 17 «Свитка Эстер »)
Четвёртое поколение семей Протопоповых, Нечаевых, Матвеевых, Куракиных, Сазоновых и Дубровиных уже совсем не обязательно занимается сельским хозяйством. Земли, доставшиеся их предкам по истечении 40 лет бытия арендаторами-издольшиками ( אריסים ), перешли к ним; кто-то продолжил заниматься сельским хозяйством (к примеру, семья Эстер Шмуэли), кто-то их продал и вложил вырученные средства в развитие прочих видов деятельности.
Как рассказала Эстер, продажа земель потомками субботников – это их большая трагедия и глубокий стыд (о которых, кстати, далеко не все из них готовы говорить), поскольку некоторые из них продали свои участки… арабам. Поэтому сейчас, стоит в среде потомков субботников появиться слухам о новых подобных сделках, они всеми средствами пытаются сделать так, чтобы земли не уходили арабам – они убеждают семьи продавцов дождаться покупателей-евреев, или при помощи зарубежных филантропов выкупают эти земли сами.
…А что же с субботниками, не уехавшими в Эрец-Исраэль более века назад?
Они не исчезли; они существовали даже во времена Советской власти. В 1920–21 гг. субботники из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. (Воронежская область) переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — Ильинка и поселок Высокий. Со временем они полностью признали ортодоксальный иудаизм и отожествили себя с евреями. Жители Ильинки в обязательном порядке даже в годы СССР обрезали мальчиков, соблюдали кашрут в домашних условиях, избегали смешанных браков, соблюдали субботу и еврейские праздники. Совсем не так давно, в 1973-1991 гг, при содействии израильских раввинов, считающих, что «важно не то, что в венах, а то, что в сердце», большинство жителей Ильинки переехало в Израиль, где они живут в довольно закрытой общине в довольно религиозном городе Бейт-Шемеш.
Вот такая удивительная страница из истории и антропологии страны Израиль – маленького Вавилона современности. Надо заметить, что после общения с самаритянами знакомство с субботниками оказалось самым впечатляющим, интригующим и интересным. К сожалению, как уже упоминалось, о них почти ничего не написано (статьи в Википедии не в счёт); на иврите существует единственная книга – ״סובוטניקים״ בגליל («Субботники в Галилее»), которую мы поспешили там же, у Эстер, и купить, а на русском нет и этого.
– повествовании Эстер (вернее, той его части, что удалось сохранить в памяти)
– фактах и именах из книги «Субботники в Галилее»
Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул
Официальный сайт монастыря
Осторожно, секта! Адвентисты седьмого дня или субботники
Среди поверивших этому откровению начало твориться прямо-таки столпотворение Вавилонское. Несчастные люди в громадном количестве накануне 22 числа облеклись в белые одежды и вышли к «горе суда» — так называлась одна гора в штате Нью-Йорк, на которую в облаке должен был сойти Христос. Вся ночь проходила в напряженном ожидании. Взгляды людей были прямо-таки прикованы к небесам. Но вот взошло солнце, которое озарило небосклон, но так никто и не услышал трубного ангельского звука с небес, не увидели и грядущего на облаках Спасителя. Пророчество оказалось простым обманом. Да и не суждено, ведь Сам Господь в предостережение всем тем, кто будет пытаться определить точный срок Его Второго Пришествия сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24,36).
После всего случившегося в адрес незадачливого пророка посыпались насмешки. По этой причине Миллер, как лидер основанного им движения самоустранился. Однако, многие его последователи продолжали оставаться сторонниками прежнего учения.
В январе 1845 года Миллер и его последователи были исключены из баптистского союза, к которому до этого принадлежали. Это и привело к созданию самостоятельной секты, получившей название адвентистов. По-русски слово «адвентизм» означает пришествие, от латинского — «адвентус».
Господь в Своем Евангелии сказал, что «не может… дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7,18). Почему и учение адвентистов вскоре произрастило многие плевелы еретических заблуждений. Так в 1845-1846 годах, под влиянием учения Рахили Престон, многие из адвентистов стали требовать, чтобы празднование воскресного дня было заменено на субботу.
Очень сильное влияние оказала на адвентистов в этом направлении некая Елена Уайт. Она имела постоянно «видения». В одном из своих «видений», как передавал ее поклонник Лафборо, ей явился ангел, повел ее на небеса, ввел в скинию и показал ей Ковчег Завета. Сам Христос открыл крышку Ковчега (вот какая честь была оказана ей!). Увидела она там лежащие скрижали каменные с изображением 10 заповедей. Видит 4-ю заповедь потемневшей. Присутствовавший при ней ангел объяснил, что это потемнение 4-й заповеди произошло потому, что люди на земле не соблюдают ее. Легковерные сектанты поверили басням Уайт, и многие начали праздновать вместо воскресения субботу.
В 1860 году адвентисты разделились на 2 лагеря. Те из них, которые признали праздником день субботний, стали называться адвентистами 7 дня, или субботниками.
Познакомившись вкратце с историей адвентизма, перейдем к рассмотрению его учения о праздновании седьмого дня — субботы.
Адвентисты учат: суббота была установлена, как праздник еще в раю самим Богом. Господь «Благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от дел своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2,2-4).
Что субботу будут праздновать и должно ее святить и в Новозаветной Церкви, об этом говорят пророки: «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворил, всегда будут пред лицом Моим, — говорит Господь, — так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, — говорит Господь» (Исайи 66, 23-24).
Сам Спаситель, по мнению адвентистов не нарушал субботы, но повелел ее почитать: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5,18). А тех людей, которые вздумали бы нарушать субботу, Христос, якобы, предостерегает, говоря: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в царствии Небесном…» (Мф. 5,19). Итак, учат адвентисты, необходимо непременно почитать субботний день вместо воскресного. Однако, если мы внимательно будем читать Священное Писание, то увидим всю несостоятельность учения адвентистов седьмого дня.
Всемогущий Господь Бог сотворил весь мир в течении шести дней.. Как долго продолжались эти дни, какой они представляли собой период времени — Писание нам не говорит. До творения в 4-й день солнца нельзя было равнять день творения нашим суткам, т.е. двадцати четырем часам. Быть может, эти дни равнялись целым тысячелетиям нашим, а быть может и больше. Посему ссылка адвентистов на то, что Бог дал нам пример праздновать седьмой день, совершенно не убедительна. Не найдем мы нигде в Священном Писании каких-либо указаний о праздновании субботнего дня нашими праотцами от Адама до Моисея на протяжении целых 2500 лет. Почему так? — Потому, что не было самой заповеди о почитании субботы в этот огромный период человеческого существования.
Суббота же дана была еврейскому народу Богом через пророка Моисея. Она являлась напоминанием сынам израилевым об избавлении их от плена египетского и знамением завета между Богом и евреями (Исх. 31,13-17, Втор. 5,15).
Но на какой срок дана заповедь соблюдать субботу народу еврейскому? На это нам отвечает ап. Павел: «Закон дан после, по причине преступления, до времени пришествия Семени, к Которому относится обетование» (Гал. 3,19). Еще: «Закон был только детоводителем ко Христу. По пришествии же Христа, мы (христиане) не под руководством закона» (Гал.3,24-25). Значит, дана суббота была до времени Христа, до Его пришествия на землю.
Ап. Павел свидетельствует, что Старый Завет после крестных страданий потерял свое значение: «Ибо, если первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому… Говоря «Новый», показал ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8;7,13).
Напрасно адвентисты ссылаются на пророка Исайю 66 гл., 23 ст. В этом месте нисколько не говорится о том, что христиане будут и должны праздновать субботу. Здесь пр. Исайя употребляет понятный для еврейского народа счет дней: «из месяца в месяц, из субботы в субботу». Это, как мы бы сказали: из года в год.
А если рассуждать так, как адвентисты, то почему тогда они не празднуют новомесячья, ведь сказано «из месяца в месяц»?
Братья и сестры! Православные Христиане!
Еще с первых веков христианства святые пастыри Церкви писали о грехах ереси и раскола, как особо тяжких и смертных: «Всякий отделяющийся от Церкви чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Не имеющий Матерью Церкви, не может иметь Отцом своим Бога… Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не смоется и самою кровию: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (Св. Ириней Лионский, 2-й век).
Долг любви и сострадания к ближним зовет нас не оставить в беде тех, кто попал под душепагубное влияние новых лжеучителей — адвентистов.
Любое наше участие: теплое слово, призыв к возвращению в лоно Церкви Христовой, предоставление информации о секте — явится тем семенем, которое содействием благодати Божией принесет во время свое бесценный плод спасения наших ближних о Христе.