Суар что это такое
Синьцзян-Уйгурский автономный район
Страна |
---|
Национальный состав Синьцзяна, 2000 г. | ||
---|---|---|
Народ | Численность | % к общему числу |
уйгуры | 00 8 345 622 | 000 45,21 |
китайцы | 00 7 489 919 | 000 40,58 |
казахи | 00 1 245 023 | 0000 6,74 |
дунгане | 000 839 837 | 0000 4,55 |
киргизы | 000 158 775 | 0000 0,86 |
монголы и калмыки, дунсян, дауры | 000 194 891 | 0000 1,14 |
«таджики» (сарыкольцы и ваханцы) | 0000 39 493 | 0000 0,21 |
сибо | 0000 34 566 | 0000 0,19 |
маньчжуры | 0000 19 493 | 0000 0,11 |
туцзя | 0000 15 787 | 0000 0,086 |
узбеки | 0000 12 096 | 0000 0,066 |
русские | 00000 8 935 | 0000 0,048 |
мяо | 00000 7 006 | 0000 0,038 |
тибетцы | 00000 6 153 | 0000 0,033 |
чжуаны | 00000 5 642 | 0000 0,031 |
татары | 00000 4 501 | 0000 0,024 |
салары | 00000 3 762 | 0000 0,020 |
Административное деление
Номер на карте | Русское название | Уйгурское название | Китайское название | Пиньинь | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1 | округ Алтай | ئالتاي ۋىلايىتى | 阿勒泰地区 | Ālètài Dìqū | входит в состав Или-Казахского АО |
2 | Боро-Тала-Монгольский АО | بۆرتالا موڭغۇل ئاپتونوم ئوبلاستى | 博尔塔拉蒙古自治州 | Bó’ěrtǎlā Měnggǔ Zìzhìzhōu | |
3 | округ Чугучак | تارباغاتاي ۋىلايىتى | 塔城地区 | Tǎchéng Dìqū | входит в состав Или-Казахского АО |
4 | городской округ Карамай | قاراماي شەھرى | 克拉玛依市 | Kèlāmǎyī Shì | |
5 | город субокружного уровня Шихэцзы | شىخەنزە شەھرى | 石河子市 | Shíhézǐ Shì | подчиняется напрямую правительству автономного района |
6 | Чанцзи-Хуэйский АО | سانجى خۇيزۇ ئاپتونوم ئوبلاستى | 昌吉回族自治州 | Chāngjí Huízú Zìzhìzhōu | |
7 | город субокружного уровня Уцзяцюй | ئۇجاچۇ شەھرى | 五家渠市 | Wǔjiāqú Shì | подчиняется напрямую правительству автономного района |
8 | городской округ Урумчи | ئۈرۈمچى شەھرى | 乌鲁木齐市 | Wūlǔmùqí Shì | |
9 | округ Турфан | تۇرپان ۋىلايىتى | 吐鲁番地区 | Tǔlǔfān Dìqū | |
10 | округ Хами | قۇمۇل ۋىلايىتى | 哈密地区 | Hāmì Dìqū | |
11 | Или-Казахский АО субпровинциального значения | ئىلى قازاق ئاپتونوم ئوبلاستى | 伊犁哈萨克自治州 | Yīlí Hāsàkè Zìzhìzhōu | обладает большими полномочиями, чем обычные автономные округа |
12 | Кызылсу-Киргизский АО | قىزىلسۇ قىرغىز ئاپتونوم ئوبلاستى | 克孜勒苏柯尔克孜自治州 | Kèzīlèsū Kē’ěrkèzī Zìzhìzhōu | |
13 | округ Кашгар | قەشقەر ۋىلايىتى | 喀什地区 | Kāshí Dìqū | |
14 | город субокружного уровня Тумшук | تۇمشۇق شەھرى | 图木舒克市 | Túmùshūkè Shì | подчиняется напрямую правительству автономного района |
15 | округ Аксу | ئاقسۇ ۋىلايىتى | 阿克苏地区 | Ākèsū Dìqū | |
16 | город субокружного уровня Арал | ئارال شەھرى | 阿拉尔市 | Ālā’ěr Shì | подчиняется напрямую правительству автономного района |
17 | округ Хотан | خوتەن ۋىلايىتى | 和田地区 | Hétián Dìqū | |
18 | Баянгол-Монгольский АО | بايىنغولىن موڭغۇل ئاپتونوم ئوبلاستى | 巴音郭楞蒙古自治州 | Bāyīnguōlèng Měnggǔ Zìzhìzhōu | |
19 | город субокружного уровня Бэйтунь | 北屯市 | Běitún Shì | подчиняется напрямую правительству автономного района |
История Синьцзяна
Синьцзян в XX веке
Экономика СУАР
Мировой финансовый кризис оказал влияние и на экономическую ситуацию в СУАР. Сократился объём экспортно-импортных операций. За первый квартал 2009 года общая сумма экспорта-импорта составила 2,7 млрд.долл (сокращение к предыдущему году — 21,8 %). Экспорт сократился на 24,2 %, импорт — на 6,2 %. Так как внешняя торговля СУАР на 80 % ориентирована на государства Центральной Азии, экономический кризис в этих государствах сказался и на операциях СУАР. Главный торговый партнер в регионе — Казахстан (доля в импорте — 44 %, экспорте — 39 %).
Крупнейшая газета Синьцзяна — орган Коммунистической партии Китая «Синьцзян жибао», издающаяся на китайском, уйгурском, казахском и монгольском языках.
Религии
Как важный канал и узел в экономическом и культурном обмене между Востоком и Западом Восточный Туркестан издревле является районом сосуществования многих религий. До проникновения ислама в Восточный Туркестан вдоль Шелкового пути уже распространялись многие религии — зороастризм, буддизм, даосизм, манихейство и несторианство, которые процветали в различных районах вместе с первобытной местной религией. После проникновения ислама в Синьцзяне продолжали сосуществовать различные религии, к тому же к ним прибавились еще и католичество.
До проникновения извне других религий древние местные жители Восточного Туркестана исповедовали первобытную местную религию, которая затем развилась в шаманизм. Некоторые национальные меньшинства в Синьцзяне по сей день в разной степени исповедуют первобытную религию и шаманство и связанные с ними обычаи.
Возникший приблизительно в IV веке до нашей эры в древней Персии зороастризм, который в Китае называют сяньцзяо (поклонение огню), проник из Средней Азии в Восточный Туркестан. С эпохи Южных и Северных династий до династий Суй и Тан поклонение огню было широко распространено в различных районах Восточного Туркестана, но особенно в Турфанском районе. В тот период гаочанские власти создали специальные органы и назначили чиновников для усиления контроля над этой религией. Некоторые национальности Синьцзяна, исповедующие сегодня ислам, раньше исповедовали зороастризм.
Приблизительно в I веке до нашей эры зародившийся в Индии буддизм проник в Восточный Туркестан через Кашмир. Вскоре при всемерном насаждении господствующими правителями буддизма в различных районах он стал главной религией в регионе. В период расцвета буддизма в оазисах вокруг Таримской впадины было возведено множество буддийских храмов и монастырей, сложилось множество общин монахов и монахинь, возникли такие знаменитые буддийские центры, как Юйтянь, Шулэ, Цюцы и Гаочан. В Восточном Туркестане буддизм достиг своих высот в скульптуре, живописи, музыке, танцах, в зодчестве монастырей и традициях каменных пещер, он оставил богатое и ценное культурное наследие, обогатив китайскую и мировую сокровищницу культуры и искусства.
Приблизительно в V веке процветавший во внутренних районах даосизм был принесен ханьцами в Синьцзян. Но распространялся он не широко, в основном в Турфане и Хами, где компактно проживали ханьцы. И лишь после завоевания Восточного Туркестана империей Цин он распространился во всех его районах.
Приблизительно в VI веке из Персии через Среднюю Азию в Восточный Туркестан проникло манихейство. В середине IX века уйгуры, государственной верой которых было манихейство, после переселения в Восточный Туркестан способствовали развитию этой веры там. Исповедующие манихейство уйгуры построили в Турфанском районе множество монастырей, пробили каменные пещеры, перевели каноны, обогатили искусство фресками, распространяя таким образом догмы и культуру манихейства. До и после проникновения манихейства в Восточном Туркестане появилось несторианство (раннее течение в христианстве), но оно не смогло распространиться широко и процветало в династию Юань (1206—1368 гг.) лишь по той причине, что множество уйгуров приняли эту веру.
В конце IX века и начале X века в южные районы Восточного Туркестана из Средней Азии проник ислам. В середине X века Караханская династия развязала против княжества Юйтянь религиозную войну — войну ислама с буддизмом, продолжавшуюся более 40 лет. В начале XI века после распада княжества Юйтянь, ислам распространился по всему Хотанскому району. В середине XIV века Чагадайское ханство (вассал, основанный вторым сыном монгольского хана Чингисхана в западном регионе) стало насильно насаждаться ислам, который стал главной религией монголов, уйгуров, казахов, киргизов и таджиков Чагадайского ханства. В итоге в начале XVI века ислам пришел на смену буддизму и стал главной религией в Восточном Туркестане.
После того как ислам стал главной религией уйгуров и других национальностей, в Восточном Туркестане постепенно исчезали зороастризм, манихейство и несторианство, которые раньше исповедовали эти национальности, но по-прежнему существовали буддизм и даосизм. Более того, начиная с империи Мин большое развитие получил тибетский буддизм, ставший вместе с исламом главной религией в Восточном Туркестане. В конце XVII века вождь исламской секты «байшань» Апак ходжа силами буддистов уничтожил своих политических врагов — Караходжа, в результате рухнуло Ярканское ханство (местная власть с центром в нынешнем Шачэне, установленная потомками монгольского хана Чагадая в 1514—1680 г.). Это свидетельствовало о том, что тибетский буддизм в то время имел большое влияние. Примерно с XVIII века в Синьцзян пришло католичество, сравнительно большое развитие имели буддизм, даосизм и шаманство. На севере и юге Тяньшаня появилось множество монастырей и храмов этих религий, некоторые мусульмане даже перешли в католичество и лоно других религий.
Исторически религии в Синьцзяне непрерывно эволюционировали, однако после того как в Синьцзян извне проникли различные религии, там всегда сохранялось сосуществование многих религий. Сегодня в Синьцзяне главными религиями являются ислам, буддизм (включая тибетский буддизм), христианство (католичество) и даосизм. Среди некоторых национальностей по-прежнему сравнительно большое влияние имеет шаманство.
Суар – неотразимой красоты крепыш
Суар – дерево, которое по праву может считаться одним из символов флоры Южного полушария. Если быть точнее, то Южной Америки, островов Тихого океана, Южной и Юго-Восточной Азии. Оно представляет собой раскидистое дерево с полусферической кроной. Суар отличает достаточно быстрый рост и внушительные размеры. Высота дерева – 20-25 метров, крона достигает 30-40 метров, а диаметр ствола – от 1 до 2 метров.
Среди множества альтернативных названий суара (Saman, East Indian Walnut,Cow Tamarind, Monkey Pod и пр.) наиболее часто встречаются rain tree (дождевое дерево) и five o’clock tree (пятичасовое дерево). Эти «прозвища» суар получил благодаря своим листьям, обладающим интересным свойством. Во время пасмурной или дождливой погоды они сворачиваются, пропуская воду сквозь ветви. То же самое происходит и ночью.
Древесина суара высоко ценится среди производителей мебели. Плотно скрученные между собой волокна обеспечивают ей прочность и долговечность, сравнимую с дубовой. Суар устойчив к высокой влажности и не рассыхается с годами. Габариты деревьев позволяют делать спилы, одновременно длинные и тонкие.
Занятный факт
Во время съёмок приключенческой семейной картины 1960 года «Швейцарская семья Робинзонов» декорации жилья героев (хижины на дереве) были расположены именно на суаре. Как утверждали создатели картины, его высота достигала 60-ти метров. Три года спустя мощный ураган уничтожил постройки, успевшие стать туристической достопримечательностью. Дерево же благополучно перенесло натиск стихи и растёт до сих пор.
Помимо великолепных физических данных древесину суара отличает необыкновенной привлекательности узор. Цвет годовых колец меняется (зачастую весьма радикально) от центра ствола к краям. Как результат – поверхность изделий из суара украшает броско и контрастно «отрисованный» орнамент. А автором и творцом этого великолепия является сама природа.
Древесине суара находят самый широкий спектр применения: напольные покрытия, всевозможная мебель, сувениры, украшения, барные стойки и многое другое. Несмотря на экзотичный облик древесины, она органично вписывается в любую обстановку. При этом даже самый обыденный предмет обихода невольно превращается в центр притяжения внимания, если не сказать, арт-объект.
Вы и сами можете в этом убедиться, ознакомившись с коллекцией мебели из суара, представленной в наших салонах:
Суар что это такое
СУАР или ДОЖДЕВОЕ ДЕРЕВО
Начать рассказ о суаре нужно с того, что у этого дерева очень много названий, таких как: Rian Tree, Monkey Pod, Saman, Cow Tamarind, East indian Walnut, Treebesi и другие.
Эти деревья легко узнаваемы по характерной форме кроны в виде зонта, размер кроны может достигать 50м. Обычно высота деревьев достигает в основном от 15 до 30 метров в высоту. Деревья не относятся к вымирающим видам и имеют быстрорастущую тропическую твердую древесину с уникальной не повторяющейся текстурой. Дерево очень быстро растет, темпы роста могут достигать 1,5м в год. Дождевым деревом суар называют по причине того, что под ним всегда влажно, абсолютно в любую погоду, оно собирает влагу вокруг себя. Днем листья этого могучего дерева раскрыты, а ночью сворачиваются в трубочку. Деревья растут самостоятельно в тех регионах, где они встречаются в природе.
Суар произрастает в Индонезии, Индии, Таиланде, Бразилии, Мексике, Перу, Венесуэле и даже на Гавайях. Самой красивой текстурой обладают слэбы деревьев родом из Индонезии, они являются самыми ценными.
Давайте разберемся, чем так ценна древесина суара и слэбы из него.
Конечно же главной особенностью суара является уникальная, никогда не повторяющаяся текстура. В умелых руках из слэба суара можно сделать настоящее произведение искусства. Именно этот фактор стал главным популяризатором суара во всем мире. Многие люди стали счастливыми обладателями эксклюзивной мебели из суара и очень счастливы этому.
Слэбы суара ценятся в мебельной индустрии благодаря своей прочности, расцветке древесины, размерам и легкости в обработке. Суар отличается живописной структурой и внушительными габаритами. Из всех лиственных пород деревьев древесина суара одна из прочных и долговечных, благодаря хаотично переплетающимся волокнам. Цвет древесины в сердцевине темный, становится тем светлей, чем ближе к внешним кольцам ствола. Уникальная колористика и удивительная прочность – вот главные достоинства древесины суара.
Чаще всего его используют для изготовления столешниц, барных стоек, спинок кроватей «королевских» размеров. Представьте себе, стол длиной 9 метров, шириной до 2 метров из целого массива красивейшего экзотического дерева!
Поперечные спилы используют для журнальных столиков, консолей, табуретов и стульев. Изделия из суара все шире представлены на российском рынке мебели класса люкс.
Некитайский Китай
Ну, а теперь, можно, пожалуй, поподробнее поговорить о городе Урумчи, который был первым пунктом в моем путешествии по Синьцзяну. Это тоже весьма любопытный город. Он умудрился попасть и в Книгу рекордов Гиннеса по весьма необычному критерию. Это самый удаленный в мире от морского побережья крупный город. От него до моря по прямой почти две с половиной тысячи километров.
Несмотря на статус столицы уйгурского края примерно три четверти населения составляют ханьцы. Китайское, а не уйгурское влияние уже, пожалуй, превалирует в общем облике города. По сути, центральная часть мегаполиса вряд ли чем-то отличается от многих других современных городов Китая. Вот только в уйгурских кварталах, да и на некоторых базарах заметна местная специфика.
Достаточно интересен в общепознавательном плане и Государственный музей Синьцзяна. Там есть неплохие экспозиции, охватывающие различные эпохи и стороны жизни региона. В общем, качественный музей, под который отвели большое, просторное здание. С другой стороны, чем-то сверхъестественным он не поражает.
Если возвращаться к жалобам об уничтожении истории и местных традиций, то это скорее всего следствие просто общемировых тенденций, когда прогресс так или иначе начинает стирать различия. Я не стал бы обвинять Пекин в целенаправленном лишении уйгуров своей культуры. Те же самые китайские «хутуны» также уступают место достаточно безликим небоскребам из стекла и бетона в любых других регионах КНР, как глиняные хижины уйгуров уходят, а на смену им приходят многоквартирные высотные дома. Но в целом да, мало-помалу экзотика уходит.
Если резюмировать общие впечатления от Урумчи, то можно сказать, что сам СУАР в целом очень интересное место, где легко можно провести и целый месяц, если решить побывать везде или «почти везде», и при этом скучно не будет. А вот в самом Урумчи вряд ли стоит задерживаться более одного-двух дней. Как уже говорилось, по мере своего быстрого роста город превращается в «стандартный» мегаполис, весьма характерный для других частей Китая. Достопримечательности и свой колорит есть и в Урумчи, но пары дней хватит на все. А основные красоты Синьцзяня ждут в других городах и местах СУАР. Например, в расположенном в 200 км от Урумчи городе-оазисе Турфане. Но о нем рассказ в следующем репортаже.
Суар что это такое
Население — 19,630 млн человек (2004).
Столица и крупнейший город — Урумчи.
В китайско-казахстанском приграничье расположен и некогда знаменитый центр русской и казахской эмиграции — Инин (Кульджа), в котором сохранился один из официальных народов региона — русские СУАР. В 1954 году здесь была учреждена Или-Казахская автономная область — ИКАО.
Содержание
География
СУАР занимает срединное положение в Евразии, его площадь — 1,66 млн км², что составляет шестую часть территории КНР. Синьцзян имеет сухопутную границу протяженностью 5600 км с восьмью государствами: Монголией, Россией (западный участок российско-китайской границы, около 45 км), Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном (около 80 км), а также Северными территориями индийского штата Джамму и Кашмир, контролируемыми Пакистаном. Регион граничит также с китайскими провинциями Ганьсу, Цинхай и Тибетский автономный район.
В древности по территории региона проходил Великий шёлковый путь.
Северную часть территории занимает песчано-суглинистая Джунгарская равнина, южную — Кашгарская равнина (Таримская впадина), в центральной части которой находится песчаная пустыня Такла-Макан. Между равнинами лежат высокогорные хребты Восточного Тянь-Шаня (высота порядка 7000 м).
Климат засушливый, резко континентальный, контрастный.
На территории расположено несколько объектов экотуризма, 8 пейзажных областей: Урумчи-Наньшаньский пейзажный район, Тяньчийский пейзажный район, Каменный лес в Восточно-Джунгарской впадине, Алтайский пейзажный район, Илийский пейзажный район, Баянголский пейзажный район, Каши-Хотанский район, Хамийский пейзажный район.
Население
По состоянию на 2000 год, население СУАР составляло 20 млн человек. Синьцзян населяют 47 национальностей, наиболее многочисленные из них — уйгуры, китайцы (хань), казахи, дунгане (хуэй), ойрат-монголы (калмыки), киргизы, сибо, таджики, узбеки, маньчжуры, дауры, татары и русские (см. статью Русские в СУАР).
Синьцзян — один из пяти национальных автономных районов Китая. СУАР — автономный район Китайской Народной Республики (КНР), являющийся районом национальной автономии. В административном отношении он делится на округа, автономные округа, уезды, автономные уезды, города, волости и национальные волости. В состав СУАР входят 5 автономных округов: Баинго-линский монгольский автономный округ, Борита-линский монгольский автономный округ, Чанцзинский автономный округ дунган (хуэй-цзу), Кызылсу-Киргизский автономный округ, Или-Казахский автономный округ и 6 автономных уездов (17 Б, С. Э. т. 39).
Национальный состав Синьцзяна, 2000 г. | ||
---|---|---|
Народ | Численность | % к общему числу |
уйгуры | 0 11 045 622 | 000 55,21 |
китайцы | 00 6 116 919 | 000 30,58 |
казахи | 00 1 545 023 | 0000 7,74 |
дунгане | 000 513 837 | 0000 2,55 |
киргизы | 000 372 775 | 0000 1,86 |
монголы и калмыки | 000 149 857 | 0000 0,81 |
дунсян | 0000 55 841 | 0000 0,30 |
таджики | 0000 39 493 | 0000 0,21 |
сибо | 0000 34 566 | 0000 0,19 |
маньчжуры | 0000 19 493 | 0000 0,11 |
туцзя | 0000 15 787 | 0000 0,086 |
узбеки | 0000 12 096 | 0000 0,066 |
русские | 00000 8 935 | 0000 0,048 |
мяо | 00000 7 006 | 0000 0,038 |
тибетцы | 00000 6 153 | 0000 0,033 |
чжуаны | 00000 5 642 | 0000 0,031 |
дауры | 00000 5 541 | 0000 0,030 |
татары | 00000 4 501 | 0000 0,024 |
салары | 00000 3 762 | 0000 0,020 |
Административное деление
Номер на карте | Русское название | Уйгурское название | Китайское название | Пиньинь | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1 | округ Алтай | ئالتاي ۋىلايىتى | 阿勒泰地区 | Ālètài Dìqū | входит в состав Или-Казахского АО |
2 | Бортала-Монгольский АО | بۆرتالا موڭغۇل ئاپتونوم ئوبلاستى | 博尔塔拉蒙古自治州 | Bó’ěrtǎlā Měnggǔ Zìzhìzhōu | |
3 | округ Тачэн | تارباغاتاي ۋىلايىتى | 塔城地区 | Tǎchéng Dìqū | входит в состав Или-Казахского АО |
4 | городской округ Карамай | قاراماي شەھرى | 克拉玛依市 | Kèlāmǎyī Shì | |
5 | городской уезд Шихэцзы | شىخەنزە شەھرى | 石河子市 | Shíhézǐ Shì | Городской уезд районного подчинения |
6 | Чанцзи-Хуэйский АО | سانجى خۇيزۇ ئاپتونوم ئوبلاستى | 昌吉回族自治州 | Chāngjí Huízú Zìzhìzhōu | |
7 | городской уезд Уцзяцюй | ئۇجاچۇ شەھرى | 五家渠市 | Wǔjiāqú Shì | Городской уезд районного подчинения |
8 | городской округ Урумчи | ئۈرۈمچى شەھرى | 乌鲁木齐市 | Wūlǔmùqí Shì | |
9 | округ Турфан | تۇرپان ۋىلايىتى | 吐鲁番地区 | Tǔlǔfān Dìqū | |
10 | округ Хами | قۇمۇل ۋىلايىتى | 哈密地区 | Hāmì Dìqū | |
11 | Или-Казахский АО | ئىلى قازاق ئاپتونوم ئوبلاستى | 伊犁哈萨克自治州 | Yīlí Hāsàkè Zìzhìzhōu | |
12 | Кызылсу-Киргизский АО | قىزىلسۇ قىرغىز ئاپتونوم ئوبلاستى | 克孜勒苏柯尔克孜自治州 | Kèzīlèsū Kē’ěrkèzī Zìzhìzhōu | |
13 | округ Кашгар | قەشقەر ۋىلايىتى | 喀什地区 | Kāshí Dìqū | |
14 | городской уезд Тумшук | تۇمشۇق شەھرى | 图木舒克市 | Túmùshūkè Shì | Городской уезд районного подчинения |
15 | округ Аксу | ئاقسۇ ۋىلايىتى | 阿克苏地区 | Ākèsū Dìqū | |
16 | городской уезд Арал | ئارال شەھرى | 阿拉尔市 | Ālā’ěr Shì | Городской уезд районного подчинения |
17 | округ Хотан | خوتەن ۋىلايىتى | 和田地区 | Hétián Dìqū | |
18 | Баянгол-Монгольский АО | بايىنغولىن موڭغۇل ئاپتونوم ئوبلاستى | 巴音郭楞蒙古自治州 | Bāyīnguōlèng Měnggǔ Zìzhìzhōu |
История
Уйгурский каганат начал слабеть к середине IX века. По различным причинам, в том числе из-за междоусобиц, природных катаклизмов, падежа скота. В 840 году каганат подвергся нападению енисейских кыргызов и был разгромлен. Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. По разному сложилась судьба уйгурского народа. Та его часть, что переместилась на юг, в сторону Китая, в результате была частично уничтожена, частично ассимилирована. Те, кто переместился на юго-запад, создали Уйгурское Кянсуйское (Ганьчжоуское) государство на территории современной китайской провинции Ганьсу. Те, кто переместился на запад, основали вместе с местными уйгурами, которые всегда жили в этих местах, — известное в истории уйгурское буддистское государство (Уйгурское государство Идикутов), просуществовавшее почти 500 лет. Столицами этой страны были города Кочо (Турфан) и Бешбалык. Кроме того, местные оседлые уйгуры примерно в это же время совместно с другими тюркскими народами создали обширное государство Караханидов, со столицей в Кашгаре. Таким образом, утвердившись в конце I тысячелетия в Таримском бассейне и Джунгарии один из тюркоязычных племенных союзов, уйгуры, стал основным населением региона.
Следует отметить, что возможность воссоздания государственности уйгурами, переместившимися на юго-запад и запад, в отличие от тех, кто двинулся на юг, объясняется тем, что в местах, куда прибыли эти два потока уйгурских беженцев, уже жила часть их соплеменников. То есть территории западнее и юго-западнее современной Монголии, и в то время входили в состав Уйгурского каганата и это были земли уйгуров. Отсюда совершенно ясно, что уйгуры, переместившиеся на юг, попали в собственно Китай, и поэтому подвергались уничтожению или достаточно быстрой ассимиляции. «Очень важными для исследователя являются и вопросы возникновения феодальных отношений среди оседлых и кочевых уйгуров, изучения истории становления их раннефеодальных государств (VI—IX вв), слияния кочевых уйгуров Орхона (Монголии) с оседлыми уйгурами Восточного Туркестана (в IX—X вв), создания уйгурами развитых феодальных государств: в Ганьсу — Ганьчжоуского, в Турфанском оазисе — Уйгурского идикутства и в Кашгарии — государства Караханидов, просуществовавших соответственно 200, около 500 и около 400 лет. Именно в эпоху Арсланханов и Караханидов в жизни уйгурского народа происходят огромные сдвиги, идет его дальнейшая политическая консолидация и упрочение независимости. На обширной единой территории — от Комула (на востоке) до Ферганы (на юго-западе) на землях двух уйгурских государств: Уйгурии Арсланханов и государства Караханидов — произошло слияние кочевых уйгуров с оседлыми уйгурами. Процесс консолидации уйгуров в единый народ завершился в IX—Х вв.»
Здесь следует дать небольшое пояснение в плане использования терминов. Дело в том, что например, слово «Джунгария», широко используемое сегодня, вошло в научный оборот лишь после образования и усиления Джунгарского ханства, то есть после XV века. Таким образом, во время существования вышеупомянутых уйгурских государств, никаких джунгар еще даже не было, а значит, эта часть исторической родины уйгуров естественным образом являлась частью Уйгурии (СУАР). Тем более, что она входила в состав Уйгурского каганата, а затем именно там находилось Уйгурское государство Идикутов.
Что касается использования здесь термина «Восточный Туркестан», то он лишь подчеркивает тот неоспоримый факт, что эта земля тюрков, а не монголов, китайцев или тибетцев. Другое дело, что это — историческая родина одного из тюркоязычных народов, а именно уйгуров, которые уже в то время составляли подавляющее большинство населения региона. Кроме того, другие тюркоязычные народы имели и имеют свои национальные территории в другой, западной части Туркестана.
Таким образом, вся территория Уйгурии с IX река была разделена между тремя уйгурскими государствами: на севере это Уйгурское государство Идикутов, на юге — Уйгурское Караханидское государство, на востоке — Уйгурское Кянсуйское государство. Практически все уйгурские области и крупнейшие города были объединены этими государствами. Говоря о городах, мы имеем в виду: Сандиб, Кумул, Турфан, Бешбалык, Карашар, Кучар, Аксу, Баласагун, Кашгар, Яркенд, Хотан и т. д.
Существование трех уйгурских государств на территории исторического Уйгурии определило и их приоритеты взаимодействия с соседями. Из истории известны даже случаи и политического объединения частей Уйгурии с другими государствами. Так, Уйгурское государство Караханидов все время укрепляло взаимоконтакты с мусульманскими странами Центральной Азии и на определенном этапе объединившись с ними, имело границу аж до Амударьи. А скажем, Уйгурское буддистское государство Идикутов, например, при Чингиз-хана вошло в состав Монгольской империи на правах пятого улуса, то есть без войны. Более того «в 1209 году Идикут Баурчук — правитель уйгуров, отверг покровительство каракитаев, чтобы принять покровительство Чингиз-хана. Представитель Гурхана в Уйгурии — некто Чукам, находившийся в Турфане или Кара-ходже, был убит. Чингиз-хан, который всегда симпатизировал уйгурам, предложил свою дочь Алтун-бике в жены Идикуту.
Что касается Уйгурского Кянсуйского государства, то оно вело интенсивную торговлю с Китаем и в XI веке было ликвидировано тангутским государством Си-Ся.
Вошедший в состав Монгольской империи Уйгурия (Уйгурское государство Идикутов — добровольно, а Уйгурское государство Караханидов — путем военной интервенции), в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попал в улус его второго сына — Чагатая. Именно поэтому староуйгурский язык называют чагатайским. Лишь восточная часть страны — Турфан и Кумул вошли в состав улуса Угэдэя, — третьего сына Чингиз-хана, провозглашенного Великим ханом. О роли уйгуров в Монгольской империи широко известно. Здесь нам хотелось бы подчеркнуть лишь то обстоятельство, что уйгурская письменность, воспринятая монголами в качестве государственного письма, применялась на всем пространстве, подконтрольном монгольским правителям. Говоря конкретно об улусе Чагатая, отметим, что в его составе находились и земли, выходящие далеко за пределы исторического Уйгурии. В частности, это: современный Узбекистан, южная часть Казахстана, северная и восточная часть Афганистана, Таджикистан, Кыргызстан. Другими словами — это та часть Центральной Азии, которую принято называть Туркестаном.
В середине XIV века из Чагатаева улуса выделяется Могольское государство, которое покрывало территорию Уйгурии. Слово «могол» является не этническим наследником слова «монгол», а скорее династийным его приемником. То есть основное население Моголистана было тюркоязычным, а точнее, они были уйгурами, но их правители считали себя потомками Монгольских ханов. Точно также, скажем, основатели Империи Великих Моголов в Индии не были этническими потомками монголов, но наследовали их династийное величие. Столицей Могольского государства был провозглашен город Бешбалык, уже бывший одно время столицей Уйгурского государства Идикутов.
В XV веке уйгуры потеряли часть своего государства. Племена ойратов — западных монголов, закрепившись на севере Уйгурии, создали там сильное Джунгарское ханство. Как пишут исследователи этого периода, «…ойратские (джунгарские) феодалы установили господство над уйгурами, киргизами и другими народами, населявшими Восточный Туркестан (в данном контексте — юг Уйгурии) и Джунгарию (в данном контексте — север Уйгурии)» Отсюда совершенно ясно, что: 1. Джунгары оккупировали территорию других народов, в частности, уйгуров, и 2. Признается, что уйгуры представляли собой основное население как Восточного Туркестана, так и Джунгарии, то есть, как юга, так и севера Уйгурии.
Потеряв на время северную часть Уйгурии, уйгуры тем не менее вернули себе восток страны, а именно Турфан и Кумул, которые были затем исламизированы. «Старший сын Ахмеда — Мансур, после смерти своего отца, был признан как правитель Уйгурии, в Турфане, в Карашахаре и в Куче».
В XVI веке Уйгурия приобрел новое название: Мамлакат и Могулия (Государство Моголия). Столицей этого государства был провозглашен город Яркенд.
Особенностью Уйгурского государства в XVI—XVII веках является то, что политическая жизнь страны во многом определялась деятельностью ходжей. Две исламские секты ходжей — «белогорцев» и «черногорцев» на протяжении двух веков соперничали друг с другом за влияние в Уйгурии. В конце XVII века к власти пришел лидер белогорцев — Аппак Ходжа. Однако, продолжавшиеся склоки создали благоприятную почву для того, чтобы вся территория Уйгурии оказалась под влиянием джунгаров. На севере Уйгурии существовало достаточно сильное Джунгарское ханство, на юге Уйгурии — Уйгурское государство Моголия, попавшее в зависимость от джунгар.
XVIII век явился для уйгурского народа периодом тяжелых испытаний. Территория Уйгурии подверглась оккупации, сопровождавшейся истреблением мирных жителей. Империя Цин начала завоевательные походы с восточной части Уйгурии. «За короткий срок маньчжуро-китайские войска овладели Хами (Кумул) и Турфаном. Однако их дальнейшее наступление в Восточном Туркестане не принесло им успеха».
Это произошло в 1717 году. Продвигавшиеся далее войска империи Цин встретили сопротивление не только со стороны Джунгарского ханства, но и части уйгуров юга Уйгурии. Осуществив захват этой территории, войска империи Цин стремились не просто «…окончательно ликвидировать ойратское государство, но и физически уничтожить ойратов как народ… Ойраты (джунгары) поголовно вырезались, несмотря на пол и возраст, что вызывало паническое бегство все большего числа людей на север, в пределы Российской империи»
Таким образом к 1756 году северная часть Уйгурии была захвачена маньчжуро-китайскими войсками. Что касается южной части Уйгурии, то ее судьба была предрешена по причине междоусобных конфликтов, умело используемых завоевателями. В связи с тем, что практически все ойратское (джунгарское) население Уйгурии было уничтожено, либо бежало, силами сопротивления на всей территории страны руководили потомки известного уйгурского религиозного авторитета — лидера секты белогорцев — Аппак Ходжи, — братья Бурханэддин и Ходжа Джихан. Однако уже на начальном этапе борьбы им противостояли черногорцы во главе с Яхья Ходжой.
Братьям Бурханэддину и Ходжа Джихану удалось разгромить своих политических противников, но сплотить население Уйгурсгана перед лицом внешней опасности полностью не удалось. Братья Бурханэддин и Ходжа Джихан еще во время начала оккупации Уйгурии маньчжуро-китайскими войсками, оказывали посильную помощь ойратам, хотя их родина и находилась в зависимости от ойратов. Однако братья понимали, что маньчжуро-китайская оккупация — явление во много раз страшнее и опаснее ойратского влияния. В 1758 году Ходжа Джихан объявляет себя правителем Уйгурии под именем Батур Хан. В целом ему удавалось контролировать ситуацию, хотя в некоторых городах еще находились его политические противники из числа уйгуров, которые в последующем перешли на сторону врагов. Продвигаясь на юг Уйгурии, маньчжуро-китайские войска «…овладели городами Куча, Шаяр и Сайрам. В Аксу и Уч-Турфане против Бурханэддина и Ходжа Джихана выступили местные беки, сдавшие эти города Чжао Хою…» К концу августа 1759 года был взят Яркенд (беки изменили Бурханэддину). Примерно тогда же пал Кашгар.
Таким образом попытка братьев Бурханэддина и Ходжа Джихана отстоять независимость Уйгурии не увенчалась успехом. Основные причины поражения заключались в отсутствии единства среди уйгурских лидеров.
В результате завоевания маньчжуро-китайскими феодалами Джунгарии и Восточного Туркестана обе области фактически превратились в колонии Цинской империи… в 1760 г., были искусственно сведены в особую военно-административную единицу — имперское наместничество Синьцзян (Новая граница, или Новая территория).
Уйгурский народ никогда не мирился с потерей независимости. Уже в год образования наместничества, то есть в 1760 году произошло крупное восстание в Кашгаре. Через пять лет жители Уч-Турфана, на юге Уйгурии, в течение нескольких месяцев вели вооруженную борьбу. Возглавлял восстание Рахматулла. Подавив эти выступления уйгурского народа, маньчжуро-китайские оккупационные власти насильственно переселили часть уйгурского населения с юга на север Уйгурии. Эта акция преследовала двойную цель. Во-первых, необходимо было несколько разрядить обстановку и поэтому такого рода переселение было в некотором смысле ссылкой для наиболее активных борцов за свободу. Во-вторых, уничтожив более миллиона ойратов, маньчжуро-китайское правительство рассчитывало посредством использования труда уйгуров, содержать оккупационную армию на севере Уйгурии. Именно в то время переселенцев — уйгуров и нарекли маньчжурским словом «таранчи», что означает — землепашец.
Выступления уйгуров за независимость проходили постоянно. За период XVIII—XX веков их было около 400. Интересный момент, но борьбу за свободу возглавляли как представители секты «белогорцев», так и представители секты «черногорцев». Что касается крупных, так назывемых «восстаний ходжей», то в XIX веке они вспыхивали в 1814 году во главе с Тилла-кари, в 1816 в году во главе с Зияутдином, в 1818 году во главе с Джахангир-ходжой, который в 1826—1828 годах возглавив борьбу вторично, сумел организовать силы сопротивления. Овладев важными стратегическими пунктами юга Уйгурии, такими как Кашгар, Яркенд, Хотан, Янгигисар, Джахангир-ходжа пытался наступать, правда безуспешно, на Аксу, Карашар, Кучар, Уч-Турфан. Потерпев поражение в решающей битве, Джахангир-ходжа был схвачен, увезен в Пекин и казнен. Как отмечают исследователи, «по свидетельству Вэй Юаня, маньчжуро-китайские карательные силы с необычной жестокостью расправлялись с уйгурскими повстанцами. Так, он пишет «Сколько убито неприятелей, не было счета, живыми схвачено 4000». Однако, значение восстания Джахангир-ходжи огромно. Как пишет Ч. Валиханов, «После джангирского восстания обнаружилась вся слабость китайцев, которые до тех пор для азиатцев казались непобедимыми. Кашгарские патриоты ожили духом и получили новую и сильную надежду к возвращению самостоятельности своего Отечества». Уже через два года, в 1830 году, брат Джахангир-ходжи — Юсуф-ходжа организовал новое движение и с территории Коканда направился в Уйгурия. Ему удалось освободить Кашгар и Янгигисар. Однако в дальнейшем Юсуф-ходжа вынужден был вернуться в Коканд. Через 17 лет, в 1847 году известный уйгурский деятель Валихан Тура сумел также освободить Кашгар и Янгигисар, но не сумел развернуть наступление.
После подписания в июле 1851 года Кульджинского договора между Россией и Китаем, взаимоотношения этих двух стран значительно улучшились, однако это не отразилось на судьбе уйгурского народа. Продолжая испытывать гнет, уйгурские ходжи в 1855 году вновь попытались овладеть Кашгаром… В течение 1856—1857 годов также предпринимались действия в этом направлении. Летом 1864 года восстали жители Кучара, что расположен в самом центре Уйгурии. На юге страны волнения произошли в Кашгаре, Яркенде, Хотане. Восстание перекинулось на север, где началось выступление в Илийском крае, и таким образом практически вся страна была охвачена событиями. Однако, распри и междоусобицы, непонимание единых целей сводили на нет успехи восставших. На начальном этапе восстания, в 1864 году лидером движения был признан правитель Кучара — «черногорец» Рашиддин. Приняв титул Хан-ходжи, он немедленно предпринял шаги к расширению базы восстания. Во многом ему это удалось. Однако в 1866 году с прибытием в Кашгар из эмиграции «белогорца» Бузрук-ходжи, междоусобицы возобновились, что конечно же сказалось на ситуации. Одновременно в 1866 году правителем Илийского Края объявил себя Алихан, приняв титул султана. В результате Уйгурия оказался расколот на мелкие образования.
К этому времени на территории Уйгурии фактически оказалось пять государств. Это: Кучарское ханство, Кашгарское ханство, Хотанское исламское государство, Урумчийский султанат, Илийский султанат. Естественно, уйгурские политические деятели понимали необходимость объединения страны. Однако в силу личных амбиций, они не могли договориться. Руководитель восстания в Кучаре — Рашиддин-ходжа (Хан-ходжа) не признавался Кашгарскими деятелями, а скажем, правитель Кашгара — Бузрук-ходжа, не пользовался авторитетом среди лидеров других частей Уйгурии. Роль объединителя нации и страны взял на себя Якуб-бек, один из военачальников из Кашгара, прибывший ранее из Коканда. Проведя мероприятия по усилению армии, он при ее помощи сумел устранить несговорчивых ходжей и объединить страну. Все государственные образования на территории Уйгурии вошли в состав государства Якуббека. Это государство было провозглашено в 1865 году и называлось Йеттишар (государство Семи городов). На период его существования Уйгурия фактически в течение 13 лет был независимым государством. В 1870 году Якуб-бек сумел присоединить к государству Йеттишар и Урумчийский султанат.
Что касается Илийского (Таранчинского) султаната, то в 1871 году он был оккупирован русскими войсками. Военные столкновения уйгуров и русских начались в 1870 году. «Поводом к открытию военных действий послужила попытка казахов из рода кызай в конце 1870 года откочевать в Кульджу. Бегство волостного управителя кызаевцев прапорщика Тазабека в апреле 1871 года в Кульджу и отказ Илийского султаната выдать его в назначенный срок заставили генерала Колпаковского усилить пограничные отряды и послать особый отряд». Оккупировав Илийский Край Уйгурии, русские войска находились там в течение десяти лет.
Между тем, государство Йеттишар безуспешно пыталось добиться признания своей независимости. Политика Якуб-бека была основана на лавировании между могущественными соседями Уйгурского государства — тремя империями: Российской, Британской и Китайской. К сожалению ни Россия, ни Британия не признали независимости государства Йеттишар. Империя Цин, тем временем, отвергнув даже предложение Якуббека на автономию, предприняла широкомасштабные военные действия. В 1877 году Якуббек был отравлен, а Уйгурия повторно оккупирован войсками династии Цин. Среди мирных жителей были проведены массовые аресты и казни. Командующий китайскими войсками генерал Цзо Цзунтан вошел в историю как палач уйгурского народа. По Ливадийскому договору 1879 года и Илийский Край возвращался Россией — Китаю. В 1881—1883 годах русские войска были выведены из Илийского Края — северо-западной части Уйгурии. В 1884 году китайская администрация вновь переименовала Уйгурия в Синьцзян, административным центром которого стал г. Урумчи.
Синьцзян в XX веке
Уже в начале XX века волна восстаний прокатились по Уйгурии. Уйгуры восставали в Кагарлыке, Яркенде, Хотане. Серьезные выступления произошли в Кумуле в 1912—1913 годах. Восстание возглавил Тимур Хальпа. Однако вскоре оно было ликвидировано, а Тимур Хальпа и лидер восставших жителей города Турфан, которые намеревались примкнуть к кумульцам, Мухитдин, были убиты.
Крупное восстание уйгуров началось в 1931 году. Оно также началось на востоке Уйгурии — в г. Кумул. Руководителями восстания были Ходжа Нияз Хажи и Юлбарс Хан. Это выступление кумульских уйгуров цепной реакцией перекинулось на другие районы Уйгурии. «В Турфане движение возглавили купец Максудахун Мухитов (видный уйгурский национальный деятель) и два его брата. К уйгурам присоединились на севере Алтайского округа казахи во главе с Шариф-ханом, па юге карашарские монголы с молодым князем Махаваном, а также дунгане (хуэйцзу) и киргизы. Восстание стремительно набирало темп и развивалось достаточно успешно. Объединенные общей ненавистью к правящему режиму, некитайские народы Уйгурии поддерживали друг друга и выступали достаточно сплоченно. К весне 1933 г., уйгурские повстанцы, составлявшие главную и ведущую силу национального движения, а также повстанцы других национальностей (казахи, монголы, дунгане, киргизы) контролировали уже около 90 % территории.
В апреле 1933 года в результате военного переворота к власти в Синьцзяне пришел полковник Шэн Шицай, который произвел себя в генералы (позднее он станет генерал-полковником) и провозгласил губернатором. Пытаясь сбить накал национально-освободительного движения народов Уйгурии, он обнародовал программу, суть которой заключалась в обещании ряда политических и экономических свобод.
Летом 1933 года лидер уйгур Ходжа Нияз Хажи и Шэн Шицай достигли соглашения о фактическом принятии этой программы. При этом огромная роль принадлежала Советскому Союзу, который оказал открытое давление на уйгурских лидеров. Тем не менее, нашлись и те кто сумел противостоять такому завершению восстания. В частности, с заранее предложенным сценарием не согласились лидеры юга Уйгурии, а именно Хотана и Кашгара.
Сабит Дамулла и Мухаммад Имин Бугра летом 1933 года объявили о создании независимой Восточно-Туркестанской Исламской республики. Интересно отметить, что первоначально предполагалось назвать государство Исламская Республика Уйгурия, однако принимая в расчет национальные группы казахов, киргизов, узбеков и татар, проживающих в Уйгурии, решили изменить название государства. 12 ноября 1933 года в городе Кашгаре были официально обнародованы Программа, Декларация, Конституция республики. Президентом страны заочно объявлялся Ходжа Нияз Хажи. Премьер-министром — Сабит Дамулла. Этот шаг был призван продемонстрировать единство всех уйгурских лидеров, а значит и единство территории Уйгурии. в ноябре была провозглашена независимая Восточно-Туркестанская исламская республика. Была созвана Национальная ассамблея, принята Конституция, появились государственный символ — флаг (белые полумесяц со звездой на светло-синем фоне) и национальная валюта.
В октябре 1933 года Шэн Шицай совершил визит в Москву для урегулирования экономических и военных вопросов Во время повторного визита в декабре 1934 года его сопровождал советский генеральный консул Апресов. В январе 1934 года Шэн Шицай контактировал с Апресовым и добился прямой советской военной поддержки. На помощь Шэн Шицаю из Советского Союза, не желающего как усиления Японии, так и создания у себя под боком мусульманского государства, была переброшена так называемая Алтайская добровольческая армия, сформированная из красноармейцев (военнослужащие 13-го Алма-Атинского полка ОГПУ, обмундированные в белогвардейскую форму). По поручению синьцзянского губернатора белогвардейский полковник барон Павел Паппенгут сформировал один кавалерийский и два пехотных полка, ставшими самыми боеспособными подразделениями армии Шэн Шицая. Случилось невероятное — вчерашние враги воевали в одном строю. Агенты ОГПУ свободно действовали на территории Восточного Туркестана. Позднее Синьцзян станет «курировать» заместитель наркома НКИД генерал госбезопасности Владимир Деканозов.
Тем временем дунгане по руководством Ма Джуина занял Кашгар, в течение одного дня его люди вырезали около 2 тысяч местных жителей, чуть позже расстреляли полторы тысячи пленных китайских солдат. При попытке захвата Урумчи бомбардировка советской авиации привела к тому, что войска Ма Джуина были рассеяны. Его мятеж был окончательно подавлен в 1935 году.
Восточно-Туркестанская республика была упразднена. Премьер-министр Сабит Дамулла и некоторые министры были арестованы, препровождены в Урумчи, где и были убиты. Некоторые лидеры, такие как Мухаммад Имин Бугра и Махмут Мухити эмигрировали в Индию. Позднее Кашгар был захвачен отрядами Ходжи Нияза, но речь о реставрации исламской республики уже не шла. Алтайская добровольческая армия вернулась в Союз, правда часть осталась в качестве инструкторов. Ходжа Нияз был назначен заместителем губернатора. Позднее его тоже репрессировали.
В 1937 году началось новое уйгурское восстание. Освободив Кашгар восставшие двинулись в сторону Урумчи. Решающее сражение произошло в районе городов Корла, Карашар. Объединенные китайско-советские войска разбили восставших. Затем последовали широкомасштабные репрессии по всей Уйгурии. Однако местное население не прекращало борьбу. Особенно упорное сопротивление оказывали уйгуры, казахи, и монголы в Илийском Крае. Совместными усилиями советских воинских частей (Нарынская и Ошская войсковые группы) и подразделений Шэн Шицая мятеж уйгуров и дунган был подавлен. Комбриг Николай Норейко докладывал: «К 5 декабря из 36-й дунганской дивизии убито и взято в плен 5 612 человек, ликвидировано из числа взятых в плен 1 887. Захвачено 20 орудий, 1 миномет, более 7 тысяч винтовок. Из 6-й уйгурской дивизии убито и взято в плен около 8 тыс. человек, из числа пленных ликвидировано 607 человек». Позднее численность «ликвидированных» возросла. [1]
Синьцзян подчинялся китайскому правительству Чан Кайши только номинально, имел собственную валюту, и что примечательно, ее стабильность обеспечивалась Госбанком СССР. Что касается белогвардейцев, то частью они погибли в боях, частью — были завербованы советской разведкой или перешли на службу Шэн Шицаю. Позднее русская дивизия, сформированная из них, вопреки рекомендациям СССР была расформирована, Паппенгут был обвинен в заговоре и расстрелян. Вместе с ним было казнено более 40 белых офицеров. Шэн Шицай будучи с визитом в Москве, попросил у него дозволения вступить в ВКП(б) И в 1938 году заместителем начальника Разведуправления РККА ему был вручен партийный билет за № 1859118.[2]
С началом Второй мировой войны, ориентация губернатора, китайского генерала Шэн Шицая поменялась. Переметнувшись на сторону китайских националистов — сторонников партии Гоминдан, он тем самым вызвал недовольство СССР. В связи с этим Советский Союз начал поддерживать национально-освободительное движение народов Уйгурии.
В 1941 году восстание подняли казахи. Побудительной причиной стало недовольство казахов тем, что правительство Шэн Шицая передавало пастбища и места водопоя оседлым крестьянам — дунганам и китайцам. Против восставших были брошены артиллерия, танки и авиация. После измены верхушки восстание возглавили Оспан Ислам-улы, он руководил одним из крупных отрядов повстанцев, и Калибек Рахимбек-улы.
Шэн Шицай пытался исправить свой промах, написав покаянное письмо Сталину, в котором предложил принять Синьцзян в качестве 18-й республики в состав СССР (17-й неофициально считалась Монголия), но получил отказ. Шэн Шицая сменил его брат — выпускник Академии РККА Шэн Шиин. В 1942 году он погибнет при загадочных обстоятельствах. Согласно официальной версии его зарезала русская жена, которую вскоре обнаружат задушенной. Выяснится, что она получит соответствующий приказ от группы заговорщиков, которой руководили генеральный консул СССР в Урумчи и советский военный советник.
Лето 1943 года отмечается всплеском антисоветских настроений в Синьцзяне. Началась передислокация верных Гоминьдану воинских частей. К окончанию Отечественной войны их численность в Синьцзяне составила 100 тысяч человек, в основном ханьцев и дунган.
В 1943 году при содействии советской разведки была создана организация свободы Восточного Туркестана «Азат Ташкилаты». 8 ноября 1944 года подпольный Военно-Революционный комитет, заседавший в городе Кульдже, объявил о начале вооруженного восстания. Приказом Берии в декабре 1944 года был образован Отдел специальных заданий НКВД СССР. Главными задачами перед ним ставилось руководство и оказание помощи национально-освободительному движению мусульман Синьцзяна. Тогда же из числа местных жителей была сформирована группа людей прошедших спецподготовку в районе Медеу. Затем она была заброшена в Синьцзян, где приступила к созданию партизанских отрядов. Командиром одного из них был уроженец Джаркента татарин Фатых Муслимов, позднее он занял ответственный пост в военном ведомстве Восточно-Туркестанской республики.
За несколько дней все стратегически важные пункты Илийского Края были освобождены от гоминдановцев. Китайские гарнизоны были уничтожены. Вышедшие на помощь из Урумчи китайские войска были рассеяны. В тесном содружестве действовали представители всех некитайских национальностей. 12 ноября 1944 года с городе Кульдже торжественно была провозглашена Восточно-Туркестанская Республика(ВТР). Территориально она охватывала три из десяти округов Уйгурии — Илийский, Тарбагатайскнй, Алтайский. Президентом республики был провозглашен маршал Алихан Тура, узбек по национальности. Его первым заместителем стал уйгурский князь Хакимбек Ходжа, заместителем — представитель знатного казахского рода — Абулхаир Торе.
В апреле 1945 года была сформирована Национальная армия Восточного Туркестана, ее командующим стал советский генерал-майор Иван Полинов. Его курировал «Иван Иванович» — генерал-майор НКВД Владимир Егнаров. Начальником штаба — генерал Варсонофий Можаров (раньше служил в армии Дутова), заместителем командующего армией был назначен уйгур Зинун Таипов. Командирами дивизий — казах Далелхан Сугурбаев (выходец из Монголии), русский Петр Александров и киргиз Исхакбек Монуев (в некоторых документах он фигурирует как Муниев). Оспан Ислам-улы был назначен губернатором Алтайского округа, но между ним и правительством сразу же начались трения, и он отказался выполнять его приказы.
Хотя провозглашенная республика одержала ряд серьезных военных побед, и была готова освободить оставшиеся округа Уйгурии, её судьба была предрешена. Дело в том, что пункт 3 Приложения к договору о дружбе и сотрудничестве, заключенного между Китаем и Советским Союзом в августе 1945 года (подписан В. М. Молотовым и министром иностранных дел Китайской республики Ван Шицзе) касался Уйгурии. В нем говорилось, что «относительно развития Синьцзяна Советское правительство заявляет, что согласно статье V договора о дружбе и сотрудничестве, оно не будет вмешиваться во внутренние дела Китая»
Разумеется о наличии этого секретного приложения уйгурские лидеры ничего не знали. Вследствие этого они под нажимом Москвы вынуждены были сесть за стол переговоров с представителем Гоминдана. Причем делегацию возглавил один из известных уйгурских деятелей Ахметжан Касими, так как президент республики Алихан Тура был вывезен на территорию Советского Союза.
Одновременно с началом переговоров между Гоминьданом и КПК начались переговоры о прекращении огня в Синьцзяне. Правительство Чан Кайши на них представлял генерал Чжан Чжичжун, ВТР — министр иностранных дел, вице-премьер Ахметжан Касими. Кстати, его «курировал» резидент НКВД в Кульдже. Шли они долго и трудно. Летом 1946 года вступило в силу «Соглашение 11 пунктов». Было сформировано коалиционное правительство, во главе которого стал Чжан Чжичжун, а его первым заместителем стал Ахметжан Касими. Не просуществовав и года, оно распалось.
После окончательной победы КПК над Гоминьданом в середине августа 1949 г. во главе делегации ВТР Касими выехал из Кульджи в Пекин через Алма-Ату и Иркутск на заседание Народного политического консультативного Совета Китая. Скорее всего, такой маршрут был продиктован необходимостью встречи с представителями советского руководства, на которой он надеялся убедить Москву сохранить независимость ВТР. А через несколько дней было объявлено о крушении самолета Ил-12 с правительством ВТР на борту. До сих пор не могут назвать точное место падения самолета, в одних источниках указано, что катастрофа произошла в окрестностях Иркутска, в других — под Читой. Есть версия о том, что делегация ВТР была арестованы советскими органами госбезопасности и затем все были убиты, а авиакатастрофа была инсценирована посмертно. Останки погибших были выданы представителям ВТР, их похоронили в городском парке Кульджи. Спустя 12 лет тело одного из них — Далелхана Сугурбаева было перезахоронено в Алма-Ате. [3]
Мухаммад Имин Бугра и Айса Юсуф Алптекин эмигрировали в Турцию, Масуд Сабри Байкузи уехал в Иран. В 1949 году Правительство в Урумчи возглавил татарский большевик Бурхан Шахиди, который выказал лояльность новым властям — китайским коммунистам. Политбюро ЦК КПК приняло решение о дислоцировании в Синьцзяне (Уйгурии) частей НОАК численностью в 250 тысяч человек и о начале массового переселения туда ханьского населения.
В конце 1955 года было официально объявлено о создании Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Религии
Как важный канал и узел в экономическом и культурном обмене между Востоком и Западом Синьцзян издревле является районом сосуществования многих религий. До проникновения ислама в Синьцзян вдоль Шелкового пути уже распространялись многие религии — зороастризм, буддизм, даосизм, манихейство и несторианство, которые процветали в различных районах вместе с первобытной местной религией. После проникновения ислама в Синьцзяне продолжали сосуществовать различные религии, к тому же к ним прибавились еще и католичество.
До проникновения извне других религий древние местные жители Синьцзяна исповедовали первобытную местную религию, которая затем развилась в шаманизм. Некоторые национальные меньшинства в Синьцзяне по сей день в разной степени исповедуют первобытную религию и шаманство и связанные с ними обычаи.
Возникший приблизительно в IV веке до нашей эры в древней Персии зороастризм, который в Китае называют сяньцзяо (поклонение огню), проник из Средней Азии в Синьцзян. С эпохи Южных и Северных династий до династий Суй и Тан поклонение огню было широко распространено в различных районах Синьцзяна, но особенно в Турфанском районе. В тот период гаочанские власти создали специальные органы и назначили чиновников для усиления контроля над этой религией. Некоторые национальности Синьцзяна, исповедующие сегодня ислам, раньше исповедовали зороастризм.
Приблизительно в I веке до нашей эры зародившийся в Индии буддизм проник в Синьцзян через Кашмир. Вскоре при всемерном насаждении господствующими правителями буддизма в различных районах он стал главной религией в Синьцзяне. В период расцвета буддизма в оазисах вокруг Таримской впадины было возведено множество буддийских храмов и монастырей, сложилось множество общин монахов и монахинь, возникли такие знаменитые буддийские центры, как Юйтянь, Шулэ, Цюцы и Гаочан. В Синьцзяне буддизм достиг своих высот в скульптуре, живописи, музыке, танцах, в зодчестве монастырей и традициях каменных пещер, он оставил богатое и ценное культурное наследие, обогатив китайскую и мировую сокровищницу культуры и искусства.
Приблизительно в V веке процветавший во внутренних районах даосизм был принесен ханьцами в Синьцзян. Но распространялся он не широко, в основном в Турфане и Хами, где компактно проживали ханьцы. И лишь в династию Цин он распространился во всех районах Синьцзяна.
Приблизительно в VI веке из Персии через Среднюю Азию в Синьцзян проникло манихейство. В середине IX века уйгуры, государственной верой которых было манихейство, после переселения в Синьцзян способствовали развитию этой веры в Синьцзяне. Исповедующие манихейство уйгуры построили в Турфанском районе множество монастырей, пробили каменные пещеры, перевели каноны, обогатили искусство фресками, распространяя таким образом догмы и культуру манихейства. До и после проникновения манихейства в Синьцзяне появилось несторианство (раннее течение в христианстве), но оно не смогло распространиться широко и процветало в династию Юань (1206—1368 гг.) лишь по той причине, что множество уйгуров приняли эту веру.
В конце IX века и начале X века в южные районы Синьцзяна из Средней Азии проник ислам. В середине X века Караханская династия развязала против княжества Юйтянь религиозную войну — войну ислама с буддизмом, продолжавшуюся более 40 лет. В начале XI века после распада княжества Юйтянь, ислам распространился по всему Хотанскому району. В середине XIV века Чагадайское ханство (вассал, основанный вторым сыном монгольского хана Чингисхана в западном регионе) стало насильно насаждаться ислам, который стал главной религией монголов, уйгуров, казахов, киргизов и таджиков Чагадайского ханства. В итоге в начале XVI века ислам пришел на смену буддизму и стал главной религией в Синьцзяне.
После того как ислам стал главной религией уйгуров и других национальностей, в Синьцзяне постепенно исчезали зороастризм, манихейство и несторианство, которые раньше исповедовали эти национальности, но по-прежнему существовали буддизм и даосизм. Более того, начиная с династии Мин большое развитие получил тибетский буддизм, ставший вместе с исламом главной религией в Синьцзяне. В конце XVII века вождь исламской секты «байшань» Апак ходжа ламаистскими силами уничтожил своих политических врагов — Караходжа, в результате рухнуло Ярканское ханство (местная власть с центром в нынешнем Шачэне, установленная потомками монгольского хана Чагадая в 1514—1680 г.). Это свидетельствовало о том, что ламаизм в то время имел большое влияние. Примерно с XVIII века в Синьцзян пришли христианство и католичество, сравнительно большое развитие имели буддизм, даосизм и шаманство. На севере и юге Тяньшаня появилось множество монастырей и храмов этих религий, некоторые мусульмане даже перешли в католичество и лоно других религий.
Исторически религии в Синьцзяне непрерывно эволюционировали, однако после того как в Синьцзян извне проникли различные религии, там всегда сохранялось сосуществование многих религий. Сегодня в Синьцзяне главными религиями являются ислам, буддизм (включая ламаизм), христианство (католичество) и даосизм. Среди некоторых национальностей по-прежнему сравнительно большое влияние имеет шаманство.
- Су шеф кто такой в ресторане и его обязанности
- Суаре это кофе что значит