Суахили это что такое

Суахили

Институт исследований суахили

См. также: Проект:Лингвистика

Суахи́ли (kiswahili) — крупнейший из языков банту и один из наиболее значительных языков Африканского континента. Являясь языком межэтнического общения, суахили распространён на обширной территории Восточной и Центральной Африки, от побережья Индийского Океана на востоке до центральных областей ДР Конго на западе, от Сомали на севере до Мозамбика на юге.

Суахили является государственным языком в Танзании, Кении и Уганде. Он также широко используется в Руанде, Бурунди, Замбии, Малави, на Коморских Островах (коморский язык) и на Мадагаскаре. Суахили — единственный африканский язык, получивший статус рабочего языка Африканского союза (с 2004 года).

По разным данным суахили является родным для 2,5 — 5 млн человек. Ещё 50 — 70 млн человек используют его в качестве второго или третьего языка общения.

Согласно внутренней классификации М. Гасри язык суахили входит в группу G42: Бантоидные/Южные/Узкие банту/Центральные/G.

Современный суахили использует в качестве азбуки латиницу.

Содержание

Самоназвание

Название kiswahili происходит от множественного числа арабского слова sāhil ساحل: sawāhil سواحل со значением «побережье», использовавшегося в качестве прилагательного для «жителей побережья» или с добавлением префикса ki- — их языка (kiswahili — «язык жителей побережья»).

Лингвогеография

Социолингвистическая ситуация

Суахили это что такое. Смотреть фото Суахили это что такое. Смотреть картинку Суахили это что такое. Картинка про Суахили это что такое. Фото Суахили это что такое

Суахили это что такое. Смотреть фото Суахили это что такое. Смотреть картинку Суахили это что такое. Картинка про Суахили это что такое. Фото Суахили это что такое

В таких странах как Танзания (1967) и Кения (1974) суахили объявлен официальным. Правительство Уганды ввело его в качестве обязательного предмета для начальной школы в 1992 году и также объявило официальным в 2005. Он используется также относительно небольшими группами населения в Бурунди, Руанде, Мозамбике, Сомали, Замбии, а также большинством населения Коморских Островов.

На суахили говорит примерно 90 % жителей Танзании (примерно 39 миллионов). Большинство образованного населения Кении может свободно говорить на нём, поскольку он является обязательным предметом в школе с первого класса. Суахилиговорящими являются 5 провинций Демократической Республики Конго.

Диалекты

Современный суахили основан на диалекте Занзибара. Отделить диалекты друг от друга с одной стороны и диалекты от языков с другой довольно непросто и насчёт их списка имеется ряд расхождений:

Письменность

Современный суахили пользуется латинской графикой (введённой европейскими миссионерами в середине XIX века). Ранее использовалась арабица (старосуахилийское письмо), крупнейший памятник которого — эпос «Книга об Ираклии» XVIII века. Первый памятник датируется 1728 годом.

История языка

Формирование суахили относится к периоду интенсивной торговли между народами, населявшими восточное побережье Африки и острова Занзибар, Пемба и др. и арабскими мореплавателями. Сегодня в лексике и грамматике суахили очевидно арабское влияние, масштабы которого объясняются мощным культурным и религиозным влиянием арабов. Предки этнических суахили (или так называемых waswahili), по-видимому, были потомками арабских и индийских переселенцев (главным образом торговцев) и жителей внутренних областей Восточной Африки, принадлежавших к различным племенам банту. Две мощных волны переселений относятся соответственно к VIII—X вв. и XVII—XIX вв., что позволяет назвать ориентировочную дату начала развития языка.

Этнические суахили восточноафриканского побережья создали в XIII—XIX вв. оригинальную культуру, являющуюся сплавом местных африканских традиций и восточных (прежде всего, арабо-мусульманских) влияний; они пользовались письменностью на арабской основе. Памятники этого времени (стихи, песни, исторические хроники и другие документы, самые ранние из которых относятся к XVIII в.) отражают так называемый старосуахилийский язык (представленный целым рядом диалектных разновидностей; некоторые возникшие в ту эпоху варианты суахили теперь рассматриваются как самостоятельные языки, как например коморский — язык Коморских Островов в Индийском океане). Формирование современного общераспространённого стандартного суахили происходило на базе диалекта киунгуджа (остров Занзибар; занзибарский вариант суахили традиционно считается одним из наиболее «чистых» и «правильных»).

С расширением континентальной торговли суахили постепенно становится языком межэтнического общения. Эта важнейшая социальная роль суахили ещё более усилилась в постколониальный период, когда независимые государства Африки стали рассматривать суахили как реальную альтернативу языкам бывших метрополий (прежде всего, английскому). Успешному распространению языка суахили способствует то, что большинством говорящих он воспринимается как «общеафриканский», но при этом этнически нейтральный язык, не связанный ни с какой узкой этнической группой; таким образом, по крайней мере в Танзании (населенной преимущественно народами банту) языку суахили удалось стать своего рода символом национального единства.

Лингвистическая характеристика

Суахили — синтетический агглютинативный язык. Важнейшие грамматические значения выражаются внутри словоформы. Аналитически маркируется, например агенс в ряде пассивных конструкций.

Активная конструкцияПассивная конструкция
Mtoto anasoma kitabuKitabu ki-na-som-wa na mtoto
Ребёнок 3Sg-PRAES-читать книгаКнига 3Sg:CL7-PRAES-читать-PASS=Ag ребёнок
Ребёнок читает книгуКнига читается ребёнком

Предлогом может выражаться комитатив baba na mamaотец с матерью, инструменталис kwa kisuножом и ряд других значений.

Фонология

Важнейшим отличием фонологической системы суахили от прочих языков ареала является отсутствие фонологических тонов. Исключение составляет в частности диалект мвита. Слог открытый. При этом [m] и [n] могут быть слоговыми. Наиболее частотные слоговые структуры: 1) Сm/n, 2)V, 3)CV, 4)CCV/Cm/nV, 5)CCCV/Cm/nCCy/wV.

Гласные

Литературный суахили содержит 5 гласных фонем: : /ɑ/, /ɛ/, /i/, /ɔ/ и /u/. Звук, соответствующий фонеме /u/ в алфавите международной фонетической ассоциации находится между [u] и [o] (как, например, в итальянском). Редукция отсутствует. Произношение не зависит от положения относительно ударного слога. Дифтонги отсутствуют. Зияния устраняются глоттализацией.

Согласные

/ndʒ/ng /ŋɡ/Имплозивные смычныеb /ɓ/d /ɗ/j /ʄ/g /ɠ/Взрывные смычныеp /p/t /t/ch /tʃ/k /k/Придыхательные смычныеp /pʰ/t /tʰ/ch /tʃʰ/k /kʰ/Преназализованные Фрикативныеmv /ɱv/nz /nz/Звонкие фрикативныеv /v/(dh /ð/ )z /z/(gh /ɣ/ )Глухие фрикативныеf /f/(th /θ/ )s /s/sh /ʃ/(kh /x/ )h /h/Дрожащиеr /r/Боковыеl /l/Аппроксимантыy /j/w /w/

Преназализация является типичным явлением для африканских языков. Придыхательные велярные являются заимствованиями из арабского.

Морфология

Суахили обладает очень богатой именной и глагольной морфологией. Для него, как и для большинства банту, характерна сложная система именных согласовательных классов.

Система согласовательных классов суахили претерпела значительные изменения за время своего существования, во многом потеряв изначальную семантическую мотивацию. Исходная система содержала 22 согласовательных класса. Исследователи выделяют от 16 до 18 оставшихся на настоящий момент. В принятой на сегодняшний день трактовке шесть из них обозначают существительные в единственном числе, пять — во множественном, один класс для абстрактных существительных, класс для глагольных инфинитивов и три локативных класса.

класспрефиксединственное числопереводмножественное числоперевод
1, 2m-/mu-, wa-mtuчеловекwatuлюди
3, 4m-/mu-, mi-mtiдеревоmitiдеревья
5, 6Ø/ji-, ma-jichoглазmachoглаза
7, 8ki-, vi-kisuножvisuножи
9, 10Ø/n-, Ø/n-ndotoмечтаndotoмечты
11u-uaцветок
14u-utotoдетство

Существительные 1 и 2 классов в основном обозначают одушевленные предметы и в особенности людей mtu watu, mtoto — watoto; классы 3 и 4 — так называемые классы «деревьев», однако помимо деревьев и растений в него попадают также и такие физические объекты как mwezi — луна, mto — река, mwaka — год, в результате семантическая мотивация класса ставится под вопрос; 15 класс на ku- — класс инфинитивов; класс 7 часто называют классом «вещей», так как в него часто попадают такие артефакты как kitu — вещь и kiti — стул, однако он содержит и такие слова как kifafa — эпилепсия; u- — префикс абстрактных классов, не имеющих множественного числа.

Пространственные отношения в суахили выражаются при помощи локативных классов.

Критерием определения именного класса, к которому относится словоформа, является согласовательная цепочка, состоящая из префикса класса, адъективного показателя для данного класса, приглагольного согласователя, согласователя указательных местоимений и согласователя посессива. Например, сравним цепочки 3 и 1 классов:

№ классаПрефикс классаАдъективный показательПриглагольный согласовательСогласователь указательного местоименияСогласователь посессива
1m/mw-m/mw-a--yuw-
3m/mw-m/mw-u-/w--u-w

Указанный метод позволяет выделить 18 согласовательных классов и показывает нарастающую десемантизацию согласовательного класса в суахили.

Прилагательное образуется от того же корня, что и существительное, но маркируется специальным показателем. Пассивная валентность прилагательного отличается от валентности существительного возможностью присоединять наречия и недостаточные глаголы, формируя тем самым степени сравнения:

Положительная степеньСравнительная степеньПревосходная степень
alikuwa mtoto mzuri sanamtoto alikuwa ni mzuri kushinda mimimtoto aliye mzuri
Он был красивым ребёнкомРебёнок красивее меняСамый красивый ребёнок

Глагол

Общая морфемная формула глагольной словоформы в суахили такова: (Pr) + Pr + (In) + (In) + (In/In) + R + (Sf) + (NSf) + (Sf) + (Sf), где Pr — префикс, In — инфикс, R — корень, Sf — суффикс.

ФормаПеревод
somaЧитай!
husomaОбычно он читает
a-na-somaОн читает
a-mw-ambi-eПусть-он-ему-скажет
ha-wa-ta-somaОни не будут читать
Префиксы времени и наклонения

-a-Настоящее время/хабитуалис
-na-Дуратив/прогрессив
-me-Перфект
-li-Прошедшее
-ta-Будущее
hu-Хабитуалис
-ki-Кондиционалис

Суахили обладает развитой системой актантной деривации и залоговых преобразований:

Kitabuki--na--som--wanamtoto
Книга3Sg:7ClPRESчитатьPASSAgребёнок

Книга читается ребёнком

wa--li--salida--na
2PlPASTпомогатьREC

Они помогали друг другу

wa--li--fiakuni
2PlPASTгибнуть:BENFдрова

Они погибли за дрова

Kikombeki--me--vunji--ka
чашка3Sg:CL7PERFразбитьRES:DECAUS
Чашка разбилась

Синтаксис

Стандартный порядок слов в синтагме SVO. Определение стоит в постпозиции к определяемому слову. Маркирование в предикации вершинное, что является типичным для языков данного ареала. Согласование с объектом возможно, но не обязательно. В именной группе также наблюдается зависимостное маркирование:

Маркирование в предикацииМаркирование в именной группеСогласованное определение
wa-toto wa-na-ki-soma ki-tabum-ungu m-kuu wa=0-kabilam-tu m-wema
2Pl-ребенок 2Pl-PRES-7Sg-читать 7Sg-книга1Sg-Бог 1Sg-верховный POSS:1Sg=5Sg-народ1Sg-человек 1Sg-хороший
Дети читают книгуВерховный Бог НародаХороший человек

Тип ролевой кодировки в предикации — аккузативный.

Неаккузативный глаголНеэргативный глаголДвухместный глагол
m-toto a-li-kwendam-toto a-li-lalam-toto a-li-m-piga mwali
1Sg-ребёнок 1Sg:Subj-PAST-бежать1Sg-ребёнок 1Sg:Subj-PAST-спал1Sg-ребёнок 1Sg:Subj-PAST-1Sg:Obj-ударить 1Sg-девочка
Ребёнок бежалРебёнок спалРебёнок ударил девочку

Обилие пассивных конструкций также говорит в пользу аккузативности языка.

Описания языка

Суахили вошёл в научный обиход сравнительно поздно — со второй половины XIX в., когда были предприняты первые попытки описания его грамматического строя. К концу XIX в. уже существовали первые практические грамматики и словари.

В XX в. интерес к суахили существенно возрос. В настоящее время суахили преподается и изучается почти во всех крупных университетах и научно-исследовательских центрах Германии, Англии, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Китая, США и др. стран. Африканские учёные также занимаются его исследованиями. В Танзании существует Институт исследования суахили при Дар-эс-Саламском университете, издающий журнал научных работ по различным вопросам языка, литературы и культуры суахили.

Суахили в популярной культуре

Ставшее международным слово сафари — слово из языка суахили (в свою очередь заимствованное из арабского), означающее «путешествие», «поездка».

Слова из суахили были использованы в именах главных героев диснеевского мультфильма «Король-лев». Например, Симба на языке суахили — «лев», Рафики — «друг» (также арабское заимствование — [rafi:Q] — друг), Пумба — «ленивый». Название известной песни из мультфильма — «Акуна Матата» (англ. Hakuna Matata ) на суахили означает «нет проблем».

В фантастическом фильме «Ангар 18» «язык пришельцев», который в фильме можно услышать из голосовой системы корабля, представляет собой кусок текста из разговорника суахили, пропущенный через какой-то голосовой преобразователь.

Слово «убунту» (человечность) стало названием популярной операционной системы.

Источник

Суахили – почему жители Африки африканцы лишь наполовину?

Суахили – один из самых известных африканских народов. Мало того, что его представители являются хранителями своей древней культуры, так они ещё сумели распространить свой язык во многих странах.

Современные суахили проживают в Танзании, Кении, на Занзибаре, а на их наречии, созданном из смешения самых разных языков, говорит более 50 миллионов человек (и это при том, что самих суахили насчитывается не более 1,5 миллиона).

Не менее интересна и культура этого народа, ведь в ней мы встречаем сочетание самых разных верований, которые привносили разные эпохи. Итак, давайте знакомиться с загадочными жителями восточных берегов Африки.

Предки Суахили из Азии

Знакомясь с народом, первым делом следует обратить внимание на то, откуда пришли его предки. Я была удивлена, узнав о суахили поразительный факт: они не являются потомками одного из древних африканских племён. Суть в том, что суахили как народ сложились в результате смешивания разных народностей, представители которых были скорее «гостями» Африки, а не её жителями.

Суахили это что такое. Смотреть фото Суахили это что такое. Смотреть картинку Суахили это что такое. Картинка про Суахили это что такое. Фото Суахили это что такоеСуахили (a) и Фарси (b)

Среди них были арабские и индийские торговцы, персидские купцы и мореплаватели. Именно это и объясняет область расселения суахили – побережье Восточной Африки, где удобно было останавливаться кораблям и создавать первые поселения и порты.

Позднее арабские поселенцы (всё-таки их среди купцов было подавляющее большинство) смешиваются с африканскими племенами, в результате чего и «рождается» совершенно новый народ с чертами таких разных национальностей.

Язык суахили – не арабский и не африканский

Ещё один занимательный факт о суахили: даже сегодня нельзя сказать о точном числе человек, что считают себя представителями этого племени. Вы скажете: а как же перепись населения и тому подобные процедуры? Конечно, они проводятся, однако среди жителей Кении, Танзании, Уганды назвать себя суахили считается «делом чести».

Местные жители верят, что, причислив себя к этому народу, можно отметить свой высокий социальный статус, образованность и культурность. Как видите, быть суахили не просто почётно, но и престижно, а потому среди насчитанных учёными 1,5 миллиона человек явно есть некая доля людей другого племени.

Несмотря на такую немногочисленность, суахили сумели сделать престижным свой язык. Он называется кисуахили и распространён в нескольких странах на восточном побережье Африки.

Хочу заметить, что кисуахили – довольно оригинальный диалект, сформировавшийся из сочетания арабского языка и наречия местных африканских племён. Многие арабы, что никогда прежде не слышали кисуахили, заверяют, что понять его несложно – в нём много заимствований из их языка. Кроме того, некоторые отголоски арабской культуры заметны и в фольклоре суахили, в их верованиях и искусстве.

Суахили это что такое. Смотреть фото Суахили это что такое. Смотреть картинку Суахили это что такое. Картинка про Суахили это что такое. Фото Суахили это что такоеДевушки суахили

Верующие и образованные

Как мне кажется, самым важным элементом культуры суахили является религия. Именно она влияет на многие сферы жизни, устанавливает свои правила поведения и законы. С X века многие суахили стали исповедовать ислам. С распространением мусульманской веры на землях суахили стали появляться не только святилища и мечети, но и особенные заведения – школы поэзии.

Их учащиеся декламировали выдержки из Корана, считались одними из самых почитаемых людей в общинах. Кстати, современные суахили являются образованными и грамотными людьми, а представление об африканских племенах как о диких народностях уже давно устарело.

Суахили это что такое. Смотреть фото Суахили это что такое. Смотреть картинку Суахили это что такое. Картинка про Суахили это что такое. Фото Суахили это что такоеМужчина суахили из немецкого архива

Сегодня суахили развивают свою культуру и язык, на котором печатаются газеты и журналы. Многие суахили работают в сферах искусства, телевидения, задействованы на производстве и в сельском хозяйстве. Как и их далёкие предки, суахили нашего времени занимаются мореплаванием и рыбалкой.

Они являются превосходными путешественниками, что не просто знают, но и чувствуют море. Как земледельцы суахили тоже добились успеха. На их плантациях выращивается батат, просо, ямс, бобы и бананы.

Суахили это что такое. Смотреть фото Суахили это что такое. Смотреть картинку Суахили это что такое. Картинка про Суахили это что такое. Фото Суахили это что такоеСуахили из Кении

Письмо на одежде

Традиционная одежда суахили отличается яркостью и своеобразными рисунками. Конечно, она выглядит немного непривычно для европейца, однако в каждый орнамент вложен свой духовный смысл. Канга, как называется национальный костюм, является отрезом хлопковой ткани, что чаще всего бывает оранжевого, зелёного или коричневого цвета.

Что интересно, суахили любят сами расписывать свой наряд. Поскольку канга не нуждается в сшивании, но легко впитывает и сохраняет нанесённую краску, украсить изделие можно чем душе угодно – от религиозных высказываний до собственного мнения о политической ситуации в стране. Мне кажется, такой ход и смелый, и демократичный, а также способствует самовыражению, что суахили очень ценят.

Суахили это что такое. Смотреть фото Суахили это что такое. Смотреть картинку Суахили это что такое. Картинка про Суахили это что такое. Фото Суахили это что такоеДевушки суахили в национальной одежде – Канга

Отдельно я бы хотела выделить фольклор этого народа. Суахили умеют пересказывать известные арабские и индийские легенды на свой манер, а их собственные сказки и предания подчас напоминают диковинную смесь Востока и Африки. Одним из самых популярных героев является находчивый заяц Сунгуру, а также бравый красавец Абу Нуваса.

Сказки суахили – это некое подобие историй Шахерезады, дополненных наличием африканских чудовищ и монстров, людоедов и великанов.

Суахили на своём примере демонстрируют нам, что сочетание самых разных и непохожих культур может оказаться очень ярким и интересным. Наверное, арабские мореплаватели, впервые ступившие на африканские земли много веков назад, даже и представить не могли, что станут родоначальниками совершенно нового народа.

Я уверена – они гордились бы своими потомками, что унаследовали проницательность, духовность и традиции своих предков-путешественников.

Источник

СУАХИЛИ

СУАХИЛИ, самый известный язык Африки; его самоназвание, kiswahili ‘язык побережья’ (от араб. sawahil ‘прибрежные селения, гавани’; ki- – это показатель именного класса, к которому относятся названия языков), указывает на первоначальную территорию распространения этого языка – узкую прибрежную полосу Восточной Африки (входящую ныне в состав Сомали, Кении и Танзании) с прилегающими к ней островами (Занзибар, Пемба, Мафия, Коморские, архипелаг Ламу), где под влиянием арабских торговцев-мигрантов (в 9–10 вв. н.э.) зародилась и развилась уникальная для Африки мусульманская цивилизация суахили.

Язык суахили возник предположительно в 12–13 вв. как комплекс городских койне, сложившихся в результате креолизации местных языков банту в условиях тесного контакта с арабским языком и обслуживавших разнородные в языковом отношении торговые центры побережья Восточной Африки. До начала 19 в. за пределами собственного ареала суахили не использовался.

Исконные носители суахили – смешанное исламизированное афро-арабское население восточно-африканского побережья. Какого-либо местного народа (автохтонного этноса), родным языком которого был бы суахили, в Африке никогда не существовало. В силу этого суахили оказался этнически и, как следствие, политически нейтральным, что в конечном итоге и обусловило его уникальное для местного языка положение доминирующего межэтнического и надэтнического средства общения в Восточной и Центральной Африке.

Проникновение суахили в глубь африканского континента, населенного многочисленными этносами с собственными языками, начинается в первой четверти 19 в. стараниями сначала купцов и работорговцев с побережья, а позднее миссионеров и колониальных чиновников и осуществляется относительно быстро (весь процесс занял около века). Местные этносы охотно принимали суахили как средство межэтнического общения, язык ислама, христианизации, колониальной администрации, поскольку он, во-первых, воспринимался как «ничей» язык, использование которого не ущемляло самосознания местных племен, а во-вторых, обладал в глазах местных этносов высоким социальным престижем.

В настоящее время ареал распространения суахили охватывает всю Танзанию, Кению, значительные территории Уганды и Заира, отдельные районы Руанды и Бурунди, север Мозамбика, Замбии, Малави, южное побережье Сомали и северо-запад острова Мадагаскар. Общее число говорящих на суахили колеблется по разным источникам от 35 до 70 млн. Из них те, для кого суахили является исконно родным, составляют немногим более 2 млн.

По классификации М.Гасри, суахили входит в зону G языков банту. К.Док считал его основным языком северо-восточной подзоны языков банту. Согласно классификации Дж.Гринберга, суахили – один из многочисленных языков банту; он относится к бантоидной ветви бенуэ-конголезских языков, входящей в нигеро-конголезскую языковую семью.

Суахили является общегосударственным (или «общенациональным») и первым официальным языком в Объединенной Республике Танзания и в Кении (второй – английский). Пользуется официальным статусом в Заире и Уганде как один из крупнейших языков межэтнического общения. На остальных территориях Восточной и Центральной Африки суахили – это прежде всего лингва франка.

Наибольшее распространение суахили получил в Танзании, где он функционирует в качестве надэтнического средства общения с максимально широким диапазоном: служит рабочим языком парламента, местных судов и органов власти, армии, полиции, церкви; на нем ведется радиовещание, формируется национальная литература, развивается пресса; суахили – единственный язык обучения в начальной школе. Языковая политика в Танзании направлена на превращение суахили в универсальную систему, сопоставимую по объему выполняемых функций с государственными языками высокоразвитых стран.

Реально в настоящее время суахили в Танзании исключен из традиционных сфер общения, обслуживаемых местными этническими языками (их в стране более 100), и сосуществует с английским, которому принадлежит ведущая роль в «высших» сферах коммуникации (средняя и высшая школа, наука, техника, международные контакты). В Кении суахили, наряду с этническими языками (их чуть менее 40) и английским, обслуживает все сферы коммуникации. Его основная функциональная нагрузка – обеспечить общение представителей разных этносов.

В 1930-е годы усилиями Восточноафриканского языкового суахилийского комитета был создан «стандартный суахили». Это нормированная и кодифицированная форма языка с единым, зафиксированным нормативными грамматиками и словарями стандартом, употребление которого официально предписывается в Танзании и поощряется в Кении. На нем функционирует современная художественная литература, развивающаяся вне всякой связи с классической литературой на суахили.

Литературный («классический») суахили в своем исконном ареале исторически существовал в двух вариантах. Один из них, сложившийся в 17–18 вв. в султанатах Пате и Ламу на основе вариантов кипате и киаму, обслуживал жанр эпических и дидактических поэм (тенди). Второй вариант сформировался к началу 19 в. на базе койне г.Момбаса, известного как кимвита. На нем создавались стихотворения (машаири). Классическая литература на суахили неразрывно связана с арабскими династиями, правившими на побережье, и пользовалась основанной на арабской графике старосуахилийской письменностью, плохо приспособленной для передачи звукового строя. В начале 20 в. колониальные власти заменили ее латинским письмом, ныне общепринятым. Африканское население материковой части Восточной Африки ни классической литературы на суахили, ни старосуахилийской письменности не знает.

На основе имеющихся данных можно предположить, что на протяжении всей своей истории суахили представлял собой комплекс территориальных вариантов, каждый из которых имел статус наддиалектного «торгового языка» или общегородского койне, а не диалекта в обычном смысле этого слова. В основу территориальных вариантов легли, вероятно, креолизованные под сильным арабским влиянием местные языки банту (а возможно, лишь какой-то один язык). Близость этнических языков и диалектов прибрежных племен банту, единое для всего региона воздействие арабского языка, сходство коммуникативных функций и условий функционирования, широкие контакты вдоль всего побережья способствовали сближению территориальных вариантов суахили. Постепенно они стали выполнять для исламизированного афро-арабского населения побережья роль первого языка и впоследствии получили общее название «язык суахили», хотя каждая локальная разновидность имела и собственное именование, например кипате – язык г.Пате и т.п. Европейские исследователи в 19 в. назвали эти идиомы диалектами языка суахили и объединили их в три пучка – северный (киаму, кипате и др.), центральный и южный (образуемый вариантом киунгуджа на о.Занзибар и его континентальной разновидностью кимрима); промежуточное положение между северными центральным пучками занимает кимвита. Особую подгруппу образуют варианты, используемые суахилиязычным населением Коморских островов.

Все разновидности суахили демонстрируют явную общность грамматического строя, располагают значительным общим бантуским словарем и общим слоем арабизмов; различия между ними обычно не настолько значительны, чтобы целиком исключить взаимопонимание. Диалектного континуума эти идиомы не составляют, так как непосредственное окружение каждого из них состоит из этнических языков автохтонного африканского населения этого региона – преимущественно банту. В Танзании в настоящее время исконные территориальными варианты суахили вытесняются стандартным вариантом.

Особое место в системе прибрежных территориальных вариантов суахили принадлежит занзибарскому койне киунгуджа – единственному из «диалектов» суахили, вышедшему за пределы побережья и превратившемуся в доминирующее средство межэтнического общения в Восточной и Центральной Африке. Именно за ним на континенте закрепилось наименование «язык суахили», и он же впоследствии был положен в основу литературного стандарта. На основе киунгуджа на территории распространения этнических бантуских и небантуских языков сформировались также вторичные «континентальные диалекты» суахили. В своем большинстве они носят пиджинизированный характер, представляя собой крайне обедненные разговорные формы с разрушенной морфологией. На территории Танзании они не известны, поскольку 94% этнических языков этой страны – банту, демонстрирующие структурную близость с киунгуджа. Напротив, Кения стала родиной таких разговорных пиджинизированных вариантов суахили, как кисетла, возникший при контактах между европейцами и африканцами; «внутренний» суахили, используемый при общении африканцами различной этнической принадлежности; найробийский суахили, имеющий широкое хождение среди этнически пестрого населения Найроби и др. Многочисленные варианты суахили, бытующие на территории Заира, имеют общее название «кингвана», при этом очевидное сходство с киунгуджа обнаруживает лишь собственно кингвана (букв. ‘язык свободнорожденных’), на котором как на исконно родном говорят проживающие в Заире потомки суахилийских купцов, пришедших сюда еще в начале 19 в. Очевидным функциональным преимуществом перед остальными вариантами, обслуживающими в Заире лишь межэтнические связи, обладает тот вариант суахили, который становится ныне родным и функционально первым для деэтнизирующихся жителей крупнейшего промышленного города Лубумбаши, в котором, таким образом, наблюдается процесс креолизации одного из пиджинизированных вариантов суахили.

Подавляющее большинство носителей суахили владеют более чем одним языком. При этом представлены как диглоссия (в Танзании и Кении, где она проявляется во владении первичным территориальным вариант суахили, используемым лишь в бытовом общении, плюс киунгуджа или стандартным суахили, употребляемым в более официальных ситуациях), так и билингвизм (у огромного числа автохтонных жителей Восточной и Центральной Африки, что проявляется во владении родным языком плюс используемым для межэтнического общения суахили, степень владения которым варьирует в широких пределах). В Танзании в настоящее время растет число жителей, для которых общегосударственный суахили стал родным и функционально первым; помимо ассимилированных в языковом отношении носителей первичных территориальных вариантов суахили, они представлены утратившим племенное и этническое самосознание населением городов и полиэтнических сельскохозяйственных поселений, а также мигрантами, потерявшими связь с родным этносом.

По своим внутрилингвистическим свойствам суахили – типичный язык банту с характерной фонетикой и развитой системой именных классов, но при этом с большим слоем арабской лексики и заимствованными фонемами (только в корнях арабского происхождения). В процессе кодификации и нормализации многие арабские слова были заменены английскими и бантускими, язык подвергся значительному лексическому обогащению, под определенным влиянием синтаксических норм английского языка усложнился и его синтаксис.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *