Стыдно как объяснить ребенку что такое
Стыд: инструмент воспитания или комплексы на всю жизнь?
Ольга Некрасова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Стыд — очень сильное чувство, от него хочется провалиться сквозь землю. Но взрослые могут запросто пристыдить ребенка даже публично: им кажется, что таким образом они воспитывают, благотворно влияют на его поведение. Так ли это работает, разбираемся с психологом Ольгой Некрасовой.
Откуда берётся стыд
Стыд — явление социальное. С его помощью общество вынуждает индивида следовать определенным правилам, управлять эмоциями, соблюдать границы. Из-за чувства стыда человек понимает, что делает что-то социально неодобряемое и останавливается, чтобы не быть отвергнутым обществом. Этот страх заложен генетически: остракизм — изгнание из социума — во все времена считался наказанием пострашнее казни.
Маленький ребенок еще не знает, что хорошо, а что плохо, не ориентируется в социальных нормах. Чувство стыда ему неведомо: он свободно бегает нагишом, играет с едой, громко просится в туалет. Первое осознанное ощущение неловкости приходит только после кризиса трех лет, когда ребенок впервые отделяет свое «я» от остальных.
Социализация начинается со слова «нельзя». К ограничениям приучают родители, которые готовят малыша к жизни среди людей. Если ребенок нехорошо поступил, кого-то обидел, а потом это понял и испытал стыд — это нормальная реакция, которая заставит его в следующий раз быть осмотрительнее. Но часто стыд превращается в манипуляцию взрослых.
Когда стыд становится токсичным
Если ребенок то и дело слышит «как тебе не стыдно шуметь, когда все спят», «стыдно так долго собираться, когда тебя все ждут», «подумай над своим поведением, пусть тебе будет стыдно», у него появляется чувство, что он не такой, как остальные дети. Возникает тот самый генетический страх остаться в одиночестве. Он боится снова сделать что-то не так, ошибиться. Параллельно растет ненависть к себе.
Такой стыд токсичен и напрямую связан с психологической травмой. Взрослые, сами того не подозревая, прибегают к запрещенным методам, которые негативно отражаются на всей будущей жизни ребенка:
Наказание через отвержение
Типичные фразы: «Ты позоришь нашу семью», «Наш сын не может быть двоечником».
Как проявится травма: Люди, прошедшие через отвержение, постоянно доказывают окружающим, что достойны быть членом коллектива, стараются все делать на отлично, угождать, брать дополнительную нагрузку. Или замыкаются в себе, страдают от перфекционизма, постоянно рефлексируют. Это приводит к перегрузкам психики, эмоциональному выгоранию.
Прилюдное унижение
Типичные фразы: «Такой большой, а до сих пор…», «Вот я расскажу твоим друзьям, пусть посмеются».
Как проявится травма: Во взрослом возрасте эти люди воспринимают каждый взгляд в свою сторону, как осуждение. Им постоянно кажется, что их поведение оценивают, смеются за спиной. Из-за боязни отличаться от остальных, отсутствия попыток самореализации, формируется посредственность.
Разглашение информации, которой ребёнок поделился
Типичные фразы: «Наш-то влюбился, лучше бы об учебе думал». «А сыну тут учительница сказала…».
Как проявится травма: Если детей поднимают на смех или публично обвиняют в чем-то, используя полученную от них же информацию, они воспринимают это как предательство, учатся не доверять. Во взрослом возрасте им будет тяжело выстраивать отношения, быть откровенными. Чаще всего такие люди остаются одинокими и обиженными на мир.
Как избежать травмы
Скорректировать поведение ребенка и не навредить ему поможет следующая тактика:
Если родителям стыдно за поведение ребенка, нельзя перекладывать на него ответственность за это взрослое чувство, срывать негатив. Можно прямо сказать: «Такое поведение заставляет меня сердиться, а мне бы этого не хотелось» или «Здесь не принято так себя вести, давай попробуем по-другому».
Объяснить ошибку простыми словами на примерах.
Чувство стыда не дает ребенку понимания, в чем, собственно, его проступок и как вести себя в следующий раз. Одобряемому в обществе поведению нужно специально обучать в доступной для ребенка форме — например, через сказки. При этом апеллировать к его пусть и небольшому, но опыту.
Говорить о поведении, а не о самом ребенке.
В воспитательных речах нельзя переходить на личности. Вместо «Как тебе не стыдно отбирать игрушки?! Какой плохой мальчик» лучше сказать «Не нужно отбирать игрушки. Смотри, сколько их — всем хватит». Стоит предложить ребенку помириться с ребятами и включиться в общую игру.
Прежде чем стыдить ребенка, нужно поставить себя на его место. Опозоренный человек испытывает лишь безысходность и запоминает: «я плохой». Это не тот эффект, к которому стремятся родители, ведь самооценку легко разрушить и очень тяжело восстановить.
Как говорить с детьми о чувствах
Почему нам бывает стыдно
Гжегож Касдепке польский писатель, лауреат многочисленных литературных премий, популяризатор греческих мифов
В одном детском саду ввели новую программу: теперь с детьми часто обсуждают их чувства. Делают это новенькая воспитательница Мила Филипповна и ее помощница — кукла-марионетка из театра. У польского писателя Гжегожа Касдепке вышло уже несколько книг из жизни необычной группы детского сада. Читая их вместе с детьми, будет проще говорить с ними о чувствах и поступках людей — при том, что сюжет у книжек неизменно увлекательный, а всяческое морализаторство отсутствует.
Мне стыдно
Миле Филипповне было достаточно мельком взглянуть на сидящих в молчании детей, чтобы понять: что-то не так. Вот только что?
— Всё хорошо? — спросила она, глядя то на Богдана, то на Маринку, то на Зойку.
Никакого ответа не последовало. Стояла лишь напря жённая тишина.
Мила Филипповна вздохнула. В очередной раз ей пришлось признать, что знания, полученные в университете, только частично помогали ей справляться с проблемами в детском саду. Воспитательница окинула взглядом комнату, а потом автоматически, как всегда, когда чувствовала растерянность, хотела было поправить чёлку. и в этот момент.
— О боже! — воскликнула Мила Филипповна.
— Вот именно! — произнёс Гриша. — Вы забыли про бигуди.
Воспитательница с ужасом посмотрела на себя в зеркало. Только сейчас она поняла, почему пассажиры автобуса смотрели на нее с таким удивлением. Красные поролоновые бигуди теперь красиво сочетались со стыдливым румянцем на её лице.
— Замечательный цвет, — попыталась утешить её Маринка. — А у моей мамы — жёлтые.
— Так я проехала полгорода, — вымолвила покрасневшая Мила Филипповна.
— Во всяком случае, вы были заметны, — произнёс сообразительный Богдаша. — Это даже лучше, чем катафоты.
— А я думала, что вы это специально. — отозвалась Зоя. — Наверное, мы сегодня будем говорить о. сама даже не знаю. О радости?
— Скорее, о стыде, — вздохнула Мила Филипповна. — Но сначала мне нужно привести себя в порядок.
К сожалению, уборная, в которую помчалась воспитательница, была закрыта изнутри, и было совершенно непонятно, кто в ней сидел.
— Кто отсутствует? — спросила Мила Филипповна.
— Кукла, — заметил бдительный Роман.
— Выходи! — крикнула Мила Филипповна.
Марионетка не произнесла ни слова.
— Это всё из-за Маринки, — заявил Гриша.
— Ну, знаешь ли! — возмутилась девочка.
— Да-да, из-за тебя! — засопел Гриша. — Не надо было её целовать!
— А я и не целовала! — заявила Марина. — Только чмокнула пару раз в щёчку!
— Этого хватило! — рявкнул Гриша. — Теперь ей стыдно показаться кому-либо на глаза!
При любых других обстоятельствах Мила Филипповна давно бы уже их успокоила, но в эту минуту она думала лишь о том, что ей нужно как можно скорее снять бигуди и причесать волосы!
— Марионетке стыдно, потому что Богдан сказал ей, что она кукла деревянная! — вдруг выпалила Зоя.
— Но ведь она и есть кукла! Из дерева! — сказал Богдаша в свою защиту.
— Разумеется, но ты ТАК это сказал, что мне тоже стало бы стыдно, — Зоя пожала плечами.
— Как ТАК?! — спросил разгневанный Богдаша.
— Так, что ей стало обидно. Это то же самое, как если бы тебе кто-то в лицо заявил, что ты дошкольник!
— Но ведь я дошкольник! — Богдаша закатил глаза.
— Ничего ты не понимаешь, дошкольник! — фыркнула Зоя.
Богдаша покраснел. Минуту спустя ему стало обидно, что милая и симпатичная Зоя так некрасиво к нему отнеслась. Он шмыгнул носом и почувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза. Богдаша отвернулся и, не произнеся ни слова, пошёл в сторону полки с машинками.
— Браво. — пробурчал Гриша. — Все вы одинаковые.
— Я не хотела, чтобы ему стало грустно, — сказала Зоя.
Девочке было стыдно, что она так повела себя по отношению к хорошему и умному Богдаше. Она всхлипнула, посмотрела в зеркало и подумала: «Какая же я глупая! Ужасно глупая!».
Вдруг дверь уборной открылась, и из неё выглянула. заведующая этим чудесным детским садом.
— Сюда лучше не входите, — смущённо прокашлялась она.
— Почему? — поинтересовался Гриша.
— Просто не входите и всё, — сказала заведующая и быстро улизнула в свой кабинет.
— Так когда мы будем говорить про стыд? — спросил Ромка.
— Завтра, — сказала Мила Филипповна, а потом сделала глубокий вдох и закрылась в туалете.
Стыд — это странное чувство, из-за которого мы бы с радостью спрятались в самом тёмном углу и не выходили бы оттуда, по крайней мере, до обеда. Причиной стыда могут стать даже зелёные штаны или жёлтые ботинки, веснушки на носу или кудрявые волосы. Однако чаще всего то, чего мы стыдимся, для других является чем-то удивительным, и они многое отдали бы, чтобы это иметь.
Человек, который смущается, уверен, что все на него смотрят, хотя обычно это не так. Стыд приводит к тому, что мы становимся немного неловкими. Но на самом деле единственное, чего стоит стыдиться, так это некрасивых, грубых и глупых поступков.
Советы для детей
Если тебе стыдно, например, носить свитер с бабочками, скажи об этом родителям. Наверняка мама думала, что он тебе нравится.
Если тебе стыдно сказать маме и папе, что ты терпеть не можешь, когда тебя ласково называют, например, цыпленком, пожалуйся воспитательнице. Она найдёт способ шепнуть об этом твоим родителям.
Если тебе стыдно рассказывать стих перед всем детским садиком, скажи об этом воспитательнице. Она вряд ли будет тебя заставлять и найдёт решение этой проблемы, например, предложит выступить с лучшим другом. Вместе-то веселее.
Если тебе стало стыдно из-за того, что ты обидел друга, то просто подойди к нему и скажи: «Прости!». И стыд лопнет как мыльный пузырь!
Советы для родителей
Поговорите с детьми о стыде. Расскажите о том, что в последний раз было причиной вашего стыда. Вместе с ними подумайте, почему так произошло.
Вспомните какие-нибудь смешные моменты из своего детства, например, как вам было стыдно ходить в розовых колготках. Попробуйте поиронизировать над таким поведением. Помогите детям осознать, что в разговорах о стыде нет ничего постыдного.
Попросите ребят рассказать о том, чего стыдятся они. Важно, чтобы дети говорили не только о причёсках и одежде, но и о поступках и ситуациях, которые ставили их в неловкое положение. Вместе подумайте о том, что следовало сделать в каждом случае, чтобы избавиться от чувства стыда.
Статья предоставлена издательством «Попурри»
Как у детей развивается чувство стыда и как его воспитать правильно
Как у детей развивается чувство стыда и что этому способствует? Вопрос, который родители задают не всегда своевременно. Чувство стыда может существенно навредить человеку во взрослой жизни, а может сделать из него приличного человека.
Испытывая постоянное чувство стыда, человек снижает самооценку, нередко вырастает неполноценной личностью. Ему бывает стыдно за все: за свою внешность, поведение, поступки, за то, что вообще существует.
При этом человек, лишенный этого чувства, не будет принят обществом. Как избежать развития постоянного чувства стыда у ребенка и выработать рациональный стыд – расскажем в статье.
Что такое стыд?
Чтобы понять механизм развития стыда как патологии, нужно знать, что такое стыд. Психологи считают, что стыдом называют эмоцию, возникающую при осознании несоответствия собственных действий правилам морали, принятых обществом.
Понятие «стыд» было введено в оборот в 1920-е годы. Различают понятия стыда по слабой и сильной выраженности.
Например, к формам слабовыраженного стыда можно отнести ситуацию, когда один человек обидел другого словом или резким действием, а потом раскаялся в этом. Обидчик приносит извинения и обещает более так не поступать, держать себя в руках.
В том случае, когда извинения произнесены искренне, в дальнейшем, чтобы избежать подобного, человек действительно будет себя сдерживать. Но если чувство стыда особо обострено, обидчик, принеся извинения, станет продолжать себя корить и вполне способен вскоре дойти до нервного истощения.
В качестве примера сильно выраженного типа стыда можно привести случай, когда человек не в состоянии простить себе что-то, пытается наказать себя путем нанесения телесных повреждений и даже увечий. Такие люди имеют выраженный комплекс неполноценности и не принимают себя.
Несмотря на то, что стыд относят к нравственному сознанию, он оказывает сильное влияние на эмоциональное сознание человека.
Стыд может сдерживать психическое развитие человека и напрямую влиять на поведение. Тем не менее, специалисты сходятся во мнении, что само по себе наличие чувства стыда является нормой и при правильном воспитании помогает индивиду избежать одиночества и неверных поступков.
Существуют люди, у которых чувство стыда присутствует, имеет внешние проявления, а также люди, напрочь лишенные этого чувства. Распознать их, конечно, можно по поведению и поступкам.
Признаки, указывающие на развитое чувство стыда:
Признаки, указывающие на полное отсутствие чувства стыда:
Когда ребенок начинает осознавать стыд?
Как понять, когда ребенок начинает осознавать стыд? В первую очередь, родителям надо усвоить, что стыд – не врожденная эмоция. Родившись, ребенок не понимает, за что испытывают стыд и когда это делать уместно.
Все, что он делает, он делает с ведома (или без ведома) взрослых. И именно они должны научить понятиям «плохо» и «хорошо». Но не криками и возмущениями типа «Ты что, совсем не понимаешь? Как тебе не стыдно?», а по-другому.
Да, например, маленький ребенок не понимает, почему неприлично приносить в зал, где сидят гости, свой горшок. Неприлично при всех снимать одежду и садиться на него. Ведь, когда дома только родители, это делать можно? Почему нельзя в этом случае?
С тех пор, как ребенок начинает осознанно воспринимать, что ему говорят, следует давать разъяснения о чувстве стыда и о ситуациях, в которых возможно его проявление. Определенных возрастных советов не имеется, но родители должны осознавать, что основные приличия следует усвоить к тому времени, как малыш пойдет в детский сад и школу.
Ребенок, которого часто просто стыдят, но не объясняют причин, регулярно получает серьезную психологическую травму. Он чувствует себя униженным, ему обидно, но он не понимает, за что.
Точно также чувствует малыш, который становится свидетелем того, как стыдят других детей. Он инстинктивно ощущает свою причастность к происходящему (хотя он может быть и ни при чем) и испытывает стыд.
Примеры неправильного вызывания чувства стыда встречаются в жизни очень часто. Например, в детском саду или школе воспитатель или учитель начинает стыдить ребенка за то, что он дольше всех рисовал, выполнял задание, переписывал текст.
«Ты слишком долго возился, поэтому тебе должно быть стыдно за то, что задерживаешь весь класс», «Из-за тебя вся группа позже вышла на прогулку, поэтому тебе должно быть стыдно за то, что гулять будут меньше» — такие фразы нередко звучат от взрослых. Формально формируется противопоставление одного виноватого ребенка всему классу. Все молодцы, а он один – хуже всех, за это ему должно быть стыдно.
Ребенок, однажды испытавший такое, знает, что теперь весь класс, благодаря взрослому, настроен против него, его начнут дразнить, с ним перестанут играть и общаться.
А воспитательница выглядит довольной, она искренне считает, что всё организовала правильно, что теперь виновник задержки будет наказан классом за провинность.
Она даже не осознает, что заставляет испытывать стыд, который перерастает в чувство вины и портит ребенку психическое развитие.
В чем состоит отличие вины от стыда?
В чем же главное отличие чувства вины от чувства стыда? В том, что вину можно признать и исправить то, что было сделано не так. А стыд исправить нельзя. Он «накатывает» на человека, гнетёт его, заставляет думать о себе плохо.
Например, испытывая вину за разбитую вазу, человек подумает и скажет: «Прости меня, я был неосторожен и нечаянно разбил вазу. Но я обещаю найти такую же и подарю ее тебе».
Человек, который стыдится того, что сделал, будет думать иначе: «Я неуклюжий, ужасный, неповоротливый. Я даже разбил вазу, теперь ты не захочешь со мной разговаривать. Я никудышный друг/сын».
Психологи различают понятие стыда и вины и приводят понятные примеры. Например, большинство представителей социума не приемлют показ интимных частей тела прилюдно. Это стыдно, потому что неприемлемо обществом.
Чувство стыда в этом случае соразмерно с чувством страха. Человек боится, что его увидят, осудят за неприличное поведение и нарушение общественных норм.
Племена, до сих пор проживающие вне цивилизации, продолжают ходить полуголыми. Для их общества это нормально, поэтому они не стыдятся своей наготы. Но ведь и развитыми людьми их тоже нельзя назвать.
Чувство стыда позволяет людям быть цивилизованными существами. Отсутствие чувства стыда давно бы превратило всех людей в жестоких и безнравственных особей.
Это воспитывается в семье и в той среде, в которой растет ребенок. Не стоит забывать, что взрослые являются главным примером для детей и их поведение копируется с завидной устойчивостью.
Например, когда мама ходит перед 5-6 летними детьми в одной футболке, а папа в трусах, для всей семьи это становится нормой. И дети, повзрослев, скорее всего, будут ходить дома также. А если им станут делать замечания, поначалу будут искренне возмущены, а потом, возможно, станут испытывать чувство стыда.
Если же родители всегда носят аккуратную домашнюю одежду и не раздеваются при малышах, объясняя, что это неприлично, дети станут поступать также.
Манипуляции стыдом и чувством вины
Нередко взрослые осуществляют манипуляции стыдом и чувством вины в общении с детьми. Используя эмоции в свою пользу, они пытаются добиться своей цели, не задумываясь о том, как это повлияет на ребенка.
Ребенок, которому говорят о стыде, но не объясняют, в чем он конкретно виноват, не всегда способен различить чувство вины и стыда.
Так, человек, который испытывает вину, осознает, что сделал кому-то больно, доставил неудобства и готов исправить ситуацию. В этом русле и следует воспитывать детей.
Например, мама, уходя на работу, попросила дочь прибраться на кухне и вымыть посуду. Вернувшись домой, она увидела, что беспорядок не исчез.
Правильные действия: «Милая, ты видимо забыла, что я просила навести порядок? Я очень расстроилась, увидев полную раковину грязной посуды. Думаю, что ты успеешь исправиться, пока я переодеваюсь и отдыхаю, твоя помощь мне очень нужна».
Неправильные действия: «Тебе совсем на мать наплевать? Просила посуду помыть, а ты весь день дурака валяешь, и тебе даже не стыдно, что кухне беспорядок! Вот опять придется самой все делать».
Подобные высказывания негативно влияют на детскую психику. Ребенок, не понимая, за что с ним так разговаривают, побоится об этом спросить. Ему будет проще промолчать и признать вину, за которую станет стыдно.
Со временем это превратится в постоянную защитную реакцию и норму поведения. С каждым эпизодом будет возрастать чувство неполноценности и собственной ущербности, а неуверенность в себе станет препятствием в жизненных достижениях.
Стыд будет мешать сказать слово, высказать мнение, о чем-то попросить и предложить свою помощь. Человек постыдится показать себя, обратить на себя внимание и презентовать собственные способности.
Стыд не даст человеку ощущения нужности, востребованности, уверенности в собственных силах. Жизнь, прожитая в стыде, ограниченна и безлика. Человек вроде есть, но ему стыдно за то, что он есть.
Как привить ребенку нормы приличия
Как можно привить ребенку нормы приличия? Есть несколько практических советов, которые позволят это сделать.
Пропустите пожилую женщину вперед, уступите место больному человеку, выскажите благодарность, если уступили или помогли вам. Правила поведения в обществе формируются и таким образом. Ваш ребенок будет перенимать ту модель поведения, которую проявляете вы.
Не ругайте ребенка в присутствии посторонних людей, это унижает. Поговорите с ним наедине и объясните, что он сделал не так. Стыдить малыша при всех и за то, что он не понимает, не лучший способ воспитания.
Чувство стыда, присущее цивилизованным людям, всегда имеет место в реальной жизни. Человек может не всегда поступать хорошо и правильно, бывает, что он совершает поступки, за которые потом испытывает стыд.
Но это всего лишь одна из особенностей человеческой психики и интеллекта, позволяющая существовать обществу в рамках морали. Чтобы у взрослого человека было правильное чувство стыда, следует его воспитывать с детства.
Объясняя ребенку, что приемлемо, а что неприемлемо в обществе, вы обезопасите его от возможных проблем взрослой жизни. Показывая ему собственный пример, вы сможете воспитать достойную самодостаточную личность.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧУВСТВО СТЫДА?»
«ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧУВСТВО СТЫДА?»
— продолжить обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости;
— знакомить со способами релаксации для снятия напряжения;
— развивать волевую регуляцию поведения.
1. Проблемная ситуация
В гости к детям приходит сказочный герой Незнайка. Он не может понять, почему так громко плачет мальчик Петя, о котором пишется в стихотворении:
Мальчик Петя громко плачет. Почему?
Мальчик Петя громко плачет. Потому.
Что у мальчика у Пети был большой красивый мяч
И от мальчика от Пети он удрал сегодня вскачь.
А удрал тот мяч от Пети. Почему?
А удрал тот мяч от Пети. Потому,
Что у мальчика у Пети, этот мяч просили дети-
А в ответ на это Петя закричал:
— Не дам! Не смейте, мяч мой брать!
Не понравилось такое поведение мячу:
Я у мальчика такого оставаться не хочу!
И от Пети ускачу! И ускакал.
Вот мяча и нету, значит, мальчик Петя громко плачет.
Но подходят вскоре к Пете, им обиженные дети:
— Мы нашли в кустах твой мяч.
На! Держи его! Не плачь!
Мальчик Петя засмеялся. Почему?
Мальчик Петя засмеялся. Потому,
Что на Петю осерчавший, что от Пети ускакавший,
Где — то там в кустах пропавший,
Возвратился мяч к нему! И тогда спросили дети:
— Можно в мяч нам поиграть?
А потому, что стало совестно ему! (В.Лившиц)
Совместное обсуждение проблемной ситуации:
Почему плакал мальчик Петя?
Отчего ускакал от Пети мяч?
— Почему не дал Петя поиграть с мячом детям?
Что чувствовал в этот момент Петя?
А что чувствовали дети?
Что чувствовал Петя, когда дети помогли ему найти мяч?
Почему он разрешил им поиграть с мячом?
2. Беседа на тему «Когда нам бывает стыдно?»
Обобщив детские ответы, подвожу их к выводу о том, что мальчику стало стыдно за свой поступок.
Отчего вам бывает стыдно
— Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда? (Смущение, чувство позора.)
Что вам хочется сделать в этот момент?
Для чего человеку нужен стыд?
3. Рисование на тему «Мой стыд»
Предлагаю детям с помощью красок нарисовать свой стыд.
Беседа по содержанию рисунков:
— Какие краски вы использовали для изображения стыда?
4. Когда человеку на душе плохо, то он сам может себе помочь.
Совет 2. Чтобы успокоиться самому, нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и медленно, спокойно и глубоко подышать. Представить, что ты в лесу или на берегу моря, где воздух свежий и где тебе легко и приятно дышится, и ты сразу успокоишься.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-060505
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.