Ступенчатые колодцы в индии зачем
Для чего в Индии в древности строили ступенчатые колоды, и Как они выглядят сегодня
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Для чего их делали
Первые ступенчатые колодцы появились в Индии еще в первых веках нашей эры (между II и IV столетиями). В тех краях, где часто бывает засуха (например, в штатах Гуджарат и Раджастан) было крайне необходимо обеспечить жителей бесперебойной поставкой воды. Именно для этих целей и были придуманы такие колодцы.
Сначала они были совсем простыми, но с развитием науки и культуры эти сооружения стали все более сложными не только в архитектурном, но и в инженерном плане.
Как был устроен колодец
Суть такого колодца в том, что во время продолжительного периода дождей он наполняется водой, которой будут пользоваться люди в последующее засушливое время. Такой способ сбережения воды использовали в Индии не одну сотню лет.
Для строительства этого сооружения рыли яму-скважину квадратной, треугольной или круглой формы (она сужалась по мере углубления). Внутренняя поверхность колодца была ступенчатой, чтобы люди могли спускаться вниз. Также колодец имел дренажные каналы. В период дождей такой колодец мог наполниться до краев.
Эта древняя постройка представляет собой одновременно и гигантскую яму, и архитектурное сооружение, как которое возведено не ввысь, а вглубь.
По мере того, как вода заканчивалась и ее уровень опускался все ниже, местным жителям не составляло труда черпать ее, спускаясь по ступенькам. Однако некоторые колодцы были такой глубины, что добраться до дна было делом долгим, и требовалось преодолеть не одну сотню ступенек.
Некоторые ступенчатые колодцы настолько масштабны, что имеют несколько уровней и на каждом древние архитекторы сделали что-то вроде крытых павильончиков, а которых можно передохнуть и укрыться от палящего солнца.
Один из самых глубоких колодцев на территории Индии – Чанд Баори, расположенный в Гуджарате. У него 3500 ступеней и 13 уровней, а глубина – два десятка метров.
От почитания до забвения
Еще сто лет назад в Индии можно было встретить тысячи таких ступенчатых колодцев, и жители даже придавали их строительству символическое значение – колодцы строили с большим трепетом, и этот процесс вызывал уважение как у того, кто их возводит, так и у окружающих.
Некоторые наиболее сложные и изысканные колодцы представляли собой одновременно и водонаборное сооружение, и храм.
По мере завоевания отдельных районов Индии мусульманами в колодцы стали привносить элементы архитектуры исламских стран – у некоторых из сооружений появились купола, арки.
Увы, в наше время большинство таких колодцев находятся в плачевном состоянии и лишь немногие заполнены водой. Традиция постоянного использования этих объектов ушла. Но, тем не менее, их былое величие ощущаешь даже при посещении не функционирующих и полуразрушенных колодцев.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
(Фото) Ступенчатые колодцы — перевёрнутые храмы в Индии: архитектура, предназначение, легенды
Содержание статьи:
Все знают, что такое колодцы и для чего они нужны. Но мы будем говорить о совершенно особенных сооружениях, которые построили в Индии много веков тому назад — о ступенчатых колодцах.
Самые древние ступенчатые колодцы
Одни из самых древних колодцев в этом регионе были найдены в городах Хараппской цивилизации, в частности, в Мохенджо-Даро, возникновение которого датируется 2600 годам до н. э. Эти древнейшие колодцы тоже были ступенчатого типа, возможно, наполнялись они грунтовыми водами. Строили их из кирпича по типу открытых бассейнов.
Позднее, в V веке нашей эры, колодцы строились в степи в районе между современными Индией и Пакистаном. У них иная, довольно простая конструкция, поскольку они предназначались для сбора дождевой воды.
Первые ступенчатые колодцы в виде сложных сооружений появились в 200 году нашей эры и возводились вплоть до XIX века. Наибольшего расцвета строительство колодцев достигло в мусульманский период (в XIII – XVI веках). В одном только штате Гуджарат их насчитывается около 120.
Карта. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Язык не поворачивается назвать эти грандиозные строения колодцами. Больше всего они напоминают храмы, только не обычные, а подземные и как будто перевёрнутые.
Современные исследования колодцев в Индии
В феврале 2020 года команда исследователей отправилась в экспедицию, организованную Научно-исследовательским центром «Лаборатория альтернативной истории» (НИЦ ЛАИ) и Научно-исследовательским институтом гиперкомплексных систем в геометрии и физике (НИИ ГСГФ) в Индию для изучения необычных объектов, в том числе и колодцев.
Екатерина Норкина, архитектор и исследователь, возглавившая экспедицию, поделилась собранным материалом на научно-практическом семинаре.
Адаладжский ступенчатый колодец
Один из удивительных индийских колодцев — Адаладж (Адалай) Вав (Вав — на языке гуджарати означает колодец, ведущий к уровню воды) в штате Гуджарат. Он находится относительно недалеко от реки, чьё русло не менялось последнюю тысячу лет.
Размеры сооружения в документах не зафиксированы, его глубина (на вскидку) превышает 30 метров, ориентирован он по линии север-юг, с южным входом.
План Адаладжского колодца. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
История древнего колодца написана на мраморной плите, установленной на первом этаже сооружения.
По официальным данным, построила колодец в 1498 году вдова индийского царя в честь мужа. Точнее, она начала строительство, а завершил его мусульманский правитель Махмуд Бегада.
Легенды о строительстве Адаладж Вав
Существует легенда о строительстве этого колодца. Этими землями в конце XV века правил Рана Веер Сингх из династии индуистских царей. Но вскоре на его земли напал Махмуд Бегада — правитель соседнего султаната.
В то время продолжалось постепенное завоевание Индии мусульманскими правителями, которое началось ещё в начале XI века.
В битве с противником Рана Веер Сингх погиб. Безутешная вдова хотела взойти на погребальный костёр усопшего, но Махмуд Бегада не позволил ей это сделать и предложил царице стать его женой.
Она согласилась при условии, что «будущий муж» достроит ступенчатый колодец. На радостях Бегада очень быстро закончил сооружение и напомнил красавице об обещании.
Она обошла колодец с молитвами, потом бросилась в него и утонула.
Адаладж Вав. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Норкина рассказывает ещё одну легенду о шести могилах рядом с колодцем. И это не просто погибшие при строительстве люди.
«Султан спросил их, могут ли они построить ещё подобное сооружение. Они сказали: «Да». За что он их казнил, чтобы не была построена копия».
Но достоверность этой легенды проверить невозможно, добавляет исследователь, хотя могилы действительно существуют.
Стиль строения и поверия
Колодец Адаладж Вав построен в смешанном индуистско-исламском стиле, практически нет изображений людей и богов, в основном украшен растительными орнаментами. Лишь на одном маленьком фризе изображён правитель, танцоры и музыканты.
Адаладж Вав, вид сверху. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Очень много изображений так называемого дерева жизни. Рассказы о древе жизни встречаются в индийских Ведах. Это дерево содержит в себе все семена растительного царства, существующего в мире; оно некогда доставило и тот материал, из которого были сооружены земля и небо.
«Дерево жизни», Адаладж Вав. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
В колодце есть маленький фриз с изображением наваграха. Считается, что он защищает от злых духов, говорит Норкина. Этот индийский ведический символ означает девять планет: Юпитер, Венера, Марс, Сатурн, Меркурий, Солнце и Луна, а так же Раху и Кету. Это не планеты, а так называемые лунные узлы. Раху — это северный или восходящий узел, в котором Луна, пересекая эклиптику, направляется вверх, в сторону Северного полюса Земли. Кету — это противоположный, южный или нисходящий узел, в котором Луна направляется вниз, к Южному полюсу.
«Считается, что каждая из планет подключается» к ауре человека при рождении и определяет дальнейшую его жизнь», — говорит исследователь.
Первые пять Наваграх в Британском музее. Redtigerxyz из английской Википедии/wikipedia.org/CC BY-NC-SA 2.5
К сожалению, по словам Норкиной, не все уголки колодца легкодоступны, поэтому увидеть это изображение не удалось.
Ограничен доступ и к дальнему колодцу, самому глубокому, все глубокие шахты закрыты решётками.
Шахта Адалажского колодца. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Сейчас колодец наполняется водой лишь в сезон дождей и пересыхает зимой.
Вода в Адаладжском колодце. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Колодец Дада Харир Вав
Этот древний колодец сохранился практически в идеальном состоянии. Он находится почти в центре города Ахмедабада, но найти его сложно, так как большинство местных жителей о нём не знают.
Строилось сооружение с 1485 по 1499 год. Размеры его известны: длина — 57 м, а ширина — 21,3 м. Чёткой ориентации по сторонам света нет, приблизительно соответствует оси запад — восток, с восточным входом.
Дада Харир Вав на карте. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
План-схема Дада Харир Вав. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
С этим колодцем не связано никаких легенд, но с авторством, по словам Норкиной, не всё понятно.
«По некоторым источникам, он был найден в мусульманский период и восстановлен, по другим — колодец, гробница и мечеть были построены для смотрительницы гарема при том же Махмуде Бегада».
Дада Харир Вав. Вид снизу. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
В колодце есть две надписи: на арабском языке и на санскрите. Первая гласит, что это очень полезная, «святая вода» и «дом для путешественников с расписными стенами под сенью фруктовых деревьев», и что в бассейне можно купаться. Далее восхваляется правитель, который это создал.
Надпись на санскрите говорит, что ступенчатый колодец построил Махмуд Бегада и что стоило строительство 329 тыс. монет.
Колодец в глубину. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Трудно сказать, как было на самом деле, считает Норкина, поскольку правители часто приписывали себе те сооружения, которые они находили оставленными и восстанавливали.
«В Индии это происходило повсеместно. Часто писали не «я построил», а «я дарю», или что это «прекрасное место, которым вы можете пользоваться»».
Архитектурные украшения
Украшений на стенах сооружения очень мало. Это основное отличие его от первого строения.
Рядом с колодцем находится гробница, в которой похоронена хранительница гарема, и мечеть. Гробница выдержана в одном стиле с колодцем, но неясно, строились они в одно время или же это подражание.
Гробница и мечеть. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
И если мавзолей не вызывает сомнений в своём предназначении, то сооружение, которое сейчас считается мечетью, по мнению исследователя, на мечеть не похоже. В строении есть детали орнамента, свойственные скорее индуистским храмам, чем мусульманским.
Например, классические индуистские мандалы на потолке, или изображение сосуда с «живой водой» и «дерева жизни».
Мандала. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Индия была не сразу и полностью покорена мусульманскими завоевателями. Им пришлось существовать бок о бок с индийской культурой. Очень часто они использовали доставшееся им индуистское наследие, просто сбивая фигуры богов или их лица и немного перестраивая храмы и сооружения под свои нужды.
Гробница и мечеть. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Считалось, говорит Норкина, что воду из колодца добывали с помощью волов, которые ходили вокруг подъёмника и тянули рычаги механизма. Потом вода сливалась в каналы, а оттуда поступала в резервуары.
Но именно вокруг колодца Дада Харир Вав волы ходить никак не могли, там нет для этого места, хотя эта версия считается официальной.
Зато посреди площади, где стоят усыпальница и мечеть, есть подземный бункер, частично затопленный и замусоренный.
Площадь. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Местные смотрители говорят, что это подземный ход, ведущий к базарам «старого города», которые находятся как минимум в шести километрах от колодца. Со стороны базаров вход сейчас замурован.
Но зачем делать такое огромное помещение для подземного хода? Его размеры, по прикидкам исследователей ЛАИ, 40 на 40 м и глубина около 10 м. При этом сам лаз, ведущий к базарам, по словам местных, небольшой.
Есть там и несколько могил рабочих, строивших этот колодец. Считается, что это так, но точных данных нет и захоронения давно заброшены.
Примерно с 1975 года колодец совсем пересох. Возможно, что он так долго просуществовал благодаря знаниям строителей о почвах и сейсмической обстановке этого места. В Гуджарате часто случаются землетрясения, но они не повредили ни колодец, ни строения рядом с ним. А вот другие «светские» сооружения давно развалились.
Лестница вниз. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Сходство и особенности ступенчатых колодцев Адаладж и Дада
Ступенчатые колодцы Адаладж и Дада очень похожи. Расстояние между ними около 20 км. Структура обоих сооружений классическая: сначала идёт ступенчатая галерея, потом бассейн, а потом уже шахта колодца.
У колодцев пять уровней. Чтобы перейти с одного этажа на другой, нужно либо пройти по карнизу, что довольно опасно, либо по спиральным лестницам. Лестницы находятся у главного входа и ведут только на второй и третий уровни, но не в самый низ.
Винтовая лестница. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Второй способ очень неудобный, поэтому в основном переходить можно лишь по узким карнизам. И это странно, задумывать для сбора воды такую сложную структуру, продумать всё до мелочей, кроме возможности быстро и безопасно перемещаться с этажа на этаж.
Карнизы для перехода на уровни. Дада Харир Вав. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Очень хорошо продумана система вентиляции. Нет плесени и затхлого запаха. Несмотря на большую глубину колодца, в какой бы его части вы ни находились, воздух всегда свежий и дышится легко.
Дада Харир Вав. Уровни. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Климат в этой части Индии очень жаркий, температура летом может доходить до 50° С в тени, но в этих колодцах всегда прохладно, а зимой, наоборот, теплее, чем снаружи. То есть среднегодовая температура внутри сооружений остаётся примерно одинаковой.
Древние архитекторы продумали всё до мелочей — не только вентиляцию и температурный режим, но и естественное освещение.
Зачем в Индии строили ступенчатые колодцы-храмы?
Согласно доступным документам, говорит Норкина, огромное значение придавалось составу воды на каждом из уровней колодца. Это абсолютно не дождевая вода, а именно грунтовая. Причём вода уникальная, с особыми свойствами, о которых хорошо знали строители.
В этих колодцах грунтовые воды не просто наполняли резервуары. С водой что-то происходило, от чего целебные свойства усиливались.
Шахта колодца Дада Харир вав. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Возможно, дело не только в химическом составе воды, но и в том, в какой обстановке она хранилась, через что протекала. Знания о том, как именно функционировали ступенчатые колодцы, уже утеряны.
По мнению Норкиной, этот объект имеет большее сакральное значение и смысл, чем другие колодцы. Но, возможно, это потому, что сравнивать почти не с чем. Большая часть колодцев Индии либо разрушена, либо ещё не раскопана.
Шахта колодца. Вид снизу. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
Также скудна и информация об этих объектах. Исследования, данные археологических раскопок практически отсутствуют.
Эти ступенчатые колодцы могли быть нечто большим, чем храмы, считает Норкина:
«Здесь собирались люди, здесь могли вестись как научные беседы, так и [проходить] празднества какие-то. Сюда приходили путешественники, здесь могли купаться, но это никак не банальный сбор воды».
Дада Харир Вав. Фрагмент видео НИЦ ЛАИ/Ютуб-канал «Научно-исследовательский центр ЛАИ»/CC BY-NC-SA 4.0
От себя добавим, что, возможно, это была своеобразная водолечебница, некое общественное место, аналог римских терм.
Учёные и правозащитники призывают запретить массовое генетическое тестирование в Китае
Баснописец Крылов: добрый чудак с репутацией эксцентрика
Баба-Яга — вымысел или реальный персонаж?
Мистика Николая Гоголя
Возрождение костюма «Умирающего лебедя» балерины Анны Павловой
Евровидение-2021: церемония открытия в Нидерландах
Красота женщины в портретах Михаэлы Норок
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times
Уникальыне древние ступенчатые колодцы в Индии
Эти образцы древней архитектуры являются незаурядными достопримечательностями, они менее известны, чем храмы и дворцы.
1. История многовековой культуры подземного строительства в Индии
Ступенчатые колодцы Индии – загадочные подземные лестницы, ведущие не только к живительной влаге.
Колодцы во все время создавались для того, чтобы добывать грунтовые воды. В каждой местности эти гидротехнические сооружения имеют оригинальные формы, структурные особенности и занимают особенное место в культуре.
Не стала исключением и Индия, с ее жарким климатом, где засухи могли натворить немало бед. Поэтому не стало удивлением, что в этой южно-азиатской стране колодцы с водой превратились в сакральные места, с которыми связано строительство ступенчатых сооружений огромных размеров.
Во все времена доставкой воды из таких колодцев занимались женщины (Индия).
Простейшие конструкции ступенчатых колодцев (Индия). mikelatrinadedivulgacao.blogspot.com.
Справка: Ступенчатые колодцы, уходящие на значительную глубину, в Индии называют «бауди», «баори» или «баоли». Их уникальность заключается в том, что ступени выполнены вдоль всех четырех стен колодца и по спирали/периметру спускаются вглубь одинаковыми уступами. Это позволяет добраться к воде, на каком бы уровне она не находилась.
Как показывают исследования, благодаря особенной конструкции и возможности сбора дождевой воды живительная влага в колодцах была всегда, даже в самый засушливый сезон. Хотелось бы отметить, что подобного рода гидротехнические сооружения, являющиеся по совместительству еще и архитектурными шедеврами, встречаются только в Индии.
Красота форм гидротехнических сооружений удивляет уже не одну сотню лет (Индия).
Строительство баори началось еще в начале нашей эры (приблизительно II-IV вв. н. э.). И если изначально это были простейшие сооружения, то со временем и развитием инженерных технологий они приобрели поистине храмовые очертания, ведь вода всегда играла основополагающую роль в проведении религиозных обрядов.
2. Устройство ступенчатого колодца
Для создания ступенчатых колодцев требовались тщательные расчеты (Индия).
При создании колодцев копали глубокую яму. Как правило, она была квадратной, но встречаются объекты треугольной и круглой формы. Но какие бы очертания не имела конструкция, она непременно углублялась и сужалась к низу, такая себе перевернутая пирамида.
Ее внутренняя часть была ступенчатой, что позволяло спускаться на самое дно колодца. Поскольку индусы не надеялись только на грунтовые воды, в них были вмонтированы дренажные каналы, позволяющие в период дождей наполнять сооружения практически до краев.
Спуск многие века превращался в ритуальное паломничество.
Некоторые объекты копались настолько глубоко, что добраться к воде во время засухи было проблематично, ведь преодолеть по несколько тысяч ступеней в жару очень сложно.
Так, например, в самом глубоком колодце Индии, в Чанд Баори, расположенном в Гуджарате, построенном еще в IX в. во времена правления короля Чанда, почти 3,5 тыс. ступеней на 13 уровнях. Поскольку глубина этого колодца превышает 20 м, чтобы облегчить спуск и подъем жителей были созданы масштабные террасы и небольшие крытые павильончики для отдыха.
На 13 уровнях колодца создано около 3,5 тыс. ступеней (Чанд Баори, Индия).
Интересный факт: Колодец Чанд Баори стал прототипом тюрьмы «Яма», из кинофильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды». В нем проходила часть съемок, хотя многие предполагали, что это компьютерная графика.
3. От святыни до полного забвения
Аграсен-ки-Баоли – один из самых необычных ступенчатых колодцев Индии.
Еще совсем недавно эти колодцы были не только основным источником воды, но и главными святынями, в которых создавались храмы со всем полагающимся антуражем. Как следствие, в них проводились религиозные ритуалы с омовением рук и ног, а это значит, что вода становилась рассадником бактерий и различных инфекций.
Храмовый комплекс Рани-ки-Вав является настоящей жемчужиной древнего искусства (Индия).
Вопиющая антисанитария послужила причиной того, что англичане, контролирующие Индию, издали запрет на употребление воды из таких колодцев. Это случилось еще в XIX веке, хотя и современные эпидемиологи, бактериологи и паразитологи в один голос утверждают, что глоток воды из этих «святынь» способен погубить человека всего за 2-3 дня. Учитывая полную антисанитарию, да и немалую опасность во время спуска/подъема большинство колодцев были закрыты или установлены ограничители движения.
Ступенчатый колодец Рани-ки-Вав спроектировали как перевернутый храм с семью уровнями на разной глубине (Индия). / Фото: undergroundexpert.info.
Его глубина достигает 24 м при ширине и длине – 20 м и 64 м соответственно. Благодаря тому, что «Колодец Королевы» вскоре затопила река Сарасвати, ил в прямом смысле слова законсервировал удивительный объект и помог сохранить около 500 скульптур, более тысячи небольших барельефных религиозных и мифологических сюжетов, а также колонны и их узорчатые украшения. Комплекс полностью расчистили лишь в конце XX в., а в 2014 г. его внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Большинство старинных колодцев уже заброшены, но туристы и паломники их посещают с удовольствием.
4. Туристические достопримечательности
Солнечный храм Модеры в Сурия Кунд (Гуджарат, Индия). / Фото: undergroundexpert.
На данный момент многие старинные ступенчатые колодцы уже совсем заброшены, затоплены и заселены всякой неприятной живностью и мусором. Но самые впечатляющие до сих пор действуют в качестве храмов, в которые устремляются не только потоки паломников, но и толпы любопытных туристов. В этих прекрасных, но довольно экстремальных культовых объектах все так же проводятся обряды, но категорически запрещается купаться, пить воду, хотя допускается омовение ног.
Многие колодцы и подземные «перевернутые храмы» имеют особую притягательную силу.
Некоторые сохранившиеся колодцы поражают своим масштабом и красотой не меньше, чем дворцы магараджей (Индия).
Туристов, желающих посетить подобный объект, стоит предупредить, что спуститься по узким ступеням некоторых храмов-колодцев не так уже и просто, нужна хорошая физическая подготовка, а также следует быть предельно острожными, особенно после дождей.
Материалы по теме
А вот ещё:
ТОП фактов о нашем восприятии запахов
Если существует «гениальность ноздрей», о которой говорил Ницше, то нос — это необученный гений, талантливый, но непостоянный. Человеческий нос умеет различать до триллиона запахов, однако большинство из нас не способно описать их словами.
Наши слуховые и зрительные рецепторы больше не хранят тайн: они были изучены еще несколько десятилетий назад. Но обонятельные рецепторы ученые обнаружили только в 1991 году. Это говорит о том, насколько сложна система обоняния. У человека всего четыре зрительных рецептора, тогда как обонятельных — более четырехсот.
Восприятие запаха начинается с того, что в нос вместе с воздухом залетают душистые молекулы. Воздух проходит через носовые полости, нагреваясь и очищаясь, и попадает на обонятельный эпителий — слой полости носа, покрытый слизью и усеянный обонятельными нейронами. Эти нейроны улавливают запахи, а белки обонятельных рецепторов связывают молекулы душистых веществ. Рецепторы затем посылают электрический сигнал в обонятельные луковицы, расположенные в мозгу на уровне носового моста, то есть примерно там, где сидят ваши очки.
Обонятельные луковицы считаются главным центром обработки запахов. Луковицы получают информацию от обонятельных рецепторов и шифруют ее в уникальный сигнал, который затем передают в обонятельный центр, расположенный в коре больших полушарий. Обонятельные нейроны обновляются каждые четыре-восемь недель, постепенно начиная реагировать на запахи, с которыми человек сталкивается наиболее часто. Это значит, что нос можно тренировать.
Для ученых до сих пор остается загадкой, как рецептор улавливает запах. Известно, что форма молекулы обусловливает то, какими обонятельными рецепторами она связывается. Но мы не знаем, почему молекулы пахнут тем или иным образом.
Взять, к примеру, бензойный альдегид, который содержится в мараскиновой вишне и марципане и пахнет горьким миндалем. Если добавить к нему два атома кислорода, он станет пахнуть корицей; пять атомов углерода — и запах сменится на цветочный.
Обонятельные рецепторы сосредоточены в носу, но присутствуют и в других частях тела. Они есть, например, в почках. Почки улавливают запаховые сигналы, идущие от бактерий кишечника после приема пищи, и соответствующим образом регулируют кровяное давление. Сперматозоиды находят яйцеклетку по запаху. Легкие, кровяные сосуды и мышцы тоже руководствуются запахом.
Существуют даже технологии для определения запаха. Электронные носы используются для поиска испорченных продуктов на пищевых фабриках и утечек на атомных реакторах. А вот передавать запахи по интернету в ближайшее время не удастся. Устройства вроде проигрывателя запахов Cyrano (2016) и его предшественника oNotes — это обман. Они передают не сам запах, а электронный сигнал, который запускает выделение заранее подготовленного пахучего вещества из пузырька. Запахи можно оцифровать и записать, но нельзя передать при помощи средств телекоммуникации. Запахи можно ощутить только непосредственно.
Петрикор
Парфюмеры из индийского города Каннаудж на протяжении вот уже многих столетий производят аромат под названием аттар митти. Весь апрель рабочие собирают куски сухой глины, которые затем обжигаются в печи.
Когда глина достигает нужной температуры, вместе с паром начинает выделяться запах земли. Из этого пара и получают основу для духов. Запах сухой земли после дождя называется петрикором. В Каннаудже воздух пропитан этим запахом в день, когда сухой сезон сменяется сезоном муссонов.
Слово петрикор, от греческого «кровь камней», было придумано в 1964 году австралийскими учеными Изабель Джой Беар и Ричардом Томасом. Получая золотистое масло из разных типов почвы, они обнаружили, что растения выделяют в почву жирные кислоты, прежде всего, пальмитиновую и стеариновую кислоту, концентрация которых наиболее высока между периодами дождей. После окончания засухи растения часто начинают резко расти, поэтому Беар и Томас сразу предположили, что петрикор играет роль удобрения. Однако оказалось, что растения выделяют жирные кислоты в качестве защитного механизма, чтобы замедлить рост соседних растений и тем самым снизить соперничество за ресурсы в условиях нехватки воды.
В 2015 году команда ученых из Массачусетского технологического института установила, как петрикор достигает носа человека. При помощи высокоскоростных камер они увидели, что когда капля дождя падает на пористую поверхность, то в момент контакта она удерживает крошечные пузырьки воздуха. Сначала капля принимает форму бублика, а затем плоского диска. Микроскопические капельки воспаряют над диском, как светлячки над озером. Именно эти капельки поднимают петрикор с земли и насыщают им воздух.
Запах тела состоит из трех уровней. На поверхностный уровень можно воздействовать дезодорантом, душем и благовониями. Средний уровень обусловлен культурными факторами вроде питания, рода занятий и гигиены. Под этими двумя уровнями находится собственный запах человека. Этот запах неизменен. В отличие от синтетических ароматов, которые созданы, чтобы быть заметными, собственный запах едва уловим и усиливается лишь с нагреванием тела. Почувствовать его можно только находясь в непосредственной близости от человека.
Помимо прочего, мы выбираем себе партнера, чей запах тела нам приятен и чьи гены гистосовместимости существенно отличаются от наших.
Выбор партнера по запаху — сложный процесс. Например, у женщин, принимающих оральные контрацептивы, предпочтения в запахах меняются. Так как из-за приема препаратов их тело начинает считать, что оно беременно, эти женщины отдают предпочтение партнерам, чьи гены гистосовместимости схожи с их собственными.
Однако выбор партнера не всегда связан с произведением потомства. Когда гомосексуальных мужчин попросили понюхать футболки, которые носили гетеросексуалы и гомосексуалы, они смогли определить запахи других гомосексуальных мужчин и именно их нашли более приятными.
Многие заболевания можно распознать по смене запаха тела. Тело больного тифом пахнет свежим ржаным хлебом, тело больного туберкулезом — стоялым пивом, больного желтой лихорадкой — сырым мясом, больного чумой — переспелыми яблоками. Диагноз по запаху — одновременно устаревший и обретший новую жизнь метод. Обученные врачи и собаки могут распознать по запаху болезнь Паркинсона, малярию, множественный склероз, COVID-19 и разные виды рака.
Собственный запах каждого человека так же уникален, как и его отпечатки пальцев. Контрольные пункты в аэропортах можно было бы оснастить цифровыми химическими сенсорами. Такие сенсоры смогли бы отличить человека от его однояйцевого близнеца.
Запах тела также выдает наши мысли, или, по крайней мере, наше настроение. В стрессовых ситуациях апокриновые потовые железы работают в усиленном режиме, из-за чего пот от нервов имеет более едкий запах, чем пот, выполняющий охлаждающую функцию. Люди способны понять, что их собеседник испытывает радость, страх, негодование или печаль по одному только запаху.
Карандаши
Дерево, из которого сделаны карандаши, когда-то было намного более ароматным. В начале XIX века карандаши производились из красного кедра, растущего во Флориде, Джорджии и Теннесси. Эти карандаши пахли черным перцем и корицей, а их стружка имела розовато-красный цвет. Еще в 1890 году красных кедров было так много, что южане строили из них сараи и заборы. Но затем из-за массового производства карандашей количество деревьев значительно уменьшилось, а цены на него взлетели.
Лесная служба США посоветовала использовать для производства карандашей более дешевый калоцедрус. Но производители опасались, что сделанные из калоцедруса карандаши — то есть карандаши, которыми мы пользуемся сегодня, — будут недостаточно ароматными и не найдут спроса. Поэтому в 1920-х годах они начали красить и ароматизировать калоцедрус, чтобы придать ему сходство с красным кедром. Со временем эта практика прекратилась, поэтому современные карандаши имеют более слабый запах.
Что касается грифеля, то чистый графит не имеет запаха. Но производство карандашей прошло долгий путь. Изначально они производились из сплава свинца, обернутого бумагой или веревкой; позже графитовый порошок стал очищаться и смешиваться с глиной или воском. Это позволило обойти проблему ограниченных запасов графита и вывести производство на промышленный масштаб, а также создать разные виды карандашей. Карандаш, содержащий больше глины и воска, пишет более тонко и бледно, а карандаш, содержащий больше графита, — более насыщенно. Современные грифели для автоматических карандашей имеют металлический запах, который обусловлен добавлением глины и воска.
Запах стирательной резинки, расположенной на тупом конце карандаша, обычно довольно непримечателен. А вот для брускового ластика запах — это показатель качества. Не имеют запаха дешевые и малоэффективные резинки, тогда как пахучий ластик содержит больше натурального каучука, который лучше справляется с задачей. Сильнее всего ластик пахнет во время использования.
Стирая, мы склоняемся над листом бумаги. Перед тем как сдуть стружку от ластика, мы вдыхаем ее запах. Таким образом, свойственные карандашу запахи калоцедруса, глины, воска и каучука пробуждаются не во время письма, а в паузах между ним — во время заточки карандаша и стирания.
Камфора
Камфора пронизывает нос, распространяя холодок по всему лицу. Но после сильного первого ощущения запах ослабевает, превращаясь в приятный вересковый аромат. Запах камфоры бодрит, как холодный поток в теплом озере.
В 1894 году математик Фрэнсис Гальтон опубликовал необычную работу под названием «Арифметика запахов», в которой описал свой мысленный эксперимент с несколькими запахами, в том числе камфорой. «Арифметикой можно заниматься с использованием воображаемых запахов, а также воображаемых фигур и звуков, — писал он. — Для меня два вдоха перечной мяты равняются одному вдоху камфоры; три вдоха перечной мяты — одному вдоху карболовой кислоты, и так далее…» Гальтон слагал и вычитал самые разнообразные запахи, хоть так и не попробовал их умножать.
Камфора активирует тройничный нерв, имеющий ядра болевой, тактильной и проприоцептивной чувствительности. Наряду с эвкалиптом, защитной жидкостью скунса и перцем хабанеро, камфора — это пример того, как чувства могут смешиваться, дополнять и усиливать друг друга. Ни одно из пяти чувств не функционирует отдельно от остальных. Вот почему так трудно стоять на одной ноге с завязанными глазами.
Есть и более любопытные примеры взаимодействия разных чувств. Недавно группа ученых обнаружила у мышей «смаунды» — запахи, на восприятие которых непосредственно влияет звук определенной высоты.
Камфору получают из лавровых деревьев, растущих на юго-западе Азии. Камфора неслучайно имеет сильный запах: она помогает дереву, отпугивая насекомых и борясь с микробами. В медицине она применяется как противовоспалительное, болеутоляющее средство, а также как лекарство от насморка и кашля. Китайцы называют камфору ping-pien, «кубики льда», и lung-nao-hsiang, «аромат из мозга дракона». Первое название указывает на вызываемое камфорой ощущение, а второе — на ее таинственные свойства. В санскритской поэзии камфора сравнивается с луной. В знаменитой поэме X века «Саундарья-лахари» описывается, как хлопья камфоры, спадающие с губ богини Деви, гасят пламя в трех пылающих городах.
В индуистских храмах камфору жгут, чтобы открыть третий глаз и очистить разум. Ее запах обозначает священное место и время для созерцания. Резкий и хрупкий, он служит портативной мечетью или церковью, краткосрочным возбудителем духовности, который затем незаметно улетучивается.
Порох
Рецепт пороха не раз менялся, но его запах всегда оставался неизменным. Это запах яиц и серы, мочи, селитры и угля.
Порох имеет динамический запах, наполняющий пустоту воздуха взрывчатостью и плотностью. Он встряхивает воздух, перемешивая его запахи. Человечество, как правило, не борется с болезнями при помощи артиллерии, но когда-то артиллерийский огонь использовали, чтобы отгонять чуму.
Согласно теории миазмов, пользовавшейся популярностью до 1880 года, болезни вызываются зловонными запахами. Считалось, что мусорные кучи, уборные, больницы, богадельни, кладбища, болота, пещеры и даже трещины в мостовых выделяют вредоносные миазмы, которые, однако, можно нейтрализовать соблюдением баланса запахов. Принимать ванну считалось нежелательным, так как закупоренные поры лучше предохраняют от болезней.
Способы борьбы с миазмами представляли собой коллекцию псевдонаучных заблуждений. Одни ученые советовали противодействовать миазмам при помощи приятных запахов: духов, сигар, леденцов и сиропов. Богачи иногда носили с собой крошечное лимонное дерево или надушенный мешочек возле сердца. Один текст XVI века предписывал врачам принимать пациентов, вооружившись веткой можжевельника или ароматическим шариком.
Другие ученые предлагали противостоять миазмам при помощи еще более неприятных запахов. В 1622 году Жан де Ламперьер советовал натираться мазью для тела, приготовленной из высушенных экскрементов павлина и козьей мочи. Как ни странно, это было хорошей рекомендацией, так как запах коз (а также коров, овец и верблюдов) действительно отпугивает блох и клещей, которые являются переносчиками бубонной чумы.
В XVII веке французские парфюмеры проводили обеззараживание домов, в которых жили умершие от чумы. Они разжигали перед домом умершего костер и закрывали ставни, после чего начинали жечь благовония в котелках, потрошить соломенные матрасы, обжигать грязное белье в печи и так далее. Завершалась процедура артиллерийским залпом, имевшим целью «отогнать заразу, которая могла остаться на внешних сторонах дверей и стен».
Борьба с миазмами — а также с городскими запахами на заре микробной теории — способствовала формированию городского ландшафта.
Летом 1858 года Лондон пострадал от жары, вследствие которой Темза обмелела. Внезапно обнаружилось, что река, служившая городу источником питьевой воды, была, по сути, открытой сточной трубой. На протяжении последующих шести недель, прозванных позже Великим зловонием, Лондон был наполнен ароматом фекалий. Парламент мгновенно принял (ранее застрявший в комитетах) проект по созданию сети сточных труб, насосных и водоочистных станций.
В Париже в 1880 году случилось собственное Великое зловоние, также приведшее к молниеносным и масштабным городским реформам. В целях борьбы с неприятными запахами законодатели по обе стороны Ла-Манша распорядились вымостить тротуары и побелить стены, разработали системы канализации, основали советы здравоохранения, издали постановления о зонировании, начали экологические реформы, расширили улицы и высадили городские сады. Зловоние мотивирует.
Запах пороха имеет долгую и богатую историю. Он сопровождал войну и чуму, ассоциировался с разрушением и защитой. А сегодня… его больше не встретишь почти нигде.