Стучать палочками по губам что значит
10 золотых правил обращения с японскими палочками.
В Японии к этикету за столом относятся очень серьезно, особенно это касается обращения с палочками. Если вам доведется обедать с японцами и вы сделаете несколько ошибок, они, скорей всего, с пониманием и терпимостью отнесутся к тому, что вы не знаете некоторых правил. Они, вероятно, даже простят вас, если вы совершите что-то совсем неуместное и бестактное с точки зрения японской культуры. Тем не менее, элементарные знания местных нравов и обычаев действительно помогает подружиться с жителями этой загадочной страны, развивать с ними бизнес, да и просто быть хорошим гостем.
Традиция есть палочками пришла в Японию из Китая в эпоху Яёй. Изначально этими столовыми приборами пользовалась только аристократия, в то время как народ попроще ел прямо руками. Однако постепенно традиция прижилась и распространилась на все сословия. Материалом для производства современных палочек может служить дерево, пластик, металл и даже слоновая кость. Рынок предлагает как одноразовые и дешевые палочки, так и изысканные дорогие многоразовые наборы палочек с подставками, украшенные узорами и надписями.
Употребление пищи помощью палочек считается большим искусством, которое усердно оттачивают и совершенствуют даже сами японцы. Все не так просто, как кажется, тем не менее, хорошая новость заключается в том, что знание простых правил, которые приведены ниже, помогает пройти 99% пути к совершенному застольному этикету по-японски:
1) Держите свои палочки правильно
Проще сказать, чем сделать. На проработку этого навыка придется потратить какое-то время. Наблюдайте за тем, как это делают профессионалы и проявите терпение по отношению к себе. Если вы действительно хотите научиться, придется много практиковаться. Тренируйтесь даже когда едите дома и не ленитесь правильно держать их даже тогда, когда никто не наблюдает. Вы можете обратить внимание, что палочки гораздо проще использовать, если держать их в определенном правильном положении. Остается только найти его.
2) Не ешьте прямо из общих блюд
Отправлять к себе в рот напрямую кусочки пищи, взятые из общей тарелки, считается невежливым. Сначала полагается набрать пищу с общего стола в свою персональную тарелку, а затем уже аккуратно есть ее палочками.
3) Не забывайте про подставку
Часто в японских ресторанах гостям предлагают специальную подставку, которая удерживает палочки на весу, когда вы их не используете. В случаях когда палочки одноразовые, подставка не выдается. Тем не менее, есть возможность изготовить подставку из обертки от палочек. Втыкание палочек в рис вертикально является абсолютным табу для японского застолья, потому что этот жест напоминает японцам обряд, который выполняется на похоронах. Для покойного в качестве подношения ставят миску риса, в которую втыкают палочки как раз таким образом.
4) Не исследуйте общие тарелки своими палочками
Также за столом, когда вы выбираете что скушать, старайтесь не прикасаться палочками ко всему подряд. Японцы воспринимают такое поведение как жадность.
5) Не копайтесь в еде
Хорошим тоном считается есть блюдо палочками с верхушки. Делая “подкопы” в поисках более вкусненького, вы рискуете показаться несдержанными и опять же жадными.
6) Палочки нельзя облизывать
Для японцев облизывание палочек является не только признаком дурного вкуса, но и недоедания и жадности.
7) Будьте осторожны передавая пищу другим
Никогда не делитесь пищей, передавая ее непосредственно со своих палочек на палочки другого человека, ибо это напоминает японцам похоронный ритуал при котором прах кремированного покойного торжественно пересыпают в урну. Это, наверное, самое серьезное табу в японской трапезе. Вы можете использовать свои палочки, чтобы передавать пищу на чью-нибудь тарелку, но в этом случае следует попросить их передать тарелку поближе, чтобы не тянуться далеко. В идеале вы должны попросить официанта принести дополнительный комплект палочек, которые помещаются в центр стола и используются всякий раз, когда кто-то хочет передать еду другому человеку.
8) Палочки не игрушка
Не стоит жестикулировать палочками во время разговора или держать их в руках продолжительное время, ничего при этом не кушая. Не стоит также соединять палочки вместе после того, как разъединили их. Японцы расценивают этот жест так, будто вы даете понять, что считаете эти палочки дешевыми.
9) Не перекрещивайте палочки, когда кладете их на стол
Если на столе есть подставка для палочек, необходимо положить их на нее, когда вы ими не едите, и убедиться, что палочки лежат параллельно друг другу. Дело в том, что скрещенные палочки являются для японцев еще одним напоминанием о похоронных обрядах.
10) Не перемешивайте своими палочками суп
Когда вы создаете водоворот в своей миске с супом, японцы воспринимают это как попытку прополоскать палочки, чтобы очистить их. Иногда это может быть очень соблазнительно, особенно когда ингредиенты в супе не перемешаны и лежат слоями. Но лучше не поддаваться соблазну.
В целом, большинство правил обращения с палочками сводятся к тому, что следует избегать жестов, напоминающих японцам о ритуалах, связанных с похоронами. Воспринимайте японские палочки не просто как два куска дерева для поедания пищи, а как неотъемлемый символ тонкой и изысканной японской культуры. Этикет использования палочек может различаться в разных частях Азии, в зависимости от культурных особенностей конкретной страны. Например, в Китае и Корее правила немного другие.
Если вы как следует постараетесь и не станете чрезмерно тревожиться, обед пройдет хорошо. Просто напоминайте себе о том, что искусство есть палочками доступно далеко не всем японцам, не говоря уже об иностранцах.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Пара палочек определенного размера считается общепринятым столовым прибором в восточноазиатских странах: Японии, Китае, Корее и др. Здесь принимают пищу исключительно палочками. В Таиланде палочки используют только во время употребления супов или лапши. Это связано с тем, что в этой стране в 19 веке король Рама V ввел приборы европейского типа.
Чаще всего для изготовления используют такие материалы, как дерево, пластик, кость, металл. Палочки имеют круглую форму, а квадратное основание позволяет спокойно положить их на стол и не бояться, что приборы скатятся с него. Стандартная длина палочек составляет 25 см. Что касается кухонных палочек, которые используют для приготовления пищи, их, как правило, изготавливают из бамбука, а длина – около 37 см.
Интересно, около 30% населения в Китае используют во время приема пищи палочки, еще 30% обычные столовые приборы, а оставшееся количество предпочитает есть просто руками.
Где впервые появились палочки для еды?
Изначально палочки появились в Китае. К слову, там они носят название «куайцзы». Приблизительное время возникновения – 3000 лет назад, во время существования раннего царства Шан. Об этом свидетельствуют различные археологические находки. Конечно, невозможно точно узнать, кто именно придумал палочки и внедрил их в повседневную жизнь. Однако существует легенда, что эта идея принадлежит китайскому мифологическому персонажу по имени Юй Великий. Считается, что однажды он хотел вынуть из кипящего котла мясо. Чтобы не обжечься, Юй взял две обыкновенные веточки и использовал их с этой целью.
Японцы позаимствовали палочки у китайцев достаточно давно (примерно в 300 году н.э.). Сперва это были своего рода бамбуковые щипцы, которые позже превратились в раздельные палочки современного типа. Простой народ ел руками, тогда как такие палочки использовались лишь представителями высшей знати. В японском языке палочки имеют другое название – «хаси».
Для местных жителей их использование превратилось в настоящую культуру. Дети в Японии с малых лет овладевают искусством владения палочками. Считается, что они развивают мелкую моторику, а заодно и умственные способности. У каждого японца должна быть индивидуальная пара палочек, которые не принято передавать кому-то другому. Они также считаются священным символом, поскольку, по убеждению японцев, приносят удачу и долголетие. Часто используются в качестве ценного подарка – на свадьбу, день с рождения ребенка. Существуют специальные виды палочек, которыми пользуются во время чайной церемонии, на Новый год, при употреблении сладостей и т.п.
Причины использования палочек
Удивительно, но даже жидкие блюда, вроде супов, тоже едят при помощи палочек. Обычно сперва выбирают крупные ингредиенты, а бульон выпивают прямо из пиалы. В Китае, как и в других близлежащих странах, не принято торопиться во время принятия пищи. Этот процесс – не просто физическая необходимость, а настоящий ритуал. К тому же, в нем есть и настоящая практическая польза.
Известно, что чувство насыщения организма появляется спустя 15-20 минут после завершения трапезы. За это время можно успеть съесть лишнюю порцию. Китайцы же своевременно заканчивают прием пищи, и неторопливость считается одной из причин стройности мужчин и женщин этой национальности.
Интересный факт: использование палочек во время еды должно происходить в соответствии с правилами этикета, которые могут меняться в зависимости от страны. Например, в Китае нельзя накалывать на палочки еду, стучать ими, трясти в воздухе. Также запрещается перебирать кусочки пищи в тарелке – традиционно берут еду сверху.
Также палочками берется как раз то количество пищи, которое можно неспешно и тщательно прожевать – это полезно для пищеварения. Еще одна причина – точечный массаж рук, который получает человек, используя палочки.
А еще как то в интернете все повально спорили, зачем палочки для еды вот так закреплены:
Почему в Китае нельзя стучать палочками по тарелке, чей это жест?
Жестом кого в Китае считается стук палочками по тарелке?
В Китае существует поверье, что нельзя стучать палочками по тарелке. Дело в том, что в Поднебесной это обычно жест кого?
Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Сегодня у нас пятница 27 сентября 2019 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире. Поговорим мы с вами сегодня о Китае. В студии телепередачи под аплодисменты зрительного зала Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Мы поговорим с вами сегодня о стране удивительной, загадочной, я бы сказал таинственной для любого человека, который там никогда не был. Поговорим мы сегодня о Китае.
В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. На сайте Спринт-Ответ уже готовится к публикации общая статья с обзором игры, которую можно найти в этой же рубрике. Так же на барабане есть сектора, которые могут аннулировать или увеличить очки игрока или передать ход другому участнику. Победители из каждого раунда попадают в финал. Там то и происходит борьба за главный приз.
Жестом кого в Китае считается стук палочками по тарелке?
Вот задание на первый тур. В Китае существует поверье, что нельзя стучать палочками по тарелке. Дело в том, что в Поднебесной это обычно жест кого? (Слово из 10 букв)
В Китае существует много традиций, в том числе и в еде. Как известно, китайцы едят палочками, на этот счет есть также много традиций и примет. Многие суеверия настолько архаичны, что неприменимы в современном мире просто потому, что не существует уже таких вещей, одежды, традиций. Но палочки для еды еще существуют.
Правила этикета: китайские палочки, как ими пользоваться.
Считается, что есть палочками, намного полезнее, чем ложкой или вилкой. Как утверждают китайские врачи, специализирующиеся на точечном массаже, человек, орудующий палочками, массирует во время еды около 40 жизненно важных точек, расположенных на руке.
Японские же эскулапы уверены, что дети, начавшие есть с помощью палочек, развиваются гораздо быстрее тех, которые едят с ложки.
Китайские палочки: правила этикета
Если вы хотя бы иногда бываете в заведениях, где подают блюда японской или китайской кухни, вам просто необходимо научиться пользоваться палочками и знать основные правила этикета.
Палочки подают в специальном бумажном чехле (хаши букуро). Сначала берут одну палочку (на расстоянии одной трети от верхнего конца) между большими и указательными пальцами правой руки. Держат палочку большим и безымянным пальцами так, чтобы указательный, средний и большой пальцы при этом образовали кольцо. Вторую палочку берут, располагая ее параллельно первой, на расстоянии 15мм. Когда распрямляется средний палец, палочки раздвигаются. Сводят палочки вместе, сгибая указательный палец, и защемляют кончиками кусочек еды.
Во время трапезы также не помешает соблюдать следующие правила.
Пользоваться хаси с непривычки нелегко, поэтому во время посещения вами японского ресторана во избежание неудобств не стесняйтесь попросить официанта показать, как правильно пользоваться палочками, а если будет совсем тяжело – принести более привычные приборы – вилку или ложку.
БАУБО И АНАСИРМА. ИСТОРИЯ НЕПРИЛИЧНЫХ ЖЕСТОВ
Один из древне-греческих мифов сообщает, что воспылавший страстью бог подземного царства Гадес похитил прекрасную Персефону (рим. Прозерпину), дочь богини земли Деметры. Мать всего сущего впала в глубокое отчаяние, близкое к умопомешательству. Она пустилась по миру в мучительные поиски дочери. Однако, они очень долго не давали результата. Доведенная до крайности Деметра прокляла все земное плодородие. Из-за ее проклятий у женщин перестали рождаться дети, нивы перестали плодоносить, а небеса не давали живительной влаги.
Джованни Бернини. Похищение Прозерпины. 1621—1622
Гадес и Персефона на троне в царстве мертвых. V в. до н.э.
Спасительницу звали Баубо. По одной из версий, она была царицей, матерью Триптолема, одного из жрецов священных Элевсинских мистерий. Позднее греки обожествили Баубо и даже воздвигли в ее честь храмы. Культ Баубо — бесстыдной богини (dea impudica) просуществовал несколько столетий, пока не был погребен под руинами новых идолов. По другой версии, женщину из Элевсина звали Ямба, она была служанкой в доме царя Келея. От имени Ямбы произошло название стихотворного метра ямб, считавшегося легкомысленным и несерьезным. С тех пор Ямба олицетворяет неприличную речь, а Баубо— неприличные жесты.
Керамические изображения Баубо в виде женской фигуры с головой, расположенной на уровне таза во множестве обнаружены при раскопках города Приена на западном побережье Малой Азии. Аналог Баубо существует также в средневековом японском фольклоре. В истории и культуре образ Баубо прежде всего отражает грубую женскую сексуальность.
Баубо. Рельеф фасада католического собора. Италия, XVI в.
В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» описана характерная бытовая сценка:
«Дарья в распахнутой кофте стояла лицом к нему; закинув за голову руки, поправляла волосы. На нее из щели в стене мякинника падал кровяной закатный луч.
— Тут вот, батя, что-то… Подойди-ка, глянь, — говорила она, перегибаясь набок и воровски, из-за плеча свекра, поглядывая на распахнутую дверь.
Старик подошел к ней вплотную. Дарья вдруг вскинула руки и, охватив шею свекра, скрестив пальцы, пятилась, увлекая его за собой, шепча:
— Вот тут, батя… Тут… мягко…
— Ты чегой-то? — испуганно спрашивал Пантелей Прокофьевич.
Вертя головой, он попытался освободить шею от Дарьиных рук, но она притягивала его голову к своему лицу все сильнее, дышала в бороду ему горячим ртом, смеясь, что-то шепча.
— Пусти, стерва! — старик рванулся и вплотную ощутил тугой живот снохи.
Она, прижавшись к нему, упала на спину, повалила его на себя.
— Черт! Сдурела. Пусти!
— Не хочешь? — задыхаясь, спросила Дарья и, разжав руки, толкнула свекра в грудь. — Не хочешь. Аль, может, не могешь. Так ты меня не суди. Так-то!
Вскочив на ноги, она торопливо оправила юбку, обмела со спины мякинные ости и в упор выкрикнула ошалевшему Пантелею Прокофьевичу:
— Ты за что меня надысь побил? Что ж, аль я старуха? Ты-то молодой не таковский был? Мужа — его вон год нету. А мне, что ж, с кобелем, что ли? Шиш тебе, хромой! Вот на, выкуси!
Дарья сделала непристойное движение и, играя бровями, пошла к дверям».
В истории человечества отмечены также случаи, когда демонстрации половых органов носила ритуальный характер и не имела сексуальной направленности. Такой жест известен под названием анасирма /anásyrma; греч. ανάσυρμα, букв. задирание юбки/. Он выполнял функции оберега, спасал от сглаза и даровал удачу. Терракотовые фигурки анасирмы, относящиеся к V-IV в.в. до н.э. во множестве обнаружены при раскопках древних Афин. По описанию историка Аполлодора, анасирма повсеместно применялась в культах великих богов Деметры и Диониса. В средневековой Ирландии женщины с помощью анасирмы отражали наступление вражеских войск. Жены землепашцев на Балканах останавливали засуху или вызывали проливной дождь, задирая юбки перед небесами. На одной из иллюстраций к басням Ж.Лафонтена изображена женщина, которая отпугивает дьявола обнаженным низом своего живота.
Шарль Эйзен. Илл.к басням Лафонтена. Издание 1762 г.
«Он пишет, что Карло совершает «обряд анасирмы». Речь идет о демонстрации женских гениталий божеству, с целью вызвать его благосклонность и смех, а по некоторым легендам, и предотвратить жуткие космические катаклизмы. Характерный пример анасирмы приводит Геродот, рассказывая о празднике в честь египетской богини-кошки Бастет в городе Бубастисе, в дельте Нила». Э.Треви. Кое-что из написанного.
COPYRIGHT © Александр Сосновский
История быта и искусств
808 постов 5.1K подписчик
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы «снопы были тяжелыми», «посевы тугными» и под.; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно».
Сельский священник сам был из крестьянской среды и с детства впитал в себя те же бытовые правила. Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб.
А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть.
Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания, так как экономически зависел от сельской общины. Хотя чаще всего для священника все эти ритуалы были привычной бытовой нормой.
Самые страшные ритуалы на Земле
В горах Тибета мало деревьев, чтобы жители этого центральноазиатского региона могли кремировать умершего сородича, и не так много мягкой почвы, чтобы придать несчастного земле. Почетного сжигания удостаиваются только ламы и монахи. Поэтому простые мертвые тибетцы… отдаются на растерзание орлам и диким животным. Происходит это так. После смерти покойника оставляют в сидячем положении, а через три дня родственники приносят тело в специальное место в горах, где обученные люди с помощью камней дробят кости и мышцы мертвого. И вот тут уже настает очередь птиц и зверей, после трапезы которых от умершего не остается буквально ничего.
Сбрасывание младенцев с высоты
Спешим успокоить всех противников окунания детей в холодную «святую» воду при крещении: вы хотя бы родом не из Индии. Там в Храме Гришневор проводят, пожалуй, самый опасный ритуал, сбрасывая малышей в возрасте 1-2 лет с 15-метровой высоты. Перед этим младенца еще и яростно трясут, добиваясь зачем-то его отчаянного плача. После этого бедолагу ждет полет. И пока он летит, счастливые родственники стоят внизу с натянутой простыней и ловят. Подавляющее большинство. Остальные отправляются к праотцам. Однако насмерть перепуганных, но выживших детей ждут вовсе не успокаивающие руки матери, а руки толпы незнакомцев. И пока орущий ребенок не «пройдет» их все – к матери он не вернется. Потому что считается: лобызания сброшенного младенца приносят счастье тем, кто его коснулся.
Сбрасывание ребенка с высоты / ©Flickr
Катание в объедках
Тоже индийский ритуал. Он, конечно, не страшный, но брезгливым людям вряд ли понравится. Вот уже около четырехсот лет возле храмов в Индии можно видеть людей, которые катаются на листах подорожника с завернутыми в него объедками, оставленными брахманами после трапезы. Все это должно непременно избавить всех катающихся от бед и недугов.
Люди катаются в объедках брахманов / ©Flickr
И снова Индия. Этот страшный обряд проводят в храмах Кали на юге страны. Сначала люди, облеченные в одеяния бога Гаруда, исполняют ритуальные танцы, а потом их спины протыкают острыми крюками. Но этого мало. Крюки прикреплены к столбам, которые поднимают при помощи канатов; некоторые истязаемые и вовсе раскачиваются на крюках, как на качелях. В руках кое-кого из страдальцев можно видеть младенцев (к счастью, не проткнутых крюками). В таком подвешенном состоянии несчастных проносят вокруг храма – в знак любви и преданности богам.
Подвешивание на крюках / ©Flickr
Безусловно, самый варварский из ритуалов. Говорят, его и по сей день практикуют участники индийской секты Агора. Для них поедание человеческой плоти – это путь к просветлению. Впрочем, каннибализм – лишь заключительная стадия обряда. На первом его этапе участник должен отказаться от мяса и съесть… свои экскременты. Второй этап – убийство и поедание нечестивого в Индии животного – собаки. И только на третьем этапе участник будет удостоен «чести» пообедать человечиной. Интересно, что в Индии принято кремировать умерших, поэтому «найти» труп не так-то просто. Не сжигают только детей, беременных женщин, святых, прокаженных и незамужних девушек. В случае, если кто-то из этой категории умирает, мертвеца пускают по реке Ганг. Вот тут-то его и могут поймать члены секты Агора.
Апофеоз войны
Башни из голов: жуткая легенда или жестокая реальность?
Сюжетом художественного произведения вообще и живописного полотна в частности нередко становится преступление – бытовое, социальное, военное.
Одним из тех, кто посвятил многие свои работы этой теме, был выдающийся русский художник В.В.Верещагин.
Достаточно перечислить названия лишь некоторых его работ: “Продажа ребенка-невольника”, “Опиумоеды”, “Самаркандский зиндан (подземная тюрьма)”, “Подавление индийского восстания англичанами”…
Прославившийся, прежде всего, как художник-баталист, Верещагин показал зрителю уродливую изнанку войны, проповедуя идею мира, как он сам писал, “посредством красок”.
Самым знаменитым полотном Верещагина, в котором выражен протест против военных преступлений, стала его картина “Апофеоз войны”, на раме которой он сделал надпись: “Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим”.
Идея этого произведения была навеяна художнику впечатлениями от его поездки в 1867-70гг. в Туркестан, процесс присоединения которого к Российской империи тогда еще продолжался. Верещагину пришлось даже участвовать в военных действиях русских войск. Он был ранен и за проявленную храбрость награжден Георгиевским крестом 4-ой степени.
Во время своего туркестанского периода Верещагин много ездил, побывав, в частности, в Самарканде, где он осмотрел гробницу Тамерлана – Гур-Эмир и другие достопримечательности, сделал много зарисовок. Живописец заинтересовался личностью грозного завоевателя, ознакомился с историческими трудами, посвященными той эпохе.
Картину “Апофеоз войны” он завершил в Мюнхене в 1871 году.
Уголок безлюдной степи, мертвые деревья, выжженная жарким солнцем трава, а на переднем плане холм, сложенный из человеческих черепов, и слетевшееся на него воронье…
Сам Верещагин так определял жанр своей картины: “если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мертвая природа”…
Это полотно, экспонируемое в одном из залов Третьяковской галереи, и поныне собирает вокруг себя посетителей.
Однако возникает вопрос: следовал ли художник при его создании историческим фактам или же изображенная им пирамида из черепов является не более чем художественным символом ужасов войны?
ДНЕВНИК ИНДИЙСКОГО ПОХОДА
Непобедимый полководец Тимур, хорошо знавший историю переднеазиатского мира, держал при своем дворе целый штат историков из числа, как уйгурских, так и персидских ученых, обязанностью которых было описание походов и деяний “сотрясателя вселенной”. Иногда одна и та же работа поручалась одновременно нескольким лицам. При этом Тимур требовал, чтобы исторические труды составлялись на простом и понятном языке.
Благодаря такой предусмотрительности, до нас дошло немало сочинений, созданных на рубеже 15 века и насыщенных яркими фактами.
Однажды к ученому из иранского города Йезда Гиясаддину Али явился некий приближенный Тимура и предложил написать подробный дневник индийского похода, предпослав ему краткое изложение предшествовавших войн великого эмира.
Известно, что это сочинение было написано, по меньшей мере, за два года до кончины Тимура.
Понятно также, что все события в этой старинной хронике излагаются в пользу Тимура и с его одобрения.
Вообще, “Дневник похода Тимура в Индию” Гиясаддина Али, как и ряд работ современников этого иранского историка, дает достаточно полную картину политических и военных деяний великого завоевателя.
Перелистав этот документ, мы без труда получим ответы на поставленный выше вопрос, причем они, эти ответы, даются языком, не чуждым поэтической образности.
Вот, например, как описывает Гиясаддин Али взятие войсками Тимура иранского города Исфахана.
“Столько пролилось крови, что воды реки Зиндаруда, на которой стоит Исфахан, вышли из берегов. Из тучи сабель столько шло дождя крови, что потоки ее запрудили улицы. Поверхность воды блистала от крови отраженным красным цветом, как заря в небе, похожая на чистое красное вино в зеркальной чаше. В городе из трупов нагромоздили целые горы, а за городом сложили из голов убитых высокие башни, которые превосходили высотою большие здания”.
А это уже описывается битва за Дели:
“Даже ужасные избиения в Исфахане и Сеистане ничто в сравнении с этим. Поле битвы от тел раненых и убитых стало похожим на горы и холмы. Головы непокорных врагов под ногами коней, словно стали катающимися шарами для чауганов”.
“Сделанные из голов индусов башни достигли предельной высоты, а тела их стали пищей диких зверей и птиц”.
“Круг военных действий охватил всё до центра боя. Серпом ярости срезали с тел головы индусов и похищали у них жемчуг их жизни”.
Подобных примеров в “Дневнике” можно найти еще немало.
Таким образом, недостатка в отрезанных головах врагов у победителей не было.
Но, как выясняется, в этом деле существовал свой строгий порядок.
“ОПЛАТА ПОДКОВ ПОБЕДОНОСНОЙ АРМИИ”
Подобно многим другим великим завоевателям, Тимур искренне считал себя человеком, рожденным для того, чтобы принести народам мир. Он верил, что войны происходят исключительно из-за амбиций враждующих между собой владык. Он был горд созданным его волей мироустройством и любил повторять двустишие:
“Как существует один бог на небе, так должен быть один царь на земле.
Весь мир не заслуживает того, чтобы иметь больше одного правителя”.
Надо объединить все страны под одной властью, отменить границы, дать всем людям одинаковый закон – вот тогда наступят всеобщий мир и благоденствие.
К этой цели и шел Тимур, покорив за 35 лет своего правления 26 больших и малых стран.
Конечно же, он не считал себя агрессором, тем более палачом, и всячески подчеркивал свою готовность действовать наиболее милосердными методами.
Когда его отважные гулямы (“удальцы”) неожиданно для жителей появлялись у стен того или иного города, Тимур, как правило, не отдавал приказа о немедленном штурме, хотя бы даже это обещало быстрый успех.
Великий эмир обкладывал город со всех сторон, а затем начинал через своих уполномоченных переговоры с городскими старейшинами об условиях капитуляции. Причем, завершающую стадию этих переговоров Тимур проводил лично, устанавливая так называемую “оплату подков победоносной армии”. Оплата была весьма и весьма высокой, зато всем гарантировалась жизнь и свобода, разумеется, при условии полного покорения воле “сотрясателя вселенной”.
Если город принимал условия капитуляции, то в нем замуровывались все ворота, кроме главных, чтобы никто не мог тайно вынести никаких предметов. Затем назначались пункты, куда специальные сборщики дани сносили ценные вещи – украшения, золото, драгоценности, деньги.
Палачи тоже были наготове. Но их добычей становились лишь те из горожан, кто пытался утаить что-либо из своего имущества, и был застигнут с поличным.
Защитников, оставшихся в живых, обычно продавали в рабство.
Но самая страшная участь ожидала взбунтовавшиеся города. По отношению к ним Тимур был абсолютно беспощаден и часто повторял слова: “Бойтесь смуты, она постигает не только тех, которые из вашей среды действуют беззаконно!”
Ведь взяв тот или иной город и назначив там свою администрацию, Тимур полагал, что работа сделана, и можно двигаться в новые пределы. Но всякое восстание заставляло его отрываться от очередного похода и возвращаться в завоеванные вроде бы области, а это препятствовало выполнению главной задачи по установлению во вселенной одинакового порядка, и потому безгранично раздражало повелителя.
Именно усмирение восставших городов породило жуткую “архитектуру” башен, минаретов и холмов из черепов.
Ради того, чтобы преподать остальным наглядный урок, отвратить непокорных от мыслей о бунте, Тимур был готов на отказ от той выгоды, которую сулила продажа десятков тысяч пленных, становившихся материалом для страшных башен.
Это было “справедливым делом”, верил эмир.
Процедура построения башен из голов была расписана до мелочей.
Выступая против восставшего города и зная от своих шпионов точную численность его населения, Тимур загодя определял, какое количество “башен” будет построено вокруг городских стен после штурма. Башни могли быть двух видов – большие и малые, хотя не исключались и варианты. Большая башня требовала для своего возведения порядка полутора тысяч голов, малая – “всего” 750.
Впрочем, основную массу войск, штурмовавших город, эти расчеты не касались.
Для заготовки “строительного материала” предназначались специальные отряды “резчиков голов”. Каждый боец получал персональную разнарядку. При этом устанавливались жесткие правила, можно сказать, “гуманного свойства”, за нарушение которых Тимур сурово наказывал. Запрещалось отрезать головы у живых – только у убитых. Запрещалось приносить женские и детские головы – только мужские, взрослые. Вместе с тем, запрещалось не выполнять установленную норму.
Назначались особые контролеры, которые принимали головы от каждого резчика и вели учет, следя за тем, чтобы головы соответствовали кондициям.
Имелись также бригады “каменщиков”, которые складывали из голов башни-минареты, скрепляя их раствором. В плане башня имела круглую форму с диаметром в несколько метров, достигая высоты, “превосходящей вышину самых грандиозных строений”.
Опять же, резали не всех подряд.
После штурма особые отряды оцепляли кварталы, указанные Тимуром. Это, как правило, были жилища знати, купцов, ремесленников. С этим контингентом Тимур разбирался позднее сам: политических врагов казнил, с имущих брал выкуп, ремесленников использовал для квалифицированной работы, сохраняя при этом за ними определенную степень свободы. В обязательном порядке великий эмир щадил духовенство и ученых.
Но всех остальных ждала страшная участь.
После условленного сигнала начиналась бойня.
Порой разнарядка была так высока, что менее опытные “резчики” не справлялись с работой. Тогда они покупали недостающие головы у своих более сноровистых товарищей. Цена “заготовленной” головы в зависимости от конкретных обстоятельств колебалась от одного до двадцати динаров. Кто-то хитрил, гримируя женские головы под мужские. С них срезали волосы, а лица мазали кровью и сажей. Осатаневшие от вида и запаха крови контролеры не всегда замечали подмену. Впрочем, в этой кровавой суматохе всякий порядок как бы сходил на нет. Но в любом случае на сборные пункты поступало требуемое количество голов.
После этого за дело принимались “каменщики”.
Проходили считанные часы, и за городской стеной, внутри которой еще недавно кипели страсти, вырастали жуткие башни…
ИЗБИЕНИЕ В ИСФАХАНЕ
Но как часто во владениях Тимура восставали уже покоренные города?
Абсолютно точных данных нет, но известно, что счет шел на десятки.
Вокруг многострадального Багдада было возведено 120 малых башен по 750 голов в каждой, что в целом дает 90 тысяч голов.
Похожая картина наблюдалась после взятия Дели.
Поплатились также своими головами мужчины Герата, Шахристана, Алеппо, Туса, Радкана, Меерута и еще целого ряда городов.
Случалось и так, что Тимуру приходилось сменять милость на гнев.
Совсем особый случай произошел в Исфахане, об избиении в котором так поэтично написал Гиясаддин Али.
Этот город покорно капитулировал в ноябре 1387 года.
Губернатор Музаффар-и-Каши сам вынес Тимуру ключи от городских ворот.
Как обычно, начался сбор дани.
Убедившись, что всё идет по плану, Тимур со своими гвардейцами отправился в обратный путь, оставив в Исфахане небольшой гарнизон.
Упоенные легкой победой, солдаты разбрелись по городу, начали приставать к женщинам, задирать мужчин…
Спонтанно собралась разъяренная толпа, кто-то кинул клич, и вскоре практически все захватчики в количестве трех тысяч были перебиты поодиночке.
Едва прослышав о бунте, Тимур тут же повернул коней назад.
Исфахан был обречен.
Тимур помиловал только духовенство и те семьи, которые спасали его воинов от резни, впуская их в свои дома, но таких было совсем немного.
А затем началась новая, куда более кровавая бойня.
К рассвету вокруг стен Исфахана выросло 45 больших башен, сооруженных из 70 тысяч голов. Впрочем, по другим данным, было больше и башен, и голов – от 100 до 200 тысяч.
МИЛОСЕРДНЫЙ И ВЕЛИКОДУШНЫЙ
Порой Тимур мог и гнев сменить на милость.
В 1394 году он приговорил к казни все население турецкого города Мардина.
Но тут прискакал гонец с вестью о рождении внука Улугбека (будущего знаменитого правителя-астронома). Эта новость настолько обрадовала “Железного Хромца”, что он не только помиловал всех обреченных, но и отменил уплату дани с города.
Тимур умел ценить меткое слово и подчас миловал и даже награждал тех, кто проявил находчивость уже в руках палача.
Летом 1399 года Тимуру доложили, что его сын, царевич Мираншах – наместник в Хорасане впал в безумие, а придворные, пользуясь этим, расхищают казну.
Тимур быстро собрался в путь и вскоре вступил в Тебриз во главе карательной экспедиции. Было проведено расследование, и все, за кем имелась хоть ничтожная вина, отправились на эшафот.
Среди группы осужденных был даже шут, который, прежде чем взойти на плаху, повернулся к шедшему за ним эмиру и проговорил: “Нет, только после вас, Ваше Высочество, ведь вам всегда хотелось быть впереди меня!”
Тимур оценил находчивость шута и помиловал его.
Был помилован и царевич Мираншах, но не в силу родственных отношений, а лишь потому, что отец удостоверился в его безумии.
Существует предание о том, как в Ширазе к Тимуру привели известного на Востоке поэта Хафиза.
Тимур, знавший и любивший поэзию, тем не менее, гневался на Хафиза, считая, что тот опорочил его любимые города таким четверостишием:
Если эта прекрасная турчанка
Понесет в руках мое сердце,
То за ее индийскую родинку
Я отдам и Самарканд и Бухару.
И вот Хафиз предстал перед очами великого эмира.
— Несчастный! – воскликнул Тимур, грозно сдвигая брови. – Я полжизни потратил для того, чтобы украсить и возвеличить Самарканд и Бухару, а ты готов отдать их за родинку какой-то шлюхи?!
Тимур рассмеялся, оценив остроумие поэта, и велел вручить тому новый халат и другие богатые дары.
В БЕСКРАЙНЕЙ СТЕПИ
Башни из голов поднимались не только вокруг крупных городов-смутьянов.
Тимуру нередко приходилось усмирять и непокорные кочевые племена.
И тогда страшные холмы вырастали среди голой степи, на возвышенности, чтобы были видны издалека, внушая страх и трепет всем сомневающимся.
Время, ветер, солнце и землетрясения постепенно превращали эти “постройки” в бесформенные груды.
Справедливости ради, следует заметить, что башни из черепов вовсе не являлись изобретением Тимура.
Еще до рождения полководца гератский малик велел возвести в степи два десятка башен из голов афганских кочевников, беспокоивших своими набегами земли южнее Окса.
Этому примеру следовали многие другие восточные владыки, в частности, основатели Османской империи. А вот основатель иранской династии Сефевидов построил множество башен из черепов животных. Некоторые из них и поныне сохранились в пустынных уголках Средней Азии.
К моменту приезда Верещагина в Туркестан от многочисленных башен из человеческих черепов не осталось, конечно, и следа. Но интуиция художника помогла живописцу создать исторически достоверное полотно. По большому счету, он ни в чем не погрешил против истины.
Отрубленные головы изображены еще на нескольких картинах Верещагина среднеазиатского цикла, в частности, “Представляют трофеи” и “Торжествуют”.
Дух войны, против которого так последовательно выступал Верещагин, всё же отомстил художнику.
31 марта 1904 года живописец, находившийся в полном расцвете своего таланта и творческих сил, погиб вместе с вице- адмиралом Макаровым при взрыве броненосца “Петропавловск”.
Вуду на Гаити
На Гаити происходит слияние лоа и католических святых. Маву и Лиза превратились в единого Бонди (от фран. Bon Dieu – хороший Бог); Папа Легба, проводник в мир духов, стал апостолом Петром; Эрзули, покровительница матерей, стала чёрной Мадонной; а Барон Самеди, повелитель смерти, стал святым Мартином де Поррес (кто-кто?). Правда, неважно кем. Католические святые всё равно были для африканских рабов безызвестны, им было важно сохранить образы своих божеств даже через подобное искажение католической веры. Там же многие лоа обзавелись в своих изображениях цилиндрами, фраками и европейскими атрибутами, такими как тёмные очки, сигары и ром. Под лоа переделывали иконы, им молились в церквях. Но истоки никогда не забывались.
Французы, не учтя размеры населения Гаити к концу восемнадцатого века, начали медленно терять контроль над своими колониями. Слухи о французской революции послужили толчком к началу их собственного переворота: 14 августа 1791 года в месте под названием Лес Кайманов состоялась секретная церемония вуду, во время которой к предводителю повстанцев, Букману, явилась неизвестная женщина и нарекла его вождём движения за освобождение. В считанные дни все северные равнины были охвачены пламенем, тысячи французов были повешены, расстреляны и сожжены заживо. В те времена появилась легенда, что африканцы заключили сделку с дьяволом. Сами же освобождённые рабы считали, что Бог отвернулся от белых за их злодеяния.
Однако, бывшие рабы, вынужденные молиться своим духам в церквях наряду с католиками, не изгнали католицизм из своей страны, и по сей день мирно сосуществуют с церковью. Привыкшие смотреть в лицо Девы Марии, они научились видеть в нём своего покровителя, и на Гаити заметить среди черепов и фетишей вудуистского алтаря икону с церковными свечами – вовсе не новшество и не дикость. Правда, церкви это почему-то не нравится. Странно, почему.
Как живой человек обручается с бестелесным духом? Через одержимость, конечно же! Во время ритуала в жреца (скорее всего, уже обручённого с призываемым лоа) вселяется дух, полностью беря контроль над телом и разумом того. Лоа фактически выпихивает душу смертного, начиная свои бесконтрольные и нелогичные блуждания среди ритуалистов. Изъявив желание обручиться (а этому должно предшествовать длительное гадание, чтобы не ошибиться в выборе), суженый-ряженый должен пройти последнюю проверку скептицизмом со стороны призванного духа, и если человек понравится лоа в ответ, то свадьбе быть.
Обручённый должен воздерживаться от секса в день недели, посвящённый его хранителю (в некоторых случаях два дня), а также одеваться в определённую цветовую палитру. К примеру, для Маман Бригитты, жены повелителя смерти, это понедельник с субботой вкупе с фиолетовым, чёрным и белым; Агуэ (Agwe), покровитель мореплавателей, избрал своим днём четверг, предпочитая голубой и зелёный цвета. Считается, что в эти дни лоа посылает наставления и знаки через сновидения. Соответственно, человек может носить два обручальных кольца (а как же, свадьба всё-таки).
Как уже говорилось, отношение к смерти в вуду совершенно отличается от отношения к смерти в любой другой религии. Похороны – это своеобразный праздник. Ночью вся деревня поёт и танцует, радуясь от того, что путешествие через жизнь для человека закончилось (и чтобы приободрить скорбящих родственников). Теперь умершему предстоит идти в прошлое, встречаясь со своими предками. Возраст в вуду олицетворяет мудрость, и стариков уважают не просто за их деяния в прошлом, а за близость к истокам. Поэтому древнейшие лоа, такие как Ксевиосо (лоа грома) и Папа Легба, почитаются с особым усердием.
Впрочем, и отношение к умершим тоже претерпело свои изменения на Гаити. Если в Западной Африке духи предков продолжают жить в своих домах столько же, сколько жили в них при жизни, прежде чем навсегда покинуть смертный мир, и глубоко почитаются живущими, то на Гаити считается, что дух умершего не сразу покидает тело, а продолжает блуждать рядом с ним. Поэтому наутро вся община (вообще вся, сколько бы человек ни было), начинает уже скорбную процессию, сопровождая гроб с погибшим до кладбища. Делается это для того, чтобы – внимание – дать человеку понять, что он умер. А то, может, он этого ещё не понял. Гроб даже могут несколько раз повращать, чтобы дух запутался и, не найдя дорогу обратно, отправился в Геде (Ghede) – мир усопших. Мёртвые, бродящие среди живых, могут нарушить равновесие сил, поэтому их нужно упокоить, проводив в последний путь всей толпой.
На Гаити иерархия в вуду претерпела изменения. Помимо жрецов (оунган) и жриц (мамбо), появляются ещё «унган-макут’», местная версия колдунов. Они утверждают, что получили наставления и знания прямиком от лоа. Разумеется, фактических знаний у таких великих магов местного разлива почти нет, а в нынешнее время они зарабатывают на том, что пародируют цыган на Гаити. Позолотишь ручку, и вот у тебя в ближайшем будущем уже есть дом, машина, сто жён и обязательно место в правительстве или чемоданчик бизнесмена. А что ещё хочет человек, правда? Подобные личности играют важную роль в компрометации вуду. Из-за них в частности и сложилось впечатление о том, что вуду не мудрёнее бульварной фантастики.
В то время как действенность компонентов доказана медицинскими исследованиями, стоит помнить о феномене Гаити и вуду в целом. Как уже говорилось, эти люди рождаются с вуду. Для них существование зомби не стоит под вопросом – они с самого детства знают об этом. Вся их жизнь пропитана мистификацией; жители Гаити свято уверены в существовании духов, магии и зомби. Важно понимать, что для промытого рассудка плацебо может стать чем угодно – достаточно лишь развитого красноречия и самовнушения. Поэтому когда дело касается ритуальный практик и народной медицины, всё это вполне может оказаться простой игрой разума.
Однако, люди по своей природе прагматики. Если что-то не работает, оно будет усовершенствовано и заменено. Возможно, все эти маги, молитвы, мистические свадьбы и бубнопляски ничего не стоят. Возможно, Бога и духов не существует вовсе. Но если человеку действительно помогло плацебо и самовнушение, то вопрос уже адресован нашему собственному разуму и подсознанию, чьи поистине колоссальные возможности всё ещё остаются неизученными. Но это уже другая история…
В следующий раз мы закончим говорить о вуду, перенесясь в Новый Орлеан, ставший столицей вуду в Северной Америке. Всем спасибо за внимание :3
Почему самураи делали харакири?
Историк Александр Мещеряков о традиции ритуала сэппуку и о том, почему тело самурая принадлежит его господину
Харакири, или, как говорят сами японцы, сэппуку, — это способ ритуального самоубийства, принятый среди сословия самураев в Средние века и практиковавшийся до XX века.
Сэппуку — это традиция, напрямую связанная с отношениями между вассалом и сувереном, самураем и его даймё (князем). Поэтому сэппуку является элементом властных отношений. Харакири совершали только самураи — это было привилегией их сословия. Ритуальное самоубийство совершалось в следующих случаях: если сюзерен приговаривал самурая к подобной казни или, если самурая оклеветали, обвинив его в предательстве господина, он мог прибегнуть к сэппуку в качестве самооправдания и таким образом доказать свою невиновность и верность сюзерену.
Как известно, сэппуку представляет собой процедуру вспарывания живота, крайне болезненную и мучительную. Этот ритуал был тесно связан с представлениями японцев о жизненной силе: они считали, что живот является самой важной частью тела, в которой и находится жизненный центр организма. И, совершая этот ритуал, ты эту жизненную силу ликвидируешь.
Традиционно в ритуале сэппуку принимали участие два человека: тот, кто совершает самоубийство, и его «секундант», помощник. Как уже было сказано, процедура вспарывания живота крайне мучительна и мгновенной смерти обыкновенно не приносит. Поэтому самурай выбирал себе помощника, который стоял рядом с ним, и после того, как он вспарывал себе живот, секундант должен был отрубить ему голову, избавив тем самым самурая от дальнейших мучений.
В европейской христианской культуре существует жесткий запрет на самоубийство, а в японской культуре запрета на него никогда не существовало. У христиан считается, что тело человека принадлежит не ему самому, но Богу, его сотворившему. Лишая себя жизни, человек идет против воли Бога, совершая грех. В Японии же считалось, что твое тело принадлежит родителям или господину и своим телом ты должен им служить. Тело самурая принадлежит его даймё.
Следует отметить, что случаев совершения харакири в истории Японии было на самом деле не так много. Массовая культура растиражировала образ самурая, совершающего харакири, поэтому у зрителя может возникнуть впечатление, что сэппуку было крайне распространенной и даже будничной практикой любого самурая, но это, разумеется, не так. Этот ритуал был достаточно редким явлением, и уже в XVIII веке был запрещен такой вид сэппуку, когда после смерти сюзерена наиболее преданные ему вассалы совершали самоубийство. В Средние века среди самурайского сословия умереть вслед за своим господином считалось хорошим тоном. Но уже в начале XVIII века это было законодательно запрещено, и в связи с этим количество совершенных харакири заметно уменьшилось.
Окончательно сэппуку было запрещено во второй половине XIX века после установления постоянных связей Японии с европейцами. Последние посчитали харакири варварским и антигуманным способом умерщвления, после чего оно было заменено на более привычные для европейцев повешение и расстрел. Тем не менее случаи харакири зафиксированы и в ХХ веке. Они были уже редки, но вызывали большой общественный резонанс — именно в силу своей редкости. Так, после поражения Японии во Второй мировой войне к харакири прибегло несколько военных чинов, а самый последний громкий случай — это самоубийство знаменитого писателя Мисима Юкио в 1970 году.
доктор исторических наук, Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ, член редакционного совета журнала «Восточная коллекция»