балаклава вы меня слышите балаклава
А вы были в Балаклаве? А я был.
Раньше, когда я слышал «балаклава», я сразу вспоминал сцену из кинофильма «Мистер Питкин в тылу врага». Помните? «Балаклава, Балаклава. Вы меня слышите или вы меня не слышите…»
Я ехал сюда, в небольшой порт, по пути на ЮБК, чтобы съездить в «гордость русских моряков», ну и здесь посмотреть, коли так…
Я влюбился в Балаклаву.
У меня есть странная черта. Я могу отвлечься от того, как город выглядит сейчас и видеть его сразу таким, каким он может быть. Так вот Балаклава прекрасна. Я уже писал, что как курортный город она очень молода, но потенциал огромен.
В городе уже есть два «променада» (набережная, кафе, и пр.), исторический центр (по-моему не без обаяния), несколько пляжей (недостает дешевого транспорта), живописная бухта с руинами генуэзской крепосии (в стадии реставрации)
и, главное, обалденные условия для прогулок по скалам. Имеется масса троп и тропинок вдоль побережья с потрясающими видами на округу.
Они в целом доступны даже для детей, поэтому желающие погулять с пользой для тела и удовольствия оценят Балаклаву.
Туристы уже облюбовали местные живописные скалы и думаю их число будет расти.
Те кому такие тропы кажутся не по зубам (а это только первое впечатление)
могут воспользоваться другими, с не менее красивыми видами.
Скажите, кто был, чем не Сан-Марино?
И все это в черте современного Севастополя, до центра, которого легко можно добраться за 50-60 мин и максимум за 24 р. общественном транспорте.
В Крым на авто: Часть 6. Балаклава
Первый раз об этом городе я узнал в далеком детстве, услышав его название в фильме «Мистер Питкин в тылу врага». Кто смотрел, тот наверняка помнит сцену с гнусавым радистом: «Балаклава, Балаклава, вы меня слышите или вы меня не слышите?». Думаю, сценарист не случайно выбрал этот город, ибо его название звучит довольно подходяще для комедии 🙂 Однако, история этого города отнюдь не юмористична.
Начну с парочки путевых фотозарисовок. Дорога из Ялты в Севастополь просто удивительно живописна! Приходилось прилагать немалые усилия, чтобы не отвлекаться от вождения. Однако в некоторых местах творческий порыв пересиливал и приходилось останавливаться 🙂
Покрытие просто отличное и весь путь можно наслаждаться дорогой.
На одном из поворотов открывается изумительный вид на г. Куш-Кая и бухту Ласпи:
Приехав в Балаклаву, немного заблудились, и не без помощи местных нашли дорогу к первой цели нашего визита:
Впервые Балаклава упоминается у Гомера как Ламос («Одиссея»). Однако, время наиболее хорошо сохранило следы бытности этого города в период Генуэзской колонии. Именно в 1357 году генуэзцы отбили у татар поселение и построили тут крепость Чембало.
Крепость была заложена на горе Кастрон, расположенной у восточного входа в бухту. На вершине утеса находился Город святого Николая — цитадель, окруженная с одной стороны обрывом, а с другой мощными стенами с восемью башнями, причем две башни стояли особняком и не были соединены со стенами. Внутри цитадели находился консульский замок-башня (предположительно около 15 м в высоту), массария (таможня) и церковь, которая, вероятно, служила усыпальницей знатных жителей. Консул избирался в Генуе сроком на год и являлся главной исполнительной и судебной власти города, он также вместе с кастеляном Замка святого Николая был начальником гарнизона, состоявшего из 40 арбалетчиков. Личной гвардией консула, по-видимому, были несколько татарских кавалеристов.
На склоне горы находился Город Святого Георгия, в котором жила большая часть горожан — ремесленники, торговцы, рыбаки. Нижний город был также окружен стенами с шестью башнями, а с юга был защищен ещё и обрывом. Внизу, под горой, в бухте, размещался порт и рынок.
В 1460-х годах укрепления Города святого Георгия были перестроены, а в юго-восточном углу была воздвигнута цитадель с мощной башней-донжоном, которая находилась в одной из самых высоких точек, на вершине утеса, и на сегодняшний момент сохранился на полную высоту (около 20 м). Донжон имел три яруса: первый был занят цистерной с водой, второй этаж был жилым (там сохранились остатки камина), третий ярус занимал дозор, не исключено, что донжон также использовался как маяк. Вода в цистерну поступала по глиняному трубопроводу из источника Кефало-Вриси, который находится в верху одноименной балки, на горе Спилия; источник до сих пор используется для водоснабжения Балаклавы. Такая же цистерна для сбора воды, вероятно, находилась в нижнем ярусе консульской башни.
С 2004 по 2007 годы на башне проводились реставрационные работы. В ночь с 16 на 17 июля 2008 часть башни-донжона обрушилась после сильного ливня. Имеется другое мнение по поводу обрушения части башни: «Башня простояла довольно долго и не могла обрушиться после ливня, какой бы сильный он не был. В этом виноваты реставраторы, нарушившие структуру и целостность башни!»
С горы открываются восхитительные виды на море.
Балаклавская бухта — одна из самых удобных бухт на Чёрном море для швартовки кораблей, базы подводных лодок. Она узкая (200—400 м) и глубокая (до 17 м), в ней не бывает штормов. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов, поэтому со стороны открытого моря гавань вообще не видна.
Балаклавская бухта является последствием тектонического разлома, врезана вглубь расщелины скального массива в северном направлении на расстояние до 1500 метров. Вход в бухту расположен между мысами Георгия (он же Балаклавский, восточный берег) и мысом Курона (он же Западный, Батарейный). У входа в бухту на восточном берегу находится гора Крепостная (Кастрон) с руинами генуэзской крепости Чембало.
Балаклавская бухта — лучшая бухта для яхтинга на черноморском побережье с точки зрения её географических, природных и навигационных особенностей. Она закрыта от ветра и волн со всех направлений. Балаклавская бухта не загружена крупнотоннажными судами, что создает меньше проблем и повышает безопасность навигации.
До XX века бухта славилась большими уловами кефали и скумбрии. Здесь базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского Флота СССР и 5-я Отдельная бригада сторожевых кораблей ПВ КГБ СССР. Последняя в настоящее время переименована в Севастопольский отряд морской охраны Государственной пограничной службы Украины. С 1957 по 1993 годы в Балаклавской бухте располагался один из наиболее секретных объектов черноморского флота («объект № 825 ГТС»), завод и база, построенные в 1957—1961 годах в горе Таврос для ремонта подводных лодок и хранилище торпед с ядерными боевыми частями, ныне это музейный комплекс «Балаклава». Об «объекте №825» более подробно я планирую рассказать в следующей части.
Есть и весьма неприятный факт о Балаклаве, из-за которого курортным городом его назвать никак не получается.
На дне бухты у мыса Каябаши, еще с 1941 года захоронено 80 контейнеров с боевыми отравляющими веществами (иприт и люизит). Имеется потенциальная опасность заражения акватории. Если верить исследованиям, подобные «находки» встречаются по всему побережью Крыма.
Кстати, до конца холодной войны, Балаклава была закрытым городом. Почему? Об этом в следующей части.