Стриминг фильма что это такое
Кино по подписке. Плюсы и минусы стриминговых сервисов
Разбираемся, что это такое, сколько стоит и почему они набирают популярность.
Стриминговые сервисы — это кто?
Современные технологии позволяют человеку в любой момент посмотреть любимый фильм или послушать любимую музыкальную группу. Для этого достаточно предварительно загрузить файлы и постоянно носить их с собой на флешке. Впрочем, и флешки — это уже прошлый век. Мир переходит на стриминговый сервис. А что это?
Стриминговый сервис — это потоковое (бесперебойное) вещание. Самая очевидная аналогия — цифровое или кабельное телевидение. Шоу, идущие по телевизору, продолжат работать, даже когда вы его выключаете. Но для просмотра нужно заплатить, оформить подписку. Со многими стриминговыми сервисами все работает точно так же.
Нельзя путать стриминг и стриминговый сервис. Стриминг — трансляция конкретного человека или компании в прямом эфире. Она ограничена по времени, тематически направлена и является по сути разовой передачей. К тому же, как правило, бесплатной. Это может быть прямое включение журналиста с места событий или трансляция прохождения компьютерной игры. Стриминговый сервис же — проект серьезный, не разовый, работающий для разных слоев населения и рассчитанный на большие группы зрителей. Неудивительно, что подписка на него стоит денег.
Почему стриминговые сервисы набирают популярность?
Не так давно значительная часть интернет-сообщества предпочитала поглощать контент нелегально. Качали фильмы с торрент-трекеров, смотрели их в социальных сетях. В последнее время волна пиратства начала спадать, всё больше юзеров переходят на легальные платные варианты. Зачем?
1. Удобно. Нет смысла тратить силы и время на обход блокировок пиратских сайтов, искать на них контент, а потом загружать его на компьютер. К тому же качество пиратского видео зачастую невысоко. Зачем смотреть размытые 720p, когда кликом мышки выводится полноценное 4k.
2. Пиратство незаконно. Любителей халявы, конечно, вряд ли привлекут к ответственности, но вот сервисами пиратской продукции занялись всерьез. Торренты закрывают, блокируют, фильмы и композиции с авторскими правами исчезают из соцсетей. Конечно, можно докопаться через прокси или специальные плагины, но зачем? Сложно и рискованно.
3. Подборки. На основании ваших просмотров стриминговый сервис предложит похожий контент, который окажется интересным. Целый океан интересных и постоянно пополняющихся коллекций. Не нужно самостоятельно искать фильм на вечер, нейросеть сделает все за вас.
1. Платно. Все-таки пока мы не до конца отошли от любви к халяве. Не готовы платить за просмотр футбольных матчей, не готовы покупать компьютерные игры, качаем бесплатно электронные книги и, конечно, совсем не хотим платить за фильмы. Поэтому ежемесячная подписка, даже в пару сотен рублей за месяц, может стать непреодолимой преградой.
2. Атрибутика. Не всегда достаточно оплатить подписку. Нередко для подключения сервисов к телевизору потребуются специальные приставки smart tv. В каких-то телевизорах они, конечно, встроены, но не везде. Поэтому лучше заранее уточнить все нюансы подключения, чтобы не столкнуться с непредвиденными сложностями.
Из чего выбрать
В России наибольшей популярностью пользуются четыре крупных онлайн-кинотеатра: Okko, Ivi, Netflix и Amediateka. Выборка основана на данных издания TelecomDaily, собравшем информацию о заработке сервисов и их доле на российском рынке, а также на основании VC.ru, которое проанализировало медийную долю каждого сервиса. Какие подписки предлагают данные сервисы?
Семейная подписка
Правило «Чем больше людей, тем ниже себестоимость на человека» работает и со стриминговыми сервисами. Если собрать группу близких людей и оформить семейную подписку, то выйдет значительно дешевле. Максимальное количество участников колеблется от 4 до 6 людей, соответственно можно будет выбирать самой дорогой тариф и делить всю сумму между своими друзьями. У каждого конкретного человека будут свои рекомендации и история просмотров, так что никакого дискомфорта система не доставит. Работает на всех описанных сервисах.
Где смотреть блокбастеры и лекции TED: 8 российских стриминговых сервисов
Раньше я искала в интернете бесплатные фильмы, но реклама и плохое качество надоели.
Тогда я решила подписаться на какой-нибудь стриминговый сервис, но обязательно российский: чтобы все фильмы точно были на русском языке.
Честно скажу, разобраться в стриминговых сервисах оказалось не так-то просто: их базы пересекаются, а одни подписки входят в другие.
Вот что мне удалось узнать.
Амедиатека
Для кого: для тех, кто любит HBO
Сколько стоит: 7 дней бесплатно, потом 599 Р в месяц
Что смотреть: популярные зарубежные сериалы в русском дубляже
Главное достоинство «Амедиатеки» — премьера сериалов HBO одновременно с США. Правда, это касается только эпизодов с оригинальной дорожкой, а русский перевод опаздывает на несколько часов — хотя все равно выходит раньше, чем у пиратов.
Выбор сериалов других производителей ограничен: например, можно посмотреть «Темные начала» BBC, «Родину» Showtime или «Почему женщины убивают» CBS, а вот «Шерлока», «Бесстыжих» или «Звездный путь» уже не найти. Большинство видео доступно по базовой подписке, но некоторые нужно покупать отдельно: «Карточный домик» и «Во все тяжкие» доступны только по программе проката — за 399 Р можно получить доступ ко всему сериалу на 60 дней.
Одним аккаунтом можно пользоваться на пяти устройствах, но одновременно смотреть получится только на двух — если захотите разделить стоимость подписки с друзьями или родственниками, лучше предложить это тем, с кем не совпадают выходные.
More.tv
Для кого: для тех, кто ищет что-то особенное
Сколько стоит: 3 дня бесплатно, потом 299 Р в месяц
Что смотреть: русские и зарубежные сериалы
More.tv делает ставку на сериалы менее популярных западных производителей и нишевые российские проекты, но выбирает для подписчиков настоящие бриллианты. Здесь можно посмотреть «Великую» c Эль Фаннинг в роли российской императрицы, последний сезон «Фарго» и нашумевших «Чик» с Ириной Горбачевой и Антоном Лапенко.
Для тех, кто скучает по телевизору, More.tv тоже подойдет: сервис показывает сериалы и шоу «России 1», «Рен-ТВ», Пятого канала и экосистемы СТС, причем новинки иногда появляются здесь раньше премьеры на самом канале. А еще можно просто включить телевещание в прямом эфире — и заменить сервисом приставку для цифрового ТВ.
По одной подписке показывать сериалы могут пять устройств, но одновременно — только два из них, как в «Амедиатеке».
Premier
Для кого: для фанатов ТНТ
Сколько стоит: 29 Р в месяц
Что смотреть: современные российские комедии и шоу
Большая часть медиатеки состоит из сериалов и шоу ТНТ и «Пятницы». Есть и многолетние хиты — «Орел и решка», «Битва экстрасенсов» и «Физрук», и новинки — «Прожарка», «Охлобыстины» и «Полярный».
Но подписку стоит оформить не только ради того, чтобы посмотреть пропущенные выпуски «Камеди-клаба»: на сервисе выходят сериалы, снятые специально для показа в интернете. Они отличаются от эфирных: например, «Домашний арест» или «Звоните ДиКаприо!» вошли в список лучших сериалов 2018 года по версии «Кинопоиска» — наравне с зарубежными «Убивая Еву» и «Острыми предметами». Бонус — видео без цензуры. Даже если уже видели «Мылодраму» по телевизору, рекомендую пересмотреть на «Премьере»: с матом смешнее.
Совместный просмотр такой же, как на «Амедиатеке»: к аккаунту можно подключить пять устройств, но одновременно показывать видео будут только два.
Кинопоиск HD
Для кого: для тех, кто любит пересматривать
Сколько стоит: 30 дней бесплатно, потом 269 Р в месяц, но можно сэкономить — по подписке «Яндекс-плюс» бесплатный период 90 дней, потом 169 Р ежемесячно. За 649 Р в месяц можно смотреть еще и сериалы с «Амедиатеки»
Что смотреть: старые добрые фильмы и сериалы
Подписчикам доступны несколько тысяч видео, но топовых зарубежных новинок среди них практически нет: за «Джокера», «Гемини» или «Однажды в Голливуде» нужно платить отдельно, а чтобы посмотреть «Игру престолов» или «Американскую историю ужасов» — оформить подписку на «Амедиатеку». Исключение — фильмы Marvel: по основной подписке можно посмотреть даже последнюю часть «Мстителей».
В базе сервиса много современного российского кино, мультфильмов и проверенной временем классики: от «Андрея Рублева» и «Догвилля» до «Тайны Коко», «Рика и Морти» и «Дылд». А еще во время просмотра можно навести курсор на актера и узнать, кто именно на экране и как зовут персонажа, которого он играет.
«Иви» предлагает больше 80 тысяч фильмов и сериалов. В медиатеке не только новинки, но и совсем старые фильмы, малоизвестные и низкобюджетные: например, «Огни большого города» Чарли Чаплина, классический би-муви «Бомж с дробовиком» и не попавший в российский прокат фильм «Смерть Сталина».
Смотреть кино можно на пяти устройствах одновременно. Для детей есть специальное приложение Ivi kids c родительским контролем и популярными мультиками: от «Мимимишек» и «Щенячьего патруля» до «Валл-и» и нового сезона «Простоквашина».
Если регулярно пользоваться сервисом, он научится рекомендовать фильмы, которые могут вам понравиться.
Start
Для кого: для патриотов
Сколько стоит: первые 7 дней бесплатно, потом 299 Р в месяц
Что смотреть: современные российские драмы
«Старт» предлагает подписчикам в основном российские фильмы и сериалы: репертуар частично пересекается с «Премьером», но упор сделан на более серьезные и интеллектуальные проекты. Вместо «Любви в большом городе» с Верой Брежневой — «Нелюбовь» Звягинцева, а в собственном проекте сервиса «Содержанки» можно увидеть Сергея Бурунова в непривычном драматическом амплуа.
В подписку входят все видео, которые есть на сайте, — дополнительно платить ни за что не потребуется. Но блокбастеров в медиатеке нет: зарубежное кино в основном фестивальное вроде «Убийства священного оленя» или «Зеленой книги».
Для детей сервис предлагает безопасный раздел: с мультфильмами, но без рекламы и доступа к взрослым роликам. Там много советской классики и современных российских мультфильмов, а вот «Диснея» нет совсем: ни «Холодного сердца», ни «Зверополиса», ни даже «Истории игрушек».
Для кого: для определившихся
Сколько стоит: 7 дней бесплатно, а потом зависит от типа подписки — от 149 до 799 Р в месяц
Что смотреть: балет и футбол
На «Oкко» есть образовательные ролики: лекции TED, фильмы National Geographic и записи театральных постановок. А еще спортивный раздел: в основном там показывают матчи английской премьер-лиги в прямом эфире и обзоры на них же.
Тем, кому трудно выбрать фильм на вечер, сервис предлагает подборки: например, коллекцию фильмов с неожиданной развязкой или сериалы о врачах. По подписке доступны не все фильмы: некоторые можно только купить или взять в аренду. Аренда дешевле, но условия хитрые: начать просмотр можно в течение месяца, а закончить — за 48 часов после начала.
К учетной записи можно подключить до пяти устройств и смотреть кино на всех одновременно. Кроме футбола — его покажут максимум на трех гаджетах.
Яндекс.Эфир
Для кого: для тех, кто соскучился по телевидению
Сколько стоит: бесплатно
Что смотреть: телепередачи
«Яндекс-эфир» похож на телевизор: просто выбираешь канал и расслабляешься, а тематически подобранные ролики идут один за другим. Иногда показывают рекламу.
Каналов больше, чем в обычном телевизоре: кроме стандартного набора федеральных здесь есть региональные, международные и тематические каналы — от Deutsche Welle и канала «Эха Москвы» до «ЕГЭ-ТВ» и каналов с анекдотами. Есть даже индивидуальный канал каждого пользователя: «Мой эфир» подбирает видео, которые могут вам понравиться.
Иногда вещание может прерываться: не все телевизионные передачи доступны для просмотра в интернете. А чтобы смотреть каналы с кино и сериалами, обычно требуется подписка на «Кинопоиск HD» или «Амедиатеку».
Что такое стриминг и как на этом зарабатывают?
Журналист, автор блока «Технологии».
Стриминг – это потоковое онлайн-вещание. К стриминговым мультимедиа относят музыку, видео и информацию, которые пользователь получает непрерывно от провайдера потокового вещания. Большая часть рынка стриминга относится к сегменту киберспорта, здесь геймеры показывают в режиме онлайн, как они проходят игры. Стримерами называют также авторов видеоблогов в жанре музыки, кулинарии, путешествий, распаковки и других направлениях.
Специалисты часто называют стриминг медиа будущего. При этом популярные стриминговые платформы уже вошли в набор известных инструментов в digital, а рынки киберспорта и стриминга видеоигр постоянно попадают в поле внимания СМИ.
На чем зарабатывают стримеры
Стримеры – авторы и трансляторы стримов – могут зарабатывать на своем канале несколькими способами:
Какие существуют способы интеграции бренда в стрим
Интегрировать рекламу компании в стрим можно с помощью следующих инструментов:
Платформы для стриминга
Возможности для стриминга как дополнительный сервис предлагают крупнейшие медиаплощадки. Иные платформы и сервисы специализируются исключительно на потоковом вещании.
К популярным стриминговым платформам в мире и России можно отнести:
Twitch
Крупнейшая стриминговая площадка, согласно данным компании Streamlabs. Twitch.tv вырос из ресурса justin.tv, который не ограничивался специализацией на видеоиграх, а транслировал также стримы про животных, спорт и политику. Однако в 2011 году руководители justin.tv поняли, что за компьютерными играми большое будущее, и переключились только на игровую тематику.
Twitch доступен через браузер на любом устройстве, в том числе для iOS и Android. Платформа проводит трансляции геймплея и киберспортивных турниров и сотрудничает с крупнейшими конференциями и мировыми чемпионатами в игровой индустрии.
YouTube Live
Возможности для трансляций предлагает также крупнейший мировой видеохостинг. Этот канал продвижения геймеры считают достаточно сложным в плане конкуренции, поэтому YouTube Live обычно выбирается в качестве дополнительной площадки.
Facebook Live
Facebook Live запустился в 2016 году. С помощью сервиса можно напрямую связываться с подписчиками. Согласно статистике, пользователи Facebook комментируют прямые трансляции в несколько раз чаще, чем обычные видео. Смотреть потоки в Facebook Live можно непосредственно в момент их записи или постфактум.
Mixer
Mixer – стриминговая платформа, принадлежащая Microsoft, так же, как и Twitch, сфокусированная на видео-гейминге. Сервис интегрирован в Xbox One и Windows 10 и позволяет играть и общаться нескольким игрокам одновременно и устраивать интерактив со зрителями, которые могут воздействовать на геймплей и отдавать стримерам голоса.
Periscope
Periscope – служба потокового вещания, принадлежащая Twitter. Приложения Periscope доступны для Android и iOS. Пользователи Periscope могут транслировать видео в прямом эфире, общаться со зрителями, смотреть пропущенные трансляции в записи, делиться видео онлайн в соцсетях и проводить закрытые трансляции для отдельных пользователей.
GoodGame.ru
Крупнейший портал о киберспорте в рунете, предлагающий, кроме тематических репортажей, новостей и интервью, трансляции с турниров и стрим-сервис для зарегистрированных пользователей. Ресурс позволяет привязывать канал к YouTube, записывать свои потоки и делиться записанными видео с пользователями других сервисов.
CyberGame.tv
CyberGame.tv – еще одна российская площадка, специализирующаяся на потоковом вещании для геймеров. Среди преимуществ CyberGame.tv – стабильная работа служб, постоянно обновляющийся функционал, удобная навигация и достаточное разнообразие трансляций с турниров и фестивалей.
VK Live
«Одноклассники»
Трансляция стримов доступна также для пользователей «Одноклассников» и OK Live. В 2017 году социальная сеть первой в России представила функцию стримов из браузера. Во время эфира стримеры могут общаться со зрителями в чате, получать «классы» и комментарии. Прямые трансляции попадают в ленты друзей и подписчиков и появляются на карте стримов, а самые популярные видео выходят в топ стримов OK Live.
Как настроить стрим
Для настройки стрима пользователю нужно подготовить оборудование: выбрать мощный компьютер, подобрать качественную камеру, микрофон, хромакей. Также стримеру понадобятся сервисы для записи видео, настройки донатов и подписок и программы для чатов и оповещений.
Xsplit Broadcaster достаточно проста в установке, но эта программа требует переустановки для каждой платформы. Open Broadcaster Software устанавливать сложнее, но зато, настроив программу один раз, к ее настройке возвращаться уже не нужно. Кроме того, OBS предлагает большой набор изменяемых параметров и не так сильно нагружает компьютер.
Зачем нужны чаты для стрима
Крайне важный элемент стрима – чат. Если стример проводит ретрансляцию для нескольких платформ, то он вряд ли сможет полноценно стримить без чата. Зрители с ресурсов с небольшой аудиторией в полупустых чатах чувствуют себя одиноко и не задерживаются на канале. Стримеры советуют уделять особое внимание таким зрителям и читать их сообщения в первую очередь. Причем выведение этих сообщений в общий поток на экране трансляции создает хорошие условия для пребывания пользователя на канале.
Опытные авторы каналов утверждают, что чтение чата для любого стримера должно быть обязательным условием, при этом размещение чата на экране стрима крайне желательно для продвижения канала. Часть зрителей разворачивают стрим во весь экран на компьютере или просматривают трансляции с мобильных устройств, поэтому им будет удобнее видеть чат прямо на экране трансляции.
Предлагаю обойтись без разглагольствований и сразу окунуться в историю. Все рассуждения и воду оставлю на финал данной работы.
Всё началось в 1997 году. Тогда в США на поприще видеопроката господствовала компания Blockbuster. Это ныне мёртвая сеть салонов аренды видеокассет с фильмами, которая была популярна в 80-е — 90е. Работала аренда так: вы приходите в салон видеопроката и выбираете фильм и сроки его аренды, от одного дня до трёх и далее. Первый день стоил от 2 до 3 долларов, дальше по доллару за день. Blockbuster также предлагал опцию в 5 долларов за 3 дня аренды. Но был один существенный недостаток: клиентам самим приходилось ходить в эти салоны и брать нужные им фильмы. Помимо прочего, аренда сопровождалась бюрократической морокой, и в случае, если человек просрочил аренду, он платил большой штраф, вплоть до 20 долларов на 2001 год. На фоне этого только что продавший свою компанию Pure Software Рид Хастингс вместе со своим другом Марком Рэндалфом решает создать сервис по аренде фильмов. Рэндалф в то время как раз был занят в сфере грузоперевозок. Хастингс же решает исправить все недостатки монстра видеопроката, так что при создании своего сервиса перенёс всё в двухгодовалый, на тот момент, Интернет. Юридическую сторону аренды он взял на долю компании, чтобы клиентам не приходилось тратить время на заполнение договоров и прочей макулатуры. В качестве носителя Хастингс выбрал не устаревшие и быстро портящиеся кассеты, а появившиеся на тот момент всего как несколько месяцев DVD-диски. Так была основана компания Netflix. Хастингс смекнул, что такого рода бизнес потребует широкого распространения отделений, так что сразу же открыл десятки филиалов во всех штатах страны. Можно сказать, что каждый аспект его бизнес-модели был сверхпрогрессивным и опережающим своё время.
Затем, в 2007 году Netflix постепенно отходит от концепции доставки DVD-дисков и активно развивает свой одноимённый потоковый сервис. К тому моменту в онлайн-библиотеке сервиса было менее 1000 фильмов. Но уже через 2 года их количество выросло в 12 раз. Хоть это всё ещё и было мало по сравнению с библиотекой DVD-дисков, насчитывавшей 100 тыс. фильмов, прогресс не стоял на месте. С ростом скорости работы Интернета и его повсеместным распространением за счёт снижения стоимости его оплаты стремительно росло и количество медиаконтента. За это в том числе стоит поблагодарить и горячо любимый нами YouTube, запустившийся в 2006 году и давший невероятный толчок развитию отрасли.
Здесь я хочу сделать небольшую оговорку по поводу категорий, о которых мы говорим, то есть, обозначу различие между стриминговыми сервисами и онлайн-кинотеатрами (хоть в последнее время их почти нет). В первую очередь, стриминговый сервис отличается наличием оригинального или эксклюзивного контента. Часто при стриминговых сервисах даже есть свои студии (как у Netflix, например), на которых производство и осуществляется. Если онлайн-кинотеатры отличаются между собой разве что оформлением приложения и различными финансовыми исхищрениями в виде скидок и промокодов, имея плюс-минус одинаковую библиотеку фильмов, то стриминговые сервисы соревнуются между собой в скорости выкупа фильмов и сериалов у других студий и качеством собственного оригинального контента. Также долгое время онлайн-кинотеатры работали по принципу реальных кинотеатров, то есть продавали фильмы по отдельности или сдавали в аренду на пару дней. Теперь, правда, и они перешли на подписочную систему, а некоторые даже обзавелись оригинальным контентом (например, КиноПоиск или Megogo).
Новую эпоху стриминговых сервисов ознаменовал запуск HBO Go. В отличие от Netflix, HBO изначально был телеканалом. Вещал он аж с 1972 года и за это время успел накопить огромную библиотеку различных фильмов, сериалов, ток-шоу и других передач (и да, именно он выпустил такие сериалы как Клан Сопрано и Игра престолов). Развитие канала также происходило постепенно. Первой весточкой перемен был платный канал HBO on Demand, запущенный в 2001 году и позволявший клиентам смотреть любые передачи телеканала в любое время. По сути, это была ТВ-приставка с возможностью выбора контента. Сам же контент поступал через провайдера. Для примера, представим, что условная Россия-1 сотрудничает с Билайном. Провайдер через свою приставку устанавливает вам сервис и за счёт своих мощностей транслирует контент России-1. Постепенно руководство поняло перспективность потокового вещания через Интернет, и уже через 9 лет запускается интернет-сервис HBO Go, где был собран весь контент телеканала. Ещё через 5 лет запускается сервис HBO Now, который отличало от предшественника отсутствие необходимости в приобретении подписки на телеканал. Правда работало сие чудо только в США. Дальнейшую историю сервиса обсудим чутка позже, ведь параллельно с HBO и Netflix начал развиваться ещё один медиагигант.
В 2006 году запускается сервис Amazon Unbox, который представляет из себя онлайн-кинотеатр с возможностью скачивания контента. По сути, сервис продолжал идею своей материнской компании. Однако Unbox быстро загнулся из-за проблем с воспроизведением контента и его удалением в случае неуплаты подписки. Ему на смену пришёл Amazon Video on Demand (ничего не напоминает?), затем Amazon Instant Video, а к 2015 году сервис обрёл свой окончательный вид. Вместе с тем в 2010 году была основана Amazon Studios, которая, как это нетрудно понять, производила контент для потокового сервиса. В общем, метаморфозов данная компания претерпела больше остальных. Множество ребрендингов, внутренних перестановок и перезапусков сыграли свою роль и отразились на скорости развития сервиса. По большому счёту, выживал он только за счёт того, что входил в подписку Amazon Prime, которая также давала различные плюшки при покупке товаров в онлайн-магазине компании.
Последним крупным стриминговым сервисом, запустившимся в 00-е был Hulu. В России о нём мало слышно из-за того, что доступен сервис только в США, но у себя на родине это достаточно крупный игрок на рынке. Ещё бы, когда твой владелец Disney… Безусловно, в распоряжении Микки Мауса есть ещё множество различных стримингов на подобие Hystory+ или ESPN+, однако контент там представляет собой скорее набор записей прямых трансляций и является побочным эффектом телевизионного производства. Hulu же располагает несколькими сериалами, среди которых и проекты по комиксам Marvel, и огромным множеством ТВ-шоу, такими как Спойлер с Кевином Смитом. Забавно то, что Hulu это полная противоположность HBO в том смысле, что это изначально потоковый сервис, который через несколько лет (в 2017, если быть точным) обзавёлся собственным телеканалом. Тем не менее, запустился сервис в 2007 году и множество раз делился между различными конгломератами, в числе которых WarnerMedia, Facebook и Comcast. Его главой сразу же был назначен уже известный нам по истории Снайдерката Джейсон Килар. Сейчас на Hulu подписано более 41 миллиона человек, даже при том, что контент там не сказать, что очень притягивающий.
Следующие несколько лет все эти стриминговые сервисы сосуществовали и развивались параллельно. Резкие шаги вперёд случались редко и происходили только уже во второй половине 2010-х. Одним из таких стал триумф Ромы Альфонса Куарона на Оскаре-2019. Это первый фильм Netflix и стриминговых сервисов вообще, удостоенный номинации на Лучший фильм (это не говоря о двойной номинации на Лучший фильм на иностранном языке и Лучший фильм года, коей удостаивались до этого лишь пара фильмов). Другим прорывом стал сериал Пацаны от Amazon Prime. Благодаря им про этот сервис все резко вспомнили. Хоть в их распоряжении и были такие шоу как Гранд Тур и Человек в высоком замке, будем честны, вы когда-нибудь использовали хотя бы пробную подписку на Amazom Prime?
Последним крупным событием перед главным периодом для стримингов является прорыв Netflix в наградном сезоне 2019 — начало 2020 как в кино, так и в телевизионной сфере. 2020, в частности, стал первым годом, когда он обогнал HBO по количеству номинаций на премии Эмми.
Количество номинаций на Оскар также стремительно выросло. Из статистики Business Insider следует, что с 2016 по 2020 годы количество номинаций фильмов Netflix выросло с 2 до 24. Это при условии, что для того что бы быть номинированными, нужно иметь хотя бы ограниченный прокат.
Все мы застали мир в огне. Миллионы людей погибли или сильно пострадали, многие лишились своих работ, а тысячи бизнесов разорились. Пандемия коронавируса затронула каждого из нас. Однако это не мешает медиакорпорациям грести деньги лопатой. Увидев то как десятки, а то и сотни миллионов людей просто сидят дома, ничего не делая, ушлые ручонки маркетологов начали ехидно искать способы на этом заработать. Решение нашлось практически мгновенно — контент! 2020 год стал Ренессансом не только для стриминговых сервисов, но и для всех IT-компаний, в целом. Однако разбирать увеличивающуюся прибыль от продажи айфонов я сейчас не собираюсь.
Предлагаю разобрать хронологию влёта стриминговых сервисов в 2020 году. На самом деле, в самое удобное время запустился Disney+. Мало того, что сделал он это в самый успешный для кинематографа год за последнее десятилетие, так ещё и успел произвести сверхуспешный сериал Мандалорец, входящий во вселенную Звёздных войн. Запуск сервиса произошёл 12 ноября 2019 года, ровно за 2 месяца до начала всем известных событий. Сам же Disney+ представлял из себя библиотеку из ВСЕГО медиаконтента, находящегося в распоряжении конгломерата Disney. Чтобы вы понимали масштаб, о котором идёт речь, по этой ссылке будет схема со всеми владениями корпорации. Но вот небольшая часть того, что им принадлежало даже до покупки компании 21 Century Fox:
Как бы то ни было, люди побежали толпами скупать эти подписки, потому что, мало того, что они получали примерно ¾ своих предпочтений, так ещё и стоила подписка копеечные 8 долларов за минимальный пакет. Для сравнения, главный на тот момент их конкурент Netflix предлагал самую базовую подписку за 9 долларов, а контента предлагал хоть и не меньше, но качеством он уж точно уступал таким франшизам как Звёздные войны, Marvel, Люди-Икс и Чужой.
За 2 недели до него запустился очень неожиданный в сегодняшней подборке сервис. Это изначально не телеканал и не сервис доставки. Это… самая крупная корпорация в мире. Apple TV+ даже можно назвать исключением, потому что он не зависит от вложений инвесторов или рейтингов, ведь является скорее предатком к технике компании, хоть и представен на других платформах. Не смотря на выпуск пары неплохих сериалов типа Утреннего шоу с Дженнифер Энистон и Защищая Джейкоба с Крисом Эвансом, сервис пока не может всерьёз конкурировать с другими гигантами индустрии (хотя казалось бы).
Дальше начался тотальные международный локдаун. Люди сидели по своим домам и всё, что им оставалось, это смотреть телевизор или лазить в Интернете. Так что Netflix и Disney+ следующие 5 месяцев доминировали на поприще стриминговых сервисов. Огромное количество контента, демократическая цена и удобное время запуска позволили сервису мышиного дома всего за полгода набрать аудиторию в 60 миллионов пользователей только в Северной Америке и Европе. На данный момент его аудитория превышает уже 100 миллионов человек. В это же время Netflix только за первые 3 месяца пандемии увеличивает количество своих подписчиков на 15 млн. человек. На апрель 2021 его суммарная аудитория составляет и вовсе 206 млн. человек. Увидев такой невероятный успех, боссы других компаний впопыхах начали делать свои сервисы. И тут началось…
6 апреля запускается сервис Quibi, который пилили ещё с 2018 года. Собрав от инвесторов 1,75 млрд. зелёных, Джеффри Катценберг… Хотя, про него лучше отдельно. Итак, Джеффри Катценберг это бывший руководитель Disney, под руководством которого студия выпустила свои величайшие хиты (Русалочка, Король Лев, Красавица и Чудовище и т.д.). Он также сооснователь и СЕО студии DreamWorks, которую вы тоже наверняка знаете. Более того, этот мужик был кингсмейкером (серый кардинал в политике) Демократической партии США и одним из её самых крупных спонсоров. Теперь можно вернутся к истории сервиса. Итак, главный спонсор Демократической партии чудом находит почти 2 млрд. долларов на реализацию достаточно спорного сервиса по созданию короткометражных фильмов и сериалов для просмотра на телефоне. То есть это должен был быть аналог Карамбы ТВ или Спасибо, Ева!, но с большим бюджетом. Нет, звучит то это круто и перспективно, но только если вы 70-ти летний дед, который считает, что у всех зумеров клиповое мышление. Как бы то ни было, Quibi запускается и… Его судьбу мы оставим на десерт.
Следом, 15 апреля, в свет выходит фирменный стриминговый сервис конгломерата Comcast, владеющего телеканалами объединения CNBC. Чтобы было понятней, это им принадлежат такие сериалы как Бруклин 9-9 (только с 6 сезона) и франшиза WWE (рестлинг, если проще). Peacock, а именно так он называется, не сказать, что интересен из-за не очень разнообразной библиотеки и такого себе качества самих продуктов. Игнорировать его, однако, тоже нельзя, потому что подписано на него 42 миллиона человек, что делает его крупным звеном этой цепочки.
Следующий год у стриминговых сервисов дела идут в гору. Количество людей, сидящий дома растёт, а контента становится всё больше (до тех пор пока в запасе оставались уже отснятые фильмы и сериалы). Явный отрыв остаётся за Netflix, Disney+ и Amazon Prime (с оговоркой, что он включает в себя не только стриминговый сервис), у которых по 100 — 200 миллионов подписчиков. Остальные же терпят крушение. HBO MAX всеми силами пытается привлечь новую аудиторию, что даже анонсируют выход Снайдерката, а Peacock хоть и набирает 30 млн. подписчиков, но делает как-то слишком уж тихо. Хуже всего пришлось сервису Джеффри Катценберга. Спустя 6 месяцев существования Quibi подали на банкротство, а весь контент переместили на платформу производителя видеопроигрывателей Roku. Дальше дела начали идти на спад и у остальных. По статистике консалтингового агентства Deloitte более 60% клиентов стриминговых сервисов отменяют свои подписки после просмотра интересующих их проектов. Перемещаясь в настоящее время, можно наблюдать повышенный спрос на кинотеатры. Фильмы, на которые в обычное время никто бы не пошёл, собирают полные залы. Ярким примером этого является Конг против Годзиллы, который смог обогнать по сборам вторую часть Годзиллы, выходившую двумя годами ранее в более удобное время. И это при том, что КпГ выходил одновременно в сети и в кино. Эта ситуация показывает то, что в отношении решения выпустить фильм в таком виде ошибались и те, кто были за, и те, кто были против. Противники кинотеатров убедились в наличии спроса на них, а защитники кинотеатров выдохнули с облегчением, увидев, что люди всё равно шли на фильм именно в кинотеатр. Также это решение повлияло на руководство WarnerMedia, ведь теперь они приняли решение оставить смешанный прокат особенностью только 2021 года, обещая выпускать последующие фильмы только в кино. Так что на данный момент мы наблюдаем некое затишье на поприще кино, так как из-за пандемии съёмки множества проектов были сдвинуты.
Другой расклад более вероятный и исходя из него стриминги просто займут нишу инди-проектов. Кинотеатры также будут жить, но скорее в качестве парков аттракционов, куда люди будут ходить за очередными Мстителями или новыми частями Форсажа. Особенно заметно это стало после покупки Netflix‘ом прав на следующие 2 фильма франшизы Достать ножи, за которые они вывалили аж 440 млн. долларов. Просто напомню, что бюджет оригинальной картины был в 10 раз меньше. В общем, стриминговые сервисы станут пристанищем фестивального кино, сериалов и различных шоу, полностью заменив собой телевидение.
Подводя какой-то итог, могу сказать, что стриминговые сервисы были следствием научно-технического прогресса и продуктом, на который есть спрос. Сейчас они настолько развились, что сами могут диктовать тенденции рынка. Например, стандарты Netflix заставили компанию Arri, занимающуюся производством кинокамер, сделать новую модель с разрешением 4.5К, так как сервис был готов запретить использование их камер из-за слишком низкого разрешения. И этот пример далеко не последний. Хоть такое происходит и не часто и руководства стримингов принимают достаточно странные решения, можно сказать, что невидимая рука рынка в любом случае расставит всё на свои места. Пусть даже эти места пока нам не очевидны, а повлиять на их расстановку мы можем только своими купюрами, это всё равно будет очень и очень интересно. А до тех пор нам остаётся только сидеть и наблюдать.
Спасибо большое за прочтение. Если вам понравился материал, поделитесь им в соцсетях!