Стремиться значит навеки потерять покой не стремиться значит потерять себя
10 ГЛУБОКИХ ЦИТАТ ФИЛОСОФА СЁРЕНА КЬЕРКЕГОРА
Сёрен Кьеркегор — датский философ, основоположник экзистенциализма раздвигает стены моего сознания. Делюсь любимыми цитатами.
1. Стремиться вперед — значит потерять покой, оставаться на месте — значит потерять себя.
2. Наша жизнь представляет собой результат преобладающих в нас мыслей.
3. Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет.
4. Я не видел ничего потому, что слишком пристально смотрел.
5. Заблудившийся путник имеет по крайней мере надежду как-нибудь выбраться: местность перед ним меняется, и каждое новое изменение порождает новую надежду. Но человек, заблудившийся в самом себе, скоро замечает, что попал в какой-то круговорот, из которого нет выхода; мысли и чувства в нём мешаются, и он в отчаянии перестаёт, наконец, сам понимать себя.
6. Жизнь может быть понята только назад, но она должна быть прожита вперед.
(Жить нужно, глядя вперед, но понять ее можно, только оглянувшись назад.)
7. Истина существует только в той степени, в какой индивид сам ее производит.
8. Человек есть дух. Но что же такое дух? Это Я. Но тогда — что же такое Я? Я — это отношение, относящее себя к себе самому, — иначе говоря, оно находится в отношении внутренней ориентации такого отношения, то есть Я — это не отношение, но возвращение отношения к самому себе.
9.…Внутренний смысл — это как раз тот источник, из которого струится вечная жизнь.
10. Терпение необходимо, ибо человек не может сразу пожать то, что он посеял.
Цитаты Сёрена Обю Кьеркегора
. свобода — это волшебная лампа; когда человек трет ее с этической страстью, то для него возникает Бог.
Нам была дана заповедь: «Люби ближнего, как самого себя», — но если правильно понять эту заповедь, то можно прочесть в ней и обратное утверждение: «Ты обязан любить себя должным образом».
Женишься – будешь жалеть, и не женишься – будешь жалеть. Так что женись – не женись, жалеть будешь в любом случае. В любом случае все равно будешь жалеть. Посмеешься ли над глупостью этого мира – будешь жалеть, поплачешь ли над ней – тоже будешь жалеть. Так что плачь или смейся, жалеть будешь в любом случае. В любом случае все равно будешь жалеть. Повесишься – будешь жалеть, не повесишься – тоже будешь жалеть. Так что вешайся – не вешайся, жалеть будешь в любом случае. В любом случае все равно будешь жалеть. Вот, господа, в чем заключается жизненная мудрость… Заключается – не заключается, все равно будешь об этом жалеть.
Когда разрушается действительность, сам этот разрыв в целом гораздо более радикален, тут рвется каждый нерв, а разрыв, рассматриваемый именно как разрыв, уже содержит в себе некую завершенность; когда же разрушается возможность, минутная боль может быть не столь велика, однако такой разрыв очень часто оставляет в целости и неприкосновенности какую-нибудь тоненькую связку, которая становится затем постоянным проводником длящейся боли.
Пожар начался в театре за кулисами. Клоун вышел на сцену, чтобы предупредить зрителей об опасности. Они решили, что это шутка и начали аплодировать. Клоун с мольбой повторил предупреждение — в зале началась овация. Возможно и наш мир окончится так же: под аплодисменты зрителей, считающих, что это всего лишь шутка.
Наша жизнь представляет собой результат преобладающих в нас мыслей.
Сёрен Кьеркегор – цитаты
Цитаты из книг автора Сёрен Кьеркегор
Сёрен Обю Кьеркегор — датский философ, протестантский теолог и писатель.
Нет более прекрасного времени в жизни, чем самые первые дни любви, когда с каждой встречей, взглядом и надеждой что-то новое и радостное поселяется в твоей душе.
Стремиться вперед — значит потерять покой, оставаться на месте — значит потерять себя.
Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет.
Ничего не хочется. Ехать не хочется — слишком сильное движение: пешком идти не хочется — устанешь; лечь? — придется валяться попусту или снова вставать, а ни того, ни другого не хочется. Словом, ничего не хочется.
Лучший мой друг — эхо, а почему? — Потому, что я люблю свою грусть, а оно не отнимает её у меня. У меня лишь один поверенный — ночная тишина. Почему? — Потому что она нема.
Наша жизнь — это игра, правила которой нам неизвестны.
Жизнь может быть понята только назад, но она должна быть прожита вперед.
(Жить нужно, глядя вперед, но понять ее можно, только оглянувшись назад.)
Женишься – будешь жалеть, и не женишься – будешь жалеть. Так что женись – не женись, жалеть будешь в любом случае. В любом случае все равно будешь жалеть.
Посмеешься ли над глупостью этого мира – будешь жалеть, поплачешь ли над ней – тоже будешь жалеть. Так что плачь или смейся, жалеть будешь в любом случае. В любом случае все равно будешь жалеть.
Повесишься – будешь жалеть, не повесишься – тоже будешь жалеть. Так что вешайся – не вешайся, жалеть будешь в любом случае. В любом случае все равно будешь жалеть.
Вот, господа, в чем заключается жизненная мудрость… Заключается – не заключается, все равно будешь об этом жалеть.
Пинта музыки и рюмка Кьеркегора: экзистенциальная полемика Томаса Винтерберга
Почти год лента датского режиссера Томаса Винтерберга «Еще по одной» празднует успех: многочисленные награды, среди которых и недавний «Оскар», бесконечные рецензии и интервью с режиссером. Мария Невидимова рассказывает о концептуальном саундтреке ленты, превратившим алкодраму в философское высказывание.
«Только тот, кто осознал себя упавшим, может любить других и жизнь» — вольно цитируя Кьеркегора, отвечает выпускник старшей школы Себастьян на экзамене по философии. Так начинается эпилог ленты Томаса Винтерберга «Еще по одной». В сущности, вся она — это «ответ на билет» по Кьеркегору, и пока его эмпирическим постижением занимаются главные герои, ответ уже звучит за пределами рассказа, причем «звучит» в прямом смысле — в старинных датских песнях, поп-хитах, сочинениях Чайковского, Д.Скарлатти, Шуберта.
Лента «Еще по одной» признана «самой датской» среди тех фильмов Винтерберга, что предназначены на экспорт. С «датскостью» у режиссера принято связывать сюжеты, посвященные экзистенциальным экспериментам, общественным механизмам, взаимоотношениям отцов и детей — темам, к которым социально благополучная Дания неравнодушна. Национальный колорит придает им датский язык и бесконечные сумерки, спутники скандинавских стран.
И все же алкодрама Винтерберга по степени «датскости» даже превосходит остальные фильмы: «У нас вся страна спивается», — констатирует одна из героинь и не слишком преувеличивает проблему болезненных отношений датчан с алкоголем. Фабула разворачивается вокруг гипотезы Финна Скордеруда о недостатке в организме человека половины промилле, восполнив которую, возможно достичь нового качества жизни и ощущения полного счастья. Преподаватели школы Мартин, Николай, Томми и Петер, находясь в состоянии личного и профессионального кризиса, решают проверить эту гипотезу. Но, пустившись в эксперимент, они приходят к совершенно противоположным результатам: и к средне-положительному эффекту, и к проявлению витальности, граничащей с гениальностью, и к безысходности, приводящей к самоубийству.
Будучи достоянием настолько же всеобщим, насколько датским, философия Кьеркегора отчасти вывела ленту Винтерберга за рамки национального — к мировому признанию. «Еще по одной» считается вторым большим успехом режиссера после «Торжества»: в марте лента получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», и уже сейчас появляются новости о грядущем ремейке, спродюсированном компанией Леонардо Ди Каприо, который и сыграет главную роль.
Цитаты Кьеркегора пронизывают фильм; важнейшая появляется ровно посередине, разделяя сюжет на до и после, на взлет и падение героев: «Стремиться — означает навеки утратить покой, не стремиться — значит, навеки потерять себя». Для Кьеркегора стремление — это путь от отчаяния как вполне здорового, присущего homo sapiens состояния, к Выбору, который в некоторой степени является выходом из онтологической тщеты. Выбор делают и герои Винтерберга — коснувшись дна, каждый из них сам решает, выплывать или оставаться на глубине. При этом музыка отражает многообразие Выбора, полемичность экзистенции, воспетую Кьеркегором и опровергающую саму форму социального эксперимента как акта типирования.
Не случайно на пути к достижению искомого счастья мужчины собираются вместе и ставят пластинку с началом фа-минорной четырехручной Фантазии Шуберта. Ее песенная, но, безусловно, обманчивая простота сравнима с банальностью могильной плиты, возникшей в предметном мире только потому, что где-то за ней предполагается мир беспредметный. Внимание героев привлекает исполнитель фантазии — датский пианист Клаус Хеерфордт, игравший якобы в состоянии легкого подпития (на записи в саундтреке звучит все же оригинальная четырехручная версия). Сцена эта могла бы завершиться также, как и началась — восхищенным погружением героев в музыку, нетрезвое исполнение которой для них оказалось неотделимо от гениальности самой музыки. Но тут-то Винтерберг и начинает полемизировать: не останавливая звучания Фантазии, кадр за кадром он вкрапляет хроники с пьяными Брежневым, Меркель, Саркози, Борисом Джонсоном, Ельциным и др. Свинское поведение политиков контрастирует фантазии настолько же, насколько органично шла ей романтизированная идея о подвыпившем исполнителе и катарсические улыбки слушателей.
Подобным образом режиссер поступает и с симфонической фантазией Чайковского «Буря», к слову, не самым популярным и потому не самым очевидным для включения в саундтрек сочинением композитора. Согласно предпосланной программе, ее начало иллюстрируют морской пейзаж, еще спокойный, но уже «заряженный» ожиданием шторма; статика напряжения возникает и в учащающемся мерцании скрипок с валторнами. В таком же напряжении под звуки «Бури» Мартин буквально ходит по лезвию: рискует работой, оказываясь в учительской явно нетрезвым, вслед за чем разбивает стереотипы, проявляясь на уроке как талантливейший преподаватель. Камера при этом движется гораздо плавнее, чем в «трезвых» сценах, что Винтерберг в одном из интервью любопытно связал с «симфоничностью» ритма ленты.
Однажды Николай спрашивает Мартина: «Так ты хочешь вывести нас на уровень Чайковского?». В действительности же среди всех участников «на уровень Чайковского» вышел только Мартин, так что звучание «Бури» оправдано и в этом смысле. И если Мартин сделал Выбор, решив вовремя завершить эксперимент, то Петер свой Выбор осуществил в пользу уныния: все то же обманчиво спокойное море забрало его, пусть и «за кадром», что даже финал ленты сделало полемичным.
Саундтрек в «Еще по одной» воплощает идею многообразия и формально – будучи эклектичным. Наряду с Чайковским и Шубертом, звучит ре-минорная соната Скарлатти, датская популярная и национальная музыка. Выпускники школы распевают гимны Дании – один официальный, родом из XIX века («Эта прекрасная земля»), другой неофициальный («Дания, моя родина») – на стихи Андерсена и музыку Поуля Скиерберка. И совершенно очаровательные песни знаменитого шведского трубадура XVIII столетия Карла Бельмана не теряют застольной уместности в современном ресторане, где герои собираются перед началом эксперимента.
Наконец, главный «гимн» фильма – это, конечно же, песня What a life молодого датского трио Scarlet Pleasure. После успеха ленты трек стал настоящим гимном датских баров и тусовок, гимном выхода из пандемийного заточения, гимном, провозглашающим разнообразие жизни.
И снова хочется процитировать: «Только тот, кто осознал себя упавшим, может любить других и жизнь». Когда Себастьяна спросят, как он это понял, студент ответит: «Я тот упавший». Может быть, как и Винтерберг, трагически потерявший дочь незадолго до съемок? А, может быть, и нет. «Экзистенция – есть полемика».
Афоризмы
Следуй за своим вдохновением, и Вселенная откроет тебе двери там, где раньше были стены.
В каждой пещере, в которую ты боишься войти, скрыто то, что ты ищешь.
Джозеф Кэмпбелл
Бабочка совершенно забывает о том, что была гусеницей; возможно, она способна настолько полно забыть о том, что была бабочкой, что благодаря этому может стать рыбой.
Стремиться вперёд – значит, потерять покой, оставаться на месте – значит, потерять себя.
Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет.
Да, терпение – величайшая добродетель, и к тому же – rira bien, qui rira le dernier.
Сёрен Обю Кьеркегор
Чтобы достичь многого, мы должны не только действовать, но и мечтать; не только планировать, но и верить.
Сколько бы мы ни говорили о пустоте жизни, иногда достаточно лишь одного цветка, чтобы нас разубедить.
Существование было бы невыносимым, если бы мы никогда не мечтали.
Будущее укрыто даже от тех, кто его делает.
Лучше понять мало, чем понять плохо.
Анатоль Франс
Вы должны сами отвечать за себя. Нельзя изменить времена года, обстоятельства, направление ветра, но можно изменить самого себя.
Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху.
Если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на вас.
Вы должны уже сегодня относиться к себе как к человеку, добившемуся успеха.
Есть два взгляда на будущее. Один – с опаской, другой – с предвкушением.
Джим Рон
Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Чтобы преуспеть, нужно догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади.
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.
Достоинство стиля заключается в ясности.
Остроумен тот, кто шутит со вкусом.
Начало – это более чем половина всего.
Счастье на стороне того, кто доволен.
Познание начинается с удивления.
Аристотель
Если ты сделал что-то без труда, ты сделал это неправильно.
Дэн Браун
В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая.
Остановиться можно при подъеме, но не при падении.
Вернейший способ сдержать слово – не давать его.
Невозможность – слово из словаря глупцов.
Наполеон Бонапарт
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
Стремись не понять, что ты в состоянии верить, но поверить, что ты в состоянии понять.
Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.
Тот, кто добр – свободен, даже если он раб; тот, кто зол – раб, даже если он король.
Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.
Не произносите бесповоротных суждений!
Время врачует раны.
Аврелий Августин
В старые добрые времена книги писали писатели, а читали все; теперь же книги пишут все, но не читает никто.
Человек может поверить в невозможное, но никогда не поверит в неправдоподобное.
Тот, кто смотрит на дело с обеих сторон, обычно не видит ни одной из них.
Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми.
Опыт – это имя, которое каждый дает своим ошибкам.
Это ужасно тяжелая работа – ничего не делать.
Трудно избежать будущего.
Оскар Уайльд
Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа …
Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но тот, кто их не ищет, – не найдёт никогда!
Бюрократия – это гигантский механизм, приводимый в движение пигмеями.
Постоянный труд есть закон, как искусства, так и жизни.
Обстоятельства переменчивы, принципы – никогда.
Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти.
Оноре де Бальзак
Настоящий полиглот стартует с вершин языка собственного.
Леонид Сухоруков
Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.
Вольтер
Разница между языками столь велика, что одно и то же выражение кажется грубым в одном языке и возвышенным в другом.
Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках.
Д. Драйден
Для познания нравов любого народа старайся прежде всего изучить его язык.
Пифагор
Не зная других языков, никогда не поймешь молчания иностранцев.
С. Лец
Не говори всегда что знаешь, но знай всегда что говоришь.
Клавдий
Знание иностранного языка – это возможность заглянуть в другой мир.
Силован Рамишвили