Стратонавты это кто такие

Стратонавт

Стратонавты это кто такие. Смотреть фото Стратонавты это кто такие. Смотреть картинку Стратонавты это кто такие. Картинка про Стратонавты это кто такие. Фото Стратонавты это кто такие

Стратонавты это кто такие. Смотреть фото Стратонавты это кто такие. Смотреть картинку Стратонавты это кто такие. Картинка про Стратонавты это кто такие. Фото Стратонавты это кто такие

Стратонавт — человек, совершивший полет в стратосферу на стратостате.

Содержание

История покорения стратосферы

27 мая 1931 Огюст Пикар и Пауль Кипфер совершили первый в истории полёт на стратостате, достигнув высоты 15,785 км.

Советские стратонавты

Список стратонавтов

Примечания

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Стратонавт» в других словарях:

стратонавт — стратонавт … Орфографический словарь-справочник

СТРАТОНАВТ — (от стратосфера и греч. nautes мореплаватель) воздухоплаватель, совершающий полет в стратосферу … Большой Энциклопедический словарь

СТРАТОНАВТ — СТРАТОНАВТ, стратонавта, муж. (по образцу слова аэронавт, см.) (неол. авиац.). Пилот, специалист по полетам в стратосферу. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СТРАТОНАВТ — СТРАТОНАВТ, а, муж. Человек, к рый совершает полёт в стратосферу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Стратонавт — (от страто(сфера) и греческого nautes мореплаватель) лицо, совершающее полёт в стратосфере; устаревший термин. Употребителен термин «воздухоплаватель», обозначающий лиц, профессионально занимающихся полётами на аэростатах всех типов, в том числе… … Энциклопедия техники

стратонавт — сущ., кол во синонимов: 2 • воздухоплаватель (4) • стратоплаватель (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

стратонавт — а; м. [от лат. stratum настил, слой и греч. nautēs мореплаватель] Воздухоплаватель, совершающий полёт в стратосферу. * * * стратонавт (от стратосфера и греч. náutés мореплаватель), воздухоплаватель, совершающий полёт в стратосферу. * * *… … Энциклопедический словарь

Стратонавт — (от Стратосфера и греч. nautes мореплаватель) воздухоплаватель, совершающий полёты в стратосферу … Большая советская энциклопедия

Стратонавт — м. Тот, кто совершает полет на стратостате. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Гибель стратонавтов. Андрей Васенко

ru.wikipedia.org›Осоавиахим-1
«Осоавиахим-1» (или «ОАХ-1») — стратосферный аэростат, построенный в Советском Союзе. На этом стратостате в 1934 году был установлен рекорд высоты: «ОАХ-1» впервые в мире сумел достичь высоты 22 километра над уровнем моря.

30 января 1934 года советский стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22 км. Однако при спуске потерпел катастрофу. Стратостат «Осоавиахим-1» и все члены экипажа — Федосеенко, Васенко и Усыскин — погибли.

Стратостаты, специальные воздушные шары с герметически закрытой кабиной для экипажа, изобретенные бельгийским ученым Огюстом Пикаром, — были единственным средством до полётов в космос для достижения больших высот.
В 1930 году группа инженеров Ленинградского отделения Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) загорелась идеей построить новый стратостат для покорения рекордных высот. Но из-за отсутствия государственной поддержки и средств начали воплощать эту идею в жизнь только в конце 1932 года.

Главным конструктором назначили Васенко, начальником работ — инженера Чертовского. Проект стратостата неоднократно пересматривался. В июне 1934 года оболочка была доведена в объёме до 24940 кубометров. А уже в августе готовый стратостат осмотрела комиссия Гражданского воздушного флота под руководством Спасского и посчитала его годным к полёту, несмотря на то, что люк кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать.

Экипаж «Осоавиахима-1» составили трое стратонавтов Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин. «Граждане стратосферы», «красноармейцы воздуха», «революционеры науки», «триумфаторы неба» — так называли их в газетах.

Скорость снижения стратостата с 12 км до земли около 15 м в секунду. На высоте 1500-2000 м, по заключению специальной комиссии, стропы аэростата оборвались, не выдержав динамической перегрузки. Гондола отделяется от оболочки и, всё убыстряя движение, начинает падать на землю. Выбраться через люк наружу и воспользоваться парашютами уже невозможно.

Экипаж в период снижения в течение девяти с половиной минут находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о приборы. По мнению комиссии, «начало катастрофы должно быть отнесено к высоте, превышающей 8 километров, поскольку в противном случае пилоты имели бы возможность открыть люк или хотя бы разбить стёкла иллюминаторов и выбросить балласт, бутылки кислорода и другие предметы внутренней аппаратуры гондолы и пытаться спастись на парашютах». В 16.23 (или двумя минутами раньше) стратостат ударился о землю. «Осоавиахим-1» упал в 470 километрах от места старта, у самой околицы мордовской деревни Потиж-Острог Инсарского района.

Гондола стратостата смялась от страшного удара о землю. Оторвавшуюся ещё в воздухе оболочку отнесло на несколько километров в сторону. Все приборы, находившиеся в гондоле, разбились. На месте катастрофы обнаружили погнутые карманные часы — стрелки остановились на 16.23. Местное население, проявив инициативу,сломало люк гондолы, вытащило наружу останки людей, разбитые приборы. Улетевшую оболочку стратостата растащили по частям окрестные крестьяне. 1 февраля 1934 года комиссия по расследованию причин катастрофы стратостата докладывала в Москву «Трупы совершенно исковерканы. Больше всего изуродован Федосеенко, череп которого собрать не удалось.

Подробный анализ трупов приводит к заключению, что команда погибла не от удушья или от других причин, а от сильного удара гондолы о землю.
Отсутствие на участниках команды парашютов, закрытый люк и ряд других фактов указывают, что несчастье произошло для команды внезапно и застигло её врасплох. Катастрофа произошла так молниеносно и неожиданно, что команда не успела сделать самого элементарного, т.е. открыть люк. Трупы приведены в порядок, собраны по частям, уложены в гробы и доставлены на станцию Кодоскино, где и погружены в вагон. » В записке И.В. Сталину нарком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов отмечает, что причиной гибели стратостата стало стремление экипажа «поставить мировой сверхрекорд, не считаясь с техническими возможностями стратостата и условиями полёта». Основной вывод комиссии: полёт обеспечен до высоты 19500 м.

Подъём на высоту 20500 м при всей напряжённости не создавал угрозы аварии; подъём до 22000 м неизбежно вел к фатальному исходу. В блокноте Васенко есть запись, по времени относящаяся к 15.00, следующего содержания «Федосеенко распутывает клапанную верёвку, запутавшуюся в метереографе». Комиссия предположила Федосеенко не удалось распутать верёвку, и он не заметил, что она осталась в натянутом положении. Вследствие этого клапан оболочки продолжал оставаться открытым, газ выходил, и по мере увеличения его выхода оболочка утрачивала подъёмную силу, и вся система стремительно пошла вниз. При быстром падении стратостата материя оболочки затормаживала спуск и создавала увеличенную нагрузку на стропы; когда она дошла до предела, стропы, не выдержав, лопнули. В 1935 году в книге «Полёты в стратосферу» профессор-метеоролог, директор Аэрологического института Главной геофизической обсерватории П.А. Молчанов ещё раз возвращается к причинам катастрофы «Осоавиахима-1». По его мнению, стратостат развил при спуске столь большую скорость по той причине, что стратонавты долго держались на достигнутой ими высоте, где «нагревающее действие солнечных лучей оказывается очень большим. оболочка шара и заключённый в ней водород перегрелся до 8 градусов выше нуля, и газ расширился и частично вышел из оболочки». Когда стратостат пошёл на снижение — а для этого понадобилось стравить ещё часть газа, — газ начал охлаждаться. «Чем больше сжимался газ, тем меньше становилась подъёмная сила аэростата. Наконец гондола, тянувшая стратостат вниз, развила очень большую скорость». Крепления гондолы к оболочке не выдержали возникших перегрузок и оборвались. XVII съезд партии почтил вставанием память отважных воздухоплавателей; его делегаты в полном составе присутствовали на похоронах у Кремлёвской стены. Все члены экипажа посмертно награждены орденом Ленина.

Васенко Андрей Богданович

Сын петербургского инженера, выпускник царскосельской гимназии.

В 1918 году вступил добровольцем в Красную Армию. Беспартийный. В 1922—1927 годах учился в Ленинградском институте путей сообщения на факультете воздушного транспорта; одновременно работал в Павловской аэрологической обсерватории. Преподавал аэрологию в Ленинградском институте путей сообщения. Вёл научно-исследовательские работы по аэрофотосъёмке.

Конструктор стратостата «Осоавиахим-1». Участник полёта на нём 30 января 1934 (совместно с И. Д. Усыскиным и П. Ф. Федосеенко), когда была достигнута высота 22000 м. При спуске оболочка стратостата разрушилась, экипаж погиб.

Урна с прахом Васенко находится в Кремлёвской стене.
Награды

Награждён орденом Ленина (посмертно).

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

3 4 22 28 42 53 68 69 83 88 105 111 121 123 138 142 147 148 162 177 180 190 214
В А С Е Н К О А Н Д Р Е Й Б О Г Д А Н О В И Ч
214 211 210 192 186 172 161 146 145 131 126 109 103 93 91 76 72 67 66 52 37 34 24

1 15 20 37 43 53 55 70 74 79 80 94 109 112 122 146 149 150 168 174 188 199 214
А Н Д Р Е Й Б О Г Д А Н О В И Ч В А С Е Н К О
214 213 199 194 177 171 161 159 144 140 135 134 120 105 102 92 68 65 64 46 40 26 15

ВАСЕНКО АНДРЕЙ БОГДАНОВИЧ = 214.

214 = 138-КИСЛОРОДНОЕ + 76-ГОЛОДАНИ(е).

«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

В(незапная) (кат)АС(трофа) + (пад)ЕН(ие) + КО(нец) + (внез)А(п)Н(ое) (па)Д(ение) + (кисло)Р(одное) (голодани)Е + (умерши)Й + Б(ез) (кислор)О(да) Г(оло)ДАН(ие) (кр)ОВИ + (кон)Ч(ина)

142 = КИСЛОРОДНОЕ Г(олодание)
_______________________________
76 = (кисло)РОДНОЕ Г(олодание)

142 = КИСЛОРОДНОЕ Г(олодание)
_______________________________
76 = ГОЛОДАНИ(е)

138 = КИСЛОРОДНОЕ (голодание)
_______________________________
91 = (кисло)РОДНОЕ ГО(лодание)

Кислородное голодание крови симптомы | Лечение.
doctor-serdce.ru›kislorodnoe-golodanie-krovi…
Кислородное голодание крови симптомы. При недостаточном поступлении кислорода в головной мозга развивается гипоксия.

Нехватка кислорода в крови: симптомы и лечение.
apkhleb.ru›krov/nedostatok-kisloroda
Дефицит молекул О в крови, неизменно, приводит к кислородному голоданию всех органов и систем.

Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 115-ТРИДЦАТОЕ + 99-ЯНВАРЯ = 214-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ).

19 36 46 51 74 75 94 109 115 147 161 164 165 182 214
Т Р И Д Ц А Т О Е Я Н В А Р Я
214 195 178 168 163 140 139 120 105 99 67 53 50 49 32

«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

(сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (ос)Т(ановлен)О (дыхани)Е + (задыхаетс)Я + Н(ех)ВА(тка) (кисло)Р(одна)Я

Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

68 = 42-ПАДЕН(ие) + 26-КО(нец)
______________________________
161 = ТРИДЦАТОЕ ЯН(варя)

68 = 42-ПАДЕН(ие) + 26-КО(нец)
_________________________________
161 = (г)ОЛОДАНИЕ КИСЛОР(одное)

Код полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 123-ТРИДЦАТЬ + 100-ЧЕТЫРЕ = 223.

19 36 46 51 74 75 94 123 147 153 172 200 217 223
Т Р И Д Ц А Т Ь Ч Е Т Ы Р Е
223 204 187 177 172 149 148 129 100 76 70 51 23 6

«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

(сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (не)ЧЕ(м) (дыша)Т(ь) + (д)Ы(хание) (п)РЕ(рвано)

Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

53 = (зады)ХАНИЕ; (ум)ИРАЕТ
_____________________________
172 = ТРИДЦАТЬ ЧЕТ(ыре)

53 = (кисл)ОРОДА
_________________________
172 = ЛИШЁН КИСЛОРОДА

Источник

Новое в блогах

Стратонавты это кто такие. Смотреть фото Стратонавты это кто такие. Смотреть картинку Стратонавты это кто такие. Картинка про Стратонавты это кто такие. Фото Стратонавты это кто такие

Стратонавты — предшественники героев

Полету в космос предшествовала огромная работа нескольких поколений ученых и инженеров, имена которых ныне незаслуженно забыты

Полету в космос предшествовала огромная работа нескольких поколений ученых и инженеров, имена которых ныне незаслуженно забыты

— 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос. В современной России этот праздник превратился в культовый, а сам полет Гагарина стал зримым доказательством совершенства советской науки и техники. Но нечасто вспоминают, что полету в космос предшествовала огромная работа нескольких поколений ученых и инженеров, имена многих из которых ныне незаслуженно забыты, не просто потому, что мы нелюбопытны к своему прошлому, но и потому, что многие факты и из этой области прошлого свидетельствуют не только о таланте и мужестве русского человека, но и о глупости, безответственности, а порой — и крайней жестокости режима, для которого высокие достижения науки и техники становились средствами для примитивного самоутверждения и самовосхваления, часто любой (а на самом деле, известно какой) ценой. И больно думать, сколь многого смогла бы добиться наша наука и техника, если бы не было сковывавшего и корежившего их большевицкого режима. Как бы расцвели таланты тех, кто окончил университеты накануне Великой войны, как бы блестяще проявили себя их ученики, если бы не пришлось им вместо плодотворной работы в родных университетах зарабатывать тяжким трудом на горький хлеб чужбины, или окончить свою жизнь в самом цветущем возрасте у расстрельной стенки, или постепенно угаснуть в ГУЛАГе…

Русские судьбы… О нескольких из них, связанных с развитием стратонавтики, рассказывает доктор технических наук профессор Дмитрий Михайлович КАЛИХМАН.

Феликс Баумгартнер выскакивает из капсулы в течение последнего пилотируемого полета на Red Bull Stratos в Розуэлле, Нью-Мексико, США, 14 октября 2012

Космонавтику привело в жизнь развитие как минимум трех основных направлений в науке и технике: авиации, стратонавтики и ракетостроения. И если о развитии отечественной авиации и ракетостроения написано достаточно много, то о стратонавтике подобного сказать нельзя. Долгое время эта тема была нежелательной для обсуждения.

История этих, действительно самоотверженных и героических, полетов такова. 27 мая 1931 года мир взорвала сенсация. Швейцарский профессор Огюст Пикар вместе с Паулем Кипфером на воздушном шаре, названном стратостатом, поднялись на высоту15 785 метров. Пикар покорил нижние слои стратосферы, до того времени недоступные для человека. Мир воспринял это событие как прорыв и первый шаг человека во вселенную.

19 января 1932 года в Москве председатель Гидрометеорологического комитета РСФСР Николай Николаевич Сперанский (1886—1951) созвал первое заседание по изучению стратосферы. С докладом выступил русский ученый-метеоролог, доктор физико-математических наук, профессор Виткевич (1888—1970), сформулировавший основные задачи по изучению стратосферы и возглавивший образованную на этом заседании комиссию по ее изучению.

Работу по созданию стратостата возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Георгий Алексеевич Прокофьев, а конструкцию гондолы разработал авиаконструктор Чижевский (1899—1972).

Создатели стратостата были профессионалами высокого класса, и практически все получили прекрасное образование в дореволюционной России. Даже Н.Н. Сперанский, будучи партийным функционером, имел два высших образования: в 1909 году он окончил естественный факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1913 году доучивался на метеорологическом факультете Московского сельскохозяйственного института. Витольд Игнатьевич Виткевич в 1910 году окончил физико-математический факультет Московского университета, где стал доктором наук и профессором. Владимир Антонович Чижевский в 1926 году окончил Военно-воздушную академию и с 1928 по 1931 год работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, позже стал главным конструктором Смоленского авиационного завода.

Пока в СССР шли работы по созданию стратостата, Огюст Пикар 18 августа 1932 года вместе с Максом Козинсом совершает второй полет, достигнув высоты16 200 метров, а весь мир переживал так называемый «стратосферный бум»: высказывались самые смелые и дерзкие предложения о полетах не только в стратосферу, но и в космос.

30 сентября 1933 года в 8 часов 30 минут стратостат «СССР-1» поднялся в воздух и через 4 часа достиг высоты19 300 метров, побив более чем на3000 метроврекорд Пикара. Приземлилась гондола невдалеке от Коломны. Имена командира экипажа Георгия Прокофьева, стратонавтов Эрнста Бирнбаума и Константина Годунова, инженера, сконструировавшего оболочку стратостата, узнала вся страна. Пресса назвала их «красноармейцами неба» и «гражданами стратосферы». Члены экипажа были опытными воздухоплавателями, так что не только отвага, но и высокий профессионализм стали гарантами успеха.

Этот рекорд был первым рекордом, установленным СССР в небе. Однако стратостат «СССР-1» был не единственным. Ленинград решил не отставать от столицы и изготовить аналогичный стратостат силами самого города. Для этого была издана брошюра под названием «В стратосферу», ценою 1 рубль, что по тем временам было немало, и тираж ее разошелся за один день. Ленинград строил свой «ОСОАВИАХИМ» «всем миром», но денег на завершение работ не хватало, поэтому сконструирован он был хуже, нежели «СССР-1». В частности, В.А. Чижевский, создавший гондолу стратостата «СССР-1», предусмотрел оптимальную конструкцию для экстренного ее покидания: при повороте штурвала люки открывались, и стратонавты могли спастись при помощи парашютов. В ленинградском стратостате для покидания гондолы необходимо было откручивать 12 болтов, расположенных по периметру люка.

Из 11 претендентов на полет были отобраны трое: командир экипажа — Павел Федорович Федосеенко (1898—1934), бывший очень опытным пилотом, в годы Гражданской войны командовавший воздухоплавательным отрядом; и бортинженер Андрей Богданович Васенко (1899—1934) — специалист по конструированию дирижаблей и аэрофотосъемке, спроектировавший стратостат «ОСОАВИАХИМ»; третьим был 23-летний ученый-физик Илья Давыдович Усыскин, о котором еще в студенческие годы говорили как об одной из главных надежд советской физической науки. Илья Усыскин в 20 лет опубликовал работу по исследованию атомного ядра, высоко оцененную академиком Иоффе и ведущими физиками-ядерщиками Европы. Именно Иоффе порекомендовал Илье войти в состав экипажа с целью изучения природы космических лучей, для чего молодой ученый усовершенствовал камеру Вильсона.

15 сентября 1933 года «ОСОАВИАХИМ-1» был доставлен в Москву, но полет стратостата неожиданно отменили.

В январе 1934 года в Москве начал работу XVII съезд ВКП(б), которому вся страна должна была салютовать победами. Тогда-то и вспомнили о так и не совершенном полете стратостата. 9 января 1934 года нарком обороны К.Е. Ворошилов в секретном письме Сталину сообщил, что «ОСОАВИАХИМ-1» начинают готовить к запуску в секретном порядке без предварительных сообщений в печати для установления нового мирового рекорда. Подготовка происходила в спешке, чтобы во что бы то ни стало осуществить полет во время работы съезда. Никого не смутило, что в стратосферу нужно будет подниматься зимой в тяжелых погодных условиях, хотя командир экипажа Павел Федосеенко неоднократно предупреждал руководство об авантюрности принимаемых решений. Для подготовки к полету у экипажа «ОСОАВИАХИМА» было всего несколько суток, тогда как объем предполагаемых опытов — просто огромен: предстояло получить новые сведения о физическом состоянии верхних слоев атмосферы, химическом составе воздуха, природе космических лучей, интенсивности космического излучения, величине напряженности магнитного поля Земли в стратосфере. Для экспериментов стратостат оснастили 34 приборами, причем кроме физических исследований необходимо было произвести и биологические.

Старт стратостата «ОСОАВИАХИМ-1» состоялся 30 января 1934 года на Кунцевском аэродроме. На летное поле съехались высшие военные чины, а все подходы и подъезды были перекрыты охраной. На уникальных документальных кадрах видно, как Павел Федосеенко берет из рук жены узелок с теплыми вещами, а Илья Усыскин неуклюже карабкается по корпусу гондолы стратостата в обычной кепке и сковывающем его движения демисезонном пальто. Ни о каком спецоборудовании и спецодежде организаторы полета даже не подумали.

К 11 часам 49 минутам московского времени стратостат достиг высоты 20 600 метрови передал на Землю сообщение: «С рекордной высоты 20 600 метров передаем пламенный привет XVII съезду ВКП(б) и вождю пролетариата товарищу Сталину. Подъем продолжаем». В следующий оговоренный час на командном пункте не услышали нового ожидаемого сообщения, но тревоги не было: все подумали, что стратостат отнесло слишком далеко боковым ветром.

Но стратонавты больше не вышли на связь. Стало ясно, что на борту стратостата случилось нечто чрезвычайное. Начались поиски гондолы с экипажем. К вечеру стало ясно, что, скорее всего, стратостат погиб, а между тем по недоразумению в эфир уже вышло сообщение о достижении стратостатом нового мирового рекорда —20 600 метров. К исходу 30 января в500 километрахот Москвы, невдалеке от Саранска, была найдена искореженная гондола стратостата с погибшими членами экипажа. При изучении бортового журнала стало ясно, что стратонавты достигли высоты 22 000 метров, когда случилась трагедия. Проститься с героями пришла вся Москва, их гибель нашла отклик не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Стратонавтов похоронили с почестями в Кремлевской стене и посмертно наградили орденами Ленина.

По оценкам специалистов, для стратостата «ОСОАВИАХИМ-1» предельно допустимой являлась высота21 000 метров. Подниматься «до тех пор, пока не остановишься», командиру экипажа Павлу Федосеенко приказали партийные чиновники, инструктировавшие его перед полетом. На высоте22 000 метровстратостат прекратил подъем и завис, водород в оболочке начал разогреваться под лучами солнца, и часть газа была автоматически сброшена через клапан. Но «ОСОАВИАХИМ» тем не менее не снижался. Тогда экипаж принял решение — сбросить часть газа. Это был роковой поступок. Стратостат начал спуск, но уже наступила ночь. Газ в оболочке охладился, объем его уменьшился, и скорость спуска резко возросла. Оболочка не была рассчитана на такие скорости — и лопнула. Гондола камнем устремилась к земле, а винты люка стратонавты открутить не успели. Константин Эдуардович Циолковский, анализируя основную причину катастрофы, отметил, что она произошла на 90% из-за погони за рекордом.

В последующие годы советских стратонавтов преследовал злой рок. В 1934 году на старте сгорел стратостат «СССР-2».

26 июня 1935 года завершился аварией полет стратостата «СССР-1бис» с экипажем в составе К.Я. Зилле, Ю.Г. Прилуцкого и А.Б. Вериго. После выполнения научной программы, в начале снижения, выяснилось, что оболочка баллона повреждена. Как только появилась возможность безопасно открыть люк, Прилуцкий и Вериго с высоты около10 000 метроввыпрыгнули с парашютом, а Зилле удалось благополучно посадить облегченную гондолу.

В 1937-м, едва оторвавшись от земли, рухнул суперстратостат «СССР-3», объем оболочки которого превышал объем оболочки «ОСОАВИАХИМА» в 7 раз. На нем хотели покорить высоту30 километров.

18 июля 1938 года в центре Донецка на территории Центрального парка культуры и отдыха опустился стратостат «ВВА-1», в гондоле которого находилось 4 мертвых стратонавта: Яков Григорьевич Украинский, Серафим Константинович Кучумов, Петр Михайлович Батенко и Давид Евсеевич Столбун. Они испытывали работу кислородных аппаратов на больших высотах, но в лаборатории по ошибке им закачали повышенную смесь углекислого газа.

Главной причиной неудачи полетов следует считать истерическую предполетную гонку под давлением партийных функционеров, штурмовщину, сопровождавшуюся угрозами репрессий, и неуважение к мнению специалистов.

Таким образом, из целой серии полетов стратостатов удачным оказался лишь полет «СССР-1». Погибшим стратонавтам были установлены памятники, выпускались марки с их портретами, однако время шло, и советское руководство поспешило забыть о неудачных полетах в стратосферу, а отсчет космической эры начало с чистого листа: с полета Юрия Гагарина в 1961 году. Имена стратонавтов медленно, но верно вычеркивались из истории покорения человеком космического пространства. Так, например, имена погибших членов экипажей стратостатов «СССР-2» и «СССР-3» практически не упоминались в доступных справочных изданиях, да и о тех, кому установлены памятники, ныне мало кто помнит.

Между тем в США никогда не отрывали историю развития авиации, стратонавтики и космонавтики друг от друга: американские космические корабли зачастую носили имена стратостатов 1930-х годов, а стратостаты, в свою очередь, — имена первых самолетов начала XX века.

В СССР такая постановка вопроса была идеологически невозможной: в небо русские летчики поднялись в 1909 году, т.е. при царском режиме, многие из них сражались в Белых армиях, погибли в боях или ушли в эмиграцию, а полеты в стратосферу в большинстве своем закончились трагически и не вписывались в лакированную схему «социалистического строительства».

Судьба швейцарского стратонавта Огюста Пикара сложилась более счастливо, чем у его советских последователей. Он участвовал в 27 полетах на стратостатах и достиг высоты 23 000 метров. После Второй мировой войны Огюст Пикар и его сын Жак увлеклись созданием батискафов. Ими был создан знаменитый аппарат «Триест», на котором Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш 23 января 1960 года совершили погружение на дно Марианской впадины на глубину10 916 метров. Огюст Пикар скончался в Лозанне в 1962 году в возрасте 78 лет. Он был похоронен с почестями, а его гроб был накрыт швейцарским флагом, побывавшим на дне Марианской впадины.

Свое продолжение полеты в стратосферу нашли в 1960-е годы. 16 февраля 1960 года американский стратонавт Джон Киттингер после ряда установленных рекордов достиг высоты31 333 метраи совершил с нее прыжок с парашютом, пролетев на стабилизирующем куполе25 816 метров.

В СССР в рамках программы подготовки космонавтов 1 ноября 1962 года в районе г. Вольска Саратовской области были выполнены парашютные прыжки со стратостата «Волга», поднявшегося на высоту25 428 м. Прыжок из глубин стратосферы осуществили парашютисты-испытатели Евгений Николаевич Андреев и Петр Иванович Долгов. Андреев должен был первым катапультироваться и, пролетев в свободном падении24 500 метров, раскрыть парашют. Задача Долгова была более опасной и сложной: он должен был на предельной высоте покинуть стратостат, немедленно раскрыв парашют, и спускаться под его куполом в разреженных слоях стратосферы вплоть до земли. Евгений Андреев, катапультировавшись, после 4 минут 30 секунд свободного падения успешно выполнил задачу. Петр Долгов через минуту начал отделяться от стратостата. Однако при расчете прыжка не учли разреженность воздуха в стратосфере: на высоте28 640 метровкабина стратостата продолжала раскачиваться от отдачи при катапультировании Андреева, и Долгов случайно ударился остеклением шлема высотного компенсационного костюма об острый болтик крепления трубопровода на стратостате. Произошла разгерметизация костюма, и отважный испытатель моментально скончался. Парашютная система сработала нормально, но Петр Долгов приземлился уже мертвым. За этот выдающийся прыжок испытателям были присвоены звания Героев Советского Союза.

Максимальной высоты подъема в стратосферу на высоту37 643 метрадостиг 2 февраля 1966 года американский стратонавт Н. Пиантанида, пытавшийся побить и рекорды Киттингера и Андреева в прыжках с парашютом, однако ему удалось установить лишь рекорд высоты. Побил рекорды Киттингера и Андреева только австрийский парашютист Феликс Баумгартнер: 14 октября 2012 года он совершил успешный парашютный прыжок из стратосферы с высоты38 969,4 метра. Парашютист благополучно приземлился в окрестностях города Розуэлл (штат Нью-Мексико). Но рекорд Евгения Андреева по времени нахождения в свободном падении тем не менее устоял.

22 февраля 2013 года ФАИ (Международная авиационная федерация) ратифицировала три официальных мировых рекорда: высота прыжка38 969,4 м, расстояние в свободном падении36 402,6 ми скорость падения1357 км/ч.

И это не просто рекорды ради рекордов: стратонавтика, несмотря на трагическое завершение очень многих экспериментов в нашей стране, сыграла огромную роль в подготовке космических полетов, в том числе и на самых последних этапах.

Об авторе

Дмитрий Михайлович КАЛИХМАН родился в 1963 году. В 1985-м окончил Саратовский политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика». С 1987 года работает в филиале ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина» в Саратове. Начальник научно-технического отдела. Ведущий специалист в области разработки блоков командных навигационных приборов для систем управления космическими аппаратами типа «Союз-ТМА» и «Прогресс-М». Доктор технических наук, профессор Саратовского государственного технического университета. Автор более 80 научных работ, в т.ч. двух монографий, и 20 изобретений. Действительный член Академии навигации и управления движением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *