Стратонавты это кто такие
Стратонавт
Стратонавт — человек, совершивший полет в стратосферу на стратостате.
Содержание
История покорения стратосферы
27 мая 1931 Огюст Пикар и Пауль Кипфер совершили первый в истории полёт на стратостате, достигнув высоты 15,785 км.
Советские стратонавты
Список стратонавтов
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Стратонавт» в других словарях:
стратонавт — стратонавт … Орфографический словарь-справочник
СТРАТОНАВТ — (от стратосфера и греч. nautes мореплаватель) воздухоплаватель, совершающий полет в стратосферу … Большой Энциклопедический словарь
СТРАТОНАВТ — СТРАТОНАВТ, стратонавта, муж. (по образцу слова аэронавт, см.) (неол. авиац.). Пилот, специалист по полетам в стратосферу. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СТРАТОНАВТ — СТРАТОНАВТ, а, муж. Человек, к рый совершает полёт в стратосферу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Стратонавт — (от страто(сфера) и греческого nautes мореплаватель) лицо, совершающее полёт в стратосфере; устаревший термин. Употребителен термин «воздухоплаватель», обозначающий лиц, профессионально занимающихся полётами на аэростатах всех типов, в том числе… … Энциклопедия техники
стратонавт — сущ., кол во синонимов: 2 • воздухоплаватель (4) • стратоплаватель (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
стратонавт — а; м. [от лат. stratum настил, слой и греч. nautēs мореплаватель] Воздухоплаватель, совершающий полёт в стратосферу. * * * стратонавт (от стратосфера и греч. náutés мореплаватель), воздухоплаватель, совершающий полёт в стратосферу. * * *… … Энциклопедический словарь
Стратонавт — (от Стратосфера и греч. nautes мореплаватель) воздухоплаватель, совершающий полёты в стратосферу … Большая советская энциклопедия
Стратонавт — м. Тот, кто совершает полет на стратостате. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Гибель стратонавтов. Андрей Васенко
ru.wikipedia.org›Осоавиахим-1
«Осоавиахим-1» (или «ОАХ-1») — стратосферный аэростат, построенный в Советском Союзе. На этом стратостате в 1934 году был установлен рекорд высоты: «ОАХ-1» впервые в мире сумел достичь высоты 22 километра над уровнем моря.
30 января 1934 года советский стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22 км. Однако при спуске потерпел катастрофу. Стратостат «Осоавиахим-1» и все члены экипажа — Федосеенко, Васенко и Усыскин — погибли.
Стратостаты, специальные воздушные шары с герметически закрытой кабиной для экипажа, изобретенные бельгийским ученым Огюстом Пикаром, — были единственным средством до полётов в космос для достижения больших высот.
В 1930 году группа инженеров Ленинградского отделения Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) загорелась идеей построить новый стратостат для покорения рекордных высот. Но из-за отсутствия государственной поддержки и средств начали воплощать эту идею в жизнь только в конце 1932 года.
Главным конструктором назначили Васенко, начальником работ — инженера Чертовского. Проект стратостата неоднократно пересматривался. В июне 1934 года оболочка была доведена в объёме до 24940 кубометров. А уже в августе готовый стратостат осмотрела комиссия Гражданского воздушного флота под руководством Спасского и посчитала его годным к полёту, несмотря на то, что люк кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать.
Экипаж «Осоавиахима-1» составили трое стратонавтов Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин. «Граждане стратосферы», «красноармейцы воздуха», «революционеры науки», «триумфаторы неба» — так называли их в газетах.
Скорость снижения стратостата с 12 км до земли около 15 м в секунду. На высоте 1500-2000 м, по заключению специальной комиссии, стропы аэростата оборвались, не выдержав динамической перегрузки. Гондола отделяется от оболочки и, всё убыстряя движение, начинает падать на землю. Выбраться через люк наружу и воспользоваться парашютами уже невозможно.
Экипаж в период снижения в течение девяти с половиной минут находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о приборы. По мнению комиссии, «начало катастрофы должно быть отнесено к высоте, превышающей 8 километров, поскольку в противном случае пилоты имели бы возможность открыть люк или хотя бы разбить стёкла иллюминаторов и выбросить балласт, бутылки кислорода и другие предметы внутренней аппаратуры гондолы и пытаться спастись на парашютах». В 16.23 (или двумя минутами раньше) стратостат ударился о землю. «Осоавиахим-1» упал в 470 километрах от места старта, у самой околицы мордовской деревни Потиж-Острог Инсарского района.
Гондола стратостата смялась от страшного удара о землю. Оторвавшуюся ещё в воздухе оболочку отнесло на несколько километров в сторону. Все приборы, находившиеся в гондоле, разбились. На месте катастрофы обнаружили погнутые карманные часы — стрелки остановились на 16.23. Местное население, проявив инициативу,сломало люк гондолы, вытащило наружу останки людей, разбитые приборы. Улетевшую оболочку стратостата растащили по частям окрестные крестьяне. 1 февраля 1934 года комиссия по расследованию причин катастрофы стратостата докладывала в Москву «Трупы совершенно исковерканы. Больше всего изуродован Федосеенко, череп которого собрать не удалось.
Подробный анализ трупов приводит к заключению, что команда погибла не от удушья или от других причин, а от сильного удара гондолы о землю.
Отсутствие на участниках команды парашютов, закрытый люк и ряд других фактов указывают, что несчастье произошло для команды внезапно и застигло её врасплох. Катастрофа произошла так молниеносно и неожиданно, что команда не успела сделать самого элементарного, т.е. открыть люк. Трупы приведены в порядок, собраны по частям, уложены в гробы и доставлены на станцию Кодоскино, где и погружены в вагон. » В записке И.В. Сталину нарком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов отмечает, что причиной гибели стратостата стало стремление экипажа «поставить мировой сверхрекорд, не считаясь с техническими возможностями стратостата и условиями полёта». Основной вывод комиссии: полёт обеспечен до высоты 19500 м.
Подъём на высоту 20500 м при всей напряжённости не создавал угрозы аварии; подъём до 22000 м неизбежно вел к фатальному исходу. В блокноте Васенко есть запись, по времени относящаяся к 15.00, следующего содержания «Федосеенко распутывает клапанную верёвку, запутавшуюся в метереографе». Комиссия предположила Федосеенко не удалось распутать верёвку, и он не заметил, что она осталась в натянутом положении. Вследствие этого клапан оболочки продолжал оставаться открытым, газ выходил, и по мере увеличения его выхода оболочка утрачивала подъёмную силу, и вся система стремительно пошла вниз. При быстром падении стратостата материя оболочки затормаживала спуск и создавала увеличенную нагрузку на стропы; когда она дошла до предела, стропы, не выдержав, лопнули. В 1935 году в книге «Полёты в стратосферу» профессор-метеоролог, директор Аэрологического института Главной геофизической обсерватории П.А. Молчанов ещё раз возвращается к причинам катастрофы «Осоавиахима-1». По его мнению, стратостат развил при спуске столь большую скорость по той причине, что стратонавты долго держались на достигнутой ими высоте, где «нагревающее действие солнечных лучей оказывается очень большим. оболочка шара и заключённый в ней водород перегрелся до 8 градусов выше нуля, и газ расширился и частично вышел из оболочки». Когда стратостат пошёл на снижение — а для этого понадобилось стравить ещё часть газа, — газ начал охлаждаться. «Чем больше сжимался газ, тем меньше становилась подъёмная сила аэростата. Наконец гондола, тянувшая стратостат вниз, развила очень большую скорость». Крепления гондолы к оболочке не выдержали возникших перегрузок и оборвались. XVII съезд партии почтил вставанием память отважных воздухоплавателей; его делегаты в полном составе присутствовали на похоронах у Кремлёвской стены. Все члены экипажа посмертно награждены орденом Ленина.
Васенко Андрей Богданович
Сын петербургского инженера, выпускник царскосельской гимназии.
В 1918 году вступил добровольцем в Красную Армию. Беспартийный. В 1922—1927 годах учился в Ленинградском институте путей сообщения на факультете воздушного транспорта; одновременно работал в Павловской аэрологической обсерватории. Преподавал аэрологию в Ленинградском институте путей сообщения. Вёл научно-исследовательские работы по аэрофотосъёмке.
Конструктор стратостата «Осоавиахим-1». Участник полёта на нём 30 января 1934 (совместно с И. Д. Усыскиным и П. Ф. Федосеенко), когда была достигнута высота 22000 м. При спуске оболочка стратостата разрушилась, экипаж погиб.
Урна с прахом Васенко находится в Кремлёвской стене.
Награды
Награждён орденом Ленина (посмертно).
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
3 4 22 28 42 53 68 69 83 88 105 111 121 123 138 142 147 148 162 177 180 190 214
В А С Е Н К О А Н Д Р Е Й Б О Г Д А Н О В И Ч
214 211 210 192 186 172 161 146 145 131 126 109 103 93 91 76 72 67 66 52 37 34 24
1 15 20 37 43 53 55 70 74 79 80 94 109 112 122 146 149 150 168 174 188 199 214
А Н Д Р Е Й Б О Г Д А Н О В И Ч В А С Е Н К О
214 213 199 194 177 171 161 159 144 140 135 134 120 105 102 92 68 65 64 46 40 26 15
ВАСЕНКО АНДРЕЙ БОГДАНОВИЧ = 214.
214 = 138-КИСЛОРОДНОЕ + 76-ГОЛОДАНИ(е).
«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
В(незапная) (кат)АС(трофа) + (пад)ЕН(ие) + КО(нец) + (внез)А(п)Н(ое) (па)Д(ение) + (кисло)Р(одное) (голодани)Е + (умерши)Й + Б(ез) (кислор)О(да) Г(оло)ДАН(ие) (кр)ОВИ + (кон)Ч(ина)
142 = КИСЛОРОДНОЕ Г(олодание)
_______________________________
76 = (кисло)РОДНОЕ Г(олодание)
142 = КИСЛОРОДНОЕ Г(олодание)
_______________________________
76 = ГОЛОДАНИ(е)
138 = КИСЛОРОДНОЕ (голодание)
_______________________________
91 = (кисло)РОДНОЕ ГО(лодание)
Кислородное голодание крови симптомы | Лечение.
doctor-serdce.ru›kislorodnoe-golodanie-krovi…
Кислородное голодание крови симптомы. При недостаточном поступлении кислорода в головной мозга развивается гипоксия.
Нехватка кислорода в крови: симптомы и лечение.
apkhleb.ru›krov/nedostatok-kisloroda
Дефицит молекул О в крови, неизменно, приводит к кислородному голоданию всех органов и систем.
Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 115-ТРИДЦАТОЕ + 99-ЯНВАРЯ = 214-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ).
19 36 46 51 74 75 94 109 115 147 161 164 165 182 214
Т Р И Д Ц А Т О Е Я Н В А Р Я
214 195 178 168 163 140 139 120 105 99 67 53 50 49 32
«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
(сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (ос)Т(ановлен)О (дыхани)Е + (задыхаетс)Я + Н(ех)ВА(тка) (кисло)Р(одна)Я
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
68 = 42-ПАДЕН(ие) + 26-КО(нец)
______________________________
161 = ТРИДЦАТОЕ ЯН(варя)
68 = 42-ПАДЕН(ие) + 26-КО(нец)
_________________________________
161 = (г)ОЛОДАНИЕ КИСЛОР(одное)
Код полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 123-ТРИДЦАТЬ + 100-ЧЕТЫРЕ = 223.
19 36 46 51 74 75 94 123 147 153 172 200 217 223
Т Р И Д Ц А Т Ь Ч Е Т Ы Р Е
223 204 187 177 172 149 148 129 100 76 70 51 23 6
«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
(сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (не)ЧЕ(м) (дыша)Т(ь) + (д)Ы(хание) (п)РЕ(рвано)
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
53 = (зады)ХАНИЕ; (ум)ИРАЕТ
_____________________________
172 = ТРИДЦАТЬ ЧЕТ(ыре)
53 = (кисл)ОРОДА
_________________________
172 = ЛИШЁН КИСЛОРОДА
Новое в блогах
Стратонавты — предшественники героев
Полету в космос предшествовала огромная работа нескольких поколений ученых и инженеров, имена которых ныне незаслуженно забыты
Полету в космос предшествовала огромная работа нескольких поколений ученых и инженеров, имена которых ныне незаслуженно забыты
— 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос. В современной России этот праздник превратился в культовый, а сам полет Гагарина стал зримым доказательством совершенства советской науки и техники. Но нечасто вспоминают, что полету в космос предшествовала огромная работа нескольких поколений ученых и инженеров, имена многих из которых ныне незаслуженно забыты, не просто потому, что мы нелюбопытны к своему прошлому, но и потому, что многие факты и из этой области прошлого свидетельствуют не только о таланте и мужестве русского человека, но и о глупости, безответственности, а порой — и крайней жестокости режима, для которого высокие достижения науки и техники становились средствами для примитивного самоутверждения и самовосхваления, часто любой (а на самом деле, известно какой) ценой. И больно думать, сколь многого смогла бы добиться наша наука и техника, если бы не было сковывавшего и корежившего их большевицкого режима. Как бы расцвели таланты тех, кто окончил университеты накануне Великой войны, как бы блестяще проявили себя их ученики, если бы не пришлось им вместо плодотворной работы в родных университетах зарабатывать тяжким трудом на горький хлеб чужбины, или окончить свою жизнь в самом цветущем возрасте у расстрельной стенки, или постепенно угаснуть в ГУЛАГе…
Русские судьбы… О нескольких из них, связанных с развитием стратонавтики, рассказывает доктор технических наук профессор Дмитрий Михайлович КАЛИХМАН.
Феликс Баумгартнер выскакивает из капсулы в течение последнего пилотируемого полета на Red Bull Stratos в Розуэлле, Нью-Мексико, США, 14 октября 2012
Космонавтику привело в жизнь развитие как минимум трех основных направлений в науке и технике: авиации, стратонавтики и ракетостроения. И если о развитии отечественной авиации и ракетостроения написано достаточно много, то о стратонавтике подобного сказать нельзя. Долгое время эта тема была нежелательной для обсуждения.
История этих, действительно самоотверженных и героических, полетов такова. 27 мая 1931 года мир взорвала сенсация. Швейцарский профессор Огюст Пикар вместе с Паулем Кипфером на воздушном шаре, названном стратостатом, поднялись на высоту15 785 метров. Пикар покорил нижние слои стратосферы, до того времени недоступные для человека. Мир воспринял это событие как прорыв и первый шаг человека во вселенную.
19 января 1932 года в Москве председатель Гидрометеорологического комитета РСФСР Николай Николаевич Сперанский (1886—1951) созвал первое заседание по изучению стратосферы. С докладом выступил русский ученый-метеоролог, доктор физико-математических наук, профессор Виткевич (1888—1970), сформулировавший основные задачи по изучению стратосферы и возглавивший образованную на этом заседании комиссию по ее изучению.
Работу по созданию стратостата возглавил командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Георгий Алексеевич Прокофьев, а конструкцию гондолы разработал авиаконструктор Чижевский (1899—1972).
Создатели стратостата были профессионалами высокого класса, и практически все получили прекрасное образование в дореволюционной России. Даже Н.Н. Сперанский, будучи партийным функционером, имел два высших образования: в 1909 году он окончил естественный факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1913 году доучивался на метеорологическом факультете Московского сельскохозяйственного института. Витольд Игнатьевич Виткевич в 1910 году окончил физико-математический факультет Московского университета, где стал доктором наук и профессором. Владимир Антонович Чижевский в 1926 году окончил Военно-воздушную академию и с 1928 по 1931 год работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, позже стал главным конструктором Смоленского авиационного завода.
Пока в СССР шли работы по созданию стратостата, Огюст Пикар 18 августа 1932 года вместе с Максом Козинсом совершает второй полет, достигнув высоты16 200 метров, а весь мир переживал так называемый «стратосферный бум»: высказывались самые смелые и дерзкие предложения о полетах не только в стратосферу, но и в космос.
30 сентября 1933 года в 8 часов 30 минут стратостат «СССР-1» поднялся в воздух и через 4 часа достиг высоты19 300 метров, побив более чем на3000 метроврекорд Пикара. Приземлилась гондола невдалеке от Коломны. Имена командира экипажа Георгия Прокофьева, стратонавтов Эрнста Бирнбаума и Константина Годунова, инженера, сконструировавшего оболочку стратостата, узнала вся страна. Пресса назвала их «красноармейцами неба» и «гражданами стратосферы». Члены экипажа были опытными воздухоплавателями, так что не только отвага, но и высокий профессионализм стали гарантами успеха.
Этот рекорд был первым рекордом, установленным СССР в небе. Однако стратостат «СССР-1» был не единственным. Ленинград решил не отставать от столицы и изготовить аналогичный стратостат силами самого города. Для этого была издана брошюра под названием «В стратосферу», ценою 1 рубль, что по тем временам было немало, и тираж ее разошелся за один день. Ленинград строил свой «ОСОАВИАХИМ» «всем миром», но денег на завершение работ не хватало, поэтому сконструирован он был хуже, нежели «СССР-1». В частности, В.А. Чижевский, создавший гондолу стратостата «СССР-1», предусмотрел оптимальную конструкцию для экстренного ее покидания: при повороте штурвала люки открывались, и стратонавты могли спастись при помощи парашютов. В ленинградском стратостате для покидания гондолы необходимо было откручивать 12 болтов, расположенных по периметру люка.
Из 11 претендентов на полет были отобраны трое: командир экипажа — Павел Федорович Федосеенко (1898—1934), бывший очень опытным пилотом, в годы Гражданской войны командовавший воздухоплавательным отрядом; и бортинженер Андрей Богданович Васенко (1899—1934) — специалист по конструированию дирижаблей и аэрофотосъемке, спроектировавший стратостат «ОСОАВИАХИМ»; третьим был 23-летний ученый-физик Илья Давыдович Усыскин, о котором еще в студенческие годы говорили как об одной из главных надежд советской физической науки. Илья Усыскин в 20 лет опубликовал работу по исследованию атомного ядра, высоко оцененную академиком Иоффе и ведущими физиками-ядерщиками Европы. Именно Иоффе порекомендовал Илье войти в состав экипажа с целью изучения природы космических лучей, для чего молодой ученый усовершенствовал камеру Вильсона.
15 сентября 1933 года «ОСОАВИАХИМ-1» был доставлен в Москву, но полет стратостата неожиданно отменили.
В январе 1934 года в Москве начал работу XVII съезд ВКП(б), которому вся страна должна была салютовать победами. Тогда-то и вспомнили о так и не совершенном полете стратостата. 9 января 1934 года нарком обороны К.Е. Ворошилов в секретном письме Сталину сообщил, что «ОСОАВИАХИМ-1» начинают готовить к запуску в секретном порядке без предварительных сообщений в печати для установления нового мирового рекорда. Подготовка происходила в спешке, чтобы во что бы то ни стало осуществить полет во время работы съезда. Никого не смутило, что в стратосферу нужно будет подниматься зимой в тяжелых погодных условиях, хотя командир экипажа Павел Федосеенко неоднократно предупреждал руководство об авантюрности принимаемых решений. Для подготовки к полету у экипажа «ОСОАВИАХИМА» было всего несколько суток, тогда как объем предполагаемых опытов — просто огромен: предстояло получить новые сведения о физическом состоянии верхних слоев атмосферы, химическом составе воздуха, природе космических лучей, интенсивности космического излучения, величине напряженности магнитного поля Земли в стратосфере. Для экспериментов стратостат оснастили 34 приборами, причем кроме физических исследований необходимо было произвести и биологические.
Старт стратостата «ОСОАВИАХИМ-1» состоялся 30 января 1934 года на Кунцевском аэродроме. На летное поле съехались высшие военные чины, а все подходы и подъезды были перекрыты охраной. На уникальных документальных кадрах видно, как Павел Федосеенко берет из рук жены узелок с теплыми вещами, а Илья Усыскин неуклюже карабкается по корпусу гондолы стратостата в обычной кепке и сковывающем его движения демисезонном пальто. Ни о каком спецоборудовании и спецодежде организаторы полета даже не подумали.
К 11 часам 49 минутам московского времени стратостат достиг высоты 20 600 метрови передал на Землю сообщение: «С рекордной высоты 20 600 метров передаем пламенный привет XVII съезду ВКП(б) и вождю пролетариата товарищу Сталину. Подъем продолжаем». В следующий оговоренный час на командном пункте не услышали нового ожидаемого сообщения, но тревоги не было: все подумали, что стратостат отнесло слишком далеко боковым ветром.
Но стратонавты больше не вышли на связь. Стало ясно, что на борту стратостата случилось нечто чрезвычайное. Начались поиски гондолы с экипажем. К вечеру стало ясно, что, скорее всего, стратостат погиб, а между тем по недоразумению в эфир уже вышло сообщение о достижении стратостатом нового мирового рекорда —20 600 метров. К исходу 30 января в500 километрахот Москвы, невдалеке от Саранска, была найдена искореженная гондола стратостата с погибшими членами экипажа. При изучении бортового журнала стало ясно, что стратонавты достигли высоты 22 000 метров, когда случилась трагедия. Проститься с героями пришла вся Москва, их гибель нашла отклик не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Стратонавтов похоронили с почестями в Кремлевской стене и посмертно наградили орденами Ленина.
По оценкам специалистов, для стратостата «ОСОАВИАХИМ-1» предельно допустимой являлась высота21 000 метров. Подниматься «до тех пор, пока не остановишься», командиру экипажа Павлу Федосеенко приказали партийные чиновники, инструктировавшие его перед полетом. На высоте22 000 метровстратостат прекратил подъем и завис, водород в оболочке начал разогреваться под лучами солнца, и часть газа была автоматически сброшена через клапан. Но «ОСОАВИАХИМ» тем не менее не снижался. Тогда экипаж принял решение — сбросить часть газа. Это был роковой поступок. Стратостат начал спуск, но уже наступила ночь. Газ в оболочке охладился, объем его уменьшился, и скорость спуска резко возросла. Оболочка не была рассчитана на такие скорости — и лопнула. Гондола камнем устремилась к земле, а винты люка стратонавты открутить не успели. Константин Эдуардович Циолковский, анализируя основную причину катастрофы, отметил, что она произошла на 90% из-за погони за рекордом.
В последующие годы советских стратонавтов преследовал злой рок. В 1934 году на старте сгорел стратостат «СССР-2».
26 июня 1935 года завершился аварией полет стратостата «СССР-1бис» с экипажем в составе К.Я. Зилле, Ю.Г. Прилуцкого и А.Б. Вериго. После выполнения научной программы, в начале снижения, выяснилось, что оболочка баллона повреждена. Как только появилась возможность безопасно открыть люк, Прилуцкий и Вериго с высоты около10 000 метроввыпрыгнули с парашютом, а Зилле удалось благополучно посадить облегченную гондолу.
В 1937-м, едва оторвавшись от земли, рухнул суперстратостат «СССР-3», объем оболочки которого превышал объем оболочки «ОСОАВИАХИМА» в 7 раз. На нем хотели покорить высоту30 километров.
18 июля 1938 года в центре Донецка на территории Центрального парка культуры и отдыха опустился стратостат «ВВА-1», в гондоле которого находилось 4 мертвых стратонавта: Яков Григорьевич Украинский, Серафим Константинович Кучумов, Петр Михайлович Батенко и Давид Евсеевич Столбун. Они испытывали работу кислородных аппаратов на больших высотах, но в лаборатории по ошибке им закачали повышенную смесь углекислого газа.
Главной причиной неудачи полетов следует считать истерическую предполетную гонку под давлением партийных функционеров, штурмовщину, сопровождавшуюся угрозами репрессий, и неуважение к мнению специалистов.
Таким образом, из целой серии полетов стратостатов удачным оказался лишь полет «СССР-1». Погибшим стратонавтам были установлены памятники, выпускались марки с их портретами, однако время шло, и советское руководство поспешило забыть о неудачных полетах в стратосферу, а отсчет космической эры начало с чистого листа: с полета Юрия Гагарина в 1961 году. Имена стратонавтов медленно, но верно вычеркивались из истории покорения человеком космического пространства. Так, например, имена погибших членов экипажей стратостатов «СССР-2» и «СССР-3» практически не упоминались в доступных справочных изданиях, да и о тех, кому установлены памятники, ныне мало кто помнит.
Между тем в США никогда не отрывали историю развития авиации, стратонавтики и космонавтики друг от друга: американские космические корабли зачастую носили имена стратостатов 1930-х годов, а стратостаты, в свою очередь, — имена первых самолетов начала XX века.
В СССР такая постановка вопроса была идеологически невозможной: в небо русские летчики поднялись в 1909 году, т.е. при царском режиме, многие из них сражались в Белых армиях, погибли в боях или ушли в эмиграцию, а полеты в стратосферу в большинстве своем закончились трагически и не вписывались в лакированную схему «социалистического строительства».
Судьба швейцарского стратонавта Огюста Пикара сложилась более счастливо, чем у его советских последователей. Он участвовал в 27 полетах на стратостатах и достиг высоты 23 000 метров. После Второй мировой войны Огюст Пикар и его сын Жак увлеклись созданием батискафов. Ими был создан знаменитый аппарат «Триест», на котором Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш 23 января 1960 года совершили погружение на дно Марианской впадины на глубину10 916 метров. Огюст Пикар скончался в Лозанне в 1962 году в возрасте 78 лет. Он был похоронен с почестями, а его гроб был накрыт швейцарским флагом, побывавшим на дне Марианской впадины.
Свое продолжение полеты в стратосферу нашли в 1960-е годы. 16 февраля 1960 года американский стратонавт Джон Киттингер после ряда установленных рекордов достиг высоты31 333 метраи совершил с нее прыжок с парашютом, пролетев на стабилизирующем куполе25 816 метров.
В СССР в рамках программы подготовки космонавтов 1 ноября 1962 года в районе г. Вольска Саратовской области были выполнены парашютные прыжки со стратостата «Волга», поднявшегося на высоту25 428 м. Прыжок из глубин стратосферы осуществили парашютисты-испытатели Евгений Николаевич Андреев и Петр Иванович Долгов. Андреев должен был первым катапультироваться и, пролетев в свободном падении24 500 метров, раскрыть парашют. Задача Долгова была более опасной и сложной: он должен был на предельной высоте покинуть стратостат, немедленно раскрыв парашют, и спускаться под его куполом в разреженных слоях стратосферы вплоть до земли. Евгений Андреев, катапультировавшись, после 4 минут 30 секунд свободного падения успешно выполнил задачу. Петр Долгов через минуту начал отделяться от стратостата. Однако при расчете прыжка не учли разреженность воздуха в стратосфере: на высоте28 640 метровкабина стратостата продолжала раскачиваться от отдачи при катапультировании Андреева, и Долгов случайно ударился остеклением шлема высотного компенсационного костюма об острый болтик крепления трубопровода на стратостате. Произошла разгерметизация костюма, и отважный испытатель моментально скончался. Парашютная система сработала нормально, но Петр Долгов приземлился уже мертвым. За этот выдающийся прыжок испытателям были присвоены звания Героев Советского Союза.
Максимальной высоты подъема в стратосферу на высоту37 643 метрадостиг 2 февраля 1966 года американский стратонавт Н. Пиантанида, пытавшийся побить и рекорды Киттингера и Андреева в прыжках с парашютом, однако ему удалось установить лишь рекорд высоты. Побил рекорды Киттингера и Андреева только австрийский парашютист Феликс Баумгартнер: 14 октября 2012 года он совершил успешный парашютный прыжок из стратосферы с высоты38 969,4 метра. Парашютист благополучно приземлился в окрестностях города Розуэлл (штат Нью-Мексико). Но рекорд Евгения Андреева по времени нахождения в свободном падении тем не менее устоял.
22 февраля 2013 года ФАИ (Международная авиационная федерация) ратифицировала три официальных мировых рекорда: высота прыжка38 969,4 м, расстояние в свободном падении36 402,6 ми скорость падения1357 км/ч.
И это не просто рекорды ради рекордов: стратонавтика, несмотря на трагическое завершение очень многих экспериментов в нашей стране, сыграла огромную роль в подготовке космических полетов, в том числе и на самых последних этапах.
Об авторе
Дмитрий Михайлович КАЛИХМАН родился в 1963 году. В 1985-м окончил Саратовский политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика». С 1987 года работает в филиале ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина» в Саратове. Начальник научно-технического отдела. Ведущий специалист в области разработки блоков командных навигационных приборов для систем управления космическими аппаратами типа «Союз-ТМА» и «Прогресс-М». Доктор технических наук, профессор Саратовского государственного технического университета. Автор более 80 научных работ, в т.ч. двух монографий, и 20 изобретений. Действительный член Академии навигации и управления движением.