Страны одкб что это такое
Страны одкб что это такое
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.
Содержание
История
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.
На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.
2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.
4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ. (http://www.vz.ru/news/2009/4/3/272081.html)
Перспективы развития
Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.
В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.
Цели и задачи
Члены ОДКБ
Структура ОДКБ
Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.
Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.
Саммит ОДКБ в сентябре 2008
5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств-членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии.
Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств—членов».
ОДКБ – что это за организация и почему именно сейчас в ней нуждаются на постсоветском пространстве?
В октябре исполнилось 18 лет, как были подписаны документы о создании Организации Договора о коллективной безопасности. ОДКБ – международная организация, целями которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов организации». То есть вот она главная цель – чтобы народы жили спокойно. 18 лет – условный возраст совершеннолетия и весомый повод выйти на новый уровень.
Его в пятницу обсудили в Совете Республики, где подчеркнули: Беларусь выступает за развитие потенциала ОДКБ, и теперь речь должна идти о том, чтобы обеспечить безопасность всеми возможными способами. В том числе и через парламентские площадки.
Сергей Рачков, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси : « Мы считаем, что организация ОДКБ уже серьезно окрепла. Мы видим те вызовы и угрозы, которые существуют и стоят перед членами данной организации. Поэтому мы считаем, что необходимо говорить о том, чтобы Парламентская Ассамблея ОДКБ действовала самостоятельно, на самостоятельной площадке и взаимодействовала с другими межпарламентскими структурами, в том числе и Межпарламентской ассамблеей СНГ».
Напомним, в состав ОДКБ входят шесть стран: Беларусь, Армения, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В разное время эти страны испытывали или испытывают сейчас напряжение. Внутреннее. Но уже достоверно: здесь не обошлось без внешнего вмешательства.
Противостоять в одиночку или всё-таки бороться вместе? ОДКБ – в чём её задача и пришла ли пора проявить тот самый потенциал?
До августа в Минске об ОДКБ говорили в основном хорошее: союз нужный, безопасностью нельзя пренебрегать. Но только говорили. И лишь столкнувшись с реальной угрозой переворота, решили задействовать инструменты организации.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси : « События у нас в августе и реакция, прежде всего, России на эти события свидетельствуют о том, что эта организация очень важная и нам её надо развивать. В первом разговоре с Путиным я как раз сказал об этом: теперь мы, наверное, поняли, что такое это ОДКБ и для чего нам эта организация нужна».
Речь о создании резерва российских правоохранителей. Тогда кто-то всерьёз испугался – как, российские военные на улицах Минска? Но ведь Росгвардия могла охранять здания органов власти или важные объекты инфраструктуры. Чтобы не случилось, как в Кыргызстане.
Мы не будем рассуждать, что стоит за переворотом в Бишкеке, но методы, согласитесь, слабо похожи на мирную передачу власти, которую теперь никто не хочет на себя брать.
Ещё одним фактором августовской напряжённости стала мобилизация сил НАТО у границ Беларуси. В Минске расслышали бряцание с литовской и польской стороны. Сидеть и ждать? Ну, нет!
Александр Лукашенко, Президент Беларуси : « Мы в своё время очень точно определились по военной доктрине. Мы кол забили, что всё будет начинаться изнутри, а потом уже будут приглашать иностранные войска. Примерно так могло быть в Беларуси, поэтому мы вынуждены были реагировать. Поднимали пол-армии и вынуждены были демонстрировать силу. Мы пристрелялись – по-военному говоря. Наверное, это образумило за пределами страны – мы имеем хороший кулак и можем очень серьёзно ответить. Поэтому ОДКБ быть. Мы будем очень активно участвовать, даже если кому-то это будет не с руки»
Минску помощь Москвы в итоге не понадобилась. Но выводы Александр Лукашенко сделал. Пока о подмоге не просит Бишкек, хотя Генсек ОДКБ заявил, что рассчитывать на силы организации в Кыргызстане могут. Для понимания: в ОДКБ есть своя армия – коллективные силы оперативного реагирования. Но не только. Если слегка углубиться в историю, ОДКБ создавали во многом как инструмент противодействия экстремистским группировкам Центральной Азии. А потому в организации предусмотрен не только армейский, но милицейский компонент, который должен защищать конституционный строй стран-участниц, и даже силы МЧС на случай стихийных бедствий.
Александр Алесин, военный эксперт : « По мере того, как от Афганистана угроза отпадала, считалось, что это спящая организация, «полунужная». Но вот когда сейчас по периметру ОДКБ возникли горячие точки, первой из которых была Беларусь, все поняли, что инструменты, которые там заложены, они прозорливо заложены и помогают бороться с тем, что сейчас называют гибридной войной».
Будем считать, что с этим разобрались. Но как тогда быть с конфликтом в Нагорном Карабахе? Формально – это территория Азербайджана, а значит – не территория ОДКБ. Но Армения – вторая сторона конфликта – член организации. И как быть? Всё же это тот случай, когда официальная позиция куда важнее мнения любых экспертов. Так возможно ли развитие событий, при котором ОДКБ будет просто вынуждена вмешаться?
Станислав Зась, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности : « Первый – это когда создаются реальные угрозы для безопасности, стабильности, суверенитета и территориальной целостности государства. Любого государства-члена ОДКБ. Второе пороговое значение – в случае агрессии, то есть военного нападения. В этом случае это будет рассматриваться как агрессия против всех наших государств – незамедлительно оказывается всяческая помощь, в том числе военная. Я думаю, не в интересах ни Азербайджана, ни Армении, чтобы конфликт разрастался до региональной войны. Я не вижу такого варианта развития событий. Но я уже ответил, что у нас предусмотрены механизмы, и любое государство-член ОДКБ вправе рассчитывать на помощь».
На самом деле, угроз чуть больше, чем перечислил Генсек. Переброска наёмников – ведь тоже угроза общей безопасности, пусть и скрытая. Впрочем, и за этим в ОДКБ следят. Уже в Минске, говоря о ситуации в Нагорном Карабахе, Зась отметит, что Баку и Ереван – худо-бедно, но начали разговаривать, и ещё кое-что…
Так неужели правда – миротворческие силы ОДКБ могут направить для разрешения спора Баку и Еревана? Теоретически это возможно. Весь механизм организацией прописан. Но любопытно, что учения эти запланировали задолго до того, как вспыхнул Нагорный Карабах.
Станислав Зась, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности : « Сейчас вопрос подключения миротворцев ОДКБ к урегулированию этой ситуации не обсуждается. В повестке дня его нет. Привлечены страны Минской группы ОБСЕ. Именно они являются участниками урегулирования этого конфликта».
Вместе с тем ОДКБ готовится к переговорам с ООН, чтобы в будущем участвовать в миротворческих операциях и под её эгидой. Так что, похоже, ответ на вопрос о приоритетах организации, напрашивается сам собой…
Впрочем, на то это и военные учения, чтобы нести вполне конкретный посыл…
Александр Вольфович, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Беларуси : «Я уверен просто, что такие мероприятия будут остужать горячие головы, которые подливают масла в огонь и пытаются разжечь на территории суверенных стран беспредел просто-напросто».
И пусть ОДКБ называют постсоветским НАТО, это, пожалуй, всё же к лучшему, что в отличие от североатлантического альянса Организация Договора о коллективной безопасности не участвовала ни в одном военном конфликте. Всё же принцип ОДКБ – один за всех и все за безопасность.
ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́РА О КОЛЛЕКТИ́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ
Том 24. Москва, 2014, стр. 335
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́ РА О КОЛЛЕК Т И́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ (ОДКБ), международная региональная организация по обеспечению коллективной безопасности. Объединяет 6 государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) (2013). Создана на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15.5.1992 в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Штаб-квартира – в Москве. В сент. 1993 к ДКБ присоединился Азербайджан, в декабре того же года – Грузия и Белоруссия, 20.4.1994 Договор вступил в силу для всех государств-членов. В апр. 1999 Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из него, отказавшись от подписания Протокола о продлении ДКБ. Расширение военно-технич. сотрудничества государств – участников ДКБ, развитие системы консультативных органов, формирование Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности (2001) создали предпосылки для преобразования ДКБ в междунар. региональную орг-цию в духе статей 52–54 Устава ООН. Соответствующее решение принято 14.5.2002 в Москве на юбилейной сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) ДКБ, состоящего из глав государств – участников Договора. На сессии СКБ в Кишинёве 7.10.2002 приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, вступившие в силу 18.9.2003 после их ратификации всеми государствами-участниками (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). В качестве целей ОДКБ были зафиксированы укрепление мира, междунар. и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. На сессии СКБ в Душанбе (28.4.2003) приняты положения, регламентирующие деятельность органов ОДКБ, а также организац. и финансовые вопросы; на сессии в Астане (18.6.2004) – Положение о порядке приёма и выхода из ОДКБ. К 2004 сформирована и начала функционировать система осн. органов ОДКБ: СКБ (высший орган, состоящий из глав государств-членов; принимает решения по стратегич. вопросам, с 2008 его сессии проходят в Москве), Постоянный совет (координирует реализацию решений СКБ в период между его сессиями), Совет министров иностр. дел, Совет министров обороны, К-т секретарей советов безопасности (консультативные и исполнит. органы, координирующие деятельность государств-членов в области внешней и воен. политики), Секретариат и Объединённый штаб (постоянно действующие рабочие органы). Пред. СКБ назначается по принципу ротации из глав государств – членов ОДКБ, генеральный секретарь (высшее адм. должностное лицо) назначается решением СКБ (в 2002–03 В. Д. Николаенко, с 2003 Н. Н. Бордюжа). 23.12.2003 Устав ОДКБ зарегистрирован в реестре Генерального секретаря ООН, 2.12.2004 резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН ОДКБ предоставлен статус наблюдателя. На сессии СКБ в Минске (23.6.2006) одобрена Декларация о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ, поставившая задачу её превращения в многофункциональную структуру противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов; тогда же принято решение о восстановлении членства Узбекистана (протокол подписан на саммите Евразийского экономического сообщества в Сочи 16.8.2006; закон о присоединении к ОДКБ одобрен парламентом Узбекистана 28.3.2008). С 2006 действуют Межгосударств. комиссия по военно-экономич. сотрудничеству ОДКБ и Парламентская ассамблея ОДКБ (с 2010 её место закреплено в Уставе в качестве органа межпарламентского сотрудничества орг-ции). В целях дальнейшего укрепления безопасности государств-членов на внеочередной сессии в Москве 4.2.2009 принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, соответствующее Соглашение подписано на сессии СКБ 14.6.2009 всеми членами ОДКБ, кроме Узбекистана и Белоруссии (последняя подписала пакет документов 20.10.2009). На сессии СКБ ОДКБ в Москве 20.12.2011 подписан Протокол о размещении объектов воен. инфраструктуры на территориях государств – членов ОДКБ, в соответствии с которым воен. базы «третьих стран» могут размещаться на территории государств-членов только при отсутствии офиц. возражений всех государств – членов орг-ции. 19.12.2012 Узбекистан приостановил членство в ОДКБ. Члены ОДКБ активно сотрудничают в сфере борьбы с нелегальным оборотом наркотиков (операция «Канал»), нелегальной миграцией (операция «Нелегал»), противодействия преступлениям в информац. среде (операция «Прокси»). ОДКБ наладила контакты и взаимодействие с осн. междунар. организациями (ООН, СНГ, ОБСЕ, ШОС и др.).
Кто входит в ОДКБ – союзники или потенциальные противники России?
Обострение конфликта Армении и Азербайджана обозначило кризис системы коллективной безопасности в СНГ
Об авторе: Владимир Валентинович Попов – доктор исторических наук, ветеран боевых действий, полковник запаса.
Фото сайта odkb-csto.org
Пока на границе Азербайджана и Армении шла перестрелка, много вопросов возникло по поводу того, кто может вмешаться в боевые действия и в случае необходимости развести враждующие стороны. Инструментом умиротворения в этой ситуации могли стать силы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), однако ее функционеры так и не выступили с содержательными предложениями. Приходится констатировать: нет примеров, когда ОДКБ участвовала бы в разрешении подобных противоречий. Повторение ситуации в очередной раз поставило вопрос о том, насколько действенна эта структура и кому она нужна.
Сейчас в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Все они считаются союзниками России, которую принято считать силой, заинтересованной в сохранении организации. Что же РФ за это получает? Ни один из членов ОДКБ не признал независимый статус Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Москва. Завис и вопрос о статусе Нагорного Карабаха (НК). Вопрос об этой территории представляет собой как бы квинтэссенцию всех противоречий вокруг Договора о коллективной безопасности. Армения входит в ОДКБ, а Азербайджан был в этой организации, но практически сразу вышел из нее в 1994 году. Это случилось, видимо, после того как в Баку поняли, что 20% территории, которую удерживает Армения в Карабахе, вряд ли без большой кровопролитной войны отойдет Азербайджану… Конфликт есть, и варианты его разрешения в рамках ОДКБ не намечаются.
Помнится, в 1990-х годах ходили разговоры, что в Нагорный Карабах введут коллективные миротворческие силы ОДКБ. Более того, нет ни одного примера, чтобы организация участвовала в разрешении подобных противоречий. А конфликтов было немало. Таджикистан – события 2010 года в Ферганской долине. Июнь 2010 года, когда из-за противостояния киргизской и узбекской диаспор, фактически поставившего Киргизию на грань гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Его созвали для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся во введении в страну подразделений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). С этой просьбой к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву обратилась глава Киргизии того времени Роза Отунбаева. Но ответ был – нет… Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве – члене ОДКБ резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко. Может быть, именно поэтому 28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года). А ведь после этого были еще противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией в 2008 году, Донбасс 2014 года. Задачей организации названа защита территориально-экономического пространства стран – участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. ОДКБ как единый военно-политический союз все эти задачи выполняет пока виртуально. КСОР ни разу не участвовали в боевых операциях.
При этом мы видим другой пример – действия коллективных сил НАТО, которые проявляют активность и в тех регионах, где у России и ее союзников по ОДКБ есть свои геополитические интересы. Признавая определенные противоречия между странами – членами Североатлантического блока, нельзя отрицать боевую эффективность и слаженность его действий в конфликтных зонах. Бомбежки в 1999 году Югославии, отторжение Косово, а также оккупация в начале 2000-х годов Ирака, а в последующем Афганистана, Сирии – эти примеры говорят о том, что в НАТО верны исповедуемым принципам, как бы мы к ним ни относились.
Но вернемся к размышлениям о том, кому выгодно существование ОДКБ. Мы видим, что Армения и Казахстан хоть и являются членами организации, но заигрывают с НАТО. Они готовы укреплять военно-политические связи с альянсом и даже подумывают о членстве в блоке. Как это сочетается с сохранением ОДКБ, сказать трудно. Между тем коллективные силы каждый год проводят совместные учения, собираются в штаб-квартире в Москве, чтобы обсудить насущные проблемы. Но, к сожалению, реальной работы по защите интересов входящих в организацию государств, решению конфликтных проблем – минимум.
Пока идет лишь регулярная подготовка войск. Главный побудительный мотив к этому, конечно, формирует Москва. Начиная с 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях. С 2010 года в РФ стали учиться военнослужащие из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии. Сейчас их в военных вузах насчитывается несколько тысяч человек. Но есть ли в этом сотрудничестве какой-то смысл и польза для нашей коллективной обороны? Пока отношения между странами складываются так, что непонятно, в каких вооруженных конфликтах окажутся замешанными окончившие российские военные вузы специалисты после выпуска, а главное – на чьей стороне.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.